Медицинское образование сокращают на год: как изменится качество лечения. Выпускникам медицинских вузов разрешат работать врачами общей практики Лучшие среди платных медицинских университетов

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

...Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском - это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов. Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами.

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова .

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Источники и дополнительные материалы:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года № 1192 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».

Вот, пожалуй, тот вопрос, которым стоит задаться тем, кто в этом году свое отболел или счастливо избежал заражения.

Дело в том, что 2016 и 2017 годы – время больших перемен для студентов медицинских вузов, а значит, и для всех нас. С сентября этого года отменяется интернатура для стоматологов и фармацевтов, а с сентября 2017 – для педиатров и терапевтов (ФЗ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Интернатура – это двенадцать месяцев практических занятий. Раньше без прохождения годичного курса постдипломного образования специалистов не пускали в практическое здравоохранение. Сейчас, чтобы пойти работать в поликлинику, будет достаточно получить диплом об окончании вуза.

Только в случае, если молодой медик мечтает о профессии хирурга или, скажем, кардиолога, ему необходимо будет закончить ординатуру.

Цель законопроекта – оптимизировать процесс обучения: если раньше интерны шли в больницы и год работали там под шефством профессионалов, то теперь интенсивная практика будет проходить на базе клиник при институтах в течение двух последних лет обучения в институте. А летние практические занятия будут начинаться не со второго курса, как раньше, а с первого.

Благодаря нововведению Минздрав также планирует решить вопрос с нехваткой врачей в государственных поликлиниках: все, кто поступали в медвузы в порядке целевого набора (то есть от конкретной медицинской организации или от Министерства здравоохранения конкретного региона страны) должны будут вернуть «долг» и отработать в течение трех лет в учреждениях так называемого первого звена, то есть в поликлиниках.

Быстро, но эффективно ли?

«По большому счету, отмена интернатуры – это хорошее развитие событий, но при условии, что новая система обучения будет работать. Ведь Минздрав хочет не просто отменить интернатуру, идея заключается в том, чтобы студенты в течение своего пятилетнего обучения, если мы говорим про стоматологов, и шестилетнего, если говорим про лечебников, получили те навыки, которые они раньше получали в интернатуре.

То есть в принципе, все логично, потому что прежде врачи не могли работать по специальности, закончив институт. Однако есть опасения, что тот объем навыков, что раньше давали в интернатуре, не будет освоен студентами. То есть на бумаге, конечно, все выглядит нормально, а как все эти новации будут реализованы – посмотрим», – комментирует нововведения проректор Санкт-Петербургского института стоматологии (СПбИНСТОМ) Максим Ступин .

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), доктор медицинских наук профессор Борис Шахов уверен, что отмена интернатуры не окажет негативного влияния на качество подготовки российских врачей, ведь подготовка к этому велась в вузах еще с 2012 года, когда стали известны федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения для медиков.

«Новый ФГОС, наряду с теоретической подготовкой по специальностям, включает обязательные симуляционные циклы, после успешного завершения которых обучающиеся допускаются к практике в учреждениях здравоохранения различного уровня.

При этом лица, обучающиеся по целевым направлениям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, проходят практическую подготовку в тех учреждениях здравоохранения, в которых они в дальнейшем продолжат свою профессиональную деятельность», – поясняет ректор.

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), доктор медицинских наук профессор Борис Шахов. Фото с сайта nizhgma.ru

Иначе говоря, теперь практика студента медицинского вуза с самого начала будет не учебной, а производственной, то есть проходит под контролем преподавателей кафедры, на которой учится молодой специалист. К тому же прохождение практики будет возможно только на базе клиник, где «присутствует» медицинский вуз. А значит, никаких летних часов «спустя рукава».

По итогам каждой практики студентов ждет экзамен, за провал которого можно быть отчисленным из вуза.

Практикующий хирург одной из удмуртских больниц (фамилия не указана по просьбе автора комментария) считает, что отмена интернатуры может серьезно ухудшить качество медицины в России: «Поликлиника, при всей кажущейся несерьезности, на фоне достижений современной медицины – то место, где простейшая ошибка может привести к серьезным последствиям, и работать там должны врачи с опытом, ибо кто как ни они смогут поставить верный диагноз и определить, нуждается человек в госпитализации или нет».

Хирург отмечает, что интернатура дает возможность освоить профессию врача без груза огромной ответственности, под руководством профессионалов. «А кто разделит эту ответственность с врачом, вышедшим лечить людей с полной ответственностью, но без должной практики? Министры и чиновники? … Сомневаюсь», – с тревогой говорит врач.

Что стоит за отменой интернатуры

С тем, что отработка бюджетных денег, вложенных в образование студентов, – мера вполне адекватная и справедливая, соглашается большинство специалистов. Однако делать это движущей силой реформы довольно абсурдно: обязать «целевых» студентов работать на государство можно и без отмены интернатуры.

Возможно, смысл закона – в том, чтобы отвлечь внимание общественности от катастрофического разрыва в финансировании здравоохранения РФ, по сравнению со странами Запада, считает доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Абдуллаев .

По данным ВОЗ, расходы на медицину в 2016 году в США составят более 3,3 триллиона долларов (18% ВВП). Это при населении более чем в 324 млн человек. В России же с населением чуть больше 143 миллионов на здравоохранение в 2016 году выделили 479 млрд рублей, то есть (по курсу 76,3) – порядка 6,3 миллиардов (не триллионов!) долларов.

Доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Абдуллаев.

В медицинских вузах с 2017 года полностью отменят интернатуру. Нарабатывать практику вчерашние студенты будут «в полевых условиях», в государственных поликлиниках и больницах. Начинающие медики станут врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами. Такие изменения диктует новый образовательный стандарт. Нововведение направлено на усиление первичного звена в медучреждениях, подчеркивают эксперты. Однако есть риск, что все может выйти совсем не так, как предполагалось. Ведь, получив определенный опыт, вчерашние выпускники смогут уйти в частные клиники, и госучреждения вновь останутся без нужных специалистов, отмечает «Приморская газета».

В ближайший год система медицинского образования в России кардинально изменится. Выпускники вузов смогут выйти на работу уже после получения диплома. Раньше ждать этого им приходилось как минимум год. Напомним, интернатура до прошлого года считалась обязательной формой постдипломного медицинского образования. От нее освобождались только те, кто выбирал ординатуру или аспирантуру, позволяющие освоить узкую специальность. Все остальные должны были стать интернами, то есть отработать год в государственном медицинском учреждении под наблюдением практикующего врача. Только после этого выпускники вузов получали сертификат, дающий право практиковать.

С 2017 года по окончании медицинского вуза всем выпускникам предложат пройти итоговую аттестацию. Экзамен включит компьютерное тестирование и выполнение практических заданий. Будущих стоматологов, например, могут попросить запломбировать или вырвать зуб.

Оценивать испытуемых станет специальная комиссия. В нее войдут преподаватели, врачи, представители общественных медицинских организаций из других регионов. Каждому из выпускников непосредственно перед экзаменом присвоят персональный номер - никаких фамилий и имен. Таким образом, человеческий фактор, то есть возможность подтасовать результаты, полностью исключен.

После успешной сдачи экзаменов молодые специалисты смогут работать в государственных больницах и поликлиниках в качестве сотрудников первичного звена, например, участковых педиатров, участковых терапевтов или стоматологов общей практики. Примут таких специалистов и на Станции скорой помощи. Возможность перерасти в узкого специалиста у начинающих медиков будет. Но для этого, как и прежде, придется поступить в ординатуру. Срок обучения в ординатуре к следующему году увеличат. Для разных специальностей он будет составлять от двух до пяти лет.

Поскольку раньше основной практический опыт студенты приобретали в интернатуре, теперь гораздо больше практических занятий появилось именно в преддипломном образовании будущих врачей, отмечают преподаватели. Специально для таких занятий при каждом медицинском университете страны за последние несколько лет открыли свой так называемый симуляционный центр. Помещения в нем имитируют кабинеты в обычных больницах и поликлиниках. Есть все необходимое оборудование вплоть до реанимации. Есть и пациенты. Их роли «играют» специальные манекены-симуляторы. Подобно живым людям они реагируют на боль от инъекции и другие медицинские вмешательства. Таким образом, у студентов есть все, чтобы отработать необходимые на практике навыки до автоматизма.

Нужно студента, например, научить внутривенным инъекциям, - рассказал «Приморской газете» ректор Тихоокеанского государственного университета Валентин Шуматов.- Как их отрабатывать? На живом человеке? Это неправильно. Для этого и существуют симуляционные центры. Там есть все как для оказания неотложной медицинской помощи, так и для принятия родов.

В 2016 году сертификаты на допуск к профессии уже получили начинающие стоматологи и провизоры, отметил Валентин Шуматов. С 2017 года аккредитацию сразу после получения диплома смогут получить выпускники также лечебного и медико-профилактического факультетов.

Каждый студент медицинского вуза - потенциальный сотрудник первичного звена, подчеркнул ректор. А это значит, что у поликлиник и больниц районов, где особенно не хватает врачей, наконец-то появился реальный шанс получить нужного специалиста, однако нужно уже сейчас стараться заинтересовать студента в том, чтобы после выпуска он пришел в конкретное учреждение.

В Приморье существует множество мер поддержки начинающих медиков, уточнили в администрации края. Есть, например, программа «Земский доктор». Молодые врачи, которые соглашаются не менее пяти лет отработать в глубинке, получают от государства миллион рублей. За три года в программе приняло участие 58 человек. Кроме того, можно выучить для себя врача по целевому набору. Для главврачей - это шанс получить нужного для больницы специалиста. Для студента - возможность бесплатно учиться и гарантированное трудоустройство.

Развитие кадрового потенциала - в числе приоритетных задач, которые стоят перед краевым здравоохранением, - заявил «Приморской газете» вице-губернатор Приморья Павел Серебряков. - И их мы решаем совместно с профильным вузом.

Внедрение нового образовательного стандарта призвано усовершенствовать амбулаторный прием в поликлиниках. Зачастую в них не хватает именно первичных специалистов. Однако необходимо понимать, что часто кадров там не хватает не потому что специалистов в принципе нет, а потому что они есть, но предпочитают практиковать в частных клиниках. Поэтому, наряду с совершенствованием образовательных стандартов, необходимо помнить и об улучшение рабочих условий для врачей в государственных медучреждениях, подчеркивают эксперты.

Работа в государственных медицинских учреждениях должна быть конкурентоспособной по сравнению с частными клиниками, - заявил «Приморской газете» президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский. - Иначе может получиться так, что молодые специалисты натренируются на обычных людях, пока учатся в ординатуре, а после ее окончания пойдут зарабатывать деньги уже в частные клиники. И это даже не их вина. Поэтому необходимо принять меры и сделать, наконец, профессию врача именно государственного учреждения максимально привлекательной.

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.