Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -кос- и -кас. Как пишется «кас — кос». Указатель слов к разделу «Орфография Словарные слова с корнем кас кос

Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
  • воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

МАСЛЕНИЦА

Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.

На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.

То “Масленица” веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!

2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

Задание №1.

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

3. Работа с текстом. (Задание №2)

А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)

Задание №2

Из газетных строк:

Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

В какой части слова пропущены буквы?

Что такое корень?

Давайте выпишем корни из слов.

Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ

ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ).

Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- - , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • К…снуться чуда.
  • Радостное предпол…жение.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Расположить у костра.

4. Выборочный диктант

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)

6. - - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

7. Творческая работа.

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

Мы сегодня правила учили, Лаг- и лож- мы тоже изучали,
Что в корнях нам - кос- и- кас- писать, Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли
Если суффикс – а -, И тетрадь записывали все.
То в корне тоже. Если суффикс –а-,
Если нет ее, то -о –пиши, То в корне тоже,
Все запомнить сможем Если нет его, то –о- пиши.
И себе поможем, Все запомнить сможем
Все запомнят это я и ты. И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.

8. Рефлексия урока.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!

На уроке анализируется написание гласных в корнях КОС - КАС. Вы узнаете об условиях выбора гласной в этих корнях.

Тема: Словообразование. Орфография

Урок: Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Рассмотрите следующие пары однокоренных слов со значением «дотрагиваться до чего-либо»:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Как узнать, в каких словах пишется корень КАС, а в каких - КОС? Ответить на этот вопрос помогут анкетные, биографические данные этих корней.

Корень КОС очень ленивый. Он постоянно любит спать. Поэтому корень КОС работает только в тех словах, в которых спряталось слово СОН и его словоформы - сна, сну, сне, снись.

В отличие от своего близкого родственника, корень КАС никогда не ленится. Ему не дает спать суффикс -А-, стоящий за этим корнем и заставляющий его много работать.

Еще раз обратимся к примерам:

К…саться - к…снуться

К…сайся - прик…снись

Внимательно приглядитесь к графическому облику каждого из этих слов. В каких из них мы можем отыскать «ленивое» слово СОН и его формы, которые играют с нами в прятки? Правильно: к…снуться, прик…снись . В этих словах «спрятались» ленивые «сну» и «снись», при них всегда находится корень КОС. Поэтому мы пишем коснуться, прикоснись с буквой О в корне.

В словах к…саться, к…сайся можно увидеть суффикс -А-, имеющий властный характер. Он всегда командует корнем КАС и заставляет его постоянно трудиться. Поэтому мы пишем касаться, касайся с гласной А в корне.

Корень КАС дружит с суффиксом -А-, а корень КОС недолюбливает этот суффикс и дружит с ленивым словом СОН и его словоформами.

Запомнить, когда пишется корень КАС, а когда КОС, позволяет следующее стихотворное правило:

Чтобы нам не ошибаться.

Когда КАС должен писаться,

А когда напишем КОС,

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс -А-?

КАС напишем мы тогда.

Если нет за корнем -А-,

КОС напишем вы всегда.

А теперь прочитаем, как это правило формулируется в учебнике по русскому языку:

В корнях КОС и КАС в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-, и буква О, если этого суффикса нет.

Домашнее задание

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите «четвёртое лишнее» в каждой строке.

К..сой, к..стрюля, к..сяк, к..сание.

К..скад, к..стер, к..сательная, к..стюм

К..сатка, прик..сновение, к..сынка, к..стыль.

К..са, к..сатик, к..суля, к..сательство

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

6 класс
Билет №1
1. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
Билет №2
1. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические при-
знаки, роль в предложении. Начальная форма.
2. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Билет №3
1. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в пред-
ложении.
2. Правописание безударных гласных корня: проверяемых, непроверяемых, чередующихся.
Билет №4
1. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении.
2. О и Ё после шипящих в корне, в суффиксах и окончаниях.
Билет №5
1 . Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательный разбор.
2. Правописание приставок на з (с).
Билет №6
1 . Местоимение как часть речи.
2. -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.
Билет № 7
Причастие, его грамматические признаки, роль в предложении.
2. Не с разными частями речи.
Билет №8
1.Степени сравнения имен прилагательных.
2. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные числительные
Билет №9
1.Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные
числительные.
2.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
Билет №10
2.Корни с чередованием и-е, их правописание.
Билет №11
1.Второстепенные члены предложения.
2.Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.Билет №12
1.Предложения с однородными членами и пунктуация при них.
2.Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Билет №13
1.Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс.
Однокоренные слова и формы одного слова. Порядок морфемного разбора.
2.Предложения с обращениями.
Билет №14
1.Предложения с прямой речью. Диалог.
2.Отрицательные и неопределённые местоимения. Правописание отрицательных и неопределенных
местоимений.
Билет №15
1.Деепричастие, его наречные и глагольные признаки, его грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
2.Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Билет №16
1. Прямая речь. Пунктуационное оформление прямой речи.
2. Морфемика: окончание, основа, приставка, суффикс, корень. Однокоренные слова и формы одного
слова. Порядок морфемного разбора.
Билет №17
1.Образование сложных существительных. Правописание сложных существительных. Определение
рода сложных существительных.
2. Буквы Ы - И в корне после приставок.
Билет №18
1.Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные
предложения.
2. Правописание корней -кос-//-кас-; -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (-ращ).
Билет №19
1.Главные члены предложения и способы их выражения.
2.Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалек-
тизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Билет №20
1. Второстепенные члены предложения.
2.Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
Билет №21
1.Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и
притяжательные.
2.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
Билет №22
1.Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прила-
гательных с основой на шипящий
2.Правописание гласных Ы-И после Ц в различных морфемах.Билет №23
1.Омонимы. Синонимы. Антонимы.
2. НЕ с причастиями.
Билет №24
1.Лексика. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова.
2.Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Билет №25
1.Сложное предложение: сложносочинённое, сложноподчинённое.
2.Наклонения глагола.
Билет №26
1.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
2.Правописание гласных после шипящих в разных морфемах различных частей речи.
Билет №27
1.Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
2.Полные и краткие формы страдательных причастий; их синтаксическая роль.
Билет №28
1.Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.
2. Собирательные числительные. Склонение собирательных числительных. Дробные числительные и
их склонение.
Билет №29
1.Имя существительное.
Род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа.
Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
2. Словообразование существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов
существительных.
Билет №30
1. Основные способы образования имен прилагательных.
2. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с
местоимениями

Правописание корней с чередующимися гласными

Правописание слов с чередующимися гласными в корнях нельзя проверять подбором однокоренного слова. К ним применяются другие правила.

Корни -гор-/-гар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар-.

Исключения

Без ударения пишется буква -о-

Корни -зор-/-зар-

Под ударением пишется -о-

Без ударения пишется -а-

зóрька, зóренька, зóри

заря, зарница, озарять

Корни -плав-/-плов-.

Корень -плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны .

Например: поплАвок, плАвучий.

Корни –лаг-/-лож.

Правило

Перед -ж- пишется -о-,

перед -г- пишется -а-

полО ж ить – полА г ать

прилО ж ение – прилА г ательное

Корни -раст- / -ращ- / -рос-.

Примеры

Перед -ст- и -щ- пишется -а-.

В противном случае пишется -о-.

вырАсти – вырАщу – вырОс

Корни -кас- / -кос-.

В корне пишется -о-, если за корнем имеется звук -н-.

В противном случае пишется -а-

кОс н уться – кАсаться

прикОс н овения – прикАсания

Корни -скак- / -скоч-.

Перед -к- пишется —а- , перед -ч- пишется —о-

скА к ать – вскО ч ил

скачу, скачи, скачок

(образованы от глагола скакать ).

Корни -б и р-/-б е р-, -д и р-/-д е р-, -м и р-/-м е р-, -т и р-/-т е р-, -п и р-/-п е р-, -ж и г-/-ж е г-, -ст и л-/-ст е л-, -бл и ст-/-бл е ст-, -ч и т-/-ч е т-.

В корнях пишется гласная -и- , если за корнем следует суффикс -а- . В остальных случаях пишется гласная -е-.

С суффиксом –а- пишется –и-

В остальных случаях пишем -е-

raal100.narod.ru

Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-. 6-й класс

Цели урока:

  • Расширить сведения учащихся о чередующихся гласных в корне слова, рассмотрев условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-.
  • Совершенствовать орфографические умения учащихся.
  • Вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову.
  • I. Организационный момент.

    II. Орфографическая работа.

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания.

    Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы.

    (Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней)

    Гласные в корнях слов:

    • Проверяемые.
    • Непроверяемые.
    • Чередующиеся.

    2. Взаимопроверка орфографической работы, дополнительные задания к ней.

    – Какие единицы синтаксиса встретились в работе? Дайте определение.

    – Какие два вида словосочетаний вы помните? Приведите примеры из выполненной работы.

    III. Подготовка к восприятию нового материала.

    (Учащиеся самостоятельно формулируют задачи: З-1-узнать условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-, З-2-научиться правильно писать эти корни,

    З-3-отличать эти корни от похожих проверяемых и непроверяемых корней.

    Задачи учащиеся условно прописывают на полях тетради и в течение урока оценивают результаты своего труда на уроке).

    IV. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

    1.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.

    Учащиеся, наблюдая за примерами, опираясь на графическое обозначение орфограммы, выдвигают гипотезы по условию выбора гласной о или а в корне, учитель по мере необходимости направляет их.

    2.Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование.

    3. Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника, её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник.

    V. Закрепление изученного материала.

    Коснуться воды, касаюсь стены, коснуться вопроса, легкое прикосновение, соприкасаться с огнем, прикасаться к ране, касались этих тем.

    2. Выяснение лексического значения корня -кос-, -кас-:

    1)дотрагиваться до кого-либо или чего-либо,
    2)затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме,
    3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

    3.Выборочно-распеделительный диктант с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой. Учащиеся записывают слова, распределяя их по столбикам: в 1 столбик записывают слова с гласной А, во 2 столбик – с гласной О.

    Коснулись, касательная, касались, прикоснется, коснуться, соприкосновение, не касается, касайся.

    VI. Углубление материала с помощью лингвистической сказки.

    1. – Сложное ли правило правописания корней –кос-, -кас– , которое мы узнали на уроке? Для наблюдательного и внимательного человека это совсем не трудно. Но иногда и с этими корнями приходится нелегко.

    В государстве Морфемике жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -кос– и -кас-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов:

    – Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак.

    – Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -кас-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква.

    На том и порешили и зажили по-прежнему в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах коса и кость благополучию братьев и решили их разлучить.

    – Я твой настоящий брат,– нашептывало слово кость корню -кос-, -мы ведь такие одинаковые, настоящие близнецы.

    – А я твой настоящий брат,– утверждало слово коса корню -кас-, -послушай, как мы одинаково мелодично звучим.

    Засомневались братья, зачесали свои затылки да призадумались. Как же тут быть? Помогите братьям!

    (Ребята легко справятся с этой задачей: корни в этих словах только кажутся одинаковыми внешне, в слове кость корнем является все слово, а в слове коса буква А не является суффиксом, оба эти корни несут иное лексическое значение и не являются чередующимися, а подчиняются другому правилу: корни с проверяемой гласной).

    2.Запомним предлагаемую рифмовку и постараемся различать омонимичные корни в словах:

    Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,
    Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши.
    Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,
    Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.

    3. Игра “3-лишний”. Определите, какое из записанных слов лишнее, объясните.

    1) касаться, косить, прикосновение; 2) косный, коснулся, прикасаться; 3) соберу, берегу, выбирать; 4)вытер, терем, утирать.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас

    Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

    Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

    Вид деятельности учащихся: коллективная.

    Вид урока: урок освоения новых знаний.

    Образовательные:

      формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
    • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
    • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

    Развивающие:

      развивать память, воображение, речь.
    • развивать у учащихся орфографическую зоркость.
    • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
      воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

      1. Вступительное слово учителя.

      — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

      Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

      Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

      Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

      Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

      Сегодня небо хмурит брови,
      Пугливый ветер бьёт в окно.
      Зима гуляет на просторе,
      Все позабыли про тепло.

      На дух весны царит повсюду:
      И в парках, и на площадях.
      Подобно сказочному чуду
      Несется праздник на санях.

      То “Масленица” веселится,
      Блинами, радуя народ.
      И красные от счастья лица
      Веселый кружат хоровод.

      Зима прощается.
      Навстречу спешит красавица – весна.
      Давайте вместе ее встретим,
      Забудем все про холода!

      2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

      — Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

      В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

      ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

      З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

      3. Работа с текстом. (Задание №2)

      — А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

      Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

      Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

      (Запишите тему урока)

      Задание №2

      Из газетных строк:

      Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

      Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

      Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

      Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

      — В какой части слова пропущены буквы?

      — Что такое корень?

      — Давайте выпишем корни из слов.

      — Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

      — Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

      КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

      Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

      Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

      А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

      Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

      Задание

      Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

      • Прил…гать усилия.
      • Сл…жить вещи.
      • Отл…жить празднование.
      • Возл…гать надежды.
      • Предл…жить блины.
      • Безотл…гательное дело.
      • К…снуться чуда.
      • Радостное предпол…жение.
      • К…саться рукой.
      • Точки соприк…сновения.
      • Не к…саются влаги.
      • Расположить у костра.
      • 4. Выборочный диктант

        1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

        2 вариант -с буквой О в корне слова.

        1. Солнце к…снулось края степи.

        2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

        3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

        4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

        Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

        ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

        6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

        К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

        — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

        7. Творческая работа.

        От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

        Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

        Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

        — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

        Правило с корнями кас кос

        § 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

        1. Корни с буквами а и о.

        гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

        зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

        кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

        клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

        крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

        лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

        мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

        пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

        плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

        Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

        равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

        Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

        Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

        разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

        рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

        Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

        скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

        Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

        Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

        твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

        2. Корни с буквами и и е.

        блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

        вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

        лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

        сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

        Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

        Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

        Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

        Какие можно привести примеры слов с корнем КАС — КОС; ЗАР — ЗОР?

        Примеры слов с корнем кас — кос?

        Примеры слов с корнем зар — зор?

        Слова с чередующимися гласными в корне кас-/кос- :

        касаться, касательная (линия), касание, прикоснуться, прикосновение, прикасаться, неукоснительно, коснись, прикоснись, неприкосновенный.

        Слова с чередующимся гласными в корне зар-/зор- :

        зоря, зоренька, зорюшка, зоревать, зарево, зарянка, зарница, зарничный, озаренный, озарение, озаряющий, озаряющийся, озарять, озаряться, озарить.

        Люблю отвечать на вопросы, касающиеся русского языка, правил, примеров.

        Итак, составим слова с корнями -кос- и -кас- : коса, перекос, подкосило, косит, касание, прикасаться, прикоснуться, выкосить

        Слова с корнями -зор- и -зар- : зарница, подзорный, дозор, зарево, озарился

        Примеры слов с чередующимися гласными в корне кос//кас:

ПАМЯТКА С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛИСТА,


В корне с чередованием – кос – кас - пишется буква а , если после корня стоит суффикс – а - , и пишется буква о , если этого суффикса нет.

Касаться воды, коснуться темы воспитания,

прикоснёшься нежно, прикасаешься к цветку.

Примечание: корни с чередованием -кос- кас – употребляются в словах со значением:дотрагиваться до чего - нибудь, иметь отношение к чему – то, затрагивать тему в разговоре.

Буквы о – а в корне с чередованием – кос- - кас - .

(самостоятельное изучение нового материала по трём уровням сложности)

1 уровень.

  1. Откройте учебник на странице 61.
  2. Прочитайте правило в рамочке (орфограммаN26).
  3. Рассмотрите внимательно примеры в конце правила.
  4. Перепишите их в тетрадь.
  5. Выделите орфограмму, как показано в учебнике.
  6. Прочитайте правило ещё раз, постарайтесь его запомнить.
  7. Закройте учебник.
  8. Запишите выученное правило в тетрадь.

2 уровень.

  1. Прочитайте внимательно данные слова:
    коснуться касаться
    прикоснулась касание
    прикосновение касательная.
  2. Перепишите их в свою тетрадь так же в 2 столбика.
  3. Выделите в словах корень.
  4. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс – а - .
  5. Обратите внимание на то, какая гласная пишется в корне, если после него нет суффикса -а-.
  6. Подчеркните гласные в корне.
  7. Сделайте вывод (устно) о правописании гласных –о – а – в корне с чередованием - кос - кас -
  8. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  9. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.
  10. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

3 уровень.

1. Прочитайте внимательно данные слова: кость, коса, прикоснуться,

коснуться, косить, касаться, прикоснулась, косой, касание
прикосновение, косища, касательная.

2. выпишите в свою тетрадь однокоренные слова, имеющие значение дотрагиваться до чего – нибудь, прикасаться к чему – то.

3. выделите в них корень.

4. Сделайте вывод (устно) о правописании гласных – о – а – в корне с чередованием кос кас.

5. Запишите получившееся правило в тетрадь.

6. Проверьте себя, прочитав ответ на обратной стороне листа.

7. Поздравьте себя с успешным выполнением задания, если ваше правило такое же, как на обороте.

8. Внесите необходимые изменения, если ваше правило неверно.

Проверочная работа по теме

«Гласные о, а в корне с чередованием – кос – кас»

Тест.

I. Выпишите номера словосочетаний со словами, в которых есть корень с чередованием –кос –кас

1)Косой дождь

2)Касаюсь стены

3)Раскосые глаза

4)Касание мяча

5)Решение коснётся всех

6)Смотреть искоса

7)Густая коса

II. Выпишите номера слов с корнем - кас

1)К…снуться

2)К…сание

3)Прик…сайтесь

4)Прик…сновение

5)Соприк…снуться

6)Тебя не к…сается