Экзамены не за горами

Экзамены не за горами — это почувствовали на этой неделе выпускники, которые писали пробную работу по русскому языку.

Первый «пробник» и первые звоночки: родители, обеспокоенные пока ещё не результатами экзамена, а тем, как перенес их ребенок это испытание, просили записать на консультацию. Обеспокоенность родителей понятна. Экзамены во все времена были стрессом.

Проводя занятия для старшеклассников по психологической подготовке к экзаменам, я часто прошу ребят назвать ассоциации к слову «экзамен». Отвечают: стресс, ужас, тревога, страх, тест, оценка, волнение, проверка, знания, завал…Как правило, 80% ассоциаций имеют негативную эмоциональную окраску. Так школьники воспринимают выпускные испытания.

Как взрослые могут помочь в этой ситуации? Хочу дать несколько рекомендаций родителям, выполнение которых пусть и не сделает экзамен приятным мероприятием, но позволит не воспринимать его как нечто ужасное.

Каждый родитель знает своего ребёнка, его сильные и слабые стороны. Во время стресса принцип «где слабо, там и рвётся» работает на 100%. Поэтому, чтобы слабое звено не разорвалось, самым главным правилом, из которого вытекают все остальные следствия, будет: экзамен – стресс и не нужно этот стресс увеличивать и усиливать!

Что способно создать дополнительный стресс для школьника?

Нервозная обстановка дома. Нагнетание эмоций по поводу предстоящего экзамена вряд ли добавит сил и ума выпускнику, а вот послужить прекрасным примером отношения к ситуации вполне может. Особенно это относится к тревожным личностям, логика рассуждений которых такова: «Раз взрослые волнуются, постоянно говорят об этом между собой и пугают меня этими экзаменами, значит, это на самом деле страшно. Буду бояться».  Вместо того, чтобы напоминать о значимости события, помогите ребенку распланировать свой день правильно. Не охи и ахи, а конкретика в действиях – главный помощник ребёнка сейчас. Да и вы сами будете намного спокойнее, ведь и для родителей экзамен тоже испытание. Опросы среди родителей свидетельствуют о том, что у 34% взрослых итоговая школьная аттестация, которую проходят их дети, вызывает сильнейший стресс. Ещё 40% испытывают слабое волнение. Постарайтесь быть спокойными сами и не передавайте своё волнение детям.

Если до экзаменов ещё есть время (минимум месяц), то освойте вместе с сыном или дочкой прекрасно снимающие излишнее напряжение дыхательные техники, которые помогут школьнику и во время самого экзамена держать себя в форме.

Приведу в качестве примера те несложные дыхательные упражнения, которые во время тренинга мы разучиваем со старшеклассниками. Показатель того, что вы делаете всё правильно – отсутствие головокружения и дыхательного дискомфорта. Во время выполнения мысли сосредоточены на процессе дыхания.

Первое упражнение мы называем «Пятёрка»:

на счёт «один» — глубокий вдох через нос,

счёт «два, три, четыре» — задержка дыхания,

счёт «пять» — выдох через рот.

Упражнение снимает излишнее напряжение и нормализует состояние вегетативной нервной системы. Выполняется 5-6 раз.

Второе упражнение называется «Квадратное дыхание». Техника его выполнения состоит в том, что нужно дышать по схеме: вдох – пауза – выдох – пауза – вдох — пауза и т.д.. Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности (примерно 2-5 секунд). Выполнять упражнение рекомендуется от 1-2 до 10 минут в зависимости от того, насколько сильно выражено психоэмоциональное напряжение. Я бы рекомендовала начать делать это упражнение перед сном, потому что оно действует успокаивающе, и человек с истощённой нервной системой, уставший отреагирует на его выполнение желанием уснуть.

Изменения в привычном укладе жизни, начиная от перестановки мебели, заканчивая переездом, создают стрессовую ситуацию. То же самое касается и изменений в режиме дня школьника, его питании – к любому изменению организм должен приспособиться, а это дополнительная трата энергии.

Отдельно хочу сказать о применении всякого рода успокоительных или, наоборот, тонизирующих препаратов, а также различных травяных чаёв. Ни в коем случае не делайте самостоятельных назначений и уж тем более ничего из вышеперечисленного не давайте ребёнку накануне или непосредственно перед экзаменом. Реакция даже на вполне вроде бы безобидный травяной настой в состоянии стресса может быть абсолютно непредсказуема (так называемая «парадоксальная реакция»), когда вместо ожидаемого бодрящего или успокаивающего эффекта вы получите прямо противоположный результат. Если уж есть необходимость в медикаментозной коррекции состояния ребёнка, то начните курс, назначенный врачом, хотя бы за месяц до начала экзаменов.

Отсутствие полноценного отдыха может напрочь перечеркнуть все старания по подготовке к экзамену, поэтому не нужно отменять прогулки, перерывы на любимые для ребёнка занятия. Конечно, по времени эти мероприятия планируются в пределах разумного.

Во время работы обязательно должен быть перерыв. Принцип организации отдыха таков: нужно разгрузить те рецепторы, которые наиболее интенсивно были задействованы во время занятий. Чаще всего это зрение, поэтому просмотр телевизора или игра на компьютере вряд ли будут отдыхом. Хорошо, когда пауза подвижная: можно отжаться, потанцевать. Возможно, кому-то больший отдых принесёт прослушивание любимой музыки, а можно выполнить те дыхательные упражнения, которые я описывала. Полезны упражнения, сочетающие в себе напряжение и расслабление.  Для выполнения одного из таких упражнений (я называю его «Пружинка», так как это название очень точно передаёт суть техники) делаем вдох и максимально напрягаем все мышцы, сжимаясь как пружинка. Мы должны почувствовать это напряжение очень хорошо. Потом резко расслабляемся. При расслаблении можно лечь на диван, коврик, одеяло. Лежим столько, сколько хочется, сколько «диктует» нам наш организм.  Подобное чередование напряжения и расслабления мышц дает отдых не только телу, но и психике.

Информационные перегрузки способны создать хаос в голове, мешающий «выцепить» нужную учебную информацию. Разговоры о поступлении, дальнейших планах, обсуждение каких-то семейных проектов – отложите всё это на потом. Конечно, бывают ситуации, требующие немедленного реагирования, но если «время терпит», то не загружайте голову экзаменующегося лишней информацией.

Если вы всё-таки чувствуете, что ни сам ребёнок, ни с помощью взрослых не может справиться со своим состоянием, обратитесь за помощью к специалисту.

А самое главное заключается, наверное, в том, чтобы ребёнок знал и чувствовал, что ваша любовь к нему не станет меньше, как бы не прошли экзамены.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Награды сайта
Лидия Панькова Панькова Лидия
 Проверяем готовность ребенка к школе
Всё, что должен знать дошкольник при поступлении в первый класс
 Педагогам
ped-site.ru
 Рекомендую!
детство
 Реклама
 Статистика


Яндекс.Метрика

Индекс цитирования.

Наш сайт в каталоге manyweb.ru

CoolSocial.net l-pankova.ru

Свежие записи
Психолог Лидия Панькова © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
WordPress SEO