Стилистические нормы русского языка презентация. Презентация на тему "Орфоэпические нормы современного русского языка" презентация к уроку по русскому языку (класс) на тему. В) глухой согласный

Слайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Слайд 3

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Слайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Проверь себя!

Слайд 5

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Тестовое задание.

Слайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ Проверь себя!

Слайд 7

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Слайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки Тестовое задание.

Слайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО,проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Слайд 10

Проверь себя!

Слайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Слайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снегбился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Сравни свой текст с исходным

Слайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Слайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Слайд 15

Проверь себя!

Слайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чемне сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре. Синтаксические нормы.

Слайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Слайд 18

Проверь себя!

Слайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты

Слайд 1

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

Слайд 2

Что такое нормы литературного языка?
Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых

Слайд 3

Система языка
Уровни языка Языковые единицы
синтаксис словосочетание, предложение
морфология часть речи
лексика, фразеология слово, фразеологизм
морфемика морфемы (значимые части слова)
фонетика звук

Слайд 4

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения
образования слов

написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 5

Типы норм
Правила Нормы
употребления слов и фразеологизмов
образования слов
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 6

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
образования слов
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 7

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 8

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 9

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 10

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
употребления языковых средств стилистические
постановки знаков препинания

Слайд 11

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
употребления языковых средств стилистические
написания слов орфографические
постановки знаков препинания пунктуационные

Слайд 12

Расставьте ударения в словах
Звонит, красивее, каучук, банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, творог, мышление.

Слайд 13

Проверьте ударения в словах
ЗвонИт, красИвее, каучУк, бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый, твОрог - творОг, мЫшление - мышлЕние.

Слайд 14


1) Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости. 2) Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки - ни бугров, ни впадин. 3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

Слайд 15

В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ явления её.

Слайд 16


1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи. 2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки. 3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 4)Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

Слайд 17

В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 3) Имейте в виду, что ЗЛОСТНЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны.

Слайд 18



Слайд 19

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями 2) высохла 3) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов

Слайд 20

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Слайд 21

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более аккуратнее 2) трое башкир 3) в аэропорту 4) в трёхстах метрах

Слайд 22


Слайд 23

Норма построения предложения с деепричастным оборотом.
Подъезжая к станции, я потерял шляпу. Ср. Я подъехал к станции и потерял шляпу. Ошибка: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Слайд 24

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины - экономичность.

Слайд 25

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины - экономичность.

Слайд 26

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов, 1) всё станет простым и понятным. 2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям. 3) у меня возникло собственное решение проблемы. 4)вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.


Понятие культуры речи

Что такое «культура речи»?

  • умение четко, ясно, грамотно выражать свои мысли, способность воздействовать на слушателей;
  • как особая лингвистическая дисциплина это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

Понятие культуры речи

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Языковой компонент

Коммуникативный компонент

Языковые нормы (орфографические и др.)

Этический компонент

Коммуникативные нормы (соблюдение требований точности, понятности, чистоты речи, владение стилями речи)

Этикет делового письма, этикет устного общения


Понятие нормы языка

Языковая норма – основной признак литературного языка.

Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка; правила словоупотребления.


  • Акцентологические (ударение)
  • Орфоэпические (произношение звуков и их сочетаний)
  • Лексические (правильный выбор слов с учетом их значений)
  • Фразеологические (правильное употребление устойчивых сочетаний)
  • Словообразовательные (образование слов и их строение)

  • Орфографические
  • Пунктуационные
  • Грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи)
  • Синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании)
  • Стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

1) послалА в магазин

2) давнИшний

1) недУг

3) крЕмень

2) согнУтый

1) дОбела

3) врУчит медаль

4) кОрмящий

2) ерЕтик

1) нАчавшийся

2) позвАла гостей

4) сливОвый

3) откупОрил

3) газопрОвод

4) нАчатый

4) дОверху

Орфоэпические нормы

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


2) Сувенир – подарок ко дню рождения.

3) Актуальный – очень важный, злободневный.

4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.

Лексические нормы

Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?


2) Абсолютный

3) Идеальный

4) Безупречный

Лексические нормы

Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?


2) Своими словами передать

3) Своими глазами увидеть

4) Своими руками сделать

Фразеологические нормы

Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»?


2) Загородный, задушевность, закатиться

3) Заземленный, замшевый, заикаться

4) Заквасить, занозить, закадычный

Словообразовательные нормы

В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?


  • К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липт, ам_ральный
  • Ст_тистика, эт_жерка, льтр_мариновый, п_стамент
  • К_раван, к_нцерт, п_нтомима, ф_милия
  • П_радокс, тр_мплин, г_рмония, ш_мпиньон

Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пишется буква А ?


  • Освобожде__ая деревня, бракова__ый товар, ружье заряже_о
  • Линова__ая тетрадь, моще__ая дорога, змеи__ый яд
  • Дрессирова__ые собаки, глиня__ый горшок, игрушки разброса__ы
  • Бронирова__ый автомобиль, рискова__ый поступок, соломе__ая шляпка

Орфографические нормы

В каком ряду во всех словах пишется НН?


  • Чтение вот лучшее учение.
  • Гений это терпение.
  • Его жизнь как легенда.
  • Жить Родине служить.

Пунктуационные нормы

В каком предложении не надо ставить тире?


  • Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья.
  • Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах.
  • Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения.
  • С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

Пунктуационные нормы

В каком предложении нет вводных конструкций?


1)лягте на землю

2) килограмм вафлей

1) веселее всех

3) пятисот семидесяти шести рецензий

2) пять блюдец

1) двести килограммов

3) поезжай к князю

4) страннейший случай

2) день именин

1) жгет дрова

2) в трехстах шагах

4) пятидесятью пятью способами

3) более твердо

4) с пятидесятью солдатами

3) более красивое представление

4) килограмм макарон

Грамматические нормы

Укажите пример с ошибкой

в образовании формы слова


Прочитав статью профессора,

1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории.

2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг.

3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы.

4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Грамматические нормы

Выберите грамматически правильное продолжение предложения


1) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен.

2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки.

3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор - это знаменательное событие для команды.

4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, живших в двадцатом веке.

Грамматические нормы

Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы)


В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя.

Стилистические нормы

Определите стиль текста, назовите слова,

которые можно заменить более соответствующими данному стилю


  • функция защиты языка (нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия)
  • функция отражения истории языка (нормы отражают то, что сложилось в языке исторически)

Слайд 2

Нарушения языковых норм как художественный прием

Обычай обычаев - честь по чести, Но здесь все свои, здесь можно не врать, Здесь вечер для тех, кто когда-то был вместе, Здесь вымыл руки - и можно брать. А там - хоть в ассенизаторах, хоть в генсеках – Жизнь умножай на судьбу и дели пополам. Мы все будем там - да, но в разных отсеках! Похоже, аукнется каждому по делам. Вы, что вы знаете обо мне? Мой рок-н-ролл - я сам. Все остальное - брехня за глаза, Все остальное - вне: Вне понимания вас и меня, Вне компетенции меня и вас, Все остальное - просто фигня Без права на пересказ, Все остальное - прыжки и ужимки, Все остальное - взаимный расстрел, Все остальное - по жизни пожитки, Но... Такова ЖЗЛ!

Слайд 3

Лексические ошибки

Употребление слов в несвойственном значении Я одолжил у него деньги. Все это едва не нарушилось благодаря сильному морозу. На новом месте работы мне выдали страховой полюс.

Слайд 4

Одолжить – дать в долг. Правильно: Я занял у него деньги. Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат». Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных Договоров (например, страхования). Полис – город-государство, особая форма социально- экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Правильно: Мне выдали страховой полис.

Слайд 5

Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.

Слайд 6

Место ошибки: показывать образец; выполняет особенности. Правильно: показывать пример или служить образцом; выполняет обязанности или имеет особенности Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль

Слайд 7

Смысловая избыточность (плеоназм) Прейскурант цен Сфотографировать в анфас Моя автобиография Сервисное обслуживание Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению) Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант Я одел пальто Человек ведет праздничную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 8

Правильные варианты: Прейскурант, сфотографировать анфас, автобиография, обслуживание Я надел пальто. Человек ведет праздную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который представляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 9

Грамматические ошибки

Неправильное образование сравнительной формы прилагательного Он считался самым способнейшим студентом. Эта книга более интереснее. Отмечу из наиболее последнего.

Слайд 10

Правильные варианты: Он считался способнейшим студентом. Или: Он считался самым способным студентом. Эта книга интереснее. Или: Эта книга более интересна. Отмечу из самого последнего.

Слайд 11

Синтаксические ошибки

Нарушение порядка слов Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной Построенный дом на окраине города развалился.

Слайд 12

Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»). Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной Место ошибки: Построенный дом на окраине Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.

Слайд 13

Смещение конструкции Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 14

Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать Правильно:Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 15

Ошибки в управлении Ответ по заявлению был получен немедленно. Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме. обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли о том, что; в тот период времени, о котором вы указываете; означает о том, что; не верите о том, что; ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.

Слайд 16

Правильные варианты: Ответ на заявление был получен немедленно. Я сомневаюсь в том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему. обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

Слайд 17

Неправильное употребление союзов В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам Он не только любил прозу, но и стихи. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

Слайд 18

Место ошибки: союз «будто» является в данном случае избыточным Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам. Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения. Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и) Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

Слайд 19

Ошибки при употреблении однородных членов Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается. Синтаксические ошибки

Слайд 20

Синтаксические ошибки

Место ошибки: шкура медведя... и птиц; возникшие … и которые не позволяют Правильный варианты: Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Слайд 21

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами. Синтаксические ошибки

Слайд 22

Синтаксические ошибки

Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни- мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был спасен. Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим. Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри- частием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен своими товарищами.

Слайд 23

Склонение фамилий

  • Слайд 24

    Употребление числительных

    В составных числительных склоняются все образующие их слова: книга с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году. Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д. Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.) Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется: c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов) с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят) с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое) Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и животных. Нельзя сказать: трое девушек. Правильно: три девушки, три собаки. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши. Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два дня, ножницы в количестве двадцати трех штук. Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.

    Посмотреть все слайды