doc. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика - файл n1.doc Учебное пособие по педагогике сластенин

  • Глава 4 профессиональное становление и развитие педагога
  • § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
  • § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
  • § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
  • § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
  • Раздел II
  • § 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • § 3. Образование как социальный феномен
  • § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
  • § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
  • Глава 6 методология и методы педагогических исследований
  • § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
  • § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
  • § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • § 4. Организация педагогического исследования
  • § 5. Система методов и методика педагогического исследования
  • Глава 7 аксиологические основы педагогики
  • § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
  • § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
  • § 3. Образование как общечеловеческая ценность
  • Глава 8 развитие, социализация и воспитание личности
  • § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • § 2. Сущность социализации и ее стадии
  • § 3. Воспитание и формирование личности
  • § 4. Роль обучения в развитии личности
  • § 5. Факторы социализации и формирования личности
  • § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Глава 9 целостный педагогический процесс
  • § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
  • § 2. Педагогическая система и ее виды
  • § 3. Общая характеристика системы образования
  • § 4. Сущность педагогического процесса
  • § 5. Педагогический процесс как целостное явление
  • § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
  • Раздел III
  • § 2. Функции обучения
  • § 3. Методологические основы обучения
  • § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  • § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  • § 6. Виды обучения и их характеристика
  • Глава 11 закономерности и принципы обучения
  • § 1. Закономерности обучения
  • § 2. Принципы обучения
  • Глава 12 современные дидактические концепции
  • § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
  • § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
  • Глава 13 содержание образования как основа базовой культуры личности
  • § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
  • § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
  • § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
  • § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
  • § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
  • § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
  • Глава 14 формы и методы обучения
  • § 1. Организационные формы и системы обучения
  • § 2. Виды современных организационных форм обучения
  • § 3. Методы обучения
  • § 4. Дидактические средства
  • § 5. Контроль в процессе обучения
  • Раздел IV
  • § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
  • § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
  • § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
  • Глава 16 воспитание базовой культуры личности
  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
  • § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
  • § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
  • § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
  • § 6. Воспитание физической культуры личности
  • Глава 17 общие методы воспитания
  • § 1. Сущность методов воспитания и их классификация
  • § 2. Методы формирования сознания личности
  • § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
  • § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
  • § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  • § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • Глава 18 коллектив как объект и субъект воспитания
  • § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
  • § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
  • § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
  • § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
  • § 5. Основные условия развития детского коллектива
  • Глава 19 воспитательные системы
  • § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
  • § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
  • § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
  • § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
  • Раздел V
  • § 2. Структура педагогического мастерства
  • § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
  • § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
  • § 5. Этапы решения педагогической задачи
  • § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
  • Глава 21 технология конструирования педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
  • § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
  • § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
  • § 4. Планирование работы классного руководителя
  • § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника
  • Глава 22 технология осуществления педагогического процесса
  • § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
  • § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
  • § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
  • § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
  • § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
  • § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
  • § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
  • Глава 23 технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
  • § 2. Понятие о технологии педагогического общения
  • § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
  • § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
  • § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
  • § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
  • Раздел VI
  • § 2. Общие принципы управления образовательными системами
  • § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
  • Глава 25 основные функции внутришкольного управления
  • § 1. Управленческая культура руководителя школы
  • § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
  • § 4. Функция организации в управлении школой
  • § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
  • § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
  • § 2. Педагогический коллектив школы
  • § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
  • § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
  • § 5, Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
  • Глава 27 инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
  • § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
  • § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация
  • Педагогика в. А. Сластенин, и. Ф. Исаев, е. Н. Шиянов

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

    Учебное издание

    Сластенин Виталий Александрович

    Исаев Илья Федорович

    Шиянов Евгений Николаевич

    В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

    Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

    Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

    § 2. Особенности педагогической профессии

    § 3. Перспективы развития педагогической профессии

    § 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

    Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

    § 1. Сущность педагогической деятельности

    § 2. Основные виды педагогической деятельности

    § 3. Структура педагогической деятельности

    § 4. Учитель как субъект педагогической деятельности

    § 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

    Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя

    § 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

    § 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры

    § 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры

    § 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

    Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога

    § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

    § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования

    § 3. Профессиональное самовоспитание учителя

    § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей

    Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

    Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

    § 1. Общее представление о педагогике как науке

    § 2. Объект, предмет и функции педагогики

    § 3. Образование как социальный феномен

    § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

    § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

    Глава 6. Методология и методы педагогических исследований

    § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога

    § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики

    § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

    § 4. Организация педагогического исследования

    § 5. Система методов и методика педагогического исследования

    Глава 7. Аксиологические основы педагогики

    § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики

    § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация

    § 3. Образование как общечеловеческая ценность

    Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности

    § 1. Развитие личности как педагогическая проблема

    § 2. Сущность социализации и ее стадии

    § 3. Воспитание и формирование личности

    § 4. Роль обучения в развитии личности

    § 5. Факторы социализации и формирования личности

    § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

    Глава 9. Целостный педагогический процесс

    § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления

    § 2. Педагогическая система и ее виды

    § 3. Общая характеристика системы образования

    § 4. Сущность педагогического процесса

    § 5. Педагогический процесс как целостное явление

    § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса

    Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

    Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе

    § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

    § 2. Функции обучения

    § 3. Методологические основы обучения

    § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

    § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

    § 6. Виды обучения и их характеристика

    Глава 11. Закономерности и принципы обучения

    § 1. Закономерности обучения

    § 2. Принципы обучения

    Глава 12. Современные дидактические концепции

    § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения

    § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения

    § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

    § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

    § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

    § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

    § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

    § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

    Глава 14. Формы и методы обучения

    § 1. Организационные формы и системы обучения

    § 2. Виды современных организационных форм обучения

    § 3. Методы обучения

    § 4. Дидактические средства

    § 5. Контроль в процессе обучения

    Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

    Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе

    § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

    § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания

    § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания

    § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания

    Глава 16. Воспитание базовой культуры личности

    § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

    § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

    § 3. Формирование основ нравственной культуры личности

    § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

    § 5. Формирование эстетической культуры учащихся

    § 6. Воспитание физической культуры личности

    Глава 17. Общие методы воспитания

    § 1. Сущность методов воспитания и их классификация

    § 2. Методы формирования сознания личности

    § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

    § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

    § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

    § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

    Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания

    § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

    § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике

    § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива

    § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива

    § 5. Основные условия развития детского коллектива

    Глава 19. Воспитательные системы

    § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы

    § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы

    § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы

    § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

    Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя

    § 1. Сущность педагогической технологии

    § 2. Структура педагогического мастерства

    § 3. Сущность и специфика педагогической задачи

    § 4. Типы педагогических задач и их характеристика

    § 5. Этапы решения педагогической задачи

    § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач

    Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса

    § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

    § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза

    § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

    § 4. Планирование работы классного руководителя

    § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника

    Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса

    § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса

    § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности

    § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации

    § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации

    § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности

    § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников

    § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности

    Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

    § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя

    § 2. Понятие о технологии педагогического общения § 3. Этапы решения коммуникативной задачи

    § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации

    § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

    § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

    Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

    Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами

    § 1. Государственно-общественная система управления образованием

    § 2. Общие принципы управления образовательными системами

    § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

    Глава 25. Основные функции внутришкольного управления

    § 1. Управленческая культура руководителя школы

    § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

    § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой

    § 4. Функция организации в управлении школой

    § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

    Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами

    § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности

    § 2. Педагогический коллектив школы

    § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи

    § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

    § 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

    Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей

    § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности

    § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация

    РАЗДЕЛ I

    ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ГЛАВА 1

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

    § 1. Возникновение и становление педагогической профессии

    В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

    Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

    Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

    В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." . В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.

    1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.

    С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" .

    2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.

    Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

    Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

    Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

    Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества .

    1 См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.

    Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

    Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" .

    1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.

    Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей".

    2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.

    В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами.

    Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

    Рецензенты:

    доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков;

    доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

    РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

    В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

    Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

    Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

    В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…».

    ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

    Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

    Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

    Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

    Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

    ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

    Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

    Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

    Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.

    С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

    ГЛАВА 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

    Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

    Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

    интерес к учебному предмету - 27,2 %;

    желание обучать данному предмету - 16,2 %;

    Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

    Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
    § 1. Возникновение и становление педагогической профессии
    § 2. Особенности педагогической профессии
    § 3. Перспективы развития педагогической профессии
    § 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

    Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
    § 1. Сущность педагогической деятельности
    § 2. Основные виды педагогической деятельности
    § 3. Структура педагогической деятельности
    § 4. Учитель как субъект педагогической деятельности
    § 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

    Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя
    § 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
    § 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
    § 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
    § 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

    Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
    § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
    § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
    § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
    § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей

    Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

    Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке
    § 1. Общее представление о педагогике как науке
    § 2. Объект, предмет и функции педагогики
    § 3. Образование как социальный феномен
    § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
    § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

    Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
    § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
    § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
    § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
    § 4. Организация педагогического исследования
    § 5. Система методов и методика педагогического исследования

    Глава 7. Аксиологические основы педагогики
    § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
    § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
    § 3. Образование как общечеловеческая ценность

    Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
    § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
    § 2. Сущность социализации и ее стадии
    § 3. Воспитание и формирование личности
    § 4. Роль обучения в развитии личности
    § 5. Факторы социализации и формирования личности
    § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

    Глава 9. Целостный педагогический процесс
    § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
    § 2. Педагогическая система и ее виды
    § 3. Общая характеристика системы образования
    § 4. Сущность педагогического процесса
    § 5. Педагогический процесс как целостное явление
    § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса

    Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

    Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе
    § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
    § 2. Функции обучения
    § 3. Методологические основы обучения
    § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
    § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
    § 6. Виды обучения и их характеристика

    Глава 11. Закономерности и принципы обучения
    § 1. Закономерности обучения
    § 2. Принципы обучения

    Глава 12. Современные дидактические концепции
    § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
    § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения

    Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
    § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
    § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
    § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
    § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
    § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
    § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

    Глава 14. Формы и методы обучения
    § 1. Организационные формы и системы обучения
    § 2. Виды современных организационных форм обучения
    § 3. Методы обучения
    § 4. Дидактические средства
    § 5. Контроль в процессе обучения

    Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

    Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
    § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
    § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
    § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
    § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания

    Глава 16. Воспитание базовой культуры личности
    § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
    § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
    § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
    § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
    § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
    § 6. Воспитание физической культуры личности

    Глава 17. Общие методы воспитания
    § 1. Сущность методов воспитания и их классификация
    § 2. Методы формирования сознания личности
    § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
    § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
    § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
    § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

    Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
    § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
    § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
    § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
    § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
    § 5. Основные условия развития детского коллектива

    Глава 19. Воспитательные системы
    § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
    § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
    § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
    § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

    Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя
    § 1. Сущность педагогической технологии
    § 2. Структура педагогического мастерства
    § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
    § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
    § 5. Этапы решения педагогической задачи
    § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач

    Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
    § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
    § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
    § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
    § 4. Планирование работы классного руководителя
    § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника

    Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
    § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
    § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
    § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
    § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
    § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
    § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
    § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности

    Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
    § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
    § 2. Понятие о технологии педагогического общения § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
    § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
    § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
    § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

    Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

    Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами
    § 1. Государственно-общественная система управления образованием
    § 2. Общие принципы управления образовательными системами
    § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

    Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
    § 1. Управленческая культура руководителя школы
    § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
    § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
    § 4. Функция организации в управлении школой
    § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

    Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
    § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
    § 2. Педагогический коллектив школы
    § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
    § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
    § 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

    Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
    § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
    § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация

    УЧЁНЫЙ ИЗ ГЛУБИНКИ

    Сластёнин Виталий Александрович

    Живи, терпеньем запасаясь впрок,

    Пустой мечтой не меряй расстоянья,

    Трудись, не покладая рук,- и в срок

    Придет к тебе и слава и признанье.

    Далеко за пределамиизвестен и славится красотой и ервозданностью наш Горный Алтай. Славится своей неповторимой природой, красавицей Катунью с ее необыкновенной красоты берегами, островками, особого цвета водой, ее жемчужиной – Телецким озером и покрытыми вечным снегом горными вершинами.

    Однако не менее богат наш родной Алтай и необыкновенными людьми. Земля Республики Алтай в том числе и наша школа, стали стартовой площадкой для многих знаменитостей – людей разных специальностей. В их числе есть крупные ученые, писатели, художники, военные, выдающиеся спортсмены, учителя и т.д.

    «Все мы в той или иной степени несем в себе соль и воздух, тайные знаки и «родимые пятна» своей земли. По природе я русский сын Горного Алтая», - говорит о себе один из наших знаменитостей родного города Горно-Алтайска, школы №8 педагогического колледжаСЛАСТЕНИНВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

    5 сентября 1930 года в небольшом городке Горно-Алтайске, в крестьянской семье родился Виталий Сластенин. Его отец, Сластенин Александр Тимофеевич, трудился в сельхозартели «Трудовик» и «Алферово». Его уважали за справедливость, честность и великое трудолюбие, природную смекалку. Вот именноон изаложил

    основы тех личностныхкачеств, которые стали определяющими в характере сына.

    О матери Виталия Сластенина, Клавди Николаевне, люди досих пор вспоминают с особенной теплотой. Она и своих детей и чужих в детском садике швейной фабрики учила доброте, пониманию чужой боли, состраданию и желанию помочь тому, кому сегодня плохо.

    «О детстве у меня самые нежные воспоминания, хотя жизнь была непростая. С самых ранних лет подростками мы трудились в колхозе, а в годы войны заменили отцов. Довелось работать и подпаском, и в поле на пахоте и бороновании. Все делали», - вспоминает Виталий Александрович.

    Случалось, что пас он и колхозное стадо в 300 коров. Работали с 5-ти и допоздна ежедневно, и в жару и в холод, помогали зарабатывать семье на хлеб.

    Талант педагога у Виталия раскрылся рано. В семье было трое детей, Виталий был старшим. Ему приходилось опекать брата и сестру, рассказывать им сказки, сочинять рассказы, мастерить игрушки. А потом, с холщевой ученической сумкой с улицы Улалушинской он шагал в начальную школу №8. О новой строящейся школе он в письме из Москвы нам писал: «Когда в конце Карагужинской (ныне П.Кучияк) улицы строилась новая школа, нам, колхозным Мальчишкам и девчонкам, она казалась гигантским сооружением».

    Виталий был пытливым любознательным мальчиком, учился всегда хорошо, занимался в школе спортом: бегал на лыжах, занимался легкой атлетикой, и потом, поступив в Горно-Алтайское педучилище, продолжал и учиться отлично, и спортом заниматься. Он всегда был активистом..

    В нашей школе он был секретарем Комитетакомсомола.

    В своем письме из Москвы о годах учебы в школе он пишет: «Моя учеба в школе по времени с Великой Отечественной войной.. Но, может быть, именно это тяжелое испытание делало нас дружными, честными, трудолюбивыми. Не считайте это преувеличением, но правда состоит в том, что школьные уроки стали для меня подлинными уроками жизни. Самый главный из этих уроков я сформулировал для себя так: «Счастье не прилетает на призрачных крыльях везенья – счастье добывается в труде».Среди учителей много было эвакуированных, поэтому они часто менялись. Но всегда помню свою первую учительницу, Клавдию Матвеевну Селютину. Доброе слово о ней я сказал в журнале «Начальная школа», 1981г. №4.

    В 1944 году вступил в комсомол и один год был секретарем комитета комсомола.

    Удивительно, чтоВиталий Александрович до сих пор помнит, кто был выдающимся спортсменом и даже, кто занял первое место в беге на 800 метров.: «Самым выдающимся спортсменом-многоборцем у нас был Михаил Кречетов… Сергей Мельников стал позднее многократным чемпионом области, города, края. Чемпионом края на 80 метров была Маша Шанина…»

    В 1945 году Виталий окончил семилетку и поступил в Горно-Алтайское педагогическое училище, где встретился с человеком, который предопределил его будущее, разбудил интерес к тонкому искусству воспитания. Этим человеком был Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Все свободное время Виталий Сластенин проводил в библиотеке, которая досталась педучилищу от Московского педагогического института им. К. Либкнехта. Там он встретился с умными яркими книгами С.Т.Шацкого.

    В.Н.Сорока-Росинский был вырван из Ленинградской блокады, он был первопроходцем новой социалистической педагогики, был в то время уже старым больным человеком. Своим любознательным студентам он говорил: «Дорогие юные мои Шкрабы! Станислав Теофилович был из породы цельных, бескомпромиссных людей, которых мы называем настоящими. А настоящим людям, как известно, жить намного труднее, чем ненастоящим, так как настоящие создают, борются, думают, ищут. Ищут, находят, теряют, ошибаются, поднимаются и снова идут вперед…»

    Эти слова и нам стоит взять себе в дорогу.

    В 1948 году Виталий Сластенин поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. Студенческая жизнь захватила его, и там кроме учебы онпродолжает заниматься спортом – неоднократный чемпион института, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам. В университете у него много замечательных наставников, но главным он считает Ивана Фомича Свадовского, который еще более увлекает проблемами педагогики.

    В 1952 году Сластенин закончил МГПИ им. В.И.Ленина, и в том же году поступает в аспирантуру по кафедре педагогики начального обучения. Кроме учебы и спорта Виталий Александрович очень любит журналистику; он участник создания институтской газеты «Ленинец». В газете он вел несколько рубрик и называл себя «многостаночником». А многие из его товарищей потом стали журналистами, спортивными обозревателями, поэтами.Поэзия захватывает и Виталия Александровича, из-под его пера выходит много замечательных стихов.

    В 1956 году, защитив диссертацию, 26-летний кандидат наук едет работать в Тюменский пединститут и почти сразу проректором по учебной и научной работе. В Тюмени же был принят в Союз Журналистов. Пишет очерки, печатаётся в газете «Звезда Алтая»; он – автор газеты «Тюменская правда», областного радио и телевидения, где ведет передачу «Я и время».

    Кто дал ему познание в «могучем « русском языке? Привил бережное отношение к родному слову?

    По словам В.А.Сластенина, все это дала ему Ольга Михайловна Чепкина, которая вела в педучилище русский язык: «Ох, как она нас гоняла, требовала!? Из-за нее только я так «возненавидел» русский язык, что стал членом журналистов СССР».

    В 1966 году за высокие достижения в науке и общественной деятельности он был награжден орденом «Знак почета».

    В 1969 году его забирают в аппарат Министерства Просвещения Р.Ф. Из-под его пера выходят новые научные работы по подготовке учителей разных специальностей: химии, биологии, литературы, русского языка, физического воспитания, труда, иностранных языков и другие. Он читает лекции по подготовке курсовых и дипломных работ студентов МГПИ им В.Ленина.

    В это же время он сочетает административную, научную и преподавтельскую работу. Диву даешься, как может успевать все это один человек?! Ведь это под силу коллективу. Кажется, на выполнение такой огромной работы не должно хватать и суток.

    1977 год – В.А.Сластенин защитил докторскую диссертацию.

    1978 год – он избирается заведующим кафедрой педагогики начального обучения. В этом же году ему присваивают звание профессора.

    1982 год -избран деканом педагогической психологии высшей школы. В это же время В.А.Сластенин был удостоенодной из самых почетных для педагога наград – медали К.Д.Ушинского.

    Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор А.В. Мудрик отмечает, что В.А.Сластенин – яркое и неординарное явление в теории и практике педпгогического образования.

    Это крупнейший российский ученый. Число трудов его достигло более 350. Создал более двух десятков учебников и учебных пособий по педагогике, большая часть которых переведена на другие языки. Его книги изданы на 20 языках: немецком, китайском, латышском, болгарском, лаосском, вьетнамском, испанском, чешском, финском, японском и других языках.

    Он неутомимый труженик, одаренный организатор, воспитал мощный коллектив исследователей-единомышленников, пользующихся тоже мировым признанием.

    Предметом гордости ученого составляют его ученики. Это около 200 кандидатов наук, около 50 докторов наук.

    Молодежи интересно с ним общаться, т.к. он поощряет независимость суждений, самостоятельность студентов, всегда готов помочь и поддержать человека. Студенты ценят его за тонкий юмор, тактичность, скромность Особое внимание он уделяет студентам-землякам из Горного Алтая, он помнит их и поддерживает с ними добрые отношения и связи.

    Студентам-первокурсникам он как-то сказал: Никто из нас не обещает вам легкого пути… Не считайте ВУЗ лишь ступенькой в большую жизнь – это сама жизнь, основное содержание которой кропотливый каждодневный труд до седьмого пота. Иначе напрасно ждать хороших результатов в делах, которые вы будете вершить.»

    Это Виталий Александрович имеет право говорить. Это Учитель многих учителей, ученых, родоначальник педагогической династии Сластениных. Жена – Елена Сергеевна – учитель биологии, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник; старшая дочь Марина – учитель иностранных языков, кандидат филологических наук, профессор Московского технологического университета;вторая дочь – Лариса Витальевна (она в этом году побывала в нашей школе, в нашем музее, на Родине отца)- психолог, кандидат психологических наук, проректор по научной работе, лауреат премии Правительства Р.Ф. в области образования; зять – Михаил Дмитриевич - кандидат педагогических наук, профессор Московского университета.

    Подрастают внуки и, надо думать, тоже продолжат дело своего знаменитого дедушки.

    Что же главное в этом человеке?

    Наверное, это широкая эрудиция, огромный1 творческий труд до седьмого пота, надежность, доступность, доброта, бережное, уважительное отношение к людям, независимо, кто они.

    -Удалось ли сделать все, что задумано?- задает Виталию Сластёнину

    вопрос корреспондент «Звезды Алтая».Он говорит о том, что его сегодня больше всего тревожит. С горечью он наблюдает за тем, как одна из самых жизнестойких и обеспечивающих систем образования переживает кризис. Его очень огорчает, что за последнее время наши школьники не стали побеждать на международных олимпиадах и конкурсах. А ведь долгое время не было равных нашим сельским школьникам из Орловской, Калужской областей.

    Он побывал в Зимбабве. Маленькая африканская страна, но там более 12% национального дохода идет на образование, а у нас – 0,4%. Его душа болит о судьбах современной школы; о том, что выхолащивается гуманитарная составляющая из содержания образования, что извращается история, в загоне речевая культура. По мнению В.Сластенина, вытянуть, сохранить страну может молодежь, идущая на смену: образованная, высококвалифицированная патриотичная.

    «Вот копируем Америку, но не заимствуем у них подход к величайшей ценности – патриотизму, который там воспитывается с раннего детства. У нас же стоит лишь заговорить о патриотизме, начинают упрекать в национализме. Но ведь человек без корней, без любви к Родине никогда не приобщится к мировой культуре, цивилизации», - с горечью замечает этот ученый. А ещё очень точно он утверждает, отвечая на вопросы журналиста «Звезды Алтая»:» Страна, которая не заботится о школе, образовании, не имеет будущего».

    СлучалосьВиталию Александровичу бывать в США, в известном Гарвардском университете, который готовит элиту США. С гордостью он утверждает, что по глубине и широте преподавания он уступает многим нашим региональным вузам, не говоря о МГУ.

    Но несколько успокаивает то, что в последнее время растет конкурс в ВУЗы. А это значит – молодежь понимает: без образования, без знаний трудно жить достойно в современном мире. «Общество все больше проникается заботой о школе и потому есть надежда, что мы все-таки не позволим до конца разрушить нашу уникальную систему,»- с надеждой говорит В.А.Сластенин.

    Самым главным в профессии учителя он считает ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ: «Высшее для меня счастье, когда кому-то удается сделать добро, помочь найти место в жизни выпрямиться духовно – это движет всеми моими поступками и помыслами».

    Вот о таком необыкновенном человеке, ученом из глубинки, Учителе учителей, нашем выпускнике, жившем и учившемся в нашем Горно-Алтайске мне и хотелось поведать сегодня. Это – гордость нашей школы, педагогическогоколледжа, города, Республики и нашей страны.

    Сластенин Виталий Александрович – это действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы, Лауреат премииПравительства Р.Ф. в области образования, Заслуженный деятель науки Р.Ф., член Союза журналистов и так далее.

    И все это один человек – Сластенин Виталий Александрович – выпускник нашей школы 1945 – го года.

    Закончить хотелось его стихотворением:

    Что значит жизнь – взмах птичьего крыла

    Иль поцелуй, дарованный украдкой,

    Извечная борьба добра и зла,

    Страстей жестоких яростная схватка?

    Одни едва влачат свой долгий век,

    Другие время прожигают праздно.

    Жизнь многолика, как и человек,

    И, как и он, она многообразна.

    Летят года, превратностей полны,

    И не успеешь оглянуться даже,

    Как дни твои давно уж сочтены,

    И у порога смерть стоит на страже.

    И некому подать тебе свечу,

    Чтоб мог ты к солнцу высветить дорогу,

    И самому искусному врачу

    Не исцелить в душе твоей тревогу.

    И некому тебя заворожить

    От хвори и от всяческих напастей.

    Так что же делать?Просто надо жить.

    И жизнь свою ценить, как ценят счастье.

    Жить так, чтоб не погас огонь в крови,

    О том, что не сбылось, не сожалея,

    И славить жизнь, коль от твоей любви

    Кому-то стало чуточку теплее.

    Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
    Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.Введение в педагогическую деятельность.
    Общая характеристика педагогической профессии.
    Возникновение и становление педагогической профессии.
    Особенности педагогической профессии.
    Перспективы развития педагогической профессии.
    Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
    Профессиональная деятельность и личность педагога.
    Сущность педагогической деятельности.
    Основные виды педагогической деятельности.
    Структура педагогической деятельности.
    Учитель как субъект педагогической деятельности.
    Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
    Профессионально-педагогическая культура учителя.
    Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры.
    Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры.
    Технологический компонент профессионально-педагогической культуры.
    Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.
    Профессиональное становление и развитие педагога.
    Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
    Развитие личности учителя в системе педагогического образования.
    Профессиональное самовоспитание учителя.
    Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
    Общие основы педагогики.
    Педагогика в системе наук о человеке.
    Общее представление о педагогике как науке.
    Объект, предмет и функции педагогики.
    Образование как социальный феномен.
    Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.
    Связь педагогики с другими науками и ее структура.
    Методология и методы педагогических исследований.
    Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога.
    Общенаучный уровень методологии педагогики.
    Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
    Организация педагогического исследования.
    Система методов и методика педагогического исследования.
    Аксиологические основы педагогики.
    Обоснование гуманистической методологии педагогики.
    Понятие о педагогических ценностях и их классификация.
    Образование как общечеловеческая ценность.
    Развитие, социализация и воспитание личности.
    Развитие личности как педагогическая проблема.
    Сущность социализации и ее стадии.
    Воспитание и формирование личности.
    Роль обучения в развитии личности.
    Факторы социализации и формирования личности.
    Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
    Целостный педагогический процесс.
    Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
    Педагогическая система и ее виды.
    Общая характеристика системы образования.
    Сущность педагогического процесса.
    Педагогический процесс как целостное явление.
    Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
    Теория обучения.
    Обучение в целостном педагогическом процессе.
    Обучение как способ организации педагогического процесса.
    Функции обучения.
    Методологические основы обучения.
    Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
    Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
    Виды обучения и их характеристика.
    Закономерности и принципы обучения.
    Закономерности обучения.
    Принципы обучения.
    Современные дидактические концепции.
    Характеристики основных концепций развивающего обучения.
    Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
    Содержание образования как основа базовой культуры личности.
    Сущность содержания образования и его исторический характер.
    Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
    Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
    Государственный образовательный стандарт и его функции.
    Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
    Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
    Формы и методы обучения.
    Организационные формы и системы обучения.
    Виды современных организационных форм обучения.
    Методы обучения.
    Дидактические средства.
    Контроль в процессе обучения.
    Теория и методика воспитания.
    Воспитание в целостном педагогическом процессе.
    Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
    Цели и задачи гуманистического воспитания.
    Личность в концепции гуманистического воспитания.
    Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
    Воспитание базовой культуры личности.
    Философско-мировоззренческая подготовка школьников.
    Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
    Формирование основ нравственной культуры личности.
    Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.
    Формирование эстетической культуры учащихся.
    Воспитание физической культуры личности.
    Общие методы воспитания.
    Сущность методов воспитания и их классификация.
    Методы формирования сознания личности.
    Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
    Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
    Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
    Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
    Коллектив как объект и субъект воспитания.
    Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
    Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.
    Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.
    Этапы и уровни развития детского коллектива.
    Основные условия развития детского коллектива.
    Воспитательные системы.
    Структура и этапы развития воспитательной системы.
    Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
    Классный руководитель в воспитательной системе школы.
    Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.
    Педагогические технологии.
    Педагогические технологии и мастерство учителя.
    Сущность педагогической технологии.
    Структура педагогического мастерства.
    Сущность и специфика педагогической задачи.
    Типы педагогических задач и их характеристика.
    Этапы решения педагогической задачи.
    Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
    Технология конструирования педагогического процесса.
    Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
    Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
    Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
    Планирование работы классного руководителя.
    Планирование в деятельности учителя-предметника.
    Технология осуществления педагогического процесса.
    Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
    Структура организаторской деятельности и ее особенности.
    Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
    Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.
    Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.
    Технология организации развивающих видов деятельности школьников.
    Технология организации коллективной творческой деятельности.
    Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
    Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.
    Понятие о технологии педагогического общения §.
    Этапы решения коммуникативной задачи.
    Стадии педагогического общения и технология их реализации.
    Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
    Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
    Управление образовательными системами.
    Сущность и основные принципы управления образовательными системами.
    Государственно-общественная система управления образованием.
    Общие принципы управления образовательными системами.
    Школа как педагогическая система и объект научного управления.
    Основные функции внутришкольного управления.
    Управленческая культура руководителя школы.
    Педагогический анализ во внутришкольном управлении.
    Целеполагание и планирование как функция управления школой.
    Функция организации в управлении школой.
    Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.
    Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
    Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.
    Педагогический коллектив школы.
    Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.
    Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.
    Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
    Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей.
    Инновационная направленность педагогической деятельности.
    Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.