Система школьного образования в России

гедонизм

«Глас Рунета» провёл опрос, в центре внимания которого — система школьного образования в России.

 

Предлагаю вниманию читателей результаты опроса-2015.

Большинство российских интернет-пользователей оценивает состояние системы школьного образования в России как «посредственное» (50%), «плохое» (22%) или «очень плохое» (11%). Лишь 16% дают ему положительную оценку. Таковы результаты проведенного «Гласом Рунета» онлайн опроса, в котором приняли участие 1654 российских интернет-пользователя, представляющих активную (недельную) аудиторию Рунета.

Большинство опрошенных считают себя достаточно осведомленными относительно «слабых мест» в системе российского школьного образования. По мнению российских интернет-пользователей, наиболее острыми проблемами российской школы сегодня являются утрата традиций (отметили 58% из числа всех респондентов) и низкая мотивация как педагогов, так и самих учащихся (47).

Эти проблемы обусловлены целым рядом причин, которые можно разделить на две основные группы. С одной стороны — такими провалами политики народного образования как нестабильность и недостаточная проработка учебных программ, учебников (50%), упрощение, формализация системы оценки знаний учащихся (49%), снижение государственных образовательных стандартов (39%). С другой стороны — непреодоленными материальными и жилищными проблемами учителей (39%), слабой материально-технической базой школ (30%), низкой квалификацией учителей (30%).

Общее состояние российской школы ухудшают недостаточное внимание воспитанию учащихся (30%), коррупция, административный произвол (29%), нехватка, высокая текучесть кадров (25%). Около 29% опрошенных указали на несоответствие образования потребностям общества, работодателя, около 22% — на слабую преемственность между этапами образования. Весь комплекс проблем внутри российской школы и за её стенами ведет к тому, что полноценное среднее образование становится, по мнению 14% опрошенных, недоступным для отдельных социальных слоев, групп.

Отрицательное отношение к отмене вступительных экзаменов в ВУЗы/СУЗы и поступлению в них на основе результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который сдается по окончании средней школы, выказывают 54% среди российских интернет-пользователей окончивших школу в 2008 году или ранее, то есть, до того как в 2009 году ЕГЭ стал в России обязательным для сдачи всеми одиннадцатиклассниками. Лишь 38% представителей этого «дореформенного» поколения позитивно оценивают переход на ЕГЭ. Среди тех, кто окончил российскую школу в период с 2009 по 2014 годы, имел место некоторый оптимизм в отношении ЕГЭ — доля давших отрицательную оценку уменьшается до 34%, а положительную — увеличивается до 58%. Однако среди окончивших российскую школу в 2015 году, а также среди ее будущих выпускников, не менее 53% снова негативно настроены к ЕГЭ и только 40% — позитивно.

Негативное отношение к ЕГЭ обусловлено, прежде всего, тем, что большинство (68% среди всех опрошенных и 86% среди негативно оценивших ЕГЭ) респондентов уверены в том, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Хотя, по мнению 42% опрошенных, сдавать ЕГЭ, легче, чем выпускные школьные и вступительные экзамены в ВУЗ/СУЗ по отдельности. Но как видно, легкость не сопровождается ростом качества. Кроме того, мошенничество при сдаче ЕГЭ, подтасовку его результатов 42% опрошенных считают уже сложившейся, устоявшейся практикой, а не единичными эпизодами, хотя лишь 13% сталкивались с этим лично.

Однако, если молодое поколение интернет-пользователей постепенно примиряется со своей судьбой и склонно искать позитив в практике ЕГЭ, то молодые и просто ответственные родители сохраняют скептическое отношение к реформе. Среди тех участников опроса, кто имеет детей школьного возраста, 50% испытывают негативное и только 42% позитивное отношение к ЕГЭ вообще или в его нынешнем виде, а 77% при возможности выбора предпочли бы, что бы их дети/внуки сдавали обычные экзамены по старой системе и только 16% согласились бы на ЕГЭ.

Около 44% опрошенных российских интернет-пользователей не видят никаких позитивных изменений в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен. В числе положительных результатов этой реформы 38% отметили упрощение процедуры поступления в ВУЗы, 26% — повышение шансов одаренных учеников из регионов на поступление в престижные ВУЗы страны, 20% — стандартизацию оценки знаний по стране в целом, 19% — уменьшение субъективизма в оценках знаний учеников и абитуриентов. Но лишь 17% верят, что ЕГЭ помогает борьбе с коррупцией и только 7% — в то, что российское ЕГЭ соответствует общепринятым международным стандартам.

Негативный фон предстает в более темных красках. Лишь 4% опрошенных не замечают за ЕГЭ никаких отрицательных последствий. Однако 65% считают такую систему оценки знаний неоправданно формализованной и весьма поверхностной, что в свою очередь снижает возможность учета индивидуальных особенностей учащихся. Вследствие этого ухудшается качество подготовки и знаний учащихся (54%) и снижается роль учителя в определении знаний своих учеников (31%), российская школа теряет свои традиции и особенности (52%), усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе (27%), растут различия между ВУЗами с точки зрения контингента учащихся (18%).

А что бы посоветовали российские интернет-пользователи изменить в процессе подготовки, сдачи и дальнейшем использовании результатов ЕГЭ? Небольшая часть опрошенных сделала акцент на чисто технических сторонах ЕГЭ — 26% предлагают тщательнее проработать методику тестов, 19% — заранее готовить учеников к тестированию, 18% — дать возможность сдавать ЕГЭ в своей школе, 10% — ужесточить контроль над самой процедурой сдачи, в частности, — сдавать ЕГЭ только в электронной форме на компьютере.

Около 43% опрошенных хотели бы вернуть прежнюю систему экзаменации, отменив ЕГЭ вообще, а 38% хотя бы сохранить возможность выбора между традиционным экзаменом и ЕГЭ. Около 38% предлагают добавить возможность пересдачи ЕГЭ в текущем году, а не только в следующем. А 17% — сделать ЕГЭ обязательным только для тех, кто поступает в ВУЗы.

Часть респондентов выступает за гибридные варианты — 34% предлагают добавить устную часть в дополнение к блоку тестов ЕГЭ по некоторым типам предметов, 33% — полностью заменить тесты на устный экзамен по некоторым типам предметов, 26% — добавить к тестовой обязательную письменную часть, а 24% — ввести дополнительные экзамены при приеме в ВУЗы. Стоит отметить, что с 2015 года в школьные выпускные экзамены вводится сочинение в качестве одного из обязательных условий допуска к ЕГЭ по русскому языку. И это дополнение 75% опрошенных оценили скорее положительно.

Около 51% опрошенных считают главной задачей школьной реформы — не зацикливаться на формах проверки знаний, а повышать качество самого обучения. Преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание в российских школах? По мнению российских интернет-пользователей в усилении нуждаются такие основные гуманитарные дисциплины, как русский язык и литература (84%), математика (64%), история (63%), иностранные языки (57%). Не меньшее значение должно придаваться повышению компьютерной грамотности, информатике (51%), а также блоку естественно-научных дисциплин (50%). Кроме этого, современная российская школа должна оставаться местом приобщения молодежи к основам права, законам государства (38%), физической культуре (33%) и воспитания трудовых навыков (31%).

Аналогичный опрос , в котором оценивается система школьного образования в России, проводился «Гласом Рунета и в 2014 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.