Тасс информационное агентство. Всероссийская олимпиада "наше наследие" Произведения скольких иностранных писателей указаны

Одним из первых известных переводчиков стал Василий Андреевич Жуковский. Более половины из написанного им является переводами с древнегреческого, немецкого, английского и др. языков. Именно он открыл русскому читателю Гете и Шиллера. Переводные произведения Жуковского-поэта воспринимаются как шедевры не только переводной, но и вообще литературы. Они по праву заслужили достойное внимание среди читателей, некоторые из произведений оказались сильнее оригиналов. По признанию Василия Андреевича, причина успеха его переводов кроется в том, что те произведения, за которые он брался, нравились ему самому.

На рубеже 19-20 веков Викентий Вересаев подарил читателю переводы древнегреческих произведений: «Илиады», «Одиссеи», «Сафо» и пр. Переводные произведения Вересаева чуть ли не более известны читателю, чем его собственные.

Ахматова, Бальмонт, Блок и другие поэты Серебряного века переводили много и разнообразно , французского, английского. Популярностью пользуется «Госпожи Бовари» Флобера и новелл Мопассана, исполненный И. Тургеневым. Этот русский писатель в совершенстве знал французский и английский языки. Еще одним писателем 19 века, переводившим мировых классиков, является Ф. Достоевский. Популярен среди читателей его перевод романа «Евгения Гранде» Бальзака.

С точки зрения переводческой деятельности интересен Владимир Набоков. Это двуязычный писатель, авторству которого принадлежат произведения и языках. Он много переводил с русского на английский, например «Слово о полку Игореве» и собственный роман «Лолита».

Немецкий писатель-антифашист Генрих Белль перевел многие произведения английских писателей на немецкий язык. В соавторстве с женой они открыли для Германии произведения Сэлинджера и Маламуда. Впоследствии романы самого Белля донесла до русскоязычного читателя советская писательница Рита Райт-Ковалева. Ей же принадлежат переводы Шиллера, Кафки, Фолкнера.

Современный писатель Борис Акунин, снискавший славу у российского читателя как автор произведений детективного жанра, не менее известен своими переводами. В его переводе изданы японские, английские и французские авторы.

Детские переводы

Многие сказки для российских детей перевел Корней Иванович Чуковский. С его помощью малыши познакомились с бароном Мюнхгаузеном, Робинзоном Крузо и Томом Сойером. Борис Заходер перевел «Приключения Винни-Пуха». Для многих российских детей первой прочитанной книгой стали сказки братьев Гримм в великолепном переводе С.Я. Маршака. Сказка про Чиполлино переведена З. Потаповой. Переводила юмористические стишки для детей и адаптировала их к русским реалиям Елена Благинина, известная детская поэтесса.

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

Школьный тур 2017/18 (5-7 классы)

ТЕСТ

1. В

А. Логин

Б. Псевдоним

В. Синоним

А. Житков Б.С.

Б. Маршак С.Я.

В. Носов Н.Н.

Г. Успенский Э.Н.

А. Повесть

Б. Рассказ

В. Роман

Г. Том

4. Столица Швеции. В этом городе жила известная писательница Астрид Линдгрен:

А. Копенгаген

Б. Осло

В. Стокгольм

Г. Хельсинки

А. Альманах

Б. Атлас

В. Каталог

Г. Раскраска

А. «Джельсомино в Стране лжецов», «Приключения Пиноккио», «Приключения Чиполино»

Б. «Живая шляпа», «Незнайка на луне», «Денискины рассказы»

В. «Каникулы в Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Мишкина каша»

А. Айвазовский И.К.

Б. Васнецов Ю.А.

В. Малевич К.С.

Г. Микеланджело Б.

была напечатана…

А. Иваном Кулибиным

Б. Иваном Фёдоровым

В. Кузьмой Мининым

Г. Николаем Карамзиным

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. 4

А. Бэмби

Б. Вождь краснокожих

В. Маугли

Г. Рикки-Тикки-Тави

ЛОГИКА

1. Из пословицы выпали шесть гласных букв, восстановите ее:

2. Сколько четырехугольников на рисунке?

_________________________

БИБЛИОТЕКА

ИББЛИОТЕАК

ИББЛИОТАЕК

ИБЛБИОАТЕК

____________________________

4. Заполните пустые ячейки.

2 29 13 (Б Ы Л И Н А) 10 15 1

19 12 1 (. . . . . .) 9 12 1

7. Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились автор и птица, одна из героинь его произведений.

А В В К Л Н О О Р Р Ы

________________________

___________________________

10. Решите метаграмму, в ответе написав оба слова

Я народное творенье

Для детишек развлеченье.

Замени лишь букву мне –

У учителя в руке.

___________________

Ф.И.____________________________________ Класс___________________

ЧТЕНИЕ

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 года до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII−XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное Писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения буквально «охотились» за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.

Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.

Текст взят из Википедии

1. Глина 2. Клинопись 3. Папирус 4. Чучела

АЛЕКСАНДРИЯ

АССИРИЯ

ВАВИЛОН

ЕГИПЕТ

Мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях.

СЛОВО

«АБОНЕМЕНТ»

≥4

Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ К ШКОЛЬНОМУ ТУРУ 5-7 классов

ТЕСТ

1. В ымышленное имя, которым автор подписывает произведение:

Б. Псевдоним

В. Носов Н.Н.

3. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом:

В. Роман

Столица Швеции. В этом городе жила известная писательница Астрид Линдгрен:

В. Стокгольм

5. Альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки), служащий для учебных или практических целей:

Б. Атлас

6. Выберите вариант, где указаны произведения, написанные одним автором:

Г. «Песнь о Вещем Олеге», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке»

7. Фамилия известного иллюстратора детских книг:

Б. Васнецов Ю.А.

8. Первая в России печатная книга «Апостол», датированная 1564 годом, была напечатана…

Б. Иваном Фёдоровым

9. Произведения скольких иностранных писателей указаны в представленном списке: «Дикие лебеди», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Каштанка», «Конёк-Горбунок», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Чук и Гек»?

Б. 2

10. По цитате определите название произведения: «- Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. Таков Закон Джунглей, - сказал Каа».

В. Маугли

КЛЮЧИ НА ЛОГИКУ

_____________________________

2. Сколько четырёхугольников на рисунке?

_________________________

3. Какое сочетание букв следующее?

БИБЛИОТЕКА

ИББЛИОТЕАК

ИББЛИОТАЕК

ИБЛБИОАТЕК

____________________________

4. Заполните пустые ячейки.

5. Вставьте пропущенную букву так, чтобы можно было прочитать название литературного жанра. Напишите это слово.

6. Определите слово в скобках.

1 28 12 (Б Ы Л И Н А) 9 14 0

18 11 0 (. . . . . .) 8 11 0

7. Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились фамилия известного русского баснописца и одна из героинь его произведений.

А В В К Л Н О О Р Р Ы

8. Отгадайте, какое слово спряталось в картинке (изограф):

________________________

9. Решив ребус, запишите название произведения и укажите его автора:

___________________________

10. Вспомнив литературные термины, решите метаграмму, в ответе написав оба слова, которые состоят из 6 букв.

Первая состоит из сочетаний второй

Первая отличается от второй предпоследней буквой

Первая имеет на конце ноту

Читая буквы в них в порядке 5432, увидим в первой укрепление,

а во второй спортивную площадку .

___________________

Ф.И.____________________________________ Класс___________________

ЧТЕНИЕ

Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Олимпиада «Наше наследие» сотрудничает с православной службой помощи «Милосердие».

27 проектов службы расположены в разных частях Москвы, а некоторые программы распространяются и на всю страну. Служба «Милосердие» - это единый организм, единая служба помощи самым обездоленным: одиноким старикам, инвалидам, беременным женщинам, оказавшимся без крыши над головой, детям-сиротам, бездомным, ВИЧ-инфицированным.

Одна из ключевых особенностей службы «Милосердие» - наличие собственной инфраструктуры, благодаря которой оказывается комплексная, профессиональная и долгосрочная помощь постоянным подопечным. Свято-Софийский социальный дом, Центр реабилитации детей с ДЦП, Елизаветинский детский дом, Свято-Спиридоньевская богадельня, «Дом для мамы» и многие другие проекты – это негосударственные некоммерческие учреждения, которые входят в состав службы «Милосердие».

На 80% служба «Милосердие» существует на пожертвования, поэтому судьба всех, кому служба помогает, зависит от того, насколько регулярно поступают средства от благотворителей. У службы «Милосердие» около 400 постоянных подопечных - тех, о ком сотрудники «Милосердия» заботятся из года в год. Это дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах и государственных интернатах, одинокие старики в богадельне, взрослые инвалиды в психоневрологическом интернате и другие. Всего за год служба «Милосердие» помогает более чем 20 000 нуждающихся.

Будет замечательно, если хотя бы раз в году каждый участник нашей олимпиады осознано откажется, например, от покупки мороженого и переведет эти средства на поддержку одной из служб «Милосердие» https://miloserdie.help/projects/ .

Вместе мы можем сделать много хорошего.

1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее ему слово или его номер из списка (по 1 баллу за соответствие):

1. Богадельня 2. Монашество 3. Офтальмология 4. Дом

АЛЕКСАНДРА

ПЕТР

СПИРИДОН

СОФИЯ

2. Определите слово по описанию (2 балла):

___________________________ - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

3. Заполните таблицу (по 2 балла за правильное заполнение. Слова должны быть в правильном падеже и написаны без ошибок):

СЛОВО

1. Составьте слова из букв слова

«МИЛОСЕРДИЕ»

в соответствии с числом букв, указанным в предшествующей ячейке. Слова должны быть только именами существительными, нарицательными, в единственном числе.

КЛЮЧИ К ШКОЛЬНОМУ ТУРУ 8-11 классов

Максимально за каждое задание 10 баллов. Максимально за работу 40 баллов. Время на написание работы 30 минут

ТЕСТ

1 . В 1868 году знаменитый журнал «Отечественные записки» начали редактировать М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев и русский поэт, писатель и публицист, автор поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Назовите его:

Б. Некрасов Н.А.

2. В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. На территории какого современного государства находится г. Самарканд?

Г. Узбекистан

3. Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи:

В. Миклухо-Маклай Н. Н.

4. Какое прозвание получил от современников император Александр III?

Б. Миротворец

5. В 1880 г. в Москве был поставлен памятник, созданный на народные пожертвования скульптором А.М. Опекушиным. Кому посвящен памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

Г. Пушкину А.С.

6. Какое имя приняла при присоединении к православию супруга Николая II урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская?

А. Александра Фёдоровна

7. Сколько детей было в семье Николая II?

Г. четыре девочки и мальчик

8. В годы какой войны происходили форсирование Дуная, осада Плевны, оборона Шипки, сражение у Шейново?

В. Русско-турецкой

9. Из представленного списка выберите открытие, которое было сделано в конце XIX века:

В. Периодическая система химических элементов Менделеева

10. Выберите список, в котором перечислены произведения, появившиеся во второй половине XIX века:

Г. Роман-эпопея «Война и мир», картина «Богатыри», памятник «Тысячелетие России»

КЛЮЧИ НА ЛОГИКУ

1. Книга - ключ к знанию
Другой вариант: «Книги - ключ к знаниям»

2. 22

3. ИБЛИБАОТЕК (первую и последнюю буквы перемещают на одну букву навстречу друг другу)

В первой клетке - произведение чисел в двух предыдущих клетках, во второй - сумма тех же чисел.

5. ТРАГЕДИЯ

6. СКАЗКА

7. КРЫЛОВ - ВОРОНА

8. ПИСАТЕЛЬ

9. Руслан и Людмила, Пушкин

10. СТРОФА-СТРОКА

КЛЮЧИ НА ЧТЕНИЕ

1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее ему слово или его номер из списка (по 1 баллу за соответствие):

1. Богадельня 2. Монашество 3. Офтальмология 4. Дом

АЛЕКСАНДРА

ПЕТР

СПИРИДОН

СОФИЯ

2. Определите слово по описанию (2 балла):

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

3. Заполните таблицу (по 2 балла за правильное заполнение. Слова должны быть в правильном падеже и написаны без ошибок):

КЛЮЧИ НА СЛОВА

РИС

РОЛ

ЛЕС

МЕЛ

ОДР

РОД

ДОЛ

СОМ

МОР

РОМ

ЛОМ

МОЛ

СОР

ДОМ

МИР

ЛИС

ЛЕДИ

СЕЛО

МИРО

МОРЕ

ИДОЛ

СИДР

СЛЕД

ДЕЛО

ЛОРД

МОРС

РЕЛЕ

ИРИС

СИДОР

ДЕМОС

РЕДИС

ДИЛЕР

ЛИДЕР

СМЕРД

СОЛИД

ИРМОС

СЕДЛО

МИЛОРД

МИЛЕДИ

РЕМЕСЛО

СИЛОМЕР

ДЕЛИМОЕ

КЛЮЧИ К ШКОЛЬНОМУ ТУРУ 5-7 классов
Максимально за каждое задание 10 баллов. Максимально за работу 40 баллов. Время на написание работы 30 минут

3. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом:
В. Роман

4.
Столица Швеции. В этом городе жила известная писательница Астрид Линдгрен:
В. Стокгольм

5. Альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки), служащий для учебных или практических целей:
Б. Атлас

6. Выберите вариант, где указаны произведения, написанные одним автором:
Г. «Песнь о Вещем Олеге», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке»

7. Фамилия известного иллюстратора детских книг:
Б. Васнецов Ю.А.

8. Первая в России печатная книга «Апостол», датированная 1564 годом, была напечатана
Б. Иваном Фёдоровым

9. Произведения скольких иностранных писателей указаны в представленном списке: «Дикие лебеди», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Каштанка», «Конёк-Горбунок», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Чук и Гек»?
Б. 2

10. По цитате определите название произведения: «- Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. Таков Закон Джунглей, - сказал Каа».
В. Маугли

КЛЮЧИ НА ЛОГИКУ
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]или: «Книги ключ к знаниям»
2. 22
3. ИБЛИБАОТЕК (первую и последнюю буквы перемещают на одну букву навстречу друг другу)

4.
180
29

В первой клетке произведение чисел в двух предыдущих клетках, во второй сумма тех же чисел.
5. ТРАГЕДИЯ
6. СКАЗКА
7. КРЫЛОВ - ВОРОНА
8. ПИСАТЕЛЬ
9. Руслан и Людмила, Пушкин
10. СКАЗКА-УКАЗКА

КЛЮЧИ НА ЧТЕНИЕ

1. Заполните таблицу. Под каждым словом запишите соответствующее ему слово или его номер из списка (по 1 баллу за соответствие):

1. Глина 2. Клинопись 3. Папирус 4. Чучела

АЛЕКСАНДРИЯ
АССИРИЯ
ВАВИЛОН
ЕГИПЕТ

4
2
1
3

2. Определите слово по описанию (2 балла):

СКРИПТОРИЙ мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях.

3. Заполните таблицу (по 2 балла за правильное заполнение. Слова должны быть в правильном падеже и написаны без ошибок):
3.1. В каком ВЕКЕ была уничтожена Александрийская библиотека?
3

3.2. Точно запишите имя правителя, основавшего в древней Греции первую публичную библиотеку
Клеарх

Баллы за вопросы 3.1 и 3.2 можно получить, только если указан век (можно словом, не обязательно цифрой), если указан год неправильно. Имя Клеарха должно быть написано без ошибок в именительном падеже (при 1 орфографической ошибке или не том падеже 1 балл за вопрос 3.2)

КЛЮЧИ НА СЛОВА

МАТ
БОА
БОТ
НОМ
МОТ
ТОМ
БОН
ТОН

МАТЕ
ТЕМА
БАНТ
НОТА
ОБЕТ
НЕОН
НЕБО
АТОМ
ЕНОТ
ТОННА
БЕТОН
ОБМЕН
БАТОН
НОНЕТ
МЕТАН
ОБМАН
МАНТО

МОНЕТА
НЕМОТА
ОТМЕНА
ТОНЕМА
АНЕМОН


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"