Потемкинские деревни значение фразеологизма. "Потемкинские деревни" - значение и происхождение фразеологизма с примерами? Смотреть что такое "Потемкинские деревни" в других словарях

Обман и показной блеск, скрывающий неблагополучие.

Ф амилия одного из самых богатых и знаменитых вельмож при дворе Екатерины II - Григория Александровича Потёмкина (1739 - 1791) осталась в русском языке в выражении «потёмкинские деревни».

Им обозначают , когда что-то делается только , из желания создать видимость благополучия на пустом месте.

Но при чем же здесь Потёмкин? Да при том, что ему пришла в голову идея, как обмануть Императрицу пожелавшую осмотреть свои Южные владения - Крым и Новороссию.

Начальствовал над этими землями как раз Потёмкин.

Ж елая Екатерине и показать, как богат управляемый им край, он приказал устроить по пути следования Императрицы нечто вроде театрального представления.

В красивых деревнях её встречали весёлые, довольные крестьяне, на полях паслись тучные стада...

И не знала Екатерина, что во время её длительных остановок эти бутафорские деревни перевозились вперед и устанавливались на новых местах.

Встретились в общежитии шоферов, чистом и уютном: стояли аккуратно заправленные койки, на окнах висели марлевые занавески, пол устилали половики... Василий Максимович в душе был очень доволен, однако придирался и ворчал: «Явная потёмкинская деревня!»

Василий Николаевич Ажаев. «Далеко от Москвы»

ПОТЁМКИНСКИЕ ДЕРЕ́ВНИ

Обман и показной блеск, скрывающий неблагополучие.

❀ ❀ ❀

Бутафо́рия - поддельные предметы, муля́ж, специально изготавливаемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. При их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю.

Фразеологизм «Потемкинские деревни» прочно вошел в обиход, как символическое толкование очковтирательства, показушности, надувательства. Словосочетание существует уже без малого 250 лет, со времен исторической поездки императрицы Екатерины Второй в Крым. Путешествие состоялось 1787 году, после окончания войны с Османской империей, по результатам которой к России присоединились территориии к северу от Тавриды, под общим названием Новороссия.

Фаворит Екатерины Григорий с которым императрица была в близких отношениях и, как утверждают историки, даже заключила с ним брак, решил поразить возлюбленную небывалым по размаху зрелищем. На всем пути царственного кортежа были выстроены во множестве декоративные избы, сельские дома и всевозможные присутствия, церкви, соборы и часовни. На полях трудились сотни крестьян, на лугах паслись тучные стада по деревенским улицам бегали дети. Но все это носило откровенно бутафорский характер, дома были нарисованными, стада коров перегонялись с одного места на другое во время ночлега императрицы и ее свиты. На пути следования кортежа императрицы возникала очередная «потемкинская деревня».

Крестьянские семьи также переезжали под покровом темноты на новое место расположения. Екатерина Вторая была поражена богатством земель и огромным количеством деревенского люда, который неустанно кланялся ей на всем пути следования. Подобные ухищрения случались на Руси и раньше, каждый губернатор старался скрыть по мере возможности огрехи в своей вотчине, приукрасить действительность, где закрыть высоким заборов неказистые дома, где проложить новую дорогу перед приездом начальства. А так как вышестоящие чиновники приезжали довольно часто, то «потемкинские деревни» возникали, то тут, то там.

Однако такое масштабное представление, какое устроил князь Григорий Потемкин, было совершенно уникальным и по размаху и по средствам, вложенным в мероприятие. Все оплачивалось из государственной казны, а стоили «потемкинские деревни» не один миллион казенных денег. Самым дорогим подарком императрице был праздничный салют с фейерверком на Севастопольском рейде, где Екатерина Вторая увидела Черноморский флот во всей его красе, но корабли тоже в большинстве были нарисованными. Тем не менее картина благополучия на всем пути царского кортежа от Киева и до Севастополя получила достойное завершение в виде торжественного обеда на галерее дворца в Инкермане с видом на Севастопольскую бухту.

Палили, фейерверки один за другим взлетали в вечернее небо, праздник был в самом разгаре. На следующий день императрица осмотрела город Севастополь. Новые улицы и кварталы ей показывали издали, фасады зданий были завешены полотнами с нарисованной архитектурой, «потемкинские деревни» стали частью Севастополя. Екатерина с удивлением заметила: «…еще три года назад здесь ничего не было, а сейчас я вижу красивый город, большую флотилию, гавань, пристань. Надо отдать должное князю Потемкину за его неустанную заботу о государстве и прозорливость в делах...». Знатный француз, граф Сегюр, сопровождавший императрицу в ее крымской поездке, писал: «уму непостижимо, как князь Потемкин за столь короткое время сумел выстроить город, построить корабли, соорудить крепости и собрать столько людей на государственную службу».

Потемкинская деревня — фальшь, очковтирательство, обман, показной блеск с целью скрыть недостатки
Происхождением фразеологизм обязан историческому факту путешествия русской императрицы Екатерины Второй в в 1787 году, во время которого главный организатор поездки и одновременно Екатеринославский, Таврический и Харьковский Генерал-Губернатор граф Г. А. Потемкин якобы представил Екатерине несуществующие достижения в освоении края как то: бутафорские селения, склады хлеба, где в мешках вместо муки был песок, тучные стада, ради чего одно и то же стадо, перегонялось по ночам с места на место, крепость в Херсоне, развалившаяся после первой грозы и т. п. Было ли так на самом деле, историки спорят до сих пор.

Одни утверждают, что рассказы о недобросовестности Потемкина («Потемкинских деревнях») — злопыхательства его многочисленных врагов и завистников как в окружении Екатерины, так и в среде европейских дипломатов, сопровождавших императрицу в поездке. Другие приводят свидетельства участников поездки — австрийского императора Иосифа Второго, участвовавшего в путешествии инкогнито под именем граф Фалькенштейна, французского дипломата Сегюра.

Правда, скорее всего, как обычно, по середине. Потемкину, конечно, хотелось представить себя и всё сделанное им в Новороссии самым лучшим образом. В этом нет ничего зазорного. Европейцы, для которых успехи России на юге были мало приятны, чтобы успехи эти нивелировать, могли кое-что приврать или приукрасить. Екатерина тоже не просто так пригласила с собой в поездку иностранцев. Надеялась показать им и своё могущество, и возросшую мощь возглавляемой ею державы. То есть, театр, устроенный Потемкиным, предназначался вовсе не ей, а её гостям, она же, как женщина умная, всё прекрасно видела, знала и, вполне возможно, была с Потемкиным в сговоре.

Так ли, иначе, но путешественников в что русских, что европейских «Потемкинскими деревнями» провести не удалось. Секретарь саксонского посольства при дворе Екатерины II Георг-Адольф Вильгельм фон Гельбиг, живший в Петербурге с 1787 по 1795 годы, но в поездке не участвовавший, собрал ходившие о ней в столице слухи и сплетни и в 1809 в Гамбурге тиснул книгу, содержащую 110 биографий известных русских людей, в том числе и графа Потемкина. В России книга сразу же получила известность, благодаря литературным журналам, перепечатывавшим из неё отрывки, но полностью, хотя и со множеством купюр по цензурным соображениям, появилась в России в 1887 году под заглавием «Русские избранники и случайные люди». Только в 1900 году в Германии была издана по-русски полностью. Гельбик и считается опосредствованным автором фразеологизма «Потемкинская деревня», но имя настоящего автора история не сохранила.

Которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье - территории современной Украины и Крыма, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).

Согласно легенде, в недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе . Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II .

В настоящее время авторство легенды приписывается саксонскому дипломату Георгу Гельбигу. Как считается, впервые легенда была опубликована анонимно, впоследствии - в книге-памфлете Г. А. Гельбига «Потёмкин Таврический» (русский перевод - «Пансалвин - князь тьмы»). В 1811 году эта книга была издана на русском, вызвав возмущение ещё живых родственников Потёмкина . На самом деле рассказы о бутафорских деревнях, написанных на щитах, и поселянах, приведенных к «месту жительства» за много верст, встречаются в европейских сочинениях о России и Екатерине II задолго до издания указанного труда. Французский путешественник Форсия де Пилес, побывавший в России в 1791-1792 гг. и опубликовавший материалы спустя четыре года, кратко касаясь путешествия императрицы в Крым, в частности, писал, что, как любого государя, её часто обманывали, и в этом путешествии она всему радовалась и восхищалась, не зная, что «дороги были починены тогда только, когда сделалось известно об её отъезде; что оные многочисленные деревни, предмет её восхищений, были созданы для проезду её и разрушены в тот же день, и несчастные крестьяне, пришедшие за тридцать и сорок лье, чтоб стать по сторонам пути и жить в оных домах в продолжение нескольких дней, были отосланы восвояси. То было изобретение гения Потемкина, который сумел таковою хитростью нового рода убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустынею, процветает».

Файл:Григорий Потемкин показывает Екатерине II мнимые поселения.jpg

Григорий Потемкин показывает Екатерине II мнимые поселения

Спустя несколько лет вышло также французское произведение авторства Ж. Ш. Тибо (Лаво) "Тайные истории любви Екатерины II и её любовников". Это сборник фантастических историй о интимной жизни императрицы, и всерьез его воспринимать не стоит. Но в главе о путешествии в Крым автор сообщает опять о декоративных поселениях, написанных на холсте, мешках с песком, изображавших полные зерна амбары, и несчастных крестьянах, пригнанных издалека, чтоб изображать населенные деревни.

Предание о «потемкинских деревнях» могло [ ] появиться благодаря использованию щитов, изображавших вымышленные сооружения, что вообще характерно для того времени (можно вспомнить украшения Царскосельской дороги на пути следования Генриха Прусского в 1770, изображавшие горы с извержением вулкана и архитектурные сооружения), удалённости маршрута от столичных городов, когда у зрелищ не было большого количества образованных зрителей, и большому количеству недоброжелателей Потемкина.

Князь Г. Потемкин и Екатерина II

Деятельность Потемкина получила достаточно противоречивые оценки: кто-то восхищался его работоспособностью и находчивостью, кто-то обвинял его в лени, отсутствии методичности и растратах. Особое положение князя Потемкина при дворе и широта его полномочий у многих вызывали зависть. У него было много недоброжелателей и соперников. В их числе называют канцлера А. Безбородко, князя М. Щербатова и графа П. Румянцева. Именно они и были причастны к созданию мифа о «потемкинских деревнях», как считают современные историки.


Князь Г. Потемкин и Екатерина II. Работы неизвестных художников

О бутафорских постройках стало известно благодаря свидетельствам Г. фон Гельбига и воспоминаниям И.-А. Эренстрема, ставшего очевидцем тех событий: «От природы пустые степи были распоряжениями Потемкина населены людьми, на большом расстоянии видны были деревни, но они были намалеваны на ширмах; люди же и стада пригнаны фигурировать для этого случая, чтобы дать самодержице выгодное понятие о богатстве этой страны».


И. Б. Лампи. Портрет князя Григория Потемкина-Таврического, 1788-1790. Фрагмент

Однако этот миф возник еще до начала путешествия Екатерины из Петербурга в Крым. Недоброжелатели начали распускать слухи о том, что дела на вверенных Потемкину территориях идут из рук вон плохо. Фаворита императрицы обвиняли в растратах. Екатерина решила проверить эти слухи во время запланированной на лето 1787 г. поездки.


Неизвестный художник. Встреча Екатерины II с *амазонской ротой* вблизи Балаклавы в 1787 г.

Еще в 1786 г. Потемкин начал подготовку к встрече императрицы. Размах, с которым велась работа, действительно был впечатляющим, иногда даже доходившим до самодурства. Это подтверждает история с «амазонской ротой». Однажды в разговоре с царицей Потемкин сказал, что в Крыму в греческом полку исправно служат не только мужчины, но и женщины. После чего был вынужден распорядиться о немедленном создании женской роты, чтобы доказать свою правоту. В результате в Балаклаве Екатерину встречали «амазонки» в невероятных костюмах и с ружьями.


Неизвестный художник. Фейерверки в честь Екатерины, ок. 1787

Во многом Потемкин действительно рассчитывал исключительно на внешний эффект – он потратил внушительные суммы на фейерверки и иллюминацию и старательно поработал над декором фасадов. Губернаторов обязали выбелить дома по пути следования императрицы, отремонтировать крыши и заборы, украсить цветами окна. В описаниях путешествия Екатерины о декорировании вспоминали неоднократно: «Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины так были изукрашены цветами, расписанными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор, и они представлялись какими-то дивными городами, волшебно созданными замками, великолепными садами», – утверждал граф Сегюр. Однако дома с разукрашенными стенами были не нарисованными, а настоящими.


Г. А. Потемкин. Гравюры

Даже один из создателей мифа о «потемкинских деревнях», И.-А. Эренстрем, был вынужден признать тот факт, что на территории пустынной степи были построены крепости, деревянные и каменные дома и т.д. Академик РАН А. Панченко уверен в том, что слухи о бутафорских деревнях распространяли посланники европейских держав, которых Екатерина пригласила с собой в путешествие для демонстрации своего могущества и грандиозных планов, а они в свою очередь не хотели верить в возможность их осуществления. Их скепсис разделили конкуренты Потемкина, подхватившие слухи о сознательном обмане императрицы. Именно так, по мнению А. Панченко, и возник миф о «потемкинских деревнях». Этой точки зрения придерживается и В. Лопатин, автор книги «Потемкин и его легенда».


Современные *потемкинские деревни*

И если раньше было принято употреблять фразеологизм «потемкинские деревни» в значении чего-либо, «специально устроенного для создания ложного впечатления видимого, показного благополучия, скрывающего истинное положение, состояние чего-либо», то в наши дни историки предлагают интерпретировать это понятие не как попытку имитировать реальность, а как стремление ее приукрасить.


Современные *потемкинские деревни*