Общие сведения, виды и классификация глаголов в английском языке. Производные глаголы Что такое производные глаголы в русском языке

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова - это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов - непроизводная.

Например, стол □ - слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол - также непроизводная (она включает только корень стол -).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже - префикс.

Брат , ночь , стен-а , окн-о .

Например, основа глагола читать (чита- ) включает корень чит - и глагольный суффикс -а -. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Обратите внимание!

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л , однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита -ть .

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а -ть, беж-а -ть, вел-е -ть, реш-и -ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть ) в русском языке очень немного.

Бы -ть, пи -ть, мы -ть, би -ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи -ть - пьj -ю (чередования в корне пи -/пj -), мы -ть - моj -ю (чередования в корне мы -/моj -).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а -ть - пиш -у, беж-а -ть - бег -у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учи ться , мы ться ) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться - это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова - это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь ; существительное читатель образовано от глагола читать ; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо .

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной , глагол читать - производящее слово для существительного читатель.

    Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару .

5. Основа производного слова называется производной основой , основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой .

Например: ночь □ (производящая основа ноч -) → ночн -ой (производная основа ночн -); чита -ть (производящая основа чита -) → читатель □ (производная основа читатель -).

    Сложные слова имеют две и более производящие основы.

    Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий ; нос □ , рог □ → нос-о-рог □ .

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а -ть → за-жиг-а-лк -а ), так и в усечённом виде (например: рез-а -ть → рез-к -а - усекается глагольный суффикс -а -).

    При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем . Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

    Например, в паре: берёз -а → берез-няк □ - наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз - и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн -а → сос-няк □ - конечный согласный производящей основы н (сосн -) и начальный согласный суффикса (-н як ) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночь ночной ; читать читатель производящие слова (ночь, читать ) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда правдивый .

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом . Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. - является существительное соль ; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. - является глагол говорить .

    Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) - это минимальная единица словообразовательного гнезда.

    Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) - это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание .

Обратите внимание!

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный , поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить ).

9. Члены словообразовательной пары - производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) - связаны по значению и формально :

    производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь □ (производящая основа ноч -) → ночн -ой (производная основа ночн -) производящая основа включает одну морфему - корень; в производном слове ноч-н -ой основа состоит из корня (ноч -) и суффикса (-н -);

    производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи , какой бывает ночью» ); читатель («тот, кто читает» ).

    Однако из этого правила есть исключения .

    Например, наречия с префиксом по- , которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи ), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий ), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом» ), по-товарищески («как товарищ» ), по-птичьи («как птица» )).

Обратите внимание!

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным - существительное женского рода.

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол - существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное - существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное - производным:

пе -ть → пе-ни [j]-е (действие по глаголу), береж-лив -ый → береж-лив-ость □ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а -ть → за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть;
чит-а -ть → про-чит-а -ть → про-чит-ыва -ть.

5) Наречия с суффиксом -о , как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорошо; весёлый → весело.

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова -ть - агит-атор □ - основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное - производным: агитировать агитатор («лицо, которое агитирует» ).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [j]-я - истор-ик □ . Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк ) сложнее первого (история ) и мотивировано первым: история историк («тот, кто занимается историей» ).

    Иногда производная основа может быть даже проще производящей.

    Например, существительное вход образовано от глагола входить : в-ход-и -ть → в-ход □ . При этом производная основа существительного включает две морфемы - приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы - приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход - «место, через которое входят куда-либо»).

Обратите внимание!

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола - лицо женского пола - производящим является существительное мужского пола:

худож-ник □ → худож-ниц -а («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида - бесприставочный глагол совершенного вида - производящим признается глагол несовершенного вида:

реш-а -ть → реш-и -ть .

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида - приставочный глагол несовершенного вида - производящим обычно является глагол совершенного вида:

за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть .

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

бег, торг, выход, осада.

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

беж-а -ть → бег □ , торг-ова -ть → торг □ , вы-ход-и -ть → вы-ход □ , осад-и -ть → осад -а .

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

синь, тишь, рань.

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

син -ий → синь □ , тих -ий → тишь □ , ран-н -ий → рань □ .

Haistaisitko tätä lihaa? Onko se vielä syötävää?
- Ei se minusta haise pahalta. Kyllä sitä varmaankin voi syödä vielä.

Olen unohtanut herätyskelloni kotiin. Kuinka minä nyt herään ajoissa?
- Minä voin herättää sinut. Mihin aikaan haluat herätä?
- Herätä minut kello 8.

Miksi tuota huvilaa ei ole entistetty?
- Se on kai aika kallis hanke, mutta olen kuullut, että sitä ryhdytään entistämään pian.
- Se työllistää kaiketi melkoisen joukon korkeapalkkaisia ammattimiehiä.
- Kyllä, ja työ on hidasta ja tarkkaa.

Hei, lähdetäänkö ajelemaan?
- Mihin?
- No, johonkin maaseudulle tai meren rannalle.
- Joo. Lähdetään vain. Meren rannalla on kiva ajella.

Oletpa sinä mietteliäs.
- Muistelin tässä viime kesää.
- Mitä siitä?
- Matkustelin kuukauden ajan ympäri Intiaa. Se oli tosi mielenkiintoinen matka. Minulla on matkalta paljon kuviakin. Haluaisitko tulla katselemaan niitä joskus?
- Tietysti. Milloin sinulle sopisi?
- Joskus ensi viikolla. Voisimme soitella alkuviikosta ja sopia päivän.
- Kiva. Soitellaan.
- Soitellaan.

Lähdetkö kanssani kahville? Olen vielä puoliunessa.
- Mikä sinua nyt niin väsyttää?
- Minä olen niin aamu-uninen enkä ole vielä juonut kahvia tänään.

Sinulla on kaunis hame. Mistä olet ostanut sen?
- Minä teetin tämän ompelijalla.
- Mitä? Eikös se ole kallista?
- Ei se ole sen kalliimpaa kuin valmiin hameen ostaminen. Ja kun teettää vaatteensa, saa juuri sellaisia kuin haluaa.

Joko jalkasi on parantunut?
- Kyllä, leikkaus paransi sen.

Riina on kovasti muuttunut.
- Rakkaus kai on muuttanut hänet. Hänhän rakastui viime kesänä.
- Keneen?
- Erääseen unkarilaiseen. Hän oli Unkarissa stipendiaattina, tapasi siellä jonkun Istvanin, ja opintomatkasta taisi muodostua kuherruskuukausi 1 .

1. opintomatkasta taisi muodostua kuherruskuukausi .

taitaa + инфинитив выражает вероятность, предположительность действия основного глагола.
Taitaa tulla sade. = Tulee ilmeisesti sade. Очевидно, пойдет дождь.

Uusia sanoja

ajella ездить, кататься
haistaa нюхать
kaiketi наверное, пожалуй
melkoinen порядочный, значительный

muodostua образовываться, появляться
puoliunessa в полудреме
Unkari Венгрия; puhua unkaria говорить по-венгерски

VERBIJOHDOKSIA

Производные глаголы

В образовании производных слов нет точных правил. Обычно словообразовательные суффиксы присоединяются к гласной основе имен или глаголов и чаще к слабой основе, чем к сильной.

Производное слово далеко не всегда образуется непосредственно из корневого слова и суффикса, а в основе корневого слова конечная гласная может исчезать или сливаться с другими звуками.

Определить корневое слово тоже не всегда просто, напр., корневым словом глагола tiedottaa может быть tieto или tietää .

К корневому слову может присоединяться несколько суффиксов подряд, напр.: totu + tta + utu + а .

Наиболее употребительными производными глаголами являются каузативные, понудительные, фреквентативные, пассивные и рефлексивные.

KAUSATIIVIVERBEJÄ

Каузативные глаголы

Päästäisitkö koiran ulos?
Ты не мог бы выпустить собаку (на улицу, наружу)?
Kadotin eilen lompakkoni.
Я потерял вчера мой бумажник.
Aurinko lämmittää mukavasti.
Солнце приятно греет.
Voisitko yksinkertaistaa?
Ты бы не мог упростить?

Каузативные глаголы выражают побуждение к действию, обозначенному корневым глаголом. Они могут быть отглагольными и отыменными.

У глаголов 3 и 4 типа каузативные производные образуются от согласной основы с помощью суффикса -ta-/-tä- .

haista → hais- → haista a
päästä → pääs- → pääsä
herätä → herät- → herätä
kadota → kadot- → kadotta a
hävitä → hävit- → hävitä
lämmitä → lämmit- → lämmitä

У глаголов 1 типа каузативные производные образуются от слабой гласной основы с помощью суффикса -tta-/-ttä- .

hukkua → huku- → hukutta a
eksyä → eksy- → eksyttä ä
jäätyä → jäädy- → jäädyttä ä
mieltyä → mielly- → miellyttä ä
väsyä → väsy- → väsyttä ä
tottua → totu- → totutta a

Отыменные производные образуются от согласной основы и суффикса -ta-/-tä- или от слабой гласной основы и суффикса -tta-/-ttä- .

sävel → sävel- → sävelä
juoni → juon- → juonta a
opas → opas- → opasta a
suomalainen → suomalais- → suomalaista a
työllinen → työllis- → työllisä
paikallinen → paikallis- → paikallista a
yhdenmukainen → yhdenmukais- → yhdenmukaista a
yksinkertainen → yksinkertais- → yksinkertaista a
ehto → ehdo- → ehdotta a
jono → jono- → jonotta a
sakko → sako- → sakotta a
vero → vero- → verotta a

TEETTOVERBEJÄ

Понудительные глаголы

Minusta on kiva pestä mattoja mattorannassa 1 kesällä, siksi en pesetä mattoja pesulassa.
По-моему, хорошо стирать ковры на берегу летом, поэтому я не стираю (в смысле: не отдаю ) ковры в прачечной.
Lapsi rokotutettiin.
Ребенка вакцинировали.
Jauhatin kahvipavut kaupassa.
Я перемалываю зерна кофе в магазине.
Sinebrychoff rakennutti itselleen huvilan Karhusaareen 1800-luvulla.
Синебрюхов построил себе дачу на Кархусаари в 19 веке.
Käännätä todistus käännöstoimistossa.
Переведи свидетельство в бюро переводов.

1. mattoranta - место (на берегу) для стирки половиков.

В городах, стоящих на берегу какого-либо большого водоема, вдоль берега построены специальные места для стирки половиков.

Понудительные глаголы являются подгруппой каузативных глаголов. Они образуются от глаголов. Понудительные глаголы обозначают, что действие корневого глагола совершает кто-то другой, а не сам деятель, он как бы поручает действие другому деятелю.

Эти производные образуются от слабой гласной основы корневого глагола с помощью суффикса -tta-/-ttä- или -utta-/-yttä- .

tehdä → tee- → teettä ä
pestä → pese- → pesettä ä
rokottaa → rokota- → rokotutta a
jauhaa → jauha- → jauhatta a
rakentaa → rakenna- → rakennutta a
kääntää → käännä- → käännättä ä
juosta → juokse- → juoksutta a
korjata → korjaa- → korjautta a

FREKVENTATIIVIVERBEJÄ (KONTINUATIIVEJA)

Фреквентативные глаголы

Pienet lapset kyselevät alituisesti.
Маленькие дети постоянно задают вопросы.
Nuori tyttö istui penkillä laulellen hiljaa itsekseen.
Молодая девушка сидела на скамейке, напевая тихо про себя.
Kirjoittelemme toisillemme melko usein.
Мы пишем (пописываем) друг другу довольно часто.
Availin kirjeitä ajatuksissani.
Я раскрывал письма в своих мыслях.
Kertailimme kieliopin vaikeita kysymyksiä.
Мы обсудили самые сложные грамматические вопросы.

Фреквентативные глаголы образуются в основном от глаголов. Они выражают повторяющееся, многократное, длительное действие.

Фреквентативные глаголы образуются от гласной основы корневого глагола с помощью суффикса -ele-/-ile- . Суффикс -ile- присоединяется иногда к основе имени.

kysyä → kysy- → kysele n kysellä
laulaa → laula- → laulele n laulella
kirjoittaa → kirjoitta- → kirjoittele n kirjoitella
avata → avaa- → availe n availla
kerrata → kertaa- → kertaile n kertailla
muistaa → muista- → muistele n muistella
ajaa → aja- → ajele n ajella
matkustaa → matkusta- → matkustele n matkustella
soittaa → soitta- → soittele n soitella
katsoa → katso- → katsele n katsella
kerätä → kerää- → keräile n keräillä

REFLEKSIIVIVERBEJÄ

Рефлексивные глаголы

Savu näkyi kauas.
Дым виднелся далеко.
Metsästä kuului käen kukunta.
Из леса слышалось кукование кукушки.
Lapset kehittyvät nopeasti.
Дети быстро развиваются.
Käännyimme vasemmalle.
Мы повернули налево.
Siirryin syrjään.
Я подвинулся на край.
Ovi avautui.
Дверь открылась.
Kieltäydyin kunniasta.
Я отказался от славы.
Kuu näyttäytyy taas.
Луна опять покажется.
Lahjakkuus oli periytynyt pojalle.
Одаренность передалась мальчику.

Uusia sanoja

kaki кукушка
kukunta кукование (кукушки)

periytyä переходить по наследству
syrjä 1. сторона 2. край, кромка

Рефлексивные глаголы образуются обычно от глаголов. Они обозначают, что действие корневого глагола направлено на субъект.

Рефлексивные глаголы образуются от гласной основы корневого глагола с помощью суффикса -u-/-y- или -utu-/-yty- .

parantaa → paranta- → parantu a
muuttaa → muutta- → muuttu a
rakastaa → rakasta- → rakastu a
muodostaa → muodosta- → muodostu a
nähdä → näke- → näky ä
kuulla → kuule- → kuulu a
kehittää → kehittä- → kehitty ä
kääntää → kääntä- → käänty ä
siirtää → siirtä- → siirty ä
avata → avaa- → avautu a
kieltää → kieltä- → kieltäyty ä
näyttää → näyttä- → näyttäyty ä
periä → peri- → periyty ä

LUKUTEKSTI

Minulta kysellään alituiseen, miltä tuntuu opettaa ulkomaalaisille suomea. Vastaan tavallisesti, että se on mielenkiintoista ja vaihtelevaa. Parhaimman kuvan työni monipuolisuudesta antaisi kai kuitenkin jonkin kurssin kuvaus. Jos kuvailen esimerkiksi Lappeenrannan kansainvälistä kurssia, muodostuisi siitä ehkä selvin käsitys kaikesta, mitä työhön sisältyy.

Lappeenrannan kurssi järjestettiin vuosittain heinäkuussa. Kurssin suunnittelu teetti minulla paljon kaikenlaista työtä koko vuoden, mutta varsinaiseen opetukseen aloin valmistautua kesäkuun alussa.

Kurssille tuli yleensä 30-40 opiskelijaa noin 15 eri maasta. Kurssilaiset olivat siis kulttuuri- ja kielitaustaltaan hyvin erilaisia. Oppimateriaalin ja opetusohjelman tuli koostua mahdollisimman monipuolisesta aineistosta.

Eräänä kesänä me opettajat päätimme kokeilla, mitä saisimme aikaan, jos oppilailla itsellään teetettäisiin materiaalia. Kirjoitutimme kurssilaisilla päivälehteä, jonka tekoon kaikki antautuivat innokkaasti. Teetimme oppilaista »kiinalaisen omakuvan» 1 ja annoimme lisäksi heidän piirtää omakuvansa. Harjoittelimme luokassa haastattelutekniikkaa ja lähetimme sitten opiskelijat haastattelemaan lappeenrantalaisia. Laaditutimme opiskelijoilla kansainvälisen keittokirjan, jonka innoittamana kurssilaiset järjestivät kansainvälisen ruokaillan.

Kielenopetuksen ja luentojen kuuntelun lisäksi kurssilaisilla oli kaikenlaista vapaa-ajan ohjelmaa. Opiskelijat vierailivat Savonlinnassa, tutustuivat paperitehtaaseen ja nauttivat Suomen kesästä saunarannassa.

Unikeon 2 päivänä järjestettiin naamiaiset. Kurssilaiset pukeutuivat hassuihin vaatteisiin ja opettajat yöpaitoihin. Herätyskellot oli asetettu soimaan kello yhdeksän suuressa luentosalissa. Opiskelijaa, joka ei herännyt ajoissa, lähdettiin joukolla herättämään. Matkalla asuntolaan puhallettiin pilleihin ja paukuteltiin kattilankansia.

Kun unikeko oli herätetty, hänen kaulaansa ripustettiin kyltti, jossa luki: »Unikeko». Sitten unikeko vietiin järven rantaan ja heitettiin veteen.

Kurssin päättäjäiset pidettiin neljännen viikon perjantaina. Ensin syötiin juhlalounas, ja sen jälkeen opiskelijat esittivät valmistamaansa ohjelmaa. Juhlat päättyivät hieman kaihoisiin jäähyväisiin.

1. kiinalainen omakuva

Игра в слова, в которой участники рассказывают какими они были бы, если бы были, напр., деревом, птицей, цветком и т.д.

2. unikeko ’засоня, человек, который много спит’.

Unikeon päivä - день засони. Это старый западно-финский традиционный праздник, который проводится 27 июля.

Uusia sanoja

hassu нелепый
innoittaa вдохновлять, воодушевлять
jäähyväiset прощание
kaihoisa тоскливый
keittokirja кулинарная книга
kielitausta языковой фон, языковая основа
koostua состоять
monipuolisuus разнообразие, многообразие

naamiaiset маскарад
omakuva автопортрет
päivälehti ежедневник, ежедневная газета
paukutella хлопать
pilli свисток
puhaltaa дуть, гудеть, трубить
ripustaa повесить, вешать
varsinainen основной, настоящий

помогите я не понял тему непроизводные и производные глаголы объясните пожалуйста и получил лучший ответ

Ответ от Лейсан Зайнуллина[активный]
глаголы не могут быть непроизводными и производными, это относится к предлогам. Вы может имели ввиду переходные и непереходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть) , принести дрова - принести дров.
При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.
Источник: википедия

Ответ от Дарья Д [активный]
непроизводные глаголы выражают абсолютное действие, т. е. они не выражают например приобретение признака, изменение свойства, также они не произошли ни от какого прилагательного или существительного, а производные наоборот произошли от них, например глагол синеть произошёл от слова синий, т. е первичнвй признак в нём цвет, а не само дествие


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: помогите я не понял тему непроизводные и производные глаголы объясните пожалуйста