Каждая система обладает определенными свойствами. Системы и их основные свойства. Требования к управленческим решениям

В переводе с греческого слово «система» означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части, или элементы, находятся в единстве, в рамках которого они определенным образом упорядочены, взаимосвязаны, оказывают друг на друга то или иное воздействие.

Управление также обладает свойством системности, поэтому изучение его механизма мы начинаем со знакомства с основными положениями теории систем. В соответствии с ней любая система обладает рядом основных признаков.

Во-первых, как уже говорилось, она представляет собой набор элементов, или отдельных частей, выделенных по тому или иному принципу, являющихся ее структурообразующими факторами и играющих роль подсистем. Последние, хотя и относительно самостоятельны, но различным образом взаимодействуют в рамках системы; в простейшей форме тем, что находятся рядом и граничат друг с другом; более сложными формами взаимодействия является обусловленность (порождение одним элементом другого) и взаимное влияние, оказываемое ими друг на друга. Для сохранения системы такое взаимодействие должно быть гармоничным.

В результате взаимодействия у элементов и формируются общесистемные качества, то есть признаки, свойственные системе в целом и каждому из них в отдельности (например, человеческое тело в целом и каждый его орган осуществляют обменные процессы, имеют нервные клетки, постоянно обновляются и пр.

Свойства элементов (подсистем) определяют место последних во внутренней организации системы и реализуются в их функциях. Это проявляется в определенном влиянии на другие элементы, или объекты, находящиеся вне системы и способные это влияние воспринимать, преобразовывать и изменяться в соответствии с ним.

Во-вторых, система имеет границы, отделяющие ее от окружающей среды. Эти границы могут быть «прозрачными», допускающими проникновение в систему внешних влияний, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от всего остального мира. Системы, осуществляющие свободный двусторонний обмен энергией, веществом, информацией со средой, получили название открытых; в противном случае говорится о закрытых системах, функционирующих относительно не зависимо от среды.

Если в систему вообще не поступают ресурсы извне, она имеет тенденцию к затуханию (энтропии) и прекращает свое существование (например, часы, если их не завести, останавливаются).

Открытые системы, самостоятельно черпающие необходимые для себя ресурсы из внешней среды, и преобразующие их для удовлетворения своих потребностей, в принципе неиссякаемы. В то же время, недостаточно, или наоборот, чрезмерно активный обмен со средой может систему разрушить (по причине нехватки ресурсов или неспособности их ассимилировать ввиду избыточного количества и разнообразия). Поэтому система должна находиться в состоянии внутреннего равновесия и баланса со средой. Это обеспечивает ее оптимальное приспособление к ней и успешное развитие.

Открытые системы стремятся к постоянным изменениям за счет специализации, дифференциации, интеграции элементов. Это ведет к усложнению связей, совершенствованию самой системы, позволяет достигать целей многими способами (для закрытых возможен только один), но требует дополнительных ресурсов.

В третьих, каждая система имеет определенную структуру, то есть упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов (иногда в обиходе понятие структура используется как синоним понятию организация).

Упорядоченность придает системе внутреннюю организацию, в рамках которой взаимодействие элементов подчиняется определенным принципам, законам. Системы, где такая организация минимальна, называются неупорядоченными, например, толпа на улице. Структура может в той или иной степени зависеть от особенностей самих элементов (например, взаимоотношения в чисто женском, мужском, детском или смешенном коллективах неодинаковы).

В-четвертых, в каждой системе есть некое явное системообразующее отношение или качество, которое в той или иной степени проявляется во всех остальных, обеспечивает их единство и целостность. Если оно определяется природой системы, то называется внутренними, в противном случае - внешним. В то же время, внутренние отношения могут распространяться и на другие системы (например, через подражание, заимствование опыта). Возможность реализации отношений и свойств системы исключительно на данной основе (субстрате) делает ее уникальной. В социальных системах кроме явного системообразующего отношения могут существовать неявные.

В-пятых, каждая система обладает определенными качествами. Многокачественность системы является следствием бесконечности связей и отношений, существующих на различных ее уровнях. Качества проявляются в отношении к другим объектам, причем, неодинаково. Например, один и тот же человек в роли руководителя может кричать на подчиненных и лебезить перед своим непосредственным начальником. Качества системы в определенной степени воздействуют на качество вошедших в них элементов, преобразуют их. Способность достигать этого характеризует силу системы.

В-шестых, системе присуща эмерджентность, то есть появление качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов, или не характерных для них. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них, а объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.

Нетождественность суммы качеств элементов качествам системы в целом обусловлена наличием структуры, поэтому структурные преобразования приводят к качественным, но последние могут происходить также и за счет количественных изменений. Таким образом, система может качественно изменяться, не меняя своей структуры, а в рамках одного и того же количественного состава могут существовать несколько качественных состояний.

В-седьмых, система обладает обратной связью, под которой понимается определенная реакция ее в целом или отдельных элементов на импульсы друг друга и внешние воздействия.

Теперь рассмотрим, какими бывают системы.

По характеру связей между элементами системы делятся на централизованные и децентрализованные. В первых все связи осуществляются через один центральный элемент; во вторых они могут происходить без «посредника» напрямую. Системы, где взаимосвязь элементов идет только по одной линии получили название частичных, а по многим - полных. В цепных системах каждый элемент связан не более, чем с двумя другими.

Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению внешним, где центростремительность больше центробежное, а отдельным элементам присущи общие характеристики, получили название целостных.

Системы, сохраняющиеся в целом при изменении или исчезновении одного или нескольких элементов, можно назвать стабильными, устойчивыми. Если при этом возможно восстановление утраченных элементов, то система называется регенеративной.

Изменяющиеся системы динамичны. Их элементы и они в целом могут изменяться линейно, однонаправлено с равной интенсивностью, и тогда будет наблюдаться рост, или нелинейно, разнонаправлено, с неодинаковой интенсивностью, что приводит к их качественным изменениям и развитию. Неизменные системы статичны.

С точки зрения состояния динамичные системы подразделяются на первичные, исходные, или вторичные, уже претерпевшие определенные изменения. Если система не допускает дальнейшего развития, без того, чтобы не преобразоваться в другую, она считается завершенной; если же развитие может продолжаться - незавершенной. Незавершенность может быть субстратной (преобразования могут происходить в основе элементов) и структурной (изменяется состав и соотношение элементов).

Если система сохраняет свои характеристики при изменении субстрата, она называется стационарной.

Система, состоящая из ряда разнородных элементов, называется сложной. Сложность означает, что введение новой единицы в систему не только порождает новые отношения, но и изменяет существующие. Степень сложности зависит также от взаимосвязанности этих элементов и от их числа.

Едва ли не важнейшими разновидностями систем являются механические и органические. Механические системы обладают постоянным набором неизменных элементов, четкими границами, однозначными связями, не способны изменяться и развиваться, функционируют под воздействием внешних импульсов. Выход элемента из механического целого нарушает его функционирование. Наиболее наглядный их пример - часовой механизм.

В механической системе элементы находятся во внешней связи друг с другом, не затрагивающей внутреннего существа каждого из них, и пребывают в безразличной самостоятельности. Они менее зависимы от системы, и вне ее сохраняют в неизменности свое бытие (колесико от часов может продолжительное время играть роль запасной детали).

Органические системы характеризуются противоположными качествами. В них увеличивается зависимость части от целого, а целого от части, наоборот, уменьшается. Причем, чем глубже связь частей, тем больше роль целого по отношению к ним. Кроме того, им присущи такие важные свойства, которых нет у механических систем, как способность к самоорганизации и самовоспроизведению.

В качестве образца органической системы можно привести живые существа или их сообщества. Специфической формой органической системы является социально-экономическая (общество, коллектив, организация и пр.).

Социально-экономические системы всегда являются упорядоченными, целостными, функционально и технологически неоднородными, иерархичными по структуре, динамичными с точки зрения состава и количества элементов. Подсистемы (элементы) в социально-экономических системах выделяются по тем или иным четким критериям, обычно в зависимости от их типа и целей.

Такие системы устойчивы, и в то же время постоянно развиваются, эволюционируют в более сложные образования (хотя иногда могут временно стабилизироваться или деградировать). Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов, интенсивность которого весьма различна. Поэтому оно неравномерно, может быть прерывистым, скачкообразным и не всегда предсказуемым.

Небольшие изменения в одном из элементов социальной системы могут привести к значительным последствиям для нее в целом, поэтому с помощью небольших, но продуманных действий в нужном месте и в соответствующее время легко достичь крупных желаемых результатов (теория рычага).

Для того, чтобы социальная система была динамически устойчивой, она должна обладать управляющим элементом, осуществляющим интеграцию ее отдельных звеньев, контроль за их функционированием, поступлением ресурсов, удалением отходов, получаемыми результатами, способным на основе обратной связи корректировать эти процессы. Для успеха саморазвития и самовоспроизведения системы управляющий элемент должен обладать не меньшей степенью сложности, чем управляемый. , — Системный подход, основная цель которого состоит в интеграции элементов организации, является основой современного менеджмента. Он рассматривает любую организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и взаимосвязи, в рамках пространственно-временного бытия, в динамике, с учетом историчности, этапности, цикличности развития.

Свойства системы –

Свойство эмерджентности

Свойство синергичности

Свойство мультипликативности

Природа и сущность менеджмента.

М. трактуется по-разному в мир и отеч лит-ре. Менеджмент как подходы, которые наиболее часто используются (между ними нет противоречий):

1) Менеджмент как процесс – это интеграционный процесс, с помощью которого подготовленные специалисты формируют организацию, управляют ею через постановку целей и разработку способов их достижения.

2) Функции управления. Процесс управления предполагает ряд функций: планирование, организация, координирование, контроль и мотивация.

3) Люди или органы, которые управляют организацией.

4) Аппарат или органы управления. Менеджеры часто идентифицируются с органами управления.

5) Наука управления. Менеджмент имеет эволюционный характер. Имеет своего рода теорию, содержащую закономерности, законы, принципы, функции, методы, целенаправления деятельности людей в процессе управления.

6) Менеджмент как искусство управления. На организацию действуют как внешние так и внутренние факторы. В организации люди – самый важный фактор, управление которыми требует разных качеств.

Характеристики организации как социально-экономической системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Роль организации в обществе определяется тем, что они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности и во-вторых, удовлетворяют общественным потребностям и создают полезные для общества блага: продукты и услуги.

Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей являются соц-эк системами.

Организация – это совокупность людей и групп, объединенных для достижения целей на основе установленных правил и процедур разделения труда и обязанностей.

Характеристики производства как соц-эк системы:

1) Наличие общих целей, отражающих предназначение компании, те виды продукции и услуг, которые она производит для удовлетворения общественных потребностей.

2) Процессы, протекающие внутри организации. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта, передача продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта происходит добавление ценности, эта добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития производственной организации.

Разделение труда и функциональная специализация. Результативность организации зависит от того, обладает ли она функциональными возможностями для осуществления процессов и реализации своих целей.

Производство, финансы, персонал, НИОКР, подсистема менеджмент.

Внутренняя среда организации.

Успех компании определяется не столько наличием конкретных видов ресурсов, сколько направлениями и эффективностью их использования, т.е. её организационными компетенциями.

Организационные компетенции формируются за счет согласованного взаимодействия ресурсов организации, основанной на приобретенном опыте и навыках. Они поддерживаются технологиями, процессами и ценностями. Внутренняя среда включает три основных составляющих: структура организации, ресурсы, культура организации.

Внешняя среда социально-экономической системы.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации, руководитель не может оказывать на эти факторы влияние. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организации по степени, характеру и периодичности воздействия. Выделяют 2 составляющие внешней среды: макроокружение и микроокружение.

Макроокружение – среда косвенного воздействия. Микроокружение – среда прямого воздействия.

Макроокружение – часть внешней среды, общая для всех организаций. Она включает: экономические, политические, правовые, социальные, научно-технические, природно-географические факторы.

PESTE-анализ.

Микроокружение (деловая среда) – это непосредственное окружение организации, оказывающее прямое воздействие на ее работу.

В него входит: потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, организации инфраструктуры, гос и муниципальные органы, объединения и ассоциации, международный сектор.

Оценка деловой среды производится по 3 основным параметрам: сложность, стабильность, неопределенность.

Во взаимоотношениях с внешней средой организация решает 2 основные задачи: взаимодействие и адаптация.

Принципы управления, их развитие на современном этапе.

Тейлор – основатель школы научного менеджмента. 4 принципа управления: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору рабочего, обучению, тренировке; кооперация с рабочими и разделение ответственности труда между управленцами и рабочими; планирование, организация, руководство и контроль.

Фаёме впервые был выделен раздел: психология, управление.

Появились новые принципы в управлении. Отказ от управленческого рационализма. Успех предприятия определяется максимумом организационного управления. Вместо этого сейчас выдвигается проблема способности гибко адаптироваться к внешним условиям. Значение факторов внешней среды резко повысилось. Мы используем в управлении теорию систем, мы рассматриваем организацию в единстве ее составных частей. Рассматриваем систему в условиях ситуационного подхода. Центральное место занимает ситуация, конкретный набор обстоятельств. Эти обстоятельства оказывают влияние.

Цели управления, их классификация. Требования к постановке целей управления.

В управлении под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться.

При разработке целей организации важно учитывать определенные требования:

1) Четкие временные рамки, на которые устанавливается цель.

2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей.

3) Непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также ресурсами, необходимыми для их достижения.

4) Адресованность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля

SMART - требования постановки целей.

S – конкретная цель

M – измеримая цель

A – достижима ли цель

R – цели должны быть актуальными, насущными

T – ориентирование во времени.

Классификация целей.

Производственные организации – это многоцелевые системы. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет их рассматривать как систему целей.

Критерии классификации Группы целей
Период времени Стратегические, тактические, оперативные
Содержание Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические
Приоритетность Особо-приоритетные, приоритетные, остальные
Повторяемость Постояннорешаемые, разовые-новые
Деловая среда Внутренние, внешние
Организационная структура Цели организаций, цели подразделений, цели сотрудников
Функциональная подсистема Маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, менеджмент
Стадии жизненного цикла 1) цели на этапе создания; 2) рост; 3) зрелость; 4) завершенность.

I. Внешняя среда

  • сложность, динамичность, неопределенность внешней среды

Требования к управленческим решениям.

  1. Целенаправленность
  2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.
  3. Своевременность
  4. Комплексность, необходимая полнота содержания
  5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)
  6. Экономичность.
  7. Полномочность.
  8. Адресность, конкретность, срочность.
  9. Директивность, общеобязательность.

30. Классификация управленческих решений.

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.

Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различных подходов к организации процесса управления и методам принятия решений, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

Классификация имеет важное значение для правильной организации процесса управления и позволяет:

  • Упорядочить и структурировать управленческие решения,
  • Анализировать содержание принимаемых решений, распределение решений по уровням системы управления, проследить динамику управленческих решений во времени.
  • Установить рациональное распределение прав и обязанностей, ответственности.
  • Разработать типовые модели организации процессов подготовки, разработки и принятия управленческих решений и технологию выполнения отдельных процедур.
  • Систематизировать производственные ситуации и информацию.
Признаки классификации Виды решений
1. Содержание - по характеру целей и задач - по функциям управления Экономические, научные, технические, технологические Производственные, социальные Плановые, организационные, регулирующие, стимулирующие, контрольные
2. Среда принятия решений (по степени риска) Решения в условиях определенности Решения вероятностной определенности (риска) Решения в условиях неопределенности
3. Действие во времени Стратегические Тактические (плановые) оперативные
По причинам возникновения Ситуационные По предписанию Программные Инициативные
4. Количество лиц, принимающих решение Индивидуальные Групповые (коллегиальные, коллективные)
5. По способам обоснования и принятия решения Интуитивные Основанные на суждениях рациональные
6. По степени структурированности Высоко структурированные (программируемые) Слабо структурированные (непрограммируемые)
7. Уровень иерархии системы управления Решения 1 уровня Решения 2 уровня Решения 3 уровня
8. По способам фиксации Устные распоряжения Документально фиксированные
9. Направление решения Внутрь организации как системы За её пределы – во внешнюю среду

31. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

1. Подготовка УР.
  • получение и подготовка данных
  • анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы
  • определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения
  • определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется
2. Разработка УР
  • разработка модели и выбор методов решения задачи
  • разработка вариантов решения (альтернатив)
  • сравнение и оценка вариантов решения
  • выбор предпочтительного варианта решения
3. Принятие УР
  • согласование решения
  • принятие решения (окончательная формула решения)
  • утверждение и документирование решения
4. Выполнение (реализация) УР
  • разработка плана реализации решения
  • подбор исполнителей
  • постановка задач исполнителям
  • разъяснение, пропаганда решения
  • установление системы стимулирования и ответственности
  • контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки
5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

32. Факторы, влияющие на эффективность и качество управленческих решений.

1. При разработке и принятии решения

  • Внешняя среды (правовая база, конкуренция, стабильность)
  • Среда принятия решения (значимость, ресурсные ограничения, время, ответственность, степень риска)
  • Характеристика проблемы (новизна, повторяемость, неопределенность, сложность)
  • Квалификация работников аппарата управления (ЛПР – знания, способности, мотивация)
  • Объем и ценность информации
  • Организация и методы разработки решения
  • Использование современных информационно-компьютерных технологий
  • Организация управленческого труда
  • Стиль руководства
  • Система контроля исполнения
  1. При выполнении решения

· Система контроля исполнения

· Методы управления

· Обеспеченность ресурсами

· Уровень организации производства

· Квалификация работников

· Социально-психологический климат в коллективе

33. Мотивация как функция управления.

Процесс проектирования или перестройки организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем уп­равления персоналом, контроля и информационного обеспечения. По существу, речь идет о том, что эффективное функционирова­ние любой структуры управления зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней те или иные задачи; от наличия обратной связи, получаемой в результате осуществления конт­рольной функции, и от информационного обеспечения всех управ­ленческих процессов, протекающих в рамках построенной структу ры. В завершающей главе учебника мы познакомимся с содержани­ем функций мотивации и контроля, после чего перейдем к изуче­нию проблем эффективности управления.

Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. МакКлеландом и Ф.Герцбергом. Их подробное содержание, достоинства и недо­статки описаны достаточно полно в специальной литературе, по­этому для наших целей мы приводим их обобщенную характерис­тику.

А. Маслоу известен как автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерар­хию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне - это физиологические потребности, на втором - потреб­ности в безопасности, на третьем - потребность в социальном признании, на четвертом - потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком - потребность в самовыражении. По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня человек стре­мится к удовлетворению потребностей следующего уровня; это не­прерывно расширяет его потенциал, поэтому потребность в само­выражении никогда не может быть полностью исчерпана. Это оз­начает, что процесс мотивации поведения через потребности явля­ется бесконечным.

Другая теория мотивации, автором которой является Д. Мак-Клеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: по­требности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна лю­дям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому счи­тают, что на практике эта теория в большей мере применима к мо­тивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации. В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцбер-га все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факто­ры мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы - это размер оплаты, условия труда, меж­личностные отношения и характер контроля со стороны непосред­ственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удов­летворены, у работника не развивается чувства неудовлетвореннос­ти работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с дву­мя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выража­ют мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. Всовременных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценност­ным ориентациям.

35. Процессуальные теории мотивации

Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребнос­тях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведе­нию, зависят от величины ожидания того, что это поведение при­ведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграж­дением и соотношение между усилиями и результатами.

Теория справедливости исходит из того, что работники взвеши­вают их усилия с вознаграждением и сравнивают полученный ре­зультат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напря­жение, которое является фактором мотивации.

Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л.Портера-Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его полу­чении.Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли оп­ределенное отражение в методах мотивации работников, использу­емых организациями.

36. Понятие и классификация методов управления.

В процессе управления используется множество разнообраз­ных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия реше­ний. Всовокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее це­лей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную уп­равленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Одновре- менно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

Общенаучные методы

Основу системы методов, используемых в управлении, состав­ляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение та­ких методов, как моделирование, экспериментирование, конкрет­но-исторический подход, экономико-математические и социоло­гические измерения. Специфика управления как вида деятельнос­ти оказывает существенное влияние на формы, масштабы и ре­зультативность применения общенаучных методов.

Лидер и менеджер.

Теория лидерских качеств.

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в

изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пыта_

лись выявить те качества, которые отличают «великих людей» в ис_

тории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой_то

уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во

времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого

подхода, ученые пытались определить лидерские качества, нау_

читься измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот

подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не ста_

В этом направлении были проведены сотни исследований, по_

родивших предельно длинный список выявленных лидерских ка_

честв. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались

обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские каче_

ства. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств

характеризуют лидера:

Ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими;

Уверенность в себе;

Активность и энергичность;

Знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Мно_

гие люди с этими качествами так и оставались последователями.

Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личност_

ных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим пред_

сказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практи_

ка этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских ка_

честв было продолжено вплоть до середины 80_х гг.

Наиболее интересный результат был получен известным аме_

риканским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успеш_

ных лидеров и определившим следующие четыре группы лидер_

ских качеств:

Управление вниманием, или способность так представить

сущность результата или исхода, цели или направления движе_

ния/действий, чтобы это было привлекательным для последова_

управление значением, или способность так передать значе_

ние созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты

и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою дея_

тельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по_

лучить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и

вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для

усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы,

включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации

для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и

возможность познания того, что они делают, а также то, что они

часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организаци_

онная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество

работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к

выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, пси%

хологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуаль%

ные, и личностные деловые (табл. 12.2).

К физиологическим относят такие качества человека, как рост,

вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность,

энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой_

то степени может существовать связь между наличием этих качеств

и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред_

ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде_

ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под_

тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую

сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми_

ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка_

честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис_

пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от_

мечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные , качества проявляются на

практике главным образом через характер человека. Они имеют

как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их

взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного

списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под_

тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет

сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол_

ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные

в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор_

ганизации.

Изучение умственных , или интеллектуальных , качеств и их свя_

зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре_

зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров

выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли_

дера во многом зависит от его способностей и умения решать про_

блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне_

ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри_

ваемых способностей. Однако последующие исследования

показали, что корреляция между этими качествами и лидерством

достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по_

следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит

сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер

приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне_

нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров_

ням организационной иерархии. Однако точное их измерение

затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются__ определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де_

ловые качества, сделавшие кого_то лидером в коммерческом бан_

ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора_

тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат_

ков. Во%первых, перечень потенциально важных лидерских качеств

оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз_

можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова_

тельно, заложить какие_то основы теории.

Во%вторых , по различным причинам, таким, например, как не_

удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в

силу непризнания возможных различий в зависимости от организа_

ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас_

смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы_

явлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход,

изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к со_

жалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послу_

жил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства

и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке по_

веденческих и ситуационных основ лидерства.

Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_

не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_

дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских

качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_

ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение . Важ_

ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_

ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по

специально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос,

кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_

ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_

Три стиля руководства;

Исследования Университета штата Огайо;

Исследования Мичиганского университета;

Системы управления (Ликерт);

Управленческая сетка (Блейк и Моутон);

Понятие системы, свойства систем.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • – система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);
  • – система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • – в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

управление менеджмент хозяйственный

Характеристика - то, что отражает некоторое свойство системы.

Из определения "системы" следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают.

Это свойство эмерджентности (от анг. emerge - возникать, появляться).

Эмерджентность - свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Целостность и эмерджентность - интегративные свойства системы.

Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

Организованность - сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность - это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность - это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Важным свойством системы является наличие поведения - действия, изменений, функционирования и т.д.

Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.

Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением. В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.

Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).

Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития, под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов "развитие" и "движение" позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае - системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности.

Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития - это блуждание в потемках.

Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия.

Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.

Если перечисленные формы устойчивости простых систем (кроме прочности) касается их поведения, то определяющая форма устойчивости сложных систем носят в основном структурный характер.

Надежность - свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть - как активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.

Адаптируемость - свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации. Можно выделить два аспекта взаимодействия:

Во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);

Среда обычно является источником неопределенности для систем.

Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).

Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антагонистическую по отношению к исследуемой системе.3. Характеристики строения систем

Система может быть представлена простым перечислением элементов, или "чёрным ящиком" (моделью "вход - выход"). Однако чаще всего при исследовании объекта такое представление недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нём обеспечивает выполнение поставленной цели, получение требуемых результатов. В этих случаях систему отображают путём расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры.

Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от аспекта их рассмотрения, цели создания. При этом по мере развития исследований или в ходе проектирования структура системы может изменяться.

Структуры могут быть представлены в матричной форме, в форме теоретико-множественных описаний, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем.

Структуры, особенно иерархические, могут помочь в раскрытии неопределённости сложных систем. Иными словами, структурные представления систем могут являться средством их исследования. В связи с этим полезно выделить и исследовать определённые виды (классы) структур.

В соответствии с задачами системного исследования можно выделить два типа определения системы - дескриптивное и конструктивное.

Дескриптивное (описательное) - определение системы через ее свойства, через внешние проявления. Например, ключ - это предмет, легко открывающий замок.

Конструктивное определение - описание через элементы системы, связанные с основным системообразующим фактором - с функцией. В конструктивном плане система рассматривается как единство входа, выхода и процессора (преобразователя), предназначенных для реализации определенной функции.

Существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависи­мости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной сторо­ны, оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны - как метод изучения и представле­ния феноменов, то есть как субъективная модель реальности.

В связи с этой двойственностью авторы определений различа­ют по меньшей мере два аспекта: как отличить системный объект от несистемного и как построить систему путём выделения её из окру­жающей среды. На основе первого подхода даётся дескриптивное (описательное) определение системы, на основе второго - конструктивное, иногда они сочетаются. Подходы к определению системы также предлагают делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соот­ветствуют конструктивному).

В целом, система - множество элементов, находящихся в отно­шениях и связях друг с другом, которое образует определённую це­лостность, единство.

Многообразие систем довольно велико, и существенную помощь при их изучении оказывает классификация. Важно понять, что клас­сификация - это только модель реальности, поэтому к ней надо так и относиться, не требуя от нее абсолютной полноты. Еще необхо­димо подчеркнуть относительность любых классификаций. Сама классификация выступает в качестве инструмента системного ана­лиза. С ее помощью структурируется объект (проблема) исследова­ния, а построенная классификация является моделью этого объекта. Полной классификации систем в настоящее время нет, более того, не выработаны окончательно ее принципы. Разные авторы предла­гают разные принципы классификации, а сходным по сути - дают разные названия.

1) В зависимости от происхождения системы делятся на естествен­ные и искусственные (создаваемые, антропогенные).



Естественные системы - это системы, объективно существующие в действительности, в живой и неживой природе и обществе. Эти си­стемы возникли в природе без участия человека.

Искусственные си­стемы - это системы, созданные человеком. Кроме того, можно го­ворить о третьем классе систем - смешанных системах, куда относятся эргономические (машина - человек-оператор), автоматизирован­ные, биотехнические, организационные и другие системы.

2) Классификация по объективности существования. Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы.

Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов.

Абстрактные системы по сути являются моделями реальных объектов - это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.

Иногда выделяют идеальные или концептуальные системы - си­стемы, которые выражают принципиальную идею или образцовую действительность - образцовый вариант имеющейся или проекти­руемой системы.

Также можно выделить виртуальные системы - не существующие в действительности модельные или мыслительные представления ре­альных объектов, явлений, процессов (могут быть как идеальными, так и реальными системами).

3) Действующие системы. Такие системы способны совершать операции, работы, процедуры, обеспечивать заданное течение тех­нологических процессов, действуя по программам, задаваемым че­ловеком. В действующих системах можно выделить следующие си­стемы: технические, эргатические, технологические, экономические, социальные, организационные и системы управления.

Технические системы представляют собой материальные си­стемы, которые решают задачи по программам, составленным человеком; сам человек при этом не начнется элементом таких систем. Если в системе присутствует человек, выполняющий определенные функции субъекта, то говорят об эргатической системе. Частным случаем эргатической системы будет человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаи­модействует с техническим устройством в процессе производства ма­териальных ценностей, управления, обработки информации и т. д.

Технологическая формальная система - это совокупность опера­ций (процессов) в достижении некоторых целей (решений некото­рых задач). Структура такой системы определяется набором методов, методик, рецептов, регламентов, правит и норм.

Технологическая материальная система - это совокупность реаль­ных приборов, устройств, инструментов и материалов (техническое, обеспечение системы), реализующих операции (процессное обеспе­чение системы) и предопределяющих их качество и длительность.

Экономическая система - это система отношений (процессов), скла­дывающихся в экономике, это совокупность экономических отноше­ний, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических продуктов и регламентируемых совокуп­ностью соответствующих принципов, правил и законодательных норм.

Социальная система - это совокупность мероприятий, направлен­ных на социальное развитие жизни людей. К таким мероприятиям относятся: улучшение социально-экономических и производствен­ных условий труда, усиление его творческого характера, улучшение жизни работников, улучшение жилищных условий и т. п.

Организационная система - это совокупность элементов, обеспе­чивающих координацию действий, нормальное функционирование и развитие основных функциональных элементов объекта. Элемен­ты такой системы представляют собой органы управления, облада­ющие правом принимать управленческие решения - это руководи­тели подразделения или даже отдельные организации.

Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления. Система управления содержит два главных эле­мента: управляемую подсистему (объект управления) и управляющую подсистему (осуществляющую функцию управления). Применитель­но к техническим системам управляющую подсистему называют си­стемой регулирования, а к социально-экономическим - системой ор­ганизационного управления.

4) Классификация по степени централизованности. Централизо­ванной системой называется система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль в функционировании систе­мы. Такой главный элемент называется ведущей частью системы или ее центром. При этом небольшие изменения ведущей части вызы­вают значительные изменения всей системы: как желательные, так и нежелательные. К недостаткам централизованной системы мож­но отнести низкую скорость адаптации (приспособления к изменя­ющимся условиям окружающей среды), а также сложность управле­ния из-за огромного потока информации, подлежащей переработке в центральной части систем.

Децентрализованная система - это система, в которой нет глав­ного элемента. Важнейшие подсистемы в такой системе имеют при­близительно одинаковую ценность и построены не вокруг централь­ной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.

5) Классификация по размерности. Система, имеющая один вход и один выход, называется одномерной. Если входов или выходов боль­ше одного - многомерной. Нужно понимать условность одномерно­сти системы - в реальности любой объект имеет бесчисленное чис­ло входов и выходов.

6) Классификация по однородности и разнообразию структурных це­ментов. Системы бывают гомогенные, или однородные, и гетероген­ные, или разнородные, а также смешанного типа.

В гомогенных системах структурные элементы системы однород­ны, то есть обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в го­могенных системах элементы взаимозаменяемы.

Гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не об­ладающих свойством взаимозаменяемости.

7) Классификации по траектории развития. Система называется линейной, если она описывается линейными уравнениями (алгебра­ическими, дифференциальными, интегральными и т. п.), в против­ном случае - нелинейной.

Для линейных систем справедлив принцип суперпозиции: реак­ция системы на любую комбинацию внешних воздействий равна сум­ме реакций на каждое из этих воздействий, поданных на систему по­рознь. В связи с этим для упрощения анализа систем довольно часто применяют процедуру линеаризации, при которой нелинейную си­стему" описывают приближенно линейными уравнениями в некото­рой (рабочей) области изменения входных переменных. Однако не всякую нелинейную систему можно линеаризировать, в частности, нельзя линеаризировать дискретные системы.

Дискретная система - это система, содержащая хотя бы один эле­мент дискретного действия. Дискретный элемент - это элемент, вы­ходная величина которого изменяется дискретно, то есть скачками, даже при плавном изменении входных величин.

Все остальные системы относятся к системам непрерывного действия. Система непрерывного действия (непрерывная система) состоит только из элементов непрерывного действия, то есть элементов, выходы ко­торых изменяются плавно при плавном изменении входных величин.

8) В зависимости от способности системы ставить себе цель раз­личают каузальные и целенаправленные (целеустремленные, актив­ные) системы.

Каузальные системы - это системы, которым цель внутренне не присуща. Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем.

Целенаправленные системы - это системы, способные к выбору своего поведения в зависимости от внутренне присущей цели. В це­ленаправленных системах цель формируется внутри системы.

Элемент целенаправленности всегда присутствует в системе, включающей в себя людей (или еще шире живые существа). Вопрос чаще всего состоит в степени влияния этой целенаправленности на функционирование объекта. Если мы имеем дело с ручным произ­водством, то влияние так называемого человеческого фактора очень большое. Отдельный человек, группа людей или весь коллектив спо­собны поставить цель своей деятельности, отличную от цели ком­пании.

9) Классификация систем по сложности. Существует ряд подхо­дов к разделению систем по сложности, и, к сожалению, нет еди­ного определения этому понятию, нет и четкой границы, отделяю­щей простые системы от сложных. Разными авторами предлагались различные классификации сложных систем. Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем инфор­мации, требуемый для ее успешного управления. Системы, в кото­рых не хватает информации для эффективного управления, счита­ют сложными.

Условно можно выделить два вида сложности: структурную и функ­циональную.

Структурная сложность. Ст. Вир предлагает делить системы на простые, сложные и очень сложные. Простые - это наименее слож­ные системы. Сложные - это системы, отличающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей.

Очень сложная система - это сложная система, которую подроб­но описать нельзя. Несомненно, что эти деления довольно условны и между ними трудно провести границу.

Функциональная сложность. Дня количественной оценки функци­ональной сложности можно использовать алгоритмический подход, например количество арифметико-логических операций, требуемых для реализации функции системы преобразования входных значений в выходные, или объем ресурсов (время счета или используемая па­мять), используемых в системе при решении некоторого класса задач.

Кроме того, выделяют такой тип сложности, как динамическая сложность. Она возникает тогда, когда меняются связи между эле­ментами. Попытку дать исчерпывающее описание таким системам можно сравнить с поиском выхода из лабиринта, который полно­стью изменяет свою конфигурацию, как только вы меняете направ­ление движения.

10) Классификация по степени детерминированности. Если входы объекта однозначно определяют его выходы, то есть его поведение можно однозначно предсказать (с вероятностью 1), то объект явля­ется детерминированным, в противном случае - недетерминирован­ным (стохастическим). Детерминированность характерна для менее сложных систем; стохастические системы сложнее детерминирован­ных, поскольку их более сложно описывать и исследовать.

11) Классификация систем по степени организованности. Если ис­следователю удается определить элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы и вид детерминированных (анали­тических или графических) зависимостей, то возможно представле­ние объекта в виде хорошо организованной системы.

Если не ставится задача определить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы, то объект представляется в виде плохо организованной (или диффузной) системы. Ял я описания свойств та­ких систем можно рассматривать два подхода: выборочный и макро- параметрический.

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характе­ризуется рядом признаков, особенностей, которые, как правило, об­условлены наличием в системе активных элементов, делающих си­стему целенаправленной.

12) Классификация систем по степени открытости. Открытые си­стемы постоянно обмениваются веществом, энергией или информа­цией со средой. Система закрыта (замкнута), если в неё не поступа­ют и из неё не выделяются вещество, энергия или информация.

К основным свойствам систем относятся:

1. Целостность, то есть система существует как целое, которое за­тем можно разбить на части или элементы.

2. Структурность - описание системы через постановленные её структуры. Структура - это совокупность элементов и связи меж­ду ними определяющих внутреннее строение объекта, как целост­ной системы.

3. Взаимосвязь элементов, то есть элементы структуры находятся в составе системы непроизвольно.

4. Бесконечность - свойство системы, под которой понимает­ся невозможность его полного познания и представление конечным способом описания.

5. Иерархичность, то есть элементы системы сами могут являть­ся сложной системой.

6. Множественность описания - одна и та же система может быть рассмотрена с различных позиций способов и методов её описания.

7. Синергичность, эмерджентность, системный эффект - появ­ление у системы свойств, не присущих элементам системы; прин­ципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств состав­ляющих её компонентов (неаддитивность). Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.

Фундаментальным понятием ТС является понятие «система» (гр. systema – это составленное из частей, соединение).

Система - совокупность (множество) элементов, между которыми имеются связи (отношения, взаимодействие). Таким образом, под системой понимается не любая совокупность, а упорядоченная (за счёт наличия отношений).

Термины «отношение » и «взаимодействие » используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A - множество элементов; R - множество отношений между A.

Система - это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Система - это объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.

Если собрать вместе (объединить) одно- или разнородные элементы (понятия, предметы, людей), то это не будет системой, а лишь более или менее случайным смешением. Считать ту или иную совокупность элементов системой или нет, зависит также во многом от целей исследования и точности анализа, определяемой возможностью наблюдать (описывать) систему.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, - образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что нельзя рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

Любая деятельность человека носит целенаправленный характер. Наиболее четко это прослеживается на примере трудовой деятельности. Цели, которые ставит перед собой человек, редко достижимы только за счет его собственных возможностей или внешних средств, имеющихся у него в данный момент. Такое стечение обстоятельств называется «проблемной ситуацией». Проблемность существующего положения осознается в несколько «стадий»: от смутного ощущения что «что-то не так», к осознанию потребности, затем к выявлению проблемы и, наконец, к формулировке цели.


Цель - это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Вся последующая деятельность, способствующая решению этой проблемы, направлена на достижение поставленной цели, т.е. как работа по созданию системы. Другими словами: система есть средство достижения цели .

Приведем несколько упрощенных примеров систем, предназначенных для реализации определенных целей.