Коучинг на тему "талантливые и одаренные". Коучинг для учителей "одаренные талантливые дети" Методы эмоционального стимулирования

Результат обучения

Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов).

Ключевые идеи

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый

день они заново придумывают свою жизнь. Они любят

экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего

мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)

Задания

Разминка: Тренинг Упражнение «Бабочки» Задание 1 Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».

Задание 1.1 Эксперимент. Отметьте качества, которые нравятся в учениках и не нравится.

Задание 2: Видеоролик «Учитель» (притча).

Задание 3.

Задание 4. (групповая работа)

Задание 5. по одарённости.

Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».

Задание 7. Рефлексия. Таблица Чиксентмихайна + калифорнийский сэндвич

Ход занятия.

Разминка. Упражнение «Бабочки»

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй – ребенком.

Задание 1

А) Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».

Сравните с качествами идеального учащегося, по мнению учителей из пяти стран.

С какими странами наши мнения совпадают?

Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.

    Дисциплинированный.

    Неровно успевающий.

    Организованный.

    Выбивающийся из общего темпа.

    Эрудированный.

    Странный в поведении, непонятный.

    Умеющий поддержать общее дело.

    Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

    Стабильно успевающий.

    Занятый исключительно своими делами.

    Быстро, “на лету” схватывающий.

    Не умеющий общаться, конфликтный.

    Общающийся легко, приятный в общении.

    Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

    Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

    Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?

А если эти характеристики не нравятся Вам? (дискуссия педагогов)

Задание 2. Видеоролик «Учитель» (притча)

Одаренные дети

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.

У маленьких учеников

Спросил художников Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну. Кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле,

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

В.Берестов

Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников.

Одаренные дети - дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности.

Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей,в которых человек может достичь больших успехов.

Одарённые дети дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

Дарование – то же, что талант : 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

он энергичен и все время хочет двигаться

он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

кажется, что он всерьез никогда не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

серьезно относиться к произведениям искусства;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

с большим желанием выступает пере аудиторией;

с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных вопросов;

обгоняет сверстников по учебе,

гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка. (групповая работа)

Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости.

1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?

2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ)

3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?

4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?

Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».

Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич

Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.

    Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)

    Безмятежная . Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)

    Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)

    Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)

Итак, если посмотреть на проблему одаренных детей в контексте образовательных сред, то понятно, что в догматической среде они просто не смогут развиваться, она для них смерть. В безмятежной- одаренность не получит развития. В карьерной -легко только честолюбивым детям. Таким образом, лишь творческая среда отвечает требованиям развития одаренности.

Для педагогов, работающими с одаренными детьми, учитывать, что фактором, зависящим от педагога, является обеспечение дальнейшего развития, создание благоприятных условий для развития одаренности.

Основная образовательная цель, провозглашенная в новых образовательных стандартах-это создание условий для реализации человека. Можно высказать много критики по поводу того, как идут реформы, но стратегическая линия не вызывает сомнений в ее верности и соответствии духу времени. Поэтому вопрос взаимодействия педагога и одаренного ребенка нужно рассматривать в широком контексте.

Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс).

Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативноесамовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

4. Научное понимание одарённости.

Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская, А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности.

Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.

Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, что сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна. Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком дарования на этапе дошкольного детства.

Могут ли бурная фантазия, развитое воображение, интересные детские суждения, рисунки, поделки и многие другие творческие проявления свидетельствовать об одарённости?

Расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и дошкольного, и это вызывало всегда интерес у исследователей детских дарований.

В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).

Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одарённости ребёнка.

Проблемы одарённых детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Виды одарённости

Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость . Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии

Литература:

1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

Разработка коучинг-занятия

учителя математики

Диммель Ольги Владимировны

КГУ «Общеобразовательная школа №25 г. Сатпаев»

на тему:

« Обучение талантливых и одаренных детей»

Тема:

Обучение талантливых и одарённых детей

Общие цели:

Учителя будут знать о формах и методах работы с одарёнными детьми

Результаты

обучения:

Учителя знают:

-формы и методы работы с одарёнными детьми

Понимают:

- что необходимо уделять особое внимание развитию способностей

Готовы:

-к разработке дифференцированных, разноуровневых и индивидуальных заданий для способных, одарённых и талантливых детей

Ключевые идеи: Целеполагание

Для того, чтобы клиенты (слушатели) смогли сформулировать желаемый результат, который может быть достигнут, необходимо задать вопрос «Что Вы хотите вынести из нашей встречи?»

Заинтересованность учителей в повышении своей компетентности в работе с одарёнными и талантливыми детьми

Приветствие

Уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на сегодняшнем нашем занятии.

Я надеюсь в процессе совместной работы каждый из нас узнает что-то новое и захочет внедрить это в свою практику.

Задания

    Хочется представить вашему вниманию один из популярных мультфильмов.Просмотр мультфильма Маша и медведь (28 СЕРИЯ)

Уважаемые коллеги! Что мы можем сказать о Маше? (В данной серии мы видим, что Машу заинтересовалась игрой в шахматы, она просит научить её, в последствии она выигрывает одну игру за другой. Какой это ребёнок?

(Талантливый)

3 . Понятие «талант» тесно связано с понятиями «способность», «одарённость»

Я предлагаю вам изобразить и описать в виде кластера кто такой способный ребёнок, одарённый и талантливый. Что характерно для этих детей?

Давайте посмотрим, что общего между способным, одарённым и талантливым ребёнком? (У них есть интерес к учению или к какой-либо деятельности.) «…одаренность и способности не бывают врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь одаренностью». Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одаренности можно и нужно в детстве. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов,

  • наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

4. О СНОВНЫЕ МИФЫ ПО ПОВОДУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ :

    - одаренные дети такие же, как обычные, только

    намного лучше;

    одаренный ребенок не является одаренным, если он плохо учится;

    учитель должен знать по своему предмету много больше, чем любой ученик, даже одаренный;

    одаренный ученик обязан хорошо учиться по всем предметам;

    Учитель не имеет права на ошибку.

    (опровергните или подтвердите утверждение)

Есть ли такие дети у нас в школе? Как часто мы с ними встречаемся?

Я хочу представить вашему вниманию слова Джона Леннона: Я был другим, всегда был другим. Почему же никто меня не заметил?

Действительно как показывает практика для того, чтобы раскрыть способности ребёнка, нужен особенный подход в обучении.

Какова наша цель при работе со способными, одарёнными, талантливыми детьми? (создание условий для реализации собственных внутренних потребностей ребёнка.)

Коуч:

Сейчас я предлагаю вспомнить такие формы организации обучения как разноуровневость, индивидуализация, дифференциация.

5.. Рассмотрим следующие понятия: разноуровневость, индивидуализация, дифференциация . Как применить эти формы организации учебы?

5 минут-каждый думает сам

5 минут-обсуждение в парах

5 минут-обсуждение в группе

5 минут-сходить в гости

Что даёт такой подход в обучении ребёнку и учителю?

Какие выводы можно сделать для себя после проведенной нами работы? Как вы думаете, то что мы сегодня рассмотрели и обсудили, пригодится ли вам в вашей работе?

Рефлексия Хокку

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ХОККУ.
Правила простые. Первая строчка должна состоять из 5-ти слогов, вторая - из 7-ми слогов, третья - из 5-ти слогов

Возьми кусочек
Ведь на дороге счастье
Не валяется

душу очищу
только сперва согрешу
думает дева

Тема: Поддержка одарённых и талантливых детей в школе.

Цель: Развитие у учителей знаний о понятии «одарённость».
Расширить представления учителей о способах по поддержке талантливых детей.
Задачи обучения: 1.Познакомить с качествами одарённых детей в различных сферах через ключевую презентацию.
2.Рассмотреть различные типы интеллектов, используя ресурс «Соотнесение типов интеллекта с типами заданий»
3.Способствовать применению приёмов по поддержке одарённых детей, опираясь на практику учителей.

Результат обучения: Учитель должен:
Знать качества одарённых детей.
- утвердить в себе позицию уважения к индивидуальности ученика;
- отбирать стратегии обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные (ключевые) идеи: Понятия "одарённость", признаки"одарённого ребёнка".
Типы интеллектов.

Тренинг- разминка (+ видеоразминка
«Тест на эрудицию») Коуч: Я предлагаю Вам, коллеги, интересный тренинг:“Переделай один предмет в другой” Цель: развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
- Как вы думаете, что дала вам разминка?
5 минут
Формирование групп: Коуч: Группы сегодня формируются методом импровизированных фантов: один из учителей с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится участник, на которого в данный момент показывает коучер. 2 минуты
Виды заданий:
Подходы, используемые при
выполнении данного задания Действия коуча и действия участников коучинга Время

Вводное задание. Постановка проблемы: просмотр видео
«Девочка 3,5 года играет на синтезаторе»
Обсуждение видео.
Первое наше задание:
1-2 группам предлагается записать качества одарённого ребёнка по степени важности. Затем объяснить свой выбор.
(Можно составить постер)
3-4 группы: составить «Карту одарённости»
Заполнить таблицу, распределив основные качества одарённых детей. 1колонка - качества в сфере познавательного развития, 2 – в психосоциальной сфере.
(Качества даются все вместе, можно разрезать и наклеить)
Сфера познавательного развития Психосоциальная сфера

5 группа: эксперты дополняют.
- Какое впечатление оказало увиденное?
- Как бы вы определили данную категорию детей?
- Попробуйте понять, опираясь на наш тренинг, какова будет тема нашего занятия?
-Современна ли эта тема?

Как вы определили принадлежность того или иного качества?
Правильный ответ:

Логические задания: «Испытайте себя»

Итоговая рефлексия:

Чтение притчи
Каждой группе предлагаются различные задания на
логику, воображение, знание в разных областях. Необходимо решить задачи, представив себя в качестве детей.

«Плюс – минус – интересно».

Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Видеоролик. Коуч:
- Будут ли интересны такие задания детям?
- Когда и как их можно применять?

Коуч: послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?

5 мин.
Ресурсы http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
Презетация Power Point
Отрывок статьи Н. Роджерса.
Видеоклип «Мир вокруг нас»
Бумага, маркеры.
Можно дать сайты по теме коучинга для последующего ознакомления:
http://www.effecton.ru/762.html
http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
http://www.msph.ru/jornal/arhiv/38/38.pdf

г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49

Коучинг для учителей

Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/

Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15.

Тема занятия:

Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися.

Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися

Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми;

Ознакомить с типами одаренности учащихся;

Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися;

Ожидаемый результат обучения:

Учитель должен:

Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;

Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении;

Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня.

Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики.

Ход занятия

Разминка:

Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты

на группы:

Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте).

Ход занятия:

Погружение в тему

Видео – ролик «Одаренные дети».

Задание 1

Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения:

Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению».

Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности».

Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности».

Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания.

По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам:

Каких детей можно называть одаренными?

Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым?

Групповая

Задание 2 .

Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости.

1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости;

2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости;

3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости.

Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы)

Индивидуальная работа

Задание 3

«Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися»

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1.

Обсуждение ситуацию:

1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.

2. Составьте образ ученика.

3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

Заслушиваются результаты работы, подводится итог.

Домашнее задание

Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза

Рефлексия:

Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле»

/ очень позитивный/

Лист рефлексии/приложение 4/:

Была ли польза от работы лично вам, другим?

Заполнить листочками стикерами «+», «-»

Презентация, маркеры, постеры, стикеры

Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета.

Приложение 1

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве».

Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.

Приложение 2

Используемая литература:

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г

3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Приложение 3

Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».

Приложение 4

Лист рефлексии

1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Что было главным открытием для вас?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Что больше всего понравилось?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Что нужно учесть коучеру на будущее?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?

_________________________________________________________

Тема занятия «Как выявлять и развивать одаренных и талантливых учеников в условиях общеобразовательной школы?»

Общие цели: углубить знания об одаренности, классификации видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей;
формировать психолого-педагогическую готовность учителя к работе с одаренными и талантливыми детьми.
Ожидаемые результаты: узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологий в процессе обучения.
Результаты обучения: Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников.
Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Ключевые идеи: Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды.
Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.
Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников.

Подход, основанный на совместной работе Работа в группах
Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников
Материалы и оборудование Мультимедийное оборудование, компьтер, интерактивная доска, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, фотоаппарат, видеоролик.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Психологический настрой
Коуч предлагает, взяв разноцветные стикеры-цветочки, написать свои пожелания, что они хотели бы узнать, что хотели бы получить от взаимодействия в группе во время коучинг-сессии.
Записав свое мнение, коллеги прикрепляют его в «Корзину пожеланий».
Приветствие 2 мин.
Упражнение “Аплодисменты”.
Коуч хлопает в ладоши и говорит, называя имя: “Я приветствую…”. Тот, кого назвали, встаёт, хлопает следующему. Последний говорит: “Я приветствую всех”. Все аплодируют друг другу стоя, затем встают в круг.
Деление на группы
Коуч пускает по кругу резиночки разного цвета.
Объединяются в группы.
Разминка.
(Налаживание эмоционального настроя, знакомство)

Коуч предлагает всем в своих группах образовать круг и поздороваться как:
европейцы – пожать друг другу руки.
американцы – с улыбкой похлопывать по плечу.
японцы – скрестить руки на груди и склонить голову
африканцы – потереться носами.
казахи – обняться и похлопать друг друга.
Вызов Просмотр видеоролика «Одаренные дети».
После просмотра коуч задает вопрос: «Сформулируйте свою задачу или проблему по данной теме и запишите ее в виде вопроса»
Информация к размышлению.
Рефлексия коллег.
Формулирование темы занятия 1 мин.
- Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия? «Как выявлять и развивать одаренность детей в условиях общеобразовательной школы?»
Формулируют тему занятия
Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети».
Экспресс-диагностика 2 мин
СЛАЙД № 8 Экспресс-диагностика «Разбираетесь ли Вы
в проблеме воспитания одарённости»
Мозговой штурм
Незаконченное предложение 5 мин.

Талант – это …
- Способным и талантливым ученикам в учебе …
- Одаренным быть легко, потому что…
- Гениальными становятся ученики, если…
Спикер группы отвечает на вопрос.
Рефлексия 2 мин.

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».
Работа в группах 15 мин.

Элементы человеческого потенциала
Дж. Рензулли (малая модель)
1 группа Прием «Дерево предсказаний».
Одаренность, виды одаренности, достоинства и недостатки различных критериев определения одаренности
Каждый из критериев используется для определения одаренных учащихся. Обсудите в группе достоинства и недостатки каждого критерия и запишите свои мысли в таблицу.
Обсуждение в группе и создание «дерева», из ключевых идей задания. Тема – ствол дерева, веточки – аргументы, обоснование темы, листочки – прогноз.

2 группа Прием «Фишбоун»
1. Проблемы работы с одаренными детьми
3 группа
Сформулируйте принципы обучения одаренных детей и какие условия созданы в нашей школе для развития одаренности

4 группа
Задание. Создайте кластер «Характерные черты одаренного ребенка»

5 группа
Задание. Создайте модель учителя, работающего с одаренными детьми
Физминутка
Защита постеров Защита группами постеров.
Рефлексия Метод «Две звезды, одно предложение» относительно работы другой группы.

Над чем вы задумались, работая над новым заданием?
- К каким выводам вы пришли?
- Какова роль в развитии способностей...?
- Для развития каких навыков вы бы применили такие задания?

Охарактеризуйте вашу деятельность на занятии.
Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать.
- На какой теории Кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения основывалось наше занятие? (подсказка –конструктивистская теория)
Осмысление по анкете 3 мин. Участники отвечают на вопросы анкеты, одновременно проводят осмысление темы.
Эмоциональная рефлексия 5 мин.

Выскажите свое мнение о проведенной коуч-сесссии. Записав свои пожелания, эмоции на стикерах, прикрепите их к нашим цветочкам.
Эмоциональный, психологический настрой
В.А. Сухомлинский:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Коуч заканчивает занятие со словами: “Спасибо за коучинг! Спасибо…”, называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: “Спасибо всем! До свидания!”. Все аплодируют стоя.