Достижение цивилизации майя и причины ее гибели. Что привело к гибели цивилизацию майя тысячу лет назад? Занятия и ремесла майя

Причины гибели цивилизации майя?

Цивилизация майя зародилась около 2000 года до н. э., но с начала 900-х годов н. э. начала стремительно приходить в упадок. Причины исчезновение майя до сих пор не установлены.

Цивилизация древних майя развивалась на территории, которая ныне принадлежит некоторым штатам Мексики, Гватемале, Белизу, Сальвадору и западной части Гондураса. Археологами было обнаружено около 1000 городищ и 3000 поселков майя .

Города древних майя были хорошо развитыми, в них имелись многие удобства, в том числе система водоснабжения . Но с IX века н. э. начало происходить резкое сокращение населения городов, распространившееся на центральный Юкатан. Жители оставляли города, системы водоснабжения приходили в упадок, каменные сооружения больше не воздвигались.

Резкое и масштабное сокращение древних майя - предмет жарких споров современных ученых. Существует две основные гипотезы - экологическая и неэкологическая. Возможно, что быстро увеличивающееся население нарушило баланс взаимоотношений человека с природой, стала ощутима нехватка почв для земледелия, питьевой воды и т. д.

Приверженцы неэкологической гипотезы предполагают, что причиной упадка цивилизации майя могли стать климатические изменения, а именно засуха. Ученые в 2012 году опубликовали результаты сложного компьютерного моделирования. Оказалось, майя могли погибнуть в результате даже небольшой засухи. Проведенные эксперименты подтвердили, что недостаток пресной воды мог начаться, если уровень осадков снижался на 25% и больше. Такое явление, кстати, и наблюдалось между 800 и 950 годами н. э., началом упадка древней цивилизации. В результате снижения осадков освобожденная под поля почва изменилась, урожайность сильно упала, а это в свою очередь могло вызвать голод. Ученые выяснили, что наибольшая засуха наблюдалась между 1020 и 1100 годами.

Среди других неэкологических гипотез - эпидемии, завоевания, изменения климата, всевозможные катастрофы . Некоторые археологи обращают внимание на версию завоевания майя, так как среди археологических находок есть предметы, которые принадлежали другому народу Центральной Америки - тольтекам, вторгшимся в Центральную Мексику в VIII веке н. э. Однако большинство ученых не поддерживают эту теорию.

Экологические изменения, приведшие к нехватке питьевой воды и продуктов, могли также спровоцировать обострение междоусобных войн, а вторгшиеся в это время тольтеки могли только усугубить ситуацию. В результате упадок цивилизации мог быть результатом стечения нескольких неблагоприятных факторов . К XVI столетию выжившие майя переселились ближе к океану, а их величественные когда-то города поглотили джунгли. В то же время майя не исчезли как народ, сегодня насчитывается около 6 млн потомков древних майя, которые продолжают поддерживать древнюю культуру своего народа.

Геологи выяснили, почему погибла цивилизация майя

МЕХИКО, 31 декабря. Согласно новому исследованию внезапному исчезновению древней цивилизации Мезоамерики способствовали две сильнейшие засухи на полуострове Юкатан. Для доказательства своей версии ученые взяли образцы минералов в Великой голубой дыре и близлежащих лагунах в Белизе, а также пробы грунта из нескольких других мест в сердце цивилизации майя.

Соавтор исследования Андре Дрокслер из Университета Райса сообщил, что ученым впервые удалось убедительно доказать климатическую версию упадка майя. И хотя засуха не является единственной причиной гибели высокоразвитой культуры древнего народа, она однозначно сыграла роковую роль в его судьбе, передает "Моя планета" .

Цивилизация майя процветала на полуострове Юкатан в 300-700-х годах н. э. В этот период были построены пирамиды и дороги сакбе, люди освоили астрономию, создали собственные системы письменности, счета, исчисления времени и легендарный календарь. Однако уже в IX веке в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения.

Ученые обнаружили, что в годы краха цивилизации майя (800-1000-е годы) количество тропических циклонов сократилось втрое: с пяти-шести до одного-двух в 20 лет. После этого майя переместились к северу. В 1000-1100-х годах снова установилась сильнейшая засуха: именно в этот период жители покидают разрушенную Чичен-Ицу и другие северные города. С середины X века люди больше не воздвигали каменные сооружения.

До сих пор исчезновение цивилизации майя являлось предметом спора ученых. В пользу гипотезы климатической версии упадка майя говорят не только исследования под руководством Дрокслера, но и более ранние анализы осадочных пород, собранные в Белизе — доказательства засухи геологи собирают в этом регионе с 1995 года.

Основной причиной засухи ученые считают сдвиги в межтропической зоне конвергентности (intertropical convergence zone, ITCZ) — системе, которая в норме направляет осадки на тропические регионы планеты, высушивая субтропики. В летний период ITCZ поливает дождями Юкатан, однако в период заката майя, как полагают ученые, связанные с ней муссоны могли вообще не попадать на полуостров.

Скудость осадков привела к упадку сельского хозяйства, поддерживавшего жизнедеятельность городов, а затем, скорее всего, пришел голод и междоусобные конфликты. «Когда устанавливается столь масштабная засуха, неизбежно начинаются голод и беспорядки», — объясняет Дрокслер

Присоединяйтесь к "Стилю жизни"

5 029

После повторного открытия городов майя в тропических лесах исследователи и археологи начали обсуждать причину их Упадка. Не удивительно, что при нынешнем состоянии этих некогда великих городов многие европейцы и американцы поначалу решительно отвергали саму идею цивилизации, процветающей в дебрях тропического дождевого леса. Они пришли к выводу, что упадок городов майя был неизбежен в столь неблагоприятных природных условиях и что цивилизация никогда не могла бы возникнуть там сама по себе. С их точки зрения, майя были колонистами из других мест – от Мексики до Египта или Китая. В наши дни археологи не склонны воспринимать дождевой лес как среду, враждебную для обитания человека, и совсем не возражают против местного происхождения индейцев майя.

Другим объяснением, популярным в ранних трудах о крушении цивилизации майя, была внезапная природная катастрофа. Безмолвные города, поглощенные тропическим лесом, действительно создавали впечатление, будто их покинули в спешке: люди бежали от катастрофы и не вернулись назад. Несколько городов майя, включая Куиригуа, действительно подвергались землетрясениям, а в Ксунантунихе один из дворцов, потерпевший значительный ущерб от землетрясения, так и не был восстановлен. Однако в большинстве крупных центров майя (расположенных довольно далеко от линий разломов земной коры) нет признаков ущерба от землетрясений.

Эпидемические болезни, такие, как бубонная чума в средневековой Европе, приводили к массовой гибели населения и сильным общественным волнениям. В качестве одной из причин ухода майя из городов на низменных равнинах предполагалась желтая лихорадка, хотя эта болезнь, по всей видимости, была не слишком распространена в Новом Свете до 1492 года. Такое объяснение в принципе возможно, но у нас нет вещественных доказательств, поддерживающих теорию эпидемического заболевания: ни многочисленных скелетов погибших людей, ни массовых захоронений жертв эпидемии.

Карибские ураганы часто проносились над низменностями майя, опустошая значительные области сельскохозяйственных земель. Темы ураганов и болезней переплетаются в гипотезе, согласно которой разрушительный вирус, поражающий кукурузу, достиг прибрежных низменностей, принесенный с востока Карибского моря ураганными ветрами, и уничтожил посевы маиса, от которых зависело благополучие майя. Как указывает ведущий специалист по истории майя, профессор Роберт Шерер из Пенсильванского университета:

«Идею о том, что преходящие и сравнительно локализованные последствия ураганов могут послужить причиной упадка целой цивилизации, довольно трудно переварить. Уничтожение лесов на пути урагана могло даже оказать благотворное воздействие, так как при этом расчищались новые земли для сельскохозяйственной эксплуатации».

Другая версия катастрофы содержится в гипотезе о вторжении более воинственного народа из Мексики, который стал причиной падения майя. Профессора Джереми Саблофф и Гордон Уилли из Гарвардского университета выдвинули предположение, что захватчики, лучше вооруженные и организованные, пришли с побережья Мексиканского залива и как саранча пронеслись по землям майя. В городах Сейбаль и Алтар-де-Сакрифисио обнаружены резкие изменения в формах бытовой керамики, архитектуры и скульптуры; это позволило исследователям утверждать, что города были захвачены чужеземцами, установившими там свои обычаи и порядки. На чужеземное присутствие в Сейбале четко указывает появление богов мексиканского пантеона и изображение явного иностранца со стрижкой под пажа и обрезанными усами, с надписью «Ах Болон Тун» на скульптуре, датируемой 849 годом.

Однако большинство археологов сходятся на том, что главными кандидатами на роль захватчиков являются путунские майя – раса воинов и торговцев, испытавшая сильное мексиканское влияние и контролировавшая прибрежные торговые маршруты. Какую выгоду хотели получить величайшие торговцы древней Центральной Америки от уничтожения своих главных клиентов? Возможно, захватчики были скорее симптомом, а не причиной проблемы; путунские майя просто отходили в глубь континента для защиты своих торговых маршрутов по мере того, как цивилизация майя на южных равнинах рушилась вокруг них.

По мнению некоторых исследователей, причиной падения цивилизации майя был конфликт более мирного характера. Они утверждают, что жители низменностей зависели от торговых отношений с Мексикой для поддержки амбициозных строительных программ, осуществляемых городскими правителями. Все было прекрасно, пока торговые маршруты проходили через Тикаль, но в IX в. н. э. был открыт более короткий морской маршрут вокруг полуострова Юкатан. Лишившись главного источника благосостояния, правители майя обнищали, а их города вскоре пришли в упадок.

Древняя цивилизация майя возникла в первом тысячелетии до нашей эры и достигла пика своего расцвета приблизительно к 600 году нашей эры. Руины тысяч поселений были найдены по всей Южной Америке. Но почему цивилизация пришла в упадок? Ученые сходятся на том, что причиной тому стала какая-то масштабная катастрофа, возможно, связанная с климатом.

Сладкая пирамида Майя

Расцвет и упадок майя

Многочисленные археологические находки указывают на то, что владели различными ремеслами, в том числе архитектурным мастерством. Также им были знакомы математика и астрономия, которые они использовали при строительстве храмов и пирамид. Кроме того, у них была письменность в виде иероглифов.

Однако примерно в 850 году майя начали покидать свои города. Меньше чем за два века осталось всего несколько изолированных поселений, которые и обнаружили в 1517 году испанские . Колонистам не составило труда уничтожить остатки древней культуры под корень.

"Засушливое" проклятие

Что же случилось с майя, ведь упадок произошел еще в доколумбову эпоху? Версий выдвигалось множество, среди них — гражданская война, вторжение враждебных племен, утеря торговых маршрутов… Лишь в начале 90-х годов прошлого столетия после изучения хроник было выдвинуто предположение, что причиной стала… банальная засуха!

Оказалось, что примерно с 250 по 800 год города майя процветали, их жители собирали богатый урожай благодаря обильным дождям… Но где-то начиная с 820 года на регион обрушились засухи, продолжавшиеся десятилетиями. Этот период как раз совпал с началом краха майя.

Правда, не все города были сразу покинуты. В IX веке люди ушли в основном из поселений, расположенных в южной части страны, на территории современных Гватемалы и Белиза. А вот население полуострова Юкатан, напротив, переживало расцвет. Знаменитая Чичен-Ица и некоторые другие северные центры майя продолжали процветать и в X столетии.

К сожалению, ученые достаточно долго были вынуждены биться над этой загадкой. Большинство манускриптов были уничтожены испанскими колонизаторами по приказу католической инквизиции. Информацию можно было получить только на основе календарных записей на памятниках, анализа керамики и радиоуглеродного датирования органических материалов.

В декабре прошлого года археологи из Британии и США наконец смогли свести воедино все имеющиеся данные и проанализировать ситуацию. Оказалось, что северные территории также пострадали из-за засух, но не сразу. Так, сначала сократилось строительство из дерева. В X веке количество осадков ненадолго увеличилось, и снова произошел короткий расцвет. Однако затем засухи возобновились, и в период с 1000 по 1075 год произошел очередной резкий спад в производстве — в частности, в строительстве и резьбе по камню.

XI век принес еще более сильные засухи. Исследователи считают, что это был самый засушливый период за 2000 лет, прошедших с Рождества Христова, и даже окрестили его "мегазасухой". Количество осадков с 1020 по 1100 год неуклонно падало. Если первую волну засух север, в отличие от юга, еще как-то смог пережить, то от второй волны майя уже не оправились.

Правда, несколько поселений еще продолжали существовать — так, Майяпан на севере процветал еще в XIII-XV столетиях. Но классические "мегаполисы" майя превратились в развалины.

Экологическая катастрофа

Очевидно, засушливость климата привела к падениям урожаев. А ведь экономика майя напрямую зависела от сельского хозяйства. Экономические проблемы привели, в свою очередь, к социальным катаклизмам. Запасы продовольствия уменьшались, началась борьба за ресурсы, что раздробило государство.

"Мы знаем, что на территории майя росла военная и социополитическая нестабильность вследствие засух IX века", — комментирует Джули Хоггарт из Университета Бейлора (Вако, штат Техас).

Так или иначе, после 1050 года майя оставили земли своих предков и направились к Карибскому побережью и другим местам, где могли находиться источники воды и плодородные земли.

Кстати, некоторые эксперты полагают, что сами майя невольно стали виновниками гибельных засух. Они активно вмешивались в природную среду, в частности, построили гигантскую систему каналов шириной в сотни километров, что позволяло им осушать заболоченные участки земель и превращать их в пахотные. Кроме того, они вырубали огромные массивы леса, чтобы строить города и возделывать пашни. Это могло привести к локальным засухам, которые в совокупности с естественными изменениями климата обернулись настоящей катастрофой…

Найдено четкое подтверждение гипотезы об экологической катастрофе, приведшей к исчезновению цивилизации майя.

Вопреки распространенному мнению об уничтожении цивилизации майя испанскими конкистадорами империя пришла в упадок еще за пятьсот лет до плаваний Колумба. В середине X века прекращается строительство великолепных пирамид и храмов, города покидаются жителями, а к моменту появления европейцев вся «империя» уже представляла собой мелкие разрозненные поселения, непрерывно воюющие между собой и с кочевниками.

Предложены две гипотезы о причинах исчезновения великой цивилизации. Во-первых, поражение в войнах с другим центральноамериканским народом — тольтеками. Во второй гипотезе рассматривается экологическая катастрофа, вызванная использованием примитивной подсечно-огневой системы земледелия. И действительно, согласно текстам майя, расшифрованным великим российским лингвистом Юрием Кнорозовым, каждые три-четыре года им приходилось бросать старые посевные площади, а под новые выжигать джунгли. Кроме того, огромное количество древесины требовалось для обжига известняка и получения строительной извести. В результате вырубки лесов изменилась структура почвы, начались засухи и резко снизились урожаи кукурузы — монокультуры майя.

Недавно появились веские аргументы в пользу этой гипотезы. Как сообщает сайт membrana.ru, американские биологи Дэвид Ленц и Брайан Хокадей исследовали 135 образцов деревянных конструкций из 6 храмов и 2 дворцов древнего города Тикаль. Оказалось, что с каждым годом при строительстве использовалась древесина все более худшего качества. В конце концов крупные и прямые бревна саподиллы строители заменили на короткие узловатые стволы кампешевого дерева. Очевидно, что саподиллу (местное вечнозеленое дерево) просто уже вырубили.

После появления конкистадоров к экологическим бедам майя прибавились неизвестные им ранее болезни и преследования инквизиции, однако полностью народ не вымер, и сейчас майя более 6 миллионов — живут в Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе. Джунгли давно восстановились, посмотреть на пирамиды приезжает множество туристов, и майя продают им древние-древние статуэтки с отодранной этикеткой Made in China.

Письменность майя :

Мифология майя . У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.
Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв. Письменность майя. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур.
Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).
Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.
Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.
Календарь майя Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.