Парадная столовая белосельских белозерских. История дворца князей белосельских-белозерских. История дворца Белосельских-Белозерских

В самом центре Санкт-Петербурга, на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки, располагается одно из красивейших зданий города – дворец Белосельских-Белозерских. Такое необычное название он получил от своих основателей. Именно благодаря любви к роскошной жизни этого семейства каждый житель и гость города может наслаждаться красотой и утонченностью сего образца архитектуры XVIII века.

Сегодня в стенах дворца бурлит культурная жизнь Петербурга: в его залах играются спектакли, гремят оркестры, проводятся праздники для взрослых и детей. С самого начала своего существования дворец Белосельских-Белозерских был обречен стать частью светской жизни. Елена Павловна, жена князя Эспера Александровича, любила проводить здесь разнообразные балы и празднества. Да и расположение невдалеке от Аничкова дворца, где часто отдыхала царская семья, к этому располагало.

История княжеского рода Белосельских-Белозерских начинается с Гавриила Федоровича – хозяина волости «Белое село». Ни он, ни его сыновья, ни его внуки не прославились на военном поприще или на службе у государя. Многие из них либо были межевщиками, либо занимали должности стольника, придворного, по статусу стоявшего ниже боярина. Лишь один Никифор Иванович стал воеводой на защите Большого кургана недалеко от Белгорода.

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер – известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района. Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты. Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены. Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

в 2004 году мне выпала удача посмотреть интерьеры дворца Марии Николаевны (Мариинского), созданные любимцем царской семьи Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. и вот, наконец, я добралась до другого его творения дворца Белосельских-Белозерских. новое здание было создано на месте старого дворца, землю для которого купил русский писатель, философ и дипломат князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский. проект этого чуда "второго рококо" Штакеншнейдер осуществляет в 1847-1848 гг. по заказу Эспера Александровича и его жены Елены Павловны Бибиковой для дальнейшего житья князя Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, племянника Зинаиды Волконской. существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. семья заметно обнищала и в 1884 году владельцем дворца стал великий князя Сергей Александрович (младший брат Александра III), который купил его в качестве свадебного подарка для своей красавицы-жены Эллы (Елизаветы Федоровны). правда прожила пара в особняке только 7 лет: с 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы. однако, когда в 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев и Елизавета Федоровна стала игуменьей московской Марфо-Марьинской обители, дворец в 1911 году попал в руки в великому князю Дмитрию Павловичу (кузену Николая II) - здесь он был под домашним арестом после участия в убийстве Распутина. во время Первой мировой войны (1915-1918 гг.) в Сергиевском дворце (так он назывался после приобретения его Сергеем Александровичем и вензель именно с его инициалами украшает решетки парадной лестницы и балкона) размещался британско-русский военный госпиталь. сейчас здесь располагается Управление по делам Президента РФ.

на самом деле сохранилось здесь не так много: 6 парадных покоев, а также личные интерьеры Дмитрия Павловича (там сейчас располагается музей Собчака, где я ещё не была). все жилые покои были уничтожены бомбами и восстановление их никто не планирует. однако лично я была удовлетворена и тем, что увидела. попадаешь во дворец через парадную лестницу в виде раскрывшегося веера.

вид на Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. кстати, изначально дворец был цвета терракоты, так что в данный момент он стоит в своем первоначальном облике.


во внутренней отделке принимал участие скульптор Давид Иенсен, с его скульптур были сделаны из гипса атланты и кариатиды во всем дворце.

поднимаемся по лестнице и попадаем в зеленую Парадную столовую, предназначение которой можно понять по вставкам на стенах: амурам с фруктам. надо заметить, что фрукты на обеды привозили из оранжерей дворца Белосельских-Белозерских на Каменном острове. экскурсовод сказала, что ныне он отреставрирован, правда посмотреть на него можно только издали (как все ныне - это здание частное). помимо этого по углам висят четыре картины на мифологические сюжеты:

картина на античный сюжет.


амуры с фруктами.


элемент декора

из Парадной столовой мы сразу попадаем в проходную залу со стенами цвета "увядшей розы", украшенной лишь люстрами, лепниной и картиной "Похищение Елены Торянской" из собрания А. М. Белозерского. сейчас основная часть живописных полотен передана Эрмитажу, а остальные картины перевезены в особняк Белосельских-Белозерских на Крестовский остров. сюда, когда хозяева устраивали приемы, ставили карточные столы, и старики, после первого танца могли вдоволь насладиться игрой.

по середине гостиной дверь в Зеркальную залу для приемов, балов и танцев, которые длились с 21.00 до 5.00. кстати, на была во дворец любил приезжать сам император Александр III. императрица Мария Федоровна готова была танцевать до утра. чтобы пораньше уехать домой, Александр III, который во время бала играл в вист или вел непринужденную беседу, просил своего адъютанта, под разными предлогами, вызывать музыкантов из оркестра. когда оставался всего один музыкант, - он вставал со своего места и, кланяясь, разводил руками, показывая, что ничего не в силах сыграть, - император подходил к супруге и удалялся с бала. вообще, на балах нередко завязывались знакомства с "нужными людьми", с их помощью часто делалась карьера. правда, беззаботная молодежь приходила сюда все-таки ради танцев и только танцев. часто гости наряжались в театральные костюмы. один раз в год давался большой придворный бал. на него приглашалось около 3000 человек.


зала украшена "зеркалами лицепритными" (дорогими, сделанными на серебре), названными так потому, что они придавали лицу глядевшего в них приятный персиковый оттенок. помимо зеркал в зале несколько люстр - бронзовые и "бумажные" (созданные из папье-маше). "Здесь был дух старины" - вспоминали современники о приемах во дворце. здесь пела Александра Панаева, играл Лист, Чайковский.


люстра из папье-маше.

правда больше всего, конечно, поражает библиотека князя Сергея Александровича. деревянное убранство для которого делалось на фабрике знаменитого Мельцера. особенно хорошо витражи редкой техники - из лунного стекла. раньше здесь был домашний театр Белозерских, где в свое время проходила премьера грубоедовского "Горя от ума". среди документов я нашла литографию Зинаиды Волконской в роли мельничихи (из оперы Паизелло "Прекрасная Мельничиха") работы К. Агриколы.


музыкальные сочинения Зинаиды Волконской

да, я также упоминала, что во время Первой мировой войны здесь был лазарет. памятная табличка появилась совсем недавно. она была повешена на деньги потомков тех английских врачей, которые здесь работали.

самый красивый зал, Золотую гостиную Елизаветы Федоровны можно было только посмотреть. снимать там нельзя - все-таки приемная по делам Президента. внутри она просто чудная: со стенами, обитыми малиново-серебристым штофом, хрустальной люстрой, золотыми ажурными карнизами и прекрасным видом на Фонтанку и Невский проспект. а ещё я там обнаружила потайную дверь. экскурсовод сказала, что она была для прислуги - гостям выносили прохладительные напитки и лакомства. а ещё иногда хозяйка дома подслушивала разговоры гостей, настраиваясь на нужный лад. кстати, хоть Штакеншнейдер и создал интерьеры в подражании французскому рококо, все де свою лепту он внес - растительный орнамент был составлен из флоры нашего края.


Дмитрий Павлович и императрица Александра Федоровна.

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.
Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца .

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец .

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских "совершенством в своем роде" и называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли". Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец .
В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года. Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу , частично в особняк на Крестовском острове.
После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века . Крига.СПб.,2009

© Е. А. Паршина, 2009

H G Я O L

История

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва .

Строительство современного дворца

В -1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером , приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского . В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец , выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли . В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен . По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид . Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Хозяева

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте , выйдя замуж за князя Василия Кочубея . Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом , и сюда часто приходили царские особы.

В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского - флигель-адъютанта , сына Елены Павловны (во втором браке - княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом - по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис - капитализация металлургических предприятий Урала - главных активов хозяина - стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский».

С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.

В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев , и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа - Дмитрий и Мария . Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович , отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу , и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.

Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском . Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина . После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию . Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже - Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж , а частично в особняк на Крестовском острове , также принадлежавший этому семейству.

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».

С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.

C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Дворец сегодня

Дворец Белосельских-Белозерских привлекает к себе внимание, благодаря тому, что находится в самом сердце Петербурга – на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Еще одной причиной всеобщего внимания является его архитектурное решение. Многочисленные колонны, лепнина и цвет дворца не позволяют пройти мимо здания, не обратив внимания на изящество необарокко. Прототипом дворца считают Строгановский дворец, поскольку они внешне немного похожи, построенный в стиле высокого барокко.

Богатая история дворца

В 1797 г. семья Белосельских-Белозерских купила участок земли у И. Нарышкина. С этого момента и началась история этого строения. Первоначально здесь был построен дом, однако, в 1846 г. его полностью переделали, и в итоге на этом месте был возведен архитектурный шедевр, автором которого является А. Штакеншнейдер. Он поражал своей красотой и изысканностью петербуржцев того времени.

В 1884 г. здание выкупил князь Сергей Александрович, брат Александра III. Поэтому он и получил свое второе название - Сергиевский. После этого владельцы менялись несколько раз. Но он всегда оставался центром светской жизни Петербурга. В нем проводились балы с участием представителей императорской семьи, устраивались музыкальные вечера, в которых участвовали Петр Чайковский, Ференц Лист.

Во время Первой мировой войны пять больших залов были предоставлены для нужд лазарета. Здесь прошли лечение и восстановление 6000 солдат.

После революции здание национализировали. С 1920 г. здесь функционировал комитет партии Центрального района, а немного позже - Куйбышевского. Богатая коллекция картин и ценностей были переданы в Государственный Эрмитаж и особняк на Крестовском острове.

Во время Великой Отечественной войны строение пострадало, некоторые его части были разрушены, но спустя некоторое время его полностью отреставрировали.

В наши дни

1991 году дворец Белосельских-Белозерских передали Комитету по Культуре города. Сейчас здесь постоянно проводятся выставки и концерты. Здание дворца также нередко включают в программу пешеходных и обзорных экскурсий по городу, призванных познакомить туристов с историей и архитектурой Северной столицы.

До наших дней великолепно сохранились в первоначальном виде:

  • Дубовый зал.
  • Парадная столовая.
  • Зеркальный зал (с отличной акустикой).
  • Картинная галерея.
  • Золотая Малиновая гостиная.

Все это можно увидеть, посетив специальную экскурсию по парадным залам.

На сайте вы можете найти информацию о Строгановском дворце, в здании которого сейчас располагается Русский музей, а также о других великолепных дворцах Санкт-Петербурга.