Эвристическое развитие понятие сущность перспективы. Современный этап развития эвристики. Основные типы сахарного диабета

Современный этап развития эвристики как науки связан с возникновением кибернетики (50-е гг.) и характеризуется интенсивным изучением эвристической деятельности человека. Кроме того, в связи с количественно накопившейся информацией, внимание исследователей концентрируется на концептуальном определении эвристики. Под эвристикой начинают понимать:

1. Специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов сокращает время решения задач по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; вместе с тем получаемые решения, как правило, относятся не к наилучшим, а к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели.

2. Организацию процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом случае эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечение неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирование опровержений с помощью контрпримеров и т.д.). Эти механизмы решения творческих задач универсальны по своему характеру и не зависят от содержания конкретной решаемой задачи.

3. Способ написания программ для ЭВМ (эвристическое программирование). Если при обычном программировании программист кодирует готовый математический метод решения в форму, понятную ЭВМ, то в случае эвристического программирования он пытается формализовать тот интуитивно понимаемый метод решения задачи, которым, по его мнению, пользуется человек при решении подобных задач.

4. Науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Ее основной объект - творческая деятельность человека; важнейшие проблемы, связанные с моделями принятия решений, поиском новых для субъекта и общества структурирования описаний внешнего мира. Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.

5. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем. Рассмотренные определения эвристики показывают, что эвристическая деятельность представляет собой сложный, многоплановый, многоаспектный вид человеческой деятельности.

Синтезируя вышеизложенные отдельные аспекты в понимании эвристики, можно сформулировать концептуальное определение эвристики. Под эвристикой понимается наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации.

Новая ситуация - это никем не решенная задача или неизобретенное техническое устройство, необходимость которого выявлена. (Новой будет и ситуация, когда обучаемый встречается с нестандартной задачей своего уровня.) Попадая в новую ситуацию, человек ищет пути и способы решения этой ситуации, пути, которые он раньше в своей практике не встречал и которые ему пока не известны. Если же ситуация не нова, то действия человека носят алгоритмический характер, т.е. он вспоминает их последовательность, которая обязательно приведет к цели. В этих действиях нет элементов эвристического мышления в отличие от новой ситуации, когда результат должен быть объективно или субъективно новым. Объективно - когда результат получен впервые, субъективно - когда результат является новым для человека, его получившего. Как наука, эвристика решает следующие задачи:

· познание закономерностей продуктивных процессов на основе психологических особенностей их протекания;

· выделение и описание реальных ситуаций, в которых проявляются эвристическая деятельность человека или ее элементы;

· изучение принципов организации условий для эвристической деятельности;

· моделирование ситуаций, в которых человек проявляет эвристическую деятельность с целью изучения ее протекания и научения ее организации;

· создание целенаправленных эвристических систем (общих и частных) на основе познанных объективных закономерностей эвристической деятельности;

· конструирование технических устройств, реализующих законы эвристической деятельности.














1. Современный этап развития эвристики: понятие, основные задачи

В настоящее время о эвристике можно говорить как о науке, изучающей закономерности построения новых действий в новой ситуации.

В др. Греции это слово означало метод обучения, применявшийся Сократом. Сократ разделил майевтику – специальный прием установления истины в беседе или споре. Сущность заключается в том, что Сократ с помощью искусственно поставленных вопросов и полученных ответов последовательно подводил собеседника к истинному умозаключению. Умозаключение – это сложное интеллектуальное действие , т.е действие которое может выполняться только в уме, на основе внутренних рассуждений.

Современный этап развития эвристики начался со 2 половины 20 века и связан с возникновением кибернетики и необходимостью развития эвристических поисковых систем для научной и изобретательской деятельности.

Основными задачами эвристики становятся познание, выделение, описание и моделирование ситуаций, в которых проявляется эвристическая деятельность

В настоящее время под эвристикой стали понимать:

1. специальные методы решения творческих задач

2. организацию процессов продуктивного творческого мышления

3. способ написания программ для ЭВМ (ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ)

4. науку, изучающую эвристическую деятельность, специальный раздел науки о мышлении

5. специальные методы обучения или коллективного решения проблем

6. специальные методы творческого решения задач, наз. Современными эвристиками

Основные задачи эвристики как науки

1. познания закономерностей продуктивных процессов на основе психологических особенностей их протекания

2. выделение и описание реальных ситуаций, в которых проявляется эвристическая деят-сть человека

3. изучение принципов организации моделей для эвристической деятельности

4. функция уровня познания объектов, позволяющая описать их строение и предсказать динамику их развития

5. конструирование технических средств, реализующих законы эвристической деятельности

2. Эвристическая деятельность и ее составляющие

Основные составляющие любой деятельности:

· Мотивы, которые побуждают человека к деятельности

· Цели, как результаты деятельности

· Средства, с использованием которых осуществляется деятельность.

В процессе своей интеллектуальной деятельности человек осознал необходимость находить оптимальный путь достижения цели. Для этого использовались возможности науки, что не всегда помогало, так как приходилось решать проблемы, не поддающиеся алгоритмизации. На помощь приходили опыт, интуиция и воображение.

Существенное значение для эвристической деятельности имеет интуитивная деятельность, результаты которой предшествуют их систематическому обоснованию логическими средствами.

Природа интуиции основана на повторении умозаключений, как мыслей действий которые становятся навыками мышления.

Другая разновидность эвристической деятельности – воображение . Воображение не есть привлечение немногих выдающихся людей. В психологии воображение классифицируется по степени:

· Преднамеренности (произвольное и непроизвольное)

· Активности (воспроизводящее и творческое)

· Обобщенности образов (научное , изобретательское, художественное)

Продуктом воображения является идеал как образ должного, и мечта как образ желаемого. Успех воображения зависит от глубины знания закономерностей развития интересующего объекта, от умения выделить направление дальнейшего развития.

3. Теория эвристических решений

Интеллектуальная деятельность состоит из решений, которые представляют собой проблему выбора между несколькими способами поведения на основе сравнительной оценки по определенному критерию оптимальности.

ТПР группирует все принимаемые человеком решения на 3 группы: дедуктивные, абдуктивные и индуктивные.

Дедукцией называется способ умозаключения означающий выведение утверждении из одного или нескольких других.

Индукция – это способ умозаключений означающий возможность перехода от одиночных фактов к обобщению.

Абдуктивные решения рассматриваются в классе строгих и эвристических решений. Абдуктивное решение достаточно не определенно и представляет собой процесс выявления наиболее вероятных исходных утверждений из некоторого заключительного утверждения на основе обратных преобразований. Абдуктивное решение строится на широком использовании прошлого опыта.

Индуктивные решения это типичные эвритические решения которые отличаются большой неопределенностью и представляют собой процесс нахождения наиболее вероятных механизмов действия при решении задачи на основе сопоставления исходной информации с заданной целью.

4. Основные факторы успешной эвристической деятельности

Основным вопросом эвристики являются: оптимизация учебно-познавательной деятельности . Необходимым условием решения этой задачи является системный подход. Благодаря систематизации мы получаем возможность осуществить перенос способов действия, т.е. выполнять усвоенный способ действия в изменившихся условиях. Одно из важнейших разновидностей системного обращения с эвристической информацией является прогностика самых разных видов и направлений. Под прогнозом следует понимать научно обоснованные суждения, о возможных состояниях некого объекта в будущих или альтернативных путях возникновения и изменения указанных состояний.

Основные факторы, способствующие успешной эвристической деятельности:

· Понимать пути и методы продуктивной учебно - позновательной деятельности

· Систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске, при выполнении действий каких либо.

· Адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть их результат

Помимо моделирования производственных ситуаций, связанных с формированием профессиональных умений специалистов принимать управленческие решения, организовывать производство, разрабатывать планы его развития, можно с не меньшим успехом моделировать предметное и социальное содержания осваиваемой профессиональной деятельности в инженерных деловых играх.

Инженерные деловые игры могут стать целым классом учебных игр в техническом вузе. Их использование в учебном процессе позволяет задать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности уже на первом курсе, определить условия развития теоретического и практического мышления инженера, его способности работать в коллективе, инициативы, ответственности. В числе общеинженерных умений можно назвать анализ профессиональных ситуаций, целеполагание, выбор оптимального решения технических задач, их вариантов, обработку и оформление данных, анализ и оценку достигнутых результатов.

Системное усвоение предметных и социальных умений в процессе инженерной деловой игры способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности инженера новой формации, удовлетворяющей требованиям времени.

7. Эвристические технологии обучения

7.1. Введение в эвристику

С древнейших времен ученые и философы задумывались над вопросами: как осуществлять исследования, чтобы они вели к открытию нового знания? Как правильно решать возникающие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала более целенаправленно и продуктивно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их проработка обретала все более глубокий характер. Так, было признано, что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека к новому знанию. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими. Изучением этих процессов начали заниматься научные дисциплины, в задачу которых входило исследование интеллектуального поведения человека, его мышления, процессов его протекания. Так, на пересечении ряда научных дисциплин возникла эвристика, которая и синтезировала знание этих областей в своем специфическом объекте исследования.

Эвристика (греч. "обнаруживаю, отыскиваю, открываю") - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности).

С самого зарождения эвристики наряду с анализом процессов эвристической деятельности исследовались и возможности целенаправленного обучения этой деятельности, т.е. эвристика соприкасалась с педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эвристики - педагогическая эвристика, которая помогает ответить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе

1 Глава построена с использованием материалов кн.: Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.

Педагогическое проектирование и педагогические технологии 205

обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют систему профессиональных знаний.

Педагогическая эвристика сегодня, как и эвристика в целом, переживает тот период становления, когда на основе большого экспериментального и практического материала формируются теории и определяются стратегические направления исследований. Назовем некоторые из них. В объективной оценке, переосмыслении с точки зрения современных педагогических идей нуждается история эвристики и ее педагогическая ветвь. Многие работы ученых прошлого, связанные с эвристикой, мало изучены либо вследствие того, что они опережали свое время и не были поняты современниками и теперь представляют большой и важный пласт человеческой мысли, либо из-за отсутствия изданий на русском языке, что фактически закрыло на долгие годы доступ к разностороннему и объективному исследованию. Насущной проблемой сегодня является научная (а не эмпирическая!) разработка методического уровня эвристических исследований, т.е. перевод теорий, идей, научных положений на "инструментальный язык", на уровень педагогических технологий. Дальнейшей разработки требует теория учебных эвристических систем и методов. Необходимо создать научно обоснованные системы поиска решения задач в различных предметных областях (математике, физике, химии и др.). Эти системы служат хорошей основой для развития профессиональных творческих навыков студентов соответствующих специальностей. Одновременно существует проблема создания и развития эвристических систем и методов для различных профессиональных направлений.

7.2. Современный этап развития эвристики

Современный этап развития эвристики как науки связан с возникновением кибернетики (50-е гг.) и характеризуется интенсивным изучением эвристической деятельности человека. Кроме того, в связи с количественно накопившейся информацией, внимание исследователей концентрируется на концептуальном определении эвристики. Под эвристикой начинают понимать: 1. Специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов сокращает время решения задач по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; вместе с тем получаемые решения, как правило, относятся не к наилучшим, а к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели.

2. Организацию процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом случае эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечение неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирование опровержений с помощью контрпримеров и т.д.). Эти механизмы решения творческих задач универсальны по своему характеру и не зависят от содержания конкретной решаемой задачи.

3. Способ написания программ для ЭВМ (эвристическое программирование). Если при обычном программировании программист кодирует готовый математический метод решения в форму, понятную ЭВМ, то в случае эвристического программирования он пытается формализовать тот интуитивно понимаемый метод решения задачи, которым, по его мнению, пользуется человек при решении подобных задач.

4. Науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Ее основной объект - творческая деятельность человека; важнейшие проблемы, связанные с моделями принятия решений, поиском новых для субъекта и общества структурирования описаний внешнего мира. Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.

5. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем. Рассмотренные определения эвристики показывают, что эвристическая деятельность представляет собой сложный, многоплановый, многоаспектный вид человеческой деятельности. Синтезируя вышеизложенные отдельные аспекты в понимании эвристики, можно сформулировать концептуальное определение эвристики. Под эвристикой понимается наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Новая ситуация - это никем не решенная задача или неизобретенное техническое устройство, необходимость которого выявлена. (Новой будет и ситуация, когда обучаемый встречается с нестандартной задачей своего уровня.) Попадая в новую ситуацию, человек ищет пути и способы решения этой ситуации, пути, которые он раньше в своей практике не встречал и которые ему пока не известны. Если же ситуация не нова, то действия человека носят алгоритмический характер, т.е. он вспоминает их последовательность, которая обязательно приведет к цели. В этих действиях нет элементов эвристического мышления в отличие от новой ситуации, когда результат должен быть объективно или субъективно новым. Объективно - когда результат получен впервые, субъективно - когда результат является новым для человека, его получившего. Как наука, эвристика решает следующие задачи:

Познание закономерностей продуктивных процессов на основе психологических особенностей их протекания;
выделение и описание реальных ситуаций, в которых проявляются эвристическая деятельность человека или ее элементы;
изучение принципов организации условий для эвристической деятельности;
моделирование ситуаций, в которых человек проявляет эвристическую деятельность с целью изучения ее протекания и научения ее организации;
создание целенаправленных эвристических систем (общих и частных) на основе познанных объективных закономерностей эвристической деятельности;
конструирование технических устройств, реализующих законы эвристической деятельности.

7.3. Учебная эвристическая деятельность

Эвристические функции мышления развиваются и реализуются в учебном процессе, т.е. в процессе освоения тех или иных учебных дисциплин. Представляя учебный процесс как ложную организованную деятельность по решению учебных задач, становится понятным, что от обучаемого требуются вполне определенные специальные умения и навыки организации поиска решения таких задач. Наиболее оптимальной деятельностью, в которой развиваются продуктивные способы мышления, умения достигать цели и получать результат решения задачи, является эвристическая деятельность. Рассмотрим особенности учебной эвристической деятельности и ее протекание, а также учебную задачу как предмет эвристической деятельности и те характеристики процесса решения ее, которые связаны с эвристическим поиском.

Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:

Понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;
систематизировать, т.е. упорядочивать, учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;
адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;
планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;
формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий с последующей их логической проверкой.

Эвристическая деятельность без развитого и осознанного навыка ее проведения характеризуется многими неоптимальными чертами. Так, хорошо известны случаи, когда некоторые обучаемые, особенно на начальных этапах, пытаются найти решение задачи простым манипулированием ее данных, т.е. пытаются найти решение "наугад", на основе ненаправленных, неосознанных, неконтролируемых действий, хотя именно здесь должна начинаться деятельность, которую называют эвристической. Назовем некоторые факторы, способствующие ее успешному осуществлению.

Правила предпочтения - эвристические рекомендации к выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска.

Что такое эвристическая редукция - сведение исходной задачи к вспомогательной.

Что называется двусторонней и односторонней редукцией

переход от исходной задачи к эквивалентной.

переход от менее результативной к более результативной задаче.

Что такое эвристическая стратегия двух направлений - стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения.

Определение неполной индукции - вид индуктивного умозаключения, результатом которого является общий вывод обо всем множестве объектов на основании знания лишь о некоторых объектах этого множества.

По какой схеме протикает творческое мышление

Осознание проблемы.

Выработка гипотезы.

Проверка решения.

Эвристические функции индукции - функции отдельных фактов индукции, выполняющих наводящую роль.

Что такое умозаключение по аналогии - эвристический вывод, в результате которого достигается вероятное знание о признаках одного объекта на основании знания о сходстве данного объекта с другим.

Что изучает аналогия причин и действий - она изучает и объясняет связи причин и действий: когда от исходных явлений приходится заключать о сходстве произведших их причин и, наоборот, - от исходных причин можно заключать о сходстве производимых ими действий.

Что такое специализация - переход от рассмотрения данного множества объектов к рассмотрению подмножества объектов исходного множества.

Чем отличается инверсионное от инерционного мышления

Характеризуется нежеланием придерживается общепризнанной позиции и взгляда

характеризуется большой силой и означает настойчивое желание "идти по проторенной дорожке".

Что характеризует термин "сртатегия последовательных приближений" - термин, характеризующий комплекс эвристических действий применительно к многообразию процессов во всех областях действительности.

Что такое обобщенный эвристический алгоритм - это обобщенный алгоритм поика технических решений, который в дальнейшим является развитием АРИЗ.

Какие акты следует выделить в творчестве согласно концепции Энгельмейера

Замысел.

План.

Реальный поступок.

Когда начинается современный этап развития эвристики и с чем он связан - современный этап развития эвристики начинается со второй половины ХХ в. и связан с возникновением кибернетики и необходимостью развития поисковых эвристических систем для научной и изобретательской деятельности.

Чем отличается интуитивное познание от дискурсивного

интуиция-способность непосредственного достижения возможного результата деятельности без участия целенаправленного логико-эвристического рассуждения)

дискурсивное познание-познание, приобретенное логическим путем).

Что такое алгоритм - Это система однозначных правил, последовательное выполнение которых приводит к решению любой задачи определенного класса, для которого данный алгоритм существует.

На каких принципах базируется педагогическая эвристика, и в чем они состоят - он базируется на трех принципах:

Принцип научной связи позволяет рассматривать педагогическую эвристику как структурную подсистему эвристики и соответственно трактовать ее основные понятия и методы.

Принцип дидактической самостоятельности предписывает рассматривать педагогическую эвристику как самостоятельную, т.е. относительно не зависимую от общей эвристики дидактическую систему, обладающая всем набором средств и возможностей для полноценной самостоятельной организации обучения принципам и методам эвристической деятельности.

Принцип взаимосвязи в развитии позволяет рассматривать педагогическую эвристику как формализацию теоретического уровня эвристики в системе исследования эвристической деятельности.

Что обозначает термин "ключевое слово" - моделирующий термин, функционально равнозначный реальному объекту действительности, который подлежит первоочередному исследованию.

В чем заключается Закон единства учебной и обучающей деятельности - он рассматривает учебный процесс как взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучаемых .

В чем заключается закон преемственности знаний и последовательности научного развития - он регулирует связь научного содержания учебного предмета с предшествующими знаниями, исходит из них и развивает их.

Что такое уровни обучения - это степень последовательного повышаемого знания в процессе освоения учебных дисциплин.

Какие стадии рефлексивного развития у детей вы знаете, и в чем они состоят - они разделяются на 4-стадии:

8-9 лет -отсутствие самонаблюдения, направленного на собственные процессы;

9-10 лет колебания в сознании умственных процессов;

11-12 лет -начальное проявление осознания собственных мыслительных процессов;

14-15 лет-осознание формальных операций своего мышления.

Наиболее общие компоненты задачи - наиболее общими компонентами задачи являются форма, структура и содержание задачи.

Примерная схема решения задачи

Исследуй систему компонент задачи на данный момент;

Сравни это с тем, что хотелось бы получить, выясни различия;

Придумав, вспомни, найди и последовательно применяй операции, которые могли бы уменьшить существующее различие;

Продолжай последовательно применять различные алгоритмические и эвристические операции, пока не будут найдены операции, которые срабатывают;

Возвратись к первому этапу, если в результате применения операций не получил то, что хотел.

Что такое эвристическое оправдание при решении задачи - Это пошаговая мотивация эвристических действий в которой каждый этап доказательства должен быть мотивирован и оправдан с точки зрения предыдущего этапа т.е. убеждения в целесообразности очередного этапа решения задачи.

Синтезом каких подходов является эвристическая разработка решения задачи - Синтезом всех возможных подходов.

Что такое эвристический поиск - это системы эвристических действий, направленные на получение нового знания, разработку проблем активности и самостоятельности учащихся и внедрением проблемного обучения.

Что такое эвристическое правило - Это элементарная единица методологических средств, содержащая рекомендации по выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска.

Что такое структура задачи? из чего состоит содержание задачи - Структура это совокупность достаточно элементарных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности.

Если в заданной форме определены структурные элементы, связи между ними, а так же известные и неизвестные элементы структурных объектов.

Взаимодействие каких компонентов происходит в процессе учебного исследования - состоит из 4-х компонентов:

Объекта исследования (предмету, явления окружающей действительности, физические и социальные законы и т.п.).

Субъекта исследования (определенный студент, коллектив учащихся).

Руководителя исследования (Тьютор).

Методов исследования: экспериментального и теоретического.

Чем экспериментальные учебные исследования отличаются от теоритических

Это самостоятельные эмпирические исследования в виде лабораторного или производственного эксперимента или в форме наблюдения, в результате которых исследователь получает новые явления и новые экспериментальные факты.

А это исследования объекта на основе имеющихся теоретических знаний в направлении, идущем от теории к идеям и гипотезам, закономерностям, законам и следствиям с возникновением на определенных этапах творческих догадок, озарений, находок.

Что такое эвристическая стратегия - возможный рациональный способ достижения цели.

Что такое эвристическая система - это система действий по поиску новой информации для достижения цели.

Какие эвристические умения можно выделить в эвристической учебно-познавательной деятельности

умения приводить в систему знания об окружающей действительности и знания о деятельности в ней;

самостоятельное преобразование уже имеющихся данных, знаний, освоенных ранее способов деятельности и т.п.;

осуществление технологического мышления(самостоятельно определить рациональный порядок своей деятельности, выбирать наилучший способ действий);

использование научного подхода к принятию решений.

На чем основана эвристическая рациональность действий - она основана на интуиции, смутных субъективных ощущениях и не всегда достижима и контролируема в отличии от традиционной рациональности.

Каким правилом выражается основной принцип экономии деятельности - он выражается правилом: не делай при помощи больше того, что можно сделать при помощи меньшего.

Наиболее важные принципы обучения эвристической деятельности - к ним можно отнести принцип активности и стимулирования изучения и принцип чередования логической и эвристической деятельности.

Что такое правдоподобное эвристическое рассуждение - это рассуждение основанное, на информации, полученной в результате эвристической деятельности, достоверность которой не доказана и не опровергнута.

Какое событие можно назвать практически достоверным на языке матемотической вероятности - событие которое позволяет утверждать, что вероятность наступления какого-либо события А весьма близка к единице или вероятность не наступления события А весьма мала.

В чем заключается Закон больших чисел - общий принцип, в силу которого совместное действие случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависимому от случая.

Как раскрывает научную теорию логико-лингвистическая подсистема - она раскрывает научную теорию как концептуальное средство выражения и организации имеющегося научного знания.

Что обеспечивает модельно-репрезентативная подсистема научной теории - она обеспечивает представление теорией объектов из ее предметной области .

Что обеспечивает проблемно-эвристическая подсистема научной теории - она обеспечивает функционирование научной теории как инструмента формулировки и решения различных проблем. В эту подсистему включается и те элементы теории, которые носят эвристический характер.

Что фиксирует подсистема связей научной теории - она фиксирует взаимозависимость и единство первых четырех подсистем, которые имеют общие элементы и не существуют изолированно друг от друга.

Что такое законы и закономерности физических эффектов и явлений - это наиболее обобщенно выраженные значения человека об окружающем мире. Они лежат в основе всех конкретных решений, формируя принцип действие или идею (гипотезу) решения. (под принципом действия понимают совокупность физических эффектов и явлений, на основе которых реализуется заданные функции системы).

Что изучается на теоритическом уровне исследования эвристики - улучшаются основополагающие принципы(древнегреческий философ Гераклит говорил, что много знание не учит мудрости, мудрость - в знании оснований и причин) и методы эвристики, ее связи с другими научными дисциплинами, а также классические методы эвристического поиска.

Что разрабатываеться на методическом уровне исследования эвристики - В нем разрабатываются эвристические методики научной и учебной продуктивной деятельности, максимально адаптированные к особенностям конкретной области применения.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu

29-04-2015, 01:56


Другие новости по теме:

    Структура индуктивного умозаключения. Отличие индуктивного умозаключения от дедуктивного. Способы обоснования вывода неполной индукции.

    Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

    Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.

    Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство.

    Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “qnosis” - знание и “loqos”- понятие, учение и означает “понятие о знании”, “учение о знании”. Как одна из дисциплин, изучающая познавательную деятельность человека, она имеет свою специфику.

    Эмпирический и теоретический структурные уровни научного знания. Понятие, роль и задачи эмпирического познания. Методы изучения объектов: наблюдение, эксперимент, измерение и описание. Основные характеристики теоретического познания. Виды умозаключений.

    Принцип научности. Принцип системности. Принцип доступности. Принцип прочности обучения.

Предмет и задачи микробиологии. Основные направления развития современной микробиологии: общая, медицинская, санитарная, ветеринарная, промышленная, почвенная, водная, космическая, геологическая, генетика микроорганизмов, экология микроорганизмов.

Микробиология - наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами. В область интересов микробиологии входит их систематика, морфология, физиология, биохимия, эволюция, роль вэкосистемах а также возможности практического использования.

Предмет микробиологии - Микроорганизмы это организмы, невидимые невооруженным глазом из-за их незначительных размеров. Этот критерий – единственный, который их объединяет. В остальном мир микроорганизмов еще более разнообразен, чем мир макроорганизмов.

Микробиология изучает морфологию, систематику и физиологию микроорганизмов, исследует общие условия, выясняет роль, которую они играют в превращении различных веществ окружающей нас природы.

Задачи современной микробиологии разнообразны, специфичны, что из нее выделился ряд специализированных дисциплин - медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная и промышленная.

За время существования микробиологии сформировались общая, техническая, сельскохозяйственная, ветеринарная, медицинская, санитарная ветви.

· Общая изучает наиболее общие закономерности, свойственные каждой группе перечисленных микроорганизмов: структуру, метаболизм, генетику, экологию и т. д.

· Техническая (Промышленная) занимается разработкой биотехнологии синтеза микроорганизмами биологически активных веществ: белков, нуклеиновых кислот, антибиотиков, спиртов, ферментов, а также редких неорганических соединений.

· Сельскохозяйственная исследует роль микроорганизмов в круговороте веществ, использует их для синтеза удобрений, борьбы с вредителями.

· Ветеринарная изучает возбудителей заболеваний животных, методы диагностики, специфической профилактики и этиотропного лечения, направленного на уничтожение возбудителя инфекции в организме больного животного.

· Медицинская микробиология изучает болезнетворные(патогенные) и условно-патогенные для человека микроорганизмы, а также разрабатывает методы микробиологической диагностики, специфической профилактики и этиотропного лечения вызываемых ими инфекционных заболеваний.

· Санитарная микробиология изучает санитарно-микробиологическое состояние объектов окружающей среды, пищевых продуктов и напитков, и разрабатывает санитарно-микробиологические нормативы и методы индикации патогенных микроорганизмов в различных объектах и продуктах.

Генетика микроорганизмов , раздел общей генетики , в котором объектом исследования служат бактерии, микроскопические грибы, актинофаги, вирусы животных и растений, бактериофаги и др. микроорганизмы.

Экология микроорганизмов - наука о взаимоотношениях микробов друг с другом и с окружающей средой. В медицинской микробиологии объектом изучения служит комплекс взаимоотношений микроорганизмов с человеком.

История возникновения и развития микробиологии. Открытие микроорганизмов А. Левенгуком. Морфологический период развития микробиологии. Физиологический период развития микробиологии. Научная деятельность Л. Пастера (изучение природы брожений, инфекционных заболеваний). Исследования Р. Коха в области медицинской микробиологии. Современный период развития микробиологии. Значение молекулярно-генетических и молекулярно-биологических исследований в развитии микробиологии и вирусологии. Использование микроорганизмов в биотехнологии, биогидрометаллургии. Бактериальные биопестициды, биоудобрения, микробная утилизация ТБО и других отходов.

Историю развития микробиологии можно разделить на пять этапов: эвристический, морфологический, физиологический, иммунологический и молекулярно-генетический.

Эвристический период (IV.III тысячелетие до н.э. .XVI в. н. э.) связан скорее с логическими и методическими приемами нахождения истины, т.е. эвристикой, чем с какими- либо экспериментами и доказательствами. Мыслители того времени (Гиппократ, римский писатель Варрон и др.) высказывали предположения о природе заразных болезней, миазмах, мелких невидимых животных. Эти представления были сформулированы в стройную гипотезу спустя многие столетия в сочинениях итальянского врача Д. Фракасторо (1478.1553), высказавшего идею о живом контагии (contagium vivum), который вызывает болезни. При этом каждая болезнь вызывается своим контагием. Для предохранения от болезней им были рекомендованы изоляция больного, карантин, ношение масок, обработка предметов уксусом.

Таким образом, Д. Фракасторо был одним из основоположников эпидемиологии, т. е. науки о причинах, условиях и механизмах формирования заболеваний и способах их профилактики.

С изобретением микроскопа А.Левенгуком начинается следующий этап в развитию микробиологии, получивший название морфологического .

По профессии Левенгук был торговцем сукном, занимал должность городского казначея, а с 1679 г. был ещё и виноделом.

Левенгук сам шлифовал простые линзы, которые оптически были настолько совершенны, что давали возможность увидеть мельчайшие существа- микроорганизмы (линейное увеличение в 160 раз).

Он проявил необыкновенную наблюдательность и поразительную по своему времени точность описаний. Первой им была описана плесень, выросшая на мясе, позже он описывает «живых зверьков» в дождевой и колодезной воде, различных настоях, в испражнениях, в зубном налёте. А. Левенгук проводил все исследования один, не доверяя никому. Он ясно понимал разницу между наблюдениями и их интерпретаци­ей.

В 1698 г А. Левенгук пригласил к себе русского царя Петра Великого, который был в то время в Голландии. Царь был в восхи­щении от увиденного в микроскоп. А. Левенгук подарил Петру два микроскопа. Они и послужили началом исследования микро­организмов в России.
В 1675 г А. ван Левенгук ввёл в науку термины: микроб, бак­терии, простейшие. Открытие А. Левенгуком мира микроорганизмов дало мощ­ный импульс изучению этих таинственных существ. Целое столе­тие открывали и описывали всё новые и новые микроорганизмы. «Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания» - писал А. ван Левенгук.

Физиологический период в развитии микробиологии. Этот этап связан с именем Л. Пастера , который стал основоположником медицинской микробиологии, а также иммунологии и биотехнологии.

К началу деятель­ности Л. Пастера ещё не существовало микробиологии как само­стоятельной науки. В первый период деятельности Л. Пастера «надо было исследовать предме­ты, прежде чем можно присту­пить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ними происходят».

Луи Пастер почти двадцать лет фактически работал в полном «научном одиночестве», имея всего лишь четырёх препарато­ров. В это время он провёл иссле­дования проблем брожения, са­мопроизвольного зарождения и болезней шелковичных червей. Именно в это время началась ве­ликая пастеровская эпопея, геро­ическая эра борьбы нищеты и величия.

Л. Пастер впервые показал, что микробы отличаются друг от друга не только внешним видом, но и строго определёнными осо­бенностями своего обмена. Он впервые указал на огромную роль микробов, как возбудителей химических превращений на земной поверхности, как возбудителей инфекционных заболеваний, как возбудителей брожений. Он показал, что ослабленные культуры патогенных микробов могут служить в качестве средства исцеле­ния (вакцины). Он открыл у микроорганизмов анаэробный (без кислорода) образ жизни. Изучив «болезни» пива и вина, Пастер предложил способ их обработки повышенной температурой. Этот способ позднее получил название «пастеризация» и в настоящее время очень широко используется в пищевой промышленности всего мира. Первый автоклав для стерилизации сред, на которых выращиваются микроорганизмы, тоже изобретён впервые Пастером. Без автоклава немыслима работа микробиологических лабо­раторий.

Физиологический период в развитии Микробиологии связан также с именем немецкого ученого Роберта Коха .

Творцом современной микробиологии считается немецкий врач Р. Кох (1843 - 1910) (рис.3). Его считают королём медицины и отцом бактериологии. Он впервые изолировал мик­робов на искусственных плотных питательных средах и получил чистые культуры. Он разработал методы окраски микробов, пер­вым использовал микрофотогра­фию, им разработаны точные приёмы дезинфекции, предложе­на специальная стеклянная посу­да. Без чашки Петри не работает ни одна лаборатория в мире. Известна также сформулированная Р. Кохом триада Коха, которой до сих пор пользуются при установлении возбудителя болезни (три условия признания микроба возбудителем определенной болезни: а) микроб-возбудитель должен обнаруживаться во всех случаях данной болезни, но не должен встречаться у здоровых людей или при других болезнях; 6) микроб-возбудитель должен быть выделен из организма больного в чистой культуре; в) введение чистой культуры микроба в чувствительный организм должно вызывать данную болезнь.)

Всё перечисленное - этапы громадной важности для разви­тия микробиологии. Не менее важны работы Р. Коха в области изучения заразных болезней: си­бирской язвы, туберкулёза и др. (2,16). В 1876 г он открыл, что возбудителем сибирской язвы явля­ется бактерия Ваcillus аnthracis. В 1882 г Кох открывает возбуди­теля туберкулёза - Мусоbасterium tuberculosis. В 1905 г Р. Кох удостоен Нобелевской премии по медицине.