Подготовиться к цт русскому языку самостоятельно. Первый тест — он самый страшный? Как уложиться в отведенное время и «не накосячить» по пустякам? Как считались баллы в резервный день

8.06.2016 Бовтрукевич И. М., репетитор Архив (2016г.)

Так как никаких тактических и принципиально важных изменений в проведении ЦТ-2018 относительно 2017 года нет, данные рекомендации абсолютно актуальны для абитуриентов текущего года.

Абитуриенты напишут первый в 2018 году тест по одному из государственных языков: белорусскому и русскому — на выбор соответственно. Поскольку , то и говорить буду преимущественно о нем.

Видеоблог репетитора по русскому языку И. М. Бовтрукевич - .

Для тех. кому интересно: смотрите наш о ЦТ одного из прошлых лет по русскому.

Сразу скажу из собственного многолетнего опыта, что ежегодно именно на первом тесте ЦТ у абитуриентов наблюдается самый высокий уровень нервного напряжения. Возможно, это происходит потому, что он первый из тех самых настоящих, которые пересдать уже не получится. А возможно, потому что их внутреннее состояние все еще соответствует фразе "с корабля на бал", так как после выпускного вечера пройдут всего сутки - двое. Кстати, этот вопрос уже обсуждается в СМИ на протяжении многих лет, но Министерство образования, несмотря ни на что, составляет график ЦТ так, что у ребят после школьных экзаменов и выпускного вечера почти не остается времени на повторение материала. Наверное, у чиновников для этого есть веские основания, поэтому примем этот факт как данность и перейдем к сути данного материала, а именно — к рекомендациям.


Во сколько и в чем нужно прибыть в пункт тестирования? Что можно взять с собой?

1. Накануне вечером поинтересуйтесь прогнозом погоды, чтобы не надеть слишком теплые вещи или, наоборот, не замерзнуть в аудитории. Возможно, в дороге вам понадобится зонт.

2. Еще раз проверьте, все ли у вас уже собрано (паспорт или удостоверение беженца//справка, выдаваемая в случае утраты или хищения паспорта; две пишущие(!) гелевые ручки с черными чернилами; пропуск - на русский язык (!), а не на математику или физику, например ; по желанию - вода в прозрачной пол-литровой бутылке, но без этикетки).

3. Позавтракайте тем, что вы обычно едите по утрам и к чему привык ваш желудок. Можете вечером, накануне, съесть что-то сладкое, например, шоколадку — для стимуляции работы мозга.

4. Не принимайте никакого успокоительного! Иначе вся ваша годовая подготовка к ЦТ может быть нивелирована: на экзамене вы будете хотеть спать, а не продуктивно работать.

5. Рассчитайте дорогу к пункту тестирования. Для этого посмотрите расписание общественного транспорта или скажите родителям, во сколько на машине вас нужно будет привезти к дверям УО.

Желательно быть на месте в 10-15 — 10-30. Раньше приезжать не советую: вы просто утомитесь ждать момента, когда попадете в аудиторию и сможете сесть. Вашим главным желанием станет не написание теста на максимальный балл, а стремление наконец-таки отдохнуть!

6. Опаздывать нельзя! Помните: иногда вход в корпуса, где проводится ЦТ, может быть прекращен в 10-45, а в 11-00 часов вас не пустят в аудиторию уже ни под каким предлогом.

7. Убедитесь, что вы точно знаете адрес и в какой именно корпус вуза или колледжа (пункта тестирования) должны прийти.

Не перепутайте пропуска, например, на русский и другие учебные предметы, которые тоже будете сдавать на ЦТ (вы их можете сдавать в разных местах).


8. Не рискуйте! Все свои электронные гаджеты и телефоны оставьте дома.

В прошлые годы было довольно много случаев, когда абитуриентов выгоняли из аудиторий только потому, что случайный звонок друзей или родственников в момент написания теста выдавал присутствие аппарата как такового. Да и вы, волнуясь и переживая, можете просто забыть его выключить.

9. Не крутитесь, не обращайте внимание на соседей! Мысленно наденьте на себя зеркальный колпак и станьте на эти 2 часа будто глухими!

Это не школа! Здесь никакая взаимовыручка не годится! Каждый только за себя! Вы и ваши родители вложили столько труда, нервов и денег в подготовку к ЦТ, что будет преступлением, если вы, отвлекаясь на помощь соседу или какой-то случайный разговор, получите замечание или, не дай бог, вас удалят из аудитории из-за какого-то нерадивого абитуриента, который пришел сыграть в угадайку.

Помните, что удаление из аудитории лишает вас возможности поступать в 2018 году!

К сведению: в 2017 году всего из аудиторий был удален 31 человек, в 2016 — 14, в 2015-м — 11, в 2014-м — 25.

10. В случае недомогания в день теста (повысилась температура, случилась диарея и т.д.) не рискуйте! Вызывайте доктора на дом или обращайтесь в поликлинику, чтобы у вас на руках обязательно был официальный документ, подтверждающий факт болезни.

Помните!

  • вы сможете пересдать только 1 учебный предмет.
  • Зарегистрироваться на участие в тестировании в резервный день не так-то и просто: у вас должна быть просто-таки железобетонная причина , подтвержденная той самой официальной справкой, о которой шла речь выше.

Несколько лет назад ко мне обращался отец абитуриента, который пропустил тест в основной день из-за смерти близкого человека. Тогда РИКЗ отказался регистрировать его на участие в тестировании в резервный день...


О времени


На выполнение 40 заданий по языку отводится всего 120 минут, т.е. 2 астрономических часа. За это время абитуриент должен заполнить свои данные в бланке ответов, выполнить все задания теста, записать ответы сначала в черновик, а затем перенести их в бланк. Времени немного.

1. Рекомендую отслеживать его самостоятельно. Несмотря на то, что несколько лет назад министерством было принято и успешно реализовано решение повесить настенные часы в каждой аудитории, где проводится ЦТ, я советую иметь свои. Какие?

  • Исправные и показывающие правильное время — накануне вечером лучше сверить и установить точные значения.
  • Механические — чтобы не вызывать подозрения у присутствующих организаторов.
  • Наручные — чтобы в любой момент иметь возможность отсчитать минуты до окончания испытания, не крутясь по сторонам и не привлекая к себе лишнее внимание.

2. В большинстве случаев абитуриенты начинают выполнять тест значительно позже положенных 11 часов.

Стартуют чаще всего в 11-20 — 11-40. Поэтому обязательно уточните у присутствующих педагогов, во сколько точно вы должны будете сдать свой бланк ответов, чтобы отсчитать 2 часа, отняв от этого значения минимум 15 минут на перенос ответов с черновика в бланк.

Т.е. если вы начнете работу в 11-40, значит, сдать бланк должны будете в 13-40. Следовательно, прекратить выполнение своих заданий вы обязаны максимум в 13-25, чтобы в оставшиеся 15 минут успеть перенести ответы в бланк.

Засеките время и спокойно приступайте к работе. В этом случае вы не будете нервно подпрыгивать при каждом объявлении наблюдателей о времени, оставшемся до сдачи бланков.

О тактике выполнения заданий теста по русскому языку

Ключевое слово — ВНИМАТЕЛЬНО!

1. ВНИМАТЕЛЬНО, почти проговаривая вслух, читайте УСЛОВИЕ каждого задания! Буквально вбивайте их в голову!

Это самая важная рекомендация, так как абитуриенты часто дают ответы "наоборот". Т.е. например, вместо рядов, где пишется "Е" на месте всех пропусков, указывают ряды, где пишется "О". И теряют баллы, при этом с точки зрения орфографии они вставляют буквы в словах правильно!

Обиднее ситуацию придумать сложно!

2. При выполнении первых 12 заданий в первую очередь для каждого слова в ряду определяйте часть речи! ОБЯЗАТЕЛЬНО! Так как для каждой из них существует свое правило. Если вы не определите часть речь, то можете использовать "чужое" правило, допустив ошибку.

Например, в задании с условием "Пишется НН на месте всех пропусков в рядах":

  • особенн о трудный (это наречие, в нем пишется столько "Н", сколько в производящем его прилагательном "особенн ый").
  • собрание организован о студентами (это краткая форма страдательного причастия, в котором всегда пишется одна "Н").

Или в задании с условием "Через дефис пишутся слова:"

  • поступить (как?) по-моему (это наречие, в котором есть приставка по- и суффикс -ому , на основании чего оно пишется через дефис).
  • шли по моему пути (шли по пути (чьему? ) моему — это местоимение, которое с предлогом по пишется раздельно).

Почему? Потому что читать его нужно крайне внимательно, чтобы правильно выполнить задания А28 - А30 и В1 - В5В. В начале экзамена у вас еще много сил и хорошая возможность сосредоточиться, пока народ не стал мешать вам, сдавая свои бланки и выходя из аудиторий (это начинает происходить уже спустя 5-10 минут после начала).

Задание А 28 проверяет не знание абитуриентом каких-либо правил русского языка, а внимательность и умение выстраивать логические цепочки.

Итак, чтобы правильно ответить, в первую очередь нужно внимательно прочитать условие задания:

  • укажите утверждения, которые соответствуют содержанию текста
  • укажите утверждения, которые не соответствуют содержанию текста
  • укажите утверждения, которые противоречат точке зрения автора
  • укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов.
  • и др.

Чтобы не перечитывать текст помногу раз, советую в черновике пронумеровать все утверждения и напротив каждого написать номер предложения из текста, которое его отражает, поставив плюсик. Если такого утверждения в тексте нет, поставьте минус. Таким образом у вас будет ясная картина того, что есть в тексте, а чего нет, что противоречит, а что соответствует содержанию и т.д.

В итоге вы легко сможете дать правильный ответ, не перечитывая текст несколько раз, на что уходит время! Это особенно важно, когда абитуриенты выполняют это задание в конце.

4. Затем выполните оставшиеся задания В части, которые не всегда сложнее вопросов из А части, зато "весят" они чаще всего больше.

5. Определяя стиль речи (текста), задумайтесь, где вы могли встретить данный отрывок: в учебнике, справочнике, Интернете, газете, докладе, инструкции, постановлении и т.д.

Каждый функциональный стиль речи в русском языке обслуживает свою сферу деятельности. Ответив на вопрос "Откуда этот текст?", вы точнее определите его стиль.

6. Помните, что таблитчатые задания В7 — В10 нельзя выполнять методом исключения уже отмеченных строчек из правой колонки. Другими словами, одни и те же цифры из правого столбца могут соответствовать сразу нескольким строчкам из левого столбца, обозначенным буквами.

Например, правильный ответ может выглядеть так:

А2 , Б3, В2 , Г4.

7 . Выполняя задания А части (А16 - А21), внимательно читайте каждое предложение, где требуется расставить знаки препинания или указать те из них, где они уже расставлены.

Кроме того, обязательно сделайте синтаксический разбор каждого предложения (т.е. разберите его по членам), поставьте вопросы от одного слова к другому или от одной грамматической части к другой, чтобы понять, сколько всего грамматических основ в сложном предложении, какими союзами части соединены, повторяется союз или нет и т.д. Конечно, нужно вспомнить и применить соответствующее правило!

Как избежать некоторых технических ошибок

1. Листы с заданиями (формат А4) рекомендую не складывать.

Лет 7 назад на тестировании по русскому языку был случай с участием моего ученика. Парень был очень хорошо подготовлен, но во время теста для удобства сложил листы с заданиями пополам. Выполнил, как ему казалось, весь тест и стал не спеша переносить ответы с черновика в бланк. Вот тут только он понял, что те задания, которые оказались внутри одного сложенного листка, остались непроработанными. А время подходило к концу. Парень лихорадочно стал наверстывать упущенное, нервничая и не успевая вдуматься в условия... В итоге вместо ожидаемых 95-100 баллов он получил 60.

2 . Если при выполнении теста вы пропустили какое-то задание, обязательно обозначьте его в черновике специальным жирным значком, чтобы при переносе в бланк ответов не пропустить соответствующую клеточку.

И снова случай из моей практики. Примерно в 2005 году один из моих учеников сделал такую ошибку и получил вместо ожидаемых высоких баллов (парень тщательно готовился к тесту в течение всего 11 класса) 15 баллов. Т.е. правильные ответы были указаны только для нескольких заданий, а остальные ответы были смещены в бланке ровно на одну пропущенную позицию...

Будьте внимательны!

3 . Не нужно нервничать: ЦТ — это не передовая фронта, где можно погибнуть. Жизнь тестами не заканчивается. Запомните, что лишние нервы во время теста — ваши заклятые враги.

Чем ниже градус вашего нерва — тем выше ваш балл! (Статистика ЦТ 2017 г. - ).

Желаю всем удачи и надеюсь, что мои советы, как и авторские , помогут вам стать успешными студентами-первокурсниками.

С уважением, репетитор по русскому языку и руководитель сайт Бовтрукевич Ирина Михайловна.

Комментарии:

Спасибо! Очень полезная информация.

Валентина Ивановна

Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации

РУССКИЙ язык

ВАРИАНТЫ И ОТВЕТЫ централизованного тестирования

Пособие для подготовки к тестированию

ББК 74.202.5 УДК 37Л М20

Тесты, Русский язык И класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: Центр тестирования МО РФ,2003.

Сборник «Тесты» (варианты и ответы централизованного тестирования 2003 года) - в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2003 году по русскому языку и русскому языку повышенной сложности. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта. Даны ответы для всех представленных тестов. Приведена структура тестов.

Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и к вступительным экзаменам в вузы, а также в помощь преподавателям и методистам, использующим в своей работе тестовый способ контролязнаний.

ISBN 5-94635-129-Х

© Центр тестирования МО РФ, 2003

Сдано в работу 28.08.03 г. Объем 7,75 п. л. Тираж 70000экз. Заказ 1370.

Отпечатано в ГП«Загорская типография» 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, пр.Красной Армии, 212Б

Тел. 547-60-60, 4-25-70, факс547-60-60

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является попытка использовать современные технологии для оценки учебных достижений учащихся. Для этого используются механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, какправило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента выставления оценок (шкалирования результатов).

Централизованное тестирование оценивает уровень подготовленности учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.

При оценке учебных достижений Центром тестирования используются достаточно сложные математические модели. Ознакомиться с ними можно в специальной литературе Центра тестирования.

Тестируемый учащийся должен знать, что число верно выполненных им заданий неоднозначно определяет его тестовый балл. Трудности верно и неверно выполненных заданий могут значительно повлиять на оценку результатов тестирования.

Соответствие между количеством верно выполненных заданий и тестовым баллом представлено на диаграмме в конце сборника, которая получена в результате статистической обработки результатов централизованного тестирования в 2003 г. Средний балл по России принят равным 50.

Приводимые в сборнике тестовые материалы и результаты могут быть использованы как некоторые ориентиры для подготовки к централизованному тестированию 2004 г.

Практическое использование современных тестов учебных достижений дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Эта услуга пользуется возрастающим спросом. В 2003 г. около полутора миллионов выпускников участвовали в централизованном тестировании. Свыше половины государственных вузов России принимают результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний. Десятки тысяч абитуриентов, представивших в приемные комиссий сертификаты централизованного тестирования, ежегодно зачисляются в государственные вузы России.

Технология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении единого государственного экзамена вРоссии.

Структура теста по русскому языку Разработчики: Иссерс О.С., КузьминаНА., Ллыбина А.Т.

Редактор: методист Центра тестирования МО РФ по русскому языку Антонова О.Ю.

I. Орфография

1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся).

2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова.

3. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях,

4. Гласные -Е-/-И- в суффиксах и окончаниях прилагательных, глаголов.

5. Правописание безударных падежных окончаний существительных.

6. Правописание приставок пре-/при-.

7. Правописание -Ы- после приставок на согласную и после шипящих и-Ц-

8. -Н-и -НН-в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных.

9. Дифференциация написания -Н-и -НН-в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий.

10. Непроизносимые согласные.

11. Правописание звонких и глухих согласных.

12. Удвоенные согласные.

13. Правописание суффиксов причастий.

14. Правописание -НЕ-с различными частями речи.

15. Правописание -НЕ- и -НИ-на основе смыслового разграничения.

16. Дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

17. Слитное и раздельное написание прилагательных и наречий.

18. Правописание производных предлогов.

19. Разделительные -Ъ- и-Ь-.

20. -Ь-после шипящих.

II. Пунктуация

1. Тире в простом предложении.

2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении.

3. Знаки препинания при однородных членах предложения.

4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.

5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знакипрепинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.

6. Знаки Препинанияпри союзе КАК.

7. Знаки препинания в сложносочиненном исложноподчиненном предложении.

8. Тире идвоеточие в бессоюзных исложных предложениях и при однородных членах с обобщающим словом.

9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений.

10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания припрямой речи и цитатах.

III. Культура речи и стилистика

1. Орфоэпические нормы.

2. Нормы лексической сочетаемости.

3. Значение слова.

4. Грамматические нормы.

1. Русский литературный язык и егостили. Языковые показатели стилей.

2. Типы текстов.

V. Общие сведения о языке. Система русского языка

1. Основные понятия морфологии.

2. Основные понятия синтаксиса.

Министерство образования Российской Федерации Центр тестирования

Тест порусскому языку №1

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 100минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

А1. -О- пишется

1) заг_релый

3) поглтить

А2. -А- пишется

1) обворжить

4) габ__рит

угрмбовывать

5) гравюра

компновать

A3. -Ё- пишется

разжг костёр

ц_кот (копыт)

А4. -И- пишется

1) вскаквать с места

дремлт кот

2) если вышлете...

3) кле_вший

А5. -Е- пишется в обоих случаях

1) в колючм плетени_ ветвей

2) в расцветающ_м весной саду; дляеё матер_

3) перед распустившейся розой; в колеблющмся вдали свете

4) онкатся; в белом сиянь_

5) онпродержатся; кусты вине_

А7. -Ы- пишется

1) небеззвестный

2) сверх_нтуиция

3) предюльский

4) цганский

А8. -Н- пишется в обоих случаях

1) кармаый; гружёный

2) ветряой;вареик

3) рассеяый; мороже_ое

4) традициоо; дружи ик

А9. -НН- пишется в обоих случаях

1) Показалась золочёная дуга и большие, бронзой кованые троечные дрожки гитарой.

2) Еще не кошеая трава стелется от полуде_рго зноя, невыносимого для живого существа.

3) Стремления лучших представителей совреме_рй молодежи всегда чисты и возвышеы.

4) Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, но когда глянула на необыкнове о прозрачный узорный ледок, то была зачароваа этой красотой: перед нейпереливался солнечными искрами застывший сад

цветов и деревьев.

А10. Согласная пропущена

гласность

4) че_ствовать

намесник

5) рен_геновский

дерма_тиновый

All. Буква, обозначающая глухой согласный, пишется

1) вкусная вечина

4) ре_ьба по дереву

сахар-рафина_

5) высокий прести_

мелкая рыбёка

А12. Удвоенная согласная пишется

гип отеза

4) кавалерия

вентилировать

5) симметрично

пасивный

А13. -У(-Ю)- пишется

грохочущий

4) самоклеящиеся (обои)

2) (собаки) ла т

5) неутихащий

3) борющийся

Каждый подросток рано или поздно начинает задумываться о поступлении и тестировании. Однако вопрос «Как успешно сдать ЦТ по русскому?» остается открытым. Представляем вашему вниманию проверенные способы подготовки к ЦТ и лучшие советы от студентов и преподавателей, которые помогут сдать русский на «отлично».

ЦТ по русскому языку

Начинай путь к успеху раньше остальных!

Придя в 10 класс, многие думают, что у них есть целый год на отдых. Но это не так. Давая себе фору, ты и не подозреваешь, как усложняешь следующий год, и как сильно будешь жалеть об утраченном времени после. Ведь за 10 класс ты не обязан (-а) проходить всю программу в режиме нон-стоп. Когда появляется свободная минута - трать ее с пользой. Просматривай правила, делай тесты, включай видеоуроки. Так, за первый год ты можешь повторить больший кусок программы, оставляя незначительную часть на выпускной класс. И пока твои одноклассники только начинают думать о репетиторах ты уже на шаг впереди! Ты уже идешь к своей цели!

Репетиции важнейшего события школьной жизни

А ходил (-а) ли ты когда-нибудь на репетиционное тестирование (РТ)? Не пошел (-ла), потому что боишься узнать свои результаты?! Очень зря! Чем раньше ты начнешь свои репетиции, тем лучше. Особая атмосфера РТ поможет лучше перенести волнение на ЦТ. Если же ты начнешь ходить на РТ с начала 10 класса, то существует вероятность, что на самом экзамене ты не запутаешься, а волнение может вообще сойти на «нет».

Способы успешного прохождения теста

Если брать вопрос масштабно, то можно выделить всего два способа подготовки к тестированию :

  • с репетитором;
  • без репетитора.

И в основном многие выбирают первый вариант, но обоснован ли он? Для самостоятельной подготовки нужно, прежде всего, терпение и усидчивость. Если ты счастливый (-ая) обладатель (-ца) этих двух качеств, то этот вариант для тебя!

Анастасия Караткевич, студентка Минского государственного лингвистического университета:

«Я готовилась к тестированию сама, ибо считаю это очень реальным. Просто нужен самоконтроль и всё ».

Материалы для подготовки к ЦТ

Самый главный помощник в подготовке - сборник тестов за прошлые годы . Когда готовишься, необходимо сделать как можно больше тестов. Однако не стоит решать их наобум или же, как все любят делать в школе, в уме. Необходимо прописывать каждое задание для лучшего усвоения, чтобы в конечном итоге не было проблем на главном событии всей школьной жизни.

Анна Тихонович, студентка Института журналистики БГУ:

«К ЦТ по русскому я не то что бы сильно готовилась, потому что с языком никогда проблем не было. Купила сборник заданий за 5 или 6 лет и прорешала весь от начала до конца. Непонятные задания потом разбирала ».

Галина Бородина, учитель русского языка и литературы:

«Можно найти много хороших интернет-порталов, на которых получишь консультацию и поработаешь на тематических тренажерах».

Мало тестов с прошлых лет и хочется готовиться еще? Посмотри в интернете! На просторах всемирной паутины можно найти тесты , которые будут сразу показывать, правильно ли ты ответил и объяснять все правилами.

А что же делать, если ты ярый (-ая) фанат (-ка) социальных сетей ? Ответ прост - вступить

Хочешь самостоятельно подготовиться к ЦТ по русскому языку? Тогда вооружайся специальными пособиями, концентрацией и пользуйся нашими советами по организации продуктивной учёбы.

Составь план

Сперва разработай подробный план занятий. Включи в него все темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования ». На сложные темы отведи больше времени, чем на те, которые вызывают меньше вопросов.

Посвящай русскому языку не меньше часа в день. Но учитывай свой уровень подготовки. Где-то придётся поработать и дольше. Придерживайся своего графика строго. Через месяц ежедневные занятия войдут у тебя в привычку.


С сентября и до самого ЦТ я решила около ста тестов. Подготовка к ЦТ похожа на подготовку к соревнованиям и конкурсам. Любой спортсмен или музыкант должен постоянно практиковаться, чтобы чего-то достичь.

Полина Зотова, выпускница . ЦТ 2019 по русскому языку


Изучай теорию и закрепляй на практике

Чтобы научиться решать задания ЦТ, мало прорешать все тесты прошлых лет. Ты должен владеть теоретической базой знаний. Запоминай недоученное в школе, обращайся к , тематическим сайтам. Вдумчиво выполняй тесты. Старайся не подглядывать в учебник, а подумай чуть дольше. На ЦТ негде будет подсмотреть.

Чтобы набить руку в решении тестов, пользуйся . А дистанционный вариант РТ от РИКЗ даст представление о том, каким будет тест в 2020 году. обновляется в середине учебного года. Вступай также в наш паблик ВК по русскому языку , где мы каждую неделю разбираем темы из ЦТ.

Даже если кажется, что какую-то тему ты и так знаешь на зубок, не ленись ещё раз прочитать теорию и рассмотреть примеры заданий. Материал к июню может забыться.


При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в


В продаже есть сборники тестов прошлых лет и специализированные пособия для подготовки

Проверяй себя

Проверить свои силы и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет , которое трижды за учебный год проводится на базе университетов. Чтобы проследить свой прогресс, посети все этапы РТ. , где объясняется решение каждого задания, помогут проанализировать твои ошибки.

Сложно готовиться самостоятельно? Приходи на наши курсы подготовки к ЦТ в и ! Также есть возможность . Преподаватель направит тебя в нужное русло и поможет достичь высоких результатов.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Если ты поступаешь в этом году, то наверняка уже ознакомился с проходными баллами 2018 года. Они считались по старой методике, а в 2019 году баллы ЦТ будут выводиться по новой системе. Осведомлённость лишней не бывает, считает и спешит рассказать, чем отличаются обе методики и что ожидать от ЦТ 2019.

Как считались баллы на ЦТ 2018

Для подсчёта баллов на ЦТ РИКЗ использовал специальную методику, которая помогала объективно оценить уровень знаний и подготовки абитуриентов. Она была основана на стобалльной шкале, позволяющей учесть количество правильно выполненных заданий, а также их сложность.

Методика включала в себя расчёт баллов для заданий централизованного тестирования с одним правильным ответом и несколькими правильными ответами. Напомним: в ЦТ по русскому и белорусскому языкам в части А предусмотрено несколько правильных ответов, а в ЦТ по остальным предметам — только один.

К слову, чем больше абитуриентов справлялось с каким-либо заданием, тем меньше баллов за него выставлялось.

Как считались баллы за тестовое задание с одним правильным ответом

За правильный ответ ставился 1, за неверный — 0. Совокупность нулей и единиц составляла матрицу ответов. В неё включалось также количество абитуриентов, выполнивших определённый вариант теста, и количество заданий в тесте.

Итоговый балл абитуриента за тест зависил от первичного балла задания , первичного тестового балла абитуриента и весового коэффициента сложности каждого задания .

При умножении этих элементов получался модифицированный первичный балл абитуриента (МПБА). Выполнив задания того или иного варианта теста, можно было получить некое число модифицированных первичных баллов (МПБ), отражающее сложность заданий в конкретном варианте.

Итоговый тестовый балл равнялся частному от деления МПБА на МПБ, умноженному на 100.

Округление результатов до целого числа происходило по правилам математики.


Как считались баллы за тестовое задание с несколькими правильными ответами

Если ты указал неверный ответ либо не указал верный, система считала это ошибкой. За правильно выполненное задание (указаны все верные ответы) начислялась единица, за ответ с одной ошибкой (помимо правильных вариантов указал и неправильный) — 0,2, более одной — 0.

Ноль баллов выставлялось в том случае, когда абитуриент выбрал более одного неверного ответа или не выбрал более одного верного; указал неверный ответ, но пропустил верный. Например, в А12 правильные ответы 2, 3, 4. Если абитуриент выбирал 1, 2, 5 или 2, 3, 5, то получал ноль баллов. Выбрав 3, 4 или 1, 2, 3, 4, он получал 0,2 балла.

С учётом этих нюансов подсчитывался первичный балл задания и модифицированный первичный балл абитуриента . Дальше всё рассчитывалось, как и в случае с одним верным ответом.

Как считались баллы в резервный день

Ты уже понял, что раньше балл на ЦТ зависил от количества абитуриентов, верно ответивших на задание. В ЦТ сдаёт мало абитуриентов. Выходит, баллы у них выше? Нет. Оценка тестов у «резервистов» происходила по описанной методике, только брались усреднённые весовые коэффициенты, выведенные при подсчёте результатов за основной этап ЦТ.

Сами формулы, по которым вычислялся балл за тест, смотри .

Директор РИКЗ Юрий Миксюк основным недостатком старой методики называл зависимость итогового балла от количества абитуриентов, верно ответивших на вопрос.


Да, она [старая методикам — прим. ред.] качественно ранжировала хорошо подготовленных абитуриентов, которые набирали баллы на сложных задачах. Однако погрешность измерения уровня знаний абитуриентов среднего и невысокого уровня была значительной.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

Новая система оценки ЦТ должна не только эффективно ранжировать абитуриентов, но и отражать реальный уровень их знаний. Тот факт, что отметка в дневнике не совпадала с результатами ЦТ, упоминался учителями и репетиторами не раз. Что для абитуриентов было дополнительной мотивацией для подготовки к ЦТ.

Как будут считаться баллы на ЦТ 2019?

В основе новой системы подсчёта лежит метод нормального распределения N (µ, δ). Самое главное отличие новой методики в том, что теперь учитываются и все верные ответы, включая частично правильные.

Результат подсчитывается в два этапа. Сперва определяется первичный балл — сумма баллов за каждое верно выполненное и частично верно выполненное тестовое задание. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу ставится в соответствие тестовый балл , который и будет являться итоговым результатом.

Ещё одно новшество этой методики — максимальный первичный балл — максимальная сумма первичных баллов, которую абитуриент сможет получить, верно ответив на все вопросы теста. Максимальный первичный балл известен заранее.


Как считаются баллы за тестовое задание с одним правильным ответом

Абитуриент получает 1 балл, если задание выполнил верно. И ноль баллов, если указал неправильный ответ, указал более одного ответа или ответ не указан вовсе.

Как считаются баллы за тестовое задание с несколькими правильными ответами

Если абитуриент указал в бланке все правильные ответы, ему засчитывается 2 первичных балла. Допущена одна ошибка — 1 балл, более одной ошибки или ответ не дан — ноль баллов.

Ознакомиться со всеми правилами подсчёта баллов ты можешь в .

На какой проходной балл ориентироваться абитуриентам 2019?

Ожидается, что абитуриенты получат реальную оценку своих знаний, баллы в области низких значений объективно вырастут. Количество тех, кто набирает 75 и более баллов, должно примерно сохраниться. Следовательно, ситуация с приёмом на престижные специальности, где проходной балл и так стремится к максимальному значению, останется прежней. А вот , но на сколько баллов именно, непонятно.

Лучше всего к проходному баллу 2018 прибавить баллов 20−30 и уже ориентироваться на эту цифру. Используй все возможности увеличить баллы: подтяни аттестат, тщательнее готовься к ЦТ по белорусскому или русскому языку, а не только по профильным предметам. Здорово, если на РТ ты набираешь в среднем по 70 баллов за тест, при этом не сильно готовясь к тестированию. Но таких счастливчиков теперь много.

Преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар Дмитрий Зайцев, проанализировав новую систему оценки ЦТ, считает, что нас ждёт . Но не спеши отчаиваться! Да, первопроходцам всегда тяжелее, но мир на этом не рушится.

Удачи и терпения в подготовке к ЦТ! Адукар же всегда поддержит советом и будет держать тебя в курсе новостей образования.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях