Имя прилагательное. Морфологический разбор Порядок морфологического разбора прилагательных

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

351. Выполните письменно разбор 2-3 прилагательных как часть речи.


352. Прочитайте текст. Определите его стиль. Выпишите по 5 слов, которые изменяются: а) по числам и падежам; б) по числам, падежам и родам. Выполните морфологический разбор трёх прилагательных. . Найдите слова, имеющие переносное значение.


353. Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. . Какие словосочетания употреблены в переносном значении? Составьте с ними предложения.

Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый, заячий выводок (пр.).
Гусиное перо (пр.), гусиная (пр.) кормушка, гусиная (кач.) походка - косолапая.
Волчья (пр.) стая, волчий (кач.) аппетит - огромный, волчье (пр.) логово.
Лисья (пр.) нора, лисья (отн.) шуба, лисья (кач.) хитрость - большая.

У меня сегодня просто волчий аппетит. Она всегда обладала лисьей хитростью. У мальчка гусиная походка.


354. Из второго и третьего абзацев сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» выпишите все прилагательные. Разберите как часть речи 2 прилагательных. Образец. Стоял (не)жаркий день. Прилагательное употребляется без не, значит, его можно писать и слитно, и раздельно. В предложении нет противопоставления с союзом а, это прилагательное можно заменить синонимом прохладный, значит, слово нежаркий здесь надо писать слитно.

явлениям (вчерашний день, морской берег ), п р и т я ж а т е л ь н ы е 4 обозначают признак по принадлежности кому-либо (мамино письмо, Ванин голос, мед-

вежьяберлога).

Однако каждый из этих разрядов имеет и грамматические признаки, которые должны четко выявляться при анализе:

грамматическими показателями качественных прилагательных являются наличие полной склоняемой формы и параллельной несклоняемой краткой формы (умный – умен, веселый – весел ), способность образовывать степени сравнения (молодой – моложе – самый молодой );

грамматическими показателями относительных и большинства притяжательных прилагательных является наличие полной склоняемой формы и отсутствие краткой формы и степеней сравнения

(железный, ростовский).

В том случае, когда эти признаки не помогают разграничивать разряды, нужно найти другие особенности. Например, когда то или иное качественное прилагательное не образует краткой формы, следует попытаться обнаружить периферийные признаки качественности (возможность образования от прилагательного отвлеченных существительных, слов с суффиксами субъективной оценки; сочетаемость с наречиями степени и т. п.).

При функционировании прилагательных в тексте могут происходить изменения в значениях слов: на базе притяжательных развиваются относительные значения, на базе тех и других – качественные: железная решетка (железная – относительное прилагательное), железная воля (железная – качественное прилагательное); лисья нора (лисья – притяжательное прилагательное), лисья шуба (лисья – относительное прилагательное), лисьи повадки (лисьи – качественное). При анализе следует назвать основной для слова разряд и его показатели, но при этом отметить, в значении какого разряда оно употребляется в предложении.

2. Имена прилагательные в большинстве своем составляют особую парадигму флексий, особый, адъективный тип склонения . Критерием определения варианта склонения является характер конечного согласного основы. Если конечный согласный основы твердый, то прилагательное склоняется по твердому варианту: красн-ый, красн-ого, красн-ому и т. д. Если конечный согласный основы мягкий, то прилагательное склоняется по мягкому варианту: син-ий, син-его, син-ему и т. д. Если основа заканчивается на заднеязычный, ц , то мы имеем дело со смешенным вариантом склонения:

долг-ий, долг-ого, долг-ому и т.д.; куц-ый, куц-его, куц-ему и т. д. Также вы-

деляется вариант склонения с основой на шипящий: больш-ой, больш-ого,

больш-ому и т. д.

4 Последнее время все чаще отмечается, что притяжательные прилагательные не образуют лекси- ко-грамматический разряд и изучаются только как дань традиции и их словообразовательной структуре.

Нельзя забывать о двух особенностях склонений притяжательных прилагательных:

притяжательные прилагательные на –ий в именительном и винительном падежах имеют нулевой окончание в мужском роде (лисий ), окончание –е в среднем роде (лисье ), окончание –а, -у в женском роде (лисья, лисью ) и окончание –и во множественном числе (лисьи ). Во всех остальных падежных формах притяжательные прилагательные на –ий ничем не отличаются при склонении от полных качественных и относительных прилагательных с мягкой основой;

падежные окончания притяжательных прилагательных с суффиксами –ин, -ов(-ев) частично совпадают с флексиями полных прилагательных, а частично с флексиями имен существительных: нов-ый дядин костюм, нов-

ого дядин-а костюм-а , нов-ому дядин-у костюм-у , нов-ый дядин костюм, нов-ым дядин-ым костюм-ом, о нов-ом дядин-ом костюм-е.

Некоторые прилагательные (или причисляемые к прилагательным слова) иноязычного происхождения не имеют в русском языке форм словоизменения и рассматриваются как несклоняемые либо относятся к нулевому склонению: беж, бордо, хаки, ампир, модерн и др.

Непостоянные признаки

3. Полная и краткая форма – признак, свойственный качественным прилагательным. Краткие прилагательные образуются путем отсечения адъективных флексий и замены их флексиями рода и числа (молодой – мо-

лод, молода, молодо, молоды; свежий – свеж, свежа, свежо, свежи). В ря-

де случаев образование кратких прилагательных сопровождается морфонологическими особенностями: чередование (ловкий – ловок; горький – горек ),

усечение (болезненный – болезнен).

Необходимо помнить, что существуют ограничения в образовании кратких форм качественных прилагательных. Не образуют кратких форм:

отглагольные прилагательные с суффиксом –л- : бывалый, умелый,

горелый, отсталый, устарелый, запоздалый, беглый и т. д. (из-за нежела-

тельности омонимии с глагольными формами: бывал, умел и т. д.);

семантически специализированная группа прилагательных, обо-

значающих масти животных: вороной, гнедой, буланый, каурый;

прилагательные с суффиксами –ов-(-ев-), -ск- («бывшие» относи-

тельные): деловой, боевой, передовой, братский;

прилагательные вторичного образования, обозначающие экспрес-

сивно оцениваемые качества: беленький, миленький, здоровенный, широченный, худющий, здоровущий;

прилагательные со связанным значением (употребляющиеся только в составе устойчивых сочетаний): проливной (дождь), закадычный (друг),

заклятый (враг), круглый (дурак);

− прилагательные большой, старший, младший, меньший (эти при-

лагательные представляют по своему происхождению древнюю форму сравнительной степени).

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд (отчасти также готов, прав, виноват , синтаксически и семантически обособившись от полных прилагательных готовый, правый, виноватый ).

Существенная особенность кратких прилагательных – отсутствие у них падежной парадигмы и употребление исключительно в функции сказуемого.

4. Степени сравнения – это специальные формы качественных прилагательных, служащие для выражения меры (градации) обозначаемых ими качеств. Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную, значения форм которых определяются в соотношении с исходной формой прилагательного, называемой формой положительной степени. Форма положительной (нейтральной) степени обозначает качество безотносительно к проявлению этого качества в других предметах

(умный мальчик, сильный ветер, высокая вершина). Большее / меньшее про-

явление качества в данном предмете по сравнению с другими передается формой сравнительной степени (Миша умнее Вани; Ветер сегодня более сильный, чем был вчера ). Превосходная степень обозначает высшую меру проявления данного признака в предмете по сравнению с другими предмета-

ми (Эльбрус – высочайшая (самая высокая) вершина Кавказа).

Формы сравнительной степени образуются двумя способами: синтетическим – с помощью суффиксов –ее (-ей ), -е, -ше (ср.: умный – умнее, дорогой – дороже, тонкий – тоньше) и аналитическим – с помощью присоединения к прилагательному в исходной форме слов более, менее (умный – более умный, дорогой – менее дорогой ).

Превосходная степень, как и сравнительная, представлена двумя формами: простой (образуемой синтетическим способом) и составной (образуемой аналитическим способом). Простая форма превосходной степени образуется от основ исходной формы качественных прилагательных с по-

мощью суффикса –ейш-(-айш-): умный – умнейший, новый – новейший, лег-

кий – легчайший 5 . Составная форма образуется путем прибавления к ис-

ходной форме слов самый, наиболее: самый (наиболее) молодой, самый (наиболее) долгий.

5 Форма превосходной степени может иметь другое значение, состоящее в указании на высшую меру проявления данного качества в данном предмете вообще (вне сравнения): милейший человек, силь-

нейший ветер, глупейшее положение, тончайшие кружева, мельчайшие подробности и т. д. В этом значе-

нии, называемом э л я т и в н ы м (от лат. elativus «высокий, возвышенный»), форма на -ейший (-айший ) уже не вполне идентична, а в ряде случаев и вовсе не идентична составной форме превосходной степени. Так, например, милейший человек означает не столько «самый милый», сколько «очень милый». В подобных случаях утрачивается и грамматическая соотносительность формы с другими степенными формами прилагательного, то есть она «выпадает» из общей парадигмы степеней сравнения.

Некоторые качественные прилагательные не могут образовывать степени сравнения:

прилагательные, обозначающие масти животных (гнедой, вороной ); прилагательные, обозначающие свойства, качества в одинаковой степени (голый, босой ) и т. д.

5. При анализе грамматических категорий рода, числа и падежа имен прилагательных следует определить род, число, падеж имени существительного, с которым согласуется анализируемое прилагательное. Род прилагательного определяется только в единственном числе, во множественном числе прилагательные не имеют родовых различий. Общим показателем числа, рода и падежа или только числа и падежа служит окончание: ве-

сел-ая, детск-ий, добр-ое, красив-ые.

Значение категорий рода, числа и падежа определяется как формальное синтаксическое значение, эти категории служат для осуществления связи согласования прилагательного с существительным. Исключение составляют случаи, когда прилагательное поясняет неизменяемое существительное (ост-

роумный конферансье – остроумные конферансье, широкая авеню – широкие авеню). В таких сочетаниях имя прилагательное выражает число, род и падеж существительного.

Прилагательные вкраткой формеизменяются толькопородами числам; в сравнительнойстепени, образованнойсинтетическимспособом, неизменяется.

Чаще всего синтаксическая роль прилагательных в полной форме – согласованное определение, в краткой форме – именная часть составного сказуемого.

§ 3. Образцы морфологического разбора имени прилагательного

Все хорошо под сиянием лунным ! (Н.)

(все) хорошо

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма – хороший.

2. Постоянные признаки:

– качественное;

− словоформа хорошо не склоняется, т. к. краткая форма.

3. Непостоянные признаки:

− краткая форма;

положительная степень сравнения;

− средний род;

единственное число.

III. Синтаксическая роль – именная часть составного сказуемого.

(под сиянием) лунным

I. Часть речи – прилагательное; обозначает признак предмета.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма – лунный.

2. Постоянные признаки:

– относительное;

склонение по твердому варианту (основа на твердый соглас-

ный: лунн-ый ).

3. Непостоянные признаки:

– средний род;

единственное число;

творительный падеж.

III. Синтаксическая роль – определение.

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору имени прилагательного

1. Выполните морфологический разбор всех прилагательных.

1) Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет… (П.). 2) В разбитое стекло врывался морской ветер (Л.). 3) Молодой парень, белобрысый и скуластый, в рваном тулупчике и в больших черных валенках, выждал, когда доктор возвращался из больницы к себе на квартиру, и подошел к нему несмело (Ч.). 4) Широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл (Ес.). 5) Твой взгляд – да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен (Бл.).

2. Выпишите качественные прилагательные. Образуйте от них краткую форму (всех родов) единственного числа и множественного числа и все возможные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения (синтетические и аналитические). Если краткая форма или формы степеней сравнения не образуются, объясните почему.

1) У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами (Т.). 2) На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь (Т.). 3) По своей наружности он представлял полную противоположность жене: прилично полный, с румянцем на загорелых щеках, с русой окладистой бородкой и добрыми серыми глазками, он так же походил на спелое яблоко, как его достойная половина на моченую грушу (М.-С.). 4) Эта терраса низенькими широкими ступенями спускалась в красивый цветник, огороженный деревянной зеленой решеткой (М.-С.). 5) Густые, льняного цвета волосы ее закручены сзади тугим узлом, малиновые губы полуоткрыты (Шишк.).

3. Выделите относительные прилагательные, употребленные в значении качественных, качественные в значении относительных и притяжательные в значении качественных или относительных.

1) Из хижин ранний дым разносится клубами в янтарном зареве пылающих небес (Майк.). 2) Он дал ему в веселый миг соболью шубу с плеч своих (Л.). 3) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда (Ес.). 4)Было уже поздно, когда далекий, но сильный гул ворвался в открытое настежь окно, как будто ударили в море залпом могучие, тяжелые батареи (А.Г.). 5) С другого берега, сторонясь от конькобежцев, шел к павильону маленький худенький старик в лисьей шубе нараспашку и в большом картузе (Ч.). 6) А теперь весь сухой, в позеленевшей бороде, лысый, но с прежним орлиным взглядом, древний Данило лежал на кровати (Шишк.). 7) И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в кадушки яблок (Бун.).

4. Выпишите прилагательные вместе с существительными, которые они определяют. Укажите формы рода, числа, падежа существительных и прилагательных. Определите тип склонения прилагательных.

1) Шаганье человека, который, судя по нервной походке, о чем-то мучительно думал или же страдал зубной болью, и монотонные гаммы придавали тишине вечера что-то, располагающее к ленивым думам (Ч.). 2) У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец (Ч.). 3) Обе половины представляли ряд светлых, уютных комнат с блестящими полами и свеженькими обоями (М.-С.). 4) На ранней утренней заре, по ледяному ветру и первому мокрому зазимку, уезжали в леса и в поле (Бун.). 5) Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене (Т.).

III. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§1. Порядок морфологического разбора имени числительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки:

грамматический разряд (количественное / собирательное / по-

рядковое / дробное);

дляколичественного: структура(простое/ сложное/ составное).

3. Непостоянные признаки:

− род;

− число;

− падеж.

III. Синтаксическая роль.

§ 2. Лингвометодический комментарий

При выделении в тексте словоформы имени числительного следует обратить внимание на то, что в предложении числительное может употребляться с существительным и иметь перед собой предлог. Если предлог относится к числительному, его следует выписать вместе с числительным, заключая в скобки, также в скобках записать существительное: (за) сорок (минут). Если предлог относится не к числительному, а к существительному, выписывать следует только числительное, но после него в скобках необходимо записать все количественно-именное сочетание: тремя (с тремя товарищами).

Начальная форма числительного – форма именительного падежа, а если числительное имеет формы рода или рода, числа и падежа (у порядковых числительных), то начальная форма – форма мужского рода именительного падежа единственного числа.

Постоянные признаки

1. С точки зрения грамматической характеристики выделяются следующие разряды имен числительных: количественные, собирательные,

порядковые, дробные.

Количественные числительные обозначают число как некую математическую величину, освобожденную от какой-либо предметности (отсюда возможность идеографического выражения значений количественных числительных с помощью цифровых знаков: один – 1, два – 2, двенадцать – 12, двадцать пять – 25, тысяча – 1000 и т. д. Количественные числительные необходимо отличать от счетных существительных (пара, двойка, тройка, пяток, десяток, дюжина, сотня и др. ), значение которых недостаточно «математизировано». Главное отличие счетных существительных от числительных состоит в том, что их значение предметно в плане грамматической семантики. О грамматической предметности свидетельствует, в частности, их способность принимать суффиксальную форму с субъективно-

оценочным значением: парочка, пяточек, дюжинка, сотенка и т. п., а также возможность употребления при них качественных и количественных опре-

делителей: новая пара чулок, три пары носков, несколько десятков яиц, последняя сотня рублей.

Собирательные числительные составляют замкнутую группу слов, производных от количественных числительных первого десятка (начиная с

двух): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,

десятеро 6 . Своеобразие этих слов состоит в том, что их значение менее ма-

6 В школьных учебниках к собирательным числительным относят числительное оба (обе) . Но оно не может быть поставлено в один ряд ни с количественными числительными, т. к. не способно участвовать в образовании составных форм, ни с обычными собирательными числительными, т. к. непроизводно от количественных. По-видимому, более правомерно, вслед за Н.М. Шанским, считать оба (обе) особым местоименно-количественным словом.

тематизировано и не может быть выражено цифровыми знаками. Кроме того, сочетаемость собирательных числительных с существительными лексически и грамматически ограничена. Они употребляются только при существительных, обозначающих лиц мужского пола и детенышей животных: пятеро сыновей, семеро козлят , а также при существительных pluralia tantum:

трое суток, четверо саней.

Порядковые – числительные, обозначающие в сочетании с существительными порядок предметов при счете. Они характеризуются полной семантической соотносительностью с количественными числительными, от которых (кроме слов первый, второй , имеющих особую лексическую основу) непосредственно образуются: пять – пятый, пятнадцать – пятнадца-

тый, сто – сотый и т. д.

Дробные числительные – словесные комбинации, обозначающие количество тех или иных частей единицы (целого): две пятых, три восьмых, пятнадцать сотых и т. п. Эти словесные комбинации составляются из количественных числительных в сочетании с порядковыми и представляют собой речевые аналоги математических дробей. При этом количественное числительное служит словесным выражением числителя дроби, а порядковое – ее знаменателя. Дробные числительные могут сочетаться с существительными различных лексико-грамматических разрядов, в том числе с собирательными

и вещественными, с которыми количественные не сочетаются: три пятых студенчества, семь восьмых содержащейся в бассейне воды.

К дробным числительным иногда причисляют слова полтора (полторы) и полтораста . Однако эти слова представляют собой именно слова, а не словесные комбинации. По синтаксическим связям с существительными эти слова подобны не дробным, а количественным: в именительном и винительном падежах они управляют существительными, в остальных – согласуются с существительными. Ср.: полтора рубля – полутора рублей – к полутора рублям и т. п. В большинстве вузовских учебных пособий слово полтора (полторы) квалифицируется как количественно-дробное числительное.

2. По морфологической структуре среди количественных числительных выделяются: п р о с т ы е н е п р о и з в о д н ы е (два, три, сорок, сто

и т.д.), п р о с т ы е п р о и з в о д н ы е (одиннадцать, двенадцать, два-

дцать, тридцать и все суффиксальные образования (с суффиксами –

надцать, - дцать)) и сложные (пятьдесят, шестьдесят, двести, триста и

т. д.). Числительные, образуемые из комбинации этих слов, называются с о -

с т а в н ы м и (двадцать один, сто тридцать семь и т. д.).

Непостоянные признаки

3. Среди количественных числительных имеют категорию рода и изменяются по родам всего два слова – один (одна, одно) и два (две) . Числительные тысяча, миллион, миллиард имеют род, но по родам не изменяются.

Собирательные числительные категорию рода не имеют. Порядковые числительные в форме единственного числа имеют род и

свободно изменяются по родам, в форме множественного числа рода нет. Дробные числительные имеют «застывшую» форму рода (женский

род), но по родам не изменяются: одна десятая, две целых и две сотых. В тех случаях, где употребляются формы множественного числа порядковых числительных, рода нет.

4. Среди количественных числительных только слово один имеет категорию числа и изменяется по числам. При этом форма множественного числа одни идеи множества не выражает, значение остается прежним («равно единице»): одни очки, одни сутки. Эта форма употребляется только с существительными pluralia tantum, в иных случаях перестает быть числительным и переходит в разряд других слов: Одни липы цветут (в значении «только»); Дети остались одни (в значении «в одиночестве», «без взрослых»).

Собирательные и дробные числительные не имеют формы числа. Порядковые числительные имеют обе формы числа, изменяются по

5. Категорией падежа обладают все разряды числительных и в этом отношении примыкают к остальным частям речи, хотя и выделяются среди них рядом особенностей. Например, собирательные числительные склоняются по образцу прилагательных (во множественном числе), отличаясь от них только формами именительного и отчасти винительного падежей. При употреблении дробного числительного в именительном и винительном падеже второй компонент (порядковое) принимает форму родительного падежа множественного числа, за исключением тех случаев, когда в роли первого компонента выступает количественное числительное одна (здесь оба компонента согласуются друг с другом), а во всех остальных падежах второй компонент согласуется с первым (две пятых – двух пятых – двум пятым – двумя пятыми и т. п.). Полное описание склонений числительных содержится в учебных пособиях по русскому языку (в разделе «Морфология») для вузов.

Синтаксические свойства числительных могут быть разнообразными, но чаще всего они выступают в роли определения (например, порядковые числительные) и дополнения.

§ 3. Образцы морфологического разбора имени числительного

Общая длина кремлевских стен с башнями равна 2235 метрам. Двум тысячам двумстам тридцати пяти (метрам)

I. Часть речи – имя числительное; обозначает элемент счетной системы, называя количество предметов.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма – две тысячи двести тридцать пять.

2. Постоянные признаки:

количественное числительное;

– составное.

3. Непостоянные признаки:

дательный падеж.

III. Синтаксическая роль – дополнение.

Шла вторая неделя обороны. Вторая (неделя)

I. Часть речи – имя числительное; обозначает порядок предметов при счете.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма – второй.

2. Постоянные признаки:

порядковое числительное.

3. Непостоянные признаки:

– женский род;

единственное число;

именительный падеж.

III. Синтаксическая роль – определение.

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

числительного

1. Выполнить морфологический разбор всех числительных.

1) Море вдруг всколыхнулося вокруг, расплескалось в шумном беге и оставило на бреге тридцать три богатыря (П.). 2) К ней в светлицу раз, лишь только рассвело, всех их семеро вошло (П.). 3) Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых (П.).

4) А эта гора имеет около двух верст длины (Л.). 5) Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне (Л.). 6) Редакция разделилась на три части (Пол.). 7) Вторая группа, поменьше, трудится в Казани (Пол.). 8) Мы запаслись десятком стрел и отправились в перелесок (Пол.). 9) Метатель молота превысил прежний рекорд Кубка мира на 3,42 м (газ.).

2. Выпишите числительные в сочетании с существительными. Определите разряд числительных и падежную форму числительных и существительных.

1) Входят семь богатырей (П.). 2) Но живет без всякой славы, средь зеленыя дубравы, у семи богатырей та, что все ж тебя милей (П.). 3) У огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин (Л.). 4) Затем зашаркали шаги двух пар ног (А.Г.). 5) В первые дни севастопольской жизни Гарт изучал топографию города (Пауст.). 6) Мне выпала доля ро-

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.