Трехглавый монстр Цербер, адский защитник преисподней. Цербер – это герой античной и средневековой литературы Как называется собака с тремя головами

Цербер, также известный как «пёс Аида», является многоголовой собакой , которая охраняет ворота подземного мира .

Хотя он и пожирает всех, кто пытается пройти мимо, за этим существом скрывается нечто большее, чем чудовищная внешность и ужасная деятельность .

Физическое описание

Как вы можете ожидать от собаки, которая охраняет ворота в подземном мире, Цербер – ужасный монстр . У него есть тело собаки с мохнатой бронзой или черным мехом, но заканчивается какая-то нормальность этого монстра.

У Цербера есть несколько голов . Обычно их три, хотя некоторые писатели описывают целую сотню с «глазами, которые вспыхивают огнем» и тремя языками в каждом из ртов. Большинство утверждает, что все эти головы похожи на собачьи.

Хвост Цербера плавно превращается в змея с ядовитой головой в конце, из чьего тела вырастают другие.

Некоторые писатели утверждают, что эти змеи образуют гриву вокруг головы , в то время как другие описывают пресмыкающихся, растущих из позвоночника монстра или свисающих по всему телу, как спутанный мех.

Личность

Несмотря на свою кошмарную внешность и положение у ворот подземного мира, Цербер не является демоническим существом.

Прежде всего, эта могучая собака являлась верной . Она была глубоко предана своему господину по имени Аид .

Поэтому, когда тот решил сделать Цербера одним из хранителей своего царства, монстр также стал предан своим обязанностям. Пес выполняет два задания: он не позволяет живым душам войти в подземный мир, а мертвым покинуть его .

Любой, кто пытался нарушить эти правила и проскользнуть мимо Цербера, наверняка был разорван на части. Между тем, стоит помнить, что это была его обязанность , данная хозяином, а не случайное убийство невинных жертв.

Цербер способен быть любящим и ласковым , а также лояльным. Греческие писатели изображали его, как «заискивание» новых душ, которые прибыли в подземный мир, приветствующее их с возбужденной любовью .

Пёс также имел особые отношения с Персефоной , которой разрешал свободно входить в подземный мир.

Легенды о Цербере

Принятие

Хотя Цербер провел большую часть своей жизни на попечении Гадеса , он фактически родился у Тифона и Ехидны.

Тифон был самым смертоносным монстром в греческой мифологии, являясь огромным драконом с сотней голов и еще большим количеством крыльев.

Он распространял страх и бедствие всюду, куда шел, заставляя бояться даже олимпийских богов . Ехидна была наполовину женщиной, наполовину змеёй, известной как «мать всех монстров» . Она жила в пещере, где ее посещал только возлюбленный Тифон .

Вместе Тифон и Ехидна породили самых страшных монстров Греции , в числе которых Лернейская гидра, Сфинкс, Немейский лев, Химеру и, конечно же, Цербер.

Зевс позволил всем этим монстрам жить, утверждая, что этим он уберег себя, позволяя существам служить вызовами для греческих героев . На самом деле он, вероятно, просто боялся спровоцировать гнев Тифона.

Большинству этих чудовищ разрешалось свободно существовать, но Зевс видел особый потенциал в Цербере. Он взял молодого щенка и отдал Аиду, чтобы тот воспитывался как хранитель подземного мира.

Встреча с Орфеем

Аид был отличным опекуном, но не являлся непобедимым.

Орфей стал первым смертным , победившим Цербера. Он был почитаем в своем королевстве за свои удивительные музыкальные таланты. Его исполнение могло заставить танцевать даже воды и скалы.

Поэтому, когда Орфей влюбился в красивую нимфу по имени Эвридика , у него не было проблем с её покорением. Однако, в день их свадьбы случилась трагедия .

Эвридика подверглась нападению сатиров , а затем упала в гнездо гадюки, где получила смертельный уку с, после чего ее дух отправился в подземный мир.

Когда Орфей нашел свою красивую невесту мертвой и холодной в гнезде гадюки, он играл на своей лире настолько печальные мелодии, что плакали все нимфы и боги. Они посоветовали Орфею пойти в подземный мир и попытаться смягчить сердце Аида своей музыкой .

Но прежде чем Орфей смог дойти до Аида, ему предстояло пройти мимо Цербера.

Он подобрался к могущественной собаке, которая сидела на своем обычном месте, охраняя ворота в подземный мир, так близко, как смог. Затем, все еще скрываясь, Орфей начал играть нежную колыбельную .

Его магия не подвела. Музыка сделала собаку такой сонной , что та легла и, в конце концов, начала храпеть.

Тогда путь Орфея к Аиду стал свободен. Он вошел в подземный мир , встал на колени перед Гадесом и Персефоной и сыграл свою музыку.

Боги заплакали и согласились позволить Эвридике вернуться к нему, но при условии , что Орфей не будет смотреть на неё до тех пор, пока они не вернутся в землю живых .

Тогда он с радостным сердцем побежал назад к входу в подземный мир, но незадолго до того, как вернулся в мир живых, Орфей оглянулся через плечо, чтобы убедиться, что Эвридика следует за ним. Мгновенно она вновь стала призраком и скрылась в подземном мире .

И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. Гесиод. Теогония 769-774
  5. Гесиод. Теогония 312
  6. Гораций. Оды II 13, 33
  7. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. Ликофрон. Александра 1327
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. Еврипид. Геракл 613-615
  11. Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. Вергилий. Энеида VI 417-423
  20. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
  21. Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
  22. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
  23. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. Палефат. О невероятном 39
  26. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

Образ кошмарного чудовища Цербера встречается во многих греческих мифах. Его задача стеречь врата Ада, чтобы души мёртвых не могли вернуться на землю.

Происхождение кошмарного чудовища

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.


Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах. Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.


Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

Последний подвиг Геракла

Ещё один миф про Цербера связан с наполовину человеком, наполовину богом Гераклом. В последнем двенадцатом подвиге Геракла царь Эврисфей потребовал доставить Цербера на землю. Эврисфей был уверен, что Гераклу не удастся вернуться от Цербера живым.


Бой Геракла с Цербером, Ганс Себальд Бехам, 1545 год

Геракл отправился в подземный мир, нашёл Аида, и тот сказал ему, что если Геракл сможет побороть Цербера голыми руками без оружия, то ему будет разрешено покинуть подземный мир со зверем. Геракл нашёл Цербера на берегу Ахерона и начал борьбу с ним голыми руками. Геракл собрал всю свою силу, чтобы подчинить огромного монстра. Цербер, зажатый Гераклом и почти бездыханный, уступил ему и признал его силу. Геракл доставил монстра Еврисфею, а затем Цербер благополучно вернулся к Аиду, где продолжил охранять ворота в подземный мир.

Аналогии с образом Цербера

Образ Цербера или его признаки появлялись и во многих произведениях древнерусской литературы, хотя описание мифологического существа часто отличалось во многих культурах. Так Цербер в аду Данте охраняет не весь подземный мир, а третий круг Ада, который считался кругом обжорства, а Цербер олицетворяет неуправляемый аппетит. Цербер фигурирует и во многих известных произведениях римской литературы. Наиболее известны: Энеида, написанная Вергилием, история Орфея в симпозиуме Платона, и Илиада, написанная Гомером. В скандинавской мифологии, по аналогии с Цербером, Ад охраняла четырёхглазая собака Гарм. В Египте его воплощением был Анубис, собака, охраняющая гробницы и провожающая души в загробный мир. Некоторые авторы, такие греческие поэты, как Гесиод и Гораций, описывали Цербера с пятьюдесятью или ста головами, в форме льва, собаки или волка. Даже в современной литературе в Гарри Поттере и Философском камне звуки флейты убаюкивают зверя аналогично истории Орфея и Эвридики.

Цербер - страшное чудовище, вселяющее ужас одним своим видом. Мощное, крепкое, звериное тело с тремя собачьими головами, пугающими жутким оскалом острых клыков. Из пастей у них вытекает ядовитая жидкость. На спине у монстра вместо шерсти извиваются, готовые в любой момент смертельно ужалить, ядовитые змеи. И в довершение - на хвосте голова чудовищного дракона.

Своим появлением на свет Цербер обязан паре одних из самых отвратительных в истории созданий: Тефону (который имел сотню драконьих голов, часть человеческого туловища и извивающиеся кольца змеиных тел вместо ног) и полуженщине, полузмее Ехидне. У Цербера были такие же жуткие, как и он, братья и сестры: Орк - пес с двумя головами и хвостами, Немейский лев, Лернейская гидра и . Но именно треглавый монстр был одним из самых любимых матерью детенышей. Родительница с младых лет закаляла чадо в невыносимо пылающем пламени огнедышащего вулкана, что должно было принести вечную жизнь.

Для древних греков имя Кербер всегда ассоциировалось со словом опасность. Встреча с ним изначально означала горе и смерть. Ведь именно этому чудовищу была доверена миссия охраны входа в царство вечного забвения, территорию мертвых. Аид не зря поставил именно такого зверя-убийцу встречать усопших. При появлении вновь прибывших, пес мог радостно вилять своим уродливым хвостом, приветствуя новые души несчастных. Но вот выбраться из вечной тьмы до определенного момента не удавалось никому. Жуткий пес безжалостно разрывал на клочки тех, кто рискнул совершить побег.

Некоторые источники говорят о том, что даже новых жителей царства Цербер при встрече стремился укусить. Для того чтобы как-то задобрить неприступного стража, в гроб покойнику было принято класть медовое лакомство - пряник.

Кстати, в своей Энеиде Вергилий упоминает о том, как Сибилла усыпила Кербера, накормив его тем же самым сладким угощением, предварительно пропитав его снотворными травами, чем погрузила животное в сон и позволила Энею проникнуть в запретную для живых зону.

В мифологии известно немного случаев, когда удавалось прорваться сквозь такую мощную охрану гигантского пса. Одним из смельчаков описывается Орфей, который безумно хотел вернуть к жизни свою возлюбленную Эвридику. Лишь благодаря своему сладкоголосому пению юноше удалось усыпить стража и пройти преграду. Вырвать девушку из плена Аида, к сожалению, не удалось, но Орфей был одним из немногих, кому удачно удалось покинуть царство мертвых.

Другой мифический герой, побывавший в загробном мире - это знаменитый Геракл. Он пообещал царю Эврисфею, что приведет Цербера к нему. Великому сыну Зевса удалось уговорить Аида, отпустить пса вместе с ним на волю. Для этого Гераклу необходимо было справиться со злобным стражем голыми руками, не применяя никакого оружия. Схватка была не на жизнь, а насмерть: голова дракона, находящаяся на хвосте Цербера, безжалостно кусала нападавшего, змеи пытались ужалить несущими смерть жалами. Гераклу пришлось приложить всю свою недюжинную силу, для того чтобы одержать победу. Он не разжимал рук, сомкнутых на шее пса, до тех пор, пока тот не пал к его ногам в изнеможении.

Оказавшись на поверхности земли и попав под солнечные лучи, животное неистовствовало и бушевало, рыча и извиваясь. Из его разверзнутых в жутком рычании пастей на землю капала слюна. На этих местах вырастала ядовитая трава под названием аконит. Несмотря ни на что, победитель сдержал обещание и доставил Цербера ко взору царя Эврисфея. Тот пришел в неописуемый ужас при виде треглавого монстра и велел отправить чудовище обратно в мрачное царство.

Античной мифологии. Именно его приручил Геракл, исполняя свой одиннадцатый подвиг.

Что такое Цербер?

Согласно мифологии, Цербер - это пес, который служит Аиду в подземном царстве. В его задачу входит охранять вход в загробный мир. Поэтому его прозвали "адский пес". Удивительно то, что пес пропускал к Аиду все мертвые души, при этом ласково встречал их, виляя хвостом. Но если вдруг какая-то душа захотела выйти из загробного мира, то Цербер превращался из ручной собачки в страшное чудовище. Что такое Цербер мог сделать, что его все боялись? По легендам, он пожирал душу, тем самым выполняя свое предназначение - не выпускал мертвых в мир живых.

Исходя из легенд, родителями Цербера были Эхидна и Тифон. Кроме Цербера, у них было еще множество детей, среди них Лернейская гидра и Немейский лев.

Внешний вид

Внешность адского пса описывается по-разному. Классический вариант сформировался в период Римской империи. На вопрос о том, что такое Цербер, в то время можно было бы услышать ответ-рассказ про огромного трехголового пса. Иногда чудовище описывали так, будто его средняя голова походила на голову льва.

Более ранние версии были таковыми:

  • Цербером называли двухголового пса, у которого вместо обычного был змеиный хвост.
  • Затем на вопрос о том, что такое Цербер, появилась новая версия ответа. Теперь им оказался все тот же хранитель Подземного царства, но уже с одной головой. Правда, экзотичности ему добавляли змеи, которые извивались на спине, животе и шее животного.

Цербер и Геракл

Мы все помним про наказание Геракла, которое он получил от богов Олимпа. Полубог должен был исполнить 12 подвигов на службе у царя Эврисфея. Напомним, что наказание сын Зевса получил за то, что убил свою семью: жену и детей. Произошло это из-за Геры, которая одурманила разум героя.

Подвиг, в котором принимал участие Цербер, был по счету одиннадцатый. Царь Тиринфа Эврисфей приказал Гераклу спуститься в Подземное царство Аида и привести адского пса ко двору.

Геракл отправился выполнять поручение. По пути он освободил Тесея от мук. Юноша был прикован к скале за то, что пытался похитить жену Аида Персефону. Рядом с ним был прикован и помощник Тесея в этом деле - Перифой. Но, к сожалению, боги Олимпа решили продолжить мучения юноши. Они послали знак: земля содрогнулась, когда полубог прикоснулся к руке Перифоя. Геракл осознал гнев богов, оставил его и пошел дальше на поиски адского пса.

Но что такое Цербер (Кербер) в античном мире? В этом варианте он описывается как трехголовый пес со все теми же змеями на спине, но на кончике его хвоста находилась драконья голова больших размеров. Именно такое чудовище пришлось приручить Гераклу. Что такое с Цербером пришлось сотворить для этого? Победить его в бою.

После этого герой вывел его из царства Аида и отвел к царю. Но Эврисфей настолько сильно испугался пса, что тут же приказал Гераклу вернуть его обратно в загробный мир, что сын Зевса и сделал.

Кто смог противостоять Церберу?

Геракл - не единственный герой в мифологии, который смог противостоять адскому псу. Что такое Цербер, и как с ним справиться, догадались и другие античные герои. Пса перехитрили Эней и Психея, опоив его сонным зельем. А Орфей смог пройти мимо него с помощью музыки, усыпив чудовище мелодией.

В легендах Цербер упоминается неоднократно. Но этот персонаж также используется и в современной литературе и кинематографе. Дети могут познакомиться с Цербером в мультсериалах, например "Пони. Дружба - это чудо". Взрослые же могут столкнуться с ним на страницах современных книг. Некоторые авторы, которые пишут книги в жанре фэнтези, тоже используют Цербера для остроты сюжета. В качестве одного из примеров можно взять книгу автора Филис Кристины Каст "Богиня весны".