Тема семинара по дополнительному образованию в школе. Семинар для педагогов дополнительного образования "современные подходы к организации учебного процесса". «организация внеурочной деятельности в условиях реализации фгос начального и основного общего об

Конспект семинара-практикума для педагогов дополнительного образования «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»


Автор : Шейко Ольга Валентиновна, методист государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества», Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Семинар-практикум адресуется педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Разработка содержит теоретические и практические материалы по структуре учебного занятия, типы и виды занятий, требования к цели и задачам учебного занятия.
Цель: отработка педагогами технологии моделирования учебного занятия
Задачи:
1. Сформировать четкое представление об организации и структуре учебного занятия в системе дополнительного образования.
2. Обучить четко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи.
3. Ознакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
План проведения:
1. Входная анкета для педагогов
2. Методический диалог с педагогами
3.Выступление по теме семинара с показом мультимедийной презентации и параллельным обсуждением

5. Рефлексия. Заключительное анкетирование
1 .Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума – «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса». С одной стороны, она проста, и, казалось бы, давно уже всеми нами досконально освоена, с другой стороны, как показали результаты мониторинга, организованного и проведенного методической службой, у многих имеются определенного рода затруднения при составлении плана-конспекта занятия, при реализации этапов занятия. Поэтому мы сегодня систематизируем наши знания об учебном занятии, отработаем навыки моделирования целей и задач занятия.
Для начала предлагаю проверить уровень своих знаний по данной теме и ответить на вопросы анкеты. Педагоги заполняют входные анкеты.


2.Ведущий: И так, давайте вспомним, что же такое учебное занятие, его характерные признаки, особенности? А какие вы знаете типы учебных занятий? Какие формы занятий вы можете назвать, методы обучения? Какие из них вы используете в своей работе? Ответы педагогов.
3.Ведущий (обобщает): Учебное занятие – это основная и постоянно действующая форма организации обучения. В системе дополнительного образования – это коллективная (групповая, мелкогрупповая) индивидуальная) форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся; устойчивыми временными рамками (45 мин., 35 мин.).
Признаки, отличающие учебное занятие от других организационных форм:
это постоянная группа учащихся,
руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них,
овладение основами изучаемого материала,
работа по образовательной программе, утвержденному расписанию.
Имеется общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели:
1. занятие по ознакомлению с новым материалом;
2. по закреплению изученного материала
3. по применению знаний и умений;
4. по обобщению и систематизации знаний и умений;
5. по проверке и коррекции знании и умений;
6. комбинированное (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод (гр. «путь к чему либо»)- способ деятельности, направленный на достижение определенной цели.
Метод обучения – это способ деятельности педагога и учащихся, совокупность действий и приемов работы педагогов и учащихся; путь, по которому педагог ведет учащихся от незнания к знанию.
Основные методы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия);
наглядные (иллюстрация (таблицы, схемы, рисунки), демонстрация (слайды, фильмы);
практические (упражнение, практическая работа, дидактические игры).
В последнее широкое распространение получили интерактивные методы обучения:
- методы создания благоприятной атмосферы,
- методы организации коммуникации,
- методы обмена деятельностями,
-методы смыслотворчества,
- методы рефлексивной деятельности.
Формы организации учебных занятий :
- Беседа, консультация, моделирование
- Практические занятия. Проводятся с целью закрепления и применения знаний, овладения практическими умениями и навыками
- Семинарские занятия. Проводятся для развития интеллектуальной, познавательной деятельности, творческого мышления, выработки навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационным материалом.
- Экскурсии. Это завершенный цикл поэтапного решения познавательной задачи. По классификатору: предшествующие, сопутствующие, последующие
- Занятие-игра (имитационные, ролевые игры, тренинги)
- Занятия с игровой состязательной основой: «Придумай проект», «Лото», «Домино», «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки», «КВН», «Морской бой», «Поле чудес» и т.д.
- Занятия, опирающиеся на фантазию: «Сказка», «Творческий отчет», «Смотр выставки», «Вернисаж».
- Занятия, основанные на оригинальной организации изучения учебного материала: «Обозрение», «Размышление», «Аннотация», «Монолог памяти», «Портрет».
- Занятие по аналогии с организованными событиями: «Аукцион», «Ярмарка», «Конференция», «Концерт», «Бенефис», «Суд» и т.д.
- Занятия по аналогии с известными формами и методами деятельности: «Диспут», «Интервью», «Мозговой штурм».
А теперь давайте вспомним структуру учебного занятия. Какие основные этапы мы выделяем?
Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей. Структура занятия определяется его целью, содержанием, методами, средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. По различным основаниям можно выделять большое количество этапов учебного занятия, но, как показывает практика, педагогам наиболее удобна и понятна следующая структура занятия:
1. организационный этап (подготовительный и т.п),
2. основной этап,
3. заключительный этап,
4. рефлексия.
Организационный этап решает следующие задачи: организовать рабочее место, «настроить», «ввести» учащихся в курс познавательной деятельности, сообщить тему занятия, осуществить целеполагание и постановку задач.
Цель занятия – это предполагаемый результат, она должна быть конкретной и достижимой.
Требования к цели учебного занятия
- четкость и простота формулировки цели;
- диагностичность цели, т.е. отражает ли формулировка цели конечный (ожидаемый) результат;
- соотносимость цели содержанию учебного материала;
- перспективность цели, т.е. связь цели с темой учебного занятия (как одного конкретного, так и последующих занятий по данной теме);
- обоснованность постановки цели, т.е. чем вызвана: требованиями образовательной программы, особенностями детского коллектива, интересами учащихся и т.д.;
- операциональность цели;
- реальность достижения.
Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков.
Задачи раскрывают цель, конкретизируют ее, определяют содержание основных этапов занятия. При планировании задач занятия их необходимо ставить с учетом возрастных особенностей обучающихся, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи делятся на 3 группы:
- образовательные,
- воспитательные,
- развивающие.
Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков:
сформировать у учащихся представления о (понятия о) …;
выявить (выявлять)…;
познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…;
расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…;
дифференцировать…; научить применять на практике…;
научить пользоваться…;
обучить…;
проверить…;
создать условия…
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка:
развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес,
развивать творческие способности,
развивать любознательность,
развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
развивать эстетические чувства и др.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций:
воспитывать любовь к малой родине,
доброжелательное отношение к окружающим,
доброту, искренность, чуткость, общительность;
формировать аккуратность,бережливость,трудолюбие,сдержанность и т.п.
Основной этап
Основное назначение: усвоение новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, самостоятельная работа, проверка усвоения материала (в зависимости от типа занятия).
Что необходимо для усвоения новых знаний:
1. Использование разнообразных источников знаний: наглядные пособия, мультимедийные презентации, видеофильмы, дополнительная литература, информация интернет-ресурсов;
2. Поэтапное усвоение новых знаний. Материал занятия разделяется на небольшие логические элементы, каждый из которых отрабатывается с учащимися до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен.
3. Новый материал изучается в определенном стиле: исследовательским путем, проблемным способом (от рассмотрения частных, составных элементов нового материала к обобщению и выводам; от постановки проблемы, формулировки гипотезы  к ее доказательству).
Процесс усвоения знаний учащимися:
1. Восприятие предмета
2. Осмысление, понимание
3. Применение на практике, обобщение знаний
4. Закрепление и применение полученных знаний
Заключительный этап. Основное назначение  подведение итога занятия в различной форме: опрос, викторина, презентация, защита творческих работ).
Рефлексивный этап – организация рефлексивной деятельности учащихся, получение обратной связи, анализ эмоционального состояния учащихся:
Чему сегодня научились, что нового узнали?
Что успели сделать?
Что не получилось? Над чем предстоит работать на следующем занятии?
Существует множество интересных рефлексивных методов и методик. Более подробно мы рассмотрим их на отдельном занятии.
4. Практикум «Постановка целей и задач занятия»


Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно их профилю деятельности. Каждая группа получает карточку с указанием темы занятия и его места в учебно-тематическом плане. В течение 5-7 минут группы должны сформулировать цель и задачи данного занятия. Результат зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).
5. Рефлексия. Заключительное анкетирование (Анкета №2).
Приложение
АНКЕТА 1
Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты:
1.Какие типы занятий Вы знаете? (отметить «V»):

Занятие по ознакомлению с новым материалом
Занятие по обобщению и систематизации знаний и умений
Занятие по применению знаний и умений
Занятие-экскурсия
Занятие «Ток-шоу»
Занятие-викторина
Занятие по проверке и коррекции знаний и умений
Занятие по закреплению изученного материала
«Литературная гостиная»
Комбинированное занятие
2.Из каких этапов состоит занятие? (отметить «V»):
организационный мотивационный
рефлексивный целеполагания
проверочный контрольный
подготовительный интегрирующий
основной информационный
теоретический практический
развивающий обобщения и систематизация знаний
3.Какие формы работы Вы используете? (отметить «V»)
собирательные фронтальные
групповые активные
дифференцированные индивидуальные
4.От чего зависит постановка целей и задач занятия?
Спасибо за участие!

АНКЕТА 2
Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты:
1.Профиль Вашего объединения по интересам.
2.С помощью каких форм и методов организации занятий Вы можете повысить эффективность обучения учащихся?
3.Какие типы занятий вы предпочитаете использовать?
4.Какие типы занятий вызывают у Вас затруднения?
5.Какой этап проведения занятия вызывает у Вас затруднения?
6.Какой этап проведения занятия удается Вам лучше всего?
7.С какими методами обучения Вы хотели бы познакомиться?
8.Каким образом Вы определяете результативность проведенного занятия?
Спасибо за участие!


Дополнительное образование – это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – М.: АРКТИ, С.9)


Важнейшая характеристика дополнительного образования – соотнесенность с принципом природосообразности: все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями, что обуславливает личностную значимость образования для детей. В дополнительном образовании иной, по сравнению со школой, тип взаимодействия педагога и ребенка: педагог не просто передает информацию, а формирует развивающую среду.


ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ? Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно: соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально- экономической, естественнонаучной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).


Быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.


1. Типовые программы 1. Типовые программы представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования и науки РФ и являются базисными в работе по данному профилю. 2. Модифицированные (или адаптированные) программы 2. Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с типовыми, изменены с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.). З. Экспериментальные программы З. Экспериментальные программы призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы. Виды рабочих образовательных программ системы дополнительного образования детей.


4. Авторские программы 4. Авторские программы полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации. Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами, иметь две рецензии: внутреннюю и внешнюю.


По уровню освоения По уровню освоения программы могут быть: Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.


По цели обучения По цели обучения программы различают: 1. Познавательные, дающие углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивающие интеллектуальные способности, расширяющие кругозор. Цели этих программ – знакомство, расширение и углубление знаний детей и подростков в отдельных областях науки, искусства, отечественной и региональной культуры, а также становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности). 2. Научно-исследовательской ориентации, направленные на раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею. 3. Социальной адаптации, направленные на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций. 4. Профессионально-прикладные, дающие определенные навыки и умения в практической деятельности, формирующие специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками. Ориентированы на 2 основные цели: а) формирование специалиста в области науки или практической деятельности, отсутствующей в базовой средней школе; б) ознакомление и выработку определенных навыков и умений в актуальных на сегодняшний день областях науки или практической деятельности. 5. Физкультурно-спортивные, помогающие осуществлять здоровый образ жизни, развивающие систему профилактики и коррекции здоровья обучающихся. 6. Досуговые, наполняющие активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время обучающихся. 7. Развивающие художественную одаренность, которые воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся, осуществляют «погружение» в художественный образ


По форме организации образовательного процесса программы различают По форме организации образовательного процесса программы различают: 1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое. 2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей в едином ключе. Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами. З. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. 4. Сквозные, соизмеряющие материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния, морально-психологического комфорта и т.д. Создание образовательной программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Образовательная программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального педагогического мастерства» (Кульневич С.В..Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», С.84-88).


Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Содержание изучаемого курса. 6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 7. Список литературы: - список литературы, используемой педагогом; - список рекомендуемой литературы для детей и родителей; 8. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на количество обучающихся). При разработке программы на несколько лет структура программы усложняется в основном за счет повторения частей 4 и 5. Объем каждого блока программы может быть различным. К программе могут быть добавлены приложения различного характера (творческий сценарий мероприятия, предложения по созданию иллюстративного материала тематики занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т. д.).


Схема составления пояснительной записки Направленность программы. ……………………………… Новизна программы состоит в ……………………………. Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ…………… Актуальность программы………………………………… Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что…… (Краткий анализ образовательного уровня детей, особенностей образовательной среды)……………………. Цель программы:…………………………………………………… Возраст обучающихся:……………………………………… Нижняя граница возраста объясняется тем, что…………… Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей. Продолжительность и этапы образовательного процесса. Программа рассчитана на ---- года обучения. Объем программы - ……часов, которые распределяются следующим образом: 1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю). Учебные модули: «____»,«_____», 2 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «____»,«____», 3 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «____», «_____», Содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы…………… Обучение основывается на следующих педагогических принципах: ……………………


В процессе обучения используются следующие методы:………………………………………………………………… Программа предусматривает фронтальные, индивидуальные, групповые формы учебной работы с обучающимися. Фронтальная работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)………………………… Групповая работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)……………………………… Индивидуальная работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)……………………… В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:…………………………………………. Режим занятий:..(сколько раз в неделю по сколько часов, перерывы, временные промежутки между занятиями)…………………. Прогнозируемые результаты и критерии их замера В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать: ………………………………….. должны уметь:………………………………………………… Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Вводный (………),текущий (………),рубежный (………), итоговый (……….). Формы контроля:…… (тест, зачет, собеседование, мини-конференция, доклад, творческий отчет, участие в олимпиаде, защита проекта…) Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в конце каждого года обучения: …. (выставка, фестиваль, интеллектуальный марафон, итоговый праздник, соревнования, учебно-исследовательская конференция и т.д.)…… Средства, необходимые для реализации программы:… (учебно-методическое, материально- техническое обеспечение и др.) ……..


Пример учебного плана на 3 года Наименование темы - предмета Всего часов 1 год2 год3 год 1Актерское мастерство Сценическая речь Сценическое движение Массовая работа Основы грима История театра-816 7Прикладное искусство-12- 8Этикет--- 9Постановка спектакля Индивидуальная работа--16 Всего часов:144216


Примерная схема составления учебно-тематического плана Учебно-тематический план 1 года обучения Тема Общее кол-во часов В том числе Теоретические (час) Практические (час) 1.………22- 2.……… ……… ……… …… …….….… ……. ….… Итого: В учебно-тематическом плане представлены названия модулей, разделов, тем и почасовое распределение материала. Это дает представление об этапах выполнения заданий и приобретении знаний. Учебно-тематический план составляется на тот объем времени, который предусмотрен программой на каждый год.


Примерная схема составления раздела «Содержание курса» Содержание курса Первый год обучения Раздел 1……./название/…….. (2 часа) ……………………………………………………………………… Раздел 2……./название/…….. (10 часов) 2.1 …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… Раздел 3……./название/…….. (8 часов) ………………………………………………………………………


Методическое обеспечение программы: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. Список литературы - список литературы, используемой педагогом; - список рекомендуемой литературы для детей и родителей Образец размещения источников литературы в списке: Фадеева Е. И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, с. или Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). - М.: ТЦ Сфера, с.

Семинар – практикум.

«Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Цель: Осмысление необходимости и возможности применения современных технологий, как показателя педагогической компетентности современного педагога».

Вступительное слово

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Ее задачи состоят в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся условиях

Кроме этого новый порядок аттестации педагогических работников обозначил проблему внедрения эффективных инновационных направлений в развитие образовательного процесса. Одним из таких направлений является использование современных образовательных (педагогических технологий).

Деловая игра

Все делятся на три группы «Обучающиеся» «Педагоги» «Эксперты»

Вопрос для обсуждения: Когда обучающемуся не интересно учиться?

Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин, предоставляют экспертам, 2-3 наиболее актуальные для данной темы проблемы и озвучивают их.

Упражнение «Ассоциация»

Предлагаю вам высказать свои ассоциации на понятие «образовательные технологии». (Высказывания фиксируются на доске).

Дается определение на слайдах.

Образовательные технологии классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две:репродуктивная и продуктивная.

Репродуктивная деятельность: главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений в минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Человеческая деятельность может быть репродуктивной. исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как и нельзя чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Продуктивная деятельность: направлена на формирование новых знаний непосредственно самим обучающимся,здесь педагог выступает только как направляющий.

Сейчас каждой группе нужно отобрать характерные признаки для репродуктивного метода и продуктивного.

Итак, разберем современные образовательные технологии, основанные на данных подходах и методах. Нельзя сказать о том, что мы не используем совсем современные образовательные технологии, многие из вас используют элементы той, или иной технологии в своей деятельности, сейчас вы это поймете.

В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия, для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить их по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективностиосвоения любой учебной программы в доп. Образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные, гуманистичекие взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно – ориентированные технологии.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:


  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Коллективный способ обучения.

  • Технологии адаптивной системы обучения;

  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

  • Технология КТД;

  • Технология ТРИЗ;

  • Проблемное обучение;

  • Коммуникативная технология;

  • Технология программированного обучения;

  • Игровые технологии;

  • Технологии развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности , следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:


  • комплектование учебных групп однородного состава;

  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов :

  • Ориентационный этап (договорной ). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.

  • Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

  • Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения , что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Главная цель дополнительного образования – персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:


  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

  • Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

  • Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

  • Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

Групповые технологии . Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:


  • групповой опрос;

  • общественный смотр знаний;

  • учебная встреча;

  • дискуссия;

  • диспут;

  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:


  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:


  • постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

  • планирование работы в группах;

  • индивидуальное выполнение задания;

  • обсуждение результатов;

  • сообщение о результатах;

  • подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Участники выполняют задания в группах «Конструирование сказки», затем каждая группа озвучивает результат.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:


  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

  • сотрудничество детей и взрослых;

  • романтизм и творчество.
Цели технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)

  • воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:


  • Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

  • Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

  • Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

  • педагогика сотрудничества, сотворчества;

  • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;

  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).

  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

  • Результаты коллективного дела.
Технология «ТРИЗ». Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:


  • снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

  • гуманистический характер обучения;

  • формирование нестандартного образа мышления;

  • практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения .

По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:


  • умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

  • умение обобщать, делать выводы;

  • умение оригинально и гибко мыслить;

  • умение активно использовать воображение.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:

  • эвристическая игра,

  • мозговой штурм,

  • коллективный поиск.
Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.

Технология исследовательского (проблемного) обучения , при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:


  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения , разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:


  • самостоятельность обучающихся;

  • развивающий характер обучения;

  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

  • использование дидактических алгоритмизированных задач.
Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

  • излагает различные точки зрения на вопрос;

  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

  • ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие» : ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Игровые технологии








  • свобода деятельности;

  • эмоциональная приподнятость;

  • равноправие.




В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений . Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации , подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.


  1. Этап подготовки

  2. Этап проведения

  3. Этап анализа
Проектирование технологии полного усвоения:

  1. Подготовка учебного материала , деление его на фрагменты – учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения. Текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение – «усвоил - не усвоил».

  2. Следующий ша г – подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий. Первостепенное значение придается ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.

  3. Подготовка детей к работе , разъяснение основных правил работы: хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь;Затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Изложение материала при этом осуществляется традиционно.

  4. Организация текущей проверки знаний , оценивание текущих результатов по схеме «усвоил – не усвоил».

  5. Организация коррекционной работы . По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием.

  6. Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.
Именно выход на конечные результаты, определение «эталона» обучения придает дополнительному образованию осмысленность, а обучающийся знает, к чему стремится в овладении содержанием предмета. Определение конечных результатов - одна из сложнейших проблем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями , умениями и навыками.

Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп .

Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:


  • задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

  • успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

  • каждый ученик получает необходимую помощь;

  • диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует реальная возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время: скомплектовать уровневые группы, или организовать внутри группы работу по индивидуальным планам.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:


  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;

  • умение моделировать, драматизировать;

  • свобода деятельности;

  • эмоциональная приподнятость;

  • равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

  • развивающие: развитие качеств и структур личности;

  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Моделирование случаев из жизни», «Стихийное бедствие», «Путешествие во времени» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:


  1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

  2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

  3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:


  • разбудить активность детей;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:


  • применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

  • проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

  • научить детей новым методам работы;

  • оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.


Жил был Футбольный мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще и ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила…

Один юный волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых волшебников. Тогда его мама – волшебница взяла волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла увидеть, что он задумал…