Списки парусных линейных кораблей российской империи. Герои под парусами. Российские парусники в преддверии великой Победы. Вооружение и тактика ведения боя

27 марта 1854 года после сокрушительной победы русского флота над турецким у порта Синоп, названной в западной прессе «синопской резней», Англия и Франция объявили войну России. Так вместе со вторым этапом Крымской войны начался закат эпохи русских парусных судов.

Накануне

"Смотр Черноморского флота в 1849 году" - картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году

К началу Крымской войны даже на фоне более современных английских кораблей военно-морские силы Российской империи представляли собой значительную силу. В них входили Черноморский и Балтийский флоты, а также четыре небольшие флотилии – Беломорская, Каспийская, Камчатская и Аральская. Это было ни много ни мало 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига вместе с 16 пароходофрегатами – кораблями, оснащёнными помимо парусов ещё и паровым двигателем. Всё это дополнялось отличной выучкой личного состава, про подготовку которого не без восхищения отзывались даже враги. Так, датский морской министр накануне Балтийских сражений на вопрос английского адмирала Ч. Непира о состоянии русского флота ответил:

О, они маневрируют прекрасно, всегда ходят на очень малых интервалах.

Но если Балтийский флот в то время считался «лицом» императорского флота и больше внимания уделял подготовке к смотрам, нежели к боевым действиям, то Черноморский флот из-за своей близости с Портой находился в постоянной боевой готовности. Бывший под управлением выдающихся адмиралов того времени – Нахимова, Корнилова, Истомина, – он существенно превосходил по силе своего главного противника – Османскую империю. На его вооружении было 7 пароходофрегатов, 16 корветов и бригов, 6 парусных фрегатов, 14 парусных линейных кораблей и более сотни мелких судов против 70 турецких военных кораблей.

Русские парусники середины XIX века славились своим вооружением и быстроходностью – 120-пушечные корабли «Великий князь Константин», «Париж» и «Двенадцать апостолов» не знали себе равных. Поэтому у Николая I были серьёзные основания надеяться на успех в Крымской войне, не вступи в войну Англия и Франция. Совместный флот союзников Турции в два раза превосходил русский по количеству линейных кораблей и почти в десять раз по количеству паровых винтовых кораблей. Против последних оказались бесполезными и богатейший опыт легендарных адмиралов, и отменная выручка личного состава.

Паровой двигатель против парусов


Пароходофрегат «Декарт» у Севастополя

В чём же был секрет пароходов и почему их до сих пор не было на вооружении русской армии? Обычно это объясняют отсталостью отечественного судостроения в сравнении с английским или французским, к которой нас привели затянувшееся крепостное право и, как следствие, экономическая отсталость. Это верно лишь отчасти. На самом деле первое российское судно с паровым двигателем – барка «Елизавета» – было спущено на воду ещё в 1815 году в Петербурге, всего лишь через 7 лет после того, как первый удачный пароход «Клермонт», созданный Робертом Фултоном, был испытан в США. К 1840 году в России курсировало уже около сотни пароходов, которые в основном принадлежали частным компаниям. У них были огромные преимущества перед парусниками: для их управления требовалась меньшая команда, что позволяло владельцам транспортных компаний сэкономить, они могли спокойно подниматься по течению крупных рек, не должны были стоять на рейде в ожидании буксира, а главное, не зависели от погоды, способные спокойно маневрировать при любом ветре.

Но, несмотря на все эти очевидные плюсы, военно-морское командование Российской Империи не торопилось обзаводиться военными пароходами. Успех, сопровождавший русский парусный флот ещё со времён Петра, не давал спокойно взглянуть в лицо прогрессу. Многие царские министры и адмиралы были уверены, что парусный флот не просто остаётся боеспособным, но и значительно выигрывает перед новыми паровыми машинами. Кроме того, парусные суда выглядели куда более эффектно, нежели пароходы или пароходофрегаты, которые были на вооружении России с 1838 года, но не принимали участия в боевых действиях вплоть до 5 ноября 1853 года, когда русский пароходофрегат «Владимир» захватил в плен турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время сражения оба судна шли против ветра, чем показали явное преимущество паровых судов перед парусными.

Последняя победа


Синопское сражение

Но перед окончательным падением парусный флот ждала последняя, но блестящая победа. В октябре 1853 года в Севастополе стало известно, что противник намеревается совершить набег на плохо защищённые кавказские порты и собирает силу в Синопе. На перехват отправились 6 линейных кораблей и 2 фрегата против 7 турецких фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов и 4 транспортных судов, которых поддерживали шесть береговых батарей.

Замысел адмирала Нахимова состоял в том, чтобы быстро ввести корабли в Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать врага сразу всеми линейными кораблями. Два оставшихся фрегата были оставлены охранять выход из бухты, чтобы не дать турецким кораблям вырваться из окружения. Для каждого судна были заранее избраны цели. От дальнейшей детализации атаки Нахимов отказался, отдав следующий приказ: «Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнять свой долг».

Утром 18 ноября русские суда снялись с якоря и в две колоны по три линейных корабля в каждой ринулись на Синопский рейд. Несмотря на ожесточённый огонь со стороны противника, они без единого выстрела прибыли на назначенные места, и лишь потом открыли ответный огонь, в том числе из «секретного оружия» – бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, которые на тот момент были на вооружении только у русского флота. Результат дал о себе знать почти сразу – уже через полчаса первый турецкий флагманский корабль «Авни-Дллах», по которому вела огонь 120-пушечная «Императрица Мария», выбросило на мель. За следующие три часа были уничтожены оставшиеся 14 судов и все береговые батареи. Удалось скрыться лишь пароходу «Таиф» под командованием английского офицера, советника турецкого флота Слейда. Парусные фрегаты не смогли тягаться с паровым двигателем.

За время синопского сражения турецкий флот потерял свою основную силу: из 16 турецких кораблей, стоявших у Синопа, 15 было уничтожено и более 3000 человек убито и ранено. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, из личного состава было убито 38 человек. Этой блистательной победой русского флота завершилась многовековая эпоха парусных гигантов. Правительство Англии и Франции, на вооружении у которых были пароходные суда, бросили вызов России.

Гибель

Линейный корабль «Три Святителя»

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым. Прямое столкновение обернулось бы гибелью для всех русских кораблей и взятием города. Поэтому, чтобы хоть как-то затруднить противнику подход к Севастополю, Корнилов отдал приказ о затоплении между Константинопольской и Александровской батареей двух фрегатов и пяти старых линейных кораблей, в том числе и героя синопского сражения – «Три Святителя»: «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступать на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли – разразить врага на воде».

Оставшимся кораблям почти целый год удавалось удачно сдерживать наступление противника. Особую роль сыграл отряд пароходофрегатов капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова. Не уступая врагу в скорости и маневрировании, он совершал неоднократные вылазки из Севастопольского рейда, нападая на неприятельские пароходы.

Но численное превосходство врага, который к тому же не был отрезан от своего подкрепления, сыграло свою роль. 28–30 августа для защиты Северной бухты затопили последние суда: линейные корабли «Париж», «Храбрый», «Великий Князь Владимир», «Чесма», «Императрица Мария», «Ягудиил», корвет «Калипсо», фрегат «Кулевчи», несколько бригов, транспорт «Гагры» и все пароходофрегаты. Их экипажи, отправившиеся защищать Севастополь на бастионах, давали укреплениям имена своих погибших кораблей. Так, Чесменским, Ростиславским, Язоновским и другими редутами, завершилась история черноморского парусного флота.

На Балтике

Великий князь Константин Николаевич

Англичане, впрочем, не хотели ограничиваться взятием Севастополя и ряда других черноморских городов. Их планы пролегали куда дальше – на Север, к Балтике, к Петербургу. Весной 1854 года в Балтийское море были направлены значительные силы противника: английская эскадра адмирала Непира в составе 30 винтовых, 6 парусных линейных кораблей и более 26 пароходов, а также парусная французская эскадра под командованием адмирала А. Ф. Парсеваль-Дешена.

Балтийский флот Российской империи практически не уступал англо-французскому ни по количеству кораблей, ни по уровню подготовки комендоров. Но у страха глаза велики. Неудачи черноморского флота и слухи о несокрушимости врага мешали трезво оценить ситуацию. Верховное командование в лице великого князя Константина Николаевича отказалось от наступления, предпочтя занять оборонительную позицию. В результате была упущена единственная возможность разбить англичан до прихода французской эскадры. В дальнейшем две дивизии Балтийского флота, между которыми до конца боевых действий не было единого командования, были обречены на полнейшую пассивность в боевых действиях. До конца кампаний 1854–1855 годов балтийский флот оставался безучастным свидетелем событий, избегая атаки даже на малые группы противника.

Крымская война не только завершилась практически полным разгромом русского парусного флота, но и показала бесспорное превосходство пароходов над парусами. Уже через год после войны, в 1857 году, была утверждена судостроительная программа, по которой последний флот Российской империи – Балтийский практически полностью переходил на винтовые корабли. Эпоха великих парусных судов ушла в прошлое, уступив место паровому флоту.

Со времен Советского Союза в российских мореходных училищах сохранились шесть учебных парусников: «Юный Балтиец», «Крузенштерн», «Седов», «Мир», «Надежда» и «Паллада».

1. Парусник «Юный Балтиец» приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Д.Н. Сенявина, который находится в Санкт-Петербурге.

2. Парусники «Крузенштерн» и «Седов» приписаны к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая находится в Калининграде.

3. Парусник «Мир» приписан к порту Санкт-Петербурге и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

4. Парусник «Надежда» приписан к порту Владивосток и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

5. Парусник «Паллада» приписан к Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, который находится во Владивостоке.

Таким образом, шесть учебных парусников сосредоточены в трёх портах: Владивосток, Калининград и Санкт-Петербург, по два в каждом, при этом, три: «Юный Балтиец», «Мир» и «Надежда», принадлежат учебным заведениям Росморречфлота, и три: «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов», принадлежат учебным заведениям Федерального агенства по рыболовству.

Парусник «Юный Балтиец»

Построен на Балтийском заводе в 1989 г и стал первым парусно-моторным судном, построенным в России с 1914 года.

У набережной лейтенанта Шмидта.

По типу парусного вооружения относится к двухмачтовым шхунам с гафельно-бермудским вооружением. Высота мачт 32 м.

Водоизмещение 441 рег.т. Длина 49,5 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Скорость до 12 узлов. Может принять на борт 32 практиканта. В основном выполняет рейсы с практикантами в акватории Балтийского моря. В навигацию 2017 года на нем прошли практику 109 курсантов колледжа и клубов «Юнга» и «Адмиралтеец».

Парусник «Крузенштерн»

Построен в 1926 г в Германии. По типу парусного вооружения это четырехмачтовый барк. Полное водоизмещение 6400 т. Длина 114,5 м. Ширина 14,02 м. Осадка максимальная 7,2 м. Скорость под парусами до 16 узлов. Максимальная высота мачт 56 м. Площадь парусов до 3800 кв. м. Может принять на борт до 203 практиканта. Район плавания неограниченный.

В 1991 г барк был передан из объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу, и сменил порт приписки Таллинн на Калининград.

Барк регулярно совершает плавания с курсантами из различных мореходок, преимущественно в морях, омывающих Европу. Он совершил два кругосветных плавания в 1995 – 1996 годах и в 2005 – 2006 годах. В 2015 г парусник совершил плавание в честь 75-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне по маршруту: Сочи – Новороссийск – Керчь – Севастополь – Тулон – Рейкьявик – Мурманск – Архангельск – Калининград.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

Парусник «Седов»

Построен в 1921 году в Германии. В настоящее время считается самым крупным учебным парусным судном. Парусное вооружение соответствует четырехмачтовому барку.

Полное водоизмещение 7320 т. Длина 117,5 м. Ширина 14,7 м. Осадка 6,7 м. Скорость до 18 узлов. Высота мачт максимальная от киля до клотика 63,5 м. Площадь парусов 4192 кв. м. Может принять на борт 164 курсанта. Район плавания неограниченный.

Паруснику принадлежит официальный мировой рекорд скорости под парусами для судов такого класса – 18,32 узла, который был установлен в 1987 году в Средиземном море.

С 1966 по 2015 год судно прошло более 500 тысяч миль, что равно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

В 2006 и 2010 г парусник совершил плавания в высоких широтах Арктики посвященных памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны. 23 сентября 2010 г он достиг широты 78°и стал первым судном такого класса поднявшемся так далеко на север.

В 2012 – 2013 гг «Седов» совершил кругосветное плавание посвященное 1150-ти летию создания древнерусского государства.

Также, как и на «Крузенштерне», на «Седове», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

Парусник «Мир»

Построен в 1987 г в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Судну принадлежит официальный рекорд скорости под парусами – 21 узел. Парусник участвовал во многих международных регатах и во время навигации совершает плавания с курсантами из различных мореходных и речных училищ преимущественно в морях, омывающих Европу.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России.

Парусник «Надежна»

Построен в 1992 году в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2768 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Своё название парусник получил в честь флагманского корабля первой русской кругосветной экспедиции «Надежда».

Парусник выполняет плавания преимущественно в морях Дальнего Востока.

В 2014 и 2016 году он принимал участие в регатах на Черном море, для чего проделывал путь через Индийский океан и Суэцкий канал.

На паруснике «Надежда», как и на однотипном паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России, преимущественно находящихся на Дальнем востоке и в восточной Сибири.

Парусник «Паллада»

Построен в 1989 году в Польше. Своё название парусник унаследовал в честь фрегата «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров, совершил плавание на Дальний восток и написал свой знаменитый роман «Фрегат Паллада». Ну что же, историческая преемственность в названии кораблей, это всегда хорошо.

По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2284 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-ти летию начала русского освоения Антарктиды.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России, расположенных на Дальнем востоке, Камчатке и Восточной Сибири.

В данной статье приведены лишь самые краткие сведения о каждом легендарном учебном паруснике. Разумеется, что у каждого из них своя история, насчитывающая десятки лет, и наполненная незабываемыми плаваниями и впечатлениями, десятков тысяч курсантов, которые приобщились к морю именно на их палубах и мачтах, совершая дальние плавания сквозь туманы и шторма, в разных уголках мирового океана.

Стоит отметить, что в нашей стране не только самое большое число мореходных и речных училищ, но и самый большой флот учебных парусных судов.

Кроме специализированных учебных парусников, приписанных к тем или иным морским учебным заведениям, в России имеются и другие парусные корабли, на которых приобщаются к морской жизни мальчишки и девчонки и даже, вполне себе взрослые люди. Море ведь притягивает не только молодежь, тяга к морю и желание попробовать себя в преодолении трудностей на море может появиться у человека в любом возрасте. Поэтому и бороздят каждый год водные просторы различные парусники и яхты, например, парусник «Штандарт» и парусная шхуна «Надежда».

Парусник “Штандарт”, построенный в честь первенца Балтийского флота, корабля времен Петра Великого.

Фото сделано в порту Гамбург в феврале 2012 г.

Парусная шхуна «Надежда» проходит защитную дамбу в Кронштадте и следует на Большой Кронштадтский рейд. Фото сделано в августе 2019 г.

Парусный корабль “Полтава” у Английской набережной

Парусник «Полтава» хотя и построен как исторический корабль, однако даже ступая на его палубу уже в какой-то степени происходит приобщение к морю, ну а уж если провести на нем несколько часов, еще в течении нескольких дней, так ведь и в море и корабли влюбиться можно.

Курсантам, которые впервые поднимутся на палубы учебных парусников, хочется сказать, что не корабль украшает моряка, а моряк, своей любовью к кораблю и морю, своим разумным служебным рвением и заботой о технической исправности корабля, становится его истинным украшением и основой безопасного и безаварийного плавания .

Ни один белоснежный, и с виду шикарный лайнер, не станет домом для безграмотного и безответственного моряка, а любой трудяга рыболовный траулер, или сухогруз на каботажной линии, преображается и становится надежным помощником и дорогой в будущее, заботливому моряку, который искренне любит корабли, предан морю и всегда добросовестно исполняет свои обязанности на каждом судне, куда бы его не занесла судьба моряка.

У настоящего моряка, сначала бумажные, а затем маленькие и ржавенькие кораблики, со временем сменяются на огромные океанские лайнеры. Нет такой силы на земле, которая может стать препятствием на пути человека, который хочет быть моряком и готов посвятить этому всю свою жизнь, и пусть напутствием ему в этом благородном стремлении, будут слова из великолепного романа Вениамина Каверина «Два капитана»:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Подбирая обои на рабочий стол, наткнулся на несколько фотографий, парусников под российским флагом. Удививших и заинтересовавших меня. Да и заставивших поднять материалы по этому вопросу. Итак парусники России.

Барк "Крузенштерн"

Существовавшая в начале ХХ века в Гамбурге компания «Лайеш унд К» владела в общей сложности 56 барками, имевшими стальные корпуса и рангоут и прекрасные ходовые качества. Их имена традиционно начинались на букву «П» - «Летающие П». Последним из них был построенный в 1926 г. на верфи в Геестемюнде четырёхмачтовый барк «Падуя». До 1936 г. он возил в Германию селитру и фосфаты из Чили и пшеницу из Австралии, совершив два рекордных перехода в Австралию за 67 суток при средней продолжительности рейса – 88 суток. С началом войны барк использовали как грузовой лихтер, а при разделе флота гитлеровской Германии передали по контрибуции Советскому Союзу.

В январе 1946 г. на судне был поднят советский флаг, и оно получило новое имя – в честь великого российского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна (1770 – 1846) командира первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева».

Состояние судна было не лучшим, средств для ремонта не было, и «Крузенштерн» до 1955 года служил плавучей казармой, не выходя в море. В июне 1955 он впервые был выведен на рейд для испытаний. Барк с легкостью выполнил все заданные маневры, и было решено использовать его в качестве учебного судна, оборудовав по современным требованиям. В 1959 – 1961 гг. корабль был капитально отремонтирован. На него установили два дизеля по 588 кВт и все необходимое оборудование.

С 1961 по 1966 гг. «Крузенштерн» - научно-исследовательское судно Академии наук СССР. Барк посетил с экспедициями Бермудские острова, Ямайку, Гибралтар, Касабланку, Галифакс и другие порты. С 1966 г. – учебный парусник с портом приписки – Рига, с 1981г. – Таллин, а с 1991 – Калининград.

«Крузенштерн» - победитель гонок Бостон – Ливерпуль 1992 и 1994 гг., показав рекордную скорость в 17,4 узла. Это не было пределом, но с учётом возраста судна развивать большую скорость сочли опасным.

В 1993 г. барк вновь прошел капитальный ремонт в Висмаре (Германия) с заменой двигателей и установкой самых современных систем навигации и связи. Это и поныне одно из крупнейших парусных судов мира (больше его только парусно-моторное учебное судно «Седов»).

Теперь на парусно-моторном барке «Крузенштерн» под руководством квалифицированных наставников получают первые морские знания и навыки курсанты мореходных училищ. Ежегодно здесь проходят практику около 800 юношей, избравших морскую специальность.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина наибольшая с бушпритом, м - 114,5
Длина между перпендикулярами, м - 95,5
Ширина по миделю, м - 14,05
Высота борта, м - 8,5
Высота надводного борта, м - 2,22
Осадка при полном водоизмещении, м - 6,85
Водоизмещение порожнем, т – 3760
Водоизмещение в полном грузу, т – 5725
Максимальная скорость под двигателями, узл. - 9,4
Скорость под парусами, узл. - до 16
Мощность двух главных двигателей, л. с. – 1600
Площадь парусов, м2 – 3655
Район плавания – неограниченный
Численность экипажа – 70
Количество мест для курсантов - 203

Барк "Седов"

Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленна Виннен. Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании "Норддойчер Ллойд". Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя - "Коммондор Енсен ".

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил, в частности, корабль «Коммодор Енсен», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 - 1914).

11 января 1946 г. парусник "Седов" был передан Советскому Военно-Морскому Флоту в качестве учебного судна. Первое морское плавание в этом качество он совершил в 1952 году.
С 1957 г. "Седов", оставаясь в классе учебного судна, начал исполнять функции океанографического судна. В ходе этих исследований экипаж и коллектив научных работников совместными усилиями стерли немало "белых пятен" с карты Атлантического океана.

В 1965 г. корабль был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки «Седова» стала Рига. В начале 70-х годов барк переживал трудные времена и чуть было не погиб. В ожидании давно назревшего ремонта судно почти четыре года стояло в Ленинграде и ждало решения своей судьбы. Новые владельцы по существу планировали сдать барк на слом, доказывая бесперспективность идеи обновления учебного судна. Но на защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля вместе трудности и романтику путешествий под парусами. Инициатива моряков была услышана и судно поставили на ремонт в Кронштадт, где за шесть лет реконструкции старый 500-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., поставлено электронное навигационное оборудование и обустроены места для 164 учащихся. Корабль вновь был пущен в эксплуатацию в 1981 г.
Свой первый рейс, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, "Седов" сделал в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения датчанина Витуса Йонассена Беринга.

В 1983 г. впервые за время своего пребывания в Советском Союзе судно посетило родной порт Бремерхавн, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.

В 1984 г. "Седов" совершил плавание, приуроченное к 400-летию со дня основания города Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск, где начинался праздник.

В ходе этого рейса, объявленного рейсом мира, посетители советского барка "Седов" расписывались на Парусе мира. Была там и подпись датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

В 1986 г. «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником, включая Регату Колумба 1992 г. С 1989 г., помимо отечественных курсантов, судно принимает на обучение и иностранных любителей приключений.

В апреле 1991 г. в связи с получением Латвией независимости Россия перевела корабль из Риги в Мурманск, передан его Мурманскому государственному техническому университету.
«Седо́в» - четырёхмачтовый барк, является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и второй по величине после 5-мачтового Royal Clipper. УПС "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.

Несмотря на почтенный возраст, парусник продолжает участвовать в регатах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Национальность: Россия
Порт приписки: Мурманск
Год постройки: 1921
Верфь: Friedrich Krupp Germaniawerft, Kiel
Тип судна: 4-х мачтовый барк
Корпус: сталь
Водоизмещение: 6148 т
Длина: 117,50 м.
Осадка: 6,70 м.
Ширина: 14,70 м.
Высота мачт (от ватерлинии): 58 м
Площадь парусов: 4.192 m²
Количество парусов: 32 шт
Энергия ветра: 8.000 л.с.
Марка двигателя: Вяртсиля
Мощность двигателя: 2.800 л.с.
Скорость под парусами: до 18 узлов
Длина корпуса: 109 м
Тоннаж: 3556 т.
Парусная площадь: 4192 м2
Экипаж: 70
Курсанты: 164

В конце 80-х годов в Польше были построены однотипные суда: «Дар Молодёжи» для города Гдыня, «Дружба» для города Одесса, «Мир» для города Ленинград, «Херсонес» для города Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для города Владивосток.

Учебное парусное судно "Мир" (учебный фрегат)

Учебное парусное судно "Мир" построено в 1987 году в Польше на Гданьской судоверфи. Как один из пяти учебных парусных кораблей этого типа. 1 декабря 1987 - флаг Советского союза был поднят на кормовом флагштоке "Мира" и затем судно прибыло в порт приписки - Ленинград. Государственная Академия им. адм. С.О. Макарова (в то время Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище) стала его судовладельцем. Первым капитаном был В.Н. Антонов.
С 1989 по 1991 годы, судно принадлежало Балтийскому морскому пароходству, затем судовладельцем вновь стала Академия.

С самого начала судно было спроектировано и построено как учебное, предназначенное для прохождения плавательной практики курсантов судоводительского факультета и принимающее участие в гонках парусных судов.

В разные времена на борту судна проходили практику от 70 до 140 кадетов не только ГМА, но и других морских учебных заведений бывшего Союза, а также Англии и США.

«Мир» активно участвует в гонках парусных судов. Знаменательным событием стало участие "Мира" в международной гранд регате «Коламбус-92», посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. "Мир" пришел к финишу этой гонки абсолютным победителем. Приз был вручен экипажу королем Испании Хуаном Карлосом I.

"Мир" принимал участие в Трансатлантической регате "Талл Шипс 2000". "Мир" единственное судно класса "А", завоевавшее главный приз этой гонки два раза подряд (2003 и 2004 гг.).

Учебное парусное судно «Мир» - действующий символ морского Санкт-Петербурга, носитель идеи международного сотрудничества портовых городов, своеобразный посол Санкт-Петербурга в зарубежных странах.

По сложившейся в последние годы практике «Мир» с апреля по октябрь работает в районе Балтийского и Северного морей, посещая за сезон от 15 до 20 портов. На судне проходят практику курсанты Государственной морской академии и других морских учебных заведений.

Основные технические характеристики:

Длина наибольшая (с бушпритом) - 110 м
ширина наибольшая - 14 м
осадка - 6,7 м
водоизмещение - 2256 т
суммарная мощность двигателей - 1100 л.с.
высота мачт: фок и грот - 49,5 м, бизань - 46,5 м
площадь парусов - 2771 кв.м.
экипаж (включая 144 курсанта) - 199 человек

Учебное парусное судно "Надежда" (учебный фрегат)

«Надежда» - учебный трёхмачтовый корабль, принадлежащий Морскому государственному университету им. Г. И. Невельского (Владивосток). Построено в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Флаг Российской Федерации был поднят 5 июня 1992 года.

Это трёхмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полноепарусное вооружение типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и являются основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Фрегат имеет полное парусное вооружение.

История Российского флота знает несколько парусных судов с названием "Надежда". Современный фрегат "Надежда" является продолжением жизни парусников, которые оставили о себе добрую память: как первое учебное парусное судно в России, как первое Российское судно совершившее кругосветное плавание, как судно чьим именем названы проливы, мысы, остров. В истории флота мало найдется судов с такой богатой историей, судов которые так исправно служили своему Отечеству, оставив свой след и в военном деле и в науке.

На счету парусника – десятки экспедиций и рейсов в разные широты. Каждый морской поход – нелегкое испытание и для самого судна, и для его экипажа, и для курсантов, которые проходят в открытом море свой шестой, «плавучий» семестр. Курсанты во время длительных походов не только выполняют все судовые работы, участвуют в авралах, стоят ходовые вахты на мостике, но и учатся. В рейсе изучается несколько основных предметов. По мнению капитана фрегата, важно выработать у курсантов понимание реальных масштабов Мирового океана. Например, во время «кругосветки» с участием курсантов непрерывно велось лазерное и акустическое зондирование морской толщи, производился отбор проб воды с различных глубин с последующим их анализом. Регулярно выполнялось лазерное зондирование атмосферы, для чего на борту парусника имеется уникальная установка «Лидар».

В настоящее время фрегат продолжает славные традиции своих предшественников и используется как парусное учебное и научно - исследовательское судно.

Тактико-технические характеристики
Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,4 м
Ширина наибольшая – 14,0 м
Максимальная осадка – 7,3 м
Водоизмещение – 2 984 т
Мощность двигателей – 2х450 кВт
Высота грот мачты – 49,5 м
Площадь парусов – 2768 кв.м
Экипаж – 50 чел
Количество мест для практикантов – 143

Учебное парусное судно "Паллада" (учебный фрегат)

«Паллада» - учебный трёхмачтовый корабль принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота который в 1852-1855 годах совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта к берегам Японии. Это трёхмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полное вооружение типа «фрегат». Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага, служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Винт регулируемого шага может переводиться в так называемое «флюгерное положение» для уменьшения сопротивления при ходе под парусам.

Фрегат «Паллада» установил официальный рекорд скорости 18,7 узлов для парусных судов класса «А». Однако во время кругосветного плавания 2007-2008 «Паллада» установила новый рекорд 18,8 узлов. Этот рекорд был зафиксирован в бортовом журнале, а также заснят на видео, но официально не оформлен.

В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно.


Ширина наибольшая - 14,0 м
Максимальная осадка - 6,6 м
Водоизмещение - 2 284 т
Мощность двигателей - 2 × 419 кВт
Высота грот-мачты - 49,5 м
Количество парусов - 26
Площадь парусов - 2771 м²
Экипаж - 51 чел.
Количество мест для практикантов - 144

Учебное парусное судно "Херсонес" (учебный фрегат)

«Херсонес» - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Керченскому государственному морскому технологическому университету (порт приписки - Керчь).

Построено в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первое имя - «Александр Грин», но по окончанию постройки из-за политико-религиозных соображений в честь 1000-летия крещения Руси поименован «Херсонес».

С 1991 по 2006 год на условиях аренды эксплуатировался туристической компанией «Инмарис» в качестве круизного судна. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем эксплуатация прекращена, судно находится в отстое в порту Керчь. С 2006 года в море судно не выходило.

В настоящее время фрегат является флагманом учебного флота Керченского государственного морского технологического университета. Хотя за право владения судном идет спор между Росрыболовством и Минтрансом России. Но 9 октября 2015 года "Херсонес" прибыл для прохождения ремонта в севастопольский филиал ЦС "Звездочка". По состоянию на 10 декабря 2015 года фрегат поставлен в док для проведения ремонта.

Длина наибольшая (с бушпритом) - 108,6 м
Ширина наибольшая - 14,0 м
Максимальная осадка - 7,3 м
Водоизмещение - 2 987 т
Высота грот мачты - 51 м
Судовая силовая установка - два главных дизельных двигателя Zultzer-Zigelski общей мощностью 1140 л. с.(2 х 570)

Двухмачтовая парусно-моторная шхуна «Надежда»

Существует легенда, что шхуна, впоследствии известная как «Надежда» - это «Sterna» («Стерна») яхта Феликса фон Люкнера (Felix Graf von Luckner) - национального героя Германии времён Первой мировой войны.

«Sterna» была построена в 1912 году в Лейдердорпе (Нидерланды) на верфи Геброудерса, как стальной парусный логгер для рыбной ловли. При постройке в 1912 году на шхуне был установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с.

2 августа 1927 года шхуна была продана Бернхарду Ханке (Bernhard Heinecke) из Гамбурга, который переоборудовал её в универсальное грузовое судно и переименовал в «Edelgard» («Эдельгард»).

3 июля 1936 года шхуна была продана графу Феликсу фон Люкнеру. Люкнер перестроил шхуну, изменив носовую часть, установил новый, 140-сильный главный двигатель и переоборудовал её в комфортабельную мореходную яхту. Шхуна получила новое название «Seeteufel» («Зеетойфель» - нем. «Морской дьявол»). Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна с 18 апреля 1937 по 19 июля 1939 года совершила кругосветное плавание по маршруту.
Экипаж судна состоял из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветного путешествия преследовалась основная цель - сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. Плавание было подготовлено службами пропаганды и морской разведки фашистской Германии.

В 1943 году шхуну приобрёл для создающегося им института морских исследований выдающийся морской ныряльщик Ганс Хаас. Шхуна должна была стать экспедиционным судном и базой для подводных кино- и фотосъёмок. Однако перевести шхуну из Штеттина, где она находилась в то время, оказалось невозможным.

12 февраля 1947 года шхуна в качестве трофея была передана Военно-морской ордена Ленина академии им. К. Е. Ворошилова. Шхуну назвали «Надежда» и вместе с другой шхуной «Учёба» включили в состав отряда учебных кораблей Ленинградского военно-морского подготовительного училища. 14 июня 1948 года шхуну передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу. 24 июля 1956 года шхуну передали в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. В 1958 году шхуна переименована в «ПКЗ-134».

18 июня 1958 года исключена из состава ВМФ СССР и безвозмездно передана Центральному яхт-клубу ВЦСПС, получив название «Ленинград» и став флагманом яхт-клуба. В 1962 году шхуна прошла капитальный ремонт и переоборудование на заводе «Алмаз». Установлен дизельный двигатель 3Д12 (300 л. с.) в качестве главного, появились полуют и новая ходовая рубка, заметно изменяющие силуэт шхуны.
На шхуне проходили практику курсанты военно-морских училищ, учащиеся ДЮСПШ, студенты-океанологи. Шхуна неоднократно участвовала в киносъёмках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и поморских шхун.

С 1970 по 1979 год шхуна была главной участницей городских праздников выпускников «Алые паруса». Вслед за тем, как город Ленинград стал Санкт-Петербургом, в 1993 году шхуне вернули былое название «Надежда». Из-за финансовых трудностей и неудовлетворительного технического состояния с 2005 года шхуна практически не эксплуатировалась.

В 2009-2010 годах на судостроительной верфи «Речная» в Санкт-Петербурге выполнены работы по ремонту корпуса шхуны, перепланированы нижние помещения, изменена архитектура корпуса выше главной палубы, заменён стоячий и бегучий такелаж, пошиты новые паруса, перебран главный двигатель, установлены два новых дизель-генератора, новое радионавигационное оборудование.

С 2014 года - Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

В 2004 году в Галле было основано Общество Феликса фон Люкнера. Одной из целей этого общества является «репатриация шхуны «Seeteufel» в Германию».

Водоизмещение - 180 (200) т
Длина - 36 м
Ширина - 6,6 м
Высота борта - 3,5 (3,2) м
Осадка - 2,8 м
Высота мачт - 22,0 м от КВЛ
Число парусов - 9
Площадь парусов - 340 (460) м²

Учебное парусное судно "Юный Балтиец"

Учебное парусное судно «Юный Балтиец» было заложено 04 февраля 1988 года на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде. 2 июня 1989 года на судне был поднят государственный флаг СССР.

Первый самостоятельный выход от причала завода в мае 1989 года. Экипаж судна составляет 52 человека, из них – 32 практиканта, юнги в возрасте от 12 до 18 лет. Летом 1990 года парусник посетил порты Германии: Киль, Травемюнде, Бремерхафен. После этих заходов стали приходить приглашения на участие в парусных праздниках, проводимых в Германии. В 1993 году в гонках «Катти Сарк» на первом этапе в группе «А» судно заняло шестое место после всем известных парусников, как «Мир», «Крузернштерн» и «Седов». За границей стали проявлять интерес к паруснику, потому что он оказался единственным парусником, на котором проходят практику ребята школьного возраста. За эти годы «Юный Балтиец» получил множество приглашений как из Европы так и из Америки, и посетил много европейских портов.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 48,4 м
Ширина – 8,4 м
Высота – 36,0 м
Водоизмещение – 441т/132 т
Площадь парусов – 500 кв.м
Мощность главного движителя – 408 л.с.
Скорость хода под главным движителем – 9,5 уз
Скорость хода под парусами – 10,5 уз
Экипаж – 20 человек
Практиканты – 32 человека

Действующая копия исторического фрегата «Штандарт».

«Штанда́рт» -копия фрегата «Штандарт» времен Петра I, построенная негосударственной некоммерческой организацией "Проект «Штандарт».

В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной группой взялся за строительство исторической реплики корабля. 4 сентября 1999 года «Штандарт» был торжественно спущен на воду на верфи «Петровское Адмиралтейство». Фрегат используется негосударственной некоммерческой организацией "Проект «Штандарт».

Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания. В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года фрегат «Штандарт» побывал в двенадцати плаваниях по Европе, посетил 54 порта в 12 странах Европы. В 2009 году «Штандарт» прошёл от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап. С 2005 по 2009 год неоднократно входил в акваторию Невы для участия в празднике «Алые паруса». «Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках.

Но в июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец, некоммерческое партнерство «Проект „Штандарт“», считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам.

С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland. 15 июня 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна как спортивного парусного по вновь утверждённым правилам. Но рассмотрение документов не завершено. «Штандарт» вынужден оставаться за пределами территориальных вод Российской Федерации.

В настоящий момент „Штандарт“ используется для съёмок фильма «Михил де Рюйтер» (Set Michiel De Ruyter).

Действующая копия исторического линейного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»)

Историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времён Петра I, построенная в 2011-2014 годах. Корабль пришвартован у Адмиралтейской площади в Воронеже и является кораблём-музеем.

В начале 2010 года принялись к созданию чертежей на основе архивных документов. Работы по созданию проекта осложнились тем, что большинство документов, связанных с постройкой линейного корабля, не сохранились. При создании реплики судна применялись записки из государственного архива, а также картины и гравюры XVIII века, а в основу проекта корабля легла акварель Питера Бергмана.

15 июня 2011 на Павловском заводе торжественно установили закладную доску будущего парусника. Деревянная часть корабля воссоздавалась по акварели Питера Бергмана, написанной в 1700 году. Со слов конструктора надстройки Александра Тихомирова, для её строительства использовались те же материалы, из которых строили и оригинальный корабль: сосна и дуб, причём возрастом не меньше 100 лет.

21 июля 2013 года нижняя часть судна из Павловска с помощью 2 буксиров по рекам Дон и Воронеж отправилась в Воронежское водохранилище к Петровскому острову, где был пришвартован 25 июля На следующий день судно пришвартовали к Петровской набережной В конце августа 2013 года из Петрозаводска была отправлена верхняя часть будущего корабля В середине сентября начался монтаж надстройки. В конце декабря 2013 года судно перевели к Адмиралтейской площади.

В январе 2014 года началось обустройство береговой стоянки для корабля. В апреле были установлены все мачты корабля. 2 июля 2014 судно вышло в первое плавание на ходовые испытания.

27 июля 2014 года, в день военно-морского флота, корабль «Гото Предестинация» был торжественно открыт у Адмиралтейской площади города Воронежа. На судне был поднят Андреевский флаг. После этого корабль отправился в первое плавание, в котором приняли участие работники Павловского судоремонтного завода, строившие корабль. Во время отправления был дан залп из пушек судна. Корабль сделал почётный круг и пришвартовался обратно к пирсу у Адмиралтейской площади. Над судном трудилось в общей сложности около 40 человек. На создание судна с момента закладки ушло чуть более 3 лет, в то время как оригинал во времена Петра Великого строили чуть менее 1,5 лет.
Помимо существующих действующих копия исторического кораблей существовала ещё одна копия. Копия фрегата «Святой Дух».

Действующую копию исторического Фрегата "Святой Дух"
Клуб "Полярный Одиссей" и фирма "Карелия-ТАМП" в 1992 воссоздали на судостроительном заводе "Авангард".

Согласно историческому факту, в годы Северной русско-шведской войны 1700-1721 годов два малых фрегата "Курьер" и "Святой Дух" в августе 1702 были протащены волоком по "Осударевой" дороге длинной 170 вёрст через Карельские леса и болота. Перемещение судов и войск посуху от белого моря до Онежского озера было частью военно-стратегической операции по взятию крепости Нотебург у истока Невы.

Новодел корабля имел примерные размеры своего исторического прототипа, нёс на борту 6 бронзовых пушек. Но в отличие от кораблей XVII века фрегат оснащался 90-сильной дизельной установкой.

Основные технические данные новодела:
длина наибольшая - 26,8 м
длина по КВЛ - 17 м
ширина - 5,2 м
осадка - 2,5 м
водоизмещение - 90 т
площадь парусов - 280 кв. м

В 1992г "Святой Дух" принял участие в фестивале деревянных судов в городе Котка (Финляндия) и на Аланских островах.
В том же году министерством обороны РФ был определён статус корабля как военно-исторического судно Российского флота и выдано свидетельство фрегату на право поднятия Андреевского флага.

В 1993 году флагман Российского исторического флота "Святой Дух" признан лучшим кораблем морского парада в Санкт-Петербурге.

В 1994 году фрегат участвует в первом международном фестивале парусных судов в Карелии "Голубое Онего-94".

Но 20 октября 1994 года фрегат "Святой Дух" по пути на фестиваль в город Амстердам во время сильного шторма в Северном море затонул у берегов Голландии.

Так же в настоящий момент верфь исторического судостроения «Полтава» занимается воссозданием первого крупного линейного корабля Балтийского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе в 1712 году - «Полтавы».
Строительство оригинального линейного корабля 4-го ранга «Полтавы» началось в 1709 году и закончилось в 1712-м, строительство продолжалось 3 года. В проектировании корабля принимал участие Пётр Первый, а руководил строительством Федосей Скляев.

Полноразмерная реплика корабля «Полтава» была задумана в 2013, спуск на воду планируется в 2016 году.

Летом 2013 года был заложен мидель-шпангоут, и началось изготовление килевых штук и остальных шпангоутов. Процесс осложнялся непростыми погодными условиями, стало ясно, что необходимо построить большой ангар для будущего корабля. В начале 2014 года ангар был построен, и работа ускорилась. Вскоре был заложен киль, установлены первые шпангоуты. Набор корпуса корабля и резные украшения делаются из дуба, рангоут корабля из сосны, а обшивка планируют изготовить из лиственницы. 54 пушки, которые будут установлены на корабле «Полтава» отливаются на заводе из чугуна по регламенту 1715 года.

Штат верфи составляет уже более 130 профессионалов с опытом, приобретенным при строительстве фрегата «Штандарт» или на верфи «Полтава».

1 мая 2014 года верфь торжественно открыла свои двери для посетителей, стало возможным побывать на экскурсии и увидеть, как строится настоящий парусник петровской эпохи. На сегодняшний день на верфи ежедневно проводятся экскурсии, по выходным мастер-классы и мероприятия.

Рассказ о парусниках, которые бороздят просторы морей и океанов под флагом России, нужно начинать с самого старейшего российского четырёхмачтового барка «Седов». Этот парусник был построен в Германии на судоверфи в городе Киле и спущен на воду 14 февраля 1921. В момент своего появления на свет он был назван «Магдалена Виннен 11». В годы Второй мировой войны входил в состав вспомогательного флота фашистской Германии и перевозил военные грузы. По решению Потсдамской конференции о репарациях в декабре 1945 года барк был передан Советскому Союзу и получил новое название в память о русском гидрографе и полярном исследователе Георгии Яковлевиче Седове . За время службы в качестве учебного судна на барке «Седов» прошло судовую практику не одно поколение российских моряков. И в настоящее время красавец барк, который является самым крупным учебным парусником в мире (водоизмещение 7320 тонн), бороздит моря и океаны планеты.

Барк «Крузенштерн». Фото: www.russianlook.com

Вторым по возрасту среди российских парусников считается четырёхмачтовый барк «Крузенштерн». Он был построен на судостроительной верфи в городе Везермюнде (ныне Бремерхафен) в Германии и спущен на воду в 1926 году. До войны он использовался как грузовое судно, его трюмы принимали до 4 тысяч тонн угля. В 1946 году, как и барк «Седов», он был передан Советскому Союзу и переименован в честь российского мореплавателя и адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна , руководителя первой Российской кругосветной экспедиции.

Барк «Седов». Фото: www.russianlook.com

Особое место среди российских парусников послевоенного периода занимает барк «Товарищ». В 1933 году на Гамбургской судостроительной верфи был построен трёхмачтовый учебный барк «Горх Фок» по заказу германского Имперского флота. Парусник оказался надёжным, устойчивым и маневренным. «Горх Фок» стал образцом для целой серии из шести немецких парусников, построенных в период с 1936 по 1958 годы. Начиная с 1934 года вышеназванный барк использовался в учебных целях, совершая походы по Атлантике, Северному и Балтийскому морям. После начала Второй мировой войны «Горх Фок» и его побратимы служили канцеляриями и казармами в германских портах. В конце войны парусник отбуксировали к острову Рюген, где 30 апреля 1945 года по приказу немецкого командования он был подорван и затонул. По решению Потсдамской конференции о репарациях в числе других судов парусник «Горх Фок» был передан Советскому Союзу. В 1947 году корабль был поднят со дна моря и за 4 года был капитально отремонтирован. Ещё находясь в Германии на капитальном ремонте, парусник получил рынду с именем «Товарищ», которое корабль унаследовал от первого учебного парусника на Чёрном море, погибшего в годы Великой Отечественной войны в порту города Мариуполь.

В 1950 году барк «Товарищ» пришёл в порт Лиепае в Латвии, а 8 июля 1951 года судно вышло в свой первый поход под советским флагом. Путь его лежал к берегам Чёрного моря, где парусник начал служить как учебное судно для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал в парусных регатах и побеждал. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. Корабль сыграл несколько «ролей» в фильмах. Снимался в кинокартинах «Максимка», «Алые паруса», «Остров сокровищ», «Капитан Немо», «Узник замка Иф».

Барк «Горх Фок». Фото: www.globallookpress.com

Но вскоре паруснику стало не до кино. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота «Товарищ» перешёл в собственность Министерства образования Украины. Прослуживший до 1995 года под флагом Украины, барк был направлен в Англию на капитальный ремонт, где простоял три года. Требуемых для ремонта 3 млн долларов у Украины не нашлось. По предложению немецкой «Организации друзей парусного флота» парусник был прибуксирован из Англии в немецкий порт Вильгельмхафен, где принял участие в международной выставке «Экспо-2000». В 2003 году наступил закономерный финал: корабль был продан за 500 тысяч евро той же «Организации друзей парусного флота». В настоящее время «Горх Фок 1» (так теперь называется бывший «Товарищ») используется как корабль-музей для проведения банкетов и других церемоний. Эта история болью отдаётся в сердцах моряков-ветеранов, прошедших на «Товарище» судовую практику или служивших на нём.

Из других, подобных «Товарищу», парусников в строю осталось три: американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель»), полученный по репарации, румынский «Мирча», построенный по заказу Бухареста в 1939 году, и немецкий «Горх Фок 11», последний из этой серии, спущенный на воду в 1958 году.

Шли годы, и необходимость в учебных парусных судах всё возрастала. Ветераны «Седов», «Крузенштерн» и «Товарищ» уже не могли обеспечить практику кадетам морских ВУЗов стремительно развивающейся страны.

12 августа 1981 года в Польской Народной республике на воду был спущен учебный парусный корабль (часто корабли этой серии называют фрегатами). Парусник был построен на Гданьской судоверфи имени Ленина на средства, собранные польской молодёжью для Морской академии в городе Гдыня. Фрегат «Дар молодёжи» участвовал во многих регатах и неоднократно одерживал победы среди парусников мира. В настоящее время ветеран польского флота находится на вечной стоянке как мемориальный корабль.

Фрегат «Дар молодёжи». Источник: Public Domain

Этот парусник стал образцом для серии учебных парусных фрегатов, построенных для Советского Союза в девяностые годы прошлого века. Все корабли строились на Гданьской судоверфи под руководством конструктора Зигмунда Хорена . Серия состояла из пяти парусников: «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и «Надежда». Судьба этих красивых учебных парусников в постсоветском пространстве различна. При разделе Черноморского флота фрегаты «Дружба» и «Херсонес» отошли к Украине. В 1992 году «Дружбу» перегнали в Итальянский порт Мессина, где она была переоборудована под круизную яхту. С начала 21 век красавец парусник стоит на приколе в порту Одессы и используется для практики кадетов младших курсов.

Более трагична судьба «Херсонеса». После раздела флота до 2006 года на условиях аренды фрегат использовался как круизное судно. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем судно находилось в отстое в порту Керчь. За эти годы парусник потерял былой нарядный вид, металлические детали заржавели, многие предметы интерьера были украдены. После присоединения Крыма к России забрезжила надежда, что «Херсонес», принадлежащий Керченскому морскому технологическому университету, будет восстановлен и снова поднимет паруса над своим красно-золотистым корпусом.

Фрегат «Херсонес».

Быстрое развитие торговли между Россией и Персией (Ираном) во второй половине XVII века потребовало наладить судоходство на Каспийском море, а заключение торгового соглашения, подписанного русским царем и персидским шахом, оговаривало также и охрану торговых морских путей кораблями.

Для этой цели в селе Дединово, расположенном на Оке ниже впадения в нее реки Москвы, в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. По поручению царя из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. В числе приглашенных были полковник Ван-Буковец, который должен был стать непосредственным руководителем и организатором постройки судов, капитан и кормщик Бутлер, а также корабельные мастера Гельт, Ван-ден-Стрек и Минстер. В помощь им из числа "свободных людей" окрестных сел и деревень выделялись тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Общее руководство строительством осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин А. Л. Ордын-Нащокин, которому и принадлежала инициатива постройки судов.

Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя "Орел".

19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года.

"Орел" представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты.

Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. По сохранившимся документам, "Орел" простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.

Основатель российского регулярного флота Петр Первый высоко оценил постройку первого в стране военного корабля, заявив:

"Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское".

Линейный корабль "Ингерманланд"

Ингерманландия... В честь этих исконно русских земель, расположенных в устье Невы и отвоеванных у иноземных захватчиков в 1703 году, Петр Первый постановил назвать заложенный 30 октября 1712 года на адмиралтействе в Санкт-Петербурге новый линейный корабль. 1 мая 1715 года "Ингерманланд", представлявший собой двухпалубный трехмачтовый линейный корабль, был спущен на воду и вскоре введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота.

Вскоре после вступления в строй "Ингерманланд" стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра Первого), который в течение нескольких лет держал свой Флаг на этом корабле.

Шла Северная война. В 1716 году Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции.

В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с прибывшими из Архангельска несколькими кораблями силы, собравшиеся в Зунде под командованием Петра Первого, составили двадцать два корабля.

Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было семьдесят кораблей. Объединив такие крупные силы под своим командованием, Петр Первый 5 августа направил эскадру, во главе которой следовал "Ингерманланд", к острову Борнхольм на поиск противника, но, не обнаружив шведских кораблей, возвратился к датским проливам.

Прошло три года, и в июне 1719 года над "Ингерманландом" вновь взвился штандарт Петра Первого, который опять повел свою эскадру к берегам Швеции. Поход оказался успешным. Разгромив противника и приблизившись к шведской столице на три километра, русский флот с наступлением осени прекратил крейсерство и ушел на зимовку.

В память об этих походах Петр Первый приказал сохранить "Ингерманланд" для потомков, однако в 1735 году корабль, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул во время сильного наводнения, а в следующем году из-за невозможности восстановления был разобран.

Длина 46 м, ширина 12,8 м, осадка 5,6 м. Вооружение: 64 орудия.

Линейный корабль "Евстафий"

В сражении, состоявшемся в ночь на 26 июня 1770 года, русские моряки истребили 14 неприятельских линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Кроме того, линейный корабль "Родос" и пять галер были захвачены в качестве трофеев. Из 15 тысяч личного состава противника спаслось не более 4 тысяч, потери же русских составили лишь 11 человек. Таковы итоги морского сражения при Чесме.

Шла русско-турецкая война. Крейсировавшая в Средиземном море русская эскадра в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 17 вспомогательных судов под общим командованием главнокомандующего войсками России в том районе А. Орлова на рассвете 24 июня 1770 года, получив данные о сосредоточении турецкого флота у острова Хиос, направилась на сближение с неприятелем. Турецкий флот, состоявший из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и нескольких десятков других судов, стоял на якорях в Хиосском проливе вблизи Чесменской бухты.

Около полудня русские корабли, перестроившись в боевой порядок, решительно пошли на сближение с противником. Когда расстояние сократилось до 500 метров, турки открыли огонь. Головной корабль "Европа" временно вышел из строя.

Его место сразу же занял линейный корабль "Евстафий", следовавший под флагом командира авангарда Г. А. Спиридова. Стремительно пройдя вдоль всей линии неприятельского флота, он сблизился с флагманским турецким кораблем "Реал-Мустафа" на дистанцию пистолетного выстрела и произвел сокрушительный бортовой залп. Неприятельский корабль загорелся, и его матросы в панике стали прыгать за борт.

Однако и "Евстафий", попавший под обстрел пяти вражеских кораблей, получил повреждения. Он потерял управление и течением был навален на горящий турецкий корабль. Все попытки отбуксировать "Евстафий" в сторону с помощью шлюпок закончились неудачей. По сцепившимся снастям огонь перекинулся на русский корабль, но его мужественный экипаж, возглавляемый капитаном 1 ранга А. И. Крузом, умело вел абордажный бой, в ходе которого русские моряки сорвали и захватили кормовой флаг турецкого флагмана.

Судьбу обоих кораблей решил непредвиденный случай: обвалилась горящая грот-мачта "Реал-Мустафы". Попав в раскрытую крюйт-камеру русского корабля, искры вызвали взрыв пороха и боеприпасов. Вслед за "Евстафием" взлетел на воздух и турецкий корабль.

Гибель "Реал-Мустафы" и непрекращающийся интенсивный огонь русской эскадры деморализовали противника. Спешно обрубив якорные канаты, турки в беспорядке устремились в Чесменскую бухту, где на следующий день их настиг роковой конец. Длина 47,4 м, ширина 12,65 м, осадка 5,5 м. Вооружение: 66 орудий. Спущен на воду с эллинга Петербургского адмиралтейства 30 июля 1762 года.

Шлюпы "Восток" и "Мирный"

Антарктида,- "Терра Аустралис инкогнита"-неведомая Южная земля. Этот суровый обширнейший материк был открыт последним, хотя издавна привлекал внимание исследователей и ученых. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов писал: "Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне".

Основываясь на гипотезах и исследованиях, передовые русские офицеры и адмиралы В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России.

3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана и определения возможности выхода через Берингов пролив в Атлантический океан, другая - в Южную полярную область.

Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам.двух трехмачтовых шлюпов:

"Восток" (построен в 1818 году в Петербурге, водоизмещение - 900 тонн, вооружение-28 орудий, экипаж-117 человек) и "Мирный" (бывший транспорт "Ладога", построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение - 530 тонн, вооружение - 20 орудий, экипаж - 73 человека). Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев.

Основными задачами экспедиции были: совершить переход в Антарктику, пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли, и если возможно - пройти к полюсу.

Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту. Зайдя в Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, 22 ноября экспедиции разделились, направившись каждая по своему маршруту.

Войдя в антарктические воды, "Восток" и "Мирный" произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карте появились мысы и заливы, названные именами участников экспедиции офицеров Парядина, Демидова, Куприянова, Новосильского. Затем экспедицией были открыты острова Анненкова, Лескова, Торсона (впоследствии одного из видных участников восстания декабристов в Петербурге в 1825 году) и Зава донского. Вся гряда островов была названа именем морского министра России де Траверсе.

Упорно пробиваясь во льдах и уклоняясь от айсбергов, отважные русские исследователи 16 января 1820 года подошли наконец к шестому континенту. Этот знаменательный день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды.

Продолжая находиться в этом районе до середины февраля, два небольших парусных судна с деревянными корпусами, несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, еще дважды подходили к ледяным берегам, а с приближением антарктической осени направились в Сидней на кратковременный отдых.

8 мая 1820 года, произведя ремонт и пополнив запасы, "Восток" и "Мирный" вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

31 октября шлюпы после тщательной подготовки снова вышли из Сиднея в воды Антарктики. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы 13 декабря пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра Первого, а через неделю - гористый берег Александра I. Отсюда курс экспедиции лежал к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага. Часть островов была названа в честь побед русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года при Бородине, Малом Ярослав-це, Смоленске, Полоцке, Лейпциге, Ватерлоо и на Березине.

30 января из-за плохого состояния корпуса шлюпа "Восток" отряд покинул Антарктику. Через четыре дня русские мореплаватели, проходя мимо берегов Южной Георгии, завершили кругосветное плавание. 27 февраля "Восток" и "Мирный" прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24 июля, успешно завершив историческое путешествие, отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде.

Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии - 535 дней; 100 суток плавание проходило среди айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Подвиг экспедиции характеризует и тот факт, что в районах, где пролегли курсы "Востока" и "Мирного", люди побывали снова лишь через сто с лишним лет.

Чтя память выдающихся соотечественников, советские полярники первые научные станции в Антарктиде назвали в честь шлюпов "Восток" и "Мирный". Имена руководителей экспедиции- впоследствии известных русских адмиралов М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена носят современный крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда Советского Союза.