Выделение княжеской дружины; старшая и младшая дружины. Организация русского войска в период Древней Руси. Русская дружина - Военная история Как в киевской руси называлась младшая дружина

Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава Цветков Сергей Эдуардович

Младшая дружина

Младшая дружина

Молодшие дружинники в X в. назывались отроками. Хотя они также считались боевыми членами дружины, главная их обязанность состояла в обслуживании личных нужд князя, исполнении различных его поручений. Именно такими домашними прислужниками они являются в летописи: «Посем седоша древляне пити, и повеле Ольга отроком своим служити пред ними»; когда греческие послы «придоша» к Святославу, «поклонишася ему, положиша пред им злато и паволоки», князь сказал «отрокам своим: схороните»; «и придоша отроци Володимеровы, и поведаше ему всю речь Рогнедину» и т. д.

Отроки всегда находились при князе, готовые исполнить любую его прихоть: «И се слышавше вой, разыдошася от него, Борис же стояше с отроки своими...» Русская Правда отмечает княжого отрока в одном ряду с поваром и конюхом.

Вещи из «княжеских» и дружинных курганов

Кажется, по своему положению отроки приближались к челяди, рабам, хотя и привилегированным, освобожденным от черной работы по хозяйству. Этимология слова отрок, во всяком случае, позволяет проследить происхождение молодшей дружины из рабов. В старославянском, чешском и словацком языках «отрок» собственно и значит «раб». Княжьими отроками называли, по-видимому, малолетних чужеземных пленников, обращенных в рабов. О любимом отроке князя Бориса известно, что он был родом угрин, венгр («сын угреск»). В летописном рассказе (под 968 г.) об освобождении Киева от печенежской осады важную роль играет отрок, умевший говорить по-печенежски, - должно быть, выходец из Великой степи. Среди отроков-детей могли быть и славяне, которые попадали в Киев после «примучивания» под дань очередного восточнославянского племени.

Допуская известную условность, можно сказать, что эти подростки были при князе кем-то вроде пажей и янычар одновременно. Взрослея, они становились полноценными членами молодшей дружины, воинами. «Отроци» Свенгельда выглядят настоящими боевыми дружинниками - «изоделись суть оружием и порты». Похоже, что в количественном отношении отроки преобладали над гридями. На это как будто указывают слова патриарха Фотия по поводу нападения русов на Константинополь в 860 г.: «О город, царствующий почти над всею вселенною, какое войско, не обученное военному искусству и составленное из рабов, глумится над тобою...» Не исключено, впрочем, что византийцы относили к «рабам» и гридей, княжеских холопов. Опираясь на значение слова огнищанин как «вольноотпущенный», М.Ф. Владимирский-Буданов предполагал, что некоторые старшие дружинники могли происходить из младших, невольных слуг князя.

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 3. Младшая (Восточная) Хань Период с 25 по 220 г. н. э. был завершающим в существовании империи Хань. Он отмечен нарастанием черт в жизни китайского общества, свидетельствовавших о рождении и развитии новых, средневековых отношений и конце древности.Реставрация

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Дружина Теперь бросим взгляд на состав русского общества, которым правил великий князь киевский. Высшим классом этого общества, с которым князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей,

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Юлия Младшая История дочери Юлии (которую звали Юлия Младшая) представляет собой лишь отзвуки бедствия, разразившегося в императорском доме (Веллей, ii,100). Юлию Младшую также обвинили в прелюбодеянии и сослали на пустынный островок Тример у побережья Апулии. Там она

Из книги Тамерлан. Потрясатель вселенной автора Лэмб Гарольд

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ СТАРШАЯ ГОСПОЖА И МЛАДШАЯ Самарканд строился по вкусу Тимура. В отличие от других завоевателей его расы, персидского искусства он слепо не копировал. Эмир разглядывал персидские здания, увозил с юга мастеров, но памятники Самарканда были

автора

Туллия младшая (? - около 492 года до нашей эры) Туллия была дочерью римского царя Сервия Туллия (578–534 годы до н. э.). История ее жизни ужасна, трагична, но весьма характерна для римских женщин, которые находились на расстоянии одной ступеньки от самой высокой власти. В

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Агриппина младшая (15–59 годы) После гибели Мессалины Клавдий совершенно разочаровался в женщинах. Император даже поклялся на сходке преторианцев, по свидетельству Светония, «что так как все его супружества были несчастливы, то отныне он пребудет безбрачным, а если не

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Фаустина младшая (130–176 годы) С мужем Фаустине Младшей повезло так же, как и матери с Антонином Пием. Марк Аврелий Антонин (121–180 годы) всю жизнь стремился к моральному самосовершенствованию, за что и получил уважительное добавление к своему имени - Философ. Волею судьбы

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Из цесаревен младшая Завещания не было. Точнее - не должно было быть. Все знали - Петр думал о старшей дочери. Откладывал венчание с надоевшим Голштинским герцогом. Толковал с Анной о государственных делах. Заставлял сидеть на советах. После шумной истории с красавцем

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Дружина Княжеская власть была представлена не одной только личностью князя, но и его ближайшим окружением. Княжьи служилые люди составляли замкнутое военизированное общество, делившееся на собственно военный класс - дружину и хозяйственную прислугу.Лучшей, самой

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

ДРУЖИНА Дружина, в продолжение норманнского периода, пополнялась преимущественно выходцами с дальнего севера, приходившими в Гольмгард по зову князей, участвовать в их удалых походах на берега Черного и Каспийского морей, в Европе и Азии, на Константинополь, в Дунайские

автора Федорова Елена В

Октавия Младшая Октавия Младшая была родной старшей сестрой Октавиана Августа. Она называлась младшей в отличие от ее сводной сестры Октавии Старшей (у римлян не было личных женских имен, и женщины носили имя рода, к которому принадлежали; поэтому все женщины рода

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Антония Младшая Антония Младшая, младшая дочь Марка Антония и Октавии Младшей, была женой Друза Старшего.Как пишет Плутарх, она славилась целомудрием и красотой (см. Плут. Ант. LXXXVII).У Друза Старшего и Антонии Младшей было много детей, из которых выжили трое: Германик, Ливия

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Агриппина Младшая Агриппина Младшая была старшей из дочерей Германика и Агриппины Старшей.Судьба Агриппины Младшей в молодости не была легкой. Агриппина Младшая. Мрамор. Копенгаген. Глиптотека Новый КарлсбергЕе отец, мать и двое старших братьев пали жертвой преступных

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Фаустина Младшая Фаустина Младшая, дочь Антонина Пия и Фаустины Старшей, была женой Марка Аврелия.Репутация этой женщины была не столь красива, как ее внешность; молва упорно утверждала, что она выбирала себе любовников из матросов и гладиаторов. Фаустина Младшая.

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Агриппина Младшая Женщина, которая вершила дела Римской державы, отнюдь не побуждаемая разнузданным своеволием, как Мессалина; она держала узду крепко натянутой, как если бы та находилась в мужской руке. На людях она выказывала суровость и еще чаще – высокомерие;

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

МЛАДШАЯ ДРУЖИНА, т. е. отроки, гриди, детские, пасынки и подобные им, составляли отдельный класс от старшей дружины; они также были люди вольные и могли, смотря по службе и по распоряжению князя, поступать и в старшую дружину, но, будучи младшими дружинниками, не были думцами князя и исполняли только незначительные придворные должности. Этот отдел княжеской дружины был очень многочислен; к нему причислялись все разряды вольных слуг государевых, состоявших, по тогдашнему обычаю, одновременно при дворе и в войске. Младшая дружина резко отличалась от старшей и в законодательстве русском того времени, и в летописях, где первая постоянно называется молодью, детскими, дружиной отроков, молодшей дружиной. Впоследствии, в XIII в., младшая дружина получила другое общее название - слуги, и с этого времени заметно ее преобразование. В XV в. младшие дружинники, продолжая по-прежнему называться слугами, получили в некоторых местах еще новое название «дворяне». В первый раз младшая дружина названа слугами под 1217 при описании изменнического умерщвления шестерых рязанских князей Глебом и Константином Рязанскими, которые умертвили не только князей - своих родных и двоюродных братьев, но вместе с ними «их бояры и слуги». Суздальский летописец говорит: «И яко начаша пити и веселитися и ту абье проклятый Глеб с братом вземше мечи своя начаста сещи преже князи тоже бояры и слуги их, много множество одинех князей шест, а прочих бояр и слуг без числа изби с своими слуги и с половцы». Это описывает современник события, суздалец, а московский летописец XV в. переводит по своим понятиям слово «слуги» словом «дворяне» - «прочих же бояр и дворян их без числа избиша». Новгородский летописец при описании того же события также называет княжеских слуг дворянами: «Начаста сещи прежи князи и тоже бояр и дворян множество».Следовательно, дворяне в XV в. были тем же самым, что прежде называлось молодшей дружиной, а в XIII в. - слугами.

Главные отличия младшей дружины от старшей состояли в следующем. 1. Младшая дружина не участвовала в княжеской думе и князья не объявляли ей о своих предприятиях и сношениях с другими князьями. Летопись под 1169 говорит, что когда старшая дружина говорила Владимиру Мстиславичу: «О себе еси, княже, замыслил, а не едим по тобе, мы того не ведали, Владимир же рече, взрев на децски: а се будут мои бояре». Здесь детские не сетуют, что князь не объявлял им своей думы, а являются простыми исполнителями княжеской воли. Впрочем, бывали случаи, когда князья иногда приглашали на свою думу и старшую, и младшую дружину; так, под 1143 годом сказано: «Изяслав же (с братьями) созва бояры свое и всю дружину свою и начаша думати с ними». 2. Младшим дружинникам поручались низшие должности: военные, гражданские и придворные. О должностях младшей дружины мы имеем свидетельство в «Поучении» Владимира Мономаха своим детям: «В дому своем не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящии к вам ни дому вашему, ни обеду вашему». Здесь мы видим отроков, младших дружинников, служителями в княжеском доме, поварами и приставниками к домашним должностям. Далее продолжает он: «Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чужим, ни в селех, ни в житех». Здесь отроки являются сопровождающими князя в его путешествиях по своим землям. Затем продолжает Мономах: «Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех… сам творил, что было надобе, весь наряд и в дому своем то, я творил есмь. И в ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех, и о ястрябех». Здесь мы видим отроков и на войне, и на охоте, и в доме - ловчими, конюхами, сокольниками и ястребниками. В Русской Правде в числе младших дружинников встречаются мечники и гриди, а также сельские тиуны, мытники, т. е. сборщики мытных пошлин на торгах, мостах и перевозах. На мечниках, по свидетельству Русской Правды, лежала обязанность заведовать тюрьмами, где содержались подсудимые по тяжбам о краже и разных обидах. 3. Младшие дружинники, принимая участие в военных походах князя, обычно составляли сторожевые полки его войска. По свидетельству летописей, младшими дружинниками иногда населяли целые города. Так, под 1159 Святослав Ольгович говорит Изяславу Давидовичу: «Виждь мое смирение, колико на ся поступах, взях Чернигов с семью город пустых, в них же седят псареве и половцы». Или в другом месте летописи под 1179 упоминается о волостях, занятых седельниками княжескими. Вероятно, младшими же дружинниками были заняты города, пограничные со степями, и они же содержали разъезды в степях для наблюдения за кочевниками. Этот обычай был исконным в Русской земле: еще Владимир построил несколько крепостей в Приднепровье для защиты от печенегов и других кочевников и поручил охрану их младшим дружинникам. Точно так же впоследствии московские государи построили целый ряд крепостей от Оки почти до Черного моря, в которых содержали младших дружинников. Последние поступали на службу не к одним князьям - старшие дружинники имели также целые полки младшей дружины и содержали ее за свой счет. 4. Младшие дружинники отличались от старших по своим правам перед законом; так, Русская Правда резко различает тех и других дружинников, назначая за убийство мужа, т. е. за старшего дружинника, 80 гривен, а за младшего - только 40, наравне с земцем.

Младшая дружина имела одинаковое происхождение со старшей, т. е. состояла как из туземцев, поступивших на княжескую службу, так и из пришельцев из разных стран. Люди богатые или знаменитые своим происхождением и своими подвигами поступали в старшую дружину, а люди бедные и неизвестные - в младшую. Переход из младшей дружины в старшую был возможен или по особому расположению князя, или по особым заслугам и подвигам. Так, тот отрок, который при Владимире Святом победил на поединке печенежского воина, сделался боярином с отцом своим. Другой пример того же находим в летописи: Ясин Амбал, пришедший и поступивший на службу к Андрею Боголюбскому безвестным бедняком, впоследствии был любимцем князя и имел в своих руках весь княжеский двор и власть над всеми слугами.

Свободный переход дружинников. Т. к. старшие и младшие дружинники были свободными пришельцами и поступали на службу добровольно, то поэтому так же добровольно и свободно они могли переходить со службы одному князю к другому. В московских договорных грамотах мы будем впоследствии встречать постоянную статью, которой князья обязывались не препятствовать свободному переходу дружинников от одного князя к другому: «…А боярам и слугам меж нас вольным воля». В известиях же рассматриваемого времени мы имеем только намеки на свободный переход дружинников или на отсылку их самим князем в случае какой-либо вины; так, под 1169 летопись говорит, что Мстислав Изяславич отпустил от себя Петра и Нестора Бориславичей «про ту вину, оже бяху холопе его покрале коне Мстиславли у стаде». Или под 1211 сказано: «Король Андрей (Угрский) я Володислава (боярина) в Галичи, заточи и, и в том заточенье умре, нашед зло племени своему и детям своим, княжения деля: вси бо князи не призряху детей его того ради». Здесь князья не принимают детей Володислава, потому что он хотел сделаться князем Галицким, следовательно, дети Владиславовы без этой исключительной причины могли бы перейти на службу к любому князю. Под 1237 летопись очень ясно говорит, что дружинники имели право свободного перехода от одного князя к другому; в ней при описании кончины Василька Константиновича сказано: «Бе бо Василько сердцем легок, да бояр ласков, никто бо от бояр, кто ему служил и хлеб его ел и чашу пил и дары его имел, тот никого же у иного князя можаше быти за любовь его, излише же слуги свои любляше». Был ли утвержден договорными грамотами свободный переход дружинников, как это мы видели в московский период, или основывался на одном обычае, об этом нельзя сказать ничего определенного по неимению исторических свидетельств. Вернее будет сказать, что переход поддерживался обычаем и князья не имели надобности договариваться об этом со своими дружинниками.

Организация русского войска в период Древней Руси. Русская дружина April 15th, 2015

Русское войско в период Древней Руси включала в себя две части - дружину и ополчение.

Постоянным княжеским вооруженным отрядом являлась д ружина, которая состояла из хорошо вооруженных и обученных профессиональных воинов. Исторически дружина зародились в период разложения родоплеменного строя из воинов племени группировавшихся вокруг вождя. Набиралась главным образом из детей самих дружинников. Полагалось, что достоинства отца передаются сыну. Также была распространена практика, когда лучших воинов из ополчения приглашали в княжью дружину, т.е. происхождение не имело принципиального значения. Выход из дружины был достаточно свободным - в мирное время недовольный князем воин мог от него уйти. Однако традиция такого не одобряла, и подобные уходы были редки. Князья, в свою очередь, всячески привечали дружину.


В задачи дружины входило не только ведение боевых действий против внешнего врага, но и поддержание порядка на подконтрольных территориях, сбор дани, борьба с разбойниками. По современным меркам дружина выполняла функции армии, МВД, полиции, судебной власти, службы исполнения наказаний. Также из числа дружинников назначались наместники, посадники, воеводы, которые представляли князя на подчиненных территориях. Иначе говоря, дружина совмещала в себе функции нынешних силовых ведомств, плюс частично функции исполнительной и судебной власти. Но главным все-таки было ведение боевых действий.

Начиная с XI в дружина делится на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр и, по сути, представляла собой аппарат управления княжеством. Можно провести аналогию между старшей дружиной и командным составом. Но в отличие от офицеров настоящего времени представители старшей дружины совмещали в себе как военное, так и административное управление. Из старшей дружины назначались посадники, наместники, воеводы (управители подчиненных князю уделов). Они управляли отде-льными уделами и городами, занимались организацией их обороны, фортификационными сооружениями, имели свои дру-жины, являлись начальниками гарнизонов. Также из старшей дружины назначались командиры крупных отрядов ополчения - тысяцкие (командир тысячи). Из среднего звена старшей дружины назначались члены княжеской администрации, которые тогда требовались для управления страной - мечники, вирники, мостники, сельские старосты и пр.

Младшая дружина представляла собой вооруженный отряд воинов, укомплектованный потомками приближенных лиц князя. Члены младшей дружины состояли на полном обеспечении князя и постоянно проживали на княжеском дворе в гридницах. Внутри нее была своя иерархия, основанная на возрасте и социальном статусе. Среди дружинников выделялись детские, отроки, юные, гриди, чадь и рядовичи. Первые три категории являлись детьми дружинников на разных стадиях взросления - от отданных в обучение пацанов (детские) до почти взрослых (юные). К чади относились дружинники вышедшие из простонародья. Рядовичами были дружинники-должники, служащие по ряду (договору).

Но с того времени как варяжские конунги объединили восточных славян под своей властью, должна была неизбежно произойти дифференциация среди того общественного класса, который получил название руси. Вследствие усложнившихся задач по обороне и управле­нию страны трудно уже стало соединять одновременно торговую профессию с ремеслом княжеского дружинни­ка. Так из военно-торгового класса Руси выделился осо­бый, специально-военный класс - княжеская дружина. Этот класс теперь уже не имел значения пришлого эле­мента - был туземным общественным классом. И попол­няться этот общественный класс стал уже не столько пришлыми варягами, сколько туземными элементами. Составитель начальной летописи отметил этот факт в рас­сказе о деятельности Владимира Святого по обороне гра­ниц: «и поча порубати (набирать) муже лучшие от Словен и от Кривич, и от Чюди, и от Вятичь, и от сих насели грады» (Лаврент. 119). Княжеская дружина в свою очередь расслоилась на разряды. В состав старшей дружины вхо­дили княжи мужи, бояре. Это верхний, собственно пра­вительственный слой. С ними князь думал о делах - «о строе земленем и о ратех и уставе земстем», назначал воеводами, тысяцкими и сотскими над народными опол­чениями, посадниками, или наместниками, по городам, посылал на полюдье и для сбора вир и т. д. Часть этих старших дружинников находилась постоянно при князе, составляла его придворное, домашнее общество. Это так называемые огнищане. Младшую дружину составляли гриди - телохранители князей и защитники княжеских резиденций, находившиеся не только при князьях, но и при посадниках, отроки, пасынки, детские, служившее на низших должностях и исполнявшее разные поруче­ния. Дружина находилась на иждивении князя, кото­рый ее кормил, одевал, вооружал и снабжал лошадьми. В княжеском дворце было целое помещение, называвше­еся гридница. Кроме прямых выдач необходимых пред­метов, князь старшим дружинникам, которые посыла­лись им в города посадниками, предоставлял пользоваться частью своих доходов, даней и судебных штрафов и по­шлин. Младшим дружинникам - гридям, отправляемым в города, предоставлялась на содержание часть дани; от­роки, детские, мечники кормились от дел, .которые пору­чали им князья, например, собирая дань или судебные штрафы, получали от населения корм, дары и известный процент с княжеских сборов. Наконец, князья делились с дружиной добычей и контрибуциями с побежденных. Летопись часто рассказывает о том, как князья брали города на щит. Что означает это выражение? Пленение и разграбление города и дележ добычи. Когда побежденные откупались от этого, князь брал откуп не только для себя, но и для дружины, как например Олег, взявший с греков по 12 гривен на каждое весло своих 2000 кораб­лей. Если даже считать эту подробность вымышленной, то все равно придется признать, что вымысел построен по тому, что тогда обыкновенно практиковалось.



Начало княжеского землевладения; княжеские хо­лопы.

Княжеская дружина в Х и начале XI века еще не сделалась землевладельческим классом. Но можно ска­зать, что эта будущая ее социальная позиция уже наме­чалась. Глава и вождь ее князь уже в Х веке начинал распоряжаться землей. Ольга, например, устраивала княжеские села, намечала княжеские угодья, и летопи­сец говорит, что и в его время известны были ее «ловища и перевесища». У князя Владимира Святого было любимое загородное село Берестово, где он проживал под конец жизни. В XI веке княжеское сельское хозяй­ство является уже налаженным, упрочившимся делом. Русская Правда краткой редакции говорит о рабах кня­зя, распоряжающихся и работающих на его хозяйстве, о тиунах сельском и ратайном, о рядовничии, о конюхах, говорит о княжеских стадах и домашних животных кня­зя, определяя таксу вознаграждений за причиненные князю убытки истреблением его людей, животных и хозяйственных вещей. Обращение князей к сельскому хозяйству показывает, что князья уже не удовлетворя­лись одними данями, судебными и торговыми пошлина­ми и искали себе и других источников обогащения - в занятии и эксплуатации земель и угодий. За князьями неизбежно рано или поздно должны были потянуться и их дружинники. Как увидим потом, к половине XII века наряду с княжеским землевладением и сельским хозяй­ством значительных успехов достигло и боярское земле­владение и хозяйство.

Княжеское общество; смерды.

Так, среди восточного славянства с прибытием варяжских князей образова­лось особое, отделенное от всего остального населения общество, имевшее свою особую организацию, - обще­ство, которое можно назвать княжеским. Кроме кня­зей, к нему принадлежали княжи мужи - бояре и огнищане, гриди, отроки, детские, княжеские рабы. Все эти люди состояли под особым покровительством князя, как это можно видеть из системы уголовных денежных взысканий Русской Правды. Вира за княжес­ких мужей полагалась обычно двойная; повышенное воз­награждение взималось и за княжеских рабов, отправ­лявших различные должности на дворе князя или по его сельскому хозяйству. Княжеские люди выделились не только в городском населении, но и в сельском, имен­но, так называемые смерды. Из состава сельского земле­дельческого населения, обложенного данями, князья выделили наиболее состоятельных, имевших лошадей, землевладельцев и обложили их военной повинностью. Смерды обязаны были выступать в поход вместе с кня­жеской дружиной и городскими полками, когда пред­стояла большая рать, под начальством своих старост. Поэтому смерды считались если не мужами, то княже­скими мужиками. Князья брали за их убийство вознаг­раждение, как за своих людей; брали себе их имуще­ство, если они умирали без сыновей, и т. д.

Люди.

Все остальное свободное население составля­ли люди, называвшиеся либо своими племенными име­нами - словене, кривичи, радимичи, вятичи, либо то­пографическими: новгородцы, полочане, смолняне и т. д. Эти люди составляли местные городские и сельские миры, имевшие своих старцев или старость, свои веча или сходки, связанные круговой порукой и ответственнос­тью (вервь) за преступления.

на Руси младший дружинник

Альтернативные описания

В Древней Руси - член младшей дружины князя, бывший одновременно и слугой члена старшей дружины - боярина

Перемальчик-недоюноша

Мальчик до двенадцати лет

Спаситель джинна в книге «Старик Хоттабыч» по определению самого Хоттабыча

Стихотворение А. Пушкина

Сын встарь

Тинэйджер при боярах

Глупенький мальчишка

Младший княжий дружинник

Пацан из прошлого

Юнец безусый

Старорусский тинэйджер

Стихотворение российской писательницы М. Цветаевой

Младший член дружины князя на Руси

Мальчик-подросток

Старорусский тинейджер

. «вьюноша»

Подросток встарь

Юнец, подросток

Тинейджер по-старорусски

Тин встарь

Старинный юноша

Тинейджер при боярах

Подросток

Подросток, юноша

Мальчик-подросток (устар.)

Мальчик

Младший княжеский дружинник на Руси

Волька устами Хоттабыча

Уже не мальчик, но еще не мужчина

Подросток из старинной жизни

Мальчуган

Юнец купеческих времен

Подросток, юноша

Младший княжеский дружинник в Древней Руси

Мальчик-подросток

Стихотворение А. Пушкина

. "Тинэйджер" при боярах

. "вьюноша"

М. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от до лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. Отрок, стар. церк. царская, княжеская прислуга; паж; служитель или раб вообще; урал. сорвиголова, повеса (Шейн). Отроков, -вицын, им лично принадлеж. Отрочий, -ческий, им вообще свойственый. Отрочествовать или отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту пору. Отроча ср. отрочата мн. младенец, дитя или отрок, -ковица. Отрочатин грех вменяется отцу-матери. Отрочище ср. отрочищ м. церк. отрок на возрасте; слуга. Отроколюбивый, чадолюбивый. Отрокородный год, детородный

Спаситель джинна в книге "Старик Хоттабыч" по определению самого Хоттабыча

Юнец в лоне церкви