Николай Заболоцкий — Не позволяй душе лениться: Стих. Стихотворение "не позволяй душе лениться" заболоцкий николай алексеевич Заболотский не позволяй душе
Вряд ли кого удивит утверждение, что все мы, хоть раз, а некоторые - всю жизнь, задаёмся вопросом: в чём же смысл жизни? Задавалась им и я. В ранней юности определила его как любовь и счастье. Познав счастье любви, узнала и её горечь. Познав счастье материнства, узнала и тяжкий его труд, и несбывшиеся надежды. Тогда решила, что смысл этот - найти себя в жизни. Я - счастливая, мне показалось, что нашла.
Но вопрос этот вставал передо мной снова и снова. Я чувствовала, что прежние ответы - только малая часть какого-то большого, всеобъемлющего ответа или... вопроса. И вот однажды, когда мне было 37 лет, листая лирику Пушкина, я наткнулась на читанную и перечитанную мной «Элегию». И вдруг, словно впервые, прочла одну строку: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот она! Та всеобъемлющая формула смысла жизни: «мыслить и страдать».
А страдать зачем? Чтобы что-то понять. А понять, что?.. И как?
Наверное, не только для меня во времена повального атеизма и единственно доступной всем марксистской истины поэзия, искусство были возможностью прорваться в какую-то иную, высшую сферу, как я теперь понимаю, в сферу духа. И каким же откровением стал для меня Николай Заболоцкий, чей сборник стихов мне подарили! Стихотворение поэта «Не позволяй душе лениться» не просто поразило меня, а как бы продолжило и развило пушкинскую формулу. «Мыслить и страдать», оказывается, необходимо было для понимания простой, но столь труднодоступной мне тогда истины, что «душа обязана трудиться». Трудиться, чтобы человек - её носитель - становился лучше, чтобы он понял: смысл его существования - это восхождение к высшему. А не тому ли учит нас Живая Этика?
Связь поэзии Н.Заболоцкого с Учением я обнаружила много лет спустя, когда узнала Агни Йогу. А до того я постигала её азы интуитивно, не зная даже о её существовании, постигала через искусство, через поэзию и особенно через творчество Н.Заболоцкого. И, конечно, мне хотелось больше о нём узнать. Такую возможность дала мне Перестройка.
Н.А.Заболоцкий
В 1989 году на вечере поэзии Н.Заболоцкого я познакомилась с его сыном, Никитой Николаевичем Заболоцким, кандидатом биологических наук, преподавателем. Вернее, заочно я его уже знала по подборке писем отца из заключения. Они были опубликованы в журнале «Знамя» за 1989 год. И тогда, на вечере, я вдруг увидела того самого «Никитушку», о ком с такой нежностью и болью писал из лагерей репрессированный поэт в конце 1930-х годов, а позже уже обращался в письмах и к самому Никите - второкласснику. Так вот, когда я его увидела, уже убелённого сединами, похожего на отца, то, конечно, не могла не попросить об интервью. Вы прочтёте его позже, но прежде - фрагмент письма Николая Алексеевича Заболоцкого из заключения. Человек удивительной чистоты, доброты и скромно-молчаливого мужества предстаёт перед нами из этого письма к жене от 24 мая 1944 года:
«Ты пишешь: "жизнь прошла мимо". Это неверно. Для всего народа эти годы были очень тяжёлыми. Посмотри, сколько вокруг людей, потерявших своих близких. Они не виноваты в этом. Мы с тобой тоже многое пережили. Но мимо ли нас прошла эта жизнь? Когда ты очнёшься, отдохнёшь, разберёшься в своих мыслях и чувствах, ты поймёшь, что недаром прошли эти годы. Они не только выматывали твои силы, но в то же время и обогащали тебя, твою душу, и она, хотя и израненная, - будет потом крепче, спокойнее и мудрее, чем прежде. Время моего душевного отчаяния давно ушло, и я понял в жизни многое такое, о чём не думал прежде, я стал спокойнее, нет во мне никакой злобы, и я люблю эту жизнь со всеми её радостями и великими страданиями, которые выпали на нашу долю».
И вот как через много лет, незадолго до смерти (это случилось в 1958 году, а родился он в 1903-м) переплавилось великое это страдание в поэтическое кредо Заболоцкого, кредо, что светит нам и сейчас:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь!
И день и ночь!
Это стихотворение я давно знала наизусть, но только тогда, когда познакомилась с судьбой поэта, поняла, откуда в нём слова: «тащи с этапа на этап». Ведь это лагерная лексика! Через какие же этапы в прямом и переносном смысле прошла душа поэта, когда он по чьему-то «литературному доносу», «как поборник формализма и апологет чуждой идеологии» был арестован! Вот выдержка из рассказа поэта «История моего заключения», которую приводит в своей статье в газете «Правда» за январь 1989 года известный критик и литератор Алла Марченко: «Наконец меня вытолкнули в другую комнату. Оглушённый ударом сзади, я упал, стал подниматься, но последовал второй удар в лицо. Я потерял сознание. Очнулся я, захлёбываясь от воды, которую кто-то лил на меня. Меня подняли на руки и, мне показалось, начали срывать с меня одежду. Я снова потерял сознание. Едва я пришёл в себя, как какие-то неизвестные мне парни поволокли меня по каменным коридорам тюрьмы, избивая и издеваясь над моей беззащитностью».
«Ведали ли так и оставшиеся неизвестными "парни", - пишет Алла Марченко, - что человек, избиваемый ими, создаст стихи, которые их внуки будут проходить в школе? Разумеется, нет. В их глазах подследственный был всего лишь "гнилым интеллигентиком", очкариком, и его беззащитность только распаляла ненависть к "шибко образованным", впрочем, неузнавание было взаимным, ибо и лобастый книгочей из Уржума не распознал в мучителях, казалось бы, хорошо знакомых ему выходцев из своего народа, хотя так гордился простонародной родословной: дед - николаевский солдат, отец - агроном, мать - сельская учительница. Не угадал даже, что толпа, попадая в неволю к преступному времени, тоже становится преступной, хотя, вроде бы, должен был предвидеть и такую вероятность. Ведь это его рукой в 1928 году написаны стихи, которые сегодня, из умудрённого уроками истории далёка, воспринимаются как пророческие:
Но перед сомкнутым народом
Иная движется река:
Один сапог несёт на блюде,
Другой поёт хвалу Иуде,
А третий, грозен и румян,
В кастрюлю бьёт, как в барабан.
И нету сил держаться боле,
Толпа в плену, толпа в неволе,
Толпа лунатиком идёт,
Ладони вытянув вперёд.
И снова обратимся к письмам. 30 мая 1941 года, Комсомольск-на-Амуре: «...Никиту Николаевича поздравляю с переходом во второй класс и с отличными отметками. Я его теперь очень уважаю и даже побаиваюсь - вдруг он заметит у меня в письме ошибку или кляксу. Кроме того, он - фотограф, а я снимать не умею. Когда я вернусь, Никита Николаевич, вероятно, уже будет разговаривать по-французски, и я буду у него учиться».
А вот ещё письмо к сыну от 6 июня 1944 года: «Я шёл на работу один мимо кладбища (тут Николай Заболоцкий делает пометку, что режим в лагере несколько смягчился, ходили без конвоя, да и бежать заключённым было некуда. - А.К.). Задумался и мало замечал, что творится вокруг. Вдруг слышу, меня кто-то окликает. Оглянулся - вижу, с кладбища идёт ко мне какая-то старушка и зовёт. Я подошёл к ней. Протягивает мне пару бубликов и яичко варёное: "Не откажите, примите". Она мне объяснила, что один сын у неё убит на войне, второго похоронила здесь две недели назад, и теперь осталась одна на свете. Я взял бублики, поклонился ей и пошёл дальше. Видишь, сколько горя у людей. И всё-таки живут они и умеют другим помогать. Есть чему поучиться нам у этой старушки, которая, соблюдая старый русский обычай, подала свою поминальную милостыню мне - заключённому».
И вот во что обратились эти строки из письма к сыну через 13 лет в 1957 году. Так рождается поэзия:
Это было давно.
Исхудавший от голода, злой,
Шёл по кладбищу он
И уже выходил за ворота.
Вдруг под свежим крестом,
С невысокой могилы сырой
Заприметил его
И окликнул невидимый кто-то.
И седая крестьянка
В заношенном, старом платке
Поднялась от земли,
Молчалива, печальна, сутула,
И творя поминанье,
В морщинистой, тёмной руке
Две лепёшки ему
И яичко, крестясь, протянула.
И как громом ударило
В душу его, и тотчас
Сотни труб закричали
И звёзды посыпались с неба.
И, смятенный и жалкий,
В сияньи страдальческих глаз
Принял он подаянье,
Поел поминального хлеба.
Это было давно.
И теперь он, известный поэт,
Хоть не всеми любимый,
И понятый также не всеми,
Как бы снова живёт
Обаянием прожитых лет
В этой грустной своей
И возвышенно чистой поэме.
И седая крестьянка,
Как добрая, старая мать.
Обнимает его...
И, бросая перо в кабинете,
Всё он бродит один
И пытается сердцем понять
То, что могут понять
Только старые люди и дети.
Перед тем, как вы прочтёте обещанное интервью Никиты Николаевича Заболоцкого, которое он дал мне в 1989 году, я хочу привести здесь ещё одно стихотворение, написанное Николаем Заболоцким в 1932 году, когда у поэта родился сын Никита. Называются эти стихи: «Утренняя песня»:
Могучий день пришёл.
Деревья встали прямо,
Вздохнули листья.
В деревянных жилах
Вода закапала.
Квадратное окошко
Над светлою землёю распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сияния.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своём весеннем платье,
И мальчик на руках её сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И, полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу: деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню.
Встречая нас.
И всё кругом запело.
И всё кругом запело так, что козлик
И тот пошёл скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества - бессмертно.
Итак - интервью Никиты Николаевича Заболоцкого, сына поэта.
— Никита Николаевич, ваши первые воспоминания?
— Одно из ярких воспоминаний об отце - это тот самый несчастный день 19 марта 1938 года, когда его арестовали. Я до сих пор прекрасно помню, как отец пришёл, как пришли с ним два незнакомых человека, обыск. Отец сидел с мамой на кушетке, два человека отбирали рукописи, книги, складывали в чемодан. Потом отец показал на коробку с марками на столе и сказал мне: «Они будут твои». И я направился, было, к столу за марками, а отец как-то испуганно сказал: «Нет, нет, потом, когда уйдут дяди». И я помню, как я сообразил, что идёт обыск, и, значит, дяди могут подумать, что отец что-то прячет в этой коробке с марками, и как я плохо поступил, направившись сразу за коробкой. Мне было шесть лет.
— Знакомство состоялось в 1944 году, мне было 12 лет. Мы с мамой приехали в Алтайский край, отец к тому времени был уже освобождён, но оставался при лагере. Он был чертёжником. Ведь лагеря часто были при каких-то строительных организациях. И то, что отец стал чертёжником, спасло ему жизнь, он сам об этом говорил. Мы приехали в Алтайский край, в избушку. Мама боялась, что увидит сломленного человека. Но нет, ничего подобного: подтянутый, бодрый, надёжный. И вот это обретение отца для меня - мальчика, конечно, очень много значило.
— А освобождению отца способствовал Союз писателей?
— Это не было связано с Союзом писателей. Позднее уже хлопоты Тихонова, Фадеева имели значение в том смысле, что отцу разрешили жить в Москве, восстановили в Союзе писателей и позволили заниматься литературным трудом. Хотя реабилитирован он был только после смерти в 1963 году.
— Никита Николаевич, а как вы видите творчество своего отца в ряду других поэтов?
— Это трудный вопрос. Для меня поэзия отца, конечно, нечто большее, чем просто поэзия. Сам отец верил, что настанет время, когда его поэзия займёт подобающее ей место. И вся жизнь его была подчинена этому призванию. При жизни у него вышло четыре маленьких книжки стихов. Естественно, зарабатывать на жизнь стихами было невозможно. Но отец много переводил, его считали выдающимся поэтом-переводчиком. А поэзию его знали сравнительно немногие. Интересовался отец живописью. Вот Рериха любил, грузинского художника Гудиашвили. Уже в конце жизни очень близка ему стала портретная живопись, особенно искусство Рокотова.
— Да, это хорошо известно по его стихотворению «Любите живопись, поэты».
— А самым дорогим композитором был для отца Бетховен.
Я очень люблю стихотворение Заболоцкого «Бетховен». Почему-то мне кажется, что написать его мог только Агни Йог, кем, может быть, и был поэт. А возможно, он и знал об Учении, но говорить об этом сыну в те времена было слишком опасно. Во всяком случае, стихотворение «Бетховен» вполне созвучно Учению Живой Этики:
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновением,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе
Свой львиный лик, просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово воплем вырвалось из слова,
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд дошёл девятый вал...
Откройся мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
И снова наш разговор с Никитой Николаевичем Заболоцким.
— Вам не кажется, что сейчас настаёт время, когда поэт Николай Заболоцкий становится особенно востребованным?
— Я думаю, вы правы. Почему раньше Заболоцкий был сравнительно мало известен? Потому, что его мысль оригинальная, самобытная не вязалась с теми трафаретами, по которым рекомендовалось писать литературные произведения. Сейчас, когда происходит раскрепощение мысли, мы возвращаемся к философским учениям, что были под запретом, к писателям полузабытым. И такое раскрепощение мысли предполагает интерес и к Н.Заболоцкому.
— Я бы даже сказала: не только раскрепощение мысли, но и раскрепощение духа.
— Да, конечно, и, наверное, ещё один важный момент: когда вопрос о взаимоотношении - человек и природа ставится по-новому, поэзия Заболоцкого становится особенно актуальной. Ведь основная идея отца была в том, что человека нельзя вычленять из природы, что человек её часть, разум природы.
Не странно ли, что в мировом просторе, В живой семье созвездий и планет, Любовь уравновешивает горе, И тьму всегда превозмогает свет. Недаром, совершенствуясь от века, Разумная природа в свой черёд Сама себя руками человека Из векового праха создаёт.
— Как всякий великий поэт Николай Алексеевич Заболоцкий опережал своё время.
— Фактически получилось именно так. Просто время было уж очень неудачное для его поэзии и жизни. Впервые он принял собственное стихотворение, как достойное его, в 1926 году, а умер в 1958-м. Из этих 32 лет восемь он провёл вне литературы. В лагере писать было невозможно и психологически, и физически. Но всё-таки два стихотворения помечены теми годами: одно 38-м, другое - 39-м. Они не были записаны. Отец их запомнил. Это «Лесное озеро» и «Соловей». «Лесное озеро» - ключевое стихотворение: совершенно новое его отношение к природе - одухотворение самой природы.
Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном. Сквозь битвы деревьев и волчьи сражения, Где пьют насекомые сок из растения. Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищная тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замеру входа, Раздвинув руками сухие кусты...
— Получается, что именно его поэзия вменялась ему в вину?
— Да, именно так. Вначале, и об этом отец пишет в «Истории моего заключения», он обвинялся в том, что якобы существует заговор во главе с Николаем Семёновичем Тихоновым, как будто бы отец участвовал в этом антисоветском, троцкистском заговоре. Но он не подписал никаких показаний на этот счёт, не оклеветал ни себя, ни других. И обвинение отпало. Потом была рецензия - по существу клеветнический литературный донос.
— То есть, практически, за инакомыслие в виде его поэзии, как он смел писать такие стихи, что были непонятны власть имущим?
— Совершенно верно.
Одно из таких философских стихотворений 1936 года «Вчера, о смерти размышляя»:
Вчера, о смерти размышляя.
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день! Природа вековая
Из тьмы веков смотрела на меня.
И нестерпимая тоска разъединения
Прошила сердце мне, и в этот миг
Всё, всё услышал я-и трав вечерних пение,
И речь воды, и камня мёртвый крик.
И я, живой, скитался над полями,
Входил без страха в лес,
И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес.
И птицы Хлебникова пели у воды,
И встретил камень я, был камень неподвижен,
И проступал в нём лик Сковороды.
И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытиё,
И сам я был не детищем природы,
Но мысль её! Но зыбкий ум её!
И опять я передаю слово сыну поэта:
— Отец был глубоко русским человеком. Вырос он среди вятских лесов и полей. Скажем, образ берёзовой рощи проходит через его поэзию как символ Родины. Но он был человек широкомыслящий, всегда с большим интересом и уважением относился к людям другой национальности. Известно, что его очень любили грузины, потому что и он любил Грузию, знал её историю, а его перевод «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели считается непревзойдённым.
Завершая рассказ о Николае Алексеевиче Заболоцком, о встрече с его сыном, я вспомнила, как Никита Николаевич показал мне семейную реликвию, бережно хранимую фотокопию отцовского письма. Его в 1920 годах писал начинающий поэт своей будущей жене. Предлагая невесте руку и сердце, он делился с ней своими надеждами и планами. И так ясно проступал за ними немеркнущий образ русского интеллигента- разночинца, его высокое стремление сеять «разумное, доброе, вечное», что так необходимо нам сегодня, и... всегда.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого
Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.
История создания
Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.
Жанр, тема и идея
По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.
Образы стихотворения
В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.
Композиция
Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.
Ритмический строй
Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а следовательно, и восприятия.
Художественные средства
Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:
- фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;
- повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;
- просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;
- ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;
- восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;
- повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];
- противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».
Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.
«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудитьсяГони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»
Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.
В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.
Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль - надежный способ обеспечить рост личности.
Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения - таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.
В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.
Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.
Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий "НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ"
Другие статьи в литературном дневнике:
- 22.03.2009. Дремлю и за дремотой тайна...
- 19.03.2009. Душа обязана трудиться и день и ночь!
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
/© 1958, Николай Заболоцкий/
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК НА КОНКУРС "ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ..."
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию ещё одну очень интересную и необычную тему...
Мы предлагаем Вам поговорить... ... ... о Душе!
О самом интересном и непознанном, загадочном и пугающем. О том, что болит, не имея физического тела, рвётся на части, улетает в небеса и разбивается на мелкие осколки, парит от счастья и кровоточит от боли... Это единственное, что поддаётся исцелению добрыми словами и бережным отношением.
Но не просто о Душе будет идти речь, а о том, что способна она приносить радость бытия только тогда, когда не упрятана в бархатную коробочку безразличия и ничегонеделания...
Душа хочет, или не хочет, все-равно трудится... Само соприкосновение с жизнью, общение с окружающими постоянно ставит человека перед необходимостью думать, принимать решения, защищаться от окружающих неблагоприятных условий или, наоборот, контактировать с иными... Страдать, любить, ненавидеть, радоваться, печалиться - не это ли ежедневная работа нашей души? Душа... это внутренний мир человека, его тайные светлые и темные стороны, которые проявляются в зависимости от тех или иных ситуаций... Мы боремся каждый день. Иначе как? Иначе, зачем жить? Каждый день мы сталкиваемся с разными событиями, испытываем разные эмоции... - Депрессия... - мы боремся, чтобы выйти из неё... Радость... - мы стараемся продлить её, как можно дольше, даже если понимаем, что это не в нашей власти... Боль... - мы пытаемся её обезболить... Мы всё время трудимся... и это правильно... это и есть жизнь. /© Diss/
Душа обязана, или не обязана, все-равно трудится... Так же, как бьётся сердце. Когда говорят о силе человека, то, прежде всего это сила его духа, той же души... Это что то, что в человека вложено от Бога и взращено семьёй, средой, опытом... Человек питает свою душу, и это его работа над своей душой... В зависимости от того, чем питает он свою душу, и чем она способна питаться, определяется ценность человека. Он может делать ошибки, он может грешить, он может совершать преступления, но именно то, насколько его душа может принимать и отдавать Веру, Надежду, Любовь, в конечном итоге и определяет эго качества ЧЕЛОВЕКА.
Интересно, что, в самом деле, страдая, человек может питать свою душу не меньше, чем радуясь или, будучи счастлив.
Человек может питать свою душу ненавидя... И человек может питать свою душу, прощая... Просто делая что-то со знаком плюс, человек питает не только свою душу, не только свою возвышает и воспаряет, но и своих близких... А делая зло, он эту свою душу душит, причиняя боль душам других...
1.Труд души в том, чтобы давать человеку сил верить, надеяться и любить. Давать человеку возможность чувствовать.
2.Если она в человеке есть, если осталась, то она будет трудиться, хотим мы или нет. Любить. Ненавидеть. Прощать. Да и просто дышать и заставлять биться наше сердце в правильном ритме - спокойно, когда мы в мире с собой, сильнее, когда мы радуемся или огорчаемся.
3.Для чего душа должна безостановочно трудиться? - Чтобы жить... Для полноты жизни и полноты чувств. А получив это, мы питаем душу. Это замкнутая на себе система, у разных людей она замкнута по-разному и с разным содержанием. /© Кристалл/
* ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ...
Эти, уже давно популярные, слова каждый из нас на протяжении своей жизни произносит сотни (и более!) раз, но каждый понимает их по-своему, каждый вкладывает в них одному ему известный и понятный смысл. Ну, а в том, что смысл есть, никто не сомневается...
Трудолюбивая Душа окутана добродетелью, а праздная - пороком. Может, в следующий раз мы и о пороках наших поговорим, ну, а сейчас перед Вами Душа, которая трудится, «не покладая рук»...
Поделитесь с нами и друг с другом мыслями и размышлениями, почему Душа обязана трудиться, и что в конечном итоге из этого получается...
Уважаемые Авторы!
После всего вышесказанного, хотелось бы ещё обратить Ваше особое внимание на важное дополнение:
На Конкурс принимаются произведения всех форм, стилей и направлений, в которых не только присутствует слово "Душа" во всех её преломлениях, но и упоминания о Ней, сюжеты, связанные с данной тематикой, размышления "на тему" и лирические отступления.
ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА КОНКУРС И "ВНЕ КОНКУРСА",
СТАНУТ ЧАСТЬЮ ИЗДАНИЯ - "ЗОЛОТОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПАПИРУСА" - "РАЗГОВОР С БОГОМ..." и "ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ". =
УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
2. ЗАЯВКА ПОДАЁТСЯ ПО ФОРМЕ:
Просьба оформлять заявки именно в таком виде!!! Стихотворения "вне конкурса" подаются после стихотворения, представленного на конкурс.
4. Победители получат призы в виде стихобаллов:
1-е место - 1000 баллов
2-е место - 600 баллов
3-е место - 400 баллов
5. СРОК ПРИЁМА ЗАЯВОК:
С момента публикации - 09 августа 2012. - до 30 августа 2012. (23:30 мск) БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА КОНКУРСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ!
УДАЧИ ВАМ в Конкурсе!
© Сальвадор Дали.jpg
© Павел Светский. Графика.
Конкурс "Душа обязана трудиться..." =