Карлос Кастанеда: мудрые цитаты о жизни от самого загадочного писателя. Афоризмы карлос кастанеда Карлос кастанеда мы такие какими себя видим

Карлос Кастанеда «Сказки о силе» цитаты из книги:

Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека – это разные вещи. Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе. Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением. Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя. Разница между этими понятиями огромна. Самоуверенность означает, что ты знаешь что-то наверняка; смирение воина – это безупречность в поступках и чувствах. Обычный человек цепляется за подобного себе человека, воин цепляется за бесконечность.

Если воин в чем-то добивается успеха, то этот успех должен приходить мягко, пусть даже с огромными усилиями, но без потрясений и навязчивых идей.

Именно внутренний диалог прижимает к земле людей в повседневной жизни. Мир для нас такой-то и такой-то или этакий и этакий лишь потому, что мы сами себе говорим о нем, что он такой-то и такой-то или этакий и этакий. Вход в мир шаманов открывается лишь после того, как воин научится останавливать свой внутренний диалог.

Ключом к шаманизму является изменение нашей идеи мира. Остановка внутреннего диалога – единственный путь к этому. Все остальное – просто разговоры. Все, что бы вы ни сделали, за исключением остановки внутреннего диалога, ничего не сможет изменить ни в вас самих, ни в вашей идее мира.

Главная помеха для воина – внутренний диалог: это ключ ко всему. Когда воин научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов.

Смирение воина и смирение нищего – невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним.

Утешение, небеса, страх – все это слова, которые создают настроения, которым человек учится, даже не спрашивая об их ценности. Так черные маги завладевают его преданностью.

Слабая сторона слов в том, что они заставляют нас чувствовать себя осведомленными, но когда мы оборачиваемся, чтобы взглянуть на мир, они всегда предают нас, и мы опять смотрим на мир как обычно, без всякого просветления. Поэтому воин предпочитает действовать, а не говорить. В результате он получает новое описание мира, в котором разговоры не столь важны, а новые поступки имеют новые отражения.

Воин рассматривает себя как бы уже мертвым, поэтому ему нечего терять. Самое худшее с ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен. Если судить о нем по его поступкам, то никогда нельзя заподозрить, что он замечает все.

Знание – это наиболее пугающая вещь, особенно для воина. Но если воин однажды принимает пугающую природу знания, то он отбрасывает саму возможность ужасаться. Знание для воина является чем-то таким, что приходит сразу, поглощает его и проходит.

Всегда, когда прекращается внутренний диалог, мир разрушается, и на поверхность выходят незнакомые грани нас самих, как если бы до этого они содержались под усиленной охраной наших слов.

Мир неизмерим. Как и мы, как и каждое существо, которое есть в этом мире.

Воины выигрывают свои битвы не потому, что они бьются головами о стены, а потому, что берут их. Воины прыгают через стены; они не разрушают их.

Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходимое для этого экстравагантного путешествия, которым является его жизнь. В случае воина все, что для этого нужно, – это быть живым. Жизнь – это маленькая прогулка, которую мы предпринимаем сейчас, жизнь сама по себе достаточна, сама себя объясняет и заполняет.

Понимая это, воин живет соответственно. Поэтому можно смело сказать, что опыт всех опытов – это быть живым.

Обычный человек считает, что индульгировать в сомнениях и колебаниях – это признак чувствительности и духовности. Правда состоит в том, что обычный человек очень далек от того, чтобы быть чувствительным. Он обманывает себя не намеренно, но его маленький разум превращает себя в чудовище или святого, но на самом деле он слишком мал для такой большой формы, какую заполняет чудовище или святой.

Быть воином – это не значит просто желать им быть. Это, скорее, бесконечная битва, которая будет длиться до последнего момента. Никто не рождается воином, точно так же, как никто не рождается обычным человеком. Мы сами себя делаем тем или другим.

Воин умирает трудным способом. Его смерть должна бороться с ним. Воин не отдается смерти так просто.

Человеческие существа – это не объекты. Они – круглые, светящиеся существа, не объекты, а чистое осознание, не имеющее ни плотности, ни границ. Представление о плотном мире лишь облегчает наше путешествие на земле, это описание, созданное нами для удобства, но не более.

Наш разум заставляет нас забыть, что описание – это только описание, и, прежде чем осознать это, человеческие существа сами заключают себя в заколдованный круг, из которого они редко вырываются в течение отпущенного им времени жизни.

Люди – воспринимающие существа. Однако воспринимаемый ими мир является иллюзией – иллюзией, созданной описанием, которое им внушали с момента, когда они появились на свет.

Мы, светящиеся существа, рождаемся с двумя кольцами силы, но для создания мира используем только одно из них. Это кольцо, которое замыкается на нас в первые годы жизни, есть разум и его компаньон, речь. Именно они, столковавшись между собой, и состряпали этот мир при помощи описания и его догматических и незыблемых правил, а теперь поддерживают его.

Секрет светящихся существ заключается в том, что у них есть кое-что такое, что почти никогда не используется, – воля. Уловка шаманов – это та же уловка обычного человека. У обоих есть описание мира. Обычный человек поддерживает свое при помощи разума, а шаман – при помощи воли. Оба описания имеют свои законы, и эти законы поддаются восприятию. Но описание шамана гласит, что воля более всеобъемлюща, чем разум.

Воин позволяет себе воспринимать и поддерживать оба описания – мира разума и мира воли. Это единственный способ использовать повседневный мир как вызов и как средство накопить достаточно личной силы для обретения целостности самого себя.

Только воин может выстоять на пути знания. Воин не жалуется и ни о чем не сожалеет. Его жизнь – бесконечный вызов, а вызовы не могут быть плохими или хорошими. Вызовы – это просто вызовы.

Основное различие между воином и обычным человеком заключается в том, что воин все принимает как вызов, тогда как обычный человек принимает все как благословение или проклятие.

Воин должен быть текучим и изменяться в гармонии с окружающим миром, будь это мир разума или мир воли. Реальная опасность для воина возникает тогда, когда выясняется, что мир – это ни то и ни другое. Считается, что единственный выход из этой критической ситуации – продолжать действовать так, как если бы ты верил. Секрет воина в том, что он верит, не веря. Разумеется, воин не может просто сказать, что он верит, и на этом успокоиться. Это было бы слишком легко. Простая вера устранила бы его от анализа ситуации. Во всех случаях, когда воин должен связать себя с верой, он делает это по собственному выбору. Воин не верит, воин должен верить.

Смерть – это необходимая добавка к «должен верить». Без осознания смерти все становится обычным, незначительным. Мир потому и является неизмеримой загадкой, что смерть постоянно выслеживает нас. Без осознания присутствия нашей смерти нет ни силы, ни тайны. Долг верить, что мир таинствен и непостижим, – это выражение самого глубокого предрасположения воина.

Сила всегда открывает воину кубический сантиметр шанса. Искусство воина состоит в том, чтобы быть непрерывно текучим, иначе он не успеет ухватиться за этот шанс.

Обычный человек привык осознавать только то, что считает важным для себя. Но настоящий воин должен осознавать все и всегда.

Целостность самого себя – очень таинственное дело. Нам нужна лишь малая часть ее для выполнения сложнейших жизненных задач. Но когда мы умираем, мы умираем целостными. Шаман задается вопросом: если мы умираем с целостностью самих себя, то почему бы тогда не жить с ней?

Для воина главнейшим правилом в жизни является выполнять свои решения столь тщательно, что ничто, случившееся в результате его действий, не может его удивить и уж тем более – истощить его силы.

Когда воин принимает решение, он должен быть готов к смерти. Если он готов умереть, то не будет никаких ловушек, никаких неприятных сюрпризов и никаких ненужных поступков. Все должно мягко укладываться на свое место, потому что он не ожидает ничего.

Воин, как учитель, прежде всего, должен обучить своего ученика одной возможности – способности действовать, не веря, не ожидая наград. Действовать только ради самого действия. Успех дела учителя зависит от того, насколько хорошо и насколько грамотно он ведет своего ученика именно в этом особом направлении.

В помощь стиранию личной истории воин, как учитель, должен обучить своего ученика трем техникам. Они заключаются в избавлении от чувства собственной важности, принятии ответственности за свои поступки и использовании смерти как советчика. Без благоприятного эффекта этих техник стирание личной истории может вызвать в ученике неустойчивость, ненужную и вредную двойственность относительно самого себя и своих поступков.

Нет никакого способа избавиться от жалости к самому себе, освободиться от нее с пользой. Она занимает определенное место и имеет определенный характер в жизни обычного человека – определенный фасад, который видно издалека. Поэтому каждый раз, когда предоставляется случай, жалость к самому себе становится активной. Такова ее история. Если человек меняет фасад жалости к самому себе, то он убирает и ее выдающееся положение. Фасады изменяют, изменяя использование элементов самого фасада. Жалость к себе полезна для того, кто ею пользуется, потому что он чувствует свою важность и считает, что заслуживает лучших условий, лучшего обращения. Она еще и потому имеет значение, что человек не хочет принимать ответственность за поступки, которые побуждают его жалеть самого себя.

Изменение фасадов жалости к себе означает только то, что воин переносит прежде важные составляющие на второй план. Жалость к самому себе по?прежнему остается чертой его характера, однако теперь она занимает место на заднем плане – подобно тому, как представления о надвигающейся смерти, о смирении воина или об ответственности за свои поступки когда?то тоже существовали на заднем плане и никак не использовались до тех пор, пока воин не стал воином.

Воин признает свою боль, но не индульгирует в ней. Поэтому настроение воина, который входит в неизвестность, – это не печаль. Напротив, он весел, потому что он чувствует смирение перед своей удачей, уверенность в том, что его дух неуязвим, и, превыше всего, полное осознание своей эффективности. Радость воина исходит из его признания своей судьбы и его правдивой оценки того, что лежит перед ним.

Это был мой личный ТОП по теме Карлос Кастанеда Сказки о силе цитаты воина.

Мыслитель, писатель и этнограф Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда посвятил серию книг шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения.

Для одних они стали откровением, для других – дверью в новый мир, третьи просто с интересом читали о новой точке зрения на окружающий мир.

Сам Кастанеда использовал для этого подхода термин «магия», однако, по его словам, это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних.

выбрал 15 глубоких уроков учения Кастанеды:

  1. Каждый идет своим путём. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно.
  2. Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, – это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же ещё не коснулась тебя!»
  3. Бесполезно тратить всю свою жизнь на один-единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца .
  4. Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.
  5. Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться.
  6. Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.
  7. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё что угодно. В любое время. Мгновенно .
  8. Ты всегда должен помнить, что путь – это только путь. Если ты чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, то не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах.
  9. Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединённость же - физическое. Первое отупляет, второе - успокаивает.
  10. Поступай так, словно это сон. Действуй смело и не ищи оправданий .
  11. Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь.
  12. Нам требуется всё наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…
  13. Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, – один и тот же .
  14. Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
  15. Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не ноющим ребенком. Бороться, не сдаваясь, не жалуясь, не отступая, бороться до тех пор, пока не увидишь. И всё это лишь для того, чтобы понять, что в мире нет ничего, что действительно имело бы значение.

Карлос Кастанеда - американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 11 томов книг-бестселлеров, посвящённых изложению шаманского учения индейца дона Хуана Матуса. Книги Карлоса Кастанеды после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, но в настоящее время академическое сообщество рассматривает их как художественную литературу.


Сначала мы учимся обо всем думать, а потом приучаемся смотреть на вещи так, как мы о них думаем.


Ищи и смотри на чудеса повсюду вокруг тебя. Ты устаешь от глядения на самого себя, и эта усталость делает тебя глухим и слепым повсюду ко всему остальному.


Иногда есть смысл упорствовать, даже когда понимаешь, что это бесполезно. Но сперва надо понять, что твои действия бесполезны, а потом поступать так, будто этого не знаешь.


Самоограничение — самый худший и самый злостный вид потакания себе.


Самое лучшее, стереть всю личную историю, потому что это сделает нас свободными от обволакивающих мыслей других людей.


Чтобы быть на высоте, всегда нужно выбирать путь, подсказанный сердцем. Может быть, для кого-то это будет означать всегда смеяться.

Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на всей земле, кто живет неправильно.

Красота — это демон, который множится и процветает при наличии поклонения.

Желание - вот что заставляет нас страдать, но как только мы научимся уничтожать свои желания, любая полученная нами мелочь превратится в бесценный дар.


Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире - это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.


Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым.

Свобода - это приключение, которому нет конца, в котором мы рискуем жизнью и даже большим, чем жизнь, во имя нескольких мгновений чего-то превыше слов, мыслей и чувств.


Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили.


Утрать все - и ты достигнешь всего.

Воля — это то, что заставляет тебя побеждать тогда, когда твой разум говорит тебе, что ты повержен.

Я никогда ни на кого не сержусь. Ни один человек не может сделать ничего такого, что заслуживало бы такой моей реакции. На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

Не имеет значения, что кто-либо говорит и делает. Ты сам должен быть безупречным человеком.

Человек может сделать гораздо больше и действовать гораздо лучше. Он допускает только одну-единственную ошибку - он думает, что в его распоряжении уйма времени.

Не объясняй слишком многого. В каждом объяснении скрывается извинение. Так что, когда ты объясняешь, почему ты не можешь делать то или другое, на самом деле ты извиняешься за свои недостатки, надеясь, что слушающие тебя будут добры и простят их.

Будь безжалостным, но обаятельным, - повторял он. - Будь хитрым, но деликатным. Будь терпеливым, но активным. Будь мягким, но смертельно опасным. На это способна только женщина. Если бы так мог действовать мужчина, он был бы безупречен.

Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»

Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми.

Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Но у одних есть сердце, а у других - нет. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.

Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объём работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же.

Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.

Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире - это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, он не видит в нем ничего, кроме самого себя.

Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, он уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился.

Путь без сердца никогда не бывает радостным.

Мир необъятен. Мы никогда не разгадаем его тайну. Поэтому мы должны принимать его таким, какой он есть - чудесной загадкой.

Лишь немногие знают, когда следует расстаться с кем-то, а тех, кто знают, как использовать свое знание, еще меньше.

Весь смысл заключается в том, чему именно человек уделяет внимание. Мы либо делаем себя жалкими, либо делаем себя сильными - объем затрачиваемых усилий остается одним и тем же.

Чтобы человек понял, что ему есть для чего жить, у него должно быть то, за что стоит умереть.

В твоей жизни есть важные вещи, которые имеют для тебя большое значение. Это относится и к большинству твоих действий. У меня — все иначе. Для меня больше нет ничего важного — ни вещей, ни событий, ни людей, ни явлений, ни действий — ничего. Но все-таки я продолжаю жить, потому что обладаю волей. Эта воля закалена всей моей жизнью и в результате стала целостной и совершенной. И теперь для меня не важно, имеет что-то значение или нет. Глупость моей жизни контролируется волей.

Вдохновляющие цитаты, которые мотивируют вас идти к своей цели

В свое время я уже присутствовал на презентации, которую устроил Фонд Экономической Культуры, чтобы выпустить на рынок книгу Карлоса Кастанеды "Уроки дона Хуана". Забавным было то, что в этом случае пять экспертов по литературе, антропологии и журналистике, которые исполняли обязанности экспертов выставки, напрасно старались объяснять природу этой книги, и после горячей дискуссии они пришли к заключению, что работа не была ни романом, ни репортажем, а также она не продолжала правила традиционной антропологии, из-за чего текст избежал всех попыток классифицировать его.

Когда первая версия "Уроков дона Хуана" появилась в Соединенных Штатах, это удивительное повествование, которое многие раскритиковали как просто фантазию, вызвало большой ажиотаж, сразу же заняв место в списках бестселлеров. Легионы литературных критиков и экспертов восхищались легкостью и красотой языка и вместе с бесчисленными приверженцами и даже последователями были глубоко заинтригованы загадочной личностью дона Хуана, старого брухо яки, который взял Карлоса Кастанеду своим учеником.

Позже автор написал еще три книги с повествованием о своем обучении и своей связи с доном Хуаном, также напечатанные Фондом Экономической Культуры: "Отдельная реальность", "Путешествие в Икстлан" и "Сказки о силе", которые так же само заняли место в списках наиболее продаваемых книг во многих странах. Последний из его трудов считается шедевром.

Однако автор продолжает оставаться неизвестным для своих читателей по мотивам, которые он сам разъяснит в этом эксклюзивном интервью, предоставленном для журнала "El", раз уж он постоянно избегает публичности. Как любопытный факт, мы хотим отметить, что автор не позволил записывать его голос или фотографировать его персону, потому что, согласно древней туземной вере он боится, что, захватывая его слово или его образ, "у него похитят его дух".

Физически, Кастанеда - человек невысокого роста, крепкий и смуглый, который говорит по-испански в совершенстве. В течение своего разговора он резал правду-матку, спонтанно смеялся и ругался, а также разбавлял свою беседу южно-американскими идиомами, которые для нас будут звучать экзотически. Бразилец по происхождению, в 1956 году Карлос переехал жить в Соединенные Штаты, где он изучал курс антропологии в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе. Он работал преподавателем этого исследовательского центра в течение года, а потом оставил все это, чтобы посвятить себя подготовке к тому, чтобы быть одиноким брухо.

Настоящее интервью было взято в городе Мехико одним мартовским утром прошлого года. Карлос готовился к мистическому паломничеству в горы южной Мексики, в район, о котором он не захотел упоминать, и, стараясь избегать привлекать внимание к своей персоне, он попросил нас, чтобы интервью было напечатано не сразу.

Считаем, что уже пришел момент, чтобы мир узнал немного больше об идеях и образе жизни этого необыкновенного человека.

Карлос, почему ты избегаешь публичности? Отчего вся эта тайна, которая тебя окружает, твое отвращение к фотографированию, к обсуждению твоих планов? Ты получаешь удовольствие от того, что сбиваешь людей с толку?

Для меня избегать репортеров - это магическое действие. Это третье интервью, которое я даю. Первое взяли у меня для журнала "Times", а другое я дал этому педерасту из журнала "Phsychology Today", который чувствовал себя очень откровенно и хотел улечься со мной в постель.

Но ты мог бы в удобное для тебя время появляться на телевидении, чтобы быть известным.

Но потерял бы с этим свободу перемещений. Нельзя позволять, чтобы зафиксировали нашу идентичность. С этими книгами, наоборот, я должен быть связан и окружен людьми, однако если я окажусь в месте, где буду привлекать к себе внимание, то самое правильное состоит в том, чтобы делать ложные утверждения. Так происходит со всеми, кто занимает видное положение: чтобы сохранить это место, они чувствуют себя обязанными постоянно изумлять свою публику и нуждаются в постоянном внимании каждого. Вот почему столько лицемеров среди идолов; когда им уже нечего стоящего сказать - они вынуждены выдумывать. Я действительно ничего такого не делал. Таким образом, моя идентичность смазывается, и я свободен, чтобы уходить и приходить.

Как антрополог, ты начал изучать эти явления научным путем, но как вытекает из твоих книг, сейчас ты брухо и видимо не соглашаешься с антропологией в той форме, в которой она практикуется в настоящее время. Ты можешь нам это прояснить?

Я просто считаю себя учеником дона Хуана. Думаю, что антропологи как авторитеты ничего не стоят. Например, специалист по математической антропологии, который изучал одно сообщество в Андах, как-то сказал мне: "Мне не нужно ничего знать о сообществе, я должен лишь делать математические вычисления. Если я вижу женщину, которая чистит картошку, единственное, что я делаю - это отмечаю, какое количество картофелин она очищает". Но здесь есть один недостаток: он не может знать, просто ли эта женщина чистит картофель, или, возможно, она практикует магический ритуал.

И что мы должны под этим понимать?

Что это и все, что делают антропологи - интерпретируют согласно европейской науке, не замечая того, что в действительности может происходить. Потому что, чтобы это заметить - нужно принадлежать этому туземному обществу.

Интерпретировать действия некоторого сообщества можно лишь принадлежа к нему?

Да, потому, что быть членом и частью его - это то, что делает возможным настоящую общественную науку. Все современные антропологи - "европейские" и относятся к западному человеку, и нет смысла по этому поводу дискутировать, потому что сеньоры, не имея об этом представления, в действительности изучают не другие культуры, а изучают самих себя. Все, что они видят - это свои собственные отражения. Антропологии не существует - это выдумки, а все антропологи - толпа обманщиков.

Но ты и сам антрополог, и кроме того - преподаватель!

Ну да, я - доктор Кастанеда, но я не останусь профессором, потому что нет ничего реального, что я мог бы сделать, если я прежде не изменю свой собственный мир.

В таком случае, это проблема не только антропологов; я хотел бы, чтобы ты сказал мне, существует ли та же самая позиция среди нас, метисов.

В этой стране есть много людей, которые говорят, что чувствуют гордость, будучи индейцем, но давайте учитывать, что мы говорим по-аристотелевски: "По другую сторону границ Греции мира не существует". Именно так это чувствуют многие мексиканцы, которые говорят: "Ах, моя Мексика, моя родина...!", но хотя мы имеем туземное наследство - мы продолжаем быть европейцами.

Карлос, тебя хвалили, клеветали, обвиняли и защищали. Есть многие, кто говорит, что твои книги не более чем просто фантазия, очень хорошо написанная, но полностью выдуманная тобой. Что ты об этом думаешь?

Дон Хуан ничего не выдумывал. Я тоже не выдумываю, а только повторяю то, что он сказал мне. Лишь после того, как я подтвердил что-то - оно приобретает какое-то значение. Я, так же как и ты - репортер.

Ты считаешь себя посредником между туземными и европейскими культурами?

Нет, потому что брухо ни в какой мере не заинтересованы в том, чтобы представлять то, что они знают.

В таком случае, что для них Мексика?

Ее нет, не сущестует. Есть индейцы, которые не имеют этого понятия. Мексика "существует" для европейцев. Для индейцев существуют лишь "люди, которые должны будут умереть". Они говорят на особом языке; мое общее с европейцами в том, что это "мои люди, которые движутся к смерти".

Недавно ты говорил мне, что мы, непосвященные, никогда не сможем предсказать, что сделает брухо, потому что его другая жизнь пребывает для нас в темноте; мы лишь видим то, что они хотят, чтобы мы видели. Скажи мне, Карлос: что требуется, чтобы быть брухо?

Одиночество - обязательное условие в специфическом братстве, которое представляет индеец яки дон Хуан Матус. Магия - это знание, которое передавалось из поколения в поколение через устную традицию и его практику.

С каких пор существует это знание?

Представление об этом знании очень старо и относится к охотникам и собирателям пищи, которые предшествовали земледельческому обществу. Согласно дону Хуану, брухо никогда не принадлежали обществу, никогда не были вовлечены в его заботы. В различных формах магия практиковалось в мексиканской культуре в течение тысяч лет. Завоевание послужило катализатором, который полностью видоизменил туземный общественный порядок; священники, которые были распорядителями этого порядка, были уничтожены, но этого не произошло с брухо, которые всегда были со странностями. Как я уже сказал тебе - и это важно - они никогда не были частью общества.

Ни даже в роли знахарей? Всех этих херберос (травников - прим. пер.)!

Быть херберо и знахарем не значит, что действуешь в социальном сообществе и для него. Это только этапы, через которые проходит человек знания, чтобы придти в конце своей жизни к одиночеству брухо. Разумеется, есть херберос, которые являются брухо, но никто не знает, как они заканчивают потом.

В своих практиках обучения ты использовал наркотики. Ты продолжаешь это делать?

Дон Хуан никогда не был сторонником наркотиков. Он давал мне их принимать, потому что я был очень тупым. Определенные наркотики дают тебе другую идею, новый взгляд на некоторые вещи. С их помощью ломается гегемония восприятия; но как только он этого добился, брухо уже не использует их.

Это соединение наркотиков и магии, должно быть, сразу же привело твои книги в психоделические субкультуры, которые были в моде.

Да, но это было случайно. Действительно, определенные типы наркотиков открывали очень интересный путь самоанализа и поисков, однако приносили большой вред, потому что использование наркотиков подразумевает зависимость. Здесь в Мексике в разных кругах я знаю многих людей, которые употребляют "гремучку", и их пристрастие причинило много вреда их здоровью. Марихуана не помогает, ни один из наркотиков не предлагает новый путь.

А сексуальность, какую роль она играет в магии? Она случайно не может быть сходной с той, которую она выполняет в некоторых восточных религиях, в которых сексуальная активность считается своего рода мистическим продвижением?

Дон Хуан никогда не упоминал об этом.

А каково мнение Карлоса Кастанеды?

Я просто сказал бы, что секс - это нечто очень естественное.

Ты мог бы сказать яснее?

При сексуальном акте происходит передача светимости, обмен... Дон Хуан был связан с кучей старух, и я считаю это очень естественным. Мы с ним никогда не говорили об этом, потому что говорить о сексе - это как говорить о еде: ты ешь? Ну да, он ест! Я понимаю, что сейчас в нашем западном обществе мы даже имеем научные труды по сексологии, но это очень похоже на то, что происходит с поваренными книгами: их тысячи, миллионы, но никто уже не готовит. С сексом происходит то же самое: никто не трахается.

И что думают брухо по этому поводу?

Что он может делать с членом? Через пять минут ты кончил и все. Брухо очень простые. Если им нравится женщина - они берут ее, но никогда не делают это с пустой женщиной. Так же само делают и ведьмы. Дон Хуан насмехался, потому что я трахался со всеми... следуя совету, который когда-то дал мне мой дедушка: "Ты никогда не сможешь быть со всеми женщинами мира, однако попробовать стоит". Я видел женщину и тут же говорил дону Хуану: "Какая сногсшибательная!" А он отвечал мне вопросом: "Она будет такой и через тридцать лет?"

Когда ты говоришь, что брухо или ведьма никогда не ложится с пустым человеком - что ты имеешь в виду?

У тебя были дети?

Он видит людей, у которых они есть. Они считают: "Единственное, чего мне не хватает для полноты - это иметь ребенка". Однако это не так. Что они в действительности получают, так это то, что когда ребенок рождается - он тянет на себя дух отца и матери, лишая их сумасшествия и оставляя их неполными. Мир создан неполными людьми и для неполных людей. Понятно, что есть также и люди, которые все же полны, даже если они будут старыми и похожими на сумасшедших. Чтобы ты знал, неполный человек - это тот, кто всегда говорит о морали и безнравственности.

Однако как у тебя, так и у дона Хуана были дети.

Когда у брухо есть дети - он возвращает обратно свой дух. Дон Хуан Матус, дьявол-толтек (так я его называю), ждал до 1940 года, чтобы вытащить дух из своих детей, когда те уже выросли. Однажды мы вытащили дух из наших родителей, и в некий момент ты осужден передать его кому-то еще... и тогда становишься старым придурковатым папой, который говорит, говорит и говорит: обо всем и ни о чем конкретном. У полного человека этого нет.

И что происходит с детьми, когда их родители возвращают себе дух?

Ну, они становятся такими, как если бы у них в свою очередь были дети. Это нигилистическое и ужасное объяснение для меня тоже новое - это радикальная концепция, которая налагает на нас ужасную ответственность.

В чем состоит эта отвественность?

Я лучше приведу тебе пример. Что делает католическая религия? Она обязывает своих лидеров быть холостяками и, следовательно, полными. Мы, верующие, неполные. Это очень важные взаимоотношения, потому что они создают в священнике осознание руководителя, истинного полного нагваля, отделяет его от пути воспроизводства и опасности быть как последователь. Неполные люди боятся меня. Они разочаровываются и говорят мне: "Черт, я представлял это себе по-другому..." И это происходит потому, что они хотят превратить меня в гуру, они хотят поместить меня в свой общественный порядок и надеются, что я буду вести себя как неполный человек. Те немногочисленные гуру, которые полны, малодоступны. Иной раз полный человек, когда на него очень давят, достает все, что у него есть в загашнике, и совершает безрассудство - это тянется, тянется и в один день он становится сумасшедшим, как коза.

Разумеется, это не то, что мы назвали бы общепринятым и обыденным способом видеть вещи.

Нет, потому что мы, как европейцы, никогда не могли постичь это, все это. Я лично для себя стараюсь жить в этой реальности. Я стараюсь жить как полный человек и во всем мире единственный, кто смог дать мне уроки в этом жизненном искусстве - это оборванный и грязный индеец.

Я полагаю, что сейчас, когда у тебя происходит связь с женщиной, ты принимаешь все виды предосторожностей для того, чтобы она не забеременела.

Дон Хуан - необыкновенный обманщик, который смеялся надо мной в течение пятнадцати лет, потому что я - мешок дерьма. Недавно один из его учеников рассказал мне все, что дон Хуан делал мне. Я выглядел придурком из-за того, что не был индейцем. Однажды он обработал мое хозяйство для того, чтобы я больше не имел детей - схватил некие листья и натер мне ими член. Мой дедушка учил меня быть мачо, а мачо не позволяет другому мачо хватать себя за член. Поэтому я попросил дона Хуана, чтобы он никому ничего не говорил об этом: и первое, что он сделал - это рассказал всему миру, что он натирал его!

Обработка подействовала?

Да, позже у меня была возможность подтвердить это в лаборатории. Я поинтересовался количеством сперматозоидов, и в течение двенадцати лет оно не увеличилось.

А что это были за травы? На этом можно было бы сделать состояние...

Важен не состав, а уверенность и сила, с которой это делается. Однажды я рассказал своему другу, что это были за травы, и он натер их... его член едва не отвалился; он раздулся и тот вынужден был обратиться к врачам. Они лечили его в течение месяца и предупредили, чтобы к этому больше не возвращался; так что он ненавидит меня.

Еще бы! Карлос, в течение интервью ты несколько раз упоминал о своем дедушке... Я думаю, что он важный для тебя человек - ты не хотел бы рассказать нам о нем?

Видеть мир таким заставил меня конец моего дедушки, этого старого прохвоста; когда мне было семь лет, он сказал мне: "Если ты не пойдешь к этой малышке - ты больше мне не друг. И не забывай о том, что у нее есть служанка, которая, как по мне - очень сексуальна". И вот я шел знакомиться: "Мой дедушка выгнал меня... я сирота". Конечно, меня тут же начинали обожать и говорили мне: "Несчастненький сиротушка, проходи". Через три дня вслед за мной приходил мой дедушка.

Он еще жив?

Нет, он умер в восемьдесят лет. Он умер с ужасной эррекцией, воображая, что трахается. Доктор сказал: "Посмотрите, что за сеньор - такой старый, а такой мужественный". И это был старик, который создал меня; мы очень хорошо ладили, мы понимали друг друга.

Какие еще воспоминания о нем ты хранишь?

Ну, он обычно говорил мне: "Ты думаешь, что старухи скажут тебе "да"? Тебе будут говорить "нет"! И тем интереснее: так как они не будут открывать тебе дверь - ты должен будешь входить через окно". Он был старым распутником, сицилийским негодяем. В один день я воспротивился и сказал ему: "Дедушка, женщины плохо пахнут". Он влепил мне оплеуху и сказал: "Это запах жизни, глупец! Это все, что мы имеем, безмозглый..." "Да, да, дедушка, мне нравится!" Как я мог уклониться?

Где он жил?

У него была ферма в Jundeiai, в штате Сан-Паулу. Место, полное евкалиптов. Там, где начинаются аргентинские пампасы.

А твои родители?

Моя мама умерла, когда мне было семь лет, а мой отец до сих пор живет в Буэнос-Айресе.

Вернемся немного назад, ты упоминал о нагвале. Что в действительности означает это слово?

Понятия нагваль и тональ сейчас почти неизвестны, но четыреста лет назад они превалировали. Нагваль - это то, во что превращается брухо благодаря своим магическим силам. Для дона Хуана тональ - это что-то вроде полного порядка, а нагваль - сила, которая поддерживает этот порядок. Существует неописуемый большой нагваль, о котором невозможно говорить, и который невозможно измерить. Единственное, что можно сделать - это ощутить его. Земля, которая является тоналем, поддерживается нагвалем, хотя на самом деле она - соединение этих двух.

Как брухо использует нагваль?

Брухо делает невероятные вещи. Нагваль - это не мясо и кости, как ты и я, это чистое напряжение, это абсолютное осознание, осознающее само себя.

И на каком этапе своего обучения ты находишься в этот момент?

Я иду по четырем тропинкам.

У земли есть особые тропинки, созданные самой землей, по которым проходит брухо, чтобы ласкать ее. Она догадывается о том, что некие букашки ласкают ее своими ногами, она это чувствует, потому что она жива.

(Карлос, который постепенно становится серьезным, когда начинает говорить о нагвале, в этот момент беседы неожиданно задерживает свое внимание на скатерти, которая покрывает стол, и с интенсивным сиянием во взгляде указывает нам на складки, которые сформировались на белой поверхности).

Смотри, сосредоточься на рисунках, которые образовались на скатерти! Они в точности копируют маленькие тропинки, которые я скоро пройду; это, в этот момент - это знак нагваля; представляешь, насколько это преследует меня!

В какое время можно проходить эти тропинки?

В феврале, апреле, октябре и декабре... Смотри, как помог мне стол!

И чтобы закончить: Карлос, что происходит, когда проходишь эти тропинки?

Брухо говорят, что знания добываются силой. Когда они подходят к этому этапу - они выбирают четвертый путь, который неизвестно куда ведет. Только пастухи знают эти тропинки, но передвигаются по ним неосознанно, и не магически и преднамеренно. Нас будет идти восемь человек: четыре мужчины и четыре женщины. Это не сексуальные пары индейцев - это души. Мужчина идет с правой стороны, и женщина - с левой, но какое-то время спустя это образование ломается, потому что брухо - и не мужчина и не женщина, он - существо, которое должно будет умереть.

Мы заканчиваем интервью и встаем. Мы прощаемся с Карлосом, который настоял на том, чтобы оплатить счет. Он сказал: "Позвольте, чтобы эти деньги чему-то послужили".

Мы проводили его к лифту, и больше не слышали.

С моей самой искренней признательностью к Йейтекпатлю за его вклад.

К. Кастанеда: Начать учиться, получать знания требует столько же мужества, сколько требуется ее на войне. Нужно решиться. Несмотря на страх и сомнения. Впустить в себя благоговение перед великой миссией. И пойти вперед.

Одиночеству я бы предпочел уединение. Одиночество – как болезнь души, отвратительное состояние покинутости. Уединение – физический отдых, который дарит мысли. И спокойствие.

Люди не понимают – забери у них все, что есть – и они смогут жить дальше. Нужно лишь не придавать значения, не привязываться к чему-либо. – Карлос Кастанеда

Обыденность возникает лишь от того, что мы принимаем эту обыденность.

Ты уже пугаешься. Смотришь на союзников. Осматриваешься. Не торопись… Еще успеешь наложить в штаны. Ведь тебя ждет встреча с ними.

Не извиняйся. К чему глупые слова? Они никогда не отменят твоих отвратительных поступков.

Изучать чужие поступки, оценивать их, говорить о том, какие они паршивые, некрасивые, отвратительные – значит оказать уважение тому, кто их совершил. Потешить его самолюбие. Возвысить. Потакать его презренной гордости.

Продолжение цитат и афоризмов Карлоса Кастанеда читайте на страницах:

Намного легче двигаться в условиях максимального стресса, чем быть безупречным в обычных обстоятельствах.

У тебя совсем нет времени, и в то же время ты окружен вечностью.

Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, – это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, как это часто с тобой бывает, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»

В битве за собственную жизнь секунда – это вечность, которая может решить исход сражения.

Что именно человек делает, значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений.

Когда человек начинает учится, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях. Постепенно он начинает учится - сначала понемногу, потом все успешней. И вскоре он приходит в смятение. То, что он узнает, никогда не совпадает с тем, что он себе рисовал, и его охватывает страх. Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают.

В экстазе я стоял на вершине холма целую вечность. Может быть, объективно все событие продолжалось всего лишь несколько минут, в течение которых солнце опускалось к горизонту, но мне казалось, что прошла вечность. Из всего мира, в том числе из моего собственного тела, истекало тепло. Я знал, что раскрыл тайну. Все так просто. Поток неведомых ранее чувств переполнял меня. Никогда в жизни не испытывал я такой эйфории, такой умиротворенности, такого всеохватывающего понимания. Но в то же время тайна, которую я постиг, была невыразимой, ее невозможно было облечь в слова. И даже в мысли. Это было знание, доступное лишь телу.

Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно

Когда ты в нетерпении или раздражен – оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак, или если краем глаза ты уловишь ее движение, или просто почувствуешь, что твой попутчик – всегда рядом и все время внимательно за тобой наблюдает.

Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.

Утрать все - и ты достигнешь всего.

Весь фокус в том, на что ориентироваться… Каждый из нас сам делает себя либо несчастным, либо сильным. Объем работы, необходимой и в первом, и во втором случае, – один и тот же.

любой путь – это всего один путь, один из тысячи. Если чувствуешь, что не можешь идти по этому пути, ни в коем случае на нём не оставайся.

Расслабиться, отступиться от себя, ничего не бояться. Только тогда силы, ведущие нас, откроют нам дорогу и помогут нам.

Человек должен бросить вызов своим четырем извечным врагам и сразить их. Любой, кто победит их, становится человеком знания.

“Нужно искать и видеть чудеса,которых полно вокруг тебя.Ты умрешь от усталости,не интересуясь ничем,кроме себя самого;именно от этой усталости ты глух и слеп ко всему остальному.”

Все, окружающее нас, является непостижимой тайной. Мы должны пытаться раскрыть эту тайну, даже не надеясь добиться этого.

На людей сердишься, когда чувствуешь, что их поступки важны. Ничего подобного я давно не чувствую.

Ты сам говорил, что знание - это сила. - Нет, - сказал он с чувством. - Сила покоится на том, какого вида знанием ты владеешь. Какой смысл от знания вещей, которые бесполезны?

Страх - первый неизбежный враг, которого человек должен победить на пути к знанию.

Трюк состоит в том, на что человек делает ударение. Мы или делаем себя жалкими, или мы делаем себя сильными. Количество работы одно и то же.

Худшее, что с нами может случиться, это то, что мы должны умереть, ну а раз уж это наша неотвратимая судьба, то мы свободны: тому, кто всё потерял, нечего бояться.

Безупречность – это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. Ключом к безупречности является чувство времени. Когда чувствуешь и действуешь как бессмертное существо, – ты не безупречен. Представление о том, что у тебя есть время, – идиотизм. Нет бессмертных на этой земле.

Сновидение - это процесс, происходящий в теле, и осознание, возникающее в уме.

Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты – единственный на всей земле, кто живет неправильно.

Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.