Конспект урока по русскому языку «Грамоте учиться - всегда пригодится. НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится! Значение пословицы грамоте учиться вперед пригодится

Болдырева Ольга Васильевна

Цель занятия : помочь детям в игровой форме освоить программный материал , сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи :

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении предложений по схеме, нахождении места звука в слове. Способствовать накоплению у детей представлений о дифференциации изученных звуков; умению делать звуковой анализ слова; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей.

Развивать умение планировать свою деятельность, делать свои выводы. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, (отгадывание загадок, работа со схемами, разгадывание ребусов, физкультминутка, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.

Формы организации : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Оборудование :

Демонстрационный материал :

карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?» ;

символы звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета) ;

карточка с «зашифрованными буквами» ;

Раздаточный материал :

схема для определения места положения гласного звука в слове;

карточки с недописанными буквами; схемы предложений;

пеналы с фишками; карточки с игрой «Расшифруй слово» ;

карточки с игрой «Раздели слова на слоги.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент :

Воспитатель выходит в центр группы и , протягивая по направлению к детям руки ладонями вверх, говорит : «Я рада вас видеть. Меня зовут Болдырева Ольга Васильевна» .

Дети подходят, называют свои имена, кладут поочередно ладошки на руку ведущего (это должны сделать все участники занятия) и вместе с воспитателем громко произнести : «Здравствуйте!» .

Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой детский сад вы ходите, как он называется(«Дружба» , а в какую вы ходите группу ? (Подготовительную группу ) . Значит, скоро вы станете школьниками. Сегодня к нам в гости пришли учителя , которые в этом году будут набирать первые классы. Они пришли, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему уже научились. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Сегодня мы с вами будем играть в специальные игры с заданиями, которые продемонстрируют нашим гостям, как мы готовимся к обучению грамоте . Задания я обозначила цифрами и разместила по всей группе , а выполнять мы их будем в порядке возрастания.

1 задание : Игра «Эрудит» (Надо быстро отвечать на вопросы) .

1. Мы видим буквы или звуки? /буквы/

2. Назовите слово «парк» без звука [к] /пар/

3. Какой согласный звук 2 раза встречается в слове сосулька? /[с]/

4. Назовите 1 словом сильный дождь. /ливень/

5. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

6. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)

7. Что обозначают три цвета на нашем флаге (мир, вера, сила и кровь) .

8. Что изображено на гербе? (ответы детей)

9. Кто управляет нашей страной? (президент - В. В. Путин) .

10. Кто первым полетел в космос? (Ю. Гагарин) .

11. В какой области мы живем? (Саратовской) .

12. Как называется город, в котором мы живем (Новоузенск) .

13. Сколько дней в неделе? (семь) .

14. Сколько времен года (четыре) .

15. Какое время года сейчас (зима) .

16. Кто «папа» ягненка? /баран/.

17. Назовите 4-е слово : птица- гнездо, человек -… /дом/

18. Как называется время суток между утром и вечером? /день/

19. Сколько месяцев в году(12)

20. Какой месяц между декабрем и февралем? /январь/

Воспитатель :

– Пройдите, пожалуйста, за столы. Давайте вспомним, что такое «речь» ? Из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы -это графические значки, обозначение звуков на письме).

2 задание : Игра «Расшифруй слово»

Задание выполняется у доски. (Слова : нога, душ, мост, ключ, перо- по 1-ым звукам;

Слова : (рот, сыр, кино – по последним звукам) .

Воспитатель : А теперь самостоятельно. У вас на столах карточки с аналогичными заданиями. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадрат (с какой буквы начинается слово каждого рисунка, ту и надо вписывать в квадрат). Слова : дом, сок, щенок, дуб.

Воспитатель :

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой игрой. Давайте посмотрим, что же нас ожидает в следующем задании?

3 задание : Игра «Определи звук в слове»

Воспитатель : Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -М - и мягкий звук -М’-(Ответы детей) .

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- ударные и безударные. Гласные первого ряда образуют твердые согласные, а гласные второго ряда образуют мягкие согласные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Какой звук в этом слове ударный? Звук -И -, рядом ставим черную фишку.

Если мы заменим гласный звук И на гласный Ы, что получится ? (мышка) .

Для закрепления твердого и мягкого звуков сделать схемы слов : кит-кот, бинт-бант.

Игра «Дразнилка»

Воспитатель :

Повторяйте за мной слоги, называя только мягкий вариант :

А сейчас ответьте на вопросы так, чтобы слова начинались на звук М.

Какая ягода растет в саду? Любимое лакомство в жаркий день? Кого можно увидеть в зоопарке? Что любит медведь? Какой овощ растет в земле? Без какого фрукта не обходится ни один «Новый год?»

Физкультминутка


Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

4 задание : Игра «Лишнее слово»

КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.

КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.

КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.

КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.

КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.

ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.

ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.

ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.

ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.

МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.

5 задание : Игра «Какая буква «заблудилась» (Исправить ошибку) .

Продолжить это задание в рабочих тетрадях по грамоте (стр. 13 зад. №2) .

6 задание : Игра «Найди, что спряталось в слове?»

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей. (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

(Картинки показывать после того, как дети ответят на вопрос) .

7 задание : Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель : Нужно закрасить столько «кирпичиков» , сколько слогов в этом слове. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным) .

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет! Имитирующие движения руками.

Притопывание ногами.

Хлопки руками.

Наклоны вправо и влево.

8 задание : Игра «Составь предложение»

Воспитатель : Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, что мы знаем о предложении? (Ответы детей : В предложении слова связаны между собой по смыслу.)

Послушайте и исправьте ошибки, если я буду неправильно строить предложения.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растут сосна.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения и связывать между собой слова по смыслу).


Из каких слов состоит предложение? (Из больших и маленьких) . Как называются маленькие слова? (предлоги) .

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы) . Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) . Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!). Давайте прочитаем предложения с помощью схем и прочитаем их разной интонацией.

9 задание : Игра «Расставь цифры в порядке возрастания и узнай слово» .

Переставьте буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания и назовите получившиеся слова :

О К Н Е Ф А Т (КОНФЕТА)

Е Т А Г И М О Р (ГРАМОТЕИ )

10 задание : Игра «Расколдуй слово»

Воспитатель : И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.


Воспитатель : Молодцы!

А теперь давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Как вы оцениваете себя сегодня? Кто себя оценил на отлично, покажите вот-так! Кто считает, что не отлично, а хорошо сегодня занимался, поднимите, пожалуйста руку.

Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали. Я желаю вам всем, когда вы пойдете в школу, учиться только на «5» и «4» ! Запомните, ребята : «Грамоте учиться - всегда пригодится !"


Дети получают угощения.

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: выставка книг о языке, сборник пословиц, поговорок. Пословицы, высказывания о языке

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский

Вступительное слово учителя
Жизнь человека с раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Ребенок еще не на¬учился говорить, а он уже слышит от матери песенки, сказки. Мы вырастаем, идем учиться в школу, а затем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через них узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благо¬даря словам. Ребята, а как вы выдумаете: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. СИ. Ожегов.)
По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Ведь слова составляют язык.
В нашей игре проверим, как знатоки русского языка могут ориентироваться в огромном море слов. Они докажут нам, что с языком они дружны, покажут веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
Ученики делятся на три команды. Ведущий — учитель.

Ведущий. Для начала командам предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
2. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто¬нет.)
3. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что вареный язык к наше¬му языку никакого отношения не имеет. Это — омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда-то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Первый конкурс. Конкурс знатоков ударений.
К доске, на которой написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

I: Агент мельком гусеница мусоропровод торты балуюсь комбайнер

II: столяр красивее газопровод звонит вахтёр щавель силос

III: алфавит километр свекла банты квартал тефтели понял

Пока ребята справляются с ударениями, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы по праву гордимся этим наследием, которые создал наш народ, и в нашей речи продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Назовите пословицы, в которых употребляются разные числа. Например, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Второй конкурс. Конкурс знатоков поговорок
1. Благодаря этой поговорке можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)
2. В какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
4. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно даже умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
5. Какая поговорка напоминает нам о каком-то событии, которое неизвестно, было ли когда-нибудь. (После дождичка « четверг.)
6. В какой пословице говорится о том, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому Бог подает.)

Третий конкурс. Конкурс знатоков пословиц.
Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к пословицам.
1. Сам пропадай - … (а товарища выручай).
2. По одежке встречают - … (по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - … (а руки делают).
5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).
6. Грамоте учиться - … (всегда пригодится).
7. Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
8. Не зная броду - … (не суйся в воду).
9. Что посеешь - … (то и пожнешь).
10. Старый друг - … (лучше новых двух).
11. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
12. Береги платье снову - … (а честь смолоду).
13. Не место красит человека - … (а человек место):
14. Кто не работает - … (тот не ест).
15. В учении трудно- … (легко в бою)
16. Лучше умный молчун - … (чем речистый болтун)
17. Слово не воробей - ….(вылетит – не поймаешь)
18.Не имей сто рублей - …(а имей сто друзей)

Четвертый конкурс. Придумать мини-рассказ по пословице
1. Тише едешь, дальше будешь
2. Кончил дело, гуляй смело.
3. Один в поле не воин.
(На выполнение задания дается 1-2 минуты).

Конкурс для болельщиков «Семь и один».
Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числом «один» и «семь».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Один за всех, и все за одного
Один в поле не воин.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Одной рукой и узла не завяжешь.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?
Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими или иностранными писателями. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов.. Из басен И.С. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как: «Рыльце в пушку»;
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»; «Кто в лес, кто по дрова»;
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Медвежья услуга» и многие другие.
Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания из прочитанных вами произведений и объясните их значение.

Пятый конкурс. Объясните фразеологизмы

1. А Васька слушает, да ест (И. С. Крылов). Так говорим, когда один понапрасну, впустую тратит слова на убежде¬ние, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься своим делом.
2. А ларчик просто открывался (И. С. Крылов). То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
3. Слона-то я и не приметил (И. С. Крылов). Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного
4.Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

Шестой конкурс. Конкурс загадок.

Ведущий. Загадка – это мудреный, замысловатый вопрос, в котором что-то загадано «под маской», под личиной.
Каждой команде дается по загадке (в порядке очередности):
1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна).
2. Шли сообща: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Дед, отец, внук).
3. Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога.
По многу ли досталось? (По полпирога.)
4. Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет).
5. Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь).
6. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Руки и пальцы)
7.За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами. (Месяц)
8.Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
9.Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою - ухо,
Под водою - брюхо. (Айсберг)
10.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
11. Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето, а она в смешной
Белой шапке ледяной. (Гора)

Седьмой конкурс. Творческая мастерская.
Командам предлагаются слова. Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде.

Восьмой конкурс. Собери мозаику.
Командам дается конверт, в котором «рассыпалась» загадка. Ее нужно собрать правильно и отгадать.
В загадке говорится об интересном спутнике. Например:
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мной соберетесь –
В пути не собьетесь.

Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся пословицами и поговорками в нашей повседневной речи, используем их, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко.
Один умный человек сказал: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять то или иное слово, выражение.

No related posts.

♦ Рубрика: .

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход мероприятия.

Ученики делятся на две команды, или играет весь класс. Ведущий - учитель.

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки- это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)

А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово_ исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия

дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык

Пушкина, вареный язык.)

Ведущий. Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, - омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда- то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:

  1. Кто последний или крайний?
  2. Я извиняюсь или извините пожалуйста?
  3. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
  4. Я кладу или я ложу?

Конкурс знатоков ударений

К доске, на которой заранее написаны слова в 2 столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

агент мельком

гусеница мусоропровод

торты вахтер

балуюсь щавель

комбайнер силос

тефтели квартал

Ведущий. Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

Конкурс знатоков поговорок

  1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

/Узнать, почем фунт лиха./

  1. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

/За словом в карман не полезет./

  1. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

/Положить зубы на полку./

  1. Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?

/Не плюй в колодец: пригодится воды напиться./

  1. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

/После дождичка в четверг./

  1. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?

/Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глаза продирает.

Кто рано встает, тому Бог дает./

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

/Поспешишь- людей насмешишь./

  1. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

/Век живи- век учись./

  1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
  1. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить».

/Сделал дело- гуляй смело./

  1. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».

/Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется./

  1. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда».

/Без труда не вынешь рыбку из пруда./

  1. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива».

/Яблоко от яблони недалеко падает./

  1. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного».

/Не давши слова- крепись, а давши- держись.

Не будь щедр на слова, а будь щедр на дела./

  1. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает».

/Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

Меткое слово - что пуля снайпера./

Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай - …/а товарища выручай/.
  2. По одежке встречают - …/по уму провожают/.
  3. Семь раз отмерь - …/один раз отрежь/.
  4. Глаза страшатся - …/а руки делают/.
  5. С кем поведешься - …/от того и наберешься/.
  6. Грамоте учиться - …/всегда пригодится/.
  7. Любишь кататься - …/люби и саночки возить/.
  8. Не зная броду - …/не суйся в воду/.
  9. Что посеешь - …/то и пожнешь/.
  10. Старый друг - …/лучше новых двух/.
  11. За двумя зайцами погонишься - …/ни одного не поймаешь/.
  12. Береги платье снову - …/а честь смолоду/.
  13. Не место красит человека - …/а человек место/.
  14. Смолоду прорешка - …/под старость дыра/.
  15. Кто не работает - …/тот не ест/.
  16. Не говори «гоп» - …/пока не перепрыгнешь/.

А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются? Расскажу я,пожалуй, одну историю, описанную в книге Э. Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет

«Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя - Хомка. Кликнешь его - бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет - и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.

Но вот однажды пришли домой, а Хомки нашего нет. Кличем, во все уголки заглядываем - нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.

«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним не Хомки.

Затем перешли в прихожую, в одну комнату, в другую. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке- больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня и вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение: «Не поискать ли нам Хомку?»

Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»

Вот так приблизительно и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубим себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими и иностранными писателями либо созданных безвестным сочинителем. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов…

Попробуйте вспомнить какие - либо словосочетания из прочитанных вами произведений.

Если дети затрудняются, можно предложить объяснить некоторые фразеологизмы:

  1. Остаться у разбитого корыта /А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке/.
  2. Демьянова уха /И. А. Крылов/. Так мы говорим, когда хотим сказать о

чьем - либо назойливом приставании пусть с добрыми, но совсем ненужными

намерениями.

  1. А Васька слушает, да ест /И. А. Крылов/. Так говорим, когда один понапрасну,

впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности,

продолжает заниматься своим делом.

  1. А ларчик просто открывался /И. А. Крылов/. То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
  2. Слона - то я и не приметил /И. А. Крылов/. Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного.

Из басен И. А. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как:

«Рыльце в пушку»;

«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»;

«Кто в лес, кто по дрова»;

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;

«Медвежья услуга»;

«Львиная доля» и многие другие.

ВОПРОС. Вспомните, из какой басни родилось выражение «Львиная доля».

Львиная доля означает большую часть чего - либо.

Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, присловий, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

ВОПРОС. Если вам от чего -нибудь досталась очень малая, ничтожная часть /чем вы не персонаж львиного дележа?/, какими словами вы можете сказать об этом?

Например, словами давней песенки неизвестного происхождения, которая начинается весело:

«Жил - был у бабушки серенький козлик»,

а заканчивается:

«Остались от козлика рожки да ножки».

Заключительное слово учителя

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слов

Без муки нет науки.

Делу время, а потехе час.

Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

^

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Повторение – мать учения.

н аука не пиво, в рот не вольёшь.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Век живи – век учись.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Делу время, а потехе час.

Лучше печатного слова не скажешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Гельвеций

От мелких неисправленных ошибок легко перейти к крупным порокам.

Развязность языка сама себя корит,

Рождает сотни бед, несчастий и обид.

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

Добролюбов

Не дав слово – крепись, а, дав слово, держись.

Не всегда тот, кто красиво говорит, хорошо дело делает.

Ласковое слово, что вешний (весенний) день.

Мир освещён солнцем, а человек – знанием.

За худые слова слетит и голова.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Красна изба углами, а человек – делами.

Лес рубят – щепки летят.

^ Классный час на тему:

« В гостях у слова»

Учитель: Постникова Светлана Владимировна,

классный руководитель 5 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель:

Воспитание любви к родному языку, русскому народу.

^ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

^ А. Н. Толстой

Звучит колыбельная песня в исполнении А. Герман, демонстрируются слайды с изображениями младенцев.

Слово учителя

Наверное, среди нас нет ни одного человека, которого оставила бы равнодушным эта песня. Ребята, какие чувства вы испытали в момент звучания песни? Почему?

Учитель читает слова (см. эпиграф)

Учитель:

Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Сегодня мы отправимся в гости к Слову, а нашим попутчиком будет герой, которого мы никогда не видели, но между тем мы не можем представить жизни без него , он стал нашим другом с того момента, когда мы появились на свет. Вы догадались, о ком я говорю?

Конечно, это язык. Русский язык.

Входит язык.

Язык :

Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть! С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана со мной. Когда вы были совсем маленькими, какое слово сказали первым?

(Мама, папа)

А ведь это был я. А когда вы слушали мамину колыбельную, бабушкины сказки, папины шутки-прибаутки, - это тоже был Я.

Учитель:

Действительно, ребята сказки, прибаутки, песни – это и есть язык. Всю свою жизнь человек находится в мире языка. Язык – наш слуга и господин, это очки, без которых нам не разглядеть окружающего мира. Он наш друг и враг одновременно.

Язык:

Да, Светлана Владимировна права, я могу быть разным, я не стою на месте, я развиваюсь. В этом ларце собраны свидетельства моего развития - мудрые народные мысли, бережно сохранённые историей. Много в моём ларце народной мудрости, всю не перескажешь!

Учитель:

Ребята, о чем говорит язык? Что является мудростью народа?

Язык:

Конечно, вы правы. Это пословицы – «цвет народного ума», как называл их Владимир Даль. Тысячелетиями живут и накапливаются в языке сокровища человеческой мысли и опыта, в них – ум человека, национальная история. Давайте прикоснёмся к жемчужинам мудрости народной.

(Ученики помогают достать из ларца свитки, читают пословицы, комментируют их)

^ Не спеши языком, торопись делом.

Русский язык – язык великого народа, потому и сам велик.

Язык мудрого – в сердце, сердце глупца – на языке.

Без языка и колокол нем.

Язык телу якорь.

Язык поит и кормит и спину порет.

Хромое слово – хромая речь.

Язык мал, а великим телом владеет.

Язык:

А какие пословицы о языке знаете вы? Молодцы, ребята! Примите же этот ларец, наполненный любовью народа к вам!

Учитель:

Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель :

Как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб.)

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: «Березы» в исполнении Н. Расторгуева, учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель :

Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся .

Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение:

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой

- Чем же ты, Россия, умывалась?

- Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

- от того, что шло со всех сторон

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зеленых, у воды

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады.

- Как же ты, Россия, говорила?

- Так что б слово придавало силы

- Кто прославит и продлит твой род?

- Мудрый и великий наш народ!

Во время чтения стихотворения дети из рук в руки передают клубок, нитку оставляя в руках, к концу стихотворения получится замкнутый круг, символизирующий единение всех людей, земной шар, где наша Родина его часть.

^ Как вывод, после паузы, звучат слова ( читают ученики):

Берегите Россию, нет России другой,

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию, нет России другой.

Учитель:

Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.

^ Как весны позывные слышу крик журавлей ,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наш классный час подошел к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.

Приложение 1


  1. Белая красавица, очень людям нравится,
Растет под небом синим, как символ всей России

  1. Благо для окружающих

  1. Наклонись в тишине, прикоснись – ка ко мне.
Посиди надо мной и умойся водой.

Я - источник в лесу, счастье радость несу.


  1. Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Ты его береги, край любимый- ….. (Сибирь)


  1. Полноводна, непокорна да с хрустальною водой
Дочка гордая Байкала, с величавой красотой.

  1. ^ Все прекрасное в окружающем мире

По вертикали РОДИНА

Классный час на тему:

«По дороге к слову»

Учитель: Лебедева Евгения Васильевна,

классный руководитель 2 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель :

Воспитание чувства патриотизма средствами родного языка.

Оборудование:

Различные виды словарей, на доске кроссворд «Русский язык», портреты детских писателей, карточки с текстом отрывок из сказок, плакаты – афоризмы о русском языке, пословицы.

Плакаты:

1.«Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Сабир Абдулла

2.«Я ко всем наукам путь имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком»

И. Данилов

3.«Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий,

где нужно – страстный,

где нужно – живой!»