Подготовьтесь к сообщению на тему сложное предложение. План занятия на тему: "Сложное предложение. Понятие о сложном предложении". III. Сообщение темы урока. Слово учителя

  1. Чтобы вообразить Верину жизнь, / 1 он должен был перенестись на четверть века назад, в то время , / 2 когда он был студентом , худым, подвижным / 3 . (чтобы - с.) 1 , [сущ. + ук. сл. ] 2 , (когда - с. сл.) 3 - СПП с параллельным подчинением.
  2. Если он [Паустовский] напишет , / 1 что от далёкого ледника смутно тянуло фиалками, / 2 то это ещё не значит , / 3 что запах фиалок действительно был слышен на расстоянии нескольких километров / 4 . (если - с. гл. ) 1 , (что - с.) 2 , [то гл. ] 3 , (что - с.) 4 - СПП с параллельным и последовательным подчинением.
  3. Когда все вышли обедать / 1 и она осталась одна с Ульяшей, / 2 Женя вспомнила , / 3 как рассмеялись все тогда на кухне её глупому вопросу / 4 . Предложение СПП, состоит из 4 простых предложений; третье - главное, остальные придаточные; придаточные связаны с главным однородно и параллельно.
    I и II придаточные (предложения 1 и 2) - это придаточные времени; они относятся ко всему главному предложению (предложение 3); средство связи - союз когда (во II придаточном союз опущен, но может быть восстановлен); придаточные стоят перед главным предложением. Между собой придаточные времени связаны одиночным соединительным союзом и , поэтому запятая между ними не ставится.
    III придаточное (предложение 4) - это придаточное дополнительное; оно относится к сказуемому в главном предложении вспомнила , выраженному глаголом; средство связи - союз как ; придаточное стоит после главного.
    (когда - с.) 1 и (-) 2 , [гл. ] 3 , (как - с.) 4 - СПП с однородным и параллельным подчинением.
  4. Они сидели у одного из окон , / 1 которые были так пыльны , чопорны и огромны , / 2 что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, / 3 где нельзя оставаться в шапке. [сущ. ] 1 , (которые - с. сл. кр. прил. + ук. сл. ) 2 , (что - с. сущ. + ук. сл. ) 3 , (где
  5. А наутро она стала задавать вопросы о том , / 1 что такое Мотовилиха / 2 и что там делали ночью, / 3 и узнала , / 1 что Мотовилиха - казённый завод / 4 и что делают там чугун / 5 . [сущ. + ук. сл. , 1 (что - с. сл.) 2 и (что - с. сл.) 3 , гл. ] 1 , (что - с.) 4 и (что - с.) 5 - СПП с параллельным и однородным подчинением.
  6. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», / 1 мне хочется объяснить , / 2 почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри , / 3 где люди занимаются охотой, рыбной ловлей, верят в колдунов - словом, живут почти что первобытной жизнью / 4 . (прежде чем - с.) 1 , [гл. ] 2 , (почему - с. сл. сущ. + ук. сл. ) 3 , (где
  7. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице , / 1 где они тогда жили , / 2 он представлялся ей всегда таким , / 3 каким она его увидела в тот второй долгий день, на исходе / 4 . (когда - с. сущ. ) 1 , (где - с. сл.) 2 , [мест. -сказ. ] 3 , (каким - с. сл.) 4 - СПП с параллельным и последовательным подчинением.
  8. В корпусе говорили , / 1 что сам по себе генерал был бы ещё более зол , / 2 что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша , / 3 которой ни один из кадет не видел , / 4 потому что она была постоянно больна , / 5 но которую все считали добрым гением, охранявшим кадетов от конечной лютости генерала / 6 . [гл. ] 1 , (что - с.) 2 , (что - с. сущ. ) 3 , (которой - с. сл.) 4 , (потому что - с.) 5 , но (которую - с. сл.) 6 - СПП с последовательным и однородным подчинением.
  9. Пьер , / 1 на которого смотрели снисходительно, / 2 когда он был незаконным сыном , / 3 которого ласкали и прославляли , / 4 когда он был лучшим женихом Российской империи, / 5 после своей женитьбы, / 1 когда невестам и матерям нечего было ожидать от него, / 6 сильно потерял во мнении общества / 1 . [сущ. 1 , (на которого - с. сл.) 2 , (когда - с.) 3 , (которого - с. сл.) 4 , (когда - с.) 5 , 1 , (когда - с.) 6 , ] 1 - СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением.
  10. Кутузов приказал готовиться на новый бой, / 1 чтобы добить неприятеля, / 2 не потому , / 1 чтобы он хотел кого-нибудь обманывать , / 3 но потому , / 1 что знал , / 4 что враг побеждён / 5 . [, 1 (чтобы - с.), 2 ук. сл. , 1 (чтобы - с.), 3 ук. сл. ] 1 , (что - с. гл. ) 4 , (что - с.) 5 . - СПП с параллельным, однородным и последовательным подчинением.
  11. В тихий августовский полдень, / 1 когда всё в природе сверкало и лоснилось , / 2 но по каким-то ещё незаметным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увядания, / 3 на берегу крохотной речонки, извивающейся с мягким журчанием между кустами, на маленьком песчаном пляже загорало несколько лётчиков / 1 . [ , 1 (когда - с.) 2 , но (-), 3 ] 1 - СПП с однородным подчинением.
    1
    врем. ↓
    (когда - с.) 2 , но (-) 3
  12. И папа прочёл заметку о том , / 1 что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки - следствие отдалённого землетрясения ,/ 2 эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря, в Турции , / 3 где разрушено несколько селений / 4 . [сущ. + ук. сл. ] 1 , (что - с. сущ. ) 2 , (которого - с. сл. сущ. ) 3 , (где - с. сл.) 4 - СПП с последовательным подчинением.
  13. Зуеву понравился Степан Буков чувством внутреннего достоинства , / 1 которое присуще людям, никогда ничем не поступавшимся ради того , / 2 чтобы им было легче , / 3 когда другим трудно / 4 . [сущ. ] 1 , (которое - с. сл. ук. сл. ) 2 , (чтобы - с.) 3 , (когда
  14. Но оттого-то Литвинов так спокоен и прост , оттого-то так самоуверенно глядит кругом, / 1 что жизнь его отчётливо, ясно лежит перед ним, / 2 что судьба его определилась / 3 и что он гордится этой судьбой и радуется ей / 4 . [кр. пр. , гл. + ук. сл. ] 1 , (что - с.) 2 , (что - с.) 3 и (что - с.) 4 - СПП с однородным подчинением.
  15. Охотники неоднократно замечали , / 1 что / 2 как только на солонцах побывают изюбры , / 3 то козули покидают их на более или менее продолжительное время / 2 .
    Предложение СПП, состоит из 3 простых предложений; первое - главное, остальные придаточные; придаточные связаны с главным последовательно.
    I придаточное (предложение 2) - это придаточное дополнительное; оно относится к сказуемому замечали , выраженному глаголом, в главном предложении; средство связи - союз что ; придаточное стоит после главного предложения.
    II придаточное (предложение 3) - это придаточное времени; оно относится ко всему главному предложению (предложение 2); средство связи - двойной союз как только... то ; придаточное в середине главного предложения. Два союза что, как только на стыке разных придаточных не разделятся запятой, так как далее следует вторая часть двойного союза - то .
  16. Что бы ни ждало впереди, / 1 каким бы ни был завтрашний день , / 2 он рад , / 3 что вернулся / 4 и что этот день встретит с товарищами / 5 . (что ни - с. сл.) 1 , (каким ни - с. сл.) 2 , [кр. прил. ] 3 , (что - с.) 4 и (что - с.) 5 - СПП с однородным и параллельным подчинением.
  17. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, / 1 когда солнце подходило уже к горизонту / 2 и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо / 3 . 1 , (когда - с.) 2 и (-) 3 - СПП с однородным подчинением.
  18. Он [Звягинцев] мучительно старался вспомнить , / 1 как же выглядели эти места раньше, / 2 чтобы сориентироваться и определить , / 3 где расположен завод / 4 . [гл. ] 1 , (как - с. сл.) 2 , (чтобы - с. гл. ) 3 , (где - с. сл.) 4 - СПП с однородным подчинением.
  19. Он был счастлив встретить Ивана Максимовича не только потому , / 1 что со времени боёв на Луге не видел Королёва и ничего не знал о его судьбе, / 2 но и потому , / 1 что с неожиданным появлением Королёва у Звягинцева исчезло , прошло без следа владевшее им чувство некоторой отчуждённости, неуверенности в том , / 3 что он сумеет быстро найти своё место в этом невоенном коллективе / 4 . [ук. сл. , 1 (что - с.) 2 , ук. сл. ] 1 , (что - с. сущ. + ук. сл. ), 3 (что - с.) 4 - СПП с однородным и последовательным подчинением.
  20. Если вначале он думал , / 1 что он теряет драгоценное время, / 2 что ему надлежит чем-то распоряжаться , чем-то командовать , / 3 то теперь он убеждался в том , / 4 что противовоздушная оборона организована отлично / 5 и ему очень полезно детальнее ознакомиться с постановкой дела / 6 . (если - с. гл. ) 1 , (что - с.) 2 , (что - с.) 3 , [то гл. + ук. сл. ] 4 , (что - с.) 5 и (-) 6 - СПП с последовательным, параллельным и однородным подчинением.
  21. Они [старики] говорили , / 1 что , / 2 когда кончат туннель, / 3 надо переносить кибитки к Бек-Ташу, / 2 потому что «человек с деревянным наргилем» (так называли они Хоробрых, не выпускавшего изо рта трубки) хочет строить железную дорогу от северных промыслов на Бек-Таш / 4 . [гл. ] 1 , (что - с., 2 (когда - с.), 3), 2 (потому что - с.) 4 - СПП споследовательным и параллельным подчинением. Предложение осложнено вставной конструкцией - предложением так называли они Хоробрых, не выпускавшего изо рта трубки , которое выделяется скобками и не включается в общую схему предложения.
  22. Я думаю , / 1 что / 2 если бы я попал на Северный полюс или, скажем, на полюс магнитный, / 3 то там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой, караулил бы у проруби треску, а на магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита / 2 . [гл. ] 1 , (что - с. 2 (если
  23. Многие уже давно еле волочили ноги, но шли из последних сил, зная , / 1 что / 2 если они до вечера не выйдут на шоссе и ночью не пересекут его, / 3 то все их прежние усилия бессмысленны / 2 . [деепр. ] 1 , (что - с. 2 (если - с.), 3 то) 2 - СПП с последовательным подчинением.
  24. Артемьев подтвердил , / 1 что ведущий хирург медсанбата всё тот же, / 2 что был при Серпилине / 3 . [гл. ] 1 , (что - с. мест. -сказ. ), 2 (что - с. сл.) 3 - СПП с последовательным подчинением.
  25. Синцов объяснил ему, / 1 что , / 2 прежде чем ехать в армию, / 3 хочет завтра вдвоём с корреспондентом побывать за Днепром, в том полку , / 2 где сегодня подбили много немецких танков / 4 . [гл. ] 1 , (что - с., 2 (прежде чем - с.), 3 сущ. + ук. сл. ), 2 (где - с. сл.) 4 - СПП с последовательным и параллельным подчинением.
  26. Доложив генералу всё , / 1 что нужно было , / 2 он прошёл в свою комнату , / 1 в которой , уже давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин , читая роман , / 3 который нашёл на столе Калугина / 4 . [деепр. + ук. сл. , 1 (что - с. сл.), 2 сущ. ] 1 , (в которой - с. сл. сущ. ), 3 (который - с. сл.) 4 - СПП с параллельным и последовательным подчинением.
  27. Мы рассчитали , / 1 что / 2 если пойдём по тропе, / 3 то выйдем на реку Найну к корейцам, / 2 а /если пойдём прямо, / 4 то придём на берег моря / 5 . [гл. ] 1 , (что - с. 2 (если - с.), 3 то), 2 а (если - с.) 4 , (- то) 5 - СПП с последовательным, однородным и параллельным подчинением.
  28. Он моментально рассудил , / 1 что , / 2 пока его видят только три немца , / 3 ему нет никакого расчёта первому лезть в драку, / 2 а , достигнув ближайшей рощи , / 4 где немцев, быть может, нет, / 5 он имеет шанс спастись даже в том случае , / 4 если эти трое поднимут запоздалую тревогу / 6 . [гл. ] 1 , (что - с., 2 (пока - с.) 3 ,) 2 , а (- сущ. , 4 (где - с. сл.) 5 , ук. сл. ) 4 , (если - с.) 6 - СПП с параллельным, последовательным и однородным подчинением.
  29. И, конечно, они не заметили , / 1 что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение , / 2 которое мысленно декламировал Байрон , / 3 когда в карете, увозившей его в Лондон, готовился к речи, увы, ничего не изменившей / 4 . [гл. ] 1 , (что - с. сущ. + ук. сл. ) 2 , (которое - с. сл.) 3 , (когда - с.) 4 - СПП с последовательным подчинением.

Упражнение 51

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу, спицы выпирают пучком перекушенных колышек, тележка со стуком падает набок, кипы газет вываливаются (СБП; отношения перечисления). 2. Ждем матрёшку час, другой - нет её (СБП; отношения противопоставления, между частями можно вставить союз а ). 3. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»). 4. Не хочешь отвечать / 1 - я скажу / 2 (СБП; состоит из двух частей; условные отношения; перед первой частью можно вставить союз если ; поэтому ставится тире). 5. Умом Россию не понять , аршином общим не измерить / 1 : у ней особенная стать / 2 - в Россию можно только верить / 3 (СБП; состоит из трёх частей. Между предложениями 1 и 2 - причинные отношения; между частями можно вставить союз потому что ; поэтому ставиться двоеточие. Между предложениями 2 и 3 - отношения следствия; между частями можно вставить наречие поэтому ; поэтому ставится тире). 6. Зреет рожь - тебе заботушка : как бы градом не побилася , без дождей в жары не высохла , от дождей не положилася (СБС; 1 и 2 - отношения временные, перед первой частью можно вставить союз когда ; 2 и 3 - отношения пояснения, перед третьей частью можно вставить а именно ). 7. Хотел я встать / 1 - передо мной всё закружилось с быстротой / 2 ; хотел кричать / 3 - язык беззвучен и недвижен стал / 4 (СБП; состоит из четырёх частей. Между предложениями 1 и 2; 3 и 4 - отношения противительные; между частями можно вставить союз но ; поэтому ставится тире. Между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) - отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой). 8. Сделаешься слишком умным / 1 - пожалуй, жить не захочется / 2 ; сделаешься богаче всех людей / 3 - будут завидовать / 4: лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) / 5 (СБП; 1 и 2, 3 и 4 - отношения условия; перед первой и третьей частями можно вставить союз если ; между группой 1 и 2 и группой 3 и 4 - отношения перечисления; предложение 5 содержит вывод; можно вставить поэтому ). 9. Он покраснел : ему было стыдно убить человека безоружного (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю / 1: лес кончился / 2 , несколько казаков выезжают из него на поляну / 3 (СБП; 1 и 2 - отношения дополнительные, можно вставить «и вижу, что»; 2 и 3 - отношения перечисления). 11. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст , Вера Никандровна одна (СБП; отношения перечисления). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (СПБ; отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу и второе предложение распространено, имеет свои запятые, то между частями ставится точка с запятой). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях / 1: бревно на избах было темно и старо / 2 ; многие крыши сквозили , как решето / 3 ; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер / 4 (СБП; 1 и 2 - отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно ; 2, 3 и 4 - отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, а третье и четвёртое предложения распространены и имеют свои запятые, то между частями ставится точка с запятой). 14. Вот вам мои условия : вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (СБП; отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно ). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина / 1: где-то скрипнула дверь / 2 ; послышались чьи-то шаги / 3 ; кто-то чихнул на сеновале / 4 (СБП; 1 и 2 - отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно ; 2, 3 и 4 - отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, то между частями ставится точка с запятой). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному / 1: одни одобряли / 2 , другие порицали / 3 , некоторые сдержанно помалкивали / 4 (СБП; 1 и 2 - отношения пояснения, можно вставить слова а именно ; 2, 3 и 4 - отношения перечисления). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу : мой Карагез летит , развевая гриву (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 18. Я говорю : не сдамся (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 19. Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 20. Я тебе определённо скажу : у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 21. Федор понял : речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 22. Алексей решил : довольно тянуть (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что ). 23. Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 24. Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 25. Я проснулся : заря уже занималась (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). 26. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 27. Он даже испугался : так было темно , тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 28. Окна в бараке то освещались , то гасли : кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что ). 29. Прошла неделя , другая - вдруг въезжает ко мне во двор коляска (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение; между частями можно вставить союз и ; есть слово вдруг ). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу - зарежет , за копейку зарежет (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение, неожиданный результат; между частями можно вставить слова «и тогда»). 31. Не успело солнце пригреть - загудело всё небо (СБП; второе предложение содержит указание на быструю смену событий; между частями можно вставить слова «и сразу»). 32. Я стал звать хозяина / 1 - молчат / 2 ; стучу / 3 - молчат / 4 (СБП; 1 и 2, 3 и4 - отношения противительные, между частями 1 и 2, 3 и 4 можно вставить союз а ; между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) - отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки препинания, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой). 33. Смелые побеждают - трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а ). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно / 1 - он вышел открыто 2 , будто идёт во двор / 3 , и шмыгнул в огород / 2 (1 и 2 - СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому . Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто , которое с двух сторон выделяется запятыми). 35. Победим - каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если ). 36. Пройдёт молодец / 1 - приосанится / 2 , пройдёт девица / 3 - пригорюнится / 4 , а пройдут гусляры / 5 - споют песенку / 6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 - СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если ; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а - ССП). 37. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если ). 38. Посмотрит - рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно ). 39. Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это ). 40. Они расстанутся / 1 , они уже расстались / 2 - эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 - отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта ).

№______План занятия

Группа___1ПОВТ-214,1Д-214,1ППС-214,1ЭН-214 ___

Дата________

Дисциплина «Русский язык»

Тема занятия: « СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ».

Цели: научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны ,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

1. Небо снова все покрылось тучами, посыпался дождь .

(М. Горький.)

2. Покраснела рябина , посинела вода . (С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

– Что в материале параграфов было для вас совершенно новым?

– Что показалось трудным?

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 7–10, упр. 46, 47.


Лекция на тему: «Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения».

(слайд № 1)

Цель урока:

(слайд № 2)

Повторить и углубить сведения о сложных предложениях, известных по курсу 5-8 классов.

Задачи урока:

(слайд № 3)

Отработать умения различать простые предложения с однородными членами, соединёнными соединительным сочинительным союзом «И» и сложные предложения, где части соединены тем же союзом.

Определять смысловые отношения между частями сложных предложений

Расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях с разными союзами

Отличать ССП с общим второстепенным членом от предложений без него и умение употреблять/не употреблять запятую в ССП (с общим второстепенным членом)

Оборудование урока : тетрадь, доска, слайды, учебник.

^ ХОД ЛЕКЦИИ


  1. Вступительное слово (активизация внимания учащихся).
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок-лекция по теме «Сложные предложения». На нём мы будем вспоминать всё, что уже знаем о ССП и пополним наши знания новыми сведениями. (Сообщение целей и задач урока). Этот материал поможет вам в подготовке к семинару по такой же теме.

Сегодня вам надо быть внимательными, собранными, мы будем много писать. Чтобы вам было легче, вы можете использовать сокращения при записи лекции (СП, ПП, ССП и др.), записывайте только главное, поясняя примерами сведения.

Откройте тетрадь, запишите тему лекции и вопросы к будущему семинару по этой же теме.

^ Вопросы к семинару

(на слайде к уроку № 4)

1.В чём заключается разница между простыми и сложными предложениями? Поясните на примерах.

2.Каковы особенности простых предложений, входящих в состав сложных (с примерами)?

3.Расскажите о способах связи простых предложений в составе сложных (с примерами).

4.Какие виды сложных предложений вам известны. Что между ними общего и в чём разница?

5. Расскажите об основных группах ССП по их значению (по союзам).

6.Расскажите о ССП с

а) соединительными сочинительными союзами,

б) разделительными сочинительными союзами,

в) противительными сочинительными союзами.

6. Как отличать ССП с союзом «И» от ПП с однородными членами, в которых употребляется союз «И».

7. Какие знаки препинания ставятся в ССП? Когда запятая не ставится? (все ответы должны сопровождаться примерами)


  1. ^ Основная часть.
- Итак, в нашей речи, кроме ПП употребляются СП. С их помощью выражаются более сложные мысли. СП более информативно, чем ПП.

- Запишите и сравните примеры предложений

(слайд № 5 ):

Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

Было уже часов десять вечера. Над садом светила полная луна.

^ Задания и вопросы:

Выделите грамматические основы предложений и скажите, в чём сходство и разница этих предложений? Обратите внимание на интонацию в простых и сложном предложении. Какой знак ставится в СП?

^ Записываем вывод :

(слайд № 6 )

В первом (сложном) предложении вторая часть добавляет значение следствия к содержанию первой. СП не являются суммой двух простых предложений, так как возникает дополнительная информация. Оно богаче, разностороннее. Благодаря СП наша речь становится также богаче.

^ Вопрос :

Что же такое СП?

Запишите:

(слайд № 7)

СП – это предложения, состоящие из двух или более простых, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединенных интонационно. Предложение имеет интонацию конца.

^ Особенности простых предложений, входящих в состав сложного (слайд № 8):

- ПП в составе СП не имеют интонационной законченности

- объединены по смыслу в единое целое

-объединены особой интонацией в единое целое

-слова в предложении связаны грамматически (а так же в распространённом предложении слова связаны между собой способом согласования, управления и примыкания, как и в словосочетаниях)

-разнообразны по значению и строению

Запишите:

(слайд № 9)

Чуткое ухо уловило лёгкие шаги, и сон мгновенно слетел .

Задания :

Прочтите предложение. Объединены ли простые предложения в нём по смыслу? Грамматически? Есть ли интонация конца между ними?

Найдите в предложении словосочетания, построенные на основе связи

Согласование (чуткое ухо, лёгкие шаги),

Управление (уловило шаги),

Примыкание (слетел мгновенно)

Вопрос: В чём выражается грамматическое значение предложения? (в грамматической основе, в сказуемом: наклонение, время)

^ Работа с учебником:

- Откройте учебник, давайте немножко отдохнём от записей и устно ознакомимся со сведениями о том, как простые предложения могут быть связаны в сложном. (читаем сведения по теме из параграфа учебника)

^ Вопрос: Какими же способами могут соединяться простые предложения в сложном?

Составляем схему (в тетради)

(слайд № 10)

2 способа связи простых предложений в СП

^ Работа с учебником:

Давайте разберём несколько примеров предложений из упражнения учебника: читаем предложения, выделяем грамматические основы и определяем их количество; выясняем способ связи простых предложений в СП; составляем схемы предложений.

Упражнение 51

В доме все уже легли, но никто не спал. Лето выдалось серое и холодное, деревья были мокрые. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

^ Продолжаем лекцию (записываем) :

Итак, в СП части могут соединяться при помощи союзов и без них. Те предложения, в которых части соединены без союзов, только по смыслу и при помощи интонации, называются бессоюзными сложными предложениями (БСП). А те, в которых используются для связи частей в СП союзы и союзные слова, являются союзными. Союзы, как вам уже известно из курса 5-7 класса, бывают сочинительными и подчинительными, поэтому в зависимости от того, какие союзы используются, выделяются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (ССП и СПП).

(слайд № 11)

Основные виды сложных предложений

Продолжение лекции:

Сегодня мы больший акцент сделаем на группе ССП.

По своему значению сочинительные союзы бывают соединительные, разделительные и противительные. Следовательно и ССП по употреблённым в них союзам и по значению делятся на 3 группы

(слайд № 12)

Основные группы ССП по значению и союзам.


ССП с соединительными союзами и, да(и), ни-ни, тоже, также . В них перечисляются явления, происходящие одновременно или следующие друг за другом.

^ Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит .

ССП с разделительными союзами или, иль, либо, то-то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, возможность одного явления из нескольких.

^ То светило солнце, то лил дождь .

ССП с противительными союзами а, но, да(но), однако, зато, же . В них одно явление противопоставлено другому.

^ Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

Необходимо помнить, что в СП между его частями ставится знак препинания, чаще всего это запятая.

(слайд № 13)

Простые предложения в составе сложносочинённого отделяются друг от друга запятыми.

^ В окне посветлело, и выступили сопки. Либо корабль ушёл, либо противник использовал подводную лодку. Не видно дальше двух шагов, зато слышно фырканье коня в тишине.

Однако сочинительные союзы употребляются и в простых предложениях для связи однородных членов предложения. Чтобы ПП не спутать со СП, необходимо учитывать количество грамматических основ в предложении.

(слайд 14)

Отличайте ССП от ПП с однородными членами.

^ Море вечно и неумолчно шумит и плещется. (Это простое предложение, так как здесь одна грамматическая основа. Запятую ставить не будем).

Море будто шепчет что-то, и этот шёпот успокаивает меня. (это сложное предложение, так как две грамматические основы, Поставим запятую).

Вопрос :

Давайте вспомним, в каких случаях ставится запятая в ПП при однородных членах? (Устное обсуждение: запятые ставятся при разделительных и соединительных союзах, если они повторяются, а при противительных ставятся всегда).

Бывают случаи, когда в ССП запятая тоже не ставится между его частями. Это происходит в случае, если в предложении есть общий второстепенный член, в одинаковой степени относящийся к обоим предложениям.

(слайд 15)

Предложения с общим второстепенным членом.

(запятая между частями не ставится)

После грома воздух становится чище и легче дышат люди.(Общий второстепенный член: после грома. Запятую не ставим).

Наконец выпал снег и наступила настоящая зима. (Общий второстепенный член: наконец. Запятую не ставим).

Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле.

(Общий второстепенный член: тотчас. Запятую не ставим).

Между частями ССП помимо запятой в некоторых случаях ставится тире. Это происходит в том случае, если одна из частей ССП имеет значение результативности, быстрой смены событий.

^ Например (слайд 16)

Предложения, в которых говорится о быстрой смене событий

(между частями ставится тире)

Раздался звонок – и ребята с шумом выбежали из класса.

^ Он знак подаст – и все хохочут.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


  1. Подведение итогов урока
Вопрос:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое СП?

- Как отличить его от ПП?

-О каких знаках препинания надо помнить в ССП?


  1. Домашнее задание
(слайд 17)

Подготовьтесь к семинарскому занятию по записанным в начале урока вопросам.

Прочтите материал 7 и 8 параграфов учебника и выучите правила.

Подберите примеры предложений к каждому вопросу (к семинару).