Этапы эволюции человека. Особенности строения человека в связи с трудовой деятельностью На ранних этапах эволюции решающее значение имели

Основными тенденциями в развитии человека были прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития. Развитая рука с хорошо выраженной хватательной функцией позволила человеку успешно использовать, а затем и изготавливать орудия. Это дало ему преимущества в борьбе за существование, хотя по своим чисто физическим качествам он значительно уступал животным. Важнейшей вехой в развитии человека было приобретение умения сначала использовать и поддерживать, а затем и добывать огонь. Сложная деятельность по изготовлению орудий, добыванию и поддержанию огня не могла обеспечиваться врожденным поведением, а требовала индивидуального поведения. Поэтому возникла необходимость в значительном расширении возможности обмена сигналами и появилась речь-фактор, принципиально отличающая человека от других животных. Появление новых функций в свою очередь способствует ускоренному развитию. Так, использование рук для охоты и защиты и питания размягченной на огне пищей, сделало ненужным наличие мощных челюстей, что позволило увеличить объем мозговой части черепа за счет его лицевой части и обеспечить дальнейшее развитие умственных способностей человека. Возникновение речи способствовало развитию более совершенной структуры общества, разделению обязанностей между его членами, что также давало преимущества в борьбе за существование. Таким образом, факторы антропогенеза можно разделить на биологические и социальные.


Биологические факторы - наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс, изоляция - применимы к эволюции человека. Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка - антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций - хватания, удержания, бросания.

Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема головного мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение.

К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник генотипической изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы.

Факторы антропогенеза

1) Биологические

  • естественный отбор на фоне борьбы за существование
  • дрейф генов
  • изоляция
  • наследственная изменчивость

2) Социальные

  • общественная жизнь
  • сознание
  • речь
  • трудовая деятельность

На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних - социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.

Общие предки человека и человекообразной обезьяны - мелкие древесные насекомоядные плацентарные млекопитающие жили в мезозое. В палеогене кайнозойской эры от них отделилась ветвь, приведшая к предкам современных человекообразных обезьян - парапитекам.

Парапитеки -> дриопитеки -> австралопитеки -> питекантроп -> синантроп -> неандерталец -> кроманьонец -> современный человек.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Современная наука дает следующий ответ: у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.


Родословная человека

Насекомоядные млекопитающие -> парапитеки:

  1. Проплиопитеки -> Гиббон, Орангутан
  2. Дриопитеки -> Шимпанзе, Горилла, Австралопитеки -> Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) -> Древние люди (неандертальцы) -> Новые люди (кроманьонец, современный человек)

Подчеркнем, что представленная выше родословная человека носит гипотетический характер. Напомним также, что если название предковой формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами - человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека.

ДРИОПИТЕК


Жил приблизительно 25 млн. лет назад.

Характерные черты развития:

  • значительно мельче человека (рост около 110 см);
  • вел преимущественно древесный образ жизни;
  • вероятно, манипулировал предметами;
  • орудия труда отсутствуют.

АВСТРАЛОПИТЕК

Жил приблизительно 9 млн. лет назад

Характерные черты развития:

  • рост 150-155 см, вес до 70 кг;
  • объем черепа - около 600 см 3 ;
  • вероятно, использовал предметы в качестве орудий для добывания пищи и защиты;
  • характерно прямохождение;
  • челюсти массивнее, чем у человека;
  • сильно развитые надбровные дуги;
  • совместная охота, стадный образ жизни;
  • часто доедали остатки добычи хищников

ПИТЕКАНТРОП

Жил приблизительно 1 млн. лет назад

Характерные черты развития:

  • рост 165-170 см;
  • объем мозга около 1100 см 3 ;
  • постоянное прямохождение; формирование речи;
  • овладение огнем

СИНАНТРОП


Жил, вероятно, 1-2 млн. лет назад

Характерные черты развития:

  • рост около 150 см;
  • прямохождение;
  • изготовление примитивных каменных орудий труда;
  • поддержание огня;
  • общественный образ жизни; каннибализм

НЕАНДЕРТАЛЕЦ


Жил 200-500 тыс. лет назад

Характерные признаки:

Биологические:

  • рост 165-170 см;
  • объем мозга 1200-1400 см 3 ;
  • нижние конечности короче, чем у современных людей;
  • бедренная кость сильно изогнута;
  • низкий скошенный лоб;
  • сильно развитые надбровные дуги

Социальные:

  • жили группами по 50-100 особей;
  • использовали огонь;
  • изготовляли разнообразные орудия труда;
  • строили очаги и жилища;
  • осуществляли первые захоронения погибших собратьев;
  • речь, вероятно, более совершенная, чем у питекантропа;
  • возможно, возникновение первых религиозных представлений; умелые охотники;
  • сохранялся каннибализм

РАСЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Цели: научить анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; сформировать представление о расах и их происхождении, показать значение и формирование приспособленности у представителей разных рас; развивать умение находить информацию о биологических объектах.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование .

1- а). 2 - б). 3 - г). 4 -в). 5 - в). 6- б). 7- а). 8- в). 9- : г). 10- в).

2. Письменный ответ по карточке .

Задание.

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) древнейший человек;

д) дриопитек;

е) древний человек.

II. Изучение нового материала.

1. Гипотезы происхождения человека .

Ученые едины во мнении, что прямохождение явилось решающим фактором, благодаря которому у обезьяноподобных предков человека высвободились передние конечности и стало возможным применение палок и камней для добывания пищи и защиты от врагов. Но что заставило предка человека перейти к прямохождению?

На этот счет существует ряд гипотез. В конце 80-х годов ХХ в. антрополог Ян Линдблад выдвинул гипотезу околоводного происхождения предков человека. Согласно ей, обезьяноподобные существа, жившие на илистых отмелях, вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных пространств вброд. Это способствовало формированию прямохождения.

Отыскивание пищи в иле требовало подвижности пальцев, что привело к превращению передних конечностей в руки. Для разбивания раковин моллюсков они использовали камни. Высасывание содержимого через пробоины в раковинах развивало подвижность губ и языка, что в дальнейшем способствовало возникновению речи. Тепло в воде обеспечивает жировой слой, а намокающий волосяной покров становился ненужным и постепенно исчезал. Так возникли безволосые, способные передвигаться на двух ногах предки человека.

Большинство ученых придерживаются другой точки зрения. Они считают, что 8–10 млн лет назад в результате изменения климата огромные площади, покрытые раньше лесами, превратились в саванну. Предки гоминид вынуждены были спуститься с деревьев на землю и заселять саванны.

Из-за недостатка пищи они стали охотиться на мелких животных. Чтобы дальше видеть поверх высокой травы как хищников, так и возможную добычу, они вынуждены были регулярно привставать с четверенек. В более выгодном положении оказывались особи, способные к передвижению на задних конечностях. Именно в этом направлении шел естественный отбор, что в конечном счете привело к прямохождению.

Находясь в стае, предки гоминид были лучше защищены от врагов и могли охотиться, используя камни и палки, даже на крупных животных.

В дальнейшем под действием факторов антропогенеза процесс гоминизации (очеловечивания) привел к появлению первых людей.

Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможных центров зарождения человечества называли самые различные районы Земли, наиболее часто Африку и Южную Азию. Это объясняется тем, что именно в этих районах были обнаружены остатки рамапитеков, имевших прогрессивные признаки.

Очевидно, сформировавшись в Африке, древнейшие люди мигрировали в Азию и на другие континенты.

2. Человеческие расы .

Самостоятельная работа с учебником.

Задание.

1. Заполните таблицу «Характеристика больших человеческих рас», используя рис. 117 и учебник (с. 285–286).

Характеристика больших человеческих рас

Характерные
особенности

Расы

австрало-
негроидная

европеоидная

монголоидная

Цвет кожи

Цвет волос

Форма носа

Разрез глаз

Первоначальный ареал

2. Ответьте на вопрос: какие причины привели к возникновению внутри вида Homo Sapiens разных человеческих рас?

Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

Для ответа используйте материал на с. 287–288.

III. Закрепление.

Беседа по вопросам.

Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности.

Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

Домашнее задание: § 72, 73.

1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

а) прямохождение; б) лазание по деревьям; в) собирание пищи; г) копание.

2) Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

а) сводчатой стопы; б) развитой руки; в) S-образного позвоночника; г) объемного зрения.

3) К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится: а) наследственная изменчивость; б) борьба за существование; в) естественный отбор;

г) членораздельная речь.

4) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

а) только биологических; б) только социальных; в) социальных и биологических; г) абиотических и биотических.

5) Социальные факторы эволюции способствовали формированию
у человека: а) сложных инстинктов; б) прямохождения; в) второй сигнальной системы; г) S-образных изгибов позвоночника.

6) Изготовление орудий есть результат: а) биологической эволюции; б) социальной эволюции; в) биологической и социальной эволюции; г) мутаций.

7) На ранних этапах эволюции решающее значение имела: а) биологическая эволюция; б) социальная эволюция;

в) биологическая и социальная эволюция; г) способность к речи.

8) К факторам социальной эволюции не относится: а) изготовление орудий; б) коллективная охота;

в) прямохождение; г) сбор лекарственных растений.

9) К факторам биологической эволюции не относится: а) дрейф генов; б) мутации; в) естественный отбор;

г) сбор съедобных кореньев.

10) Решающие преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

а) социального развития; б) биологического развития; в) социального и биологического развития;

г) борьбы за существование.

Задание.

1) Распределите в порядке появления на Земле организмы, характеризующие антропогенез:

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) древнейший человек;

д) дриопитек;

е) древний человек.

2) Назовите две группы факторов антропогенеза.

Эволюция человека. Какие факторы оказали наиболее существенное влияние на эволюцию человека? и получил лучший ответ

Ответ от?? l??? ? ?vm? ??[гуру]
Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного типа, была трудовая деятельность. На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» . Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.


Тема «Расы и их происхождение»

Сформировать знания о человеческих расах и их единстве, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный;

Познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза;

Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных данных;

Способствовать формированию навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи.

Оборудование: рисунки с изображением людей различных рас, коллекция моделей «Расы человека», презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Сегодняшний наш урок я хочу начать статьей главного закона России-Конституции РФ “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям” (статья 19.2 из конституции РФ). Мы ответим на проблемный вопрос: относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная вьетнамка, краснокожий индеец? Что такое расы?

Как они формировались и стоит ли делить людей по цвету кожи?

Но сначала проверим домашнее задание (Приложение 1.)

2.Проверка домашнего задания.

А) Тестирование.

^ 1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

А) прямохождение В) собирание пищи

Б) лазание по деревьям Г) копание

2) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

А) только биологических В) социальных и биологических

Б) только социальных Г) абиотических и биотических

^ 3) Изготовление орудий есть результат :

А) биологической эволюции В) биологической и социальной эволюции

Б) социальной эволюции Г) мутаций

4) На ранних этапах эволюции решающее значение имели:

А) биологическая эволюция В) биологическая и социальная эволюция

Б) социальная эволюция Г) способность к речи

^ 5)Преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

А) социального развития В) социального и биологического развития

Б) биологического развития Г) борьбы за существование

Б) Вспомните определение понятия вид

В) закончите фразу: «Эволюционные процессы, в результате которых появился вид Человек разумный, называется …..»

Г) назовите социальные факторы антропогенеза.

Проверьте свои ответы (слайды 3,4.)

3. Изучение нового материала.

1) Наше поколение живет в очень непростое время. На пороге 21 века исчезло рабство, конституция любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. Даже в США слово негр считается оскорбительным и применяется исключительно выражение американец африканского происхождения.

Но мы каждый день слышим анекдоты, то про один народ, то про другой. Ищут хорошие и плохие нации. В массовой печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?” Нам пора уже определиться- с кем мы. У нас должна быть четкая гражданская позиция. А она должна опираться на прочные знания.

Уже в 1684 году Ф. Бернье сделал попытку классифицировать народы Земли по местам их расселения: европеоиды, негроиды, монголоиды, лапоноиды(северные). А термин «раса» ввел Ж.Бюффон. Из 8 класса вы должны помнить, что

Раса - это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающих некоторыми общими наследственными морфологическими и физиологическими признаками (слайд 7)

Выделяют 3 большие и около 30 малых рас (слайды7,8,9) Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, поэтому между большими расами нет четких границ. Смешение рас сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества. Схема расовой классификации изображается в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует с одной стороны об изменчивости расовых признаков, а с другой стороны об условности деления человечества даже на большие расы. Малые расы возникли в результате смешанных браков, либо сохранили более древние черты.

2) Самостоятельная работа с учебником.

Используя фотографии и материал учебника (стр.286) заполните таблицу 2 в свих индивидуальных листках.

3) Расы человека начали формироваться около 30-40 тысяч лет тому назад в процессе заселения человеком Земного шара (Слайд 11). Формирование рас началось в Африке. Человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания существования. Он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду, к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами

Расогенез- процесс возникновения и становления рас. Существуют различные гипотезы происхождения рас (слайды 12,13) Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков в разных местах. Моноцентристы признают

общность происхождения, социально-психического развития, одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка.

Расизм - реакционная теория о разделении человечества на высшие и низшие расы. (слайд 14)

Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и сегодня расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых рас. Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.

Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор и изоляция (слайд 15)

В 19 веке расисты утверждали превосходство белой расы, во второй половине 20 века пропагандировали превосходство черной или желтой расы. Таким образом, расизм не связан с наукой и оправдывает политические и идеологические догмы.

4) Закрепление.(работа в индивидуальных листах):

Вставить пропущенные слова

Дать определение.

5) Обобщение и итог урока. Оценивание.

В наше время люди разных рас борются за свободу, равенство и братство. Мы хотим, чтобы каждый человек, независимо от цвета кожи, чувствовал себя равноправным в великом содружестве племен нашей планеты. Сегодняшний наш урок я хочу закончить отрывком из стихотворения Р.Рождественского:

Для всех угнетенных,

Трудом обожженных,

Разница в цвете кожи-

Не в счет.

В людях – черных, белых, желтых-

Красная кровь течет.

(Р. Рождественский) (слайд 16)