Где был построен крейсер. Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг. Дальнейшая судьба корабля

Мало кто в нашей стране не слышал о подвиге крейсера «Варяг». Однако, несмотря на огромное количество материала, посвященного данной тематике, многие нюансы из жизни корабля остаются в тени. Эта статья не притязает на полноту или беспристрастность, поскольку история по определению не может быть беспристрастной, но позволяет узнать кое-что новое о судьбе знаменитого крейсера − символа героизма и доблести Военно-морского флота России.

«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 113 лет назад 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя. Строптивый характер крейсера постоянно требовал к себе внимания и «воспитывал» экипаж бесконечными неполадками. «Варяг» был первым кораблем, выстроенным по новому судостроительному регламенту, но это лишь отчасти могло объяснить его бесчисленные конструктивные недостатки. Больше всего неприятностей экипажу доставляли паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными, постоянно обжигающие матросов перегретым паром.

Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».

Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.

3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре. В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. Распорядок жизни на судах достиг невиданного ранее уровня напряженности, например, к починке личных вещей приступали по особому сигналу с флагмана. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался. Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».

По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.

Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Японские снаряды на основе шимозы были мощнее наших, пироксилиновых. Артиллерийские орудия русских кораблей (в отличие от орудий японцев) не располагали оптическими прицелами и наводились как в старые времена на «глазок». А о преимуществе японцев в огневой мощи и говорить не стоило. Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу. Эскадрой, которая будет расстреливать его хладнокровно и безжалостно. Но недаром одно славное изречение звучит: «Много врагов − много чести!» В тот день японцы оказали нашим морякам исключительную честь.

Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» поворачивается к японцам другим бортом. Его ответные выстрелы находят цели, один миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары. Внезапно «Варяг» садится на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начинает быстро сближаться. Но случается чудо, ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт сталкивает корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер кренится на левый борт, команда безуспешно пытается откачать воду, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре оказывается разрушенным рулевое управление, капитан Руднев чудом выживает в результате взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки выказывают чудеса храбрости, дисциплинированности и умения, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получает ряд прямых попаданий. От греха подальше, японцы решают вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвращается на рейд Чемульпо.

«…Я никогда не забуду этого удивительного зрелища, − вспоминал позже капитан французского корабля, − вся палуба была залита кровью, повсюду лежали трупы и остатки тел. Ничто не осталось целым, все было приведено в негодность, разбито, изрешечено. Из многих отверстий шел дым, а наклон на левый борт все возрастал».

В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.

Одна из французских газет позже писала: «Американский флот, наверное, еще очень молод, чтобы заиметь те высокие традиции, которыми располагают флота других наций».
Отечественная газета «Русь» ответила им так: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности...».

Вернувшихся на родину героев повсюду ждали радушные встречи. Из европейских стран шли поздравительные письма и телеграммы. Отличившимся в Чемульпо морякам вручили Георгиевские кресты, а капитан первого ранга В.Ф. Руднев был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени. Помимо этого он был возведен в звание флигель-адъютанта, получив место в свите русского императора. Такой же орден получили Г.П. Беляев (капитан «Корейца») и каждый офицер с «Варяга». Позже Руднев был поставлен командиром нового броненосца «Андрей Первозванный», но в октябре 1905 года за сочувствие к революционно настроенным матросам и беспорядки, происходившие в команде корабля, впал в немилость. Ему уволили со службы и отправили на пенсию в небольшое родовое имение в Тульской губернии. В 1913 году в возрасте 58 лет после продолжительной болезни Всеволод Федорович скончался...

Однако история славного крейсера на этом не заканчивается. В 1904 году японцы приняли решение поднять «Варяг» со дна. Вопреки расчетам работы заняли больше года, обойдясь казне Японии в миллион иен, и закончились только в октябре 1905. Корабль отремонтировали и поставили в строй. «Варяг» получил новое имя – «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой.

Только в 1916 году во время Первой мировой войны Япония согласилась продать «Варяг» и еще ряд, захваченных ею, русских кораблей. После уплаты четырех миллионов иен 27 марта корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. На этот раз на доблестный крейсер была отправлена команда гвардейского экипажа. Когда команда приняла «Варяг», он был в ужасном состоянии, ремонта требовали почти все системы, механизмы и устройства. И вновь по всему судну начались бесконечные работы. В середине июня крейсер «Варяг» и линкор «Чесма» вышли из Владивостока. Им предстоял долгий путь в Средиземное море через Суэцкий канал. Аварии на «Варяге» происходили одна за другой, гвардейцы постоянно работали в авральном режиме. В конце августа наши корабли появились в Адене, где были перекрашены в боевой цвет. 8 сентября суда вышли в Средиземное море, где разделились. Линкор «Чесма» отправился в Александрию, а крейсер «Варяг» в Ла-Валетту, выполняя сложные противолодочные маневры. В начале октября он уже был в Атлантике. Вблизи Ирландии крейсер попал в страшный шторм, в трюме образовалась течь, и корабль чудом не отправился на дно. Также только благодаря везению «Варягу» удается избежать немецких подводных лодок. Хотя шедший в кильватере транспорт англичан, был уничтожен немецкой торпедой. 17 ноября крейсер добирается до России и останавливается у Александровска (нынче Полярный).

Японский крейсер «Соя» (1907-1916). В Ванкувере, 1909 год

«Варяг» назначается флагманом судов, защищающий Кольский залив. Но поскольку он экстренно нуждается в ремонте, его было решено отправить в Англию. Одновременно предполагалось перевооружить корабль новыми орудиями. 25 февраля 1917 года «Варяг» отправился в Глазго. На борту корабля находились английские и французские офицеры, а также русские летчики, посылавшиеся на обучение к союзникам. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. Вечером 4 марта крейсер остановился в Ливерпуле, а утром экипажу объявили об отречении Николая II и основании Временного правительства. Через два дня тревожного ожидания русский консул, умолчав о мятежах в Гельсингфорсе и Кронштадте, поздравил моряков с обретенной свободой, объявив, что с этого момента к званиям младших чинов будет добавляться слово «господин».

В самом конце марта Великобритания подсчитала время и стоимость ремонтных работ на «Варяге» – двенадцать месяцев и 300 тысяч фунтов стерлингов. Вследствие этого в конце весны почти вся команда разъехалась. Часть из них отправилась в Америку получать купленные у США корабли, остальные – домой, в Россию. На крейсере осталось около дюжины моряков для охраны. Когда новое Советское правительство огласило о выходе нашей страны из Первой мировой войны, британцы арестовали в портах все отечественные корабли. В их числе оказался и безоружный «Варяг». На корабле спустили Андреевский флаг и заменили военно-морским стягом Великобритании. В начале весны 1918 года все пленные русские моряки оказались на свободе и отправились в Мурманск на португальском пароходе. А, поскольку Советы категорически отказывались от уплаты старых долгов, то «Варяг» был списан на слом.

Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь…. Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным…. Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 году по дороге на место разделки в заливе Ферт-оф-Клайд у берегов Шотландии легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище. Попытки снять корабль к успеху не привели. Ни сразу, ни позже летом 1923 года, когда объединились сразу несколько немецких и английских компании. К осени 1924 года от корабля остался лишь перебитый надвое остов: носовая часть была заклинена скалами, а кормовая – скрылась под водой.

Летом 2003 года российскими аквалангистами проводились специальные работы по поиску останков крейсера в Ирландском море. Группа обнаружила разрушенный корпус «Варяга» в двух милях от шотландского поселка Ленделфут на глубине восьми метров. Им также удалось поднять на поверхность отдельные фрагменты прославленного корабля. В этой подводной экспедиции активное участие принял внук В. Ф. Руднева – Никита Руднев, живущий в настоящее время во Франции. 30 июля 2006 года в ближайшем населенном пункте от места последнего пристанища «Варяга», поселке Ленделфут состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

13 июля 2009 года из Южной Кореи в Россию привезли ряд реликвий, связанных с подвигом наших кораблей в Чемульпо, которые 25 июля в канун Дня Военно-Морского Флота в рамках передвижной выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий» появились в Государственном Эрмитаже. А 11 ноября 2010 года в посольстве Российской Федерации в Сеуле мэр Инчхона вручил нашим послам, хранившийся в местном музее, гюйс крейсера «Варяг».

«Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов. И это справедливо, ведь свою историю надо знать и бережно хранить. А еще любить Родину, не забывать героев, не пожалевших для нее ни талантов, ни сил, ни жизней. Мы, живущие сегодня, обязаны быть достойны их светлой памяти.

Легенда российского флота - крейсер "Варяг" был построен по заказу российского правительства на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в штате Филадельфия США и спущен на воду 19 октября (1 ноября) 1899 года.

По тем временам "Варяг" был отлично оснащен:

  • Мощным пушечным и торпедным вооружением.
  • Телефонизирован.
  • Электрифицирован.
  • Оснащен радиостанцией.
  • На крейсере были установлены паровые котлы новейшей модификации.
  • Крейсер "Варяг" был самым быстроходным в то время.

В 1901 году крейсер "Варяг" в составе ВМФ Российской империи был отправлен на Дальний восток и усилил эскадру Тихого океана.

"Варяг" участвовал в русско-японской войне и 9 февраля 1904 года вместе с канонерской лодкой "Кореец" были блокированы японской эскадрой в корейском порту Чемульпо. На ультиматум японцев спустить флаги и сдаться, капитан крейсера "Варяг" Всеволод Федорович Руднев принял решение - не сдаваться.

Приняв неравный бой и получив повреждения, крейсер "Варяг", хоть и потерпел большие потери среди экипажа (31 человек убиты, 91 ранены и контужены, 100 человек легко ранены ), но все же нанесли значительный урон врагу.

Из-за невозможности более вести бой, "Варяг" и "Кореец" вернулись в нейтральный корейский порт Чемпульпо. Там "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван.

Российские моряки были перенаправлены на нейтральных кораблях в Россию. За этот бой капитан крейсера "Варяг" Руднев и другие офицеры получили ордена св.Георгия 4 степени, а нижние чины - Георгиевские кресты 4 степени. Команда крейсера "Варяг" была награждена именными часами.

После русско-японской войны в Сеуле был открыт музей памяти героев крейсера "Варяг", а капитан крейсера В.Ф.Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.

В память о героическом сражении легендарного крейсера, была написана песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".

Но судьба крейсера "Варяг" на этом не закончилась. В 1905 году он был поднят со дна японцами и отремонтирован. В 1907 году введен в состав Императорского флота Японии в качестве крейсера 2 класса под названием "Соя".

В 1916 году, когда Россия и Япония стали союзниками, крейсер "Соя" был выкуплен Россией и вернулся во Владивосток под прежним названием "Варяг".

А после революции 1917 года в России, новое правительство отказалось платить по долгам царской России и крейсер "Варяг" был конфискованы британцами за долги. После в 1920 году был перепродан германцам на слом. А в 1925 году при буксировке крейсера "Варяг" на разборку, корабль попал в шторм и затонул возле берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут.

В 2003 году в России начались съемки фильма в память о легендарном крейсере "Варяг" и была организована экспедиция в Ирландском море, с целью найти и поднять останки корабля. Специально для этой цели из Франции прилетел внук капитана легендарного крейсера - Никита Руднев. Экспедиции удалось поднять со дна несколько фрагментов затонувшего крейсера.

Мало кто в нашей стране не слышал о подвиге крейсера «Варяг». Однако, несмотря на огромное количество материала, посвященного данной тематике, многие нюансы из жизни корабля остаются в тени. Эта статья не притязает на полноту или беспристрастность, поскольку история по определению не может быть беспристрастной, но позволяет узнать кое-что новое о судьбе знаменитого крейсера − символа героизма и доблести Военно-морского флота России.

«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 113 лет назад 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя. Строптивый характер крейсера постоянно требовал к себе внимания и «воспитывал» экипаж бесконечными неполадками. «Варяг» был первым кораблем, выстроенным по новому судостроительному регламенту, но это лишь отчасти могло объяснить его бесчисленные конструктивные недостатки. Больше всего неприятностей экипажу доставляли паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными, постоянно обжигающие матросов перегретым паром.



Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».

Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.

3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре.

В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. Распорядок жизни на судах достиг невиданного ранее уровня напряженности, например, к починке личных вещей приступали по особому сигналу с флагмана. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался.

Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».

По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.

Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Японские снаряды на основе шимозы были мощнее наших, пироксилиновых. Артиллерийские орудия русских кораблей (в отличие от орудий японцев) не располагали оптическими прицелами и наводились как в старые времена на «глазок». А о преимуществе японцев в огневой мощи и говорить не стоило. Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу. Эскадрой, которая будет расстреливать его хладнокровно и безжалостно. Но недаром одно славное изречение звучит: «Много врагов − много чести!» В тот день японцы оказали нашим морякам исключительную честь.

Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» поворачивается к японцам другим бортом. Его ответные выстрелы находят цели, один миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары. Внезапно «Варяг» садится на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начинает быстро сближаться. Но случается чудо, ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт сталкивает корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер кренится на левый борт, команда безуспешно пытается откачать воду, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре оказывается разрушенным рулевое управление, капитан Руднев чудом выживает в результате взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки выказывают чудеса храбрости, дисциплинированности и умения, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получает ряд прямых попаданий. От греха подальше, японцы решают вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвращается на рейд Чемульпо.

«…Я никогда не забуду этого удивительного зрелища, − вспоминал позже капитан французского корабля, − вся палуба была залита кровью, повсюду лежали трупы и остатки тел. Ничто не осталось целым, все было приведено в негодность, разбито, изрешечено. Из многих отверстий шел дым, а наклон на левый борт все возрастал».

В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.

Одна из французских газет позже писала: «Американский флот, наверное, еще очень молод, чтобы заиметь те высокие традиции, которыми располагают флота других наций».
Отечественная газета «Русь» ответила им так: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности...».

Вернувшихся на родину героев повсюду ждали радушные встречи. Из европейских стран шли поздравительные письма и телеграммы. Отличившимся в Чемульпо морякам вручили Георгиевские кресты, а капитан первого ранга В.Ф. Руднев был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени. Помимо этого он был возведен в звание флигель-адъютанта, получив место в свите русского императора. Такой же орден получили Г.П. Беляев (капитан «Корейца») и каждый офицер с «Варяга». Позже Руднев был поставлен командиром нового броненосца «Андрей Первозванный», но в октябре 1905 года за сочувствие к революционно настроенным матросам и беспорядки, происходившие в команде корабля, впал в немилость. Ему уволили со службы и отправили на пенсию в небольшое родовое имение в Тульской губернии. В 1913 году в возрасте 58 лет после продолжительной болезни Всеволод Федорович скончался...

Однако история славного крейсера на этом не заканчивается. В 1904 году японцы приняли решение поднять «Варяг» со дна. Вопреки расчетам работы заняли больше года, обойдясь казне Японии в миллион иен, и закончились только в октябре 1905. Корабль отремонтировали и поставили в строй. «Варяг» получил новое имя - «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой.

Только в 1916 году во время Первой мировой войны Япония согласилась продать «Варяг» и еще ряд, захваченных ею, русских кораблей. После уплаты четырех миллионов иен 27 марта корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. На этот раз на доблестный крейсер была отправлена команда гвардейского экипажа. Когда команда приняла «Варяг», он был в ужасном состоянии, ремонта требовали почти все системы, механизмы и устройства. И вновь по всему судну начались бесконечные работы. В середине июня крейсер «Варяг» и линкор «Чесма» вышли из Владивостока. Им предстоял долгий путь в Средиземное море через Суэцкий канал. Аварии на «Варяге» происходили одна за другой, гвардейцы постоянно работали в авральном режиме. В конце августа наши корабли появились в Адене, где были перекрашены в боевой цвет. 8 сентября суда вышли в Средиземное море, где разделились. Линкор «Чесма» отправился в Александрию, а крейсер «Варяг» в Ла-Валетту, выполняя сложные противолодочные маневры. В начале октября он уже был в Атлантике. Вблизи Ирландии крейсер попал в страшный шторм, в трюме образовалась течь, и корабль чудом не отправился на дно. Также только благодаря везению «Варягу» удается избежать немецких подводных лодок. Хотя шедший в кильватере транспорт англичан, был уничтожен немецкой торпедой. 17 ноября крейсер добирается до России и останавливается у Александровска (нынче Полярный).

Японский крейсер «Соя» (1907—1916). В Ванкувере, 1909 год

«Варяг» назначается флагманом судов, защищающий Кольский залив. Но поскольку он экстренно нуждается в ремонте, его было решено отправить в Англию. Одновременно предполагалось перевооружить корабль новыми орудиями. 25 февраля 1917 года «Варяг» отправился в Глазго. На борту корабля находились английские и французские офицеры, а также русские летчики, посылавшиеся на обучение к союзникам. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. Вечером 4 марта крейсер остановился в Ливерпуле, а утром экипажу объявили об отречении Николая II и основании Временного правительства. Через два дня тревожного ожидания русский консул, умолчав о мятежах в Гельсингфорсе и Кронштадте, поздравил моряков с обретенной свободой, объявив, что с этого момента к званиям младших чинов будет добавляться слово «господин».

В самом конце марта Великобритания подсчитала время и стоимость ремонтных работ на «Варяге» - двенадцать месяцев и 300 тысяч фунтов стерлингов. Вследствие этого в конце весны почти вся команда разъехалась. Часть из них отправилась в Америку получать купленные у США корабли, остальные - домой, в Россию. На крейсере осталось около дюжины моряков для охраны. Когда новое Советское правительство огласило о выходе нашей страны из Первой мировой войны, британцы арестовали в портах все отечественные корабли. В их числе оказался и безоружный «Варяг». На корабле спустили Андреевский флаг и заменили военно-морским стягом Великобритании. В начале весны 1918 года все пленные русские моряки оказались на свободе и отправились в Мурманск на португальском пароходе. А, поскольку Советы категорически отказывались от уплаты старых долгов, то «Варяг» был списан на слом.

Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь…. Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным…. Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 году по дороге на место разделки в заливе Ферт-оф-Клайд у берегов Шотландии легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище. Попытки снять корабль к успеху не привели. Ни сразу, ни позже летом 1923 года, когда объединились сразу несколько немецких и английских компании. К осени 1924 года от корабля остался лишь перебитый надвое остов: носовая часть была заклинена скалами, а кормовая - скрылась под водой.

Летом 2003 года российскими аквалангистами проводились специальные работы по поиску останков крейсера в Ирландском море. Группа обнаружила разрушенный корпус «Варяга» в двух милях от шотландского поселка Ленделфут на глубине восьми метров. Им также удалось поднять на поверхность отдельные фрагменты прославленного корабля. В этой подводной экспедиции активное участие принял внук В. Ф. Руднева - Никита Руднев, живущий в настоящее время во Франции. 30 июля 2006 года в ближайшем населенном пункте от места последнего пристанища «Варяга», поселке Ленделфут состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

13 июля 2009 года из Южной Кореи в Россию привезли ряд реликвий, связанных с подвигом наших кораблей в Чемульпо, которые 25 июля в канун Дня Военно-Морского Флота в рамках передвижной выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий» появились в Государственном Эрмитаже. А 11 ноября 2010 года в посольстве Российской Федерации в Сеуле мэр Инчхона вручил нашим послам, хранившийся в местном музее, гюйс крейсера «Варяг».

«Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов. И это справедливо, ведь свою историю надо знать и бережно хранить. А еще любить Родину, не забывать героев, не пожалевших для нее ни талантов, ни сил, ни жизней. Мы, живущие сегодня, обязаны быть достойны их светлой памяти.


Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен в Филадельфии (США). Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

«КОГДА ЗАБРЕЗЖИЛ РАССВЕТ, глазам артурцев предстала тяжелая картина: два наших лучших броненосца и бронированный крейсер «Паллада», подорванные японскими минами, беспомощно стояли близ Тигровки... Увы, только теперь исчезли сомнения в неизбежности войны», - так описано начало русско-японской войны в ночь с 26 на 27 января 1904 года в сборнике исторических исследований «Оборона Порт-Артура» (Санкт-Петербург, 1910 год). Вероломное нападение японцев на корабли противника (не ведавшего еще, что он - противник, ибо война объявлена не была) - таков почерк зачинщика, стремившегося одним ударом обеспечить господство на будущем театре военных действий. Выведение из строя двух из семи эскадренных броненосцев и одного из четырех крейсеров 1-го ранга Тихоокеанской эскадры повлекло всю драматичную для России цепь событий: полный захват инициативы японским флотом, высадка японской пехоты на материке, 11-месячная героическая оборона и падение Порт-Артура. Но самые трагические моменты русско-японской войны написаны на свинцовых страницах тихоокеанских волн: гибель миноносца «Стерегущий», поражение русской эскадры при Цусиме, легендарное героическое сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо.

Войну с Японией Россия прозевала и проиграла. Чудовищные расстояния между тылом и фронтом - восемь тысяч верст по единственной и еще недостроенной Транссибирской железнодорожной магистрали, да еще фантастический интендантский грабеж. Чего стоят одни лишь поставки в армию сапог с картонными подметками! Не было закончено перевооружение. Впрочем, ни к одной войне Россия не была готова никогда. Ее военная машина, при неизменной недооценке противника, как всегда в нашей , сколачивалась на ходу. Японцы восемь лет готовили свой флот к боевым действиям, не жалея на это денег, а наши моряки учений и стрельб практически не проводили.

Вот как описывал ситуацию на Тихоокеанском флоте в своей книге «Порт-Артур - дневник очевидца» капитан 2 ранга Владимир Семенов: «Вследствие... сокращения кредитов...корабли плавали не больше 20 дней в году, а остальное время изображали... плавучие казармы. Прибытие популярного адмирала (Степана Макарова. - В.А.)... могло способствовать обучению команды в кратчайший срок тому, чему ее недоучили в мирное время. Но ничто, никакие усилия не могли наверстать безвозвратно упущенной практики плавания... Мужиков, одетых в матросские рубахи... возможно было превратить в героев, но сделать их опытными моряками, а сборище плавучих казарм превратить в боевую эскадру, - для этого требовались долгие годы... Адмирал, принявший командование флотом для того, чтобы вести его в бой, оказался вынужденным обучать его выполнению простейших маневров...»

Кинжал в спину победы

Восславленные во многих песнях подвиги защитников Порт-Артура и экипажа крейсера «Варяг» были совершены не на русской земле и не в русских водах: Порт-Артур и Дальний располагались на Квантунском полуострове, арендованном Россией у Китая на 25-летний срок. Русско-японская война, которая велась не на русской и не на японской, а на китайской территории при безучастности ее подлинного хозяина - Китайской императорской династии Цин, отмечена в истории России посредственным командованием и самоотверженным героизмом солдат и матросов. Но главное (и ситуация эта повторилась в 1917 году на фронтах Первой мировой) - армия получила, как выражались правомонархические газеты, «кинжал в спину победы» от либеральной интеллигенции. Именно ее усилия, объединенные с усилиями японцев, и «старания» воров-интендантов привели к поражению России.

«Сокрушаясь и болея душой о наших неудачах и тяжелых поте-рях, не будем смущаться. В них русская мощь обновляется, в них русская сила крепнет, растет. Со всей Россией верю, что настанет час нашей победы, и что Господь Бог благословит дорогие мне войска и флот дружным натиском сломить врага и поддержать честь и славу нашей Родины». Когда Николай II подписывал этот приказ армии и флоту, обнародованный 1 января 1905 года, он еще не ведал, какие новые потери ждали Россию. Впереди была Цусима. Если Порт-Артур, при обороне которого было убито и ранено около 27 тысяч русских, обошелся японцам потерями в 110 тысяч человек, то эскадра вице-адмирала Зиновия Рожественского, прибывшая на Тихий океан лишь полгода спустя после сдачи крепости, была расстреляна японцами спокойно и методично, почти без потерь для противника.

Завершающим горьким аккордом войны прозвучал Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура и Дальнего с прилегающими территориями и южную часть Сахалина.

Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг всегда предполагает свободный выбор между жизнью и смертью. Между позором и честью. Советский классик внушал нам, что «самое дорогое у человека - это жизнь». Но русская военная традиция говорит о другом: самое дорогое у человека - это честь. Геройская гибель «Варяга» тому подтверждение.

Всякие переговоры излишни...

В ночь на 27 января 1904 года японская эскадра адмирала Того внезапно атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, утром другая эскадра, контр-адмирала Уриу, у корейского порта Чемульпо атаковала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

«Варяг» появился в корейском порту как стационер Российского государства, обеспечивая нормальную работу его посольства в соседней стране. Корабль новой (американской) постройки 1901 года имел водоизмещение 6500 т, хорошую скорость хода - 24 узла (44 км/ч). Экипаж - 570 человек. Вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм, восемь 47-мм, два 37-мм орудия и 6 торпедных аппаратов.

Командовал крейсером капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, офицер, воспитанный в лучших традициях отечественного флота, Морской устав которого уже три столетия требовал всячески крепить «честь русского имени и достоинство русского флага». Вечером 23 января командиры иностранных судов, находившихся в Чемульпо, сообщили Рудневу о разрыве Японией отношений с Россией. Неизбежность нападения подтвердил и ночной уход с якорной стоянки японского стационера - крейсера «Чиода».

26 января российский посланник в Сеуле разрешил Рудневу отправить с тревожной депешей в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец». Перед входом на нейтральный чемульпинский рейд японцы атаковали русскую канонерку. Однако три выпущенные торпеды не попали в цель. Четвертую торпедную атаку командир «Корейца» капитан 2 ранга Григорий Беляев сорвал, поведя свой маленький корабль на таран японского миноносца. Тот отвернул, не выпустив торпеды. Командир «Корейца» доставил в порт малоутешительное сообщение: неприятель имел более десятка вымпелов.

В тот же день японская эскадра вошла на рейд Чемульпо. На «Варяге» и «Корейце» приготовились к бою: задраили люки, подали из погребов снаряды и патроны, проверили пожарные шланги. Японские эсминцы с расстояния в два кабельтовых (около 360 м) направили свои торпедные аппараты на русские корабли, где комендоры всю ночь дежурили у орудий, готовые немедленно открыть огонь прямой наводкой. Командующий неприятельской эскадрой контр-адмирал Уриу не решился атаковать русских на рейде, но половину стоявшей перед ним задачи выполнил. С японских транспортов на корейский берег был высажен десант. Поскольку объявления войны не имелось, русские этому не препятствовали.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года японский адмирал обратился к русским с угрозой атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут его до полудня. В порту стояли крейсера-стационеры Британии, Франции, Италии и США. Руднев решил предпринять попытку с боем прорваться в Порт-Артур и не сражаться на рейде, чтобы не пострадали иностранные корабли нейтральных держав, о чем он предупредил их капитанов. Историческая объективность требует отметить: командиры военных судов Англии, Франции и Италии направили японскому адмиралу протест (командир американского авизо «Виксбург» отказался его подписать) с требованием мирных переговоров. Уриу протест получил, но ответить на него счел возможным лишь после боя: «Ввиду решения, принятого храбрым русским командиром, всякие переговоры излишни». Вероятно, таковы были особенности японской военной дипломатии - сначала напасть, потом вести преговоры.

Хроника боя:
«Наверх, вы, товарищи...»

27 января в 9.30 на крейсере стали разводить пары. Командир «Варяга» объявил офицерам о начале боевых действий. Принимается единодушное решение - идти на прорыв, а в случае неудачи - взорвать корабль, но не отдавать его врагу.

В 10.45 к выстроенной на палубе команде обратился командир крейсера. Он сообщил о полученном японском ультиматуме и сказал: «Никаких разговоров о сдаче не может быть - мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». По традиции все матросы были переодеты в чистые рубахи, трезвы и готовы к смерти. Считалось, что перед боем, как перед причастием, грех пить водку.
В 11.10 прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десять минут «Варяг» снялся с якоря. «Кореец» следовал в кильватере. Команды иностран-ных кораблей, построенные во фронт на палубах, отдавали дань мужеству моряков России, шедших в безнадежный бой. Духовые оркестры зарубежных флотов исполняли гимн России. Впоследствии иностранцы говорили о величии этой минуты. Признавали, что они пережили трудный момент, провожая людей, идущих на верную гибель. По мнению иностранцев, принять вызов на бой с эскадрой во много раз сильнейшей - это подвиг, на который мало кто решится. «Варяг» был обречен еще и потому, что малый ход «Корейца» связывал скорость его маневров, а пушки старой системы не достигали цели и оказались практически бесполезными.

Два корабля под андреевским флагом следовали по узкому фарватеру, изобилующему камнями и отмелями. О маневрировании в предстоящем бою не могло быть и речи. Японская эскадра поджидала русских у выхода в открытое море: броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси», «Чиода», восемь миноносцев и вооруженное посыльное судно.

В 11.45, после того как на японский сигнал о сдаче «Варяг» ответил гордым молчанием, загремели первые выстрелы с «Асамы». С «Варяга» ударили орудия правого борта. «Кореец» пока молчал. Крупнокалиберные, устаревшие пушки канонерской лод-ки были недальнобойными, и половину боя им пришлось бездействовать. Шквал артиллерийского огня обрушился на «Варяга». Тот повел огонь бронебойными снарядами против своего главного противника - «Асамы» - и весьма удачно. Русские комендоры вели стрельбу из пушек верхней палубы, не имевших броневой защиты. Именно здесь у нас было больше всего потерь.
В 12.05 командир крейсера
отдал приказ повернуть вправо, что-бы ввести в дело орудия левого борта. И в это время два крупно-калиберных снаряда попали в корабль. «Варяг» лишился управле-ния рулем. Ранен Руднев. Японцы усиливают обстрел. «Варяг» получил подводную пробоину, через которую вода хлынула в угольные ямы котлов. То там, то здесь на крейсере вспыхивали очаги пожара... Матросы выбивались из сил, ведя борьбу с огнем.

Всю свою ярость экипаж «Варяга» вкладывал в залпы из орудий левого борта. «Асама» получил несколько прямых попаданий. На флагмане адмирала Уриу была выведена из строя кормовая артиллерийская башня. «Кореец», изменив курс, прикрывал огнем отход израненного крейсера. В 12.45, с подходом русских кораблей к рейду Чемульпо, бой прекратился.

Возвращение героев - поражение, воспетое в песнях

Прибывший на «Варяг» командир французского крейсера Виктор Сэноса запишет в своем дневнике: «Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне: палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краски обуглились, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме и крен на левый борт все увеличивался». В неравном морском бою крейсер потерял боеспособность. Почти половина артиллеристов верхней палубы погибла. Несколько подводных пробоин лишали «Варяг» привычного хода.

Судьба «Варяга» и «Корейца» была решена. Командиры кораблей приняли решение не сдавать корабли врагу. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана экипажем, в 15.30 на «Варяге» команда открыла кингстоны. В 18.10 «Варяг» лег на борт и через мгновение скрылся под водой. Французский крейсер «Паскаль», английский крейсер «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба» подняли на свои палубы уцелевшие остатки команд русских кораблей. Командир американского судна отказался принять участие в спасательных действиях.

Японцы понесли не меньшие потери. «Варяг» нанес сильные повреждения 2 крейсерам - особенно досталось флагману «Асама», потопил 1 миноносец. Всеволод Руднев доносил царскому наместнику на Дальнем Востоке адмиралу Евгению Алексееву: «Корабли отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду». Команда «Варяга» потеряла 122 человека убитыми и ранеными. Оставшиеся в живых моряки «Варяга» и «Корейца» через нейтральные порты вернулись в Россию и были удостоены Георгиевских крестов.

Первая торжественная встреча героев состоялась в Одессе. Оттуда на всем пути до Санкт-Петербурга моряков тепло встречал простой люд. А 16 апреля матросы «Варяга» и «Корейца» под музыку гвардейских оркестров торжественным маршем прошли по Невскому проспекту. В Зимнем дворце после молебна император Николай II дал обед в честь героев Чемульпо. Всеволода Руднева назначили командиром строившегося броненосца «Андрей Первозванный» - самого мощного на тот период корабля русского флота.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и зачислен во флот под названием «Сойя», но в апреле 1916-го Россия выкупила его у Японии, и уже в ноябре под прежним названием он пришёл в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года корабль ушёл на ремонт в Англию, но до конца Первой мировой войны так и не был отремонтирован и затем был продан на слом.

Свершившееся пророчество

Да, Россия в 1905 году проиграла, но по справедливому замечанию крупного российского философа Ивана Солоневича: «Русские иногда проигрывали первые сражения, но пока что не проиграли ни одного последнего». Многие обвиняют во всех наших бедах царское самодержавие, но вот что писал об этом уже после Первой мировой войны Уинстон Черчилль: «Представление о царском режиме как об узкосердечном и гнилом отвечает поверхностным утверждениям наших дней. По тем ударам, которые Российская империя пережила, по катастрофам, которые на нее свалились, мы можем судить о ее силе... Николай II не был ни великим вождем, ни великим царем. Он был только искренним, простым человеком со средними способностями... Справедливость требует признания всего, чего он достиг. Пусть чернят его действия и оскорбляют его память - но пусть скажут: кто же другой оказался более пригодным? В талантливых и храбрых людях нехватки не было. Но на пороге победы Россия рухнула на землю, заживо пожираемая червями». К сожалению, «черви» эти пожирали империю уже перед началом русско-японской войны.

Пророчество Николая II - «настанет час нашей победы» - осуществилось... через сорок лет. 22 и 23 августа 1945 года советские десантники освободили от японских захватчиков Дальний и Порт-Артур, которые впоследствии с полным на то основанием перешли под китайский суверенитет под их историческими названиями Далянь и Люйшунь. В ходе боев с 18 августа по 1 сентября, после полного разгрома и капитуляции Квантунской армии были освобождены и возвращены в состав России Южный Сахалин и Курильские острова.

В 1996 году на Тихом океане появился новый корабль - гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в 1983 году на Николаевском судостроительном заводе и включен в состав Черноморского флота под именем «Червона Украина». В 1996 году переведен на Тихий океан, где в память легендарного крейсера был переименован в «Варяг» и удостоен гвардейского знамени. В дни празднования 300-летия русского флота, в начале февраля 1996 года, ракетный крейсер «Варяг» прибыл в корейский порт Чемульпо, на место гибели своего предка, для отдания памятных почестей погибшим героям-морякам. Приказом главнокомандующего ВМФ России место гибели «Варяга» и «Корейца» объявлено координатами боевой славы, и все военные корабли России приспускают здесь флаги. За успехи в боевой подготовке приказом командующего Тихоокеанским флотом в 1998 году ракетный крейсер «Варяг» стал флагманским кораблем ТОФ. А в декабре 2003 года малому противолодочному кораблю (МПК-222) Тихоокеанского флота было присвоено имя «Кореец».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter