Техническая и инженерная деятельность. «Особенности инженерной деятельности и роль инженера в современном мире. Процесс инженерной деятельности включает в себя

Сущность инженерной деятельности состоит в систематическом использовании научных знаний в производственной практике. Возникновение инженерной профессии и ее институционализация в Новое время вызваны возрастающими социальными потребностями по созданию и обслуживанию сложной техники и управлению крупным производством. Неотъемлемыми чертами инженерного мышления выступают креативность и эвристичность.

Пройдя в своем развитии несколько исторических этапов, инженерия представлена множеством видов, связанных с эксплуатацией и развитием как собственно технических систем, так и социотехнических комплексов. Вместе с отраслевым делением это образует чрезвычайно сложную структуру данной профессии, границы которой в последнее время начинают размываться.

Научно-технические специалисты в современном обществе образуют крупную социальную группу, обладающую элементами самоорганизации и выполняющую не только производственные, но и социокультурные функции.

Сущность инженерной деятельности

Вопросы о личности инженера, содержании и характере его деятельности имеют исключительно важное не только философское, теоретико-методологическое, но и практическое значение, ибо от их решения в значительной мере зависят подготовка и переподготовка инженерных кадров, удовлетворяющих социальным, производственным и научно-техническим требованиям.

Слово "инженер", образованное от корня, в переводе означающего "творить", "создавать", "изобретать", "внедрять", впервые стало использоваться в античном мире, по-видимому, не ранее III в. до н.э. для названия лиц, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин. Понятие "гражданский инженер" появилось в XVI в. в Германии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах. В русских источниках слово "инженер" встречается в середине XVII в., в актах Московского государства.

Во многих словарях и справочниках "инженер" определяется как специалист с высшим техническим образованием. Здесь фактически характеризуется не сама его профессия, а лишь подготовленность и квалификация специалиста. В этой связи В.Г. Горохов замечает: "На самом деле образование только тогда дает ему (выпускнику технического вуза. - Прим. авт.) право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и после ее окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства" .

В литературе встречаются весьма расширенные трактовки профессии инженера, усматривающие специфику его деятельности в приложении знаний вообще во всех сферах материального и духовного производства, в области услуг. Это привело к тому, что стали говорить о генных инженерах, зооинженерах, инженерах-социологах, инженерах по кадрам и др. В таком широком понимании инженерная профессия оказывается размытой настолько, что теряет свои границы и своеобразие. Это ведет к тому, что внешне похожий труд инженеров и квазиинженеров оценивается одинаково, что вызывает инфляцию и падение престижа инженеров.

В этой связи заслуживает особого внимания следующее определение: "Инженер - специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений" .

ЮНЕСКО предлагает называть инженером такого работника, который умеет творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать (применять) производственные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их "поведение" в определенных условиях. Инженер обязан в соответствующей степени учитывать требования экономики, техники безопасности и сохранности оборудования .

Следует особо подчеркнуть, что в самых различных определениях инженерной профессии и инженерной деятельности практически отсутствуют указания на их социально-гуманитарные, антропологические аспекты, социально-гуманитарную составляющую. К сожалению, инженер часто понимается как чистый "технарь", ограниченный лишь знанием техники. Ныне же очевиден тот факт, что гуманитарная подготовка инженеров становится просто необходимой, является важным показателем (критерием) уровня их профессионализма, компетентности и интеллигентности.

Инженер должен уметь:

  • эксплуатировать и ремонтировать, проектировать и ликвидировать технологические процессы и устройства;
  • ставить, разрабатывать, решать задачи, прогнозировать, изобретать и принимать решения по внедрению техники;
  • понимать значение своей работы и ее последствия как в полезных функциях созданных им технических систем, так и в нежелательных эффектах.

Традиционно основным смыслом инженерной деятельности считается проектирование, создание технических систем. В процессе деятельности инженер:

  • активно взаимодействует с заказчиком как пользователем будущего изделия;
  • передает коллегам техническую документацию, необходимую им для разработки частей технической системы;
  • передает рабочим техническую документацию на изготовление;
  • ведет авторский надзор изготовления;
  • передает заказчику (а по необходимости и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию.

Инженерная деятельность охватывает весь род занятий инженера и является родовым понятием по отношению к инженерному труду. Таким образом, трудом инженера является далеко не всякая его деятельность, а только созидательно-преобразующая и продуктивная, требующая для своего осуществления определенных затрат интеллектуальных, психофизиологических и физических сил.

Сфера деятельности инженера шире сферы его труда. Инженерная деятельность - это не только труд, но и научно-технический поиск, общение, коммуникативная, информационная, организационно-управленческая деятельность и др. Деятельность инженера не ограничивается только технической деятельностью, хотя она для него и является главной.

Надо заметить, что в литературе встречаются крайне ограниченные трактовки инженерной деятельности, как исключительно направленной на применение научных знаний для создания технических объектов - сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. - и управления процессом их изготовления. Подобный подход ограничен, однако в нем по крайней мере вкратце определена сущность технической деятельности инженера.

Инженерно-техническая деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатацию техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.

В.П. Булатов и Е.А. Шаповалов считают, что характерными чертами инженерной деятельности являются:

  • принадлежность к материальному производству, технической практике;
  • техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности);
  • научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);
  • неотделимость от технического и научно-технического творчества;
  • опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих) .

Несмотря на некоторую близость, сходство научно-исследовательской и инженерной деятельности, между ними имеются существенные различия. Они отличаются объектами, характером и содержанием, средствами, целями, функциями и результатами деятельности.

Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, "овеществление" научных знаний на производстве. Ученый же преследует познавательные цели, в равной степени это относится и к техническим наукам, которые составляют теоретическую и методологическую основу инженерной деятельности. Научная деятельность носит прежде всего познавательный характер, направлена на познание законов и закономерностей природы, техники, технологии и инженерной деятельности, а ее главный результат - новое научное знание.

Важно заметить, что научно-исследовательская деятельность не является основной для инженера. Правда, если взять инженера-исследователя, инженера-разработчика, то его деятельность уже в значительной мере носит научный характер. Предметом деятельности здесь является содержание технического объекта.

Средствами инженерного труда служат научные знания - результаты научной деятельности, которыми инженер обычно пользуется в виде готовых формул, зависимостей различных величин и методов расчета, содержащихся в справочниках, технических и технологических инструкциях. К средствам инженерного труда относятся также социально-технические нормы и информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксируемая в виде каталогов, перечня номенклатуры изделий и т.д.

Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (чертежи, схемы, программы, расчеты, описания), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и др.

В XX в. инженерия разделилась на множество отраслей: физическая (электрическая, механическая, радиотехническая и др.), химическая (производство искусственных волокон, минеральных удобрений, лекарственных средств, товаров бытовой химии и т.д.), биологическая (биомеханика, бионика, биосинтез, биооптика, биоэнергетика и т.д.) и др.

Выделяются три основные категории инженеров:

  • 1) производственник - выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации;
  • 2) исследователь-разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством;
  • 3) "универсалист" (или системотехник) - инженер широкого профиля, задачи которого состоят в организации и управлении инженерной деятельностью и создании основных технических систем.

Очевидно, сейчас следует расширить эту типологию и включить в нее инженера, занятого социотехническим проектированием, основной целью которого является учет социокультурных и антропологических аспектов инженерной деятельности и ее результатов.

Таким образом, главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.

Деятельность инженера, в принципе, носит творческий характер, предполагает преимущественно инновационные, нестандартные, неалгоритмированные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства. Однако на практике все это выглядит несколько по-другому, так как инженеру зачастую приходится заниматься рутинной, механической, далеко не творческой работой.

Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой - основой жизни общества - и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-технической революции. Решая свои, казалось бы, узкопрофессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом.

В настоящее время часто говорится о кризисе инженерии. Исследователи называют по меньшей мере четыре области такого кризиса:

  • 1) поглощение инженерии нетрадиционным проектированием;
  • 2) поглощение инженерии технологией;
  • 3) осознание отрицательных последствий инженерной деятельности;
  • 4) кризис традиционной научно-технической картины мира .

Сейчас практически требуется новая, неклассическая инженерия, носящая комплексный характер и имеющая социотехническую направленность.

Основной путь выхода из кризиса инженерии состоит в ее гуманизацию целенаправленном учете ее "человеческого измерения" и социокультурных оснований. В силу этого наиболее перспективным является социотехническое, гуманитарное проектирование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Формирование и функционирование системы "наука -производство" происходило и происходит на основе развития инженерной деятельности. Именно посредством ее практически реализуются и внедряются в производство и другие сферы общественного труда новые виды техники и технологии, создается материальная инфраструктура жизнедеятельности общества. Инженерная деятельность является движителем научно-технического прогресса. инженер технический наука

Актуальность научного исследования проблем инженерной деятельности сегодня достаточно очевидна. Эта деятельность является движущей силой технико-технологического развития общества и в значительной степени определяет прогресс развития материальной базы общества. Развитие информационных технологий, средств накопления, переработки, хранения и распространения информации, создание и распространение сложных человеко-машинных систем, социотехники, а также изменение общенаучной картины мира качественно совершенствуют инженерную деятельность. Эти изменения способствуют появлению целого ряда проблем. При этом немало проблем носят всеобщий или философский характер.

В последнее время многими авторами были предприняты попытки исследования различных проблем и вопросов (экономических, социологических, этических, психологических и т.д.) инженерной деятельности. Их анализ позволяет говорить о необходимости общего методологического подхода к познанию этого сложного социокультурного феномена. Этим требованиям отвечает философский подход к исследованию инженерной деятельности и ее проблематики. Так, например, специфику инженерной деятельности надо рассматривать с точки зрения основного вопроса философии: каково соотношение инженерного мышления и инженерной практики, как протекает процесс преобразования идеального в материальное и наоборот.

1. Характеристика инженерной деятельности

Какие характеристики инженерной деятельности определяют ее место и роль в научно-техническом прогрессе, в обеспечении взаимосвязи науки с производством? Специфическими признаками, присущими труду инженеров, являются научная обоснованность и практическое отношение к технике. Это означает, что выработка инженерных решений и их практическая реализация в виде технических устройств, технологических процессов, режимов функционирования составляющих инфраструктуры и т.д. осуществляется на научной основе. Научной основой инженерной деятельности служат прежде всего технические науки. Исследования в сфере технических наук направлены на теоретическое описание строения и функционирования технических устройств, выявление закономерностей протекания производственно-технологических процессов, создание методов расчета разнообразных параметров и режимов, интересующих инжнеров. В современных условиях техника, с одной стороны, выступает как объект инженерного труда, с другой - как объект научно-технического знания, на которое опирается инженерная деятельность. Поэтому можно говорить о целостной системе "Техника - инженерная деятельность - технические науки", функционирование которой направлено на развитие техники и непосредственно подчинено задачам этого развития. Эта система приняла форму социального института к 30-м гг. ХХ в., что нашло выражение в создании сети высших технических учебных заведений, организации НИИ отраслевого профиля, выделении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в качестве необходимой компоненты технического прогресса, развития производства и т.п. Причем системообразующая роль в триаде "техника - инженерная деятельность - технические науки" принадлежит инженерной деятельности, которая является высшей познавательно-созидательной формой трудовой деятельности, соответствующей общественно-экономическим потребностям техногенной цивилизации.

Система "техника - инженерная деятельность - технические науки" сформировалась в ходе сложного процесса изменения характера жизнедеятельности человеческого общества, имеющего как естественно-историческую, так и культурно-историческую составляющие. "Запуск" механизма научно-технического прогресса через посредство инженерной деятельности восходит к ценностной установке на рационализацию деятельности, характерной для становления капиталистических отношений.

Повышение роли и значения инженерной деятельности связано с формированием технологической цивилизации ХХ в., характеризующейся исключительно интенсивными процессами потребления и преобразования вещества, энергии, информации. Развитие инженерной деятельности происходит в тесной связи с развитием естественных наук, однако наука сама по себе не порождала и не порождает технологию и технику, а лишь предоставляет потенциальные возможности для "разделения труда" между человеком и машинами, сделанными им. А вот реализация и организация этого "разделения труда" в соответствии с общественными потребностями - прерогатива инженерной деятельности. И здесь инженерная деятельность обладает собственным потенциалом развития и имеет аспекты функционирования, далеко не сводящиеся к "спуску" достижений науки в практику, в производство.

Например, задачи экологизации производственных процессов, налаживания ресурсосберегающих производств, создания безотходных технологий и замкнутых производственных циклов, хотя и решаются с привлечением данных науки, но в первую очередь предполагают разработку и внедрение технических, технико-экономических, организационно-производственных и управленческих мероприятий.

В компетенцию инженеров входит как эффективное использование наличных техники и технологии в какой-либо сфере трудовой деятельности - ее эксплуатация, так и создание новых технических средств и технологических процессов, традиционно осуществляющееся на основе изобретательства, а в настоящее время - за счет проектно- конструкторской инженерной деятельности. В последнем случае инженерный труд непосредственно связан с развитием техники, с формированием путей научно-технического прогресса.

В инженерных решениях должен быть обеспечен ряд разнообразных показателей: технических, экономических, социальных, экологических и других. Задача инженеров - обеспечить компромисс этих требований, получить оптимальные технические решения, что зависит от достигнутого уровня научно-технических знаний, технического и производственного потенциала. Эти решения конкретны и должны давать максимальный технико-экономический эффект в имеющихся условиях, в наибольшей степени соответствовать своему назначению, удовлетворять социальную потребность.

Оптимальное сопряжение искусственной среды жизнедеятельности человеческого общества с его потребностями и возможностями на основе всех ресурсов общественного производства, в том числе и науки - функция инженерной деятельности в современной цивилизации. При этом "текущий" инженерный труд очень дифференцирован. Инженерная деятельность характеризуется большой численностью как по различным видам инженерных работ (исследования, проектирование, конструирование, технология производства, эксплуатация и др.), так и по предметно-отраслевому признаку (машиностроение, химическая технология, электроэнергетика и т.д.). В то же время сущность инженерных задач остается синтезирующей, что требует, с одной стороны, кооперации представителей самых различных инженерных специальностей, а с другой - глубокой научной подготовки, широкой компетенции и активного профессионального самосознания от каждого инженера.

Для понимания специфики инженерной деятельности важно иметь в виду кумулятивный характер развития техники и технологии. Инженерная деятельность не начинается на ровном месте: она опирается на современное ей положение в технике, производстве и формирует, выращивает их будущий облик, опираясь на все потенции производительных сил общества, в том числе и на науку. Технология и соответствующая ей техника предстают как вещественная компонента инженерной деятельности, предмет ее труда и ее "архив", ее аккумулированный в поколениях результат.

Другую, "идеальную" компоненту развивающейся инженерной деятельности составляют знания и умения, объективируемые в корпусе инженерных дисциплин различного рода - проектировочных, технологических, технико-экономических, расчетно-конструкторских и т.п. Содержание этих дисциплин изменяется, отображая опыт инженерно-технической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур практики, обеспечивающих эти преобразования, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах.

2. Развитие инженерной деятельности

Технические науки составляют основу для поиска и создания соответствующих инженерным задачам предметных структур практики, являются теоретической базой расчетно-проектировочной деятельности. Работа в сфере технических наук тесно связана с поисковыми инженерными и прикладными исследованиями. Следует, однако, подчеркнуть, что она ни в коей мере не подменяет и не заменяет инженерную деятельность, самостоятельная задача которой - материальное воплощение технический идей и проектов в определенных условиях их технико-экономической целесообразности.

Становление технических наук в их "классической" форме в Х1Х - первой трети ХХ вв. дало приемы и средства оптимизации технических устройств, технологического оборудования на основе естественно-научных представлений. Основывающиеся на достижениях технических наук методики конструирования определенных классов технических устройств, стандартизация технических устройств и нормирование технологических процессов подготовили почву для возникновения системного проектирования - нового слоя проектирования. В отличие от инженерного проектирования на основе классических технических наук, системное проектирование не связано непосредственно с проблемами реализации: оно направлено на оптимизацию функциональной структуры системы в целом до начала конструктивной разработки ее узлов и элементов. Последнее является задачей классического инженерного проектирования, создающего "вещественный субстрат", элементную базу для создания проектируемых сложных технических устройств и систем.

Системное проектирование знаменует новый этап в развитии инженерной деятельности и технических наук (начало 1960-х гг.). Изменяются способы описания инженерных объектов, углубляется математизация технических наук, в инженерную деятельность вовлекаются стандартизированные наборы технических элементов систем разного принципа действия. С изменением технической базы инженерной деятельности происходит дальнейшее расслоение сфер проектирования и реализации проектов: работа со структурно-функциональными схемами обособляется в качестве важного этапа проектирования. В целом же в проектировании осуществляется синтез научно-технических знаний, полученных при разностороннем исследовании инженерного объекта.

Рассмотрим ряд характерных особенностей развития системы "техника - инженерная деятельность - технические науки" в 1920-1980 гг. Принципиальные изменения в сфере инженерной деятельности в этот период были обусловлены, во-первых, освоением новых отраслей производства и дифференсацией сложившихся. Во-вторых, происходило разделение труда изнутри инженерной профессии в связи с усложнением проектировочных задач и процедур проектирования, структуризацией и организационными оформлением проектной деятельности. В-третьих, расширилась и углубилась научная база инженерной деятельности, что нашло выражение в интенсивном развитии технических наук и сферы прикладных исследований, тесно связанной с поиском новых предметных структур практики, формированием путей научно-технического прогресса.

В развитии системы "техника - инженерная деятельность - технические науки" рассматриваемого периода переломным моментом является начало 1950-х гг. Для периода 20-50-х гг. характерно расширение спектра осваиваемых в инженерной деятельности явлений, процессов, материалов, находящее выражение в развитии новых видов техники, производственно-технологических преобразований, налаживании новых и совершенствовании старых отраслей производства. При этом в технических науках, обслуживающих ту или иную область техники и отражающих ее качественные особенности, формируются фундаментальные разделы, общие теоретические основы, создается экспериментальная база.

В пятидесятых годах дальнейший прогресс техники поставил инженеров перед проблемами создания сложных системных, работающих на предельных параметрах технических объектов, взаимодействующих друг с другом в условиях применения. Возникла техника больших систем - системотехника, потребовался новый подход к решению технических задач, перестройка проектировочной деятельности. Эта перестройка привела к становлению системного проектирования и появлению ряда новых инженерных специальностей, к разработке научных методов планирования и организационного управления проектными работами.

Технической базой, развитие которой обеспечивало и прогресс в самых разных областях техники, и перестройку инженерно-проектировочной деятельности, явилась электронно-вычислительная техника: ЭВМ и целый ряд устройств для сбора и переработки информации. В технических науках в 1950-х гг. появился ряд общеинженерных дисциплин - кибернетика, теория подобия и моделирования и др., развернулся процесс математизации технических наук.

Полупроводниковая электроника основана на структурообразовании: сложная полупроводниковая структура создается в кристалле за счет комплекса технологических процедур, причем процессы получения вещества и создания новых изделий объединяются (физико-химическая "сборка" кристаллов).

В химической промышленности деятельность инженеров-химиков состоит в разработке наиболее экономичных методов технического использования процессов, в которых происходит превращение веществ. Здесь центральную задачу составляет изменение вещества, а не формы.

В металлургии, имеющей много сходства с химическим производством, имеет значение механическое оформление вещества - в виде слитков, проката.

В электротехнике, электроэнергетике задача инженера - организация процессов получения, передачи, преобразования и распределения электрической энергии на основе разработки соответствующих машин, аппаратов, регулирующих устройств и т.п.

В радиотехнике, радиолокации, вычислительной технике, приборостроении деятельность инженеров направлена прежде всего на решение круга проблем, связанных с получением, передачей и переработкой информации.

Кроме отмеченного выше развития разделения труда внутри инженерной профессии по предметно-отраслевым признакам - виду техники и характеру производственно-технологических процессов - происходила специализация инженеров по функциям в процессе проектирования и разработки, по месту в обеспечении деятельности предприятия и т.п. К первой относится появление в 1960-х годах профессий инженеров-системотехников, патентоведов, инженеров-эргономистов, дизайнеров. Второе направление специализации связано с образованием на предприятиях различных служб, с задачами планирования производства, оценки его эффективности.

В 1930-х годах в СССР появилась специальность инженера-экономиста, призванного осуществлять технико-экономический анализ различных сторон производственного процесса и его планирование.

Итак, в 1920-1980-х гг. в инженерно-проектировочной деятельности стремительно развивается исследовательский подход к решению технико-технологических проблем. Изменяется процесс создания предметных структур практики: в 30-х годах появляется процедура разработки, в 1950-х - системное проектирование.

В 1920-50-х гг. соответственно различным отраслям техники развиваются фундаментальные разделы технических наук, вырабатываются теоретические основы для целенаправленного поиска и оптимизации инженерных решений, расчета проектируемых устройств, аппаратов, эффективности технологических процессов и т.п. При этом создается экспериментальная база для проверки правильности технических решений, испытания образцов новой техники. В электротехнике - это высоковольтные лаборатории, в строительной механике - огромные испытательные машины, аэрогидродинамические трубы - в самолетостроении и т.п. Сочетание в технических науках теоретических разработок, включающих привлечение знаний соответствующих разделов естественных наук, специальных разделов математики и экспериментальной и испытательной работы с образцами технических устройств привело к тому, что в 20-50-х гг. были достигнуты огромные успехи в количественных исследованиях процессов в технических устройствах и созданы теоретические основы и методики для проведения инженерных расчетов в различных областях техники.

Важнейшей, определяющей тенденцией в развитии содержания инженерной деятельности в 1950-1980-х гг. явилось увеличение удельного веса проблем информационного обеспечения, управления производственно-технологическими процессами и отдельными техническими средствами, автоматизации их функционирования.

Возникновение и развитие приборостроения как самостоятельной отрасли промышленности, соответствующих разделов технических наук - теории автоматического регулирования и управления, кибернетики, создание вычислительной техники и бурное развитие ее элементной базы, приведшее к формированию в начале 1950-х годов полупроводниковой электроники, т.е. развитие средств автоматизации и средств переработки информации явилось важнейшим итогом и фактором, преобразившим характер развития всех отраслей техники, структуру и средства инженерно-проектировочной деятельности, строение системы технических наук.

Развитие материального базиса жизнедеятельности общества происходит на основе освоения в инженерной деятельности все новых и новых технических объектов и организации их функционирования в производственной и других сферах. В знаниях технических наук соответственно отражается динамика изменения включаемых в инженерную деятельность объектов и возникающих в ней проблем. Открытия естественных наук, результаты прикладных исследований расширяют спектр возможных технических решений. Но они никоим образом не определяют последовательность реализации этих решений и ее конкретные формы. Последние определяются уровнем и закономерностями развития техники, технологии, технических наук и зависят от социально-экономических, а в настоящее время и экологических задач, стоящих перед об обществом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение и история развития инженерной деятельности как профессии. Инновационный процесс как основной источник внутреннего субъективного противоречия инженерной деятельности. Основные задачи и функции инженера. Ключевые компоненты инженерного мышления.

    презентация , добавлен 15.04.2016

    Анализ показателей потребности США в профессиональных кадрах инженерной специальности. Рейтинг инженерных специальностей по прибыльности и престижности. Принципы и этапы подготовки инженеров в США. Система инженерного образования. Аккредитация ВУЗов ABET.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Основные направления развития современного образования. Изменение целей образования в современном мире. Основные тенденции образования в современном мире. Проблемы использование новых технологий в обучении. Образование в условиях глобализации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2003

    Особенности профессии библиотекаря, расширение собственных знаний во всех жанрах литературы. История формирования и развития библиотековедения как науки. Основы подготовки читателей. Изучение "Кодекса этики российского библиотекаря" в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2017

    Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 19.05.2014

    Теоретическое изучение основ обучения и развития в школьном возрасте. Факторы формирования и развития личности ребенка. Изучение системы развития творческих способностей через систему досуга. Детское творчество в учреждениях дополнительного образования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе. Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Метод проектов как образовательная технология развития творчества у учащихся.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Предпосылки развития социальной педагогики в России, история ее зарождения и анализ развития в XX веке. Педагогическая предпосылка становления отечественной социальной педагогики. Разработка и решение практических социально-педагогических проблем.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Основные составляющие речевой компетенции. Источники развития речевой и коммуникативной компетенции. Использование информационных и образовательных технологий в ходе обучения в общеообразовательной школе № 7 г. Краснокаменска Забайкальского края.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Истоки отечественной химической науки, роль и значение в развитии данного процесса основания Петербургской академии наук. Факторы, повлиявшие на дифференциацию химии на отдельные области. Выдающиеся представители, их вклад в становление российской химии.

Практическая деятельность инженера охватывает в наше время весьма обширную область человеческих знаний. Так, знаний выдающегося инженера и величайшего ученого древнего мира Архимеда было достаточно, чтобы одному создать метательные машины, поражавшие воображение многих людей.

B настоящее время потребовалось объединение усилий множества талантливых ученых и незаурядных инженеров во главе с выдающимся инженером нашей эпохи академиков С.П. Королевым, чтобы решить современную задачу метания - задачу “метания” в космос искусственного спутника Земли.

Современному инженеру для его инженерной деятельности не хватило бы всех знаний Архимеда, Леонардо да Винчи и A.C. Попова, вместе взятых. Однако это не означает, что любой инженер нашего времени может сравниться в техническом творчестве с любым из названных выше. Техническое творчество инженера каждой общественной формации использует опыт и достижения ее предшественников как фундамент, на котором каждый возводит свое “здание”.

Для решения задачи создания современного технического объекта требуется объединение усилий десятков инженеров разных специальностей. Чем же вызвана необходимость объединения усилий такого количества людей?

Изобретатель древности самолично реализовывал все этапы инновационного цикла, своими руками опредмечивал собственную идею. Инженер индустриального общества многолик. Разделение инженерного труда привело к созданию достаточно обособленных внутренних профессиональных групп. Ha каждой из ветвей инженерной деятельности специалист должен обладать специфическими знаниями и практическими навыками.

Прежде чем приступить к непосредственному производству технических объектов, их надо прежде всего сконструировать. B эту задачу входит: выбор принципа действия, разработка кинематической схемы конструкции, выбор схемы взаимодействия определенных узлов, выбор подходящих материалов и деталей, расчет и выбор оптимальных режимов работы отдельных узлов и всей конструкции в целом, компоновка и внешнее оформление изделия, разработка технического проекта изделия.

Конструирование - самостоятельная инженерная задача, относящаяся к видам инженерной деятельности и требующая специфических знаний и навыков. Инженеры, занимающиеся решением этой специфической задачи, именуются инженерами-конструкторами.

Объект, сконструированный инженером-конструктором, необходимо воплотить в металл, дерево, бетон, другой материал. Иными словами, если конструктор ответил на вопрос, что надо сделать, то кто-то должен ответить на вопрос, как это сделать.

Для изготовления одного и того же объекта можно использовать различные технологические приемы и операции: литье или ковка, прессование или токарная обработка, склеивание или шитье, химическая или лазерная обработка материалов и деталей. Выбор технологических операций существенно влияет на эффективность производства и качество продукции. Одна технология ускоряет производство, другая - обеспечивает качество, третья - позволяет получить более дешевый продукт, четвертая - повышает надежность и безотказность. Обеспечить выбор оптимальной для данного конкретного производства технологии, а если таковой нет, то разработать ее - задача инженера-технолога. Главной задачей для инженера-технолога является строгий контроль за соблюдением технологического режима производства, его совершенствование и развитие.

Технолог находится как бы между машиной и объектом ее воздействия и, следовательно, должен синтезировать их в своей деятельности таким образом, чтобы в результате получить конкретное изделие, предмет или продукт C заранее запрограммированными конструктором формой, свойствами и качествами.

Для выполнения своих функций технолог должен в совершенстве знать: возможности отдельных машин, агрегатов (путь познания которых проходит через расшифровку тонкостей технологического процесса); особенности сырья и возможности его переработки на машинах (происхождение, геометрические параметры, а также комплекс физических, химических и механических свойств); производственный процесс получения заданного изделия, полуфабриката, материала (продукта) на всех переходах и влияние, оказываемое процессом на первоначальные свойства сырья.

Однако, разработка и изготовление технического объекта требует обеспечение нормального функционирования его. Для этого требуется грамотно оценивать технического состояния объекта, соблюдать режимы работы узлов и механизмов, своевременно производить комплекс профилактических мероприятий и регламентных работ для предотвращения преждевременного износа и отказов в его работе. B случае же отказа в работе изделий надо уметь грамотно выявить дефект и организовать ремонт. Решением этих технических вопросов занимается инженер-эксплуатационник.

Успех развития инженерного дела целиком и полностью зависит от состояния научно-исследовательской деятельности в обществе. Производство не может стоять на месте. Его развитие направлено на постоянное повышение качества продукции и его количественный рост. Решение этих задач, а следовательно, успехи в развитии инженерного дела возможны только на основе дальнейших научных достижений. Конечной целью научных исследований в инженерном деле является разработка методов расчета и оптимизации параметров изделий, контроля их характеристик, повышения экономичности и надежности на стадиях конструирования, производства и технической эксплуатации. Решением этих задач занимаются инженеры- исследователи.

B мировой практике известна и широко распространена роль инженера как организатора производства. Являясь техническим руководителем производственного коллектива, инженер должен обеспечивать не только эффективное использование технических средств, сырья, HO и

производственного персонала. Эту функцию выполняют инженеры-управленцы (менеджеры).

Рис. 2. Виды инженерной деятельности

Таким образом в инженерной деятельности следует различать инженеров нескольких профилей (Рис.2):

Инженер-конструктор;

Инженер-технолог;

Инженер-эксплуатационник;

Инженер-исследователь;

Инженер-управленец (менеджер);

Инженер-экономист;

Инженер-эколог;

Инженер-метролог;

Инженер-информационщив;

Инженер, решающий задачи математического обеспечения

автоматизированных систем управления и др.

Bce эти виды деятельности взаимосвязанны, они дополняют друг друга и способствуют в целом решению одной важной задачи - развитию инженерного дела в целом.

Однако не только эти виды инженерной деятельности можно выделить B достаточно многогранной жизни инженера.

Развитие производственных отношений требует постоянного расширения специальностей и специализаций в инженерном деле. B настоящее время деятельность инженера-конструктора, инженера-технолога, и т.д. не мыслима без всестороннего анализа их изысканий со стороны материальных затрат на производство. Ha арену жизни выходит инженер-экономист, осуществляющий оценку материальных затрат.

Погоня за прибылью зачастую порождает нарушения баланса окружающей среды, вызывающие пагубное влияние на состояние здоровья человека (сброс промышленных отходов в реки и водоемы, выброс в атмосферу различного рода газовых смесей, повышенная шумность, ионизирующие источники излучения, радиоактивное загрязнение и т.п.). T.e. техника не только служит человеку, но она подчас выступает против него. Это неудивительно, если современный самолет за секунду полета расходует столько кислорода, сколько его производит один гектар леса за 8-14 часов. Ho ведь эти часы составляют практически весь продуктивный временной интервал в целом суточном цикле жизнедеятельности деревьев. Значит, гектару круглосуточно зеленеющего леса потребуется около десяти лет жизни, чтобы насытить авиалайнер кислородом на один час его полета. A летает он не один час в сутки и не в единственном числе! И не все леса зеленеют круглый год. He отстают от самолетов и автомобили, а также многочисленная армия промышленных предприятий. Глобальной проблемой сегодняшнего дня является утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов. Ha арену защиты интересов человечества выходит инженер-эколог.

Современной инженерной деятельности характерна глубокая дифференциация не только по функциям (видам), но и по различным отраслям. Такая дифференциация стала возможной, однако, далеко не сразу, она складывалась постепенно, шаг за шагом в зависимости от развития науки, техники и технологий. Так, например, инженер-конструктор нашего времени не может решать весь спектр конструкторских задач по созданию технических структур в области строительства и архитектуры, создания машин по обработке металлов, создания машин на базе использования двигателей внутреннего сгорания, создания радиотехнических приборов, систем, агрегатов и т.д. Таким образом, возникает необходимость деления каждого из видов инженерной деятельности по отраслевому признаку, например, авиаконструктор, конструктор кузнечно-прессовых машин, технолог литейного производства, технолог швейного производства, технолог по производству хлебо-булочных изделий и т.д. и т.п. То-есть с развитием наук, техники и технологий возникает необходимость все более глубокой дифференциации инженерной деятельности.

Сегодня с полной ответственностью можно сказать, что решение всех технических задач проходит красной нитью через все этапы инженерной деятельности и может быть осуществимо лишь совместными усилиями инженеров всех профилей, названных выше.

деятельность в сфере науки и материального производства, направленная на применение научных знаний и производственного опыта для создания технических устройств и технологии. В процессе инженерной деятельности законы науки из своей теоретической формы трансформируются в технические принципы, которые находят свое практическое применение. По своему характеру инженерная деятельность является преимущественно духовно-творческой в сфере материального производства, имеет дело с реально существующими объектами, нацелена на превращение природных факторов в социально значимые.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

от фр. ingenieur) основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации (получившей название техногенной) до последнего времени создавалась техника. В настоящее время техника все больше порождается в сфере широко понимаемой технологии, включающей в себя как техническую, так и инженерную деятельность. В развитии инженерной деятельности можно выделить три основные этапа. На первом (Древний мир) техника создавалась на основе знаковых средств (чисел, чертежей, расчетов) и технического опыта, причем осмыслялась не рационально, а сакрально. Техническая деятельность понималась как совместные усилия человека, духов и богов. На втором формируется собственно инженерная деятельность. Ее предпосылкой было разведение естественного и искусственного планов бытия (Аристотель) и формирование новоевропейского понимания природы. Характеризуя в «Новом органоне» новый тип практики - инженерию, Ф. Бэкон пишет, что в действии человек не может делать ничего другого, как только соединять и разделять тела природы, остальное природа совершает внутри себя сама. Классик российской философии техники П. К. Энгельмейер говорит, что инженерия есть искусство целенаправленного воздействия на природу, искусство сознательно вызывать явления, пользуясь законами природы.

Но как убедиться, что полученное в науке знание является именно тем, которое описывает законы природы, ведь природу философы объясняли по-разному? Отвечая на этот кардинальный вопрос, ученые Нового времени пришли к идее опытного обоснования полученных в науке знаний. Первым был Галилей, который опытное наблюдение за явлениями природы трансформировал в эксперимент, где соответствие теории и явлений природы устанавливалось техническим путем. Если в опыте природа всегда ведет себя иначе, чем предписывает теория, то в эксперименте природа приводится в состояние, отвечающее требованиям теории и поэтому ведет себя в соответствии с теоретически выявленными в науке законами. При этом в эксперименте Галилею пришлось характеризовать не только естественные взаимодействия и процессы и определить условия, детерминирующие их, но и контролировать ряд параметров этих естественных процессов. Воздействуя на эти параметры, Галилей смог в эксперименте подтвердить свою теорию.

В дальнейшем инженеры, определяя, рассчитывая нужные для технических целей параметры естественных взаимодействий, научились создавать механизмы и машины, реализующие нужные человеку технические цели. Соединение в деятельности следующих за Галилеем инженеров-ученых Гюйгенса, Гука и др. двух разных типов объектов (идеальных и технических) позволяет не только аргументировать выбор и построение определенных идеальных и технических объектов, но и понимать деятельность по созданию технических устройств особьм образом - именно как инженерную. На ее основе складывается и особая инженерная реальность. В ее рамках в 18 - нач. 20 вв. формируются основные виды инженерной деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

Изобретательская деятельность представляет собой полный или частичный цикл инженерной деятельности: изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности - функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).

Конструирование - неполный цикл инженерной деятельности. Задача конструирования состоит в том, чтобы опираясь на связи, установленные в изобретательской деятельности, определить и рассчитать конструктивное устройство инженерного сооружения. Конструирование - такой момент создания инженерного объекта, который позволяет инженеру, с одной стороны, удовлетворить различные требования к этому объекту (назначению, характеристикам работы, особенностям действия, условий и т. д.), а с другой - найти такие конструкции и так их соединить, чтобы обеспечивался нужный естественный процесс, который можно было запустить и поддержать в инженерном устройстве. И изобретение, и конструирование, и входящие в них расчеты нуждались, с одной стороны, в специальных знаковых средствах инженерной деятельности (схемах, изображениях, чертежах), с другой, - в специальных знаниях. Сначала это были знания двоякого рода - естественно-научные (отобранные или специально построенные) и собственно технологические (описания конструкций, технологических операций и т. д.). Позднее естественно-научные знания были заменены знаниями технических наук.

В инженерном проектировании сходная задача (определения конструкции инженерного устройства) решается иначе - проектным способом: в проекте без обращения к опытным образцам имитируются и задаются функционирование, строение и способ изготовления инженерного устройства (машины, механизма, инженерного сооружения).

Именно инженерия и инженерный подход позволили осознать, что изготовление устройств, действующих на основе расчета процессов природы, отличается от других видов изготовления, где действие природных процессов или незначительно (зато существенны другие процессы, напр., деятельности) или же природные процессы невозможно рассчитать и задать. Продукты инженерной деятельности в культуре нового времени и стали преимущественно называть техникой. Другой фактор, способствующий обнаружению технической реальности, - осознание все возрастающего значения, которое продукты инженерной деятельности оказывают на жизнь человека и общества.

На третьем этапе складывается общественная практика и картина мира, в которых инженерная и техническая деятельность занимает важное место. Научно-инженерная картина мира включает в себя некий сценарий. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного субстрата материалов, процессов, энергий. Ученые описывают в естественных науках законы природы и строят соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия (машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку и обществу. В начале этого цикла стоят ученый и инженер - творцы вещей, в конце - потребители. В традиционной научно-инженерной картине мира считается, что познание и инженерная деятельность не влияют на природу, из законов которой инженер исходит, что техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку представляет собой средства, созданные для его нужд, а потребности естественно растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем.

Становление инженерной деятельности и научно-инженерной картины мира не было бы столь успешным, если бы инженерная деятельность не оказалась эффективной. Ее эффективность проявилась как при создании отдельных инженерных изделий, так и более сложных технических систем. Если Гюйгенс сумел создать инженерным способом часы, то сегодня таким способом создаются здания, самолеты, автомобили и бесконечное количество других необходимых человеку вещей. Во всех этих случаях инженерный подход к решению проблем демонстрирует свою эффективность. Венцом могущества и эффективности инженерного подхода является формирование систем, в рамках которых общество и государство научились в заданные сроки решать сложные научно-технические задачи.

Однако могущество инженерии подготавливает и ее кризис. Сегодня обозначились по меньшей мере четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проэктированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-инженерной картины мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников занятых в сфере материального производства который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Специфические особенности инженерной деятельности 1. Она предполагает регулярное применение научных знаний в этом еще одно ее отличие от технической деятельности которая более основана на опыте практических навыках догадке.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4693. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ 22.56 KB
Инженерная деятельность – деятельность в сфере материального производства, имеющая техническую направленность. Она нацелена на превращение природного в социально значимое с целью удовлетворения определенных потребностей людей, в силу чего сама техника выступает как преодоление природы посредством человеческого сознания.
5893. Инженерная геодезия, Т.Е. Миркина 1.15 MB
Геодезия – наука об измерениях на земной поверхности, проводимых для определения формы и размеров Земли, изображения земной поверхности в виде планов, карт и профилей, для решения инженерных и народнохозяйственных задач.
8868. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 164.56 KB
Концепция учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
1071. Деятельность МУП КБУ г. Зеленогорска 112.54 KB
Целью прохождения преддипломной практики является изучение особенностей управления в МУП КБУ г. Зеленогорска, которое является муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим деятельность по содержанию и благоустройству города.
7293. Финансовая деятельность государства 16.82 KB
И наконец в специальном значении под финансами понимаются лишь государственные деньги сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств. Решить все эти вопросы без понимания сущности финансов характера финансовых отношений и их отличия от других видов денежных отношений знания природы финансово-правовых норм наличия представлений о строении финансовой системы государства и элементах его финансовой деятельности невозможно. Связано это прежде всего с тем что финансово-правовое...
17461. Туроператорская и турагентская деятельность 138.38 KB
Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли подготовить квалифицированные кадры научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке организовать более эффективную помощь государства. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями;...
3566. Предпринимательская деятельность в России 108.76 KB
Раскрыть предпринимательскую деятельность в России. Рассмотреть предпринимательскую деятельность за рубежом. Сравнить предпринимательскую деятельность в России и за рубежом.
20387. Маркетинговая деятельность ООО «СЭПО-ЗЭМ» 1.02 MB
Маркетинговая деятельность является неотъемлемой частью любого предприятия которое занимается производством и сбытом своей продукции. На сегодняшний день многие предприятия России сталкиваются с проблемами реализации и дальнейшего продвижения выпускаемых товаров. От грамотной и эффективной маркетинговой деятельности зависят в определенной мере финансовые результаты деятельности предприятия.
7490. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23.52 KB
Функции коммерческого банка.Организационная и управленческая структура коммерческого банка.Пассивные операции коммерческого банка.Активные операции коммерческого банка.
3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.