Науки о земле. Науки о Земле: Учебное пособие Изучением земли как частицы космоса занимается наука

Науки о Земле – комплекс наук, изучающих Землю, ее геосферы, их природные свойства, население и результаты его хозяйственной деятельности. В число наук о Земле входят естественные и общественные науки. Любая из наук о Земле делится на общую и региональную. Общая наука изучает закономерности, присущие всем объектам, изучаемым этой наукой, а региональная – особенности этих объектов на определенной территории.

Науки, изучающие нашу планету (геология, тектоника, климатология, гидрология, география и т. д.), объединяются в раздел естествознания, называемый землеведением. Приведем лишь самый скромный перечень наук, в сферу исследования которых входит изучение нашей планеты.

Геология – наука о составе, строении, истории развития недр Земли, в первую очередь земной коры, а также о размещении в земной коре полезных ископаемых. В качестве составных частей в геологию входят минералогия (наука о составе и свойствах минералов), петрография (наука о составе и строении горных пород), палеонтология (наука о вымерших растениях и животных), геохронология, тектоника (изучает формы залегания геологических тел, движения земной коры), гидрогеология (наука о подземных водах), геофизика (изучает физические свойства всех геосфер и физические процессы, происходящие в оболочках Земли) и др.

География – система естественных, физико-географических и общественных, экономико-географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные территориальные комплексы, их компоненты и взаимосвязи между ними.

К физико-географическим наукам относятся общее землеведение (изучение Земли как мирового тела и его географической оболочки в целом), ландшаф-товедение (изучение закономерностей территориальной дифференциации географической оболочки), науки, изучающие отдельные компоненты географической оболочки: геоморфология (изучает строение, происхождение и развитие рельефа Земли), метеорология (наука об атмосфере Земли и происходящих в ней процессах), климатология, океанология, гидрология суши, гляциология, география почв, биогеография, палеогеография (изучает историю развития географической оболочки за период, предшествующий современному).

К экономико– и социально-географическим наукам относятся география населения, демография, география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы, политическая география, социальная география, экономическая география, страноведение, география рекреации и туризма и другие направления.

Экология – биологическая наука о взаимосвязи организмов и их сообществ с окружающей средой. В настоящее время для экологии характерно своеобразное «распыление» исследований и предмета изучения. Выделились такие направления, как природопользование, урбоэкология, агроэкология, промышленная экология, инженерная экология и др.

Геодезия – наука, изучающая форму и размеры Земли, методы измерения расстояний, углов и высот на земной поверхности. Раздел геодезии, включающий технологию и организацию измерений на местности для создания карт и планов, обычно называют топографией. Наука о картах, их создании и использовании называется картографией.

Министерство образования Российской Федерации Томский политехнический университет Н.В. Крепша Науки о Земле У ч е б н ое пособие Томск 2004 УДК 55 (075.8) ББК 26. 3я73 К 684 Крепша Н.В. Науки о Земле: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. – Томск, 2004. – 160 с. Пособие написано в соответствии с программой, утвержденной научно-методическим советом по экологическому образованию УМО технических университетов в 2001 году. В доступной форме изложены основы строения, функционирования, развития и взаимосвя- зей природных систем, методов исследования и картографирования. Пособие подготовле- но на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности ТПУ и предназначено для сту- дентов специальности 330 200 «Инженерная защита окружающей среды» очного и заоч- ного обучения. Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Том- ского политехнического университета Рецензенты Профессор кафедры инженерной геологии и геоэкологии Томского госу- дарственного архитектурно-строительного университета, доктор геолого-минералогических наук В.Е. Ольховатенко Доцент кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии Института геологии и нефтегазового дела Томского политехнического университета кандидат геолого-минералогических наук А.А. Лукин Темплан 2004 © Томский политехнический университет, 2004 2 ПРЕДИСЛОВИЕ На планете Земля, – для населения обширной, Но такой небольшой созерцающим Землю извне Игорь Северянин Экологические проблемы в последние десятилетия стали «вечными спутниками» процесса развития современной цивилизации. Острота этих проблем обусловлена массовым вовлечением природных ресурсов в сферу хозяйственной деятельности человечества. Поэтому «Науки о Земле», изу- чающие происхождение и закономерности распространения природных ре- сурсов Земли, включены Научно-методическим советом по экологическому образованию УМО технических университетов в 2001 году в учебные планы подготовки бакалавров по направлению 553 500 «Защита окружающей сре- ды» и дипломированных специалистов по специальности 330 200 «Инженер- ная защита окружающей среды» как самостоятельная учебная дисциплина. Согласно ГОСу перечень разделов, формирующих цикл «Науки о Земле», входят: почвоведение, климатология, метеорология, общая геология, гидро- геология, ландшафтоведение и картография. Необходимость написания этого учебного пособия продиктована отсутст- вием в России учебника, охватывающего все науки о Земле, т.е. отвечающего названию соответствующей учебной дисциплины в плане подготовки спе- циалистов экологов. Поэтому автор стремилась соединить в едином тексте сведения по выше перечисленным наукам. По задачам и построению предла- гаемое учебное пособие носит компилятивный характер. При написании данного учебного пособия автор ставила перед собой не- сколько задач. Во-первых, учебное пособие должно соответствовать требованиям ву- зовского государственного образовательного стандарта по учебной дисци- плине «Науки о Земле». Эти требования, как разделы дисциплины, отражены в структуре учебного пособия, основанной на концепции изложения мате- риала. Концепция сформировалась на трехлетнем опыте преподавания дан- ного курса для студентов специальности «Инженерная защита окружающей среды». Во-вторых, предлагаемый текст учебного пособия должен быть логич- ным, систематизированным, содержательным, научным, по-возможности, простым, максимально облегчающим изучение курса студентам заочникам. В учебном пособие приводятся последние данные в области наук о Земле, хотя многие циклы дисциплины имеют многовековую историю. Обозначена экологическая значимость некоторых земных процессов и явлений (выветри- вания, землетрясений и т.д.). В-третьих, одна из самых сложных задач – создание учебного пособия по данной дисциплине, наиболее обобщенно отражающее концепцию единства 3 знаний о Земле, разбитых по разным направлениям и циклам. Для этого в первой главе приведена в качестве основы концепции единства логическая модель соподчинения основных природных систем (геосфер) Земли, предло- женная А.А. Лукиным и С.С. Гудымовичем и в 1982 году и основанная на общеметодологических принципах системности и причинности. Эта модель соподчинения геосфер Земли научно обосновывает и определяет структуру данного учебного пособия и последовательность изучения основных разде- лов дисциплины. По модели наиболее «могущественной» системой является космос во всем его многообразии воздействия на Землю, что и рассматрива- ется в главах 2 и 3. Учитывая, что эндогенные (внутренние) факторы Земли являются доминирующими для внешних оболочек, а сами эндогенные и эк- зогенные процессы – следствия взаимодействия Земли с Космосом, то в структуре далее идет последовательно изучение следующих геосфер: ядро и мантия, литосфера, гидросфера и атмосфера (гл. 4–8). Автором сформулирована цель дисциплины «Науки о Земле» как целост- ное и системное изучения строения, функционирования и развития Земли, а комплексная оценка и рациональное использование ее ресурсов как важ- нейшее условие устойчивого существования человека на Земле. Четвертую задачу автор видела в том, чтобы содержание учебного посо- бия было максимально наглядным, а усвоение его студентами – простым. Для отображения и иллюстрации тех или иных природных явлений и процес- сов широко используется наглядный материал в виде таблиц и рисунков (их более 50 штук), для закрепления – а также вопросы самоконтроля обучаю- щихся и список литерных источников, которыми пользовался автор при на- писании каждой главы. Насколько эти задачи удалось автору решить – судить читателям – сту- дентам экологам. Автор рассматривает учебное пособие как первый вариант. Он признателен рецензентам данного учебного пособия профессору Ольхо- ватенко В.Е. и доценту Лукину А.А. за замечания и конструктивные предло- жения, которые способствовали его улучшению. Со своей стороны автор и издатели желают изучающим успехов в овладе- нии непростым, но очень интересным учебным курсом, название которому «Науки о Земле». Желаем, чтобы Надежда, Вера и Добро во имя будущего не покидала молодое поколение экологов и всегда вдохновляла беречь нашу единственную Землю–матушку. Н.В. Крепша 4 Глава 1 НАУКИ О ЗЕМЛЕ, ИХ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ «Науки о Земле» относят к разряду естественных наук. Вряд ли можно указать все число наук, изучающих Землю. И давно сложившиеся, и совсем молодые, появившиеся недавно науки, принято объединять под общим на- званием «Науки о Земле». В перечень обязательных дисциплин, образующих цикл «Науки о Земле» входят: общая геология, гидрогеология, почвоведение, климатология и ме- теорология, ландшафтоведение и т.д. Все они изучают геосферы (оболочки) или природные системы Земли как планеты. К геосферам Земли относятся: ядро и мантия литосфера гидросфера атмосфера биосфера. Геосферы Земли есть следствие ее развития как планеты. После образова- ния твердой оболочки Земли и ее охлаждения появилась в жидком виде вода и стала формироваться гидросфера. В атмосфере появился кислород, что да- ло толчок зарождению жизни на Земле. Сейчас можно утверждать, что вода в океанах и атмосфера – «дочери» земных недр. Именно в такой последова- тельности, отвечающей истории развития геосфер, причинно-следственных связей их возникновения и взаимодействия целесообразно изучать дисципли- ны данного цикла. Каждая из выше названных геосфер – мантия, литосфера, гидросфера, ат- мосфера – не может существовать отдельно. Согласно общеметодологиче- скому принципу системности и причинности все геосферы находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Исходя из этого построена логическая цепь причинно-следственных свя- зей природных систем, геосфер Земли, предложенная А.А. Лукиным и С.С. Гудымовичем в 1982 году. На основе некоторых общенаучных принципов системности и причинности выведены критерии соподчинения геосфер ме- жду собой и с космосом в отношении «причина – следствие» при их взаимо- действии в истории развития Земли. Модель отражает все логическое множе- ство прямых (воздействие причин на следствие) и обратных (следствия на причину) причинных связей природных систем (рис. 1). В основе модели лежит соподчинение геосфер по соотношению массы и времени их образования. Согласно основному принципу причинности в этом взаимодействии большая система «управляет» меньшей. Наиболее «могуще- ственной» системой является космос во всем многообразии воздействия его 5 на Землю. Следующей в схеме-модели выступает Земля с ее грави- и магни- тосферами как единая система (рис.1). Из этой модели следует, что эндогенные (внутренние) факторы Земли яв- ляются доминирующими для внешних оболочек, а сами эндогенные процес- сы – следствиями взаимодействия Земли с космосом. Модель соподчинения геосфер Земли позволяет научно определить название и последовательность изучения основных разделов дисциплины «Науки о Земле». Соотношения геосфер и изучающих их наук о Земле отражено в табл. 1. Выделить специальную дисциплину, изучающую литосферу, пожалуй, нельзя. Все протекающие в этой твердой оболочке процессы с давних пор яв- ляются предметом внимания геологии. Термин «геология» произошел от слияния двух греческих слов: «гео» – земля и «логос» – знание, наука. Она является фундаментальной наукой о Земле, включающая в себя множество взаимосвязанных областей исследования: о веществе земной коры (геохимия, минералогия, петрография), о строении коры (геофизика, структурная геология, геотектоника), об истории развития ее (палеонтология, историческая геология, палео- ботаника). Водные покровы Земли изучает гидрология. Воздушная оболочка планеты «подвластна» метеорологии: она познает физические явления и процессы, происходящие в атмосфере. Казалось бы биосфера должна относится к веденью биологии. Но, по сло- вам В.И. Вернадского, «биосфера не есть только так называемая область жизни». Биосфера – это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро - и атмосферы), которая заселена живыми организмами, находится под их воз- действием и занята продуктами их жизнедеятельности. С одной стороны, - это среда жизни, с другой – результат жизнедеятельности живых организмов. Биосфера – глобальная система. Она не образует сплошного слоя с четкими границами. Она как бы «пропитывает» другие геосферы Земли, охватывая всю гидросферу, верхнюю часть литосферы (2–3 км), нижнюю часть атмо- сферы (25 км). В пределах этой зоны жизни взаимодействуют: солнечная энергия, вода, горные породы, живое вещество. Такая сложная взаимосвязь и обеспечивает устойчивость жизненных процессов в биосфере. «Жизнь пра- вит бал и в воздухе, и в воде, и на поверхности планеты, в самой тверди зем- ной» (Вернадский, 1989). Поэтому изучать ее должен целый комплекс раз- личных наук, объединяемый биологией и экологией. Таким образом, предметом изучения дисциплины «Науки о Земле» является исследование взаимосвязи геосфер как единого целого планеты Земля. Цель цикла дисциплин «Науки о Земле» – целостное и системное изу- чение строения, функционирования и развития Земли, а комплексная оценка и рациональное использование ее ресурсов как важнейшее условие устойчивого существования человека на Земле. 6 Рис. 1. Модель причинно-следственного соподчинения основных систем Земли 1 – Космос (во всем многообразии воздействия на Землю); 2 – Земля и ее глобальная энергосфера (грави- и магнитосферы); 3 – Ядро и нижняя мантия Земли; 4 – Тектоносфера Земли и ее региональные геофизические поля (гравитацион- ные, волновые, тепловые, магнитные и др.); 5 – Геоморфосфера (рельеф Земли); 6 – Гидрогеосфера (подземная гидросфера); 7 – Гидросфера; 8 – Подземная газовая оболочка; 9 – Атмосфера; 10 – Кора выветривания; 11 – Почвенная оболочка суши Земли (педосфера); 12 – Протистосфера (сфера обитания микроорганизмов); 13 – Фитосфера; 14 – Зоосфера; 15 – Ноосфера. 7 Таблица 1 Соотношение геосфер и наук о Земле Геосферы Науки и направле- Определения ния Наука о строении Земли, ее происхож- дении и развитии, основанная на изучении Геология горных пород литосферы и глобальных геофизических полей 1. Науки о динамике Земли 1. Геотектоника, вулка- (тектонические движения, магматизм, нология и геодинамика деятельность морей, рек, подземных вод, лед- ников, ветра и т.д.) 2. Историческая геоло- 2. Наука об истории развития Земли с мо- мента ее образования до настоящего времени гия Тектоносфера (стратиграфия, палеонтология, формационный (литосфера и анализ и т.д.) 3. Геофизика 3. Наука о физических полях Земли верхняя мантия) 4. Геохимия, минера- 4. Науки, изучающие состав Земли на логия, петрография разных уровнях (атомном, минеральном и по- 5. Прикладная геология родном) 5. Наука о практическом использования недр нашей планеты (инженерная геология, месторождения полезных ископаемых – угля, нефти, газа, строительных материалов и т.д.) Геоморфосфера Геоморфология Геолого-географическая наука о формах земной поверхности (рельефе) Гидрогеосфера Гидрогеология Наука о подземных водах (подземная гидро- сфера) Гидросфера Гидрология Наука о поверхностных водах Атмосфера Метеорология и клима- Наука о физических процессах и явлениях тология в атмосфере Педосфера Почвоведение Наука о происхождении, свойствах и ра- (верхняя почвен- циональном использовании почв ная оболочка суши) Биосфера Биология и экология Науки о взаимодействии биоценоза (про- дуцентов, консументов, редуцентов) и биото- па, человека и Природы. В дисциплине «Науки о Земле» существует более ста различных специа- лизаций. Одни из них тесно связаны с химией (геохимическое направление), другие – с физикой (геофизическое направление), третьи с биологией (палео- нтологическое и палеобиологическое направления), четвертое – с математи- кой и кибернетикой (компьютерное моделирование геологических процес- сов), пятые – с астрономией и астрофизикой (космическая геология) и т.д. Из прикладных наук геологии следует отметить наиболее экологическую – инженерную геологию (табл.1). Нельзя построить здания, мосты, плоти- ны, атомные станции, дороги, аэродромы и т.д., не зная геологических усло- 8 вий места строительства. Сложным является строительство в зоне вечной мерзлоты, занимающей более 60% площади России. Задачей инженерной геологии является обеспечить устойчивость и функционирование зданий и сооружений в сложных геологических условиях. В недрах Земли находятся залежи полезных ископаемых, вопросами по- иска которых занимается геология. Длительная и интенсивная добыча от- дельных видов минерального сырья привела к истощению многих месторож- дений. Актуальной является проблема взаимодействия человека с природой при производстве геологоразведочных работ и добыче полезных ископаемых. Можно выделить две наиболее важные проблемы, связанные с рациональным отношением к минеральным ресурсам и соблюдением экологической безо- пасности: 1) разработка эффективных и экологически чистых способов извлечения ценных компонентов из земных недр таким образом, чтобы экологиче- ские нарушения оказались наименьшими; 2) использование обедненных руд и облагораживание экологической об- становки на рудниках, шахтах, горных карьерах. Правильное решение прикладных геологических и экологических задач требует глубокого знания общих закономерностей строения и развития от- дельных геосфер. Знание происхождения и эволюции Земли, ее строения и состава во взаимодействии с внешними оболочками – водной (гидросферой) и воздушной (атмосферой), а также с внутренними оболочками – земным ядром и мантией – составляет необходимое звено экологического мировоз- зрения. Оно позволяет понять, как в истории Земли осуществлялся переход от неживого к живому, от неорганического к органическому, как эволюцио- нируют живые системы и т.д. В чем состоит уникальность планеты Земля? Земля – это чудо Вселенной. «Своеобразным, единственным в своем роде, отличным и неповторимым в других небесных телах представляется нам лик Земли» (Вернадский, 1989). Эта уникальная планета, вращающаяся вокруг Солнца и своей оси, окутанная собственной голубой атмосферой, где кислорода содержится 21%. Избыток его угрожал бы нашему существованию; азот (78%) служит для разряжения атмосферы. Только на Земле есть жизнь. Она поддерживается солнечно- земным взаимодействием с оптимальным соотношением света, воздуха, теп- ла, воды, пищи. Земля находится для жизни на «правильном» расстоянии от Солнца (145– 152 млн км), чтобы не было ни слишком холодно, ни слишком жарко и могла существовать вода. Периоды вращения вокруг своей оси (24 часа, 1 сутки) и вокруг солнца (365.25 суток) определили главные биологические ритмы всех живых орга- низмов. 9 Земле надо было возникнуть таким образом, чтобы достаточный запас радиоактивных элементов служил «горючим» для поддержания работы ги- гантской тепловой машины, которой и является наша планета. Земля имеет также наиболее подходящий радиус (диаметр 12756 км), та- кой, который позволяет веществу мантии медленно перемешиваться, а внеш- ней части ядра – сохраняться жидким. Это создает над землей защитное маг- нитное поле. Другую защиту для биосферы создает озоновый слой, не про- пуская к Земле губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Сочетания подобных условий нет больше ни на одной планете земной группы. Появление разумных существ на планете является вершиной эволю- ции жизни. Вот насколько мудра природа в создании уникальности планеты. Земля, как природный объект настолько сложна, что применять для ее изучения обычные методы исследования, например, эксперименты, как в технических науках, почти невозможно. Специфической особенностью гео- логических объектов являются их исключительно большие масштабы и дли- тельности (десятки и сотни млн лет) протекающих в них процессов. Поэтому в геологических исследованиях широко применяется принцип актуализма: наблюдение над современными процессами позволяет судить о ходе тех же процессов в далеком геологическом прошлом. Основной традиционный метод геологических исследований заключается в маршрутном изучении естественных выходов горных пород (обнажений) на поверхность. Изучение начинается с описания состава горных пород, ус- ловий залегания и т.д. Для более точного определения состава пород отби- рают соответствующие образцы (пробы), которые затем тщательно изучают в лабораторных условиях различными физико-химическими методами. Кроме маршрутного описания и картирования геологами используются материалы аэрофотосъемок, космических съемок, бурения скважин и мно- гое другое. Специалисты по инженерной защите окружающей среды должны хоро- шо знать и изучать Землю, на которой живет и творит человек. И только изучив внутреннее строение планеты, историю ее формирования, химиче- ский состав, развитие геосфер, главных природных систем Земли, структуру и эволюцию земной коры и еще много других вопросов, человек сможет приблизиться к пониманию причин, сделавших нашу маленькую планету Земля столь уникальной для нашего проживания. Земля живет своей «беспокойной жизнью», предначертанной ей закона- ми природы и Вселенной. Интерес к Земле как единому целому в настоящее время неизмеримо возрос. Будущим специалистам экологам при изучении данной дисциплины необходимо осознать главное – засоряя свой Дом, Зем- лю, мы вредим не столько природе (Природа Земли и без нас «проживет» еще сотни миллионов лет), а, прежде всего и только себе – ведь человек без созданного Землей «качества» Природы действительно обречен на вымира- ние. 10

В последнее время я стал слышать множество слов, начинающихся с приставки «-гео» . Как оказалось, эту приставку имеют большинство современных наук, исследующих наш мир. Решив всё-таки узнать, сколько их, я заглянул в домашнюю энциклопедию. И этих наук оказалось действительно много: лично я насчитал более двадцати штук! О некоторых из них я сейчас расскажу.

Какие же науки изучают Землю

На сегодняшний день множество наук занимаются изучением нашей планеты, её космических областей . И одной из ведущих является геология . Она, в основном, занимается описанием поверхностных слоёв земной коры, изучением их состава, внутренней структурой и происхождением .


Геологическая наука объединяет внутри себя множество дисциплин, которые просто не способны существовать отдельно друг от друга:

  • геохимия . Занимается исследованием химическим элементов в самых разных частях литосферы;
  • минералогия . Имеет связь с физикой, изучает происхождение, состав и внутреннюю кристаллическую структуру минералов;
  • тектоника . Ищет связи между движениями твёрдых слоёв Земли.
  • геоморфология . Изучает рельеф, его формы и разнообразие. Особенно интересуется процессами, влияющими на него.

Также стоит назвать вулканологию , палеонтологию и многие другие науки, изучающие глубины нашей планеты.


Помимо этого, существует ещё множество разделов геологии, молодых и старых.

Другие науки изучающие Землю

Как уже говорилось выше, нашу планету изучает масса отдельных наук и их отраслей. Сейчас хотелось бы перечислить некоторые наиболее интересные науки, которые не являются отраслями геологии:

  • география . Одно её название вызывает у нас воспоминания о школьных уроках;
  • геодезия . Рассчитывает законы, по которым движется наша планета;
  • геммология . Наука, специализирующаяся на исследовании самоцветов;
  • гидрология . Изучает естественные воды и их связь с другими оболочками Земли;
  • метеорология . Проще говоря, наука о погоде.

Сравнительно молодой является геоинформатика , она создаёт информационные программы, которые облегчают современные геологические исследования. Она сильно помогает, например, работе геостатистики .


Плюс многие другие самостоятельные науки о нашей планете. Стоит ещё раз отметить, что они все, так или иначе, связаны друг с другом и делятся между собой данными, помогая взаимной работе.

Окружающий мир (4 «__» класс)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ


  1. Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
а) астрономия;

б) география;

в) история;

г) экология.
2. В каком ряду перечислены только те органы тела человека, которые

относятся к органам опоры и движения?

1) трахея, лёгкие, пищевод

2) рёбра, позвоночник, мышцы

3) печень, желудок, вены

4) сердце, артерии, головной мозг

«Лето здесь очень жаркое и засушливое. Поверхность земли днём может

нагреваться до 70°. Многие животные и растения приспособились к этим

условиям. Например, корни верблюжьей колючки проникают на глубину

почти 20 м и оттуда добывают воду».

Запиши в ответе название природной зоны.

Ответ:______________________________________________________

4. Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты

подбери историческое событие. Соедини стрелками.

5. Продолжи предложение.

Причиной смены дня и ночи на нашей планете является постоянное

вращение Земли ____________________________________________.
6. Запиши, о каком полезном ископаемом идёт речь в тексте.

__________________________________________________________________________________

«Это твёрдое горючее вещество чёрного цвета. Образовалось данное

полезное ископаемое из остатков древних растений, причём сначала

образовался торф, а уже затем это более плотное вещество. Добывают его

в шахтах и карьерах и используют как топливо».
7. Какие из указанных полезных ископаемых используют в качестве

топлива?

1) каменный уголь и природный газ

2) железную руду и медный колчедан

3) алюминиевую руду и кварцевый песок

4) известняк и чёрный гранит

8. Выбери верное утверждение об образе жизни древних славян. Обведи номер ответа.

1) Древние славяне носили одежду из белого хлопка.

2) Основным строительным материалом у древних славян было дерево.

3) Древние славяне готовили пищу в больших стальных котлах.

4) Древние славяне вели кочевой образ жизни, следуя за табунами

9. Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

1) песка и золы

2) воздуха

4) перегноя

10. Ниже приведены названия животных и растения:

пищевая цепь:
11. Установи соответствие между животными и той природной зоной, в

которой они обитают. Для каждого животного из первого столбца выбери природную зону из второго столбца.

ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА

А) белая сова 1)тундра

Б) суслик 2)степь

Г) лемминг
12. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.

а) Пётр Первый;

б) Иван Грозный;

в) Екатерина Вторая.

Окружающий мир (4 класс)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _______________________________________________


  1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.
а) история;

б) география;

в) экология;

г) астрономия.

2. Какие органы выводят из организма человека ненужные и вредные

вещества?

1) почки и кожа

2) лёгкие и печень

3) кости и мышцы

4) сердце и кровеносные сосуды

3. О какой природной зоне идёт речь в тексте?

«Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает мало. Из-за

недостатка влаги деревья здесь почти не растут. Летом бывают сильные

ветры – суховеи. Почвы здесь очень плодородны, поэтому повсюду

раскинулись сады и распаханы поля».

2) пустыня

3) зона лесов

4) зона степей

4. Определи, в каком порядке в течение года проходят Государственные

праздники России.

1. День весны и труда

2. День Защитника Отечества

3. День Победы

Запиши в ответ цифры, которыми обозначены праздники, в том порядке,

в котором проходят соответствующие праздники.

Ответ:________________________________

5. Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

4) перегноя

«Апостол», первая печатная книга на Руси. В каком веке появилось на

Руси книгопечатание? Обведи номер ответа.

1) в XIV веке

2) в XV веке

3) в XVI веке

4) в XVII веке

7. Выбери из списка названия двух органов чувств человека и обведи

цифры, которыми они обозначены.

5) Желудок

6) Позвоночник

8. Ниже приведены названия животных и растения:

Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась

пищевая цепь:

9. Допиши предложения.


  • Русь выплачивала Золотой Орде ________________________.

  • Князья должны были ездить за разрешением на владение княжествами к ___________________________________________________.
10. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.

  • С немцами, испанцами, монголо-татарами, шведами.
11. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.

охотой вязанием

собирательством рыболовством

плаваньем издательством книг

бортничеством земледелием

12. Укажи, в каком порядке на флаге Российской Федерации располагаются цветные полосы. Впиши название цвета с соответствующей полосой на флаге.


Красный, синий, белый.

Дата выполнения:_____________________________

Данные науки и методы наук о Земле — совокупность принципов, подходов и методов, используемых науками о Земле для ее изучения и познания. Ниже представленные науки наиболее глубоко подходят к изучению Земли и методов ее познания.

Биология — одна из естественных наук о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.

География — система физико-географических, экономико-географических и социально-географических дисциплин, изучающих географическую оболочку Земли, природно-территориальные, территориально-производственные и социально-территориальны комплексы, их взаимосвязь и составляющие их компоненты.

  • География — единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
  • География — свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Геодезия — система наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах, исследующая гравитационное поле Земли, а так же, геодезия — это отрасль производства, связанная с измерениями на местности.
Геология — комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Геология включает: стратиграфию, тектонику, региональную геологию, вулканологию, минералогию, петрографию, литологию, геохимию.
Геофизика — комплекс наук о Земле, изучающих внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в ее геосферах. Соответственно в составе геофизики выделяют физику твердой Земли, физику атмосферы, гидрофизику. Геофизика в широком смысле изучает физику твердой Земли.
Геохимия — наука о химическом составе Земли и планет, законах распределения элементов и изотопов, законы их поведения, сочетания и миграции в природных процессах, процессах формирования горных пород, почв и природных вод.
Почвоведение — наука о почве. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. Она входит в состав естествознания.
Картография — наука, включающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических карт, глобусов, карт Луны, планет, звездного неба и т.д. Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, 3D карт, голографических карт, глобусов и панорамных карт. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах или в виде изображения на экране.
Экология — наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем различного уровня, популяционных экосистем и биосферы. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

По материалам Википедии ©