Вопросы по литературе. Вопросы по литературе Астафьев васюткино озеро тема произведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Сосногорска

ПАВЛИЩЕВА ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕМИНАРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МР «СОСНОГОРСК» ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

25.04.2014 Г.

УЧИТЕЛЬ – ПАВЛИЩЕВА ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА

В.П.АСТАФЬЕВ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

5А КЛАСС (республиканская пилотная площадка)

ТИП УРОКА: художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

ЦЕЛИ УРОКА:

Познавательная : овладение литературными знаниями.

Развивающая: развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, их внимания, памяти, воображения.

Воспитательная: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе лексической работы (слово участие ); подержание процессов социализации в результате создания ситуации заинтересованного, доброжелательного общения; содействие формированию культуры общения, общему речевому развитию учащихся. Воспитание познавательных потребностей, интереса к чтению. Мотивация учащихся к изучению литературы.

Учебная: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы в сложных ситуациях; формирование и совершенствование навыков составления цитатного плана, лексической работы, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, пересказа от лица участника событий.

Задачи урока: - развивать межпредметные связи;

Развивать навыки выразительного чтения;

Составлять цитатный план;

Развивать навыки говорения;

Совершенствовать навыков исследовательской работы с текстом;

Развивать навык пересказа от лица участника событий.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:

    сообщение учителя и учащихся;

    беседа;

    работа с иллюстрациями;

    исследовательская работа с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

    Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

2. ПРЕДМЕТНЫЕ:

    Понимание ключевых проблем изученного произведения;

    Владение литературоведческим термином художественная идея ;

    Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Становление личности человека, чувство единства природы и человека;

    Формирование собственного отношения к произведениями русской литературы, их оценка.

    Формирование коммуникативной компетенции;

    Установка на здоровый образ жизни в процессе релаксационной зарядки;

    Адекватное понимание причин успешнояти/неуспешности учебной деятельности в результате самооценки(взаимооценки) на этапе рефлексии.

Ход урока

    Проверка домашнего задания. Рассказ о В.П. Афанасьеве по плану статьи учебника, посвященной жизни и творчеству В.П. Афанасьева. (задание 1 тетради)

Слово учителя

Проза Афанасьева – это всегда размышление о нашей жизни, о предназначении человека и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных преодолевать обстоятельства, как бы они не были трудны, и выходить из испытаний,обогащаясь нравственно и сохраняя свой внутренний мир.

Первые книги В.П. Астафьев написал для детей: «Огоньки» (1995) «Васюткино озеро»,(1985)»Дядя Кузя, куры, лиса и кот»,(1957), «теплый дождь», «Зорькина песня»(1960)

Главными героями этих рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, духовный мир народа.

    Выявление первоначальных впечатлений

    Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

    Где происходят события, изображенные в рассказе? Природа Сибири неоднократно привлекала внимание писателей и поэтов, композиторов и художников.

    Обращение к репродукциям картин В.И. Сурикова «Вид Енисея»(1900),»Енисей у Красноярска» (1909), акварельные рисунки «Енисей»(1895), «Плоты на Енисее»(1862), «Синий камень на Енисее»(1865),

Сообщение учащегося, слайдовая презентация.

Василий Иванович Суриков (1848-1916), русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, посвятил изображению природы Сибири многочисленные этюды, карнадашные наброски и рисунки

Художник стремился воссоздать на своих полотнах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем»– страна, полная большой и своеобразной красоты . На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем, таинственные тропинки вьется тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор …»

    Обращение к репродукции картины А.Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора».

Сообщение учащегося

Художник любил этот край с его самобытной суровостью , нетронутой первобытностью, могучей силой. Природа Урала и Сибири увлекла его на годы, позволила выразить большие идеи и гражданские настроения, связанные с назревающим общественным подъемом. Этапным произведением, открывшим эту новую для живописца тему, стала картина 1891 г. «Тайга на Урале. Синяя гора». Сложный мир душевных переживаний, связанных с кругом народных преданий, рождает эта картина. Чем-то былинным, могучим веет от изображенной живописцем природы.

| Выразительноской рекуи.е чтение фрагмента очерка «Из Сибири» А.П. Чехова.

Скоро после Енисея начинается знаменитая тайга.

«Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тиши­не, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она конча­ется. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища. Взберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед на восток, по направле­нию дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сут­ки опять взглянешь с холма вперед - и опять та же картина...»

Прочитайте выразительно описания тайги и Енисея в рассказе В.П. Астафьева. Выпишите слова и словосочетания, воссоздающие об­раз тайги и Енисея в рассказе. (задание 3 тетради) (В ГРУППЕ) Что объединяет произведения художни­ков и писателей?

Лес тихий в своей унылой задумчивости, редкий, полуголый, сплошь хвойный; хилые березки с редкими желтыми листьями.

Тайга молчаливая, равнодушная; темное море. Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. У него даже дух захватило - так красива, так ши­рока была его родная река!

Объединяющее начало - ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся совсем рядом.

Какова тема нашего сегодняшнего урока? (природа и человек в…)

Учебная цель: определить как влияет природа на человека (м. изменяет его?)

Зачем Васютка отправился в лес?

Васютка стремится помогать старшим, ответственно и серьезно отно­сится к своим обязанностям. Как же он повел себя в лесу?

Выразительное чтение от слов «„Кра-кра"! - передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой» до слов «Думая о своей удаче, Ва­сютка, счастливый, шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум прихо­дило».(музыка)

Как относится Васютка к обитателям леса?

У Васютки уже есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить се­мью. В то же время он воспринимает животных как равных , сердится на кедровку, разговаривает с белкой. Это говорит о том, что мальчик хоро­шо знает жизнь лесных обитателей, наблюдает за ней, при этом подража­ет взрослым, копирует их привычки.

Выразительное чтение от слов «Где-то слышалось жужжание» до слов «Васютка еще не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто» Когда Васютка понял, что заблудился? Что он почувствовал в тот момент? Что понял Васютка?

Васютка понял, что он так же беспомощен , как муха в сетях у паука, что ко всему в жизни нужно относится серьезно.

Выразительное чтение эпизода от слов «Совсем приуныл Васют­ка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние» до слов «„Может быть, увидели ее наши?" - подумал он, натягивая на лицо те­логрейку, и вскоре забылся беспокойным сном».

О чем свидетельствуют размышления Васютки?

Васютка понял, что необходимо ценить каждый момент жизни и стре­миться все делать по совести.

Художественный пересказ эпизода от лица героя «Встреча с Енисеем».

Как качества характера героя проявились в этом эпизоде?

Мальчик испытывал страх, плакал от отчаяния, но все-таки взял себя в руки и сделал все так, как подсказывал ему здравый смысл и житейский опыт.

ФИЗМИНУТКА: ЕСЛИ ВЫ УСЛЫШИТЕ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВАСЮТКА ВЗЯЛ С СОБОЙ ИЛИ МОГ БЫ ВЗЯТЬ, ПРИСАЖИВАЕТЕСЬ, В ОБРАТНОМ СЛУЧАЕ ОСТАЕТЕСЬ СТОЯТЬ (игрушка ХЛЕБ, СОЛЬ , ПЕПСИКОЛА, СПИЧКИ, РУЖЬЕ, КОНФЕТКИ , НОСКИ, ВОДА, нож)

3. Исследовательская работа с текстом. Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге

    заполните правую часть таблицы, подобрав цитаты из текста.

Таков старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички.

Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на бе­регу! Что стоило горсточку в карман сыпануть!

Обозначать особы­ми приметами до­рогу

Наверное, всякая таежная дорога начинается с затеей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим че­ловеком пойдут другие люди; собьют каблуками мохе валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают сле­ды в грязи, и получится тропинка

Не тратитить попу­сту порох и дробь

Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в си­биряков от роду

Знать повадки зве­рей и птиц

Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка

Бережно относить­ся к тайге

Он тщательно заплевал цигарку, придавил ее каблу­ком и пошел

Уметь развести ко­стер, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

Повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега

Не терять присут­ствия духа

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» -вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, на­бравшись храбрости, решительно направляется в сто­рону темного предмета

Знать таежные при­меты

Почти голая сторона у ели - значит, в ту сторону се­вер, а где ветвей больше - юг. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Ва­сютка заволновался: трава растет обычно вблизи боль­ших водоемов.

Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озе­рах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею. Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откли­кается на ближнем водоеме.

Итоги работы

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к простран­ным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.

4. Итоги урока.

Какова художественная идея произведения? Почему рассказ называет­ся «Васюткино озеро»? - Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека , и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

    Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

    Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

    Знание законов природы помогает человеку выжить

    Человек и природа неразрывно связаны между собой.

Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.

стихотворение Вадима Шефнера.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

В. Шефнер

МОУ СОШ №33

Литература

5класс, общеобразовательный

Программа литературного образования под редакцией

Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

(Урок анализа первоисточника)

Цель урока:

образовательная - анализ рассказа «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству;

развивающая - развитие умения анализировать текст через интепретацию-рисунок, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная - формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации учащихся, презентация к уроку, аудиозапись голосов птиц.

Трофимовой Ирины

Человек и природа в рассказе

«Васюткино озеро»

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме Иоганн Готфрид

Ход урока

I . Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка «Времена года» - «Осень»)

Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.


II . Организационный момент

Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

III . Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Вот таким представляет его художник, а каким вы представляете его внешне?

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге …(запишите слово тайга в словарь). Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)?

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает.

5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью?

(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

Обратите внимание на экран – закон общения человека и природы.

6) Как называются зарубки на дереве, с помощью которых Васютка надеялся не заблудиться в лесу?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси ?

Давайте запишем это слово в тетрадь.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, закон взаимопомощи : сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.

Взаимопомощь.

Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

Кто прервал рассуждения героя?

Давайте прочитаем об этой встрече.

- Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу?

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

Если вдруг вам доведётся услышать вот такое пение, это кедровка (звучит запись пения кедровки).

Запишем это слово в словарь.

Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка?

Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.

Именно этой птице Васютка должен быть благодарен, что шишек в лесу видимо-невидимо.

Васютка слез с дерева, собрал шишек в мешок…

Вдруг впереди что-то захлопало…

- Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица (звучит запись пения глухаря на току).

Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники.

Давайте запишем это слово в словарь: трофей.

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка?

Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

Но выхода не было!

Какое чувство охватило Васютку?

Прочитайте, с каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

- Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. (Рисунок Соловьёвой Юлии).


Юля, каким ты представляешь себе непроходимую тайгу?

- «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге?

Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу? (Зачитывается отрывок из произведения.)

Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря. Запишем слово в словарь.

Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка?

- Нашёл Васютка водоём - Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

Внимание на экран, может, на берегу именно этого озера и был Васютка.

Перед нами рисунок Екатерины Кузнецовой. Какое настроение, Катя, ты хотела передать этой цветовой гаммой?

Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка).

Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка).

Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

Какой была эта ночь?

- Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? Запишем это слово в словарь.

Костёр. Вот так представила костёр надежды Ирина. Ребята, пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

(Учитель зачитывает отрывок из произведения).

Теплоход не помог горю Васютки.

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и его именем назвали озеро.

Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему?

Помогли выстоять ему (слова из словаря.)

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.

Безусловно, в этом нас убедил рассказ.

IV . Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему Васютке удалось найти дорогу домой?»

­Поведение Васютки в лесу

Рассказ Виктора Астафьева “Васюткино озеро” о том, как тринадцатилетний мальчишка затерялся в таежном лесу, но благодаря своей смышлености и силе характера сумел выжить. С первых строк становится ясно, что Васютка из тех ребят, которые выросли в тесной связи с природой. Он любит наблюдать за тем, как отец рыбачит со своими друзьями, он ежедневно с радостью ходит за кедровыми орешками для рыбаков, он любит охотиться с лесу, не боясь дикого зверя или ненастной погоды.

Одним словом, Васютка – парень смелый,

Деловитый и предусмотрительный.

В лесу он себя чувствует свободно и даже не подозревает, что в нем можно затеряться. На всякий случай, он всегда берет с собой заряженное ружье, спички и краюшку хлеба. Те, кто выросли на берегах Енисея, знали, что есть обычай в дорогу всегда брать с собой краюшку хлеба. Так и Васюткина мать никогда не нарушала этот обычай, за что была позже вознаграждена.

Мальчик провел пять дней один в лесу и сумел выжить, хотя условия были непростые. Было холодно, лил дождь, укрыться было негде, кроме как под сенью хвойных деревьев. Когда силы были на исходе именно краюшка хлеба и умение Васютки разбираться в лесной дичи помогли ему выжить.

В лесу он оказался из-за редкой в тех краях птицы – глухаря. Очень уж захотелось ему ради разнообразия подстрелить эту дичь. Увлекшись, он потерял из виду деревья, на которых ножом оставлял насечки.

Поначалу ему было страшно. Ведь ему не раз рассказывали, как люди пропадали в бескрайних лесах Заполярья. Но со временем он собрал все свои силы в кулак, сориентировался в местности и вспомнил все советы, которые взрослые ему когда-то давали.

Он прекрасно знал, что на юг тайга тянулась километрами, поэтому решил идти на север. Обнаружив озеро, полное рыбы, он быстро понял, что оно проточное, а значит, где-то там впереди должна быть река.

На районной карте это озеро позже нарекут Васюткиным, а смелостью мальчика не перестанут восхищаться. Дед и отец были очень горды за него. Так они поняли, что вырастили настоящего мужчину, истинного сибиряка. Даже в описании внешности своего героя автор отмечал, что Васютка был похож на “коренастого, маленького мужичка”.

Его не пугали сложности на пути. За время пребывания в лесу он расцарапал лицо, порвал телогрейку, но казалось, ничего этого не замечал. Для того чтобы отвлечься, он иногда думал о доме, о школе и товарищах.

Он жалел, что хулиганил и не слушался в школе.

В этом рассказе писатель показывает, что трудности могут быть полезны. Именно они закаляют характер и делают из человека личность. В критической ситуации главный герой повел себя как настоящий мужчина и доказал, что тайга не так опасна, если знать и уважать ее законы.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Один в лесу В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление храбрости, стойкости и самообладания. И не всякому даже взрослому человеку удается проявить эти качества. Героически изображен герой Виктора Астафьева в рассказе “Васюткино озеро”. Этот тринадцатилетний подросток сумел остаться один на один с бескрайним лесом и выжить. Это ли не геройство? На мой взгляд, […]...
  2. ­Трудный день в лесу В своем рассказе “Васюткино озеро” Виктор Петрович Астафьев рассказывает историю тринадцатилетнего мальчишки, выросшего на берегах Енисея в таежном краю. Главный герой во многом повторяет судьбу самого писателя, за исключением того, что у писателя никогда не было полноценной семьи, и вырос он без матери. Васютка растет в окружении любящих родителей, но не […]...
  3. ­Тайга слабых не любит Рассказ “Васюткино озеро” был написан Виктором Астафьевым в 1950-е годы. Многие критики считают этот рассказ автобиографичным, так как сам Астафьев вырос в таежных краях на берегу реки Енисей. Также и главный герой рассказа тринадцатилетний Васютка растет в окружении необычайной природы тайги, где учиться премудростям жизни. В рассказе прослеживается путь становления ребенка […]...
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными законами. Рассказ В. П. Астафьева именно о трудностях выживания в тайге и о смелости тринадцатилетнего мальчика. Главный герой произведения Васютка – сын местного охотника и рыбака. Его отец не раз […]...
  5. ­Становление характера Главный герой рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро” также как и автор родился и вырос в таежном краю. В свои тринадцать лет он уже многое умел и знал. Например, он умел охотиться на птицу и тут же готовить свою добычу на костре. Он знал, как отличить озерную рыбу от речной, как различать деревья в […]...
  6. ­Законы тайги О том, что законы тайги бывают суровы мы узнаем из школьной программы. Виктор Астафьев сам вырос на окраинах Красноярска и знает об это не понаслышке. В таких суровых условиях в семилетнем возрасте он потерял мать, которая утонула в реке. К этой потере он так и не смог привыкнуть. Мальчика воспитывали отец с мачехой […]...
  7. Как Васютка заблудился в тайге Рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро” повествует о смелости, стойкости и сообразительности тринадцатилетнего мальчика по имени Васютка, заблудившегося в необъятной тайге. Автор подчеркивает, что в жизни нередко случаются ситуации, требующие проявления мужества и самообладания. Именно в такую ситуацию попал Васютка, оказавшись один на один с лесом. Главный герой рассказа отправился […]...
  8. ­Человек и природа Тема природы и таежных пейзажей занимает важное место в произведениях В. П. Астафьева. Не исключением стал и рассказ “Васюткино озеро”, в котором тринадцатилетний мальчик провел пять дней наедине с бескрайним лесом. Дедушка мальчика с детства учил его уважать законы тайги. Также он часто отмечал, что прогресс и цивилизация плохо отражаются на природных […]...
  9. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который родился и вырос в таежном краю. Он рано стал самостоятельным и старался во всем следовать “таежным законам”, что пригодилось ему в жизни. В свои тринадцать лет он уже многое знал […]...
  10. Рассказ “Васюткино озеро” написал В. П. Астафьев. Основан он на реальных событиях из жизни автора и поэтому является автобиографичным. Васютка – главный герой рассказа, который часто гулял по тайге и собирал для рыбаков орехи. Однажды он, устремившись за неожиданной добычей – глухарем, потерялся в тайге. Сначала Васютка испугался что заблудился, метался из стороны в сторону, […]...
  11. Васютка тринадцатилетний мальчик из Сибири. Все лето вместе с бригадой отца Григория Шадрина, матерью и дедом Афанасием он живет на берегу Енисея на рыболовецком стане. Васютке очень хорошо в тайге, в бригаде отца. Васютка трудолюбив, не может сидеть без дела когда рядом работают взрослые. Он выполняет посильную работу, собирает кедровые орехи. Васютка обладает очень пытливым […]...
  12. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Этот мальчик мой ровесник, […]...
  13. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В летнее время мальчик Васютка жил со своими родителями в тайге. Его отец был начальником бригады рыбаков. Но дела у рыбачьей бригады не были успешными. Всему виной были частые осенние дожди, […]...
  14. Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель – прозаик, написавший множество известных повестей таких как: “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража” и другие. Васютка – это главный герой рассказа В. П Астафьева “Васюткино озеро”. Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью. Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не […]...
  15. Васюткино озеро Рассказ начинается с описания озера, которое получило свое название в честь мальчика Васютки. Он сам нашел его и показал людям. Летом Васютка жил в тайге с матерью и от­цом – начальником рыбачьей бригады. Дела у рыбаков шли плохо. Частые осенние дожди вспучили реку, рыба стала плохо ловиться. Рыба­ки ходили хмурые, изнывали от безделья. […]...
  16. Краткое содержание Это озеро не отыщешь на карте. Оно небольшое, но зато па­мятное, Васюткино. Далеко не у каждого озера есть свое назва­ние, потому как велика и необъятна наша Родина. Рыбаки из бригады Васюткиного отца – Григория Афанасье­вича Шадрина – совсем приуныли. Из-за частых осенних дождей рыба стала плохо ловиться, и рыбаки обленились. Но вот подул […]...
  17. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда – он заблудился. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами […]...
  18. Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – Мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кедровыми орешками, […]...
  19. Сочинение на тему: “Озеро в лесу” Описание темы: Описание природы леса, летних дней, лесного озера. Озеру в лесу. Видели картину Васнецова “Аленушка”? Там печальная девушка сидит на берегу озера, а в темной воде отражаются стволы высоких деревьев, окружающих озеро? Эту картину я знаю с детства. Она висит у меня на стене, потому что меня зовут […]...
  20. В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года. Однажды, Васютка собрался идти в тайгу за орехами. Он взял с собой ружье, мать дала ему в дорогу хлеба и спичек. Васютка пробирался вглубь тайги при […]...
  21. Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе “Васюткино озеро” природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше […]...
  22. Герой рассказа Виктора Астафьева “Васюткино озеро” родился и вырос в таежном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать […]...
  23. “Васюткино озеро” (Рассказ) Пересказ. Это озеро не отыщешь ни на какой карте. Его нашел тринадцатилетний мальчишка и показал другим. Осенние дожди испортили воду, и поэтому бригаде ры­баков Григория Афанасьевича Щадрина пришлось уйти да­леко в низовья Енисея. Потянулись однообразные дни, лов был спокойным, без азарта, а такой лов рыбаки не любили. Хотя рыба попадалась в основном […]...
  24. ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”) Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие – добрее, угрюмые – улыбчивее. Не зря говорят, что человек – […]...
  25. Это озеро не отыскать на карте. Оно небольшое, но зато памятное, Васюткино. Названо в честь тринадцатилетнего мальчика, нашедшего его. Не всякое озеро в нашей стране имеет название, настолько она велика и необъятна. Есть еще много безымянных озер и речушек, которые нужно найти. Сколько по нашей Родине не броди, все время будут открываться новые и интересные […]...
  26. Деревья, деревья, деревья… Под ногами – мох и жухлая трава, над головой – равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце – холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней […]...
  27. В. П. АСТАФЬЕВ ВАСЮТКИНО ОЗЕРО “Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да – да, не удивляйтесь и […]...
  28. Урок 1. “Заблудился!” Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги: “Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни […]...
  29. Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул теплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то ученой экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину. Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, […]...
  30. “Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да-да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны […]...
  31. Васюткино озеро – это название озера, которое обнаружил тринадцатилетний мальчик Васютка. Его действительно не было на карте, оно было сравнительно не большое, например, сравнительно с Байкалом, но мальчик сам его обнаружил. Отец и дедушка мальчика были рыбаками. У них, даже, была целая бригада. Отца звали Григорий Афанасьевич Шадрин, дедушку, соответственно Афанасий. Отец для мальчика всегда […]...
  32. Уроки доброты Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой […]...
  33. ­Воспитание Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Писатель рано осиротел и рос с бабушкой и дедушкой в нелегкие для страны времена. Действие рассказа “Конь с розовой гривой” происходят как раз до начала Великой Отечественной войны […]...
  34. ­Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих близких. Автор рассказа, Виктор Астафьев часто обращался к теме детства, так как он сам рос сиротой в трудное для всех время. Также, и его главный герой, рано лишившись матери, воспитывался […]...
  35. ­Добро возвращается добром В рассказе Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” открывается поэтичная картина русской деревни. Действие происходит в сибирской глубинке, где все знают друг друга, будто они – большая и дружная семья. Все происходящее мы видим глазами семилетнего мальчика Вити, который растет без родителей и воспитывается Бабушкой. На самом деле, это рассказ-воспоминание. Давно повзрослевший […]...
  36. ­Только с любовью держится и движется жизнь Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из жизни самого писателя. Повествование ведется от лица семилетнего мальчика Вити, который живет и воспитывается в семье Бабушки с дедушкой в одной из сибирских глубинок. Главный герой рано лишился матери. Она утонула в Енисее, возвращаясь из […]...
  37. В лесу после дождя (сочинение по заданному началу) После проливного дождя в лесу появилось много грибов. Я отправляюсь туда ранним утром. Как прекрасно в это время в лесу! Во­круг тишина. Воздух свежий. Капельки росы сверкают на солнце. Сразу же я промокаю на­сквозь, так как приходится заглядывать под елки, а с них так и сыплет роса. […]...
  38. Байкал – чудо природы. И сейчас я расскажу почему. Каждый человек наделен способностью восхищаться природой. Пожалуй, мало найдется вещей в нашей обыденной жизни, которые могли бы мгновенно преобразить наш образ мыслей или текущее настроение. И только природе под силу это сделать. Даже не отдавая себе отчета в том, какое влияние оказывает на нас природа, мы […]...
  39. Этим летом август выдался жарким, душным. В выходной день мама предложила нам с папой съездить на озеро покупаться. Предложение нам очень понравилось. Мы быстро собрали все необходимое и отправились в путь. Добирались мы долго, потому что расстояние от нашего села до озера большое. Было жарко, окна в машине все время были открыты. Я всю дорогу […]...
  40. Сочинение на тему: “Прогулка по лесу” Прогулка по лесу На прогулку в лес мы пошли всем классом вместе с учительницей ботаники. Мы должны были научиться собирать гербарий и узнать, как отличать разные деревья друг от друга. Лес находится недалеко от города и мы поехали туда на автобусе, доехали до конечной остановки и еще немного прошли […]...
Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев

«Васюткино озеро» главная мысль и чему учит рассказ Астафьева Вы узнаете в этой статье.

«Васюткино озеро» главная мысль

Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

Чему учит рассказ «Васюткино озеро»Астафьева?
Это произведение вызывает желание изучать и беречь живую природу своего края

О чем рассказ «Васюткино озеро»?

Сибирь. Поздняя осень. 13-летний мальчик Васютка отправился в тайгу за кедровыми орехами и заблудился. Тайга не шутка, конечно, взрослому и то страшно, а тут ребенок.

Не растерявшись, Васютка стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил недюжинную мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.

На пятый день он вышел к неизвестному озеру, где было очень много рыбы, и по его течению вышел к Енисею, где его и нашли друзья отца. Озеро, которое нашел мальчик, назвали в его честь – Васюткиным озером.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду­хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер­ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры­бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Обнаруженное озеро - достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

1. Определите тему рассказа "Васюткино озеро".

Тема рассказа "Васюткино озеро" - в тяжелой критической ситуации, преодолевая трудности, всегда искать выход, использовать все возможности, не опускать руки.

2. Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу?

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

А так же сказала от затесей далеко не отходить, чтобы не потеряться. "Ты от затесей далеко не отходи - сгинешь" (Затесь - стёс, сделанный на дереве топором.)

3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Мальчик не растерялся и поборол страх.

“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

Итак, надо “взять себя в руки”.

развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к простран­ным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.

5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Момент осознания Васюткой того, что он потерялся. Сначала мальчика, как и любого другого человека, охватывает паника. Но затем он собирается с силами и начинает действовать. Он активизирует знания, полученные от отца, и умело ищет себе пищу, готовит ночлег.
- В момент, когда садилось солнце, Васютке было особенно страшно. Однажды он испугался устрашающего силуэта. Но затем, все же, сумел сохранить самообладание.
- В момент, когда мальчик сообщает рыбакам об озере, он проявляет свою искренность и открытость.

6. Назовите художественные средства, которые использует В.П. Астафьев в рассказе. В чём их роль?

Интересен и богат язык произведения. При помощи художественных средств автор показывает красоту природы.

Эпитеты:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”

“густая, как смоль, темень начала редеть”

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету... фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку... птицу; заполошной стаей закружились листья.

р ассолодели-размякли,обленились;
нету фарту - нет везения;
осенняя путина -осенняя распутица, грязь;
парнишкой помыкать- приказывать что-то сделать;
посадить на мушку- взять на прицел, прицелиться (в охоте);
заполошной стаей закружились...- внезапным сильным порывом ветра поднялось огромное облако листьев.

8. Сформулируйте идею произведения и запишите её. Как с ней связано название произведения?

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Знание законов природы помогает человеку выжить, бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.