Презентация на тему русские поэты 20 века. Русская литература XX века. Иллюстрированный сборник стихотворений

Введение. Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже века. Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г; Русско – японскую войну гг; Первую мировую войну гг; Гражданская война Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.


Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм. Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время: « Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…». Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей вовсех областях жизни.






Лев Николаевич Толстой Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина год.


Антон Павлович Чехов Основные темы творчества идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).


Иван Алексеевич Бунин БУНИН Иван Алексеевич (), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал.


Александр Блок (символист) Александр Блок. Портрет работы И. К. Пархоменко год.


Андрей Белый (символизм) БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности.


Николай Гумилёв и Анна Ахматова (акмеисты) Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым


Хлебников Велимир (футурист) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.


Владимир Маяковский МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович , русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства х годов.


Марина Цветаева ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе 1926).


Сергей Есенин (имажинист) ЕСЕНИН Сергей Александрович (), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В входил в группу имажинистов




Алексей Ремизов РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (), русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературу и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). В 1921 эмигрировал.


Марк Алданов АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) , русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).


Максим Горький ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (), русский писатель, публицист.


Михаил Шолохов ШОЛОХОВ Михаил Александрович (), русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического,Тр уда (1967, 1980).


Николай Островский ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (; некоторые главы не были пропущены цензурой) о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен).


Александр Твардовский ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (), русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (,). Поэма «Василий Теркин» () яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны


Константин Симонов СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (), русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).




Евгений Шварц ШВАРЦ Евгений Львович (), русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена «Голый король» (1934), «Тень» (1940); сатирические пьесы «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.


Василий Шукшин ШУКШИН Василий Макарович (октября 1974), русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2,) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки- лавочки», 1972, «Калина красная», 1974




Русская литература ХХ века имеет трагическую историю. В 20 годы из России уехали и были изгнаны писатели (Бунин, Куприн, Шмелёв). Губительное воздействие цензуры: публичное гонение художников слова (Булгаков, Пильняк) С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму. В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны и погибли в лагерях Н.Клюев, О.Мандельштам, И.Бабель, И.Катаев, Б.Пильняк. Prezentacii.com

Пермские писатели и поэты 20 века

Члены союза писателей 1. Богомолов Виталий Анатольевич, 1948 2. Бойко Нина Павловна, 1950 3. Виниченко Владимир Васильевич, 1946 4. Востриков Федор Сергеевич, 1942 5. Володина Светлана Юрьевна, 1969 6. Возженников Валерий Леонидович, 1941 7. Вяткин Валерий Викторович, 1956 8. Гребенкин Александр Алексеевич, 1940 9. Гурин Иван Петрович, 1940 10. Гребнев Анатолий Григорьевич, 1941 11. Долгова Елена Владимировна, 24.04.1964 12. Захаров Игорь Николаевич, 1933 13. Зеленин Андрей Сергеевич, 1969 14. Кинев Николай Георгиевич, 1942 15.Иванов Алексей Викторович, 1969 16. Калашников Юрий Александрович, 1952 17. Киршин Владимир Александрович, 1955 18. Котельников Владимир Николаевич, 1953 19. Мальцев Алексей Васильевич, 1961 20. Марков Юрий Петрович, 1946 21. Ризов Дмитрий Гилелович, 1938 22.Смородинова Вера Николаевна, 1949 23. Соколовский Владимир Григорьевич, 1945 24. Соколова Татьяна Федоровна, 1952 25. Солодников Геннадий Николаевич, 1933 26. Старовойтов Александр Федорович, 1948 27. Трушников Сергей Васильевич, 7.11.1948 28. Телегина Валентина Федоровна,1945 29. Тюленев Игорь Николаевич, 1953 30. Христолюбова Ирина Петровна, 1938 31. Филенко Евгений Иванович, 1954 32. Фуфлыгин Александр Валерьевич,1971 33. Якушев Владимир Викторович, 1958 34. Белоусова Наталья Владимировна, 1970

Домовитов Николай Фёдорович 1918 - 1996 Родился в Петрограде. До войны закончил машиностроительный техникум, работал в редакции газеты Каспийского пароходства. В 1941 году ушёл на фронт. Был тяжело ранен. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и восемью медалями. В1943 был репрессирован. После десяти лет заключения в лагере отбывал пять лет поражения в правах на шахтах Донбасса. Работал проходчиком, монтажником, после реабилитации - снова в газетах. В 1961 году окончил заочно Литературный институт им. А.М. Горького в Москве. В 1969 году переехал в Пермь. Член Союза писателей с 1959 года. Лауреат областной премии им. А. Гайдара Имеет звание «Заслуженный работнкультуры » На 1996 год издано 26 сборников стихов и прозы.

1.Улица первой любви: лирика. – Донецк [ Сталино ]: Обл. изд-во, 1958. 2. Костёр на ветру: стихи. – Донецк: Донбасс, 1961 . 3. Преступление совершилось: повесть / худож. М. А. Бочаров. – Донецк: Донбасс, 1962. 4. Горькая рябина: роман. – Донецк: Донбасс, 1966. 5. Золотинка: лирика. – Киев: Рад. письменник, 1967. 6. Поздняя радуга: стихи и поэма [« Одолень -трава» / худож. Е. Нестеров]. – Пермь: Кн. изд-во, 1971. 7. Свешников родник: стихи . – Пермь: Кн. изд-во, 1974. 8. Зарничник: избранное. – Пермь: Кн. изд-во, 1978. 9. Незабудки на бруствере: стихи и поэмы. – Пермь: Кн. изд-во, 1981. 10. Миг, день, жизнь: стихи и поэмы. – М. : Современник, 1982. 11. Навстречу сердцу: стихи, поэма. – Пермь: Кн. изд-во, 1984 . 12. Листопад: стихи, поэмы. – Пермь: Кн. изд-во, 1988. – 227 с13. Доля: стихи. – Пермь: Перм. книга, 1993. 13. Зона. Сборники произведений

Мачеха Мы в детстве многого не знали.. Меня порой в разгар игры Соседки мачехой пугали: -Придет - все выдерет вихры! А сердобольные старушки, Всплакнув, качали головой, Совали в руки мне ватрушки И называли сиротой... Мне этот день забыть едва ли. Пришел отец: - Ну, Николай, Знакомься! Это - тетя Валя, Захочешь - мамой называй... Привыкший к маминой заботе, С испугом - будто бы в огонь - Я сунул в руку этой тете Свою немытую ладонь. А тете Вале предстояло Семейных множество забот: Она от пыли протирала Кровати, окна и комод. И переставила от стенки На место новое буфет Но не сняла она с простенка Печальной женщины портрет Протерла крашенную раму Кусочком старого сукна, Как будто знала мою маму Уже не год, не два она. А я ни ласке, ни заботе Не мог поверить до поры: Мне все казалось - эта тетя Сейчас мне вцепится в вихры. Молчал, насупившись упрямо. Смотрел на тетю, как зверек, И слова маленького "мама" Из сердце выдавить не мог. Но как-то раз, упав с березы, Лежал я в гипсе и бинтах.. И в первый раз увидел слезы На добрых тетиных глазах. Увидел в них и боль, и муку... Когда ушел от койки врач, Нашел я ласковую руку И молвил: -Мама, ты не плачь!.. Потом я бредил до рассвета, Казалось мне во тьме ночной, Что это мать, сойдя с портрета, Склонилась низко надо мной.

Олег Константинович Селянкин (1917-1995)

Родился 23 апреля 1917 г. в г. Тюмени. В 1941 г. окончил Высшее военно-инженерное училище имени М.В. Фрунзе в г. Ленинграде, служил в морской пехоте командиром разведывательной роты, участвовал в боевых действиях. В 1946 г. демобилизовался, работал преподавателем навигации в Молотовском речном училище и занимался литературным творчеством. В 1955 г. перешел работать в Молотовское книжное издательство редактором художественной литературы. В 1958 г. был принят в члены Союза писателей СССР. С 1966 г. являлся редактором литературно-драматического вещания Пермского комитета по радио и телевидению, с 1972 г. - ответственным секретарем Пермского областного отделения Союза писателей, затем членом правления Союза писателей РСФСР. В 1976 г. ему присвоено звание « Заслуженный работник культуры РСФСР». Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, Знак Почета, Дружбы народов, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда », « За взятие Берлина». Умер 22 сентября 1995 г.

Родился в 1927 г. в г. Белом Смоленской области. В 1948 г. окончил историко-филологический факультет Пермского государственного университета. Работал инспектором Пермского областного отдела культуры, корреспондентом Пермского радиокомитета, зав. сельским клубом в Фокинском районе Пермской области, литсотрудником многотиражной газеты «Лесник Прикамья », областной газеты «Молодая гвардия». В 1951 г. вышел первый сборник стихов «Добрый путь», изданный Пермским книжным издательством. Затем издавались сборники стихов «Разговор о счастье» (Пермь, 1955), «Просека к солнцу» (Пермь, 1958), «Под звездами» (Пермь, 1964) и многие другие. Известен также как переводчик с коми-пермяцкого языка. Член Союза писателей СССР с 1959 г. В 1977 г. награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, в 1986 г. удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 1987 г. награжден орденом «Дружбы народов». Умер 7 июня 1987 г. Владимир Ильич Радкевич (1927-1987)

1964 Сборники стихов 1968

1984 Сборники стихов

Кама Не безответною и сонною, - Не просто мимо протекала – Она хозяйкою законною В твою судьбу, Урал, вошла. Той работящею молодкою, Кем держится в достатке дом, Кто может злою быть и кроткою, А все же ставит на своем. Но лишь с делами поуправится И улыбнется между дел, Ты так и ахнешь: - Ведь красавица! Ну как ее не разглядел?.. И Кама мне, уральцу, помнится Не в блеске гроз, не в хрусте льдов, А тихою рекою-скромницей В огнях бессонных городов. С верхов, лесными захолустьями Бежит, начав нелегкий труд. Таежные речушки устьями К ней, как устами, припадут. Блестит на отмелях и камушках, Но все раздольнее река, И вот она уж – Кама-Камушка, Щедра, душою широка! Сбежались к ней по обе стороны Поля у каждого села. Не бойтесь: всем достанет поровну Её сердечного тепла! Плоты несла, в турбины падала, Сначала поработав всласть, И, брызгами осыпав палубы, Бушуя, в море разлилась… И вновь течет река-красавица, Вздымая грузные суда, Туда, Где с Волгою братается Её гудящая вода.

Гребенкин Александр Алексеевич 1940 г.р. Родился в деревне Верхняя Талица Удмуртской АССР. В 1961 году закончил Пермское речное училище, а в 1967 году Пермский политехнический институт по специальности "Авиадвигатели ". С 1967 по 1991 год А. Гребенкин работал на Пермском заводе "Машиностроитель" и заводе им. В.И. Ленина,где прошел трудовой путь от мастера до заместителя начальника отдела. За плодотворную и добросовестную работу Александр Алексеевич в 1989 году был награжден медалью "Ветеран труда". С 1991 года он возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Пермской областной писательской организации. В 1985 году А.А. Гребенкин был принят в члены Союза писателей СССР. Стихи А.А. Гребенкина публиковались в журналах "Урал", "Молот", "Подъем", "Крестьянка", "Молодая Гвардия", "Огонек", "Наш современник", "Смена", "Дружба народов", "Москва", в коллективных сборниках "Молодой человек", "Деревенская новь", "Рабочее Прикамье " и поэтическом ежегоднике издательства "Молодая Гвардия".

1. Живая вода: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1979. - 40 с. 2. Зеленое солнце: Стихи. - М.: Современник, 1981. - 96 с. 3. Глубокий след: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1982. - 88 с. 4. Материнская песня: Стихи. - М.: Мол. гвардия, 1983. - 32 с. 5. Светлый круг: Стихотворения / Худож. О. Коровин. - Пермь: Кн. изд-во, 1990. - 205 с.: ил. 6. Распятая Россия: Стихи. - Пермь: Б. и., 1993. - 155 с. 7. Вериги: Стихи. - Пермь: Б. и., 1994. - 212 с. 8. Земная сказка: Стихи / Худож. Н. Горбунов. - Пермь: АО "Звезда", 1995. - 63 с.: ил. 9. Явило ожидание тебя!: Стихи. - Пермь: АО "Звезда", 1996. - 183 с. 10. Живая музыка капели: Стихи. - Пермь: Б. и., 1998. - 328 с.: ил. 11. Живая азбука: Стихи для детей. - Пермь: Звезда, 2000. - 68 с.: ил. 12. Сердце матери: Стихи. - Пермь: Б. и., 2001. - 112 с.: ил. род. 14.06.1940, д. Верхняя Талица, Удмуртия. 1940 13. Признание в любви: Песни. - Пермь, 2002. - 60 с. 14. Бумажный кораблик: Стихи для детей. - 2003. - 40 с, ил. 15. Российская Голгофа: Стихи. - Пермь, 2003. - 224 с. Сборники

Гребнев Анатолий Григорьевич 1941 г.р. Более десятка песен на стихи Гребнева написано Г.Заволокиным, вятскими и пермскими композиторами А.Трухиным, В.Салмаковым и др. Гребнев - не только мастер и почитатель частушки, но и заботливый собиратель и хранитель. В 1992 в Перми выходит сборник «Ты играй, гармонь моя! Прикамская частушка», составителем которой был Гребнев.

Родился в с. Чистополье Котельничского р-на Кировской области. После сельской десятилетки Гребнев закончил Пермский медицинский институт (1959-65). Работал в сельской больнице Кировской обл., продолжает работать врачом в Перми. Заочно окончил Литературный институт им. М.Горького (1970-76). С 1978 - член Союза Писателей России. В 1972 выходит первый сборник Гребнева «Приволье», в который вошли поэма «Бессмертник» и стихи о детстве и родном Чистополье, о доме и матери, о погибшем отце, о родной природе. «Родословная » (1977); «Зеленый колокол» (1978); «Вечно живой»(1980); Задевая за листья и звезды (1984); Круговорот (1980); Береза. Иволга. Звезда. (1985); Черемуховый холод (1988); Чистополье(1988); Возвращение (1991); Храм (1991); Колокольчика вятского эхо (1995); Родины свет (2001); Берег родины (2003).

Если спичек не было - не редко - Сам-то от горшка один вершок, Нес я на растопку от соседки С углями горячими горшок. Мать меня похвалит: «Вот и баско! Вот и паша печка оживет.» - Поделись, Антоновна, закваской! - Забежит соседка в свой черед. ...На послевоенном перевале Жили мы, расчетов не вели. Миром все беду отбедовали, Горе, как могли, перемогли. Может, испытание достатком, Дачи да машины-гаражи, Доброту погубят без остатка? Эй, сосед, что думаешь, скажи! Будем жить по-божески, как дети! Совесть пусть останется чиста. Пусть в душе, Как угли те В загнете, Никогда не гаснет доброта! ДОБРОТА

После школы окончил Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова. Служил в Советской Армии. После увольнения в запас работал на заводе имени В. И. Ленина слесарем-сборщиком, мастером. Был литературным сотрудником газеты "Мотовилихинский рабочий". Несколько лет вел литературное объединение при заводской многотиражке на заводе имени Я. М. Свердлова (ныне "Моторостроитель"). Несколько лет трудился корреспондентом областной газеты "Звезда", вел литературный клуб "Лукоморье". Первые стихи опубликованы в 1961 г. Член Союза писателей с 1978 г. Михаил Романович Смородинов (1943-2006)

Армия - юность моя: Очерк. – Пермь,1968 . Пять утра: Стихи. – Пермь, 1973. Зарубки: Стихи. - М.: Мол. гвардия, 1976 . День последнего листа: Стихи. - Пермь, 1977. Отлично!: Очерки. - Пермь 1978. Лирика: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1980. Убереги живую душу: Стихи. - М.: Современник, 1981. Письма любви: Стихи. - Пермь, 1983. Второе дыхание - Пермь, 1985. Погода на завтра. - Пермь, 1987. Право на риск: Очерки. - Пермь, 1987. Река в океане: Стихи. – Пермь, 1989. Ведьмина метла: Лирика. - Пермь, 1993. На закате века: Лирика. – Пермь, 1998. Ведьмина метла -2: Лирика. - Пермь, 2003 . Сборники стихов

Ну чего ты воешь, ветер, возле сердца моего? У меня на белом свете тоже нету никого. Спят в земле мои сестрицы много зим и много лет. Рад бы маме повиниться, но давно и мамы нет. А любовь? Ну что ж, послушай! Я теперь уже не тот, что лечил любовью душу. Зверь любви мне душу рвет. Он свиреп и беспощаден в мрачных зарослях страстей, и на сердце столько ссадин от невидимых когтей. Вот и ноет ретивое... Слушай, ветер горевой, стань мне братом: будем двое вольных столь, хоть волком вой. Ветер

Горланова Нина Викторовна 1947 г.р. Горланова Нина Викторовна родилась 23 ноября 1947 года в деревне Верх-Юг Пермской области. Закончила филологический факультет Пермского университета в 1970 году. Работала на кафедре языкознания в университете, библиотекарем в школе, учителем рисования в детском доме. Публикуется с 1980 года (журнал "Урал"). Автор 6 книг. Публикуется в центральных журналах: "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Континент". В соавторстве с мужем Вячеславом Букуром написала "Роман воспитания", который вошел в шортлист премии Букера 1996 года. Имеет премии журналов "Знамя" и "Новый мир". Замужем, 4 детей. 1. Радуга каждый день. Пермское книжное издательство, П, 1987 . 2. Родные люди. Москва. "Молодая гвардия", М, 1990 . 3. Вся Пермь. "Юрятин", П, 1996 . 4. Любовь в резиновых перчатках. " Лимбус ", Спб, 1999 . 5 . Дом со всеми неудобствами. "Вагриус", М, 2000 . 6. Подсолнухи на балконе. "У-фактория", Екб, 2002.

Нина Горланова и Вячеслав Букур

Букур Вячеслав Иванович 1952 г.р. Родился в 1952 в Губахе Пермской области, прозаик, писатель-фантаст. Член Союза российских писателей (1991). Окончил среднюю школу в д. Киевке (Казахстан). Поступил в Карагандинский мединститут (не окончил). В 1974 приехал в Пермь. Поступил на филфак ПГУ, окончил в 1980-м. Публиковаться начал с 1977-го. Участник Всесоюзного совещания писателей-фантастов и приключенцев (Свердловск, 1978). Работал редактором отдела художественной литературы Пермского книжного издательства, грузчиком, сторожем, методистом в военном училище, учителем иврита. Публикации в газете “Молодая гвардия”, в сборниках“Молодой человек”, “Литературное Прикамье ”, “Поиск-81”, в журналах “Урал”, “Новый мир”, “Континент”, “Октябрь”, “Звезда”. Автор (в соавторстве с Н. Горлановой) романа “Роман воспитания” (“НМ” 1995, №8-9, шорт-лист Букеровской премии 1996 г.), повестей “Лидия”, “Тургенев, сын Ахматовой”, “Учитель иврита” и др. Рассказ “Он меня отремонтировал” опубликован в журнале “Советская литература за рубежом” на испанском, английском, немецком и польском языках. Лауреат областной премии в области культуры (1996). Живет в Перми. Муж Н. Горлановой.

Киршин Владимир Александрович 1955 г.р. Родился в 1955 году в городе Веймар, ГДР. С 1958-го живет в Перми. Окончил Пермский политехнический институт (1981). Член Союза писателей (1992). Лауреат областной премии в сфере культуры и искусства (2001). Дипломант журналистского конкурса им. Аркадия Гайдара (2006, 2007). Участвовал в коллективных сборниках “Литературное Прикамье –87”, “Истоки” (Москва, 1990), “Пульс–90” (Пермь), “Поиск –92” (Пермь), “Третья Пермь” (2001), “Литературная Пермь” (2003-2011). Печатался в журналах: “Литературная учеба” (Москва), “Белый лист” (Уфа), “Несовременные записки” (Челябинск), "Уральская новь" (Челябинск), «Флорида» (США), “Пресс-Центр” (Пермь), «Шпиль», «Вещь» и др. Сотрудничает с газетами, интернет-изданиями.

Тематика его многочисленных публикаций широка, стилистика многообразна: художественные, публицистические, имиджевые очерки, портреты деятелей культуры и искусства, политиков и бизнесменов, видеопортреты писателей, документальное кино и WEB-дизайн. Сектор внимания - практически круговой: образование, медицина, строительство, информационные технологии, проблемы правосознания, жизнь национальностей и т.д.

Майя: Фуга для струнного акцентуанта и выдающейся крокер -группы "Комиссия мысленного участия" / Литературное Прикамье. - Пермь: Кн.изд -во, 1990. Ничья: Повесть. Рассказы. - Пермь: Кн.изд -во, 1991. Солдат на болоте: Сказка для больших и маленьких с одним началом и восемью концами. - Пермь: Издательство "Пресс-центр", 1997 . Дед Пихто: Цикл прозы. - Пермь: Издательство 2000. Рец: Ризов Д. Душа полна и сном, и явью... // Звезда. - 2000 . Рец: Абашева М., Букур Вяч. Месторождение по имени Киршин // Пресс-центр. - 2000. - №7. Солдат на болоте: Сказка для больших и маленьких с одним началом и восемью концами. - Пермь: Издательство "Пермская книга", 2001 . Частная жизнь: Очерки частной жизни пермяков, 1955-2001. - Пермь: Издатель И.Максарова, 2003. Рец: Баталина Ю. Назло всем идеологиям // Новый компаньон. - 2004. - 3 февраля. Рец: Гашева К. "Жизнь приватна. Такой сюжет" // Деловое Прикамье. - 2004. - 3 фев. Рец.: Дрожащих В. В жанре частной жизни // Профсоюзный курьер. - 2004. - 5 фев. Рец: Копейщиков П. Вопреки Гераклиту // Новый компаньон. - 2004. - 3 фев. Рец: Зайцева Е. Все на сдачу ГТО! // Пермские новости. - 2004. - 13 фев. Рец: Раков В. Частная жизнь как она есть и как ее нет // Университет. – 2004. Водопроводная сага: Сборник очерков о работниках системы водоснабжения и канализации г. Перми. – Агентство «Стиль МГ», 2006. – 192 с. (45 очерков – публикации газеты «НОВОГОР»). Художник Д.Кононов. Дюймовочка: Рассказ. - Пермь, ООО "ДПС", 2007, 2014. - 40 с. Художник Н. Кацпаржак. Частная жизнь: Очерки частной жизни пермяков, 1955-2001. - Пермь: Продюсерский центр "Июль-медиа", 2009. Проект "Пермь как текст" А. Иванова. Предисловие В. Ракова. Гарибальди Весельчак: Рассказ. – Пермь, Изд. «Дар», 2010. – 36 с. Художник О.Давыдычева. Хочу быть взрослым: Рассказ. – Пермь, ООО «Политрук», 2012. – 72 с. Художники: Марина Хакимова, Мария Кривощёкова, Наталья Макарихина, Анна Марамыгина. Кваквабус, или Страшные приключения детей на Чусовском водозаборе: Рассказ. – Пермь, « UICG », 2014. – 80 с. По заказу ООО «НОВОГОР- Прикамье ». Художник Артём Кутергин. Основные издания

Игорь Тюленев Игорь Тюленев родился в посёлке Новоильинск Пермской области. Автор 17 сборников стихов и более ста публикаций во всесоюзных альманахах, сборниках, литературно-художественных журналах. Многие сборники стихов и поэтические публикации Игоря Тюленева отмечены литературными премиями и победами во всесоюзных и всероссийских поэтических конкурсах. В том числе он является лауреатом Всесоюзного конкурса имени Николая Островского и Всероссийской литературной премии "Традиция". Игорь Тюленев учился в литературном институте - творческий семинар Юрия Кузнецова. Книги поэта выставлялись на 25 Парижском книжном салоне во Франции (2005), на ХIII Международной книжной ярмарке в Пекине (2006)а также в Женеве и Москве (2004),(2005). Член СП России. Живёт в Перми.

Лесной посёлок. В окнах Кама. И у завалинки втроём – Отец с сестрёнкой, рядом мама, А я сбежал за окоём. Вернуться в круг былой стараюсь, Скользя по жизненному льду... И всё же, сколько ни пытаюсь, В тот объектив не попаду. ФОТОГРАФИЯ

Ребята, был ли я в Париже? Конечно, был! Вопрос смешон. Там были "меченый" и "рыжий", Прорабы бездны с кодлой жен. Тебя таможенник встречает, Когда садится самолёт. Он за себя не отвечает, Шмонает прибывший народ. Кого-то просит снять фуражку, Кого-то брюки и трусы. Дочь буржуина хвать за ляжку В чулках невиданной красы. Неужто к стрингам прицепила Ракету от системы "Град"? Что взять с меня? - Топор да вилы, Что я заныкал в полисад. Когда-то здесь стоял Есенин, Спускал, как свору псов, слова. Март. Настроение весеннее, И ты податлив, как трава... Таможня паспорт возвращает, Но негр вам честь не отдаёт. И вот Париж тебя глотает, Открыв огромный женский рот.

Наталья Сова 1970 г.р. Под именем Наталия Сова пишет Наталия Владимировна Белоусова. Родилась в 1970 году в Перми. Окончила Пермский институт культуры и искусства и Высшие литературные курсы в Москве. Работает преподавателем музыки, концентирующий музыкант. Печаталась в журналах «Фантом» (2001), «Лавка фантастики» (2002) и в сборнике «Новые писатели» (2003). Автор книг «Королевская книга» (М, 2005), «Счастливые» (Пермь, 2009)

Здесь, на краю земли Жанр: Фэнтези Аннотация: XtraVert писал(а):Каждая постройка должна быть поставлена там, где ее задумал Господь Бог. Замкам, крепостям и храмам отведены особенные места на земле. И есть мастера, предназначение которых находить такие места, и помогать строить по всем правилам…

Королевская книга Жанр: Социально-психологическая фантастика Аннотация: Великое Заклятье, поразившее древнюю страну, напрямую связано с жизнью молодой современной женщины и ее загадочного друга. Оказывается, поступки каждого человека отзываются эхом во множестве миров, о существовании которых он и не подозревает. Книга рассказывает о чудесном и обыденном, королевских войнах и кухонных спорах, о любви и предательстве…

Жанр: Фэнтези Аннотация: Окна на постоялом дворе близ Флангера были открыты настежь и источали тусклый свет. Внутри стоял чад, в душной желтой мгле шло веселье - некий странник угощал ужином и вином всех без разбору - проезжих горожан, купцов, бродячих ремесленников и нищенствующих монахов. Все давно были пьяны, вопили кто во что горазд, кто-то пытался плясать, кто-то, по-братски обнимая соседа, рассказывал о скорбной жизни своей. Виновник нежданного праздника - хрупкий, улыбчивый молодой человек в новом, очень добротном дорожном одеянии - сидел у окна, поглаживал пламя свечи, попуская его между пальцами, и с интересом следил за происходящим… Оэл -менестрель

Литературный псевдоним Муксиновой (Стерляговой) Светланы Евгеньевны, родившейся в г.Чердынь Пермской области 17 декабря 1983 г. в семье инженеров-геофизиков. В 2001 г. она закончила гуманитарный класс школы № 93 г.Перми, в 2006 Пермский государственный педагогический университет (факультет физической культуры). В 2007 получила второе высшее образование, закончив Пермский государственный университет (экономический факультет). Закончила Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № 1 г.Перми. Мастер спорта по легкой атлетике, неоднократный чемпион г.Перми и Пермской области по бегу, по бегу с барьерами. Литературную деятельность начала в 1998 г. в газете «Молодежная часть света» (г. Пермь). Затем сотрудничала с редакциями газет «Пермские новости» (г.Пермь), «АиФ- Прикамье » (г.Пермь), «Почто-РИНГ» (г.Пермь). В 2000 г. заняла 2 место в конкурсе юмористического рассказа, проведенном пермской газетой «Почто-РИНГ». С 2000 г. сотрудничает с редакцией журнала «Уральский следопыт» (г.Екатеринбург). В «УС» опубликованы около десяти рассказов Светлана Эст 1983 г.р.


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Проект «Поэты 20 века о Родине и природе».

Иллюстрированный сборник стихотворений

«Родная природа в русской поэзии»

(с учебно-демонстрационными материалами)

2017 год

Цель урока: создать условия для работы над проектом, учить определять поставленную задачу в работе, внести в проект свои идеи, учить защищать свой проект.

Формируемые умения (УУД). Планируемые результаты

Личностные: обучающийся демонстрирует любовь к поэзии и природе, родному краю.

Метапредметные:

Познавательные: обучающийся сознает учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: обучающийся планирует необходимые действия.

Коммуникативные: обучающийся получает информацию, выражает свое мнение, информирует добытыми знаниями учащихся в своей группе.

Предметные: обучающийся знает основные сведения о поэтах 20 века и работает в группе, различает понятия «поэзия о природе, Родине и родном крае».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, выставка книг, материал для проекта.

Учебно-демонстрационный материал:

    Портреты писателей.

    Иллюстрации.

    Фотографии видов природы.

    Страницы созданного сборника.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

    Мотивация (самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении языка и речи.

Эпиграф урока:

Не то,что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык!

Ф.И.Тютчев

Учащиеся готовят маршрутные листы долгосрочного проекта.

Внимательно читают и обдумывают высказывания, выделяют ключевые слова, определяют главную мысль.

(Ответы учащихся:

Природа – это наш родной дом!

Природа – это волшебный мир, мир реального и фантастического!

Люди! Давайте беречь природу!)

Слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами на уроке создадим для нашей библиотеки иллюстрированный сборник стихотворений «Родная природа в русской поэзии».

Вам было задано собрать группой материал для сборника и выполнить задание по учебнику (стр.171)

Год 2017 объявлен Годом Экологии. Действительно. Вся красота – в природе!

Разберемся с маршрутным листом для команды.

Учащиеся осмысливают сказанное и выделяют главное. Перечитывают задание на странице 171 учебника.

Обучающиеся включились в процесс.

Готовят по группам рабочий материал. Определяют,

Обучающиеся работают с маршрутным листом.

    Актуализация знаний и пробное учебное действие. (Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в парах.)

Что мы будем сегодня делать на уроке?

Что должны сделать?

Учащимся предлагается повторить алгоритм действия и распределение обязанностей: содержательная, эмоциональная и т.д.)

Учитель подходит к учащимся, просматривает подготовленный материал, при возможности дает советы, помогает, если нужно расположить материал.

Обсуждение оформления сборника. Выбор и расположение собранного материала. Расположение текста и иллюстраций на листе.

    Определяют деятельность работы каждого в группе.

    Располагают собранный материал.

    Художественно оформляют материал.

    Готовят выступающих.

    Учащиеся 3 группы работают с двумя группами и определяют с ними оформление обложки (каждая группа им должна предложить свой вариант, а они определяют выбор.)

Работа над проектом.

    Выявление места и причины затруднения. (Обсуждения результатов.)

Трудно ли было работать с этим заданием?

Как вы думаете, ребята, почему?

Что необходимо знать человеку, чтобы его общение с другим человеком было интересным и понятным?

Ребята, а как вы думаете, почему поэты обращаются к теме природы?

Проведение физминутки.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте, мои друзья,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

(Ребята выполняют движение в соответствии с текстом)

Трудно, затруднительно, легко.

Этому нужно упорно и терпеливо учиться, быть вежливым, считаться с мнением другого, советоваться, доказывать свою точку зрения и прислушиваться к хорошим советам, а когда трудно попросить помощи у старших.

Учащиеся просматривают свои страницы (у каждой группы их 4).

Учащиеся работают с учебником, читают выразительно стихотворения, материал об авторах (ими выбранный) и высказывают свое мнение, делают выводы.

Действия учащихся: обсуждают, выделяют, высказывают мнения.

Люди научились говорить, потому что нуждались в общении, и они понимали, что знания нужно хранить и передавать.

Научились говорить – устное общение.

Хранить знания – письменное общение.

Устное и письменное общение.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Раскрытие сущности понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимает ее на себя.

Учитель организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Обучающиеся просматривают и корректируют страницы сборника.

Защищают страницы сборника (читают выразительно), определяют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Заключительная беседа по вопросам.

Что нового узнали на уроке? О чем говорили?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку вашей работе?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют дневник достижений.

    Домашнее задание.

Выучить наизусть одно стихотворение (по выбору).

Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию. Записывают задание в дневники.

    Организационное окончание урока.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Листы достижения

Учебно-демонстрационный материал

Приложение 1

Лист планирования и продвижения по заданию (Группа 1 – 2)

Что делаем

Кто выполняет

Отметка о выполнении

    Готовим листы для сборника

    Оформляем портреты поэтов

    Пишем и готовим информацию о поэте

    Выбираем иллюстрации

    Распределяем материал на листе и готовим лист к выпуску

    Защищаем работу

Материалы:

Первая группа – А.Блок, С.Есенин, Н.Рубцов

Вторая группа – И.Бунин, И.Рождественский, А.Прокофьев

Название команды_______________________________________________________________________

Наш проект называется «Поэты 20 века о Родине и природе»

Иллюстрированный сборник стихотворений «Родная природа в русской поэзии»

Какие поты будут представлены в сборнике:

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

Дата завершения выполнения проекта____________________________________________________

Что делаем

Кто выполняет

Отметка о выполнении

    Готовим листы для сборника

    Оформляем обложку и название

    Пишем и готовим информацию к читателям

    Выбираем иллюстрации

    Готовим рисунки и раскрашиваем

    Распределяем материал по страницам

    Верстаем сборник

Лист самооценки (урок-проект)

5 класс

Название группы_________________________________________________________________________

Фамилия и имя___________________________________________________________________________

Критерии оценки

Оцениваю себя по баллам

Активно работал в группе

Выполнял свои обязанности

Соблюдал культуру общения

Понравилось работать с проектом

Принимал участие в защите проекта

Оценочная шкала

Баллы

Оценка

Оценка__________________________________

Проверил учитель_________________________

Приложение 3

Александр Александрович Блок (1880 – 1921)

А.Блок родился в Петербурге. Писать стихи начал рано. Окончил петербургскую гимназию, затем юридический факультет Петербургского университета. Основной темой своего творчества Блок считал – тему Родины и природы. В его стихотворении «О, весна без конца и без краю…» звучит гимн природе и любви к Отечеству. Поэт радуется всему вновь рожденному, принимает весну с радостью и восторгом. Рождение с весной всего нового, цветущего и сочного – говорит о великой красоте его Родины.

О, весна без конца и без краю

О, весна без конца и без краю…

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила Весна!

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье. С 1904 – 1912 год учился в Константиновском земном училище. С детства писал стихи. В 1915 году он приезжает в Петроград, встречается с александром Блоком, который высоко оценивает его стихи и помогает их издать. Главные темы его стихотворений – это его родина, русская деревня, деревенская природа, устное народное творчество. Есенин известен, прежде всего, как поэт – лирик. Его пейзажная лирика светла, задушевна, музыкальна. Но самая главная тема есенинской поэзии – Россия, любовь к родному краю, природе…

Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

В этом стихотворении поэт рисует позднюю осень. Солнце колесом скатилось за синие горы. Рыжий месяц у Есенина похож на жеребенка – он яркий – значит, наступят холода. Так красиво и образно может изобразить только поэт.

Николай Рубцов (1936 – 1971)

Николай Михайлович Рубцов родился в поселке Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска. Перед самым началом войны семья переехала в Вологду. Отца призвали на фронт, а мать вскоре умерла. Николай попал в детский дом. С 7 до 14 лет он находился в Никольском детском доме, недалеко от города Тотьма. Учился Коля хорошо. Учился в техникуме. Служил на военном корабле. Писал стихи, окончил Литературный институт. Природа Тотьмы, которая врезалась с сиротского детства, оставила в памяти самые прекрасные картины и краски. За свою недолгую жизнь он успел издать 4 книги. Большой успех имела книга «Звезда полей» - о Родине и природе.

Утро

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети, -

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг – везде о них тоскую.

И разлюбив всю эту красоту,

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

Иван Бунин провел свое детство и юность в деревне, на хуторе Озерки, в Орловской губернии. Он был очень наблюдательным ребенком, ему нравились все времена года. Менялись картины природы, менялись впечатления и переживания мальчика. Когда Бунин стал поэтом и стал писать стихи о русской природе, он вспоминал картины своего детства. А нам, когда читаем стихи Бунина, каждый раз кажется, что смотрим мы очень хорошую картину, написанную тонкой и точной кистью, необыкновенно свежими и нежными красками. Читателям мы предлагаем познакомиться со стихотворением «Олень». Кажется, что олень бежит, «откинув тяжкие рога», а мы в густом ельнике, а кругом глубокий снег и на снегу следы бегущего оленя.

Олень

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб –

И много хвойных крестиков остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

И снова след, размеренный и редкий,

И вдруг прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

Тема Родины звучит у поэта с гордостью. Описывая зимний ельник у дороги, лирический герой замечает прекрасного хозяина тайги – оленя. Он напоптал тропинок, сбросил с веток хвойные иголочки, зубами елку скреб, делал красивые прыжки. Олень очень красив и величественен у Бунина.

Александр Андреевич Прокофьев (1900 – 1971)

Александр Андреевич родился в 1900 году в деревне Кобона (ныне Ленинградская область). Родился в семье крестьянина-рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1920 году окончил Петроградский учительский институт. С 1923 года учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов. В 1922 – 1930 годы служил оперуполномоченным в органах ЧК. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности. На стихи Прокофьева были написаны песни.

Все ветер да ветер…

Все ветер да ветер.

Но ярко, но броско

В зеленом берете

Выходит березка

Как вышла, как встала,

Как небо достала

И в солнце весеннем

Мне в сердце запала!

Под солнцем, под ветром,

Под небом России,

В лугу незаметном, где травы косили;

Где речка бежала,

Как синяя строчка,

Росинка дрожала

На каждом листочке;

Где вихри трепали

Калинку-малинку.

Где лютики спали.

Как братья в обнимку.

Игнатий Дмитриевич Рождественский (1910 – 1969)

Жизнь и творчество Игнатия Рождественского связаны с Сибрью, Красноярским краем. В молодые годы он работал в г.Игарка учителем русского языка и литературы. Учил будущего писателя В.П.Астафьева. Витя в 4 классе написал сочинение о себе, которое легло в основу рассказа «Васюткино озеро». Игнатий Дмитриевич точно высоко оценил работу мальчика. В свободное время И.Д.Рождественский писал стихи, печатался в журналах и газетах. Превосходное знание и восторженная влюбленность в суровую красоту его природы он вложил в свои произведения. Он – певец родного Красноярского края.

Север

Он тебе покажется угрюмым;

Тишина, белесый небосвод…

Горький дым над заметенным чумом

Одиноким облачком плывет.

Тишина… И, может быть, не сразу

Ты заметишь в сумрачной ночи,

Как в снегах невидимые глазу,

Непокорно плещутся ключи.

Как в мохнатом облаке поземки,

На пластах полярной мерзлоты

Вырастают гордо камнеломки –

Голубые смелые цветы…

Здесь тепла земле недоставало,

Люди здесь суровые на взгляд,

Здесь к тебе присмотрятся сначала,

А потом с тобой заговорят…

Так красиво описать природу Севера может только тот человек, который здесь жил, который его любит и принимает таким, какой он есть. Автор отмечает, что Север суров, а люди здесь самые добрые и отзывчивые.

Литература

    Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М. «Просвещение». 2016 г.

    Сборник «Родные поэты». Стихотворения русских поэтов-классиков 19 и начала 20 века. Издательство «Детская литература». Москва. 1966 г.

    Прокофьев А. «Россия стоит на границе». Избранное. «Современник» М. 1972 г.

    И. Рождественский. Избранное «Я к Енисею прихожу, как к другу». Красноярское книжное издательство. 1980 г.

    Н.Рубцов. Стихотворения. Издательство «Транзиткнига». М. 2006

ПРОЕКТ

«Поэты 19-20 века»

Руководитель проекта:

Людмила Валитовна

Подготовил проект: ученик 5 класса

Кулаков Артем

с.Николаевка

2016 г

Паспорт проекта

Название проекта : «Поэты 19-20 века»

Руководитель проекта: Л юдмила Валитовна

Вид проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий

Учебный предмет : литературное чтение

Цель проекта :

Сформировать представления о творчестве поэтов 19-20 века; интерес к знакомству с русской поэзией;

Привить любовь к чтению; сформировать умение читать и воспринимать лирику,

Научиться находить и анализировать информацию;

Развивать эмоциональную выразительность речи

Задачи проекта :

Расширить кругозор, развить литературное мышление

Познакомиться с жизнью и творчеством поэтов 19-20 века; привить интерес к их творчеству.

Отработать навык выразительного чтения стихотворений русских поэтов, пересказа статей учебника о жизни и творчестве поэтов

Развивать умение анализировать поэтический текст

Обогащение словарного запаса; развитие памяти;

Создать условия для познавательно-исследовательской, творческой деятельности;

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения,

Способствовать развитию интереса к творчеству писателей.

Предмет исследования: поэты 19 – 20 века

Актуальность: Через произведения поэтов 19-20 века способствовать формированию интереса к чтению художественной литературы. В настоящее время, время телевидения, а не чтения стараться привить любовь к сказкам, стихотворениям, поэмам и т.д.

Этапы проектной деятельности:

1 этап: мотивационный – поставить перед собой цели, задачи.

2 этап : подготовительный – подбор иллюстративного, музыкального материала (иллюстрации, картины, фотографии); подбор познавательной и художественной литературы. Найти есть ли дома книги поэтов 19-20 века

3 этап : практический – рассмотреть портреты поэтов 19-20 века, вспомнить, что я знаю об их жизни и творчестве, изучить литературу о жизни и творчестве поэтов 19-20века

4 этап : заключительный – подготовить презентацию о творчестве поэтов 19-20 века, которая сопровождается красочными иллюстрациями, наглядными материалами об их творчестве

5 этап : итоговый – оценка деятельности по проекту

Реализация проекта

Изучение творчества поэтов 19-20 века.

Чтение литературы.

Мои любимые стихотворения

Анализ найденного материала

Составление доклада, презентации

Доклад «Поэты 19-20 века»

Произведения поэтов 19-20 века, которые и до сегодняшнего дня несут в себе смысл, таят неописуемые переживания, позволяют почерпнуть что-то незабываемое. Казалось бы, что можно нового узнать из русской поэзии известных поэтов, ведь с момента их создания прошло очень много времени? Представьте, Вы берете в руки в очередной раз до боли знакомое произведение и погружаетесь всем сознанием в него, переживая, а также соучаствуя одновременно. И вот, глаза останавливаются на знакомой строчке, которая попадалась в поле зрения тысячу раз, но ей никогда не уделяли внимания. Над ней никогда не задумывались. Что хотел ей выразить автор? Что хотел подчеркнуть и показать? В данный момент это волнует больше всего. Вдруг в ней кроется смысл отношений, смысл человеческой сущности и понимания, и очень важно найти золотую середину. Именно такими моментами славится поэзия, передающая букет эмоций всем своим почитателям и истинным любителям прекрасного.

Только русская поэзия является всемирно признанной, только она заставляет задуматься о существующем промежутке жизни. Лишь с помощью нее можно открыть свое сердце.

Русская поэзия – невероятное сочетание могущества и в тот же момент утонченности. XIX - XX век поражает своим идеализмом. Этот промежуток хранит в себе множество происшествий. В это время произошли события, кардинально изменившие будущее.

Но знаете, что осталось неизменным? Поэзия. Несмотря на все болезные события, несмотря на преследование и ущемления, необъятный мир поэзии ежедневно пополнялся новыми произведениями и переживаниями, которые в настоящее время являются достоянием прошлого. Ради этого жили они, еще не прославившиеся личности, и ради того, чтобы показать нам героизм народа. Про любовь воспето множество поэм и написаны тысячи стихотворений. Обращаясь к ним, каждый найдет что-то свое, ведь автор рассказывал не только про собственные переживания и неразделенную любовь, он пытался донести до окружающих смысл, а также возможности реализации своих целей. Каждому из них это удалось, и их труд продолжает показывать подрастающему поколению, какой может быть трагедия, какой предстает настоящая любовь, как побороть одиночество и уныние, когда кажется, что нет больше сил и на вздох.

Для более взрослого поколения это шанс возвратиться от ежедневной суеты в мир добра и чуткости, воспылав надеждами на далекое будущее. Что может быть прекраснее выражения доступным языком и в тот же момент некой загадкой, нежели русская поэзия?

Миллионы произведений и стихов переведены на самые разные языки. Все люди мира имеют представление о жизни русского народа и это великая честь для каждого, ценящего настоящее искусство. Поэты помогают нам осознать, кем мы являемся и, опираясь на описанный опыт, принять правильное решение. Неважно, какое будет от него последствие, ведь иметь собственное мировоззрение это лучшая награда, полученная от ознакомления с ней – русской поэзией!

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия.

Давайте познакомимся с жизнью и творчеством некоторых из них.

Поэзия Тютчева Ф.И. – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Как поэт Тютчев сформировался к концу 20-х годов. В основе тютчевской лирики лежит проникновение в мир природы. Природа у него полна противоречий, насыщена звуками, красками. Читатель видит и слышит, как живёт природа, что совершается в ней, как она дышит. Тютчев приоткрывает нам тайны природа, помогая постигать их.

Поэзия Тютчева – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, к природе, к Родине. Язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Язык Тютчева поражает своей красочностью, живостью. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг. Иногда поэт даже обожествляет природу, пытаясь разгадать ее тайны.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Некрасов был «лириком необычайной силы». Утверждают, что «чистой» пейзажной лирики у Некрасова почти нет: природа воспринимается им не сама по себе, а непременно в единстве с человеческой жизнью. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Все, о чем пишет поэт, переживающий близость с миром природы, легко представить, увидеть, услышать. Пейзаж его конкретен, детален, образ России целен и величав.

Александр Блок – яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция – не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Поэзия Анны Ахматовой – неотъемлемая часть русской и мировой культуры. В русской поэзии 20 века лирика Анны Ахматовой – неповторимое, своеобразное явление. Голос ее стал голосом женщины. Почти впервые о любви заговорила та, которой было принято поклоняться, но которую не принято выслушивать. Поэтесса является читателю как тонкий лирик. Но самой главной любовью в жизни Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она пишет после, что «ложимся в нее, и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Об обновлении человека А.Ахматова по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…». Наступает весна – и все на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами – дом, песня, -- обновлено дыханием весны, мысли чувства овеяны весенней свежестью, все вокруг становится легким и неузнаваемым.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Сергей Эфрон. Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Сергей Есенин – певец Руси. В его искренних и откровенных стихах мы слышим что-то родное и близкое. Стихотворения поэта полны сердечной теплоты, нежности, искренности. «Чувство родины – основное в моем творчестве», -- писал Есенин. С детства перед его взглядом открывались чудесные картины родной природы. Он любовался ими, впитывал в себя народное поэтическое ощущение мира. Русь Есенина – это постоянное ощущение красоты, гармонии, раздолья. Сергей Есенин до боли любил все родное: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье

Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в г.Воронеже. В 1853 году было напечатано первое стихотворение Никитина “Русь” , которое принесло ему литературную известность. Поэт создаст стихи о Родине, о р усской природе, о людях труда: “Зимняя ночь в деревне “, “Пахарь”, “Ночь извозчиков” , “ Пряха” и др. Никитин был крепко связан со своей землей и от неё получал мощь и крепость.

Одно из лучших стихотворений поэта – “Утро” . Оно наполнено живыми красками, звуками и запахами, изображает гармонию мира природы и человека.

Слайд 1

Русские писатели и поэты 20 века

Пути русской литературы ХХ века

Слайд 2

Введение.

Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже 19-20 века. Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г; Русско – японскую войну 1904-1905гг; Первую мировую войну 1914-1918гг; Гражданская война Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.

Слайд 3

Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм. Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время: « Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…». Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей вовсех областях жизни.

Слайд 4

Направления в литературе ХХ века.

Реализм (Толстой Л.Н.,Чехов А.П.,Короленко В.Г., Куприн А.И., Бунин И.А.Горький А.М и др. Модернизм Символизм (В.Брюсов, А.Блок) Акмеизм (Н.Гумилёв, А.Ахматова) Футуризм (В.Хлебников, В.Маяковский) Имажинизм (С.Есенин).

Слайд 5

Работа с учебником

Задание: откройте учебник на странице 29 «Литература ХХ века. Штрихи к портрету». Чтение по абзацам с остановками для просмотра демонстрационного материала. Итак….ХХ век- век военных и революционных потрясений….

Слайд 6

Лев Николаевич Толстой

Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина. 1887 год.

Слайд 7

Антон Павлович Чехов

Основные темы творчества - идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).

Слайд 8

Иван Алексеевич Бунин

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал.

Слайд 9

Александр Блок (символист)

Александр Блок. Портрет работы И. К. Пархоменко. 1910 год.

Слайд 10

Андрей Белый (символизм)

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности.

Слайд 11

Николай Гумилёв и Анна Ахматова (акмеисты)

Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном - будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым. 1915.

Слайд 12

Хлебников Велимир (футурист)

ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.

Слайд 13

Владимир Маяковский

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович , русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов.

Слайд 14

Марина Цветаева

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе - 1926).

Слайд 15

Сергей Есенин (имажинист)

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов

Слайд 16

Владимир Набоков

НАБОКОВ Владимир Владимирович (12 (24) апреля 1899, Петербург - 3 июля 1977, Монтре, Швейцария), русский и американский писатель; прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик.

Слайд 17

Алексей Ремизов

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957), русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературу и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). В 1921 эмигрировал.

Слайд 18

Марк Алданов

АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) , русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).

Слайд 19

Максим Горький

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.

Слайд 20

Михаил Шолохов

ШОЛОХОВ Михаил Александрович (1905-84), русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического,Труда (1967, 1980).

Слайд 21

Николай Островский

ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (1904-1936), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-1934; некоторые главы не были пропущены цензурой) - о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) .

Слайд 22

Александр Твардовский

ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (1910-71), русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950-54, 1958-70). Поэма «Василий Теркин» (1941-45) - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны

Слайд 23

Константин Симонов

СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915-79), русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).

Слайд 24

Юрий Бондарев

БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983).