Презентация питание в 15 16 веках. Презентация по истории "Культура и быт конца XV - XVI вв". Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"


Архитектура В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование старых архитектурных традиций и их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.


Так, например, в годах приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский Собор.


Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году в ознаменование покорения Казани храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Интересно, что первоначально собор был белым, а привычную нам окраску получил лишь в XVII веке.




Живопись Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов.




Просвещение Одним из наиболее крупных достижений явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. Организация «государева Печатного двора» была поручена Ивану Федорову.




Быт Бытовые условия жизни русских людей изменились мало. По-прежнему основным типом жилища была изба, топившаяся по-чёрному. В боярских хоромах встречались печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах – слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками. В XVI веке в городах стали появляться каменные жилищные постройки.


1.Города. По мере расширения Русского государства возводились новые города. Они служили прежде всего военными опорными пунктами. Города располагались в тех местах, где была естественная водная защита. Каменные или кирпичные укрепления были в XVI веке большой редкостью. Города возводились с деревянными либо земляными укреплениями. За внутренними стенами города располагались административные здания (здания, в которых размещаются органы власти). Приказная изба, где сосредотачивалось управление городом.






Много места в жилом помещении занимала печь. В избе было очень тесно, на ночь укладывались либо на лавках, либо на специальных деревянных настилах-полатях. Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. К стенам крепились широкие доски-лавки или ставились скамьи на ножках. К ним придвигался стол


Для всей семьи обязательной была еженедельная баня. В некоторых краях в бане натирались редькой или диким перцем, излечиваясь от простуды. Повсеместно на Руси существовал обычай: распарившись в бане, бросаться в холодную воду реки или озера либо в снежный сугроб. Это закаляло людей.


3.Одежда. Одежда за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по-прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтан из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти.


В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счет использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим: рубаха, сарафан, душегрея. На голове носили повязки, завязанные сзади лентами. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шелка.


Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами, вышивкой, кружевами, жемчугами, драгоценными камнями, обилие одежд, надевавшихся одна на другую. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щеголей, был из атласа, бархата и парчи. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи-сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Одеяние знатной женщины отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому одежда была широкая и длинная. Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.


4. Еда Главной пищей русских людей был хлеб. Крестьяне ели в основном ржаной, или черный хлеб. Повседневной пищей были щи, каши, летом ели много овощей. Там где были крупные реки и озера, в основном питались рыбой, любимой была уха. Мясо в будни редко появлялось на крестьянском столе. Праздничные яства были редким явлением крестьянской жизни. Любимыми кушаньями зажиточных людей были варенная и жаренная рыба, различные блюда из рыбы, икра, окрошка, блины, оладьи. Пили вино и мед. Русские люди независимо от достатка очень любили пироги.



Культура Руси 16 в. План урока

  • Живопись 16 в.
  • Архитектура 16 в.
  • Литература 16 в.
  • Основы научных знаний в 16 в.
  • Просвещение в 16 в.
1. Живопись 16 в.
  • Конец XV- начало XVI в. в русской иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью.
  • Фреска собора Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502 год).
1. Живопись 16 в.
  • Работы Дионисия разных лет
1. Живопись 16 в.
  • С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. Усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин .
  • Работы Прокопия Чирина
1. Живопись 16 в.
  • Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова).
  • Золотая Царицина палата
2. Архитектура 16 в.
  • Объединение русских земель привело к массовому строительству по всей территории государства городов и крепостей. В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шедевры русской национальной архитектуры - церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник).
2. Архитектура 16 в.
  • В XVI в. многие русские города и монастыри украсились пятиглавыми храмами, построенными по образцу кремлевского Успенского собора. Это Успенский собор в Троицко-Сергиевской лавре, Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных городах: Суздале, Туле и др.
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре
2. Архитектура 16 в.
  • Разрасталась Москва: вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, купеческие и боярские усадьбы, постепенно сложилась характерная радиальная московская застройка, были построены Китайгородская стена, защищавшая прилегавшие к Красной площади слободы; белокаменные стены Белого города (современное бульварное кольцо); Земляной город (современное Садовое кольцо).
  • Фрагмент китайгородской стены. Фото нач.20 в.
2. Архитектура 16 в.
  • С 1505 по 1508 гг. в Кремле строилась Ивановская колокольня. Ее возвел на месте старой церкви Иоанна Лествичника итальянский архитектор Бон Фрязин.
  • Колокольня Ивана Великого
3. Литература 16 в.
  • Летописание продолжало оставаться одним из распространенных литературных жанров. Однако свою задачу летописцы XVI века видели уже не только в том, чтобы фиксировать факты - они составляли летописные своды в исторической ретроспективе, стремясь обосновать те или иные важные для государства идеи.
3. Литература 16 в.
  • «Степенная книга», содержавшая портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, утверждала нерушимость союза церкви и государства. «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана Грозного, обосновывал необходимость установления царской власти.
3. Литература 16 в.
  • Своеобразной исторической энциклопедией того времени стала Никоновская летопись (один из ее списков, содержащий около 16 тыс. великолепных миниатюр, получил название Лицевого свода).
  • Иллюстрации из Лицевого свода
3. Литература 16 в.
  • Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения («Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о зачале Москвы»), в которых возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась мировая роль России. Среди сочинений, затрагивающих проблемы морали, наиболее известны были «Житие митрополита Филарета», «Четьи-Минеи» (12-томное собрание житий святых и других религиозных текстов) и «Домострой» - свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.
  • Страница из «Домостроя»
4. Основы научных знаний
  • Особенностью научных знаний, бытовавших в XVI в., был их прикладной характер, связь с насущными потребностями общества: развитие ремесел требовало новых знаний и способствовало их накоплению. Так, для литейного дела (создания мощной артиллерии, отливки больших колоколов) и строительства требовалось знание начал математики и физики, чтобы обеспечить необходимую точность расчетов. Химия развивалась благодаря потребностям медицины, иконописи, солеварения. Начала астрономии, изложенные в переводных астрологических трактатах, помогли составить первые календарные таблицы церковных праздников.
  • Появились и первые словари иностранных языков: «Речи толкования, «Толк языка». Накопление географических знаний происходило в писцовых и межевых чертежах, посольских и разрядных книгах, записках о различных путешествиях. Так, в России XVI в. знали о морском пути в Индию и Китай через Ледовитый океан.
5. Просвещение 16 в.
  • Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастырях продолжали создаваться центры книгописания, библиотеки, школы, учителями в которых чаще всего были монахи и дьяки. В число изучаемых дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо, арифметика, «Часослов» (сборник молитв, составленный в соответствии с часом службы), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).
  • Троице-Сергиев монастырь
5. Просвещение 16 в.
  • Для обучения грамоте в XVI в. уже были созданы специальные учебники:
  • по чтению - «Азбуковник»;
  • по грамоте - «Начало грамоты греческой и русской» (автор Максим Трек), «Беседа о учении грамоте...»;
  • по арифметике - «Книга рекома по-гречески арифметике, по-немецки - Алгоризма, по-русски - цифирная мудрость».
  • Книга 16 в.
5. Просвещение 16 в.
  • Важное значение для распространения знаний имело появление книгопечатания. Первые книги без указания года и места издания появились в 50-ые гг. XVI в. После создания в 1564 г. по указу Ивана Грозного типографии первопечатник Иван Федоров напечатал «Апостол», «Часослов» и другие книги.
  • Книга «Апостол» 16 в.
  • Памятник Ивану Федорову
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады:
  • Архитектура 16 в.
  • Развитие науки в 16 в.
  • Образование в 16 в.

Слайд 2

Архитектура

В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование старых архитектурных традиций и их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.

Слайд 3

Так, например, в 1476-1479 годах приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский Собор.

Слайд 4

Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в 1561 году в ознаменование покорения Казани храм Покрова на Рву (Василия Блаженного). Авторами его были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Интересно, что первоначально собор был белым, а привычную нам окраску получил лишь в XVII веке.

Слайд 5

Собор Василия Блаженного

  • Слайд 6

    Живопись

    Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов.

    Слайд 7

    Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество А. Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.

    Слайд 8

    Просвещение

    Одним из наиболее крупных достижений явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. Организация «государева Печатного двора» была поручена Ивану Федорову.

    Слайд 9

    Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книгу «Апостол» (1 марта 1564 года), а в следующем году – «Часовник». С именем Федорова мы связываем и появление в 1574 году во Львове первого издания российского Букваря.