Прозаическая и стихотворная речь Прозаическая и стихотворная речь – это две формы литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой. Что такое прозаическое произведение? Отличие стихотворения от прозаического произведения Размышляем

Явления ритма окружают нас всюду в жизни: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года, ритмично идёт праздничная колонна под марш оркестра...

Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, «как в жизни» текущей речи. Стихотворная речь - особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи, как правило, есть рифма.

Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок из него единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь...

Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, и это соответствует его содержанию.

Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.

Вопросы и задания

1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

ЭПИТЕТ

Прочитайте отрывок. Обратите внимание на прилагательные. Одни из них (высокая, глубокая, хрустальный, пустого ) употреблены в прямом значении, другие (буйный , тихоструйной, печальной ) - в переносном.

...«Постой, -

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Переносное значение придаёт прилагательному, которое в предложении является определением, особую художественную выразительность. Перед нами уже не просто определение, а образное определение.

Такие образные определения называются эпитетами. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное».

Чтобы отличить определение от эпитета, приведём пример: тёмная ночь и хмурая ночь. Слово тёмная лишь усиливает характеристику ночи, слово хмурая включает эмоциональную оценку, напоминает нам о хмуром, сердитом человеке. Следовательно, слово тёмная - это простое определение, а хмурая - эпитет, то есть образное определение, отличающееся художественной выразительностью.

Вопросы и задания

1. Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы они стали художественными определениями, то есть эпитетами.

2. В сказке Пушкина найдите 3-4 примера с эпитетами. Назовите их, укажите на их особую художественную выразительность.

3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.

Прозаическая и стихотворная речь Прозаическая и стихотворная речь – это две формы литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.


Ритм Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения. Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы. В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха. Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы. В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.


Ритмика силлабо-тонического стиха Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, клаузула, вольный стих. Пиррихий - пропущенное ударение. Спондей - дополнительное ударение. Анакруза это безударный слог в начале строки, перед первым ударным («так», «пусть»). Клаузула это последний ударный слог и следующие за ним безударные, сколько бы их ни было. Например, «венья», «ка», «менья».


Акцентный стих (чистотонический) Акцентный стих (а.с.) (чистотонический стих), ритм которого основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ударными. К А. с. тяготели некоторые рус. нар. былины и исторические песни. Примером а. с. могут служить многие стихи Маяковского: Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы! Весеньтесь, жизни всех стихий! Я хочу одной отравы пить и пить стихи. (В. Маяковский, «Флейта-позвоночник»).


Разностопные размеры 1. Урегулированный разностопный размер – имеет строки разного объема, но одинаковой меры. 2. Вольный стих - рифмованный стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. Характеризуется неодинаковым, сменяющимся без определенного чередования количеством стоп в разных строках. Как правило, под вольным стихом понимается вольный ямб: Был выбран некто в боги: _____________3 стопы Имел он голову, имел он руки, ноги _____6 стоп И стан; ____________________________1 стопа Лишь не было ума на полполушку, ______5 стоп Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с акцентным стихом (в частности, у Владимира Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности тонической.


Разностопные размеры 3. Свободный стих (верлибр) - это тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от рифмы, слогового метра, равенства строк по числу ударений и слогов и регулярной строфики: Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.


Рифма Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое. Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.


Классификация рифм А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул. Б) По месту ударения – мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее). В) По качеству звучания – на точные (полные) – (вал – звал, грозы –морозы, града – ограда), и неточные (приблизительные). Среди приблизительных различают ассонансные (пояс- поезд, ветер - светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные.


Г) По тому, каких частей речи слова рифмуются – на грамматические и неграмматические. Д) По частотности употребления – на банальные(стёртые, затасканные – (кровь- любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы) и редкие (изысканные), а также экзотические – (талии- Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС). Е) по способу размещения в стихотворении – на смежные (параллельные, парные) – аабб, перекрёстные – абаб, охватные (опоясные, кольцевые) – абба, и тернарные – аабввб. Классификация рифм


Строфа Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи. Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.


Условно строфы делят на строгие и свободные. Виды свободных строф: Двустишие – аа бб вв – Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв – Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба – Пятистишие (квинтила) – абааб – Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – а БаБаБ, (ронсарова строфа) – ААб ВВб – Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – Бородино М, Лермонтова. Восьмистишие (октет) – Домик в Коломне А. Пушкина. Девятистишие (нона) – Аб АббВбВВ (спенсерова строфа) Децима – аббаввггвв, Аб АбВВг ДДе (одическая строфа – Энеида И Котляревского) – Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбааб АБаббаА Онегинская строфа – Аб АбВВгг ДееДжж Классификация строф


Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха: Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме Аб Аб Абвв. Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – Сонет – вид стиха, состоящий из четырнадцати строк пяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема сонета – абба абба ввг ддг – французский, итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж. Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБа АаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а 2-й – в 8-й. Классификация строф

В основе этого деления лежит речевая организация текста: прозаический текст - это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает; стихотворный текст, или поэтический, - это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство.

Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; это замкнутые компоненты, стянутые перекрестными рифмами. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места - это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые - неударные. Проза - речь, не связанная метром и рифмой.

Стихотворная речь и прозаическая - не замкнутые системы, границы их могут быть размыты, переходные явления неизбежны. Бывают «стихи в прозе» и метризованная проза. При этом случайная рифма в прозе - недостаток не меньший, чем ее достоинство в поэзии.

Ритмически организованная речь в большей степени, чем прозаическая, использует фигуры - анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизмы.

Ритмизированный материал (язык) в поэзии по природе своей национален, он в буквальном смысле непереводим на другие языки. Можно «перевести» содержание, смысл, но особенности стихосложения перевести нельзя. Недаром, например, переводы М.Ю. Лермонтова, С.Я. Маршака, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского - это скорее оригинальные, собственные творения на заданную тему.

Речевая интонация в стихе часто теряет свою смысловую и логическую окраску, подвергаясь напевной деформации; ударения в словах могут смещаться, подчиняясь ритмике. Для стиха важно через форму передать эмоциональное состояние. Ритмическая форма стиха - это закрепленные в размере эмоциональные интонации.

При очевидных различиях прозаического и стихотворного текста нельзя провести резкую границу между ними, поскольку сильно в них единое, объединяющее начало - художественность. Стихи в прозе И. Тургенева или «Песня о буревестнике» М. Горького, хотя и не имеют рифмы, восприняли от стихотворной речи ее ритмическую форму. Поэтичность формы часто сопровождает орнаментальную прозу.

Художественная проза в основном (без учета переходных случаев) представлена двумя типами.

Классическая проза основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей. Классическая проза по преимуществу эпична, интеллектуальна; в отличие от поэзии, ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций; это речь без деления на соизмеримые отрезки.

Орнаментальная (от лат. ornamentum - украшение) проза основана на ассоциативно-метафорическом типе связи. Это проза «украшенная», проза с «системой насыщенной образности», с метафорическими красивостями (Н.С. Лесков, A.M. Ремизов, Е.И. Замятин, А. Белый). Такая проза часто черпает свои изобразительные ресурсы у поэзии.

Разновидностью художественной речи оказывается речь стихотворная. Ее свойства воспринимаются на фоне и в сравнении с речью прозаической. В литературоведении принята оппозиция стихи и проза. В отличие от прозы стихотворная речь ритмизованная, т.е. она членится на звуковые отрезки, сопоставимые между собой. Стихотворная речь графически узнаваема, т.е она имеет форму столбцов. Стихотворная речь возникает как осуществление авторской установки или заданности на создание стихов, а не прозы. Заданность реализуется в ритмичности. Эти три признака в совокупности и формируют стихи, отличающиеся от прозы.

В основе стихотворного ритма лежит природный ритм. Ритм – это закономерно повторяющиеся однородные сущности или явления. Основная ритмическая единица в стихотворной речи – строка (стих). Стихотворная речь делится на стихи, они и оказываются сопоставимыми, соизмеримыми и закономерно повторяющимися. Однако стихотворный ритм строится на повторении и других элементов речи или «различных фонетических сущностей» (Л.Поливанов). Так, например, ритм восточной поэзии (китайской, в частности) создается повышением и понижением голоса. То же наблюдается и в литургической поэзии. Основу ритма античной поэзии составляет время звучания различных звуков. В ней различают долгие и краткие слоги. В русской силлабо-тонической системе стихосложения закономерно чередуются ударные и безударные слоги. Их закономерное чередование создает внутрисихотворный ритм.

В стихе присутствуют различные повторы. Так в силлабо-тонической системе помимо чередования ударных и безударных слогов ритмически значимыми становятся паузы в конце стихов, повторяющиеся звуки в конце или в начале стихов (рифма), ударение в конце стиха (клаузула), синтаксические конструкции (синтаксический параллелизм) и др.

Вспомогательным средством ритмической организации стихотворной речи оказывается метр . В с тихах, как правило, соблюдается и осознается некая правильность чередования ударных и безударных слогов. Эту правильность задает метр, Можно сказать, что метр – это идеальная схема чередования ударных и безударных слогов, Ритм – это реальное распределение ударений в стихотворном произведении.

Русские литературные стихи или вирши появились в конце ХVI - ХVII веках. Это время формирования силлабической системы стихосложения. Ритм в стихах этой системы основывается на счете слогов в стихе. Ритмообразующими здесь оказываются клаузула, членящая стих на две части, и рифма. Основные размеры этой системы стихосложения одиннадцатисложники, двенадцати и тринадцатисложники, а также чередующиеся стихи разной слоговой длинны. В середине ХVIII столетия пришла силлабо–тоническая система стихосложения, ритм которой создается закономерным чередованием ударных и безударных слогов. Основные ее размеры – двухсложные (ямб и хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Ритмическое разнообразие двухсложных размеров создается пиррихиями (пропусками ожидаемого ударения) и спондеями (сверхсхемными ударениями). Ритмическое разнообразие трехсложных размеров создается пропуском безударного слога между двумя ударными, что называют стяжением. Это явление легло в основу нового стихотворного размера, получившего название дольник . Этот размер переходный между силлабо-тонической и новой тонической системами стихосложения. Эта система стихосложения утвердилась в ХХ веке. Ритм в ней создается повторяющимся количеством ударений в стихах или их закономерным чередованием. Количество безударных слогов между ударными существенного ритмического значения не имеет. Основные размеры тонической системы стихосложения дольники, тактовики, логаэды. Приведем пример стихотворного текста тонической системы стихосложения:

Такая была ночь, что ни ветер гулевой,

Ни русская старуха земля

Не знали, что поделать с большой головой –

Золотой головой Кремля. (В.Луговской. Перекоп)

В этой строфе первый стих имеет четыре ударения, второй - три, третий – четыре, четвертый - три. Между ударениями количество безударных – от одного до трех слогов. Такая стихотворная форма называется тактовиком.

К числу ритмообразующих факторов относится и строфа. В основе строфы лежит повторяемость сочетания рифмующихся стихов, смысловая и интонационно-синтаксическая законченность. Существуют двух – трех (терцины), четырех-, пяти -, шестистишия, октавы и другие строфы.

Русское стихосложение в историческом развитии

Силлабическая система. В XVII - первой половине XVIII века в русской поэзии сложилась силлабическая система (от латинского sillabe - "слог"). Эта система умерла. Ее особенность: в каждом стихе - одинаковое число слогов без определенного числа ударений и места расположения ударений, цезура (от латинского caesura - "разрез"), словораздел, добавочное ритмическое ударение и пауза, разделяющаая стих в середине, женская рифма, то есть, ударение на предпоследнем слоге. Были различные типы силлабики, наиболее распространенный - тринадцатисложник (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир). Этот стих проник из Польши, его звали "польский кафтан". Это стих разговорного типа, для своего времени он звучал выразительно и хорошо осуществлял содержательные и эстетические задачи поэтов. Вот знаменитая сатира Кантемира "К уму своему. На хулящих учение".

"Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки;

Не писав летящи дни века проводити

Можно и славу достать, хоть творцом не слыти".

Всюду - тринадцать слогов, ударений - четыре и пять, они расположены в полном беспорядке. Силлабические стихи возникли во французском и итальянском языках. Там все гласные звуки произносятся очень полнозвучно и между ударными и безударными слогами нет большой разницы в произношении. Поэтому там силлабические стихи звучат стройно. А в русском языке ударные и безударные слоги звучат совершенно по-разному. Поэтому даже с цезурой силлабический стих, не имеющий порядка в ударениях, для русской поэзии был тяжел, читался с трудом. Это осознавали и Кантемир, и Тредьяковский, а особенно Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства"). Тредьяковский уже делал попытку упорядочить ударение на нечетных слогах:

"Все животны рыщут...

Виноваты люди...

И чтоб не пропасти..."

Ломоносов предложил делать равномерное ударение и на четных слогах. Тредьяковский согласился с Ломоносовым. Они назвали систему тонической, но не отменили равносложность (силлабику).

Так возникла силлабо-тоническая система . Этот термин впервые появился в 1837 году в статье "Версификация" в девятом томе "Энциклопедического лексикона". Но сама система возникла, стало быть, при Ломоносове, как показывает название системы, речь идет о таких стихах, где определенное количество ударений, ставящихся на определенном месте, с определенным количеством слогов. Это слогоударное стихосложение. Оно исходит из принципа повторяемости в строке и из строки в строку одинаково построенных групп. Это стопы. Стопа - группа в два или три слога, имеющая одно ударение, это - сочетание ударных и безударных слогов.

"Уж поздно. В санки он садится.

Поди! Поди! Раздался крик.

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник".

Это восьмисложные и девятисложные стихи, имеющие четыре стопы (в стопе ударение на четном слоге). Основных размеров такого стиха - пять. Два - двухсложные стопы, три - трехсложные. Хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге (нечетном).

"Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя".

Это четырехстопный восьми и семисложный хорей. Этот размер называли танцевальным, но бывали и восьмистопные хореи. В "Борисе Годунове" - сцена у монастырской ограды:

"Что за горе, что за скука наше бедное житье.

День приходит, день проходит, видно, слышно все одно".

Это хорей с цезурой, но хореическая строка требует одного "дыхания", одного интонационного рисунка. Одни режиссер разделил строки пополам, получился нелепый (в связи с содержанием) танцевальный мотив. Новый размер повлек новую интерпретацию сцены. Сцена стала происходить в кабаке, и слова стал исполнять хор пьяниц с приплясываниями и присвистываниями. Теоретики и историки литературы давно осудили эту вольность ритмического "перевода".

Другим двухстопным размером является ямб (от греческого "фрикийский музыкальный пир"). Ямб - двухсложная стопа с ударением на втором слоге. А.Полежаев:

"Мой дядя - человек сердитый.

И тьму я брани претерплю.

Но если говорить открыто,

Его немножко я люблю".

Это четырехстопный девяти и восьмисложный ямб. Им написан весь "Евгений Онегин" Пушкина, ритмическому размеру которого и подражал Полежаев. Говоря о ямбе и хорее, можно заметить, что в них очень много как бы отступлений от нормы. В одних стопах ударение звучит на том слоге, на котором как бы не полагается звучать в ямбе или в хорее. Поэтому возникает необходимость вносить в определение этих стоп некоторые эпитеты. Их два - облегченная или утяжеленная.

Возможность такого обозначения мотивируется самой структурой русского языка. В лингвистике есть понятия проклитики и энклитики. Проклитика - греческое "наклоняю вперед", энклитика - "склоняюсь".

В ямбе и хорее, собственно говоря, двухсложность почти никогда не соблюдается: двухсложной стопы, то есть строгого чередования одного ударного и одного безударного слога почти не существует (в отличие от трехсложных размеров). Поэтому и выдвигается такая концепция: метр - некая заранее заданная схема распределения ударения (на каждом четном слоге для ямба, на каждом нечетном - для хорея) и ритм - реальное распределение ударения в стихе, отступающее от схемы метра, допускающее так называемый пиррихий - облегченная стопа. Ставится вопрос: если отступление от нормы больше, чем сама норма, то почему не подвергнуть сомнению саму норму. Кроме пиррихия возникает другой термин, помогающий точно определить двусложный размер: спондей (утяжеление). В ямбическом начале "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил") первая стопа и есть спондей.

Хореи и ямбы имеют самые разные размеры в количественном отношении. Редко, но возникает двухстопный хорей. Вот перевод из Гюго:

"Пусть чернильный

Держит щит

Писарь пыльный

Кармелит".

Бывает - уже почаще - трехстопный хорей. Пушкин:

"Брови царь нахмуря,

Говорил: "Вчера

Повалила буря

Памятник Петра".

Есть пятистопный хорей. У классиков он встречался редко, в середине XX века стал популярен. А.Сурков:

"Дождь прошел, и сразу стало ближе

Все, чем я волнуюсь и живу,

Вот глаза закрою и увижу

Отходящую ко сну Москву".

Шестистопный и семистопный хорей встречается уж совсем редко. В этом отношении схож с хореем и ямб. Редкий, но имевший большой эстетический успех двустопный ямб. Пушкин:

"Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит, бежит

Гвадалквивир".

Трехстопный ямб встречается, как и хорей, почаще. А.Фет:

"Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она".

Трехстопный ямб блестяще использовал Н.Некрасов, создав этим размером поэму "Кому на Руси жить хорошо" с большим разнообразием окончаний стихотворных строк. В XIX веке был и пятистопный ямб. Пушкин:

"Четырехстопный ямб мне надоел,

Им пишет всякий. Мальчикам забаву

Пора б его оставить..."

("Домик в Коломне")

Шестистопный ямб был популярен только в XVIII веке, позднее его называли "шестипудовым", так он тяжел. Семистопный ямб почти не найти.

В силлабо-тонической системе трехсложные размеры или трехсложные стопы могут быть не так популярны, как хорей и ямб , но все же широко распространены. Первенство здесь держит дактиль , где начальный слог является ударным, а вторые два - безударные. Вот характерный пример - Лермонтов:

"Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную".

Это четырехстопный двенадцатисложный дактиль. В его интонации слышна некая заунывность, поэтому в содержании дактилических стихов очень часто звучат горестные мотивы. Никитин:

"Вырыта заступом яма глубокая.

Жизнь невеселая, жизнь одинокая".

Дактиль интересен сочетанием строк разной стопности. Чаще всего встречаются сочетания с трехстопным дактилем. Блок:

"Зарево белое, желтое, красное,

Крики и звон вдалеке.

Ты не обманешь, тревога напрасная:

Вижу огни на реке".

Бывают и совсем необычные сочетания: четырехстопный дактиль сочетается с одностопным. В.Курочкин:

"Я не поэт, - и, не связанный узами

С музами,

Не обольщаюсь ни лживой, ни правою

А вот совсем удивительное сочетание: две полномерные строки четырехстопного дактиля соединяются с одностопным усеченным. Фет:

"Думы ли реют тревожно несвязные,

Плачет ли сердце в груди.

Скоро повысыплют звезды алмазные.

Такое сочетание существует для того, чтобы усилить эстетическую выразительность стиха. Распространеннее дактиля является амфибрахий (от греческого - "с двух сторон краткий"). В нем ударный слог стоит посередине стопы. Лермонтов:

"Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый".

Это пятнадцатисложный пятистопный амфибрахий. Разностопность этого размера примерно такая же, как и в иных стопных размерах силлабо-тоники. Вот двухстопный - Фет:

"Отпетое горе

Уснуло в груди.

Свобода и море

Горят впереди".

Значительно распространеннее трехстопный амфибрахий. Лермонтов:

"Лишь Терек в долине Дарьяла

Гремя, нарушал тишину.

Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну".

Что касается пятистопного амфибрахия, то для него характерно соединение с трехстопным и четырехстопным. Лермонтов:

"И скучно, и грустно, некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанье!.. Что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят - все лучшие годы".

И, наконец, третий, последний трехсложный размер - анапест. Это стопа со следующей схемой ударения: первые два слога неударные, последний - ударный. Надсон:

"Умерла моя муза. Недолго она

Озаряла мои одинокие дни.

Облетели цветы, догорели огни.

Непроглядная ночь, как могила, темна".

Это двенадцатисложный четырехстопный анапест. Анапест - наиболее часто встречающийся трехсложник, он вполне соперничает в этом отношении с двусложными размерами. Наиболее распространенный анапест - трехстопный. Фет:

"Я тебе ничего не скажу

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть".

Все остальные многостопные анапесты встречаются чрезвычайно редко. Были поэты, которые, возможно, более всего любили анапест. Анапестами любого размера увлекался, например, Некрасов.

Можно ли все эти размеры силлабо-тоники дифференцировать по их содержательным функциям? Тут в науке существуют разные точки зрения. Одни полагают, что это лишь формальные признаки, обуславливающие эстетическую красоту стихотворной речи, которая может получить и дифференциацию. Некоторые же ученые считают, что стихотворный размер несет в себе смысловую нагрузку, особенно это может получить подтверждение, когда речь идет о сочетании в одном стихотворении или даже в одной строке разных размеров - но в пределах силлабо-тоники. В науке существует, например, анализ того интересного обстоятельства, когда хореический размер получает дактилическое или ямбические окончание.

Основная литература: 25, 33, 36, 47, 51, 56, 59, 66, 77, 82

Дополнительная литература: 2, 11-15, 21, 22, 71

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,

опоясывающая), строфа;

понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,

аргументировать свой ответ конкретными примерами из

изученных произведений, объяснять ритмическую и

смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А.С.

Пушкина, показать разницу между прозаической и

стихотворной речью.

Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).

Ход урока:

    Проверка д/з.

Чтение наизусть отрывка из сказки.

Ответ на вопрос: «В чем превосходство царевны над царицей-мачехой?»

    Слово учителя с элементами беседы.

Вы прослушали выступления двух учащихся.

Скажите, есть ли разница в речи одного и другого? В чем она заключается?

(Складно/нескладно)

Посмотрите на доску и сравните предложения:

    Дом царевна обошла,

Все порядком убрала…

    Царевна обошла дом и убрала все порядком.

(Слова те же самые, но звучат как-то иначе).

Что изменилось во втором предложении?

(Поменялся порядок слов, второе предложение стало нескладным)

А как мы обычно называем складный текст?

(Стихи)

То, что вы обозначили, как «нескладный текст», называется прозой.

– Как вы думаете, почему мы начали наш урок с разговора о стихах

и прозе?

(Этому будет посвящен весь урок)

– Попробуйте сформулировать цели урока.

(С помощью учителя учащиеся делают выводы о цели урока)

Итак, цель нашего урока: разобрать особенности стихотворной речи, выяснить, с помощью каких средств слова преобразуются в стихотворные строки, иначе говоря, каковы законы стихотворной речи.

    Работа с учебником.

Прочитайте статью учебника и выделите ключевые понятия.

    Систематизация новых сведений.

В чем же заключается основное отличие стихов от прозы?

(В стихах есть ритм)

Что такое ритм? Запишите определение. Приведите примеры проявления ритма в жизни.

(Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени или места. Тиканье часов, биение сердца)

Как проявляется ритм в стихах?

(Повторяющиеся звуки, повторяются в одном и том же месте: в конце строки; слова складываются в мелодию)

Спишите с доски предложение, разбейте слова на слоги, поставьте ударение. Посчитаете количество слогов в строке, определите, какие слоги ударные, а какие – безударные.

(Ве-тер, ве-тер! Ты мо-гуч, 7 слогов

Ты го-ня-ешь ста-и туч, 7 слогов

Ты вол-ну-ешь си-не мо-ре, 8 слогов

Всю-ду ве-ешь на прос-то-ре… 8 слогов

Ритмический рисунок: __□○__□○__□○__)

Не во всех стихах есть такое четкое чередование ударных и безударных, но ритм всегда слышится, стихи звучат складно.

– Вы, наверное, заметили, что концы стихотворных строк звучат похоже (см.предыдущую запись). Как называется такое явление? Запишите определение.

( Рифма – это повторение звуков, начиная с ударного гласного, в конце стихотворных строк)

– Как называются строки, связанные воедино рифмой?

(Строфа)

– На какие группы делятся строфы? По какому признаку?

(По количеству стихотворных строк: двустишие, трехстишие и т.д. Бывают нестрофические стихи)

Спишите строфы, данные на доске, соедините строки, которые рифмуются. Сделайте вывод о способах рифмовки.

    1. У лукоморья дуб зеленый ; 1/3 и 2/4 – перекрестная

2. Златая цепь на дубе том:

3. И днем и ночью кот ученый

4. Все ходит по цепи кругом…

    1. В темнице там царевна тужит, 1/2 и 3/4 – парная (смежная)

    А бурый волк ей верно служит;

    Там ступа с Бабою Ягой

    Идет, бредет сама собой…

    1. И там я был, и мед я пил; 1/4 и 2/3 – опоясывающая

(кольцевая)

2. У моря видел дуб зеленый;

3. Под ним сидел, и кот ученый

4. Свои мне сказки говорил…

Зачем нужна рифма?

(Ответ формулируется с помощью учителя, выводится на экран проектора и записывается в тетрадь.

Рифма:

    Делает звучание красивым.

    Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена.

    Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.)

    Практическая работа «Кто быстрее».

Команды (по рядам) выполняют задания на отработку теоретического материала. Все группы получают одинаковые карточки, время строго регламентировано. Проверка осуществляется сразу, можно дополнять и исправлять ошибки.

Карточки.

    Впишите в пустые клеточки название приведенной ниже стихотворной строфы.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

(А.С. Пушкин) 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

(А.С. Пушкин) 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин) 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

(А.С. Пушкин) 

    Прочитайте стихотворные строки, определите способ рифмовки.

а) Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять…

б) Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно…

в) Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

    Определите, что можно отнести к стихотворной речи.

а) На дворе трава, на траве дрова.

б) Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

в) Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке».

    По ритмическому рисунку узнайте один из стихотворных отрывков.

__□○__ □○__□○__□○

__□○__□○○○__□

а) Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

б) Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

    Закрепление полученных знаний.

Возьмите фрагмент прозаической сказки и сказки Пушкина. Покажите на конкретном примере разницу между прозаической и стихотворной речью.

    Итоги урока.

Чем стихотворная речь отличается от прозаической? (На примере предыдущего задания)

Составьте стихотворения-буриме по заданным рифмам:

а) ___________берлоги

Ноги

Озеро

Заморозило.

б) ___________идет

Вперед

Дорога

У порога.

    Д/з.

Подготовить сообщение:

    Рифма. Способы рифмовки.

    Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Проиллюстрируйте ответы примерами из изученных произведений.