Запрет на отдельные слова в электронном журнале. Как появился чебурашка Чебурашка идет в школу департамент образования

В Facebook. Мнения были высказаны самые разные.

Борис Старцев: «В тему «Никаких чебурашек нет» вставлю свои 5 копеек.
Кто не в танке - суть в том, что московское начальство заметило в электронном дневнике одной из школ домашнее задание «Принести чебурашку». На селекторе директору за это устроили выволочку - он невнятно оправдывался, что дескать, запрещал такое, на что Калина ему сказал - что если запрещали, а учителя не слушаются, по вашей персоне будет принято решение. Ну и вообще - нельзя требовать приносить в школу чебурашек, потому что не в каждой семье эти чебурашки есть.

В ленте по теме - сплошной негатив, Калину ругают, а я со своей шкурной родительско-ученической позиции, пожалуй, поддержу.

Из собственного тяжелого детства помню два кейса, когда велено было в школу принести нечто. Первый кейс - на урок ботаники учительница потребовала редьку дикую. Это такое растенье дикорастущее, желтый цветок, ради которого я обегал всё Северное Тушино и еще, наверное, часть Южного. Но не нашел и потому не принес. Что мне было за это - не помню, но редьку проклятую запомнил на всю жизнь. Спустя какое-то время совершенно случайно, на Ленинградке, в районе танковых ежей, где теперь ИКЕА, набрел на целую поляну этой редьки. И подумал: эх, знал бы, что она здесь растет!

А второй кейс - я о нем как-то писал здесь - когда по природоведению нужно было сделать дома макет термометра и принести его в школу. Требовалось, чтобы на этом макете была красная лента, которая якобы температуру показывает, так что — принести нужно было срочно — пришлось порезать пионерский галстук матери, который у нее хранился с 1950-х годов, — по тамошним меркам эдакую семейную реликвию.

Кстати, у ребенка в нынешней школьной жизни таких кейсов, по-моему, не случалось. Хотя если бы вот так велено было бы принести чебурашку - сбегали бы в «Европейский» и честно купили бы. Но лучше без этого. Я, конечно, много всякой ерунды помню из детства и юности (чем ближе к старости, тем, похоже, всё больше), но вот эти кейсы, когда требование учителя принести в школу нечто или оказывается невыполнимым по объективным причинам, или чревато серьезными издержками, в голове крепко засели. Пожалуй, были это такие микро-травмы психологические, усиленные синдромом отличника.

Так что лучше без чебурашек, прав Калина».

Светлана Лаврентьева: «Ну ладно, Чебурашка… А как быть тем школам, в которых в рамках предмета «Материальные технологии» до сих пор преподается домоводство, в том числе, кулинария? Продукты для занятия — это тоже зона ответственности школы? А кто и когда их должен покупать? Насколько я знаю, школа абсолютно все закупать должна через объявление тендера. Десяток яиц и 100 грамм растительного масла для урока тоже? Или господин Калина прикажет кулинарию изучать с помощью интерактивной доски, без плиты? Почему учитель не может попросить что-то, необходимое для урока, принести, если родители не против?»

Арина Павлова : » А если на страничке дз написано «Принести текст поэмы Твардовского «ВасилийТеркин»?.. вопрос все-таки в том, что Чебурашек нельзя или нельзя слово «принести»? Волнуюсь…»

Анатолий Шперх: «Ну, нет в этом разборе на селекторе разбора педагогического кейса. Вам понятно, какого Чебурашку надо принести? За сколько времени дано это задание?

Почему возник Чебурашка и почему его вообще надо принести?
Рассматривать такие вопросы вне контекста не просто бессмысленно, но преступно.
В итоге получается, что борьба ведётся не с явлением (принуждение нести в школу предметы, нужные для обеспечения учебного процесса), а со словоупотребление. Не написал бы учитель злополучного слова «принести», все было бы тип-топ.
Но главный вопрос, который вообще за кадром: а что это вообще за такое странное задание? Какой Чебурашка имеется в виду? Кукла? Поделка? Книжка?
Об этом — ни слова».

Читайте также:

  • Сегодня одинаково активны в стремлении поддержать образование и компании, и […]
  • Развивать в себе и в детях критическое мышление в наши дни просто необходимо. Присылали […]
  • Если несколько лет назад учителя воспринимали учеников, как живых детей, которые им […]

Не выключенный телефон во время проверки ОГЭ – аморальное поведение, за которое учителю грозит увольнение, штраф размером до пятидесяти тысяч рублей и запрет на работу в образовательных учреждениях. После того как Департамент образования Москвы возглавил Исаак Калина, увольнения учителей и школьных директоров по незначительным поводам и без должной проверки стали обычным делом, обеспокоены эксперты. Учитель стал “шестеренкой в системе”, которую можно легко заменить на более дешевую, – демонстрируют истории, которыми с Радио Свобода поделились преподаватели московских школ.

Александра Витальевна Шкурина двадцать лет работает в школе учителем английского языка. Не первый год проверяет работы ОГЭ. В конце мая, когда уроки в школе еще не закончились, но уже начались экзамены в выпускных классах, работать приходится семь дней в неделю.

– Я была в комиссии по проверке устной части экзамена в 9-м классе. Работала и в субботу, и в воскресенье, – рассказывает Александра Шкурина. – Просто устала, забылась и один раз на автопилоте положила телефон в карман куртки. Сидела в наушниках, проверяла зашифрованные работы, куртка висела на стуле. В какой-то момент зазвонил телефон. Я была в шоке, потому что была уверена, что выключила его, как только вошла в школу. Мне сделали замечание. Телефон я отключила тут же, извинилась, продолжила работу. На следующий день снова пришла на проверку экзамена, отработала все до конца – до 30 мая. А 1 июня вечером меня вызвали к директору. Я зашла в кабинет, вижу, что на компьютере идет трансляция селекторной в Департаменте образования, там крики стоят сумасшедшие, что школу нужно выкинуть из рейтинга. Директор (Алексей Дмитриевич Головин. – Прим. РС ) спрашивает, что за скандал с телефоном. Я говорю, что не было никакого скандала – просто забыла выложить. На что мне ответили, что я позор школы, и если я не хочу, чтобы меня уволили по статье, я должна написать заявление по собственному желанию. На вопрос, по какой статье, я ответа так и не получила. Но я была просто в состоянии аффекта и зачем-то написала заявление. Мне дали подписать приказ об увольнении. Я даже не стала его читать, просто подписала.

Через несколько дней выяснилось, что в приказе значилось расторжение договора по соглашению сторон, хотя Шкурина была уверена, что договорились об увольнении по собственному желанию. Директор стал утверждать, что это одно и то же, вновь угрожал, что если учительница не согласится на такие условия, ее уволят по статье, но по какой – снова не объяснил. Разбираться в ситуации, что именно произошло во время проверки тестов и повлияло ли это на результаты экзамена, никто не стал. По требованию Департамента образования, в специальном списке учителей в интернете напротив фамилии Александры Витальевны поставили пометку – “не рекомендована для работы в учебных заведениях”.

– Отнеслись ко мне, как будто я маньяк-педофил, а это показательная казнь. В школах всех запугали с этими проверками, с рейтингами. Ведь рейтинги – это финансовые вливания для школы. И директора боятся всего, готовы вышвырнуть человека, только чтобы прикрыть себя.

На защиту Александры Витальевны встали ее коллеги. Одна из учительниц написала обращение на имя директора в ее поддержку, собрала примерно тридцать подписей. Но затем в школе объявили экстренную планерку. После ее окончания под коллективным письмом больше никто не подписался. А некоторые даже стали затирать свои фамилии.

Обратились к директору и родители. На свое коллективное письмо получили ответ, в котором говорится, что “дальнейшая трудовая деятельность Шкуриной А. В. в качестве учителя вызывает, по крайней мере, недоверие”, т. к. “учитель, нарушающий правила, не сможет убедить обучающихся их соблюдать”.

С этим мнением родители не согласны, отправили обращение в Департамент образования. Пока ответа не последовало.

– Александра Витальевна прекрасный педагог, – говорит мама одного из учеников Шкуриной Ольга Мазуренко, – она нашла подход к каждому ребенку, к каждому родителю. Всю информацию, кто опаздывает, кто что забыл, нам сообщала. Тряслась над каждым, как над своим ребенком. Если бы такого отношения не было, если бы она не была профессиональным педагогом, мы бы так не переживали.

В ответном письме директора есть несколько противоречий. Он пишет, что Шкурина уволилась по собственному желанию. К тому же утверждает, что к административной ответственности она не привлекалась. Но 16 июня учительнице пришло письмо из Департамента образования: ее вызвали для составления протокола об административном правонарушении. Накануне Александра Витальевна должна была явиться в Управление государственного надзора и контроля в сфере образования. Вместо нее пошел ее адвокат: Шкурину хотят привлечь к ответственности как должностное лицо и взыскать штраф размером до 50 тысяч рублей.

История Александры Шкуриной стала широко известна благодаря тому, что ее дочь написала подробный пост об этой ситуации в Facebook. И подобный случай далеко не единственный. Марина Христофоровна Корозо проработала педагогом-психологом почти тридцать лет.

– Я ежегодно работаю на ОГЭ и ЕГЭ, – рассказывает Марина Христофоровна. – Никогда не было никаких накладок, никаких замечаний. 30 мая я, как обычно, пришла принимать экзамен. Здесь с самого утра, когда мы еще только поднимались на инструктаж, женщина, которая является членом государственной экзаменационной комиссии, Андреева Любовь Борисовна измотала нас своими придирками и окриками. Она все время говорила, что у нас у всех что-то в руках, хотя мы на инструктаж поднимаемся со своими вещами. Кто-то пытался надеть жакет, она не разрешила – сказала, что там карманы. По ее прихоти мы даже заклеивали орфографические словари. Экзамен длится несколько часов, сидеть все это время неподвижно невозможно. И я набрасывала в конце экзамена тезисы из изложения, которое диктовали детям. Потому что мой 9-й класс тоже сдавал в этот день экзамен. Думаю: сейчас я приду домой, они мне сразу станут в "Вконтакте" писать, что у них там было, обсудим вместе. И я накидала себе на листочке пару слов, чтобы не забыть, цветочек еще рисовала, писала имя внучки. Сложила этот листочек вчетверо, он лежал на столе до того, как все дети ушли, и я никому его даже не думала передавать. В аудитории это невозможно: мы не имеем права подходить к детям, смотреть в их работы. В конце я взяла листочек в руку, и мы пошли сдавать работы в пункт приема экзамена. Когда мы туда зашли, женщина из госкомиссии как орлица на меня накинулась и стала кричать: “Что у вас в руках, выложите быстро все, что у вас в руках!” Я все кинула, у меня очки упали на стол, салфетки. Она схватила этот листочек и стала орать: “Смотрите, это шпаргалка, для чего вы это написали? Для чего? Вы знали, что вы делали”. Я говорю: вы знаете, я написала чисто для себя, никому ничего не передавала. И началось такое… все, кто были в пункте приема экзамена, все замерли в страхе, в ужасе. Андреева быстро все отксерокопировала, стала звонить в Департамент образования. Я, конечно, была в состоянии аффекта и тоже стала кричать: что я нарушила, я никому ничего не давала, почему вы сейчас со мной как с государственным преступником общаетесь?

Корозо заставили написать объяснительную записку, где она указала, что листочек никак не повлиял на проведение экзамена. Учительница, которая сидела с ней в одном классе, подтвердила, что листочек никому не передавали. После этого еще в течение четырех дней Корозо принимала экзамены как обычно. 2 июня ее вызвали к директору, где вручили трудовую книжку с записью “уволена по инициативе работодателя за аморальное поведение, несовместимое с воспитательной деятельностью”. На вопрос Радио Свобода к директору, в каких документах прописано, что за личные записи во время проведения экзамена следует наказание в виде увольнения, Кулешов Виктор Петрович сказал только, что делал все по закону, за документами отправил к Корозо. Коллеги учительницы поддержали ее, написали положительный отзыв о ее работе. Ученики создали петицию против увольнения Корозо на сайте change.org, которую подписали более пятисот человек.

– Был селектор, – рассказывает Марина Христофоровна, – и говорят что Исаак Иосифович (Исаак Калина – руководитель Департамента образования города Москвы. – Прим. РС ) на директора так кричал, угрожал, что если он не примет меры, порядок в лицее наведет он. Директор, конечно, боясь за все на свете, уволил меня. Мне не показали даже акта расследования моего дела. Сейчас увольняют без суда и следствия. Я лично видела селектор, где директора уволили за то, что родитель написал жалобу: моего ребенка по какому-то признаку обделили – всему классу дали желтые груши, а ему зеленую. Учитель в школе не личность, он шестеренка, которую легко заменить. Если я получаю сорок тысяч – у меня стаж, высокий учительский разряд, то на мое место можно взять молодого преподавателя, который будет согласен работать за двадцать тысяч. С приходом Калины все перевернулось, мы почувствовали, что попали в ад.

Другая похожая история произошла в мае этого года, когда директора школы уволили после селектора за то, что учитель задал принести на урок “Чебурашку”.

Преподаватель лицея №1537 сделал запись в электронном журнале: "принести изделие "Чебурашка". На такое домашнее задание пожаловались родители: сегодня в школах запрещено просить детей приносить что-либо. На селекторе Департамента образования Исаак Калина назвал этот случай "вопиющим": во-первых, если учителя не соблюдают запретов, то, значит, директор плохо работает, а во-вторых, "вы бы еще крокодила попросили принести без кавычек", сказал он. Уверения директора, что педагогам будут сделаны выговоры и до каждого донесут, что так делать нельзя, Калину не устроили. Директора уволили сразу после селектора.

При увольнениях учителей и директоров стало частой приписка “уволен за аморальное поведение”, отмечает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"

– Сейчас будто мода какая-то на "аморалку", под которую можно подвести все, что угодно и которую так и норовят увидеть к месту и не к месту. И на такие жалобы в департаменте, конечно, теперь могут смотреть гораздо внимательнее. Если в школе есть конфликтная комиссия, куда входят и учителя, и представители администрации, и сами родители, то любую ситуацию можно проговорить и разрешить внутри самой школы. Но, как правило, у нас вся эта система извращена, и никакого нормального разбирательства на самом деле нет, впрочем, как и поддержки учителей.

Отсутствие разбирательства, да и просто человеческого отношения к учителям замечают многие в этой профессии. Педагог Елена попросила не называть ее фамилии. Ее за наличие мобильного телефона на ЕГЭ приговорили к административному штрафу. Вину свою признает, но главной проблемой считает то, что учителей сделали абсолютно безвольными.

– В наш функционал работа на ЕГЭ с утра до ночи не входит. Сначала ты должен пройти обучение, затем пробные экзамены. Все это начинается с февраля. Работаешь в субботу и воскресенье. Как будто у меня нет личной жизни, и я не могу ничего планировать. Притом что в прошлом году указание, кто из учителей выходит на экзамены, пришло в половине двенадцатого ночи. Многие просто даже не знали, что должны работать. А преподавателей просто обязывают. Должны заключать отдельный договор на эти работы, но такого нет. При этом невыход на экзамен чреват скандалами даже не столько для учителей, сколько для директоров. Телефон брать нельзя, не пойти на ЕГЭ тоже, хотя мне это совершенно не нужно. Но я ждала важный звонок из дома. Я дежурила в коридоре, а не в классе, достала телефон, чтобы посмотреть, не пришло ли СМС. В данном случае для меня важнее была моя семья. Я не совершала государственное преступление. Меня увидели, и разгорелся скандал. Был административный суд, платила штраф, но из школы не уволили. Я так понимаю, что директор отделался легким испугом.

С Еленой соглашается учитель из другой школы Надежда Синенко, возлагая вину на школьных директоров:

– Директора стали финансистами, дети и их обучение их не волнует. А из учителей делают менеджеров по оказанию услуг. Поэтому к нам такое “уважение” и потребительское отношение.

Каждый учитель, с которым побеседовало Радио Свобода, говорит о страхе директоров перед политикой Калины, о неуважении к личности педагога, о чрезмерных нагрузках, о сложностях в работе с детьми из-за подобной политики Департамента образования. Родители сегодня могут сообщить о том, что кто-то обижает их ребенка, при помощи мобильного телефона, зайдя на сайт Департамента образования. И на селекторе тут же разберутся, что произошло. Возможно, уволят очередного учителя или директора, чьи права, похоже, защищать никто не спешит.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

О Чебурашке и не только...

  • 3474
  • 30.04.2017

Публикация Владимира Погодина о Чебурашке, которого нельзя просить принести ученика в Москве, вызвала дискуссию в Facebook. Мнения были высказаны самые разные.

Борис Старцев: "В тему «Никаких чебурашек нет» вставлю свои 5 копеек.
Кто не в танке - суть в том, что московское начальство заметило в электронном дневнике одной из школ домашнее задание «Принести чебурашку». На селекторе директору за это устроили выволочку - он невнятно оправдывался, что дескать, запрещал такое, на что Калина ему сказал - что если запрещали, а учителя не слушаются, по вашей персоне будет принято решение. Ну и вообще - нельзя требовать приносить в школу чебурашек, потому что не в каждой семье эти чебурашки есть.

В ленте по теме - сплошной негатив, Калину ругают, а я со своей шкурной родительско-ученической позиции, пожалуй, поддержу.

Из собственного тяжелого детства помню два кейса, когда велено было в школу принести нечто. Первый кейс - на урок ботаники учительница потребовала редьку дикую. Это такое растенье дикорастущее, желтый цветок, ради которого я обегал всё Северное Тушино и еще, наверное, часть Южного. Но не нашел и потому не принес. Что мне было за это - не помню, но редьку проклятую запомнил на всю жизнь. Спустя какое-то время совершенно случайно, на Ленинградке, в районе танковых ежей, где теперь ИКЕА, набрел на целую поляну этой редьки. И подумал: эх, знал бы, что она здесь растет!

А второй кейс - я о нем как-то писал здесь - когда по природоведению нужно было сделать дома макет термометра и принести его в школу. Требовалось, чтобы на этом макете была красная лента, которая якобы температуру показывает, так что - принести нужно было срочно - пришлось порезать пионерский галстук матери, который у нее хранился с 1950-х годов, - по тамошним меркам эдакую семейную реликвию.

Кстати, у ребенка в нынешней школьной жизни таких кейсов, по-моему, не случалось. Хотя если бы вот так велено было бы принести чебурашку - сбегали бы в «Европейский» и честно купили бы. Но лучше без этого. Я, конечно, много всякой ерунды помню из детства и юности (чем ближе к старости, тем, похоже, всё больше), но вот эти кейсы, когда требование учителя принести в школу нечто или оказывается невыполнимым по объективным причинам, или чревато серьезными издержками, в голове крепко засели. Пожалуй, были это такие микро-травмы психологические, усиленные синдромом отличника.

Так что лучше без чебурашек, прав Калина".

Светлана Лаврентьева: "Ну ладно, Чебурашка... А как быть тем школам, в которых в рамках предмета "Материальные технологии" до сих пор преподается домоводство, в том числе, кулинария? Продукты для занятия - это тоже зона ответственности школы? А кто и когда их должен покупать? Насколько я знаю, школа абсолютно все закупать должна через объявление тендера. Десяток яиц и 100 грамм растительного масла для урока тоже? Или господин Калина прикажет кулинарию изучать с помощью интерактивной доски, без плиты? Почему учитель не может попросить что-то, необходимое для урока, принести, если родители не против?"

Арина Павлова : " А если на страничке дз написано "Принести текст поэмы Твардовского "ВасилийТеркин"?.. вопрос все-таки в том, что Чебурашек нельзя или нельзя слово "принести"? Волнуюсь..."

Анатолий Шперх: "Ну, нет в этом разборе на селекторе разбора педагогического кейса. Вам понятно, какого Чебурашку надо принести? За сколько времени дано это задание?

Почему возник Чебурашка и почему его вообще надо принести?
Рассматривать такие вопросы вне контекста не просто бессмысленно, но преступно.
В итоге получается, что борьба ведётся не с явлением (принуждение нести в школу предметы, нужные для обеспечения учебного процесса), а со словоупотребление. Не написал бы учитель злополучного слова "принести", все было бы тип-топ.
Но главный вопрос, который вообще за кадром: а что это вообще за такое странное задание? Какой Чебурашка имеется в виду? Кукла? Поделка? Книжка?
Об этом - ни слова".

Комментарии (11)

    https://vk.com/wall96055579_613

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 8 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания : Москва, Россия

    Соглашусь с Анатолием. Директор поинтересовался, что конкретно учительница имела ввиду? Может нужно было доделать изделие дома. Дети не успели на уроке. Ведь и задерживать детей после уроков запрещено! Ну,и в конце концов, доброго слова про эту учительницу не услышали. Как бы встал бы! Как бы ответил! Защитил бы честь учителя! Объяснил, что учительница имела ввиду Все равно терять нечего!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 4 года

    Род деятельности : Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания : Ленинградская область, Россия

    как же утомило слово "кейс"...

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Заместитель руководителя в организации дополнительного образования

    Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

    А в чем проблема, господа? Ненормированная лексика? Понимаю, откуда корни.

    Бизнесмен приходит к чиновнику за разрешением на свой бизнес-проект. Получает ответ: “Цена вопроса – занесите полтора лимонных Чебурашек в кейсе, и дело в шляпе.”

    Депутаты разузнали про эту историю и занялись регуляторным законотворчеством. Слово “занести” было дружно осуждено как артефакт ненормативной лексики. Был внесен законопроект, в котором было настоятельно рекомендовано избегать употребления жаргонизма “занести”, заменив его на более нейтральное “принести”. Правда, они не знали, что их же коллеги из области оказания культурных услуг обществу по сходным причинам уже выдвинули законопроект, запрещающий кодировать дензнаки чебурашками и употреблять такие антирусскоязычные жаргонизмы как кейс, вместо того, чтобы выражаться строго в рамках русских культурных традиций: “дать на лапу”.

    Вчера дотошные активисты модернизации оборзевания пытали меня, с какой целью я пасусь на сайте Педсовета, вместо того, чтобы просто опубликовать статью о своей образовательной концепции. Мне было неловко признаваться, что прежде чем садиться писать, считаю необходимым уточнить, какие аспекты достойны внимания учителей, а какие им давно известны, поэтому и общаюсь. Но здешняя тема побила все рекорды моих представлений о нынешнем состоянии дел со стандартом образования.

    Бог ты мой! Все давно уже стандартизовано! Вплоть до кейспрейскуранта на разные учебные пособия! Здесь уже не до вопросов типа: а хоть на экране показали детям мультфильм, что происходит с растением, посаженным в почву, зачем нужен цветочный горшок и в чем его преимущества и недостатки?

    Теперь я понял, что со своей концепцией образования оказался типичным рыцарем печального образа, который борется в ветряными мельницами уже и без того полностью стандартизованного образования, в котором предусмотрена каждая мелочь типа кейса цветочных горшков. И правда, старый я идиот и великовозрастный размечтавшийся Митрофонушка с учебными кейсами в качестве прилагательной, но никак не существительной проблемы школьного образования!

    Мир! Труд! Май! Кейс! Прейс!! Чай!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Пенсионер

    Регион проживания : Москва, Россия

    Кейс? Понятно, у этого с мозгами - вава, зомбак амеровский!

    Таких можно не слушать, зомби они, бедняги. Если не могут по-русски выразить свои мысли, то означает это, что своих мыслей у них уже нет, вытравлены "амер-слэнгом".

    Необходимо сокращать число таких зомбаков! Это одно из условий выживания русских.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 3 года

    Род деятельности : Предприниматель

    Регион проживания : Ростовская область, Россия


    • Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Журналист

      Регион проживания : Москва, Россия

      Обогащение языка за счет заимствований - это прекрасно! Язык от этого хуже не становится, только богаче. У каждого носителя появляется выбор, какое слово использовать в той или иной ситуации. А наличие такого выбора - это хорошо, а не плохо.

      Да, да. Только не для русского языка. Смешно "обогащать" самый богатый язык. Вот для примитивного бедненького англо-языка левополушарных - это может быть справедливо.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 3 года

      Род деятельности : Предприниматель

      Регион проживания : Ростовская область, Россия

Учитель одной из московских школ дал детям задание – принести в школу Чебурашку. В таком виде задание попало в электронный журнал, и там его заметили сотрудники Департамента образования. Безобидная с виду просьба оказалась скандальной, а директор получил выговор: предполагается, что школа должна сама предоставлять материалы для уроков, а не просить родителей что-то сделать или купить. Вокруг инцидента разгорелась общественная дискуссия . Одни считают претензии к школе справедливыми, другие же называют их абсурдными.

Историю комментирует Иван Каледин, руководитель ЦМИТ «Поезд»: «Домашнее задание: «Принести Чебурашку», это задание не для детей, это задание для родителей – своеобразная трудовая повинность, какой контекст ни рассматривай (наверное есть какие-то очень специальные ситуации – контекст, когда такое задание дети могут выполнить самостоятельно без родителей; уверен, что в этом случае директор обязательно бы об этом упомянул). И ещё одно замечание в ответ. Да, у каждого родителя, замордованного жизнью, масса задач, которые он должен решить. И когда человек устроил своего ребёнка в хорошую школу, организовал способ его ежедневной доставки туда и добавил к этому пару кружков/спортивных секций, то, скорее всего, он посчитает задачу школьного обучения успешно закрытой на текущий момент. Включаться в процесс обучения в дальнейшем, он будет только в случае возникновения каких-то тревожных сигналов. <...> Другими словами, данный эпизод заседания – это вовсе не про качество учебного процесса. Поэтому этот вопрос и не затрагивался. Этот фрагмент, про действие учителя, которое у большинства родителей вызовет раздражение. А начальство это раздражение вызывать не хочет. Так что под запретом не слово «принести», под запретом – домашнее задание для родителей. В любой форме».

Видео с экзекуцией директоров столичных школ в Департаменте образования г.Москвы, на которое вчера коллеги дали ссылку, на первый взгляд, представляет узкопрофессиональный интерес. Его и посмотрели всего-навсего менее двух сотен человек. Куда там до 20 миллионов соглядатаев "империи Медведева". Но всё же, по-моему, эти явления неразрывно связаны, и дикий "разнос" несчастных директоров предельно ярко характеризует современную государственную систему, которая порождает коррупцию в самых уродливых и чудовищных формах, которая при всех потугах сохранить внешнюю благопристойность окончательно прогнила, и где в выражениях лиц, интонациях, монологах её деятелей сквозит вселенская спесь и полнейшее пренебрежение к людям. В стране, где чиновник средней руки с абсолютной уверенностью в собственном праве и правоте, ошалевший от власти и безнаказанности, может публично и методично унижать подчиненных, втаптывать их в грязь, а те, уважаемые и авторитетные руководители, в ответ способны лишь блеять, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Тем более если они призваны заниматься воспитанием подрастающего поколения.

Видеосюжет продолжительный, состоит из пяти "актов возмездия" со стороны главы московского департамента И.И.Калины в отношении специально вызванных для показательной порки директоров школ. Плети Калины - его развязная, хамская манера общения по принципу "я - начальник, ты - дурак"; "крокодиловы слёзы" и такой же крокодиловый пафос мнимого защитника интересов семьи; убогие шутки, натужные остроты и, главное, повторяемый на все лады рефрен: "Я могу вас уволить". Директора заикаются и дрожат, едва сдерживая всхлипы после каждого удара. Когда камера показывает зал, то хорошо видны улыбающиеся и получающие от зрелища удовольствие молодые дамы, кои, предположительно, сразу предпочли школе структуры департамента и получают наглядный урок взаимодействия органа управления образованием с подведомственными учреждениями. Подносчиком розог и шпицрутенов работает заведующая городским методическим центром. Эта старая дива лазает по электронным журналам и смотрит, что учителя задали школьникам на дом. За свою резвость, являющуюся в глазах начальства "методической работой", она получает зарплату. На сей раз она накопала 6 тыс. упоминаний слова "принести", и избранные ею случаи (принести конструктор, емкости под рассаду - пакеты из-под молока или сока, какие-то продукты питания, транспортиры, изделие "Чебурашка") стали предметом крайнего возмущения и осуждения Калины. Глава департамента усмотрел здесь покушение на благосостояние москвичей, аморальные действия (учителей начальных классов, в основном), несовместимые с педагогической деятельностью, и несоответствие занимаемым должностям руководителей.

С одной стороны, московские школы - другая реальность. Остаток на счете одной из них по итогам прошлого года составил 93 миллиона рублей - три бюджета нашей школы (хотя не гигантской, но не самой маленькой, 900 учащихся), а если взять одни учебные расходы, то такие деньги мы получим за 180 лет. Столичные учебные заведения действительно могут многое приобрести. И доходы педагогов там другие, и заработки московских директоров нам не снились. Но дело в другом. Если из общения, из школы, уходит взаимоуважение и самоуважение, их сменяет менторский тон, диктат, отношения выстраиваются на страхе, школа превращается в казарму - там образования больше нет. Там есть дрессировка, а всё что ей достигается, как заметил Я.Корчак, слишком ненадежно.

Ведь спор вырос из-за пустяков. Коррупцию "бытовую" опять углядели? Удивительно, никакой реакции на фильмы "Фонда борьбы с коррупцией" и многомиллиардные состояния и подобная мелочность - какие-то горшочки под рассаду, транспортиры, конструкторы... Торговать ими учительницы что ли станут? Непонятно, так ты её спроси, учительницу. Нет, сразу выговор и угрозы увольнения. И этот стиль воспроизводится сверху донизу, по вертикали. Глава департамента издевается над директорами, директора - над учителями, учителя - над детьми. Впрочем, при серьёзном разговоре с Собяниным сам Калина, думается, будет выглядеть не лучше распекаемых им руководителей. И не сказать, что он непроходимо туп, просто тот, кто любит унижать других, не преминет унизиться сам. К месту снова вспомнить мудрое изречение Г.Померанца: "Дьявол рождается с пеной на губах ангела... Когда я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики". Данную проблему (если она вообще есть) даже и с участием главы системы московского образования можно было обсудить не по образцу "тройки" или "двойки", выносящей приговор "врагам народа", а конструктивно, не порождая страх и ненависть. Но, повторюсь, для этого варианта чиновники должны уважать людей.

В заключение приведу мнение одного из читателей ресурса "Педсовет": "Товарищи, мы в каком театре абсурда живём??? Это вот КТО руководит образованием наших детей?? Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель? Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием. Я, родитель, пишу, что директор ГБОУ № (указан) Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами".