Анализ рассказа хамелеон. Анализ «Хамелеон» Чехов. История создания рассказа “Хамелеон”

Несмотря на небольшой объем, рассказ "Хамелеон" Чехова (1884) насыщен большим количеством действующих лиц, мастерски обрисованных писателем. Центральный образ рассказа - образ Очумелова, который изображен Чеховым сатирически. Очумелов высмеивается автором за свое одновременно и подобострастное поведение (когда речь идет о сильных), и пренебрежительное, высокомерное (когда ему кажется, что он хозяин положения). Название рассказа "говорящее", однако и здесь Чехов очень оригинален: ведь в природе хамелеон изменяет окраску, приспосабливается для того, чтобы защитить свою жизнь, тогда как Очумелов ведёт себя так просто потому, что не может преодолеть в себе внутреннего рабства, заставляющего его пресмыкаться перед сильным и помыкать слабым.

Сюжет рассказа "Хамелеон" прост, но он мотивирован характером главного героя: и шинель, которую то снимает, то надевает Очумелов, и его речь, то льстивая, то грубая, но всегда неискренняя, и его жестикуляция, призванная подчеркнуть власть, но становящаяся иногда просто жалкой, - всё это не случайно, всё это отражает подлинную сущность насмерть перепуганного "нижнего чина", которому необходимо сделать правильный выбор и который смертельно боится ошибиться... Следует отметить, что в рассказе Хамелеон одним из важнейших средств характеристики героя является речевая характеристика, и здесь Чехов умело показывает (на лексическом и синтаксическом уровнях прежде всего) ограниченность и примитивность героя, его неспособность к выражению своих мыслей (правда, можно предположить, что это также связано и с почти полным отсутствием последних...).

Кроме образа пивного героя, привлекают внимание образы Хрюкина и толпы. Хрюкин, "золотых дел мастер", вызывает неприятие своим нечеловечески жестоким поведением по отношению к беззащитной собаке ("Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха..." - говорит кто-то из толпы, объясняя, почему собака "тяпнула" Хрюкина), своим стремлением "урвать положенное" тогда, когда он сам виноват в произошедшем. А толпа, настроение и симпатии которой постоянно изменяются, которая в финале рассказа "хохочет над Хрюкнным", представляет собой худшую часть общества, интересы которой выражены в известной формуле "Хлеба и зрелищ!", в ней люди теряют человеческий облик, превращаясь в безмозглое стадо, топчущее слабого и трусливо заглядывающее в рот сильному.

Единственный персонаж рассказа, который вызывает к себе сочувствие, - это собака. Ее-то как раз и по-человечески жаль, потому что она оказалась втянута людьми в их "человеческие" забавы, и от этого ей плохо и страшно...

Нравственная позиция автора в рассказе "Хамелеон" однозначна: он осуждает Очумелова, который теряет человеческое достоинство, стараясь угодить сильному и унижая слабого; он сочувствует живому существу, которое безвинно страдает в жестоком мире людей-нелюдей.

Юмористический рассказ «Хамелеон» относится к раннему этапу творческого пути Антона Павловича Чехова . Будучи учеником гимназии, юный Чехов уже начал писать, в основном это были заметки веселые подписи к рисункам, сценки рассказы. В студенческие годы под псевдонимом «Антоша Чехонте» публиковал юморески и фельетоны в юмористических журналах. Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году, когда писатель окончил учебу и начал работать врачом. Писатель продолжал сотрудничать с журналами, возможно, по этой причине в произведении чувствуются характерности публицистического жанра. Но делать выводы, что это является недостатком рассказа, было бы неверно, напротив, стиль исполнения придает ему особую прелесть и уникальность. Молодой человек был начинающим писателем лишь в плане известности, но мастерство и глубина в произведении заметны явно не юношеские.

Главный герой , полицейский надзиратель Очумелов был показан в разных жизненных ситуациях. Образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.

Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто ее хозяин, весьма показательна и характерна для всех времен и народов. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.

К сожалению, современное общество также продолжает производить Очумеловых. Рабская психология , а именно ее высмеивает Чехов в своем юмористическом рассказе, всегда была выгодна «власти предержащим».

Анализ литературных приемов, использованных в произведении позволяет сделать вывод о то, что оно написано в стиле реализма . Во время прочтения воображение без всяких усилий рисует очень яркую и точную картину происходящего. Возможно, причиной тому особая форма изложения, характерная только Чехову и являющаяся его «визитной карточкой». В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Но именно это усиливает невероятно образы героев и позволяет рассмотреть их с максимальной ясностью, не отвлекаясь на посторонние детали. Только суть, самое важное и значимое вырезается острым кинжалом в памяти и на сердце.

Анализ рассказа «Хамелеон» - не единственное сочинение, доступное на сайт:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

Не один свой рассказ посвятил Чехов теме человеческой глупости, грубости и тому, как раболепствовали и заискивали люди перед выше поставленными личностями. Представляет он в произведениях самые обычные, повседневные ситуации. Рассказывает об этом с юмором. Но, за смехотворным скрывается грустная картина современного ему общества.

Так и в рассказе «Хамелеон» он изображает совсем простой случай. Мастера Хрюкова кусает за палец собака. Он, в надежде поживиться, начинает призывать к порядку и закону, называя себя пострадавшим. Проходивший мимо полицейский надзиратель вначале соглашается с ним. Но, как только он услышал из толпы, что эта собака может оказаться генеральской, он тут же меняет свое мнение.

Его и подразумевал Чехов под «хамелеоном». Как ящерица меняет свой окрас, приспосабливаясь к окружающей среде, так и надзиратель Очумелов менял свое мнение. Он тоже приспосабливался. Ведь если собака не бродячая, а генеральская, то тогда в его глазах мастер не прав.

Несколько раз на протяжении всего рассказа происходит перемена в полицейском. Как только он слышит новое мнение из толпы, то тут же иначе расценивает ситуацию. Из его поведения видно, что он заискивает перед генералом, боится каким-либо образом оскорбить ему. И, такие ситуации происходили сплошь и рядом.

Очумеловым руководят этот страх перед выше поставленным лицом и корыстолюбие. Если бы собака была бродячей, то он надеялся что-нибудь поиметь с этого дела, сорвать штраф. О том, что он корыстолюбив, можно судить еще с самого начала этого рассказа. Он идет по площади с, по-видимому, только что собранной данью с кого-то за проступок – с узелком и конфискованным крыжовником.

Не слишком отличается от Очумелова и сам пострадавший. По отношению к собаке он чувствовал свою силу перед ней. Не зря из толпы вылетают такие подробности о том, что он издевался над животным. Но как только собака укусила Хрюкина, то он тотчас же решил обернуть это дело себе на пользу. Он кичится и тем, что у него брат жандарм. А как только начинает меняться мнение об этой ситуации у Очумелова, то и он начинает раболепствовать перед ним.

Эта система отношений, когда одни преклоняются и заискивают перед теми, кто чином и положением в обществе выше – типичны для того времени. С иронией и грустью рассказывает об этом автор. Он считал, да и видел, что присуще это большей части людей. Отсутствие собственного мнения, человеческого достоинства и жестокий деспотизм – вот плоды таких взаимоотношений.

Анализ произведения Хамелеон

Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году. Лейтмотивом произведение становится сатирическое высмеивание мещанских нравов. В центре сюжета – история полицейского надзирателя Очумелова, которому в рассказе предстоит отыграть роль пресловутого «хамелеона».

В качестве примера того, до чего может опуститься человек в слепом своем подобострастии перед высшими чинами, автором наглядно показана ситуация с собакой. Для Очумелова не имеет значения то, как обстоят дела на самом деле, он не стремится узнать правду. Основная его задача – сохранить должность и как можно сильнее выслужиться перед генералом. Таким образом, весь сюжет строится вокруг метаний Очумелова между двух огней. Нужно либо осудить Хрюкина, либо пристрелить дурную собаку на месте. Исход событий зависит от того, кому принадлежит собака. Не трудно догадаться, что в первом случае собственником будет являться генерал. Подобно хамелеону Очумелов меняет окраску, умело подстраиваясь под ситуацию.

В его поведении и в его словах кроется по-настоящему абсурдное отношение к жизни. И ведь правда, с какой поразительной скоростью и с каким рвением он сменяет одно решение на другое, абсолютно противоположное! Суть рассказа заключается в том, что герой не замечает всей абсурдности своих поступков, так как привык вести себя подобным образом и нисколько не переживает о том, какое впечатление он производит на окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы показать таким людям, как они выглядят со стороны, продемонстрировать их настоящую суть и заставить, таким образом, что-то поменять в своей жизни, узнать себя и стать лучше.

Как это ни печально, но такая черта как желание угодить, подстроиться, есть в каждом из нас. Вопрос в том, насколько она выражена и насколько мы ее осознаем. Необходимо видеть в себе этот недостаток и понимать, как жалко и убого выглядит раболепие. Оно лишает нас индивидуальности, превращая в пустых марионеток, желающих при каждом возможном случае угодить или услужить. Эффект воздействия рассказа на читателя усиливается благодаря юмору, тонко пронизывающему буквально каждую строчку произведения.

Для создания большего комического эффекта Чехов использует различные приемы и применяет множество художественных деталей. В частности, автором проводится своего рода аналогия: так же как хамелеон меняет свою окраску, Очумелов то снимает пальто, то опять надевает. Кроме того, Чеховым часто используются просторечная выражения и разговорная лексика, как-то: «ихняя», «харю», «пущай» и т.д. В рассказе также звучат говорящие фамилии, несущие определенную смысловую нагрузку: Очумелов, Хрюкин, Жигалов. При этом внешнее описание самих персонажей отсутствует, что говорит о собирательности образов. В рассказе речь идет не об отдельных людях, а рассматривается общество в целом.

6, 7, 9, 10 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Рябушкина Московская девушка 17 века (описание)

    Картина очень проста по смыслу. В ней нет ни каких лишних предметов, которые смогли бы отвлечь зрителя от центрового персонажа полотна. Мы видим высокую русскую девицу.

  • Сочинение Что такое Дом (рассуждение 15.3 9 класс)

    Дом – это лучшее место на Земле. У всех должно быть такое место, которое дорого душе и сердцу, в котором можно отдохнуть от дел, снять стресс, окунуться в воспоминания.

  • У меня есть друг. Его зовут Лёша. Он учится со мной в одном классе. После школы мы ходим гулять. Иногда мы играем в моем дворе, у нас там есть спортивные тренажеры. Еще мы любим играть в футбол

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

  • Сочинение по произведению Собачье сердце Булгакова

    В сюжете произведения рассказывается о том, как собака превращается в человека. Этот невероятный случай произошел в результате одного из экспериментов ученого по фамилии Преображенский

Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе. “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире.

Задачи урока:

Обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;

Расширить представления о многогранности А.П.Чехова как личности и его творчества;

Провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;

Сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;

Учить детей выразительному чтению и работе с словарями.

Ход урока

Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя с использованием мультимедийной презентации)

Изучение нового материала.

  1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.

80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.

  1. История создания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии, и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

  1. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.

3.1. Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.

3.2. Вопросы по статье учебника.

Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

— Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

— назовите лексическое значение слову «псевдоним»

  1. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.

Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)

тельное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”?

— Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?

Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует?

Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов?

Почему рассказ назван “Хамелеон”?

Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?

Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, топо-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.

Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.

Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.

Языковые и художественные особенности рассказа.

– Назначение детали в рассказе.(Вспомнить с учащимися определение детали).

В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима: новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина, «конфискованный» крыжовник, «говорящие» фамилии.

– Композиция рассказа.

Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.

– Речевая структура рассказа.

Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога – речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.

— Словарная работа: бакалейная лавка, дровяной склад, постановление.

Подведение итогов урока.

  1. Задание на дом.

Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?)

А. П. Чехов - удивительный писатель. Нескольких страниц ему было достаточно для того, чтобы раскрыть пороки общества, которые актуальны и ныне. Свидетельством этого является произведение «Хамелеон». Изучают его в 9 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет во время подготовки к уроку и ЕГЭ. Для удобства к детальному анализу прилагается краткий разбор по традиционному плану.

Краткий анализ

Год написания - 1884 г.

История создания - Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.

Тема - Центральная тема рассказа - подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе

Композиция - В основе формальной организации произведения разговор Очумелова, Хрюкина и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм, сатира.

История создания

История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А. П. Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Год написания «Хамелеона» - 1884. В этот же год произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». В 1886 г. несколько измененный рассказ вошел в сборник «Пёстрые рассказы».

В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»

Тема

Рассказ «Хамелеон» занял почетное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. В «Хамелеоне» анализ нужно начинать с характеристики проблем и образов.

В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика : сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.

Система образов неразветвленная. Главные герои - полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато дает им красноречивые фамилии.

В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ просит стражу правопорядка разобраться в случившемся. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто ее хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака - любимец брата генерала. Животное «оправдывают».

После прочтения произведения становится понятен смысл названия . Хамелеон - человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились в образе надзирателя Очумелова.

Идея рассказа -- осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.

Основная мысль : в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно - вот чему учит писатель.

Композиция

Особенность композиции произведения в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Несюжетные элементы лаконичные, важную роль в донесении идеи рассказа А. Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, два главных героя. В произведении «Хамелеон» переплелись признаки двух направлений - реализма и сатиры. Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 403.