Средневековые университеты. Первые университеты в Западной Европе. Преподаватели средневековых университетов: статус, положение, функции Формирование университетских корпораций

Средневековье унаследова-ло от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. «Один ученик спрашивал учителя и сказал: «Поскольку есть семь искусств, и семь испытаний, и семь занятий, хотел бы я, чтобы ты мне их перечислил: в чем они состоят? Учитель: «Перечислю. Это искусства: диалектика, арифметика, геометрия, физика, музыка, астрономия. О том же, что представляет собою седьмое, существует много различных взглядов… Некоторые, пренебрегающие философией, утверждают, что это грамматика». Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально-логическое знание, ос-новы философии и логики, риторика учила правильно и вырази-тельно говорить. «Математические дисциплины» – арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.

Поэтому неудивительно, что средневековые университеты имели 4 факультета: артистический или искусств, богословский, юридический и медицинский. Обязательным для всех был артистический (подготовительный общеобразовательный) факультет, на котором преподавались «семь свободных искусств», позднее получившем название философского. Сначала преподавали тривиум (trivium ) – грамматику, риторику, диалектику, затем квадриум (quadrivium ) – арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в средневековой Европе латинском языке. Изучив грамматику, риторику и основы диалектики, студент получал степень бакалавра искусств, а по изучении полного курса (философии, арифметики, астрономии и теологии музыки) ему присваивалась степень магистра искусств и предоставлялось право поступления на один из 3 факультетов: богословский, медицинский или юридический, по окончании которых присваивалась степень бакалавра, лиценциата и магистра (доктора). Как срок обучения, так и возраст студентов в университетах не были установлены (практически обучение в университетах продолжалось 12-14 лет).

Таким образом, в основе средневековой парадигмы образования лежали идеи наследования знания, его «очистки» от чуждых наслоений, достижения большей ясности, трансляции в сопровождении необходимых комментариев. Однако содержанию дисциплин квадривиума такой подход отвечал меньше всего. Преподавание арифметики, музыки, геометрии и астрономии даже на уровне начального курса искусств велось более раскованно. В какой-то мере причину этого можно усмотреть в том, что квадривиум вели более опытные преподаватели. И вообще, складывается впечатление, что в преподавании дисциплин этого цикла в какой-то мере присутствовали элементы «исследования» – преподавание часто велось «в духе» изучаемого текста. Программа квадривиума, впрочем, как и тривиума, своими корнями уходила в греческую философию. После того, как из девяти искусств, были исключены архитектура и медицина, образовались семь свободных искусств средневековья, окончательная канонизация которых принадлежит Мартианусу Капелле (около 410-439 гг.) в трактате «Брак Меркурия и Филологии». Семи свободным искусствам были посвящены первые три из 20 книг «Этимологии» Исидора из Севильи.

Музыка

Из четырех составляющих квадриума именно музыка, в силу своей важной для богослужений роли, занимала в жизни весьма почтенное положение, причем еще до того, как роль университета стала заметной. По свидетельству Брунетто Латини, музыке принадлежало место второй математической науки, ибо она «используется для нашей услады и службы Богу». А мнение Пифагора, что музыка – средство совершенствования души, разделял Бетиус. Конечно, у музыки были технические аспекты – вокальный, инструментальный, но в школе она фигурировала в своем теоретическом облике, основанном на теории монокорда, с которой начиналось изложение почти всех примечательных работ. Этой теме посвящено более сотни текстов, среди которых наиболее важным является синтез древних традиций, выполненный Бетиусом в « Deinstitutione musica ». Теория музыки Пифагора, представленная Бетиусом в работе, ставшей продолжением его «Арифметики», основывалась на арифметической, геометрической и гармонической пропорции чисел 6, 8, 9 и 12. Бетиус систематизировал численные соотношения, которые казались ему наиболее важными, используя при этом терминологию, способную, скорее, озадачить, чем что-либо прояснить. При переходе от числовых дробей к буквам музыкальная запись (нотация) получает постепенное развитие. Она совершенствуется трудами таких ученых, как Филипп де Витри и Гийом де Машо. Наиболее крупные достижения в музыке отмечаются там, где этот предмет преподавали совместно с какой-либо крупной церковью или собором. Труды Бетиуса составили основу изучения музыки во всех университетах, где ее преподавали на факультетах свободных искусств.

Арифметика

Что же касается арифметики, то, как видно из большинства уставов, свидетельств биографов и многочисленных сохранившихся рукописей, и здесь работа Бетиуса во многом определяла интеллектуальную диету юного школяра факультета искусств. В роли дополнения выступал Евклид, чьи элементы содержат много арифметики. Среди наиболее распространенных трудов можно назвать работу Massa compoti Александера Вилледье о принципах вычисления календаря и Flgorismus Сакробоско.

Геометрия

При изучении любой части программных искусств практические соображения никогда не отходили на второй план. Об этом, в частности, свидетельствуют слова Брунетто Латини о геометрии, с помощью которой мы знаем размеры и пропорции предметов в длину, ширину и высоту; это наука, с помощью которой древние, пользуясь своими знаниями геометрии, могли определить размеры земли и небес, расстояние между ними, не считая других соотношений, вызывающих восхищение. В отношении геометрии сохраняют силу те же самые оговорки, что и в отношении астрономии: основное внимание уделялось заучиванию правил, а не логике самой науки, благодаря которой, прежде всего, и возникли эти правила. Общепризнанным введением в курс служили элементы Евклида. Во многом содержание обучения зависело от продолжительности курса искусств, колебавшийся в широком диапазоне. Что же касается «практической» геометрии, то в ней были представлены самые разные направления. Различие теоретической и практической геометрий восходит еще к Платону и Аристотелю.

Астрономия

Крайне упрощенная схема Аристотеля – концентрические сферы, несущие планеты, и расположенный в центре земной набор сфер – составляла сердцевину средневекового обучения космологии. И хотя Almagest Птолемея упоминался в программе, но чаще его заменяли краткие пособия. Среди этих трудов выделялась работа Сакробоско, которой пользовались по крайней мере до 17 в. намного более объемный труд того же Сакробоско Computus в некоторых университетах (например, Оксфорде) был включен не в курс арифметики, а в курс астрономии. Студенты и преподаватели жили в общежитиях – коллегиях (коллежах, колледжах), здесь же проводились занятия. Часть студентов жила в университетском общежитии (в коллегиуме), а иногда в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета.

В 15 веке студенты университетов разыгрывали в некоторых городах комедии римского поэта Теренция. Само собой, что эти комедии переделывались и большая часть их переводилась на немецкий язык. Народ очень любил подобные театральные представления: чтобы посмотреть на них, сходились в город и жители окрестных мест.

С развитием школ и университетов расширяется спрос на кни-гу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писались на пергамене – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались с помощью тонких крепких веревок и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой ук-рашенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами, заставками, а позже – великолепными миниатюрами С 12 в. книга ста-новится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. С 14 в. в производстве книг начинает широко применяться бу-мага. Процесс производства книги упрощается и унифицируется, что было особенно важно для подготовки книгопечатания, появ-ление которого в 40-х годах 15 в. (его изобретателем был немец-кий мастер Иоганн Гутенберг) сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло за собой существенные перемены в культур-ной жизни. До ХII в. книги были преимущественно сосредоточены в цер-ковных библиотеках. В 12-15 вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Какая судьба ждала выпускника университета? В городах северной Италии в первую очередь проявляется и с удивительной скоростью распространяется стремление к независимости и светской грамотности, обусловленное ранним рационализмом, развитием права, «современных» конституционных форм. Именно здесь постепенно складываются такие виды профессиональной деятельности, как юрист, нотариус, врач. Должности, которые становились постепенно доступными прошедшими обучение в школах права, прежде всего занимали те, кто хорошо знал право обычное. Во второй половине 12 в. происходит переход от аристократической формы управления к конституционной. Чаще выходец из старых аристократических семей назначался на роль руководителя города сроком на один год, и, как правило, был профессиональным администратором, изучавшим право в Болонье. Роль профессиональной подготовки в итоге становилась сопоставимой с происхождением: тем, кто получал образование, со временем становится доступным все больше должностей. Клирики обучались в Болонье прежде всего каноническому праву. Число каноников, архидьяконов и епископов, прошедших обучение в школах права растет. С 1153 г. эксперт в области канонического права возглавляет папскую канцелярию. Магистры искусств также часто готовили нотариусов, наиболее широкую распространенную полуюридическую категорию профессионалов средневековой Италии.

На Пиренейском полуострове присутствуют испанские и португальские студенты в Италии и Франции, большая часть которых была и становилась католиками. Учеба не выступала в роли эффективного средства карьеры, фактора становления «профессиональных групп». Между 1002-1197 гг. среди немецких епископов, большинство из которых в 13 в. не умели писать, аристократическое происхождение и наличие влиятельных патронов оказывалось более важным, чем годы учебы. Возможности карьеры для представителей «молодой» Европы в 12 в., обучавшихся в университете, ограничивалось только занятием должностей в церковной иерархии. Вместе с введением христианства в северных странах возникла потребность и в хорошо образованном высшем духовенстве. Во второй половине 12 в. Париж становится образовательным центром для норвежцев и, в меньшей степени, для датского и исландского высшего клира. Везде и на любом уровне в 13 и 14 вв. вопросам правового порядка церковь уделяла большое внимание. И синодальная система, и фискальная практика, и отношения между церковью на местах – все это способствовало росту спроса на дипломированных специалистов с университетским образованием. Авиньон становится важнейшим центром притяжения выпускников, мечтающих об успехе. В городских коммунах Италии в 13 в. уже был определен минимальный уровень требований к юристам, который не столько предполагал окончание университета, сколько минимальную продолжительность обучения. Но только два столетия спустя аналогичная ситуация сложилась и во Франции. Образование открывало выпускникам факультета свободных искусств путь не только к педагогической карьере, но и к работе секретарями в княжеских или городских канцеляриях. Врачи фигурировали в качестве практикующих, схоларов и членам городской элиты. Для Франции 13-14 вв. весьма показательны процессы, протекавшие на юге, особенно, если обратить внимание на исторически очень важную роль юристов, которые были призваны реализовывать королевскую политику по формированию сильной и энергичной монархии. С начала 12 в. Болонья оказывает существенное влияние на юридическую культуру. Здесь учатся и многие французы с юга, большая часть которых возвращались в последствии домой, где и делают карьеру. Служба частным лицам или обществу в городах региона рассматривалась как норма. Что же касается королевской службы, то она и считалась пределом желанного: вознаграждалась плохо и строилась на краткосрочной основе. Обслуживая потребности различных клиентов, юристы тем самым способствовали возникновению правового климата, обеспечивающего постоянный контроль над действиями монархии. В результате и служащие короля также должны были «соответствовать» и по численности и по уровню подготовки, чтобы избежать пустой траты времени в парламенте. Адвокаты выступали представителями оппонентов королевского двора. К их услугам все шире прибегали города. Новая юридическая культура получает распространение, обеспечивая занятость юристов. Докторами становятся даже отпрыски аристократических семейств, хотя большую их часть составляли выходцы из буржуазии. на королевской службе находились юристы – выходцы как с юга, так и с севера. После 1825 г. в парламенте, на финансовой службе, в канцелярии оказываются по преимуществу юристы, прошедшие подготовку в Орлеане. Более расплывчаты данные о положении дел не в столь доходных по сравнению с профессиями врача и юриста, например, магистров искусств или других выпускников этого факультета. До 15 в. в «молодой» Европе учеба на зарубежных факультетах права ценилась весьма высоко. Но к 1370 г. начинает складываться практика привлечения к работе юристов, окончивших местные университеты: роль университета в жизни немецкого города возрастает. В это же время университетские выпускники широко представлены среди духовенства, особенно в кафедральных соборах: многие адвокаты, специализировавшиеся в области канонического права, находятся на службе как у государства, так и церкви. В конце века уже не только судьями, но и адвокатами и даже простыми поверенными чаще всего становились выпускники университета. Незадолго до 1500 г. заметные перемены произошли в судьбах университетских выпускников в Испании. В условиях быстрого экономического роста «новые» монархии испытывали острую потребность в квалифицированных чиновниках. В итоге число обладателей высших должностей с академическими званиями начало расти. И в 15 в. учеба и карьера в «молодой» Европе все еще преимущественно связаны с церковью. Во второй половине 15 в. светская власть начинает лидировать. Городская карьера означала включение в администрирование и работу на уровне органов, принимающих решения. С 1366 г. Нюрнберг переходит к найму на постоянной основе юристов-докторов. В Антверпене и Ловене юристы появляются в 1431 г. и 1451 г. Поначалу они довольствуются должностями чиновников по податям, но вскоре требование к квалификации в области права становится общим. Описанная ситуация довольно типична для провинциальной среды Центральной Европы. Университет этой эпохи был, скорее, образовательным, чем социальным и профессиональным учреждением.

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

История возникновения

Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.

Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

В не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень. Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.

Принцип обучения

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

«… quaestio disputata (синонимы quaestio ordinaria, disputatio ordinaria, quaestio solemnis) - вопрос для обсуждения - становится основой ещё одного вида научения - регулярного учебного диспута.

Тезис выбирал магистр. Возражение выдвигал либо он сам, либо его студенты, в том числе и те, что случайно забрели на диспут. Бакалавр нужными аргументами поддерживал тезис и отвечал на вопросы (respondens). Магистр мог в любой момент спора прервать его, лично заключив собственным словом этот спор. Но мог и вернуться к данному тезису когда-нибудь в другой раз, не поддерживая, а опровергая свой же тезис; быть respondens к своему тезису. А также защитником, и опровергателем, и режиссёром, и актёром, и публикой этого учёного представления. Лекция-тезис, записанная самим магистром, становилась quaestio disputata, а если её записал слушатель, то она становилась reportatio (отчётом) о проговариваемом вопросе. Годовое число этих диспутов всегда оговаривалось. Один вопрос мог обсуждаться с различных сторон. - Всё это свидетельствует Э. Жильсон .

Календарь диспутаций должно соблюдать неукоснительно точно. Каждому магистру - свой день для диспута (dies disputabilis). Однажды орден святого Доминика, например, стал тягаться с Оксфордским университетом (где и начинал учёбу Роджер Бэкон ) из-за того, что начальство этого университета в день магистра-доминиканца разрешило диспутировать ещё и другим учителям. Со временем такого рода запреты несколько смягчаются.

Inception - диспут, разыгрываемый претендентом на степень доктора, которого представляет магистр, этот диспут ведущий. Это - единственный диспут данного университетского дня.

Resumptio - диспут, который обязан дать магистр, переходящий в другой университет. Это как бы испытание на право работы в новой для этого магистра учёной корпорации. Право учить завоевывается демонстрацией учёности в деле, то есть в поединке встречных аргументов.

Опять-таки: степень истинности этого тезиса или того как будто не важна; важна техника защиты его либо опровержения учёность как техника её применения в дидактических сферах обретения этой учёности.

Монолит веры, с одной стороны; с другой - бесконечные диспуты, будто кто-то хочет эту веру поколебать. Таково средневековье: уверенное в себе, молчаливо основательное, но и бесконечно петушащееся, острое на язык, ежесекундно готовое обнажить шпагу спора, клинок словесно-аргументированного человеческого жеста в угоду и во имя смысла, в который должно уверовать. Беспредметное словопрение и есть предмет, владевший всеми помыслами средневекового учёного человека. Беспредметное? Но влекущееся в запредельному смыслу, должному воплотиться в последнее слово спора. Споры о бесспорном. Обсуждения необсуждаемого. И потому о чём угодно. Обо всём, возвысившемся до безглагольного Ничто.

Именно так - диспутами о чём угодно - назывались дискуссионные апофеозы университетской учёности. Disputatio de quodlibeta, или disputatio quodlibetaria. Только раз в год! - Как в Париже или, например, в Гейдельберге.

Две недели публичного торжества изощрённейших элоквенций. Поджаро-голодные диспутанты (диспуты эти приходились аккурат либо на вторую неделю Рождественского поста, либо на третью и четвёртую - Великого) на виду у всего университетского сообщества представали рыцарями слова - отточенного, бескомпромиссного. И... бессмысленного? Нет, ибо мыслью был весь этот праздник великого краснобайства; праздник, затеянный во имя мысли, так и не нашедшей себе места в этом пиршественном изобилии умнейших и учёнейших слов. Диспут о чём угодно - учёная жизнь в её торжестве, которою жило в эти четырнадцать дней учёное сословие университета.

«И грянул бой...»

Жар словесной баталии обязан был контрастировать с бесстрастною стужей академических оборотов, вроде: «не нахожу истинным», «это недопустимо», «немыслимо», «невероятно». Идеологического свойства ярлыки, вроде: «еретик», «подозрительной веры», «заблудившийся в вере», площадная брань, лексика кухни, топика телесного низа категорически воспрещались неукоснительной инструкцией ведения всякого уважающего себя кводлибетария.

Подумать только, даже ослом нельзя было назвать своего противника. Правда, и тогда тоже умели обходить запреты. Называли, конечно, и ослом, и разным прочим. Но важно, что запрещалось».

Рабинович В.Л., Рождер Бэкон. Видение о чудодее, который наживая опыт, а проживал судьбу, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 62-63.

Особенности методов преподавания

Методы преподавания, формы занятий, как и его содержание, были тесно замкнуты в тесных рамках статутов. Таким образом, в средневековых университетах были выделены три основные формы обучения студентов: lectio (лекция), repetitio (репетиция), disputatio (диспут).

Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Средневековая лекция разительно отличалась от лекций, которые в университетах читают современные преподаватели. Во-первых, средневековые лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными(экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.138

Во-вторых, статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения от преподавателя. Более того, во время чтения ординарной лекции студент не имел право задавать вопросы преподавателю. Правда, это было возможно во время чтения экстраординарной лекции; мало того на вопрос одного слушателя мог ответить другой студент. Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.-С.167

В-третьих, статутами было запрещено читать лекции «со свечой или для пера и трости», т.е. так, что бы перо или другое орудие для письма в руках слушателя могли следовать за читающим. Там же. - С.168 Вообще. что касается внешней стороны процесса чтения, то на диктовку университетские статуты смотрели неблагоприятно. В Париже. В виду того, что магистры искусств стали передавать читаемый текст, одному из слушателей с тем, чтобы он его диктовал своим товарищам, ограничивая свое участие в лекции, таким образом, только присутствием. Факультет запретил диктовку и обязал под присягой говорить свободной речью, как говорят проповедники. Угрожая за нарушение статута и присяги лишением права преподавания на год, за рецидив - на два года. за третье нарушение - на четыре года Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2.-С.-209. Что касается экстраординарных лекций, то диктовка их по-видимому, никогда не запрещалась.

В-четвертых, школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Некоторые статуты немецких университетов доходили до того, что дозволяли смотреть в одну и ту же книгу во время лекции не более как трем слушателям. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

В-пятых, посещение лекций было куда более обязательным, чем в современных университетах. За пропуск лекций или за позний приход на лекции взимался штраф и с преподавателей и со слушателей. В немецких университетах применялись и другие меры. Чтобы заставить студентов и бакалавров исправно посещать лекции Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.- С.169..

Из организации лекции вытекают и методы ее проведения. До середины XIV века существовало два основных методов проведения лекций. Первый состоял в том, что лектор достаточно быстро читает свой материал. При этом слушатели успевают понять, что магистр хочет сказать, но не успевают это записать. При втором методе, магистр, говорит настолько медленно, чтобы было возможным студентам записать за преподавателем им сказанное. Однако в 1355 году в парижском университете выходит статут запрещающий первый метод чтения лекций. Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2. - С.209. От ныне в соответствие с этим методом должно происходить не только чтение лекций, но и проводить беседы и обсуждения. Этот метод был признал лучшим, потому что «способность обыкновенного ума. выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях» Там же.. За нарушение этого постановления предполагалась санкция. как в отношении преподавателя, так и студента, подстрекающего преподавателя к нарушению вышеуказанного положения. Для преподавателя это отстранение от работы и лишение его почестей, которыми был наделен преподаватель. Для студента - прекращение общение с ним со стороны преподавательского состава, а так же изгнание его из «своей среды» сроком на один год; и за каждое повторение наказание увеличиваемся в два или в четыре раза Там же.-С.209-210.

Следующей формой проведения занятий была репетиция (repetitio) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). В отличии от лекций. Где читался и последовательно комментировался тот или иной текст, от репетиций. Которые представляли собой некоторое подобие семинарских занятий, на котором более детально и разработано объяснялся какой-нибудь текст из лекции, на диспутах выдвигался и обсуждался путем приведения аргументов «за» и «против» отдельный тезис или вопрос. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Диспуты проводились еженедельно, организовывались по особым правилам и имели важнейшей задачей формирование способности вести полемику Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.139. Диспут проводил обычно магистр(доктор), ставивший перед студентами вопрос еще до его начала; студенты изучали вопрос и искали аргументы «за» и «против». А магистр на диспуте старался разрешить вопрос, принимая во внимание ценность и очевидность аргументов. Диспут развивал ум студентов. Учил их доказывать то или иное положение логическим путем. Кроме магистров диспут проводили и те из студентов, кто собирался стать магистром, сначала - соискатель титула бакалавра, затем бакалавр, стремившийся стать магистром Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII веков. Иваново,1995.-С.107 . Так в 1344 году в Парижском университете из числа студентов избирался магистр студентов, должностными обязанностями которого было проведение диспутов. Так же были сформулированы следующие правила проведения диспутов магистром Пьером де Крозо, епископом Санли и главным инспектором коллегии Сорбонны в Париже:

1) В обязанности магистра студентов входило составление летом списков вопросов для диспутов следующего учебного года. Вопросы должны быть важными и полезными. Более того, нельзя было допустить. что бы они повторялись на следующий год

2) В случае непонимания среди диспутантов, или если увидит что спор ведется не ради истины, а из-за тщеславия, магистр студентов должен водворить молчание. Если кто-либо не повинуется после третьего предупреждения, то нарушитель должен поставить две кварты вина в конце диспута для всех присутствующих.

3) Если лицо избранное магистром студентов, не хочет принять это избрание, и не находит достаточных оправданий, он должен заплатить штраф.

4) Магистр студентов должен предоставить вопросы диспутантам, по крайней мере за две недели до диспута, в противном случае на него налагается штраф в виде двух кварт вина.

5) На диспутах диспутанты отвечают в соответствии со следующей очередностью: сначала выступает главный оппонент, далее - магистр студентов, затем приор дома, магистры теологии а затем уже бакалавры в том порядке, в котором они достигли степеней.

6) Нельзя приводить сдвоенных аргументов во время диспута Порядок диспутов в Сорбонне//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2.-С.206.

Число диспутов было разным. Хотя в зависимости от числа преподавателей условия менялись, каждый магистр старался не участвовать в диспутах чаще, чем раз в месяц, семестр или даже год (в Болонье).

Темы диспутов были различными. Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему «делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?», отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом.

Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм «Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное».

Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.

Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?

Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?

Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:

О верности наложниц священникам.

Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: «Кто там?». Поп в ответ сказал: «Никого кроме нас».

Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html?

Так, в 1203 году епископ Турнэ Стефан возмущался: «…в противоречии со священным каноном ведется публичный диспут о непостижимом божестве. Неделимая троица рассекается и служит предметом спора. Так что у нас столько ошибок, сколько докторов, столько скандальных диспутов, сколько классов, и каждая площадь становиться местом богохульства» Письмо епископа Турнэ Стефана папе Иннокентию III// Документы по истории Университетов Европы XLL-XVвв Воронеж,1973.-С. 32

Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против» Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.134. Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)« О чем угодно» в Парижском университете.Похвальное слово в честь «свободных искусств»// Документы по истории Университетов Европы XLL-XVвв Воронеж,1973.-С. 124. Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

Типы диспутов так же были различными. Кроме регулярных диспутов, описанных выше, существовали и испытательные. Диспут inceptio - диспут, который должен пройти претендент на степень доктора. Диспут resumptio проводился в том случае, если магистр хотел перейти из одного университета в другой. Не всегда подобный диспут был условием для принятия нового магистра. Оксфорд строго соблюдал это правило, а Кембридж мог принять преподавателя из Оксфорда без соответствующего диспута Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века:общие принципы и учение о движении.-М.; Наука, 1989.-С. 84

Таким образом, диспут во всех средневековых университетах был самым обычным явлением и в тоже время самым любимым, как турниры для рыцарей. Средневековые диспуты впоследствии подвергались беспощадной критике со стороны гуманистов. «С особым пристрастием - говорили они, - ставили тогда вопросы или самые простые или в высшей степени нелепые». С какой-либо самой простой и незамысловатой фразой, в роде «пиши мне» ухитрялись соединять вопросы не только грамматические, но и диалектические, физические и метафизические. На диспутах кричали до хрипоты, не скупясь при этом на самые отборные ругательные слова; в дальнейшем же пылу и азарте борьбы противники пинали один другого, угощали пощечинами и в буквальном смысле слова грызлись зубами. Это, конечно, было результатом вообще грубых нравов средневековья. Но диспуты имели и свою хорошую сторону. Они служили своего рода дисциплинарной школой для мышления средневекового человека, только что выходившего из варварского состояния и вступавшего на путь умственного прогресса, приучая его еще незрелый ум к высшему порядку и систематичности в работе и развивая в нем гибкость и изворотливость Демков М.И. История западно-европейской педагогики.М.,1912.-С. 169-170. Средневековые диспуты можно считать как формой организации обучения, так и его методом.

Таким образом, «учитель не был полностью свободен в своих решениях, особенно после того как университетские уставы определили содержание программ, расписание занятий, методы обучения».

Вместе с тем традиционные формы работы казались многим неподходящими. Поэтому часть бакалавров, особенно богословы, стремилась получить свободу, с тем, чтобы обучать в более глубокой и более индивидуальной форме (особенно это касалось чтения Sentences). Именно этим, в частности, объясняется удивительно быстрый рост числа «экстраординарных» или факультативных курсов, читавшихся иногда частным образом, а порой, и во время каникул, лиценциатами или бакалаврами. Успех таких курсов объяснялся во многом их большей практической направленностью и современностью (именно таким путем гуманизм проложил себе путь в университеты). Доля такого «неформального» обучения со временем росла, особенно там, где собирались наиболее любознательные и требовательные студенты. Но, несмотря на невозможность точно оценить его значение и эффективность, очевидно, что именно с таким обучением была связана новая интеллектуальная ориентация. Те же самые тенденции можно усмотреть и применительно к развитию обучения в колледжах, где зарождалась новая система распределения учащихся по группам (с учетом возраста, выступавшего критерием при определении класса, каждый из которых возглавлял свой регент). Аналогичным образом XV в. увидел магистров искусств в университетах Германии (Лейпциг) и Шотландии, которые поделили, через систему ежегодной ротации, различные программные книги и студентов, переходящих от одного учителя к другому. Такой была школа, в которой год за годом студенты проходили одни и те же курсы, читавшиеся одними и теми же учителями Верже Жак. Средневековый университет: учителя //Alma mater. - 1997. - № 4. - С. 36..

Таким образом, с появлением университетов окончательно утвердилось стремление к рациональному постижению знания, в том числе и религиозного. Методы и формы образования имели главной задачей развить способности разума, развить логику. Большое внимание уделялось и практике. Новые методы в теологии и в других науках вызывали, как мы уже убедились немало критики со стороны тех, кто считал главным в познании Бога мистическое самоуглубление или тех, кого шокировали сомнения в словах авторитетов, умствования в делах веры.

Рациональные методы преобразовали и медицину. Долгое время она оставалась сугубо практическим занятием. Лишь в некоторых монастырях переписывали медицинские трактаты, содержащие учение Гиппократа в переложении Галена. Иногда к ним писали и толкования, но скорее с богословскими, чем с научно-практическими целями. Более того в университетах долгое время не дозволено было студентам медицинских факультетов прикосновение к мертвому тему, так как это считалось богохульством История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/И.Н. Андреева. Т.С. Буторина. З.И. Васильеваи др.; Под.ред. З.И. Васильевой.- М.: 2002.-С.59. На рубеже XI-XII вв. потребность развития госпиталей привели к необходимости соединения теоретических знаний с практикой.

"Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (IV в. до н. э.), школа права в Бейруте (III - VI вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Тем не менее в античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок:
1) не существовало универсальной религии - христианства;
2) не было необходимости в массовом выпуске специалистов;
3) не наблюдался еще отрыв политической власти от религии, т.е. не сформировалась пока светская власть;
4) отсутствовала детальная специализация знания;
5) доминировало сельское хозяйство и др.

Средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для XX в., как правило, университет являлся совокупностью всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова "corpus", коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в XIV - XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы (studium). Они делились на:
1. генеральные (generale), т. е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum);
2. studium universale;
3. studium commune;
4. studium solempne, т. е. обыкновенные.

...Существовали перечисленные далее типы школ:
1. Монастырские:
а) внутренние школы для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи;
б) внешние школы для мальчиков-мирян.
2. Соборные или кафедральные - при епископских резиденциях:
а) для подготовки будущих священнослужителей:
б) для мирян.
3. Приходские, которые содержались священниками.
Приходские и внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение, письмо, счет, церковное пение.

К XIV в. утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета. Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
1) изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало, как правило, четыре факультета: младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический;
2) право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение;
3) обладателю степени одной из школ преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi);
4) особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям;
5) право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.
Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея "ученого цеха". Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики.
Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго. Новое слово "университет" вызывало такую же неприязнь, как слово "коммуна".

Основных форм преподавания было три.
1. Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т. п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII в. сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV в. города стали создавать общественные здания для аудиторий. Школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.
2. Repetitio - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.
3. Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.

Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все за и против. Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые разнообразные:
1. Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в XIII в. на тему "делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?", отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом.
2. Следовало доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм "Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное".
3. Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.
4. Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?
5. Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?
Разрешались и шуточные вопросы, но непредосудительного характера (хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми): о верности наложниц священникам; вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев, куда вошел булочник и спросил: "Кто там?". Поп ответил: "Никого кроме нас"; может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?
Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты зачастую переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер.
По окончании обучения студент выдерживал экзамен, который принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (шесть у своего магистра, три общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир."