Загрязнение окружающей среды в крыму. Основные экологические проблемы крыма. Экологическое состояние загрязнения атмосферы

В Крыму неповторимые ландшафты и уникальная природа, но из-за активной деятельности людей экологии полуострова наносится огромный вред, загрязняется воздух, вода, земля, уменьшается биоразнообразие, сокращаются ареалы флоры и фауны.

Проблемы деградации почвы

Достаточно большую часть Крымского полуострова занимают степи, но в ходе их хозяйственного освоения все больше территорий используется под сельскохозяйственные угодья и пастбища для скота. Все это приводит к следующим последствиям:

  • засоление почвы;
  • эрозия грунта;
  • снижение плодородия.

Изменению земельных ресурсов также способствовало создание системы водных каналов. Некоторые участки стали получать избыточную влагу, и поэтому происходит процесс заболачивания земли. Также негативно на состояние почвы влияет использование пестицидов и агрохимикатов, которые загрязняют грунт и подземные воды.

Проблемы морей

Крым омывается Азовским и Черным морями. Эти акватории также имеют ряд экологических проблем:

  • загрязнение воды нефтепродуктами;
  • эвтрофикация воды;
  • сокращение разнообразия видов;
  • сбрасывание бытовых и промышленных стоков и мусора;
  • в водоемах появляются чужеродные виды флоры и фауны.

Стоит отметить, что побережье сильно перегружено туристическими и инфраструктурными объектами, что постепенно приводит к разрушению берегов. Также люди не соблюдают правила использования морей, истощают экосистему.

Проблема мусора и отходов

Как и в разных точках мира, в Крыму существует огромная проблема твердых бытовых отходов и мусора, а также отходов промышленности и грязных стоков. Здесь мусорят все: и жители городов, и туристы. Практически никто не беспокоится о чистоте природы. А ведь мусор, попадающий в воду, несет гибель животным. Брошенный пластик, полиэтилен, стекло, памперсы и другие отходы, перерабатываются в природе сотнями лет. Таким образом, вскоре курорт превратится в большую свалку.

Проблема браконьерства

В Крыму проживает много видов диких животных, а некоторые из них редкие и занесены в Красную Книгу. К сожалению, браконьеры на них охотятся ради наживы. Так сокращаются популяции животных и птиц, при этом нелегальные охотники отлавливают и убивают животных в любое время года, даже когда они выводят потомство.

Выше изложены далеко не все Крыма. Чтобы сохранить природу полуострова, людям нужно сильно пересмотреть свои действия, провести изменения в экономике и проводить природоохранные действия.

Делегация Комитета по природопользованию посетила Симферополь в рамках Дней Санкт-Петербурга в Республике Крым. Специалисты ведомства приняли участие в заседании круглого стола на тему «Актуальные вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». С докладами выступил председатель комитета Валерий Матвеев, а также специалисты по водным ресурсам и экологическому надзору.

Станция мониторинга атмосферного воздуха была доставлена в Симферополь в начале мая. Решение принято во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.05.2014 №334 «Об одобрении проекта соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной областях».

Официальный запуск состоялся в торжественной обстановке с участием жителей города.

«Сегодня знаковое событие для жителей города Симферополя. Здесь начинает работать первая станция мониторинга атмосферного воздуха, которую Санкт-Петербург передает в дар Симферополю», - сказал в приветственном слове председатель Комитета Валерий Матвеев.

За состоянием атмосферного воздуха теперь можно наблюдать в режиме реального времени. Станция проводит замеры основных загрязняющих восьми компонентов - это оксид углерода, оксид азота, диоксид серы, взвешенные частицы (РМ10 и РМ2.5).

Данные автоматизированной станции могут использоваться для оценки и прогноза изменений состояния воздуха, для формирования баз данных мониторинга, для проверки результатов расчетных методов оценки и прогноза влияния источников выбросов на качество воздуха. Кроме того, данные станции могут стать основанием для принятия решений по снижению вредных воздействий на окружающую среду.

В ближайшее время в Симферополе будут запущены еще 2 станции.

В 2011 году проводилась поверка данных петербургских и финских автоматических станций мониторинга, по результатам которой было получено заключение о соответствии станций мониторинга атмосферного воздуха Петербурга стандартам Евросоюза. В 2009 году Санкт-Петербург был награжден дипломом как лучший регион России в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды за организацию системы мониторинга воздуха.

Государственное учреждение

«Крымский государственный

медицинский уиниверситет

имени С.И.Георгиевского»,

кафедра общей гигиены и

экологии

Экологическое состояние загрязнения атмосферы

в Крыму и его последствия

Атмосферный воздух - самая важная часть жизнеобеспечивающей системы природной среды и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в Украине, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы - самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека, пищевую цепь и все что эго окружает. Атмосферный воздух играет роль наиболее подвижного, химически агрессивного и всепроникающего агента взаимодействия вблизи поверхности компонентов земли и составляющих биосферы.

В последние годы получены данные о существенной роли для сохранения биосферы озонового слоя атмосферы, поглощающего губительное для живых организмов ультрафиолетовое излучение Солнца и формирующего на высотах около 40 км тепловой барьер, предохраняющий охлаждение земной поверхности.

К основным природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения.

Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека и их можно разделить на группы:

1. Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд. т.углекислого газа в год. В результате этого за несколько десятилетий лет содержание СО 2 увеличилось на 18 %(с 0,027 до 0,032%).За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2015г. количество углекислого газа в атмосфере можетсоставить не менее 0,055%.

2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых углей в результате выделения сернистого газа и мазута образуются кислотные дожди.

3. Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).

4. Загрязнение взвешенными частицами (при измельчении, фасовке и загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при сжигании мусора).

5. Выбросы предприятиями различных газов.

6. Сжигание топлива в факельных печах, в результате чего образуется самый массовый загрязнитель - монооксид углерода.

7. Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.

8. Вентиляционные выбросы (шахтные стволы).

9. Вентиляционные выбросы с чрезмерной концентрацией озона из помещений с установками высоких энергий (ускорители, ультрафиолетовые источники и атомные реакторы) при ПДК в рабочих помещениях 0,1 мг/м 3 . В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50 %. В Крыму в летнее (курортное) время года общее количество автотранспорта увеличивается вдвое, что повышает загрязнение атмосферы в курортно-рекреационной зоне Высокая опасность химических и биохимических производств заключается в потенциальной возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных веществ, а также микробов и вирусов, которые могут вызвать эпидемии среди населения и животных, что так же связано с увеличение численности отдыхающих в прибрежной зоне Черного и Азовского морей.

В настоящее время в приземной атмосфере находятся многие десятки тысяч загрязняющих веществ антропогенного происхождения. Ввиду продолжающегося роста промышленного и сельскохозяйственного производства появляются новые химические соединения, в том числе сильно токсичные. Главными антропогенными загрязнителями атмосферного воздуха кроме крупнотоннажных оксидов серы, азота, углерода, пыли и сажи являются сложные органические, хлорорганические и нитросоединения, техногенные радионуклиды, вирусы и микробы. Наиболее опасны широко распространенные в воздушном бассейне Украины и Крыма в том числе диоксин, бенз(а)пирен, фенолы, формальдегид, сероуглерод. Твердые взвешенные частицы представлены главным образом сажей, кальцитом, кварцем, гидрослюдой, каолинитом, полевым шпатом, реже сульфатами, хлоридами. В снеговой пылиспециально разработанными методами обнаружены окислы, сульфаты и сульфиты, сульфиды тяжелых металлов, а также сплавы и металлы в самородном виде.

В Западной Европе приоритет отдается 28 особо опасным химическим элементам, соединениям и их группам. В группу органических веществ входят акрил, нитрил, бензол, формальдегид, стирол, толуол, винилхлорид, анеорганических - тяжелые металлы (As, Cd, Cr, Pb, Mn, Hg, Ni, V), газы (угарный газ, сероводород, оксиды азота и серы, радон, озон), асбест. Преимущественно токсическое действие оказывают свинец, кадмий. Интенсивный неприятный запах имеют сероуглерод, сероводород, стирол, тетрахлорэтан, толуол.Вышеуказанные 28 загрязнителей воздуха входят в международный реестр потенциально токсичных химических веществ.

Под загрязнением атмосферы следует понимать изменение ее состава при поступлении примесей естественного или антропогенного происхождения. Вещества-загрязнители бывают трех видов: газы, пыль и аэрозоли. К последним относятся диспергированные твердые частицы, выбрасываемые в атмосферу и находящиеся в ней длительное время во взвешенном состоянии.

Средний размер аэрозольных частиц составляет 1-5 мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 1 тыс. куб. км пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей. Сведения о некоторых источниках техногенной пыли приведены в таблице 1 .

Таблица 1

Источники техногенной пыли

Основными техногенными источниками загрязнения в Крыму являются КП Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия»-до 2 тыс.тонн год; ОАО «Крымский содовый завод»-7,5-8,2 тыс.тонн год; Камыш-Бурунская ТЭЦ-7,2-8,1тыс.тонн год;Симферопольская ТЭЦ-0,5-1,1тыс.тонн год; Крымский кирпичный завод-1,2-1,6 тыс.тонн год.

Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях Крыма -Нефтебазы городов Симферополь, г.Бахчисарай, г.Феодосия, «ТЕС»-Терминал г.Керчь.

Поданным 2010 года суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Крыма составил 109,1 тыс.тонн только от выброса автотранспорта, а от остальных промышленных предприятий 32.3 тыс.тонн.

Концентрация аэрозолей меняется в весьма широких пределах: от 10 мг/м 3 в чистой атмосфере до 2.10 мг/м 3 в индустриальных районах. Концентрация аэрозолей в индустриальных районах и крупных городах с интенсивным автомобильным движением в сотни раз выше, чем в сельской местности, в Крыму в период курортного сезона количество автотранспорта увеличивается а 2-2,5 раза. Среди аэрозолей антропогенного происхождения особую опасность для биосферы представляет свинец, концентрация которого изменяется от 0,000001 мг/м 3 для незаселенных районов до 0,0001 мг/м 3 для селитебных территорий. В городах концентрация свинца значительно выше - от 0,001 до 0,03 мг/м 3 .

Большую долю в загрязнении атмосферы составляют выбросы вредных веществ от автомобилей. Сейчас на Земле эксплуатируется около 520 млн. автомобилей, а к 2015г. ожидается увеличение их числа до 760 млн. В 2010г. Крыму эксплуатировалось 59.830 тыс. автомобилей при нормативе 30 тыс. автомобилей на действующие дороги.

В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах и курортах. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 - 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа - 700, диоксида азота - 40, несгоревших углеводородов - 230 и твердых веществ - 2 -5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина.

Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 30 м), жители болеют раком в 3 - 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние от 50 м и больше. Выбросы от автотранспорта так же загрязняют также водоемы, почву и растения.

Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 % углеводородов от их общего выброса.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя - источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в 4-5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца-тетраэтилсвинцом. Около 70 %свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30 % оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы автомобиля, 40 % остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.

Большое значение имеет повседневный контроль над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлопных газах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы.

Положением о Государственной автомобильной инспекции на нее возложен контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомобильного транспорта.

В принятом стандарте на токсичность предусмотрено дальнейшее ужесточение нормы, хотя они и сегодня в Украине и России жестче европейских: по окиси углерода—на 35%, по углеводородам—на 12%, по окислам азота—на 21%.

Построены и продолжают строиться в Крыму автомагистрали в обход городов, которые приняли весь поток транзитного транспорта, который раньше нескончаемой лентой тянулся по городским улицам. Резко снизилась интенсивность движения, уменьшился шум, чище стал воздух.

Один из вариантов уменьшения загрязнения от автотранспорта- перевод автотранспорта на дизельные двигатели уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ. В выхлопе дизеля почти не содержится ядовитой окиси углерода, так как дизельное топливо сжигается в нем практически полностью. К тому же дизельное топливо свободно от тетраэтила свинца, присадки, которая используется для повышения октанового числа бензина, сжигаемого в современных карбюраторных двигателях с высокой степенью сжигания.

Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20-30%. Более того, для производства 1 л дизельного топлива требуется в 2,5 раза меньше энергии, чем для производства того же количества бензина. Получается, таким образом, как бы двойная экономия энергоресурсов. Именно этим объясняется быстрый рост числа автомобилей, работающих на дизельном топливе.

Такжебольшое внимание придается разработке устройств снижения токсичности - нейтрализаторов, которыми можно оснастить современные автомобили.Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей. Нейтрализатор крепят к выхлопной трубе, и газы, прошедшие через него, выбрасываются в атмосферу очищенными. Одновременно устройство может выполнять функции глушителя шума. Эффект от использования нейтрализаторов достигается внушительный: при оптимальном режиме выброс в атмосферу оксида углерода уменьшается на 70—80%, а углеводородов—на 50—70%.

Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с помощью различных добавок к топливу. Ученые разработали присадку, которая снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60-90% и канцерогенных веществ- на 40%.

В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко внедряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. В результате можно выпускать неэтилированные, малотоксичные бензины. Использование их снижает загрязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.

В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды, специалисты все чаще обращаются к идее создания «чистого» автомобиля. Речь, как правило, идет об электроавтомобиле. Так в курортных городах Алушта и Ялта курсируют такие автомобили вдоль набережных, что является одним их способов передвижения пассажиров и с другой стороны -защитой атмосферного воздуха.

Контроль загрязнения атмосферы на территории Крыма осуществляется в крупных городах и населенных пунктах в 24 точках. Средства защиты атмосферы должны ограничивать наличие вредных веществ в воздухе среды обитания человека на уровне не выше ПДК. Во всех случаях должно соблюдаться условие:

С+C ф < ПДК (ф.1)

по каждому вредному веществу (C ф - фоновая концентрация).

Соблюдение этого требования достигается локализацией вредных веществ в месте их образования, отводом из помещения или от оборудования и рассеиванием в атмосфере. Если при этом концентрации вредных веществ в атмосфере превышают ПДК, то применяют очистку выбросов от вредных веществ в аппаратах очистки, установленных в выпускной системе.

Оценка и прогноз химического состояния приземной атмосферы, связанного с природными процессами ее загрязнения тоже сказываеся на ней,но главную роль в этом играет человек. Антропогенными процессами загрязнения воздушного бассейна в большинстве случаев может управлять сам человек, и таким образом, обеспечивать будущее себе и последующим поколениям.

Экологический контроль в Украине и Крыму и показал, что его неудачи связаны с неполным учетом негативных воздействий, неумением выбрать и оценить главные факторы и последствия, низкой эффективностью использования результатов натурных и теоретических экологических исследований при принятии решений, недостаточной разработанностью методов количественной оценки последствий загрязнения приземной атмосферы и других жизнеобеспечивающих природных сред.

Легко сформулировать формулу качества жизни в столь затяжной экологический кризис: гигиенически чистый воздух, чистая вода, качественная сельскохозяйственная продукция, рекреационная обеспеченность потребностей населения. Сложнее это качество жизни реализовать при наличии экономического кризиса, ограниченных финансовых ресурсов. В такой постановке вопроса необходимы исследования и практические мероприятия, составляющие основу защиты атмосферы от общественного производства.

Охрана окружающей среды - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если будут разработаны новые и усовершенствованы старые методы уменьшения и предотвращения вреда окружающей нас среде.

Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоёв и всех возрастных категорий общества.

Экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человеком. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы -энергетический, сырьевой, демографический- в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей нашей планеты нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение повлияет на людей и последующие поколения в мире.

В Крыму более шести тысяч километров автомобильных дорог.

Из выхлопных труб автомашин в почву попадают тяжелые металлы , а в воздух – вредные газообразные вещества .

При этом высаженные вдоль дорог лесополосы вырубаются, а ведь они не только украшали дороги, но и играли защитные функции.

В городах автомобили являются одними из главных загрязнителей воздуха. В Крыму загрязнения машинами увеличивается летом из-за приезда отдыхающих.

Экологически чистым транспортом является троллейбус , питающийся от электричества. Он ездит не только в городах, но и между ними (Симферополь-Алушта-Ялта).


Леса – это легкие нашей планеты. Вырубка деревьев наносит огромный вред экологии.


1. Очищают воздух.
2. Создают места обитания животных.
3. Защищают почву от разрушения.
4. Задерживают воду от дождей и снега.
5. Закрепляют пески.
6. Препятствуют загрязнению вод.

Всем известно, что из древесины делают бумагу. Бумага необходима человечеству, но бумажные отходы наносит огромный вред экологии .
Ученые выяснили, что в год человек может использовать около трехсот килограммов бумаги.

Бумагу можно повторно перерабатывать, для этого сдавать макулатуру.

Макулатура - это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы. Макулатура используется как сырье при производстве бумаги, картона, строительных материалов. Использование макулатуры экономит древесину (100 кг макулатуры спасают 1 дерево), позволяет уменьшить вырубку лесов и количество бумажных отходов.

Интересно, что десять тысяч деревьев вырубается ежегодно в Китае для производства поздравительных открыток.

Вырубка сосен под Новый год

В Новый год тысячи зеленых сосен и елей срубают под корень . Постояв неделю, они выкидываются на мусорные свалки.

В странах, где ценят природу, продают к празднику живые ели прямо в горшках. Когда елочки подрастают, их высаживают в парках.

В Крымских лесах растет дуб, граб, сосна, бук, можжевельник. Можжевельник – уникальное лечебное растение, способное благотворно влиять на здоровье человека.

Издавна известно про бактерицидные свойства можжевельника . Этот хвойный кустарник обладает способностью очищать воздух и источать душистый аромат.

В старину, во время вспышек эпидемий, для обеззараживания, можжевель поджигали и обкуривали дома в деревнях.

Как оказалось, древесина можжевельника - прекрасный материал для изготовления сувениров с приятным запахом. Однако этот кустарник отличается очень медленным ростом и не успевает вырастать с той скоростью, с которой его вырубают ради наживы.

В Крыму уже забили тревогу и ввели запрет на продажу изделий из можжевельника . Однако, под разными предлогами "ходовой" товар все же продают туристам.

В жаркое время года леса страдают от пожаров . В равнинном Крыму большая часть растительности уничтожена и заменена сельскохозяйственными полями, садами и виноградниками.


В неблагополучие экологии Крыма более всего вносят свой вклад автомобили и различные теплоисточники. Самые загрязненные в экологическом отношении города Крыма это Севастополь, Симферополь, Керчь.

В вышеупомянутых крупных городах располагаются: Симферопольская ТЭЦ, Севастопольская ТЭЦ, Керченская ТЭЦ, Сакская ТЭЦ. Все эти теплоисточники вносят свой вклад в загрязнение атмосферы полуострова диоксидом азота и сернистого ангидрида.

Также большая роль в ухудшении экологии Крымского полуострова принадлежит автомобильному транспорту, на долю которого приходится до 80% выбросов вредных веществ в атмосферу. В Крыму находится более шести тысяч километров автомобильных дорог. Из выхлопных труб автомашин в почву попадают тяжелые металлы. При этом высаженные вдоль дорог лесополосы вырубаются, а ведь они не только украшали дороги, но и играли защитные функции. Загрязенение автотранспортом увеличивается летом во много раз из-за приезда отдыхающих, при этом выбрасывающийся в воздух формальдегид долго сохраняется в приземном слое. Особенно неблагополучная ситуация наблюдается в Керчи, Армянске, Красноперекопске.

Экологически чистым транспортом в Крыму является троллейбусы. Они ездят в городах и между ними (Севастополь-Алушта- Ялта).

В Крыму располагаются также химические производства. Это Сакский химический завод, Крымский содовый завод, Перекопский бромный завод, Крымский Титан, химические производства в Симферополе, ООО "Аквавита"(Алушта), ОАО "Поливтор"(Красноперекопск). Объекты химической промышленности выбрасывают в воздух сернистый ангидрид, окислы азота, углеводороды и другие вредные вещества. К началу 90-х годов химическое промышленное производство достигло наибольшего объема, и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили максимальную величину −565 тыс.т. В последние годы в связи с падением объемов производства величина вредных выбросов в атмосферу снизилась до 122.5 тыс.т. и ниже.

Неудовлетворительная экологическая ситуация в Крыму также связана с отходами промышленного и бытового происхождения. В опыте обращения с отходами Украина на несколько десятилетий отстала от развитых стран. Подтверждением этого служит тот факт, что общие объемы ежегодного накопления отходов с населением около 45,8 млн. человек превышают соответствующие суммарные показатели стран Западной Европы с населением около 400 млн. человек в 3-3,5 раза. Ситуация 2011-2012 годов характеризуется дальнейшим развитием экологических угроз, связанных с отходами — их образованием, накоплением, хранением и захоронением. Удельные показатели образования отходов в среднем составляют 220-250 кг / год на душу населения, а в крупных городах достигают 330-380 кг / год соответственно и имеют тенденцию к росту.

В частном секторе, как правило, из-за отсутствия надлежащей системы сбора отходов, ежегодно образуется 12 тыс. мелких стихийных свалок, которые не поддаются достоверному учету, — всего на таких свалках и полигонах хранится 35 млрд. т отходов.

На протяжении десятков лет военные объекты и корабли загрязняли воды Черного моря. Специалисты утверждают, что корабли и береговые части Черноморского флота ежедневно сбрасывают в море более 9 тыс. м3 неочищенных стоков. Например, в Севастопольской бухте концентрация нефтепродуктов в 180 раз превышает ПДК.

Все эти проблемы необходимо решить.

К счастью, в Крымских лесах много оздоравливающих воздух деревьев: растет дуб, граб, сосна, бук, можжевельник. Непосредственная близость морского побережья также вносит положительный вклад в оздоровление прибрежных территорий.

Источники: http://www.ukstech.com и http://environments.land-ecology.com.ua