Статьи и новости
Главная     Статьи и новости    Документация     Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании.

Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании.

Автор: И.В. Падчин,  юрист-эксперт электронной системы «Образование» 

С 1 сентября 2013 г. утратил силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Вместо него регулировать отношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности, стал Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ). Какие положения Закона № 273-ФЗ определяют права педагога-психолога, работающего в общеобразовательной организации? Остановимся на некоторых нормах, касающихся, в частности: прав и обязанностей педагогического работника, его участия в управлении образовательной организацией, продолжительности рабочего времени, права на длительный отпуск, кодекса профессиональной этики, конфликта интересов педагогического работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Во исполнение ч. 2 указанной статьи постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 была утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Согласно данному нормативному правовому акту должность педагога-психолога относится к должностям иных педагогических работников, и, следовательно, на педагога-психолога распространяются положения законодательства РФ об аттестации педагогических работников, в частности, нормы ст. 49 Закона № 273-ФЗ, а также правовые акты органов, выполняющих функции учредителя образовательной организации, об аттестации педагогических работников, о формах экспертные заключений для аттестации педагогических работников и пр.

Участие в управлении образовательной организацией 
Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Кроме того, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по их инициативе создаются профессиональные союзы работников образовательной организации, или, другими словами — представительные органы работников. В частности, мнение представительных органов работников организации учитывается при принятии локального нормативного акта, устанавливающего порядок создания и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также порядок принятия комиссией решений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона № 273-ФЗ). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273-ФЗ).

Продолжительность рабочего времени 
Часть 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ устанавливает трудовые права и социальные гарантии педагогических работников, в частности, право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
В соответствии с п. 1 приложения к указанному приказу педагогам-психологам устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных организаций, утвержденными в установленном порядке.

Должностные обязанности педагога-психолога определяются должностной инструкцией, которая разрабатывается на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоц-развития России от 26.08.2010 № 761 н и утверждается руководителем образовательной организации. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые выполняются на соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к специальной подготовке работников.

Объем учебной нагрузки педагогического работника устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в образовательной организации.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Право на длительный отпуск 
Отдельного внимания заслуживают нормы, устанавливающие право педагогического работника на длительный отпуск. В отношении педагога-психолога данные нормы действу— ют при определенных условиях, установленных законодательством. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска до одного года (далее — Положение). С 1 сентября 2013 г. нормы Положения распространяются на все образовательные организации.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к Положению.

Должность педагога-психолога включена в Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при определенных условиях, а именно — при условии выполнения педагогом-психологом в каждом учебном году на должностях учителя, педагога дополнительного образования преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в общеобразовательных и других образовательных учреждениях в объеме не менее 6 часов в неделю.

Согласно п. 10 Положения, за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).
Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением случаев, когда это происходит по причине полной ликвидации образовательного учреждения (п. 11 Положения).

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, данный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок (п. 12 Положения).

Кодекс профессиональной этики 
Обязанности и ответственность педагогических работников, в том числе и педагогов-психологов, установлены ст. 48 Закона № 273-ФЗ. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 педагог-психолог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

На федеральном уровне требования профессиональной этики для педагогических работников законодательно не установлены, однако любая организация имеющая
№ 273-ФЗ статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников. В ряде регионов кодексы профессиональной этики разрабатываются региональным профессиональным сообществом (г. Санкт-Петербург).

Кодекс профессиональной этики образовательная организация разрабатывает, руководствуясь ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, согласно которой к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.
Что касается содержания этического кодекса, то согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, а соответственно и самостоятельно определяет, какие требования нужно включить в кодекс.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Конфликт интересов педагогического работника 
Особое внимание педагогу-психологу следует обратить на норму, установленную ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, согласно которой педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Что касается оказания платных образовательных услуг самой образовательной организацией, в которой трудится работник, то, согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ, образовательные организа- ции вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг Получаемый при этом доход используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Закон содержит ограничения в части оказания платных образовательных услуг: они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Другими словами, конфликт интересов, указанный в ст. 48 Закона № 273-ФЗ, может возникнуть в случае, если педагогический работник оказывает платные образовательные услуги обучающимся в организации, не предусмотренные его трудовым договором с данной образовательной организацией. Оказание же платных образовательных услуг педагогическим работником в рамках трудового договора относится к осуществлению организацией образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц и регулируется нормами Закона № 273-ФЗ и Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

В последнее время в сфере образования произошли значительные изменения на нормативно-правовом уровне, что связано со вступлением в силу Закона № 273-ФЗ, а также с принятием целого ряда нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, касающиеся осуществления образовательной деятельности. При этом следует учесть, что нормотворческий процесс продолжается — ожидается принятие очередных подзаконных актов, направленных на реализацию положений Закона № 273-ФЗ как на федеральном уровне, так и на региональном.

Отдельные, наиболее актуальные для педагога-психолога изменения законодательства будут изложены в следующих статьях  журнала «Справочник педагога-психолога. Школа» >>

Источник:  Справочник педагога-психолога. Школа, №11, 2013 г.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

WordPress SEO