Оружие. Мировое оружие. Энциклопедия оружия. Линкоры ссср периода второй мировой войны (фото) Крейсера в боях 2 мировой войны

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Источник: wikipedia.org

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.


Источник: wikipedia.org

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.


Источник: wikipedia.org

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.


Источник: wikipedia.org

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.


Источник: wikipedia.org

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.


Крейсер – класс многоцелевых больших быстроходных надводных артиллерийских кораблей, способных выполнять различные задачи обороны и нападения, как самостоятельно так и в составе соединений кораблей. Разнообразность задач, выполняемых крейсерами, породила целый ряд подклассов — специализированных кораблей. Так во время войны различали: линейные крейсера, тяжелые и легкие, броненосные и бронепалубные, минные и противовоздушные, авианосные и учебные. Меньше трети крейсеров всех видов было построено в период войны, треть были довоенной постройки, а остальные принимали участие еще в Первой мировой войне.

Ориентировочное количество крейсеров, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страны

Виды крейсеров (всего/погибло) Всего
Линейные Тяжелые Брон. 1) Легкие

Прочие

Аргентина 2 4 1 7
Бразилия 2/1 2/1
Великобритания 3/2 18/6 80/26 7/3 108/37
Германия 6/5 6/5 12/10
Греция 1 1/1 2/1
Испания 1 5 6
Италия 11/11 1 13/4 25/15
Нидерланды 5/4 5/4
Перу 2 2
Польша 2/1 2/1
СССР 9/2 1/1 10/3
США 2 30/6 52/3 84/9
Турция 1 2 3
Франция 7/4 10/5 2/1 19/10
Чили 3 3
Швеция 4 4
Югославия 1/1 1/1
Япония 4/4 18/17 4/3 22/21 3/2 51/47
ИТОГО 10/6 93/49 16/4 210/73 17/7 346/138

1) Броненосные и бронепалубные

В дополнение к приведенным данным следует учесть, что 3 легких крейсера Великобританией проданы Австралии, 1 – передан Канаде.

Под приведенной выше классификацией крейсеров следует понимать такое.

Линейный крейсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Они появились как развитие броненосных крейсеров и должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Фактически линейные крейсера занимали промежуточное положение между линкорами и тяжёлыми крейсерами. На них возлагались следующие задачи: разведка боем; поддержка и содействие меньшим крейсерам-разведчикам; самостоятельные экспедиции с целью окружить вражеские рейдеры; преследование отступающего флота врага и по возможности постановка его в безвыходное положение путём сосредоточения огня на отставших кораблях; быстрое окружение противника в ходе боевых действий. Все корабли были довоенной постройки, являлись несбалансированными по ТТХ и в силу своего промежуточного положения между классами, стали ненужными флотам. В итоге, «вымирающие» корабли в период войны каких либо существенных результатов не достигли.

Тяжёлый крейсер — боевой надводный корабль, подкласса тяжеловооруженных артиллерийских скоростных крейсеров, предназначенных для действий на дальних расстояниях с целью нарушения морских коммуникаций, ведения морского боя в составе соединений, защите своих морских путей, обеспечения высадки морских десантов, постановке минных заграждений и других задач. В системе морских вооружений он занимал промежуточное место между лёгким и линейным крейсером. Корабль имел развитую бронированную защиту, рассчитанную на противодействие артиллерии крейсера противника. Водоизмещение крейсеров находилось в пределах 10 -28 тыс. т, вооружение состояло из 6 — 9 орудий 203 — 305-мм калибра, 8 — 12 орудий среднего калибра (100-127-мм), 80 — 90 зенитных автоматов и пулеметов.

К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: по 18 в Англии, США и Японии, по 7 в Италии и Франции, 5 — в Германии.

Будучи важной силой всех крупных флотов, тяжёлые крейсера использовались очень интенсивно, однако результаты их деятельности оказались неоднозначными. Британские крейсера хорошо проявили себя в роли защитников коммуникаций. Их автономность обеспечивала длительные операции на океанских просторах и позволила нанести серьёзный ущерб вражескому судоходству и перехватить ряд рейдеров. Весьма полезны оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Однако при столкновении с адекватным противником, слабая защиты и примитивная система управления огнём крайне ограничивали их боевые возможности. Также крайне уязвимыми они были для атак с воздуха ввиду слабой системы ПВО.

Американские крейсера понесли тяжёлые потери от японских одноклассников и эсминцев. Наиболее полезными они оказались в качестве кораблей огневой поддержки десантных операций, а новейшие крейсера и как корабли ПВО.

Высокоскоростные итальянские тяжелые крейсера оказались неспособны добиться успеха в бою на больших дистанциях, а идти на сближение опасались из-за слабого бронирования. Они редко выходили в море, в том числе и из-за нехватки топлива, и никаких успехов не достигли. При этом они серьёзно пострадали от авиации и подлодок противника, а также британских человеко-торпед.

Немецкие тяжёлые крейсера тоже не лучшим образом выступили на поле боя. Карманные линкоры использовались по своему рейдерскому назначению лишь в первый период войны, когда каждый из них совершил по одному океанскому походу. В дальнейшем их результативность была низкой, а гибель пришла от британской авиации. Более тяжёлые крейсера Германии также не оправдали затраты на свое строительство.

Японские тяжёлые крейсера превосходно показали себя на первом этапе войны, легко расправляясь с сопоставимым противником. За всё время войны японцы потеряли от артиллерийского огня лишь один тяжёлый крейсер, и то устаревший. В дальнейшем их главными противниками стали авиация и подводные лодки, противостоять которым они не смогли. В целом японские тяжелые крейсера потопили 6 тяжелых и 3 легких крейсера, эскортный авианосец, 8 эсминцев и два десятка вспомогательных судов и транспортов союзников.

Бронепалубный крейсер - корабль, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой. Броненосный крейсер — корабль оснащенный броневым поясом по ватерлинии. Корабли этих подклассов представляли собой устаревшие суда Первой мировой войны. Их остатки применялись во Второй мировой войне в качестве вспомогательных кораблей.

Лёгкий крейсер — боевой надводный артиллерийский корабль с развитой броневой защитой, водоизмещением до 15 тыс. т. и вооруженный артиллерией среднего калибра (до 152-мм). К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество легких крейсеров: Великобритания имела 47 кораблей, Япония — 20, США — 19, Италия — 13, Франция — 12, СССР — 7, Германия — 6 и Нидерланды — 4. Массовое строительство крейсеров в годы войны смогли позволить себе только США (38) и Великобритания (13). Незначительное количество кораблей этого класса было построено в Италии (3), СССР (2) и Японии (4).

Легкие крейсера разных стран в период войны принимали участие практически во всех операциях, однако их эффективность оказалась разной. Немецкие лёгкие крейсера показали крайне низкую мореходность и командование было вынуждено перевести их на Балтику, где они без особых успехов действовали до конца войны.

Итальянские лёгкие крейсера не смогли использовать на практике свою высокую скорость, броневая защита была явно недостаточной, а артиллерия — несовершенной. В итоге, после первых поражений итальянские крейсера действовали крайне осторожно, но даже в этих случаях несли потери, причём опасными для них оказались и британские эсминцы.

Общая устарелость большинства японских лёгких крейсеров не позволяла им рассчитывать на успех в открытом бою с однотипными американскими кораблями. Однако, действуя в составе соединений с более крупными кораблями, они достигли успеха. Часто лёгкие крейсера применялись для эскортирования отрядов десантных кораблей и транспортов. Основные потери японские корабли этого класса понесли от атак подводных лодок и авиации.

Лёгкие крейсера Великобритании успешно сражались даже с более сильным противником. Более того, эти корабли доказали, что в определённых обстоятельствах могут быть опасны даже для кораблей формально более мощного класса. По мнению ряда авторов, британские корабли типа «Фиджи» могут считаться идеальным лёгким крейсером Второй мировой по критерию «стоимость/эффективность». Основные потери в ходе войны британские корабли этого класса понесли от действий авиации.

Новейшие лёгкие крейсера США с 12-15 орудиями 152-мм вступали в ночные артиллерийские дуэли с тяжелыми японскими крейсерами и нередко выходили победителями за счет огневой производительности.

Высокой эффективности достигали легкие крейсер и в качестве судов ПВО.

Советские лёгкие крейсера в ходе войны использовались отнюдь не в том ключе, какой предполагался при их строительстве. Крейсера Балтийского флота практически всю войну провели в качестве плавучих батарей, поддерживавших защитников Ленинграда. Черноморские крейсера активно применялись для решения самых разнообразных задач, включая даже непосредственную высадку десантов. Основной угрозой для них стала немецкая авиация, и с 1943 года крупные корабли Черноморского флота не участвовали в боевых операциях, опасаясь потерь.

Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров — минных заградителей. Например, британские корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость — более 39 узлов. Легкобронированный французский корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из девяти 152-мм орудий и развивал на испытаниях скорость более 30 узлов. Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.

В 1930-х годах в ряде флотов появились специализированные крейсера, впоследствии именовавшиеся крейсерами ПВО. Они строились на базе небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев. В британском флоте такими кораблями были крейсера типа «Дидо». Американский флот пополнился крейсерами типа «Атланта». Однако в целом новый класс себя не оправдал. Слишком слабые для морского боя с серьёзным надводным противником, эти крейсера, вместе с тем, не показали себя и как оплот флотской ПВО. Британским крейсерам не хватало огневой мощи и скоростей наводки, американские имели проблемы с количеством систем управления.

ТТХ основных видов крейсеров в разрезе стран изложено ниже.

14 февраля 1939 года в Гамбурге на верфи «Блом & Фосс» был спущен германский линкор «Бисмарк». Этот корабль был назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка и по праву считается одним из самых известных кораблей периода Второй Мировой Войны. «Бисмарк» знаменит тем, что во время своего единственного выхода в бой в мае 1941 года потопил сильнейший британский крейсер «Худ» (HMS Hood). Британский флот отомстил «Бисмарку» лишь спустя трое суток погони. Во время своей службы он был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Мы решили рассказать о других знаменитых боевых кораблях второй Мировой Войны:

1.Линкор «Худ».

HMS «Hood" — линейный крейсер британского флота. Назван в честь английского адмирала Сэмюэля Худа. При строительстве линкора планировалось учесть горький опыт, приобретенный после Ютландского сражения, когда британцы потеряли три линейных крейсера. Правда, несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».

2. Линкор «Северная Каролина» (США)

Строительство этого линкора было начато на верфи ВМФ США в Нью-Йорке 27 октября 1937 года. На воду корабль был спущен 13 июня 1938 года, но в эксплуатацию вошел лишь в 1942 году по причине некоторых технических неисправностей. Когда, наконец, все работы были завершены, линкор был направлен в Тихий Океан.

«Северная Каролина» должен был прикрывать три авианосца в составе авианесущей группы. 24 августа 1942 года линкор успешно защитил авианосную группу от налетов японских ВВС, но 15 сентября «Северная Каролина» была атакована подводной лодкой «I-15» и получила пробоину. Отремонтировать корабль не удалось. Весной 1962 года линкор был выкуплен администрацией штата Северная Каролина на пожертвования патриотично настроенных граждан, и превращен в музей боевой славы.

3. Линкор «Королева Елизавета» (Великобритания)

«Queen Elizabeth» относится к классу супердредноутов Royal Navy. Головной корабль серии из пяти линкоров был названо в честь английской королевы Елизаветы I. Первый и последний линкор броненосной эпохи, названный в честь представителя династии Тюдоров, заметно превосходил современные ему германские корабли по огневой мощи, бронезащите и скорости.

Линкор «Queen Elizabeth» отличился в сражениях Первой Мировой, с февраля по май 1915 года бомбардировал турецкие позиции у Дарданелл. В декабре 1941 корабль был сильно поврежден итальянскими боевыми пловцами (операция Александрия), и ремонтировался до 1943 года. Тем не менее, даже не участвуя в сражениях, супердредноут «Queen Elizabeth» стал символом уходящей эпохи, задав основные направления развития линейных кораблей.

4. Линкор «Айова» (США)

«Айова» вошел в состав ВМС США в 1943 году. Головной линкор серии, в которую вошли также корабли «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин», стал легендой благодаря своим исключительным успехам в сражениях с флотом императорской Японии. Продуманное сочетание скоростных характеристик, огневой мощи и бронирования сделали этот корабли образцом «плавучей крепости», затмившей славу прежних дредноутов. Неудивительно, что свою боевую вахту корабли серии «Айова» закончили только в 1990-м году.

5. Крейсер «Тонэ» (Япония)

Этот корабль считается едва ли не лучшим тяжелым крейсером своего времени. Два японских крейсера типа «Тонэ» («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937и 1938 годах. Критики проекта отмечали сильную перегруженность этих кораблей, и невыносимые условия службы для их экипажей: тесные жилые отсеки крейсеров можно было с полным на то основанием назвать «стальными гробами». Тем не менее, броневая защита, вооружение корабля и его ходовые качества делали «Тонэ» самым совершенным крейсером кануна Второй мировой войны.

– они оказались незаслуженно забыты и погребены под прахом времени. Кому сейчас интересен погром у острова Саво, артиллерийские дуэли в Яванском море и у мыса Эсперанс? Ведь все и так убеждены, что морские сражения на Тихом океане ограничены налетом на Перл-Харбор и сражением у атолла Мидуэй.


В реальной войне на Тихом океане крейсеры были одной из ключевых действующих сил ВМС США и Императорского флота Японии – на этот класс пришлась крупная доля потопленных кораблей и судов с обеих противоборствующих сторон. Крейсера обеспечивали ближнюю ПВО эскадр и авианосных соединений, прикрывали конвои и выполняли дозорные задачи на морских коммуникациях. При необходимости использовались в качестве бронированных «эвакуаторов», выводя на буксире поврежденные корабли из зоны боевых действий. Но главная ценность крейсеров открылась во второй половине войны: шести- и восьмидюймовые орудия не смолкали ни на минуту, «окучивая» японский оборонительный периметр на островах Тихого океана.

В светлое и темное время суток, при любых погодных условиях, сквозь непроницаемую стену тропического ливня и молочную пелену тумана, крейсера продолжали лить свинцовый дождь на голову несчастного противника, запертого на крошечных атоллах посреди Великого океана. Многодневная артподготовка и огневая поддержка десанта – именно в этой роли ярче всего засветились тяжелые и легкие крейсеры ВМС США – как на Тихом океане, так и в европейских водах Старого Света. В отличие от чудовищных линкоров, количество участвовавших в боях американских крейсеров приближалось к восьми десятками (одних «Кливлендов» янки наклепали 27 единиц), а отсутствие на их борту артиллерии особо крупного калибра компенсировалось высокой скорострельностью восьмидюймовок и более «мелких» пушек.

Крейсеры обладали огромной разрушительной мощью – 203 мм снаряд орудия 8"/55 имел массу 150 килограммов и покидал срез ствола с быстротой, превышавшей две скорости звука. Темп стрельбы морской пушки 8"/55 достигал 4 выстр./мин. Всего же тяжелый крейсер «Балтимор» нес девять подобных артиллерийских систем, размещенных в трех башнях главного калибра.

Помимо впечатляющих наступательных возможностей, крейсера обладали хорошим бронированием, отличной живучестью и очень высокой скоростью хода до 33 узлов (>60 км/ч).
Высокая скорость и защищенность была по достоинству оценена моряками. Неслучайно на крейсерах так часто держали свой флаг адмиралы – просторные рабочие помещения и изумительный набор радиоэлектронной аппаратуры позволяли оборудовать на борту корабля полноценный флагманский командный пост.

USS Indianapolis (CA-35)


Под конец войны именно крейсеру «Индианаполис» была доверена почетная и ответственная миссия по доставке ядерных зарядов на островную авиабазу Тиниан.

Крейсеры, принявшие участие во Второй мировой войне, делятся на две большие категории: построенные до и после войны (подразумевается конец 30-х годов и позже). Что касается довоенных крейсеров, великое множество конструкций объединяло одно важное обстоятельство: большинство крейсеров предвоенной постройки стали жертвами Вашингтонских и Лондонских морских соглашений. Как показало время, все страны, подписавшие договор, так или иначе, совершили подлог с водоизмещением строящихся крейсеров, превысив положенный лимит в 10 тыс. тонн на 20 и более %. Увы, все равно ничего путного не получили – Мировую войну предотвратить не смогли, зато извели миллион тонн стали на ущербные корабли.

Как и все «вашингтонцы», американские крейсеры постройки 1920-х - первой половины 1930-х годов имели перекошенное соотношение боевых характеристик: низкая защищенность (толщина стенок башен ГК крейсера «Пенсакола» едва превышала 60 мм) в обмен на огневую мощь и солидную дальность плавания. Вдобавок, американские проекты «Пенсакола» и «Нотрхэмптон» оказались недогруженными – конструкторы так увлеклись «ужиманием» кораблей, что не смогли эффективно использовать весь резерв водоизмещения. Неслучайно на флоте эти шедевры кораблестроения получили красноречивое название «жестянки».


Тяжелый крейсер "Уичита"

Американские «вашингтонские» крейсеры второго поколения – «Нью-Орлеан» (построено 7 единиц) и «Уичита» (единственный корабль своего типа) оказались гораздо более сбалансированными боевыми единицами, однако, также не лишенными недостатков. На этот раз конструкторы смогли сохранить приличные скорость, бронирование и вооружение в обмен на такой неосязаемый параметр, как «живучесть» (линейное расположение ГЭУ, более плотная компоновка – корабль имел высокие шансы погибнуть от попадания единственной торпеды).

Вспыхнувшая мировая война в одночасье аннулировала все мировые договоры. Сбросив с плеч оковы всевозможных ограничений, кораблестроители в кратчайшие сроки представили проекты сбалансированных боевых кораблей. Вместо прежних «жестянок» на стапелях появились грозные боевые единицы – подлинные шедевры кораблестроения. Вооружение, броня, скорость, мореходность, дальность плавания, живучесть – инженеры не допускали компромиссов ни в одном из перечисленных факторов.

Боевые качества этих кораблей оказались столь великолепны, что многие из них продолжали эксплуатироваться в составе ВМС США и других стран даже спустя три-четыре десятка лет после окончания войны!

Откровенно говоря, в формате открытого морского сражения «корабль против корабля», каждый из представленных ниже крейсеров окажется сильнее любого из своих современных потомков. Попытка «стравить» какой-нибудь ржавый «Кливленд» или «Балтимор» с ракетным крейсером «Тикондерога» окажется плачевной для современного корабля – приблизившись на пару десятков километров, «Балтимор» разорвет «Тикондерогу», как грелку. Возможность применения «Тикондерогой» ракетного с дальностью стрельбы 100 и более километров в данном случае ничего не решает – старые бронированные корабли маловосприимчивы к столь «примитивным» средствам поражения, как БЧ ракеты «Гарпун» или «Экзосет».

Предлагаю читателям познакомиться с наиболее фееричными образцами американского кораблестроения военных лет. Тем более, посмотреть там есть на что…

Легкие крейсеры типа «Бруклин»

Количество единиц в серии – 9
Годы строительства – 1935-1939 гг.
Полное водоизмещение 12 207 тонн (проектное значение)
Экипаж 868 человек
Главная энергетическая установка: 8 котлов, 4 турбины Парсонса, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах.
Главный бронепояс – 140 мм, максимальная толщина брони – 170 мм (стенки башен ГК)

Вооружение:
- 15 х 152 мм орудий ГК;
- 8 х 127 мм универсальных орудий;
- 20-30 зенитных автоматов «Бофорс» калибр 40 мм*;
- 20 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм*;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.
* типичное ПВО «Бруклинов» в 40-е годы

Близкое дыхание Мировой войны заставило пересмотреть подходы к проектированию кораблей. В начале 1933 года янки получили тревожные сведения о закладке в Японии крейсеров типа «Могами», вооруженных 15 шестидюймовыми орудиями в пяти башнях. В реальности японцы совершили крупный подлог: стандартное водоизмещение «Могами» было на 50% больше заявленного - это были тяжелые крейсера, которые, в перспективе, планировалось вооружить десятью 203 мм пушками (что и произошло с началом войны).

Но в начале 1930-х янки не ведали о коварных планах самураев и, дабы не отстать от «вероятного противника», бросились проектировать легкий крейсер с пятью башнями главного калибра!
Несмотря на действующие ограничения Вашингтонского договора и нестандартные условия проектирования, крейсер типа «Бруклин» получился чертовски удачным. Внушительный наступательный потенциал вкупе с отличным бронированием и неплохой мореходностью.

Все девять построенных крейсеров принимали активное участие во Второй мировой войне, при этом (впору удивиться!) никто из них не погиб в сражениях. «Бруклины» попадали под бомбовые и торпедные атаки, артиллерийский огонь и атаки «камикадзе» - увы, всякий раз корабли оставались на плаву и после ремонта возвращались в строй. У побережья Италии в крейсер «Саванна» попала немецкая управляемая супер-бомба «Фриц-Х», однако, и в этот раз, несмотря на колоссальные разрушения и гибель 197 моряков, корабль смог доковылять до базы на Мальте.



Крейсер "Феникс" у побережья Филиппин, 1944 год


Аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" (ex-Феникс) с оторванной взрывом носовой частью, 2 мая 1982 года


Поврежденный крейсер "Саванна" у побережья Италии, 1943 год. В крышу третьей башни ГК ударила 1400-кг радиоуправляемая бомба "Фриц-Х"


Но самые удивительные приключения выпали на долю крейсера «Феникс» - этот шутник ловко ускользнул из-под японского удара в бухте Перл-Харбора, не получив при этом ни царапины. Но от судьбы уйти не сумел – спустя 40 лет он был потоплен британской подводной лодкой во время Фолклендской войны.

Легкие крейсеры типа «Атланта»

Количество единиц в серии – 8

Полное водоизмещение 7 400 тонн
Экипаж 673 человека
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 75 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 8 500 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 89 мм.

Вооружение:
- 16 х 127 мм универсальных орудий;
- 16 автоматических зениток калибра 27 мм (т.н. «чикагское пианино»);
на последних кораблях серии заменены на 8 автоматов «Бофорс»;
- до 16 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм;
- 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм;
- к концу войны на кораблях появился сонар и комплект глубинных бомб.

Одни из самых красивых крейсеров Второй мировой. Специализированные корабли ПВО, способные за минуту обрушить на врага 10 560 кг раскаленной стали – залп маленького крейсера поражал воображение.
Увы, на практике оказалось, что ВМС США не страдали от недостатка 127 мм универсальных зениток (аналогичными орудиями вооружались сотни эсминцев), а вот артиллерии среднего калибра подчас не хватало. Помимо слабости вооружения, «Атланта» страдала от низкой защищенности – сказались малые размеры и слишком «тонкое» бронирование.

Как результат – из восьми кораблей в боях погибли два: головная «Атланта» погибла от торпед и артиллерийского огня противника в перестрелке у Гуадалканала (ноябрь 1942 г.). Еще один – «Джуно» погиб в тот же день: поврежденный корабль добила японская подводная лодка.

Легкие крейсеры типа «Кливленд»

Количество единиц в серии – 27. Еще 3 достроены по усовершенствованному проекту «Фарго», 9 – как легкие
авианосцы «Индепенденс». Оставшаяся дюжина недостроенных корпусов была сдана на слом в 1945 году - многие из крейсеров к тому времени были спущены на воду и достраивались на плаву (запланированное кол-во кораблей проекта – 52 единицы)

Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 14 130 тонн (проект)
Экипаж 1255 человек
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 11 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 127 мм. Максимальная толщина брони – 152 мм (лобовая деталь башен ГК)

Вооружение:
- 12 х 152 мм орудий главного калибра;

- до 28 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 20 зенитных автоматов «Эрликон»;

Первый по-настоящему полноценный крейсер ВМС США. Мощный, сбалансированный. С прекрасной защищенность и наступательными возможностями. Не обращайте внимания на приставку «легкий». «Кливленд» такой же легкий, как чугунный паровоз. В странах Старого Света подобные корабли без преувеличения классифицируются, как «тяжелые крейсера». За сухими цифрами «калибр пушек/толщина брони» скрываются не менее интересные вещи: удачное расположение зенитной артиллерии, относительный простор внутренних помещений, тройное дно в районе машинных отделений…

Но была у «Кливленда» своя «ахиллесова пята» - перегрузка и, как следствие, проблемы с остойчивостью. Ситуация была настолько серьезной, что на последних кораблях серии стали снимать боевую рубку, катапульту и дальномеры с башен №1 и №4. Очевидно, именно проблема с низкой остойчивостью послужила причиной короткой жизни «Кливлендов» – практически все они покинули ряды ВМС США до начала Корейской войны. Лишь три крейсера – «Галвестон», «Оклахома Сити» и «Литтл Рок» (на заглавной иллюстрации к статье) прошли обширную модернизацию и продолжили службу в качестве крейсеров-носителей управляемого ракетного оружия (ЗРК «Талос»). Успели принять участие в войне во Вьетнаме.

Проект «Кливленд» вошел в историю, как наиболее многочисленная серия крейсеров. Однако, несмотря на свои высокие боевые качества и большое кол-во построенных кораблей, «Кливленды» прибыли слишком поздно, чтобы увидеть настоящий «дым морских сражений»; среди трофеев этих крейсеров числятся лишь японские эсминцы (стоит заметить, янки никогда не страдали от недостатка техники – в первой фазе войны активно сражались крейсеры довоенной постройки, коих у американцев было целых 40 штук)

Основную часть времени «Кливленды» занимались обстрелом береговых целей – Марианские о-ва, Сайпан, Минданао, Тиниан, Гуам, Миндоро, Лингаен, Палаван, Формоза, Кваджалейн, Палау, Бонин, Иводзима… Трудно переоценить вклад этих крейсеров в разгром японского оборонительного периметра.


Пуск зенитной ракеты с крейсера "Литтл Рок"


За время боевых действий ни один из кораблей не пошел на дно, однако, серьезных потерь избежать не удалось: сильно пострадал крейсер «Хьюстон» - получив в борт две торпеды, он принял 6000 тонн воды и едва дотянул до передовой базы на атолле Улити. Но особенно тяжело пришлось «Бирмингему» - крейсер помогал тушить пожары на борту поврежденного авианосца «Принстон», когда на авианосце произошла детонация боекомплекта. «Бирмингем» был едва не опрокинут взрывной волной, на крейсере погибло 229 человек, более 400 моряков получили ранения.

Тяжелые крейсеры типа «Балтимор»

Количество единиц в серии – 14
Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 17 000 тонн
Экипаж 1700 человек
ГЭУ - четырехвальная: 4 котла, 4 паровые турбины, 120 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс - 150 мм. Максимальная толщина брони – 203 мм (башени ГК)

Вооружение:
- 9 х 203 мм орудий главного калибра;
- 12 х 127 мм универсальных орудий;
- до 48 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 24 зенитных автоматов «Эрликон»;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.

«Балтимор» - это не кетчуп с кусочками спелых овощей, эта штука гораздо оаснее. Апофеоз американского кораблестроения в классе «крейсер». Сброшены все запреты и ограничения. В конструкции внедрены последние достижения американского ВПК военных лет. Радары, чудовищные пушки, тяжелая броня. Супер-герой с максимумом достоинств и минимумом недостатков.

Как и более легкие крейсера типа «Кливленд», «Балтиморы» прибыли лишь к «шапочному разбору» на Тихом океане - первые четыре крейсера вступили в строй в 1943 , еще один – 1944, остальные девять – в 1945 году. В результате большая часть повреждений «Балтиморов» пришлась на шторма, тайфуны и навигационные ошибки экипажей. Тем не менее, определенный вклад в победу они внесли – тяжелые крейсера буквально «выдолбили» атоллы Маркус и Уэйк, поддерживали огнем десант на бесчисленных островках и атоллах Тихого океана, участвовали в рейдах к Китайскому побережью и нанесению ударов по Японии.


Ракетно-артиллерийский крейсер "Бостон". Пуск зенптной ракеты "Терьер", 1956 год
Война закончилась, а «Балтиморы» не думали отправляться на покой – тяжелая морская артиллерия вскоре пригодилась в Корее и во Вьетнаме. Ряд крейсеров данного стали первыми в мире носителями зенитных ракет – уже к 1955 году «Бостон» и «Канберра» получили на вооружение ЗРК «Терьер». Еще три корабля прошли глобальную модернизацию по проекту «Олбани» с полным демонтажем надстроек и артиллерии и последующей конверсией в ракетные крейсера.


Всего через 4 дня после того, как "Индианаполис" доставил атомные бомбы на о. Тиниан, крейсер был потоплен японской подлодкой I-58. Из 1200 человек экипажа спаслись всего 316. Катастрофа в океане стала крупнейшей по числу жертв в истории ВМС США

С момента установки на корабли пушек начинается извечное соперничество снаряда и брони. После осознания уязвимости величественного парусного флота к огню орудий, инженеры и кораблестроители начинают устанавливать на военные суда броню. В 19-м веке появляются первые броненосцы, завершившие свое развитие к началу 20-го века и ставшие главной ударной и наиболее могущественной силой флота. Им на смену приходят линкоры-дредноуты, еще более крупные, мощные и тяжело бронированные. Пик развития линейных кораблей пришелся на Вторую мировую войну, когда соперничество снаряда и брони достигло апогея, породив наиболее мощные и величественные суда из когда-либо созданных человеком. О них и пойдет речь в нашей статье.

6. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V»

Перед Второй мировой военные флоты ведущих морских держав интенсивно вооружались современными линкорами. Великобритания считалась законодателем моды в сфере военного кораблестроения и наиболее мощной морской державой на протяжении уже нескольких веков, но после Первой мировой войны ее лидерство стало постепенно угасать. В итоге Владычица морей подошла к войне с наименее сильным «главным» линкором.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» англичане начали проектировать в конце 20-х годов 20-го века для замены ими сверхдредноутов. За несколько лет первоначальный проект претерпел значительные изменения, и к 1935 году был утвержден окончательный вариант длиной около 230 метров и водоизмещением порядка 35 тысяч тонн. Главным калибром нового линкора должны были стать десять 356-миллиметровых орудий. Расположение артиллерии главного калибра было оригинальным. Вместо классических четырех 2-орудийных или трех 3-орудийных башен выбрали вариант с двумя башнями по четыре орудия на носу и на корме и одной башней с двумя орудиями на носу. Калибр в 356 мм к началу Второй мировой считался недостаточным и был наименьшим среди остальных линкоров ведущих держав. Бронебойный снаряд «Кинг Джорджа» весил скромные 721 кг. Начальная скорость была невысокой - 757 м/с. Английские пушки не блистали скорострельностью. В плюсы можно занести только традиционно качественные стволы орудий и бронебойные снаряды вкупе с надежностью системы в целом.

Средний калибр линкора был представлен шестнадцатью 133-миллиметровыми орудиями в 2-орудийных башнях. Эти пушки должны были стать универсальными, ведя как зенитный огонь, так и выполняя функцию борьбы с вражескими миноносцами. Если со второй задачей такие пушки вполне справлялись, то против авиации они оказались неэффективными из-за малой скорострельности и несовершенства систем наведения. Также линейные корабли «Кинг Джордж» были оснащены двумя разведывательными гидросамолетами с одной катапультой.

Бронирование британских судов строилось по классическому принципу «все или ничего», когда основные и наиболее важные узлы корабля прикрывались самой толстой броней, а оконечности корпуса и палубы оставались практически небронированными. Толщина главного броневого пояса достигала впечатляющих 381 мм. В целом бронирование было достаточно неплохим и сбалансированным. Качество самой английской брони по-прежнему оставалось отличным. Нарекания вызывала лишь откровенно слабая противоминная и противоторпедная защита.

Главная силовая установка развивала 110 тысяч лошадиных сил и позволяла линкору разгоняться до 28 узлов. Расчетная дальность плавания экономичным 10-узловым ходом достигала 14 тысяч миль, однако в реальности все выходило куда скромнее.

Всего англичанам удалось построить пять кораблей такого типа. Линкоры создавались для противостояния немецкому флоту в Атлантике, однако служить им пришлось во многих уголках света. Наиболее воюющими из британских линкоров оказались «Кинг Джордж V», долгое время бывший флагманом английского Королевского флота, и «Принс оф Уэлс», принявший бой вместе со злополучным «Худом» против легендарного «Бисмарка». В конце 1941 года «Принс оф Уэлс» был потоплен японской авиацией, остальные же его собратья пережили войну и были благополучно отправлены на слом в 1957 году.

Линкор Vanguard

Помимо кораблей типа «Кинг Джордж V», англичанам во время войны удалось заложить новый «Вэнгард» - более крупный и мощный линейный корабль, лишенный многих недостатков предыдущих линкоров. По водоизмещению и вооружению (50 тысяч тонн и восемь 381-миллиметровых орудий) он напоминал немецкий «Бисмарк». Но достроить этот корабль англичане смогли лишь в 1946 году.

5. Линейные корабли типа «Литторио / Витторио Венето»

После Первой мировой войны Италия переживала не самые лучшие времена. Денег на строительство новых линкоров не хватало. Поэтому выпуск новых судов всячески откладывался по финансовым соображениям. К разработке современного линейного корабля Италия приступила лишь после закладки во Франции, основного соперника в Средиземноморье, мощных и быстроходных линейных крейсеров типа «Дюнкерк», которые полностью обесценивали старые итальянские линкоры.

Главным театром военных действий для итальянцев виделось Средиземное море, исторически считавшееся «своим». Это и наложило отпечаток на облик нового линкора. Если для англичан автономность и большая дальность плавания были ключевым фактором при разработке собственных линейных кораблей, то итальянские конструкторы могли ею пожертвовать в угоду усилению огневой мощи и бронирования. Головные «Литторио» и «Витторио Венето» были крупнее «Кинг Джорджа» - их полное водоизмещение составляло порядка 45 тысяч тонн при длине около 240 метров. Линкоры вступили в строй весной 1940 года.

Вооружение главного калибра составляли девять мощных 15-дюймовых (381 мм) орудий в трех 3-орудийных башнях. Итальянцы пошли по пути максимальной форсировки старых орудий аналогичного калибра, увеличив длину стволов с 40 до 50 калибров. В итоге итальянские пушки оказались рекордсменами среди 15-дюймовых орудий в Европе по дульной энергии и мощи снаряда, уступая по бронепробиваемости лишь более крупнокалиберным пушкам американской «Айовы» и японского «Ямато».

Вес бронебойного снаряда достигал 885 кг при высокой начальной скорости в 870 м/с. За это пришлось расплачиваться крайне низкой кучностью и точностью стрельбы, которая считается главным недостатком этого типа линкоров. В отличие от англичан, итальянцы разделили среднюю артиллерию на противоминную и зенитную. Для борьбы с атакующими эсминцами использовались двенадцать 6-дюймовых (152 мм) орудий в четырех 3-орудийных башнях. Для стрельбы по самолетам имелись двенадцать 90-миллиметровых орудий, которые дополнялись 37-миллиметровыми автоматами. Опыт войны показал совершенную недостаточность зенитной артиллерии итальянских линкоров, как и большинства подобных кораблей других стран.

Авиагруппа линкоров типа «Литторио» состояла из трех гидросамолетов и одной катапульты для их запуска. Главный броневой пояс был разнесенным и при не слишком впечатляющей толщине обеспечивал защиту от 380-миллиметровых снарядов.

Линкор Vittorio Veneto

Основная энергетическая установка выдавала 130 тысяч лошадиных сил и разгоняла итальянский линкор до 30 узлов. Столь высокая скорость была большим преимуществом и давала возможность выбирать оптимальную дистанцию боя либо вообще уклоняться от огня более сильного противника. Дальность плавания была довольно скромной (4,5-5 тысяч миль), но вполне достаточной для Средиземноморья.

Линкор Roma

Всего итальянцам удалось спустить на воду три линкора этого типа, четвертый корабль остался недостроенным. На протяжении всей Второй мировой суда вели боевые действия и периодически повреждались английской и американской авиацией, после чего ремонтировались и вновь вводились в строй. В итоге «Витторио Венето» и «Литторио» были переданы после войны в Великобританию и США соответственно, где их распилили в середине 1950-х годов. Третий линкор - «Рома» - удостоился более печальной участи. После капитуляции Италии немцы потопили его управляемыми авиабомбами «Фриц-Х», дабы судно не досталось союзникам. Таким образом, красивые и изящные итальянские линкоры так и не сумели стяжать себе боевой славы.

4. Линейные корабли типа «Ришелье»

После Первой мировой войны Франция оказалась в схожем с Италией положении касательно состояния и дальнейшего развития военно-морского флота.

После закладки в Германии «карманных линкоров» типа «Шарнхорст», французы вынуждены были в срочном порядке проектировать корабли для борьбы с ними. Получившийся в итоге «Дюнкерк» оказался настолько удачным, что послужил базой для создания полноценных линейных кораблей типа «Ришелье».

Полное водоизмещение «Ришелье» составляло почти 45 тысяч тонн, а максимальная длина - порядка 250 метров. С целью уместить в ограниченное водоизмещение максимально возможное вооружение и тяжелое бронирование, французы вновь применили оригинальную схему размещения вооружения главного калибра, опробованную на «Дюнкерке».

«Ришелье» нес восемь 380-миллиметровых орудий длиной 45 калибров в двух 4-орудийных башнях. Вес бронебойного снаряда составлял 890 кг при начальной скорости 830 м/с. Такое размещение позволяло экономить суммарный вес каждого орудия по сравнению с 3- и особенно 2-орудийными башнями. Кроме того, всего две башни главного калибра вместо трех или четырех требовали меньшей длины главного броневого пояса для защиты орудий и артиллерийских погребов, упрощали систему хранения и подачи боеприпасов, управление огнем.

Но в такой смелой схеме были и свои недостатки. Повреждение любой из башен приводило к выходу из строя половины артиллерии корабля, поэтому французы разделили каждую из башен бронеперегородкой. Каждая пара орудий имела независимое наведение и подачу боеприпасов. На практике же 2-башенная схема оказалась ненадежной. Французские моряки говаривали, что система поворота башен могла выйти из строя в любую минуту. Кроме того, кормовой сектор корабля не был защищен орудиями главного калибра, что отчасти компенсировалось большими углами поворота передних башен.

Линкор Jean Bart

Гордостью французских кораблестроителей были бронирование и защита в целом. По показателям живучести «Ришелье» превосходил своих конкурентов из Англии и Италии, был примерно равен более крупным «Бисмарку» и «Айове» и уступал лишь гораздо более тяжелому «Ямато». Главный броневой пояс имел толщину 330 мм и 18-миллиметровую подкладку. Наклоненный под 18 градусов пояс давал в итоге почти полметра брони. Недостроенному «Жан Бару» довелось получить около пяти тяжеленных 406-миллиметровых американских снаряда главного калибра. Корабль это пережил.

Силовая установка «Ришелье» выдавала 150 тысяч лошадиных сил, а скорость более 31 узла была одной из лучших в классе, формально уступая лишь «Айове». Максимальная дальность плавания составляла порядка 10 тысяч миль экономичным ходом.

Всего французы планировали построить три линкора подобного типа. В строй удалось ввести только два - «Ришелье» и «Жан Бар», которые не без приключений пережили войну. Эти суда стали одними из самых сбалансированных и удачных кораблей данного класса. Многие специалисты отдают им пальму первенства в линкоростроении. Они совмещали в себе достаточно мощное вооружение, отличное бронирование и высокую скорость хода. При этом имели средние размеры и водоизмещение. Тем не менее многие положительные стороны были хороши лишь на бумаге. Как и итальянские линкоры, французские «Ришелье» и «Жан Бар» не покрыли свою историю бессмертными подвигами. Им удалось пережить войну и даже послужить после нее, пройдя модернизацию. Что касается эстетической стороны, то автор статьи ставит их на первое место. Французские линкоры получились по-настоящему красивыми и изящными.

3. Линейные корабли типа «Бисмарк»

Германия после Первой мировой одной из первых приступила к проектированию новых современных линкоров. Как стране, проигравшей войну, ей было запрещено строить крупные военные корабли. Поэтому стартовые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» можно было назвать линкорами лишь с натяжкой. Тем не менее серьезный опыт немецкими инженерами был получен. А уже после подписания в 1935 году Англо-Германского морского соглашения, фактически отменившего Версальские ограничения, Германия начинает разработку и строительство самых крупных и мощных кораблей, когда-либо состоявших на вооружении немецкого флота.

Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги. Главная артиллерия, как на «Ришелье» и «Витторио Венето», была представлена 380-миллиметровыми орудиями. «Бисмарк» нес восемь орудий в четырех 2-орудийных башнях, по две на носу и корме. Это было шагом назад на фоне 3- и 4-орудийных башен конкурентов.

Артиллерия главного калибра выходила более живучей, но требовала больше места, брони и, соответственно, веса для ее размещения. Пушки «Бисмарка» ничем особенным кроме традиционного немецкого качества на фоне «пятнадцатидюймовок» французов и итальянцев не выделялись. Разве что, в отличие от последних, прагматичные немцы сделали ставку на точность стрельбы в ущерб мощи и весу снаряда (800 кг). Как показало время - не зря.

Бронирование «Бисмарка» можно назвать умеренным и не совсем обычным. Используя схему с четырьмя башнями главного калибра, немцам приходилось бронировать до 70% длины корпуса. Толщина главного бронепояса доходила до 320 мм в нижней его части и до 170 мм в верхней. В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с выдающимися максимальными толщинами, но общая площадь бронирования была выше, чем у любого из конкурентов. Может быть, именно такая схема бронирования и позволила «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы англичан, оставаясь на плаву.

Главная энергетическая установка была слабым местом проекта. Она развивала около 150 тысяч «лошадей», разгоняя «Тирпица» и «Бисмарка» до 30 узлов, что было очень неплохим результатом. Вместе с тем она не отличалась надежностью и в особенности экономичностью. Реальная дальность плавания была практически на 20% ниже заявленных 8,5-8,8 тысячи миль.

Немецкие кораблестроители не смогли создать судно, качественно превосходящее конкурентов. Боевые характеристики «Бисмарка» были на уровне «Ришелье» и «Литторио», однако боевая судьба немецких линкоров сделала их самыми узнаваемыми и знаменитыми кораблями Второй мировой войны.

Всего немцам удалось ввести в строй два судна такого типа.«Бисмарку» в 1941 году пришлось принять бой, ставший самым известным морским сражением Второй мировой. Немецкий отряд из линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» столкнулся с английскими кораблями. И хотя англичане имели преимущество в виде линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Худ», залпы «Бисмарка» за считанные минуты отправили на дно красу и гордость Королевского флота - флагманский крейсер «Худ» вместе со всем экипажем. В результате дуэли повреждения получили и немецкие корабли. Шокированные и разъяренные англичане отправили на поимку «Бисмарка» целую эскадру. Немецкому линкору практически удалось уйти от погони, но самолеты англичан повредили рулевое управление корабля, а потом на протяжении долгого времени расстреливали обездвиженное судно из всех орудий. В итоге команда «Бисмарка» открыла кингстоны и потопила свой корабль.

Модель линкора «Тирпиц»

После потери одного из двух линкоров немцы спрятали оставшийся «Тирпиц» в норвежских фьордах. Даже бездействующий и спрятанный, этот корабль на протяжении всей войны оставался постоянной головной болью англичан, оттягивая на себя огромные силы. В конце концов «Тирпиц» удалось потопить только с воздуха специально разработанными огромными 5-тонными бомбами.

2. Линейные корабли типа «Айова»

Ко Второй мировой войне США подошли в роли лидера по экономическому и производственному потенциалу. Обладательницей самого мощного военно-морского флота была уже не Великобритания, а ее партнер за океаном. К концу 1930-х годов американцам удалось разработать проект линкора в рамках Вашингтонского соглашения. Сначала это были корабли типа «Саут-Дакота», которые в целом соответствовали европейским конкурентам. Затем настало время еще более крупных и мощных линкоров типа «Айова», называемых многими специалистами лучшими судами этого класса.

Длина таких линейных кораблей достигала рекордных 270 метров, а полное водоизмещение превышало 55 тысяч тонн. «Айова» должна была противостоять японским линкорам типа «Ямато». Тем не менее американские кораблестроители сохранили калибр главной артиллерии в 16 дюймов (406 мм), примененный на «Саут-Дакоте». Но орудия главного калибра удлинили с 45 до 50 калибров, нарастив мощь орудия и вес бронебойного снаряда с 1016 до 1225 кг. Кроме самих пушек, при оценке огневой мощи кораблей типа «Айова» следует отметить самую совершенную среди линкоров того периода систему управления артиллерийским огнем. В ней помимо баллистических вычислителей и оптических дальномеров применялся радар, значительно повышавший точность стрельбы, особенно в плохих метеоусловиях.

Кроме того, учитывая совершенство систем наведения и качество боеприпасов, американские линкоры являлись абсолютными лидерами по зенитному вооружению.

А вот бронирование не было сильной стороной «Айовы». Цитадель в центральной части корабля была прикрыта скромным 307-миллиметровым главным броневым поясом. В целом, линкор был бронирован на уровне «Саут-Дакоты» и европейских линейных кораблей с меньшим водоизмещением, а «Ришелье» он даже уступал. Не слишком полагаясь на свою бронезащиту, американцы пошли по другому пути.

Линкоры типа «Айова» получили мощнейшую среди аналогичных кораблей силовую установку в 212 тысяч лошадиных сил. Для сравнения, на предшественнике мощность турбин достигала всего 130 тысяч «лошадок». «Айова» теоретически могла разогнаться до рекордных 33 узлов, превосходя по скорости хода абсолютно все линкоры Второй мировой. Таким образом, американские линейные корабли обладали преимуществом в маневре, имея возможность выбирать для себя оптимальные дистанцию и условия артиллерийского боя, частично компенсируя не самое крепкое бронирование.

Всего американцы планировали построить шесть кораблей данного типа. Но принимая во внимание уже построенные четыре линкора типа «Саут-Дакота» и все более возрастающую роль авианосцев, в США ограничились серией из четырех кораблей - «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури», «Висконсин». Все линейные корабли принимали активное участие в войне на Тихом океане. 2 сентября 1945 года на борту «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии.

Послевоенная судьба линкоров типа «Айова», в отличие от большинства судов этого класса, сложилась не совсем обычно. Корабли не были сданы на металлолом, а продолжили свою службу. Американцы активно использовали свои линкоры во время войны в Корее и Вьетнаме. В середине 1980-х уже старые к тому времени суда прошли модернизацию, получив современную электронную начинку и управляемые крылатые ракеты. Последним конфликтом, в котором принимали участие линейные корабли, стала война в Персидском заливе.

Артиллерия главного калибра была представлена девятью 18-дюймовыми орудиями в трех 3-орудийных башнях, расположенных классически, как на «Витторио Венето» и «Айове». Подобной артиллерии не имел ни один линкор в мире. Бронебойный снаряд весил без малого полторы тонны. А по суммарному весу залпа «Ямато» превосходил европейские линейные корабли с 15-дюймовыми пушками почти вдвое. Система управления артиллерийским огнем была совершенна для своего времени. И если «Ямато» не обладал такими новшествами, как радиолокаторы (были установлены на «Айове»), то оптические дальномеры и баллистические вычислители не уступали мировым аналогам. Проще говоря, ни одному линкору того времени в пределах дальности стрельбы орудий японского монстра в 40 с лишним километров лучше было не показываться.

Зенитные орудия японцев, не уступая по качеству европейским, отставали от американских по точности стрельбы и скорости наведения. Малокалиберные автоматические зенитные пушки, число которых за время войны возросло с восьми встроенных автоматов до полусотни, все равно качественно уступали «Бофорсам» и «Эрликонам» американцев.

Бронирование линкоров типа «Ямато», как и главная артиллерия, было «самым-самым». Причем, стремясь установить на свои корабли броню максимальной толщины, японцы постарались уменьшить длину цитадели. В итоге главный броневой пояс прикрывал только примерно половину судна в центральной части. Зато его толщина была впечатляющей - 410 мм. Следует отметить, что японская броня по качеству уступала лучшей на то время английской и немецкой по причине закрытия доступа в Японию самых современных технологий производства броневой стали и отсутствия поставок ряда редких легирующих элементов. Но все равно «Ямато» оставался самым тяжело бронированным кораблем в мире.

Линкор «Мусаси»

Главная силовая установка японского суперлинкора была довольно скромной и выдавала около 150 тысяч лошадиных сил, разгоняя огромный корабль до 27,5 узла. «Ямато» был самым медленным среди линкоров Второй мировой. Зато корабль нес самую большую авиагруппу разведывательных самолетов - целых семь штук на двух катапультах.

Японцы планировали ввести в строй три линкора этого типа, но смогли достроить только два - «Ямато» и «Мусаси». Третий, «Синано», был переделан в авианосец. Судьба кораблей сложилась печально. Японские моряки шутили, что линкоры типа «Ямато» больше и бесполезнее даже таких огромных и бесполезных вещей, как Китайская стена и египетские пирамиды.