Рассказать о отрицательных местоимениях. Отрицательные местоимения в русском языке. Синтаксические особенности отрицательных местоимений

Чтобы указать на отсутствие признака или предмета, в русском языке используются отрицательные местоимения. В данной статье приведены способы их образования, грамматические признаки, синтаксические особенности с примерами.

Отрицательные местоимения в русском языке – группа местоимений, которые указывают на отсутствие предмета или признака. Отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? и образуются с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не- от относительных и вопросительных местоимений.

Примеры отрицательных местоимений : никто, ничто, ничей, никакой, нечего, некого.

Грамматические признаки отрицательных местоимений

Отрицательные местоимения имеют такие же грамматические признаки, как и относительные и вопросительные местоимения.

  • Отрицательные местоимения никакой, ничей изменяются по родам, числам и падежам.
  • Отрицательные местоимения, образованные от местоимений кто, что – изменяются только по падежам. Отрицательные местоимения некого и нечего изменяются так же, как и местоимения никто и ничто , но не имеют формы И. п.
  • Местоименные наречия являются неизменяемыми частями речи.

Особенности склонения отрицательных местоимений с предлогами приведены в таблице.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Единственное число Множественное число
М. р. Ж. р. С. р.
И. п. никто, никакой, никакая, никакое, никакие,
Р. п. никого, никакого, никакой, никакого, никаких,
Д. п. никому, никакому, никакой, никакому, никаким,
В. п. никого, никакого/никакой,

ничьего/ничей

никакую, никакое, никаких/никакие,

ничьих/ничьи

Т. п. никем, никаким, никакой, никаким, никакими,
П. п. ни о ком, ни о каком,

ни о чьем

ни о какой,

ни о чьей

ни о каком,

ни о чьем

ни о каких,

ни о чьих

Синтаксические особенности отрицательных местоимений

Отрицательные местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую функцию.

Примеры : Никто не решил задачу (подлежащее ). Этот дом ничей (часть составного именного сказуемого ). Никакое лекарство ему не помогало (определение ). Нам было нечего обсудить (дополнение ). Ему было негде присесть (обстоятельство ).

НЕ И НИ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ

не- и ни- . Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения не́кого, не́чего не имеют именительного падежа.

1 . Запишите по образцу ничей - чей, как образованы данные слова.

Составьте 2-3 предложения с любыми из этих слов.

Некого, никакой, никто, нечего, ничто, ничей.

2 . Как вы понимаете смысл стихотворения, которое называется «Ничего»? Как произносится это слово?

Ничего

- Что купили?
- Ничего!
- Что сварили?
- Ничего!
- Что жуёте?
- Ничего?
- Как живёте?
- Ничего!

- Непонятно,
Для чего
Нужно столько
Ничего!
- Если много Ничего,
То не жалко Ничего!

чего́ [во]
ничего́ [во]
никого́ [во]
не́кого [в] о
не́чего [в] о

В отрицательных местоимениях приставка ни- безударная. В ней пишется буква и .

Н ик ого́.

45.

3 . Не или ни ? Спишите. Обозначьте условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Укажите падежи отрицательных местоимений.

1. Н..чего тому страши(т, ть)ся, кто н..чего (не)бои(т, ть)ся. 2. Хоть в ш..лк одень (не)ряху, а всё гл..деть не на что. 3. Если за день н..чему (не)научился, зря прожил день. 4. За напрасный труд н..кто спасибо (не)скажет. 4 5. Н..чьими похвалами (не)в..зносись.

(Пословицы.)

Если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

4 . Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Подчеркните дополнения. Обозначьте их падеж.

Образец:

    Валек - - (не)ответил.

    Маруся - - (не)узн..вала.

    Отец - - ещё (не)знал.

    И ты до сих пор - - ещё (не)ра..болтал, куда ходишь?

(По В. Короленко.)

5 . Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а н.. к чему н.. пр..годился. 2. Друг - це(н, нн)ый клад, (не)другу (ни)кто (не)рад. 3. Обид..ть-то каждый мож..т, а пож..леть-то н..кому. 4. Любят того, кто н.. обид..т н..кого.

(Пословицы.)

Рассмотрите примеры. В каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельные написания?

И.- ничто
Р.- ничего, ни от чего
Д.- ничему, ни к чему
В.- ничто, ни на что, ни за что
Т.- ничем, ни с чем, ни перед чем
П.- ни о чём, ни на чём

Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Н и у к ого. Н е с к ем.

46.

6 . Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Некем (с). Ничто (во). Некого (у). Ничего (для). Никого (от). Ничем (перед).

7 . Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитные написания, во вторую - раздельные написания. В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

1. (Н..)чем (н..)чего (не)сдела..шь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не) (на)кого рассчитывать в беде. 3. Глуп 3 совсем, кто (н..)знается (н..) (с)кем. 4. Скучен 3 день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..) (в)чём так свободно (не)проявля..тся народный характер, как в песн.. и в пляск.. . 6. Родную мать (н..)кем (не)замен..шь. 7. (Не) (с)кого спрашивать, когда сам виноват.

8 . Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 112).

(Не) разоч..ровался - -. (Не)прик..сался - -. (Не)разб..рается - -. (Не)ра..спрашивает - -. (Не)ра..считывает - -. (Не) уча(?)ствуете - -. (Не)пр..выкнет - -.

9 . Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

1. (Ни)кому (не)об..ять (не)об..ятного. 2. Кто пр..вык бранит(?)ся, тому н.. с кем н.. ужит(?)ся. 3. Кто поз(?)но приход..т, тот (ни)чего (не)наход..т.

(Пословицы.)

10 . Слитно или раздельно? Не или ни? Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написания не и ни в отрицательных местоимениях».

    (Н..)спеши хватать руками (н..)чего, что лежит в тарелке.

    (Н..)толкай (н..)кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

    (Н..) с кем громко (н..)разговаривай, (н..)старайся (н..)кого перекричать.

462. Как образованы данные слова? . Составьте 2-3 предложения с отрицательными местоимениями.

Некого - кого, никакой - какой, никто - кто, нечего - чего, ничто - что, ничей - чей.

Это ничей котенок. Я никого не хотел беспокоить. Некого звать, никто не придет.

463. Как вы понимаете смысл стихотворения, которое называется «Ничего»? Как произносится это слово?

Слово "ничего" - отрицательное местоимение. Оно обозначает отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества.

[н"ич"иво]

464. Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в правиле). Укажите падежи отрицательных местоимений.

465. Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Обозначьте падеж местоимений. . Подчеркните дополнения.

466. Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился. 2. Друг - ценный клад, недругу никто не рад. 3. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому. 4. Любят того, кто не обидит никого.

467. Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написаний не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в правиле). . Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Не с кем, ни во что, не у кого, ни для чего, ни от кого, ни перед чем.

Не с кем дружить, ни во что не ставил, ни для чего не пригодился, ни от кого не слышал, ни перед чем не остановится.

468. Выпишите отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитное написание, во вторую - раздельное написание. . В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

Разбежаться, отталкиваться, перепрыгнуть, соскакивать.

Атлет разбежался и перепрыгнул через планку. Надо правильно отталкиваться от земли.

469. Составьте с данными глаголами словосочетания + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. . Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их.

Не разочаровался ни в чем (П.п.), не прикасался ни к чему (Д.п.), не разбирается ни в чем (П.п.), не расспрашивает ни о чем (П.п.), не рассчитывает ни на что (В.п.), не участвует ни в чем (П.п.), не привыкнет ни к чему (Д.п.).

Разочаровался - чары, чаровать, очаровать, очароваться.

470. Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни. . В каких ситуациях общения вы могли бы употребить эти пословицы?

1. Никому не объять необъятного. 2. Кто привык браниться, тому ни с кем не ужиться. 3. Кто поздно приходит, тот ничего не находит.

471. Прочитайте и озаглавьте текст. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд. Объясните изученные орфограммы в местоимениях.

472. Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях».

Не спеши хватать руками, ничего, что лежит в тарелке.
Не толкай никго, кто сидит с тобой рядом, под локоть.
Ни с кем громко не разговаривай, не старайся никого перекричать.

473. Выпишите существительные, прилагательные, глаголы и местоимения в две колонки.Слитное написание | Раздельное написание

474. Диктант. Обозначьте условия выбора орфограммы «Не и ни в отрицательных местоимениях».

1. Странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук слышался где-то совсем недалеко. 2. Хотя Петя и сидел на шелковице, но он никого и ничего не уивдел. 3. Нечего и говорить, как Петя обрадовался предложению покататься на рыбачьей лодке. 4. Казалось, что ни на кого не мог надеяться тонущий в море человек. 5. Ничем не отличатся Родион Жуков от матросов мятежного корабля.

От каких местоимений и с помощью чего образованы отрицательные местоимения? Какая приставка в этих местоимениях всегда безударная, а какая - ударная? Почему эти местоимения называются отрицательными?

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа.

1. Запишите по образцу, как образованы данные слова.

Образец: ничей ← чей.

Некого, никакой, никто, нечего, ничто, ничей.

Составьте 2-3 предложения с любыми из этих слов.

В отрицательных местоимениях приставка ни- безударная, а приставка не- бывает только под ударением.

2. Не или ни? Спишите. Обозначьте орфограмму . Укажите падежи отрицательных местоимений.Н..чего тому страши(т, ть)ся, кто н..чего (не) бои(т, ть)ся. 2. Хоть в ш..лк одень (не)ряху, а всё гл..деть не на что. 3. Если за день н..чему (не)научился, зря прожил день. 4. За напрасный труд н..кто спасибо (не)скажет. 5. Ничьими похвалами (не) возносись. (Пословицы.)

3. Если при сказуемом есть частица не, то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

Вставьте отрицательные местоимения, чтобы усилить отрицание. Подчеркните дополнения. Обозначьте их падеж.

Образец: Эта вещь никому не нужна.

1. Валек - - (не)ответил. 2. Маруся - - (не)узн..вала. 3. Отец - - ещё (не) узнал. 4. И ты до сих пор - - ещё (не)ра..болтал, куда ходишь?

(По В. Г. Короленко.)

Рассмотрите таблицу. В каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельные написания?

И.- ничто

Р.- ничего, ни от чего

Д.- ничему, ни к чему

В.- ничто, ни на что, ни за что

Т.- ничем, ни с чем, ни перед чем

П.- ни о чём, ни на чем.

Если ни и не отделены предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

4. Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте орфограмму . Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Образец: Нечего (из-за).- Не из-за чего вам ссориться.

Некем (с). Ничто (во). Некого (у). Ничего (для). Никого (от). Ничем (перед).

5. Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитные написания, во вторую - раздельные написания. В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

1. (Н..)чем (н..)чего (не)сдела..шь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не)(на)кого ра..считывать в беде. 3. Глуп совсем, кто (н..)знается (н..)(с)кем. 4. Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..)(в)чём так свободно (не)проявля..тся народный характер, как в песн.. и в пляск.. . 6. Родную мать (н..)кем (не)замен.лнь. 7. (Не)(с)кого спрашивать, когда сам виноват.

Выпишите остальные слова с пропусками, обозначьте в них орфограммы.

6. Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений.

(Не) разоч..ровался - - . (Не) прик..сался - - . (Не) разб..рается - - . (Не) ра..спрашивает - - . (Не) ра..считывает - - . (Не) уча ствуете - -. (Не) пр..выкнет - - .

Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их.

7. Слитно или раздельно? Не или ни? Спишите, обозначьте орфограммы , .

1. За столом (н..)кто у нас не лишний, по заслугам каждый нагр..ждён. 2. Наша юность чиста и горда, (не)поставить её на колени (н..)кому, (н..) (за) что, никогда. 3. (Н..)какая сила в мир.. нас с дорог.. (не)свернёт . 4. Нам (н..)кого и (н..)чего боят..ся. 5. Кто был (н..)чем, тот стан..т всем.

8. Выпишите существительные, прилагательные, глаголы в две колонки.

Пишутся слитно. | Пишутся раздельно.

Укажите предложения с однородными сказуемыми.

9. Диктант. В каком значении употреблено слово весело? Обозначьте орфограмму .

Джонни.

Жил на свет.. Джонни,

Зна..те его?

(Не) было у Джонни

Ровно (н..)чего!

(Н..)чего покушать,

(Н..)чего надеть,

(Не)(к)чему стремиться,

(не)(о)чем жалеть,

(Не) чего бояться,

(Не)чего терять…

Весело живётся,

(Не)чего сказать!

Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни- . Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения не́кого, не́чего не имеют именительного падежа.

419 . Запишите по образцу ничей - чей, как образованы данные слова.

      чего́ [во]
      ничего́ [во]
      никого́ [во]
      не́кого [в] о
      не́чего [в] о

421 . Не или ни ? Спишите. Обозначьте условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Укажите падежи отрицательных местоимений.

1. Н..чего тому страши(т, ть)ся, кто н..чего (не)бои(т, ть)ся. 2. Хоть в ш..лк одень (не)ряху, а всё гл..деть не на что. 3. Если за день н..чему (не)научился, зря прожил день. 4. За напрасный труд н..кто спасибо (не)скажет. 4 5. Н..чьими похвалами (не)в..зносись.

(Пословицы.)

Если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

422 . Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Подчеркните дополнения. Обозначьте их падеж.

Образец:

  1. Валек - - (не)ответил.
  2. Маруся - - (не)узн..вала.
  3. Отец - - ещё (не)знал.
  4. И ты до сих пор - - ещё (не)ра..болтал, куда ходишь?

(По В. Короленко.)

423 . Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а н.. к чему н.. пр..годился. 2. Друг - це(н, нн)ый клад, (не)другу (ни)кто (не)рад. 3. Обид..ть-то каждый мож..т, а пож..леть-то н..кому. 4. Любят того, кто н.. обид..т н..кого.

(Пословицы.)

Рассмотрите примеры. В каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельные написания?

      И.- ничто
      Р.- ничего, ни от чего
      Д.- ничему, ни к чему
      В.- ничто, ни на что, ни за что
      Т.- ничем, ни с чем, ни перед чем
      П.- ни о чём, ни на чём

424 . Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Некем (с). Ничто (во). Некого (у). Ничего (для). Никого (от). Ничем (перед).

425 . Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитные написания, во вторую - раздельные написания. В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

1. (Н..)чем (н..)чего (не)сдела..шь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не) (на)кого рассчитывать в беде. 3. Глуп 3 совсем, кто (н..)знается (н..) (с)кем. 4. Скучен 3 день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..) (в)чём так свободно (не)проявля..тся народный характер, как в песн.. и в пляск.. . 6. Родную мать (н..)кем (не)замен..шь. 7. (Не) (с)кого спрашивать, когда сам виноват.

426 . Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 112).

(Не)разоч..ровался - -. (Не)прик..сался - -. (Не)разб..рается - -. (Не)ра..спрашивает - -. (Не)ра..считывает - -. (Не) уча(?)ствуете - -. (Не)пр..выкнет - -.

427 . Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

1. (Ни)кому (не)об..ять (не)об..ятного. 2. Кто пр..вык бранит(?)ся, тому н.. с кем н.. ужит(?)ся. 3. Кто поз(?)но приход..т, тот (ни)чего (не)наход..т.

(Пословицы.)

428 . Слитно или раздельно? Не или ни? Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написания не и ни

  1. (Н..)спеши хватать руками (н..)чего, что лежит в тарелке.
  2. (Н..)толкай (н..)кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.
  3. (Н..) с кем громко (н..)разговаривай, (н..)старайся (н..)кого перекричать.

429 . Выпишите существительные, прилагательные, глаголы в две колонки.

Слитное написание | Раздельное написание

Укажите предложения с однородными сказуемыми.

1. Трудовая жизнь (не)сгорбила, а даже выпр..мила мою мать, научила встречать (не)взгоды грудью, (н..)кого и (н..)чего (не)бояться, (н..) (от)кого (не)зависеть и верить в свои руки. 2. Мой товарищ (н..) (в)чём (н..)кому (не)отказывал, помогал молодёжи 3 , у него (не)было ни минуты свободного 2 времени 3 . 3. Сосед наш был человек (не)многословный, и (н..)кто (не)знал, что он сов..ршил подвиг.

430 . Диктант . Обозначьте условия выбора орфограммы «Не и ни в отрицательных местоимениях».

1. Странный, тихий, н..(на)что не похожий прерывистый звук слыш..лся где-то совсем нед..леко. 2. Хотя Петя и с..дел на шелковице, но он (н..)кого и (н..)чего (н..)увид..л. 3. (Не)чего и говорить, как Петя обрадовался приглашению пок..таться на рыбач..ей лодке. 4. К..залось, что н..(на)кого (не)мог надеяться тонущий в море человек. 5. (Н..)чем (н..)отл..чался Родион Жуков от матросов мятежного корабля.

(По В. Катаеву.)