Как к нему относится онегин. Образ евгения онегина. Байроническая и сентиментальная литература

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Всех нас в школе заставляли читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но в таком возрасте большинство детей вряд ли задумываются над глубинным смыслом этого произведения, глядя на отношения Онегина и Татьяны через призму своего чувственного опыта. Однако и многие критики не могут понять задумки автора, предпочитая ограничиться поверхностным анализом исключительно действий персонажей, не акцентируя внимания на духовной составляющей.

Антитеза

С первого взгляда может показаться, что два центральных персонажа «Евгения Онегина» противопоставляются друг другу. Татьяна Ларина - высокоморальный, духовный человек, она чиста духом и телом. И Онегин - петербургский денди, искушенный в уже знакомый со страстью и ее последствиями. Они притягиваются друг к другу, как одноименные заряды, между ними возникает определенное взаимопонимание, потому что оба переросли свою среду и ищут истину в чем-то другом, непонятном и даже пугающем.

Особенности воспитания

Сравнение Онегина и Татьяны можно начать с рассмотрения того, в каких условиях они выросли. Любимица Пушкина появилась на свет в богатом доме, пусть и находящемся в глуши. В младенчестве и детстве за ней ухаживала няня, выбранная родителями из живших рядом крестьян. Она пела колыбельные, рассказывала сказки и, конечно, читала над девочкой молитвы. Это привязало Татьяну к народу сильнее, чем можно было себе представить. По натуре задумчивая и молчаливая, девушка мало времени проводила со сверстниками, избегала шумных игр и забав. Ее больше увлекали книги, созерцание природы и размышления. Младшая дочь Лариных жила согласно народным обычаям, вставала рано, чтобы успеть встретить рассвет, верила в приметы и выполняла традиционные обряды, несмотря на религиозность.

Онегин же вырос в европейском обществе. Няню ему заменил гувернер, воспитавший мальчика согласно своему представлению о светском человеке. Рано повзрослев, Евгений с головой окунулся в блестящую и шумную жизнь, приобретя статус юного повесы. Образованность и любовь к популярным авторам придавала ему шарм и обещала благосклонность дам. Он быстро понял все тонкости чувственной любви и научился ими манипулировать. Стал скептически относиться к проявлению человечности, доброты, сострадания. Подвергал критике и сомнению все, что происходило с ним и вокруг него, как того советовали европейские авторы.

Мир через окно

Характеристика Татьяны в «Евгении Онегине» не может обойтись без упоминания о природе. Описывая панорамные виды, Пушкин делает это, как бы глядя из окна комнаты, принадлежащей главной героине. Любой пейзаж в романе отражает душевное состояние девушки. По мере развития сюжета меняется не только время года и погода на улице, но и та часть суток, которую Татьяна проводит в размышлениях о своем избраннике.

Байроническая и сентиментальная литература

Проследить различия между Евгением и Татьяной можно еще и по книгам, которые они читали. Для Онегина примером для подражания был Байрон, иронично и скептично смотревший на мир. Именно таким представлялся юноше идеальный мужчина. Эгоистичный, обаятельный, немного саркастичный и язвительный. Европейская литература того времени культивировала подобный образ мыслей.

Татьяна Ларина, наоборот, обращает внимание на сентиментальные романы, показывающие ценность искренности, доброты и отзывчивости. Конечно, они несколько наивны для девушки, которая будет вращаться в высшем обществе, но благородство и честь, воспитанные благодаря им, долгие годы помогали ей сохранить себя неизменной под воздействием обстоятельств.

Именно о герое из сентиментального романа мечтает девушка. И когда в их краях появляется презираемый и гонимый отовсюду Онегин, она принимает его за идеал, который так долго ждала.

Письмо

Письмо Татьяны к Онегину отражает ту возвышенную любовь, которую питала девушка к своему избраннику. Именно в нем хорошо можно проследить особенности характера девушки: искренность, доверчивость, впечатлительность. У нее нет поводов сомневаться в своем выборе. Для юной красавицы союз с таким человеком, как Евгений - это не только исполнение заветного желания и долгожданное воссоединение с любимым, но и возможность духовного роста, самосовершенствования.

Онегин, напротив, видит во влюбленной Татьяне только наивную, восторженную простушку, которая вдохновилась его рассказами и внешностью. Он не принимает всерьез ее чувство, хоть и подозревает, что так просто оно не пройдет. Светские «игры в любовь» раньше времени сделали его сердце невосприимчивым к подобным знакам внимания. Возможно, если бы не богатый жизненный опыт на этом поприще, у пары все могло сложиться иначе.

Письмо Татьяны к Онегину пронизано чувствами, которые девушка уже не может держать в себе. Она признает, что пропасть в воспитании, образовании и опыте между ними огромна, но надеется когда-нибудь преодолеть ее, чтобы быть ближе к любимому.

Отказ

Как известно, Евгений отказал Лариной, мотивируя это тем, что он ее не достоин, так как столь возвышенных чувств не испытывает и не хочет ее оскорбить неизменностью своих побуждений. По мнению большинства критиков, именно отказ Онегина вызывает отторжение у читателя. Это был, возможно, самый благородный поступок за всю его жизнь, но светила литературы смотрят на эту ситуацию несколько иначе. Они считают, что страх побудил молодого повесу отказаться, разум возобладал над чувствами, которые «русская душою» Татьяна пробудила в нем.

Встречи

Онегин и Татьяна в романе встречаются трижды. В первый раз - когда Евгений приходит в имение Лариных. Второй - когда он вынужден объясниться с Татьяной относительно ее письма, и последний - на ее именинах, через год после трагических событий. И каждая подобная встреча меняет что-то в душе Онегина, не дает ему остаться в стороне, отмахнуться от чувств и эмоций. Страшась того, что с ним происходит, повеса предпочитает уйти и выбросить из головы образ девушки, чем быть рядом с ней и измениться.

Дуэль

Именно отношения Онегина и Татьяны делают характер произведения несколько мрачным. Главный герой сердится: на себя, на Ларину, на лучшего друга Ленского, на судьбу, которая привела его в это поместье, на дядю, умершего так не вовремя. Это толкает его на безрассудные поступки, например, на флирт с Ольгой. Конечно, дуэль была необходима, но убивать друг друга было не обязательно. Однако события сложили именно таким образом, что из-за всевозрастающего ненавистного чувства Владимиру пришлось отойти в мир иной.

Последний бал

Сравнение Онегина и Татьяны продолжается на протяжении всей последней сцены романа. Бал в честь именин в поместье Лариных будто копирует страшный сон девушки о своей свадьбе с Евгением. Больного, недовольного, угнетенного угрызениями совести мужчину окружают гротескные персонажи, которые настолько контрастируют с его внутренним миром, что создается впечатление, словно они издеваются над ним.

Не в силах перенести эти муки, Онегин уезжает, мотивировав это тем, что им овладела охота к перемене мест.

Петербург

Прошло совсем немного времени, и главные герои встречаются вновь, теперь уже на светском рауте в Петербурге. Отношения Онегина и Татьяны практически не изменились. Они стали сложнее, но внутренний жар все еще продолжает пульсировать у обоих. Ларина вышла замуж, стала княгиней и теперь высоко держит голову. Теперь уж нет и следа той сельской девушки, которая пылко признавалась в своих чувствах молодому повесе.

Ситуация оборачивается против Евгения, так как он понимает, что влюблен, и страдает от этого. Он пишет письма предмету своего обожания, пытается вернуть все обратно, но девушка непреклонна. Так эту ситуацию видит Пушкин. Онегин к Татьяне испытывает чувства, но теперь она пытается избежать отношений. В конечном итоге девушка отказывает мужчине в тайной связи, мотивируя это тем, что дала клятву быть верной другому мужчине, несмотря на то, что до сих пор любит Евгения. Это ставит последнюю точку в романе но, по мнению некоторых критиков, финал все-таки остается открытым.

Отношения Онегина и Татьяны складывались сложно, они были запятнаны кровью друга, отказами и признаниями... Но в итоге их любовь продолжила жить даже тогда, когда они вместе подписали ей смертный приговор.

Онегина, который отверг любовь деревенской девочки, а потом воспылал страстью к светской красавице, не осудил только ленивый. В школьных сочинениях этот его неблаговидный поступок разбирают по косточкам второй век подряд.

С кандидатом медицинских наук мы беседовали о волне педофилии, которая захлестнула в этом году страну.

Что делать?

Брать пример с Евгения Онегина! - заявил доктор. - Он же не стал совращать малолетнюю Татьяну, хотя девочка сама предложила ему себя. Онегин должен стать образцом для школьников. Смотрите, ребята, вот настоящий мужчина! Меньше было бы в стране педофилов..

Сейчас что ни день появляются сообщения о детях - жертвах насилия. Госдума уже предлагает давать пожизненное заключение тем, кто совершил сексуальные действия с подростками моложе 14 лет. А Татьяне было 13!

Не может быть! - изумился я.

Может! Пушкина надо внимательнее читать. Четвертую главу Онегина.

Даешь срочную реабилитацию Евгения!

И я услышал новую и, прямо скажу, слегка ошеломившую меня трактовку романа - с точки зрения сексолога. Вот она.

Ленский знакомит Онегина с сестрами Лариными. Даешь срочную реабилитацию Евгения!

Пора наконец восстановить справедливость! 26-летний мужчина вполне естественно отказал 13-летней, а его за этот благородный поступок прогрессивная общественность осуждает! Обратимся к роману. После 17 лет Евгений стал посещать балы. Имел много половых связей с замужними женщинами. И с девушками, которым «наедине давал уроки в тишине». Он же был гений в науке страсти нежной. Имел сильную половую конституцию.

В 26 лет очутился в глухой деревне, оформляя наследство богатого дяди.

Все любовницы остались в Петербурге. Испытывал вынужденное половое воздержание. И тут 13-летняя помещичья дочь предлагает ему себя. «То воля неба: я твоя!» Он отказывает. Свидетельство того, что он имел нормальное психосексуально ориентированное по полу и возрасту либидо.

Тянуло к зрелым женщинам, половозрелым девушкам. Но не к девочкам! Романтических чувств к Татьяне тоже не было. Оценил, что и ее чувство незрелое. Начиталась девочка любовных романов, решила реализовывать свое романтическое либидо. Тут подвернулся загадочный человек из столицы. И ведь Евгений сохранил в тайне сам факт письма, не стал хвастаться и компрометировать Татьяну. Настоящий мужчина!

А почему тогда наш идеал к замужней Татьяне страстью воспылал?

После долгих скитаний вернулся в Петербург. На первом же балу увидел самую красивую даму столицы, тотчас в нее влюбился и попытался сблизиться. Рискуя своей репутацией и репутацией Татьяны и ее мужа. Значит, сохранилось нормальное либидо.

На девочку не среагировал, а на взрослую красавицу - мгновенно! Он же с трудом узнал ту самую Татьяну. Еще одно подтверждение. Будь она взрослой девушкой при первой их встрече, вряд ли бы изменилась до неузнаваемости. А 13-летняя спустя 3 - 4 года преобразилась. Кстати, в начале XIX века царили совсем другие нравы. И, если бы Онегин сблизился с Татьяной, это восприняли бы нормально. Но, к сожалению, сложилось мнение, что Татьяна - жертва, страдалица. Онегин - ловелас, нанес ей глубокую душевную травму. На самом деле он - герой нашего времени.

Я слушал фантастическую версию сексолога, а в голове билась одна мысль: «Не может быть! Не может быть 13 лет Татьяне, русской душою!» Напутал сексолог! Думаю, что и читатели пребывают в шоке. Вернувшись домой, обложился сочинениями Пушкина, воспоминаниями его современников, трудами пушкинистов, литературоведов, начиная с неистового Виссариона Белинского. Даже Овидия Назона откопал, пострадавшего за науку страсти нежной. Три дня изучал, сравнивал. И вот что мне открылось...

Татьяна расспрашивает няню про любовь. Правда поэта.

Первым делом я открыл четвертую главу «Онегина», на которую ссылался сексолог. Она начинается со знаменитых строк:

"Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей".

А вот в продолжение обычно никто не вникает, хотя в них-то и содержится разгадка тайны романа.

"И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян... "

(В письме младшему брату Льву 23-летний поэт выразился более конкретно: «Чем меньше любят женщину, тем скорее могут надеяться обладать ею, но эта забава достойна старой обезьяны XVIII века». Он еще не садился за «Онегина».)

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У ДЕВОЧКИ В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ!
Так точно думал мой Евгений...

Не путайте Таню и няню.

Итак, главный вопрос: откуда же взялась в романе ТРИНАДЦАТИЛЕТНЯЯ девочка, о которой думал наш герой, получив письмо Лариной? Кто она? Няня Татьяны? (Все опрошенные мною учителя и просто интеллигенты мгновенно указывали на старушку!) Та действительно пошла под венец в 13 лет, но развратом старых обезьян там и не пахло. Супруг Ваня был еще моложе! Да и не знал Онегин о раннем замужестве какой-то няни - Татьяна о ней не писала, а лично до объяснения в саду вообще с любимым не разговаривала. Случайная опечатка?

Я открыл дореволюционное собрание сочинений Пушкина XIX века с ятями. Тоже - «тринадцать». Для рифмы вставлено словечко? С таким же успехом можно было написать «пятнадцать» и «семнадцать». Девочка - абстрактная фигура, для красного словца?

Но у Пушкина ничего случайного в стихах нет. Он всегда точен, даже в деталях.

Выходит, 13 лет было Татьяне Лариной, когда та отправила Евгению письмо?! Ведь больше в романе нигде ее возраст не указан. А Пушкин везде сообщал возраст своих героинь. Даже старенькой пиковой дамы. (Исключение - старуха с разбитым корытом и Людмила, невеста Руслана. Но то ж сказки.)

А уж в главном романе своей жизни тем более не мог нарушить традицию. Про мужчин-то не забыл. Ленскому «без малого осьмнадцать лет». Самого Онегина впервые мы тоже видим «философом в осьмнадцать лет», собирающимся на бал. На балы герой «убил восемь лет, утратя жизни лучший цвет». Получится 26.

Точно по Пушкину: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов».

Есть в романе и откровенные намеки на юный возраст Татьяны. «Она в семье своей родной казалась ДЕВОЧКОЙ чужой». В куклы и горелки не играла, с младшей Оленькой и ее «маленькими подругами» на луг не ходила. А взахлеб читала любовные романы.

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы.

(Отрок, отроковица - возраст от 7 до 15 лет, утверждает знаменитый толковый словарь Владимира Даля. Врач Даль был современник поэта, он дежурил у постели смертельно раненного Пушкина.)

Воспылав страстью к Онегину, девочка спрашивает у няни, была ли та влюблена?

И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет. Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя: «Ужель та самая Татьяна? Та ДЕВОЧКА... Иль это сон? Та ДЕВОЧКА, которой он пренебрегал в смиренной доле?» «Вам была не новость смиренной ДЕВОЧКИ любовь?» - дает отповедь герою сама Татьяна.

Онегин поступил мило.

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

...получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел, подобно старой развратной обезьяне, погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну.

И в конце свидания дал девочке добрый совет:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.
Русская девушка не человек!

А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано? В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя). Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года. К моменту дуэли ему - без малого 18, ей - 12.

А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте - и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский: «Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста... Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!» А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, - утверждает сексолог Котровский. - Семьи тогда были, как правило, многодетные - аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было.

Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха - как осенняя муха!) В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать!

Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал: «В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 - 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 - 19 лет. Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта.

А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет.

Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12.

Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 - 14 лет».

* Вроде все складно получается. И все же, каюсь, дорогой читатель, меня постоянно терзал один вопросик. Ну почему, почему Пушкин назначил своей любимой героине 13 лет? Все другие его влюбленные героини были постарше. Дуня, дочь станционного смотрителя, убежала с гусаром после 14 лет. Барышне-крестьянке Лизе, возлюбленной Дубровского Маше Троекуровой, Марье Гавриловне из «Метели» 17 стукнуло. Капитанской дочке Маше - все 18. А тут...

И вдруг осенило! Да он же сознательно сделал Татьяну столь юной! Если бы Онегин отверг любовь 17-летней Лариной, к нему действительно могли возникнуть вопросы. Черствый человек! Но именно юным ее возрастом Пушкин смог подчеркнуть нравственность своего любимого героя, которого во многом списал с себя.

Так, может, и впрямь прав сексолог Котровский?** опубликовано .

**Александр Котровский, кандидат медицинских наук, венеролог, сексолог.

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознания - мы вместе изменяем мир! © econet

Меню статьи:

Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина является уникальным персонажем, в котором в равной доле сошлись положительные и отрицательные качества характера. Именно поэтому его образ, несмотря на весь драматизм и негативное влияние на судьбы и жизни других персонажей, привлекательный.

Возраст и семейное положение Онегина

Евгений Онегин – молодой дворянин потомственного происхождения. Другими словами, его дворянский титул перешел к нему от предков, а не был заслужен самим Онегиным. Родился Евгений в Петербурге, там же он провел большую часть своей жизни. Родители Онегина к моменту повествования уже умерли, точная дата смерти родителей неизвестна, единственно, что можно сказать: на момент смерти родителей Онегин не был маленьким ребенком – в романе есть упоминания о том, что родители принимали участие в процессе его воспитания и образования.

Других детей у его родителей не было. Двоюродных братьев и сестер у Онегина также нет – его ближайшие родственники бездетны. Онегин был «наследник всех своих родных».

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с А. С. Пушкина в таблице.

После смерти отца Евгений стал наследником не только дворянского титула, но и многочисленных долгов. Положить конец долгам помог случай – его дядя был тяжело болен, и по всем прогнозам вскоре должен был умереть. Так как наследников у дяди не было, то владельцем дядиного имения должен был стать ближайший родственник. В данном случае им был Онегин.

Евгений приезжает к умирающему дяде, но руководит Онегиным не чувство привязанности к дяде или любовь к родственнику – в случае с Онегиным это был тактический ход.

Евгений только создавал видимость горечи утраты, на самом деле он равнодушен к персоне дяди, а ухаживания за умирающим нагоняют на молодого человека тоску и уныние.

После смерти дяди Евгений отдает кредиторам поместье отца и таким образом избавляется от долгов. Таким образом, у молодого 26-летнего холостого дворянина появляется возможность начать жизнь с нового листа.

Образование Евгения Онегина и род деятельности

Евгений Онегин, как и все дворяне, был образованным человеком. Однако его базовые знания желают быть лучше – учитель Онегина мосье Л′Аббе не был строгим учителем, он часто делал Евгению поблажки и старался не усложнять жизнь Онегина науками, поэтому качество знаний Евгения при его природном потенциале могло быть лучше. О том, получал ли образование Онегин в учебных заведениях, не известно ничего. Несмотря на такое явное пренебрежение науками Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский (Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал), немного знал латынь (Он знал довольно по-латыни, / Чтоб эпиграфы разбирать). Он очень не любил историю: «Он рыться не имел охоты / В хронологической пыли / Бытописания земли».

Пушкин в романе говорит о том, что Евгений жил беззаботно и не испытывал никаких трудностей жизни. Цели в жизни у него также не было – Онегин жил одним днем, предаваясь развлечениям. Евгений не состоял на военной или же гражданской службе. Это происходило вполне вероятно из-за его прихоти, а не из-за невозможности приступить к службе.

Евгений Онегин ведет активную светскую жизнь – он завсегдатай балов и званых обедов.

Привязанность к модным тенденциям в одежде

Евгений Онегин – настоящий денди. «Острижен по последней моде».

Его костюм всегда соответствует последним модным тенденциям. Евгений много времени проводит за гигиеническими процедурами, долго одевается, рассматривая свой наряд со всех сторон: «Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил».

Для него непозволительно, чтобы в его внешности было что-то не идеальное. Онегин не выглядит нелепо в своем костюме, ему комфортно в такой одежде. Его пластика движений удачно подчеркивается с помощью тех или иных элементов одежды.

Онегин и общество

Выход в общество для Онегина стал повседневным развлечением – поэтому в скором времени все типы поведения аристократов ему стали хорошо известны, а некогда увлекавшие его выходы в свет стали утомлять и наводить скуку.

Евгений редко чем может увлечься – ему все надоело: и театр, и балы, и званые обеды – все нагоняет скуку на молодого франта. Именно поэтому Евгений старается отстраниться от любого общения – он слишком устал от общества и предпочитает уединение». Ему наскучил света шум…. и в деревне скука та же.

В целом же Евгений не любил ни общество, ни людей. Единственный человек, которому он завидовал и уважал, был Владимир Ленский:
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, -
/ Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

Досуг Онегина

Так как Евгений Онегин не состоит на службе и фактически ничем не занят, то в его арсенале оказывается много свободного времени. Однако, несмотря на все сопутствующие факторы, он долго мается, не зная чем себя занять. У Онегина ничего не вызывает интерес – ни наука, ни путешествия.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”.

Время от времени Онегин коротает время за чтением книг. В основном это произведения на экономическую тематику, например, работы Адама Смитта, но и это не длилось долго «как женщин, он оставил книги». Сам же Евгений любит философствовать, хотя глубокими знаниями не обладает ни в одной отрасли науки или культуры.

Евгений Онегин и женщины

Онегин был заметной личностью в глазах аристократов. Его молодость, естественная красота и хорошие манеры позволили ему стать фаворитом в женском обществе. В начале такое внимание к своей персоне льстило Онегину, но в скором времени это Евгению надоело.


Онегин замечает, что в основном все женщины непостоянны – они легко переменяют свое решение и это откладывает негативный отпечаток на взаимоотношения с женщинами.

Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели

После приезда в деревню Онегин знакомится с молодым помещиком – романтиком-поэтом Владимиром Ленским. Именно благодаря Ленскому Евгений попадает в дом Лариных.

Ольга, младшая сестра, была невестой Ленского, а вот у старшей, Татьяны, жениха не было. Несмотря на то, Татьяна заметно отличается от других представительниц женского пола, ее персона не вызывает у Онегина интерес. Однако такая же тенденция не срабатывает в случае с Татьяной – девушка влюбляется в молодого человека и решается первой признаться в своих чувствах. Однако, Онегин не испытывает влюбленности по отношению к девушке, он пытается дать ей советы и ведет себя с ней грубо, чем приносит ей значительные душевные муки и разочарование.

Евгений Онегин и Ленский

После переезда в деревню Евгений избавляется от многочисленных долгов, но убежать от общества и скуки ему так и не удалось. Как и в любой другой деревне, находящейся на отдаленном расстоянии от больших городов, приезд любого нового человека вызывает ажиотаж. Поэтому надежды Онегина на уединенную жизнь никоим образом не могли быть оправданы. Усиливал эту печальную тенденцию еще и тот факт, что Евгений был молод, состоятелен и холост, а значит, он был потенциальным женихом.

Интерес к персоне Онегина возникал не только у молоденьких незамужних девушек и их родителей. В лице Онегина Владимир Ленский предполагал найти себе друга. Евгений был совсем не похож по своему темпераменту и характеру на Владимира. Такое разногласие во взглядах и личностных качествах привлекало молодого поэта. Со временем, Онегин стал другом Ленского, несмотря на то, что дружба, как и любовь, ему уже порядком надоела и разочаровала: «друзья и дружба надоели».


Нельзя сказать, что Онегина и Ленского связывает истинное понятие дружбы, по крайней мере, со стороны Евгения. Он поддерживает свое общение с молодым поэтом исключительно из-за скуки и отсутствия другой компании.

Во время празднования именин Татьяны Лариной, куда его привел Ленский против желания, Онегин порядком скучает, его злит поведение Татьяны. Вскоре, Евгений решает отомстить Владимиру за то, что привел его сюда силком – он танцует с Ольгой – невестой Ленского, чем вызывает приступ ревности у своего друга. На этом инцидент не был исчерпан – за приступом ревности последовала дуэль. Евгений прекрасно понимает, что был неправ, но объясниться с другом не решается – Евгений намеренно пренебрегает некоторыми правилами дуэли (опаздывает, берет в секунданты слугу), надеясь, что из-за этого Ленский отложит дуэль, но это не происходит. Как видим, Онегин не безнадежный человек, но он не в силах признать публично свою ошибку, что приводит к трагедии – Ленский получил смертельное ранение и умер на месте:

Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет…

Характеристика личностных качеств Евгения Онегина

С младенческих лет Евгений Онегин не был обделен вниманием. Он вырос в достатке и вседозволенности, поэтому в взрослом возрасте он был эгоистичным и разбалованным человеком.

У Онегина есть огромный потенциал для развития своей личности – у него незаурядный ум, он сообразительный и внимательный, но всем этим пренебрегает. Он не желает заниматься чем-либо полезным, что принесло бы ему положительные плоды в будущем – ему нравится плыть по течению.

Онегин умеет производить впечатление на людей – он умеет рассуждать на любую тему, невзирая на поверхностность своих знаний. Онегин – не эмоциональный и неромантичный человек. У него «резкий охлажденный ум».

Онегин «Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив!». Он окружающим кажется странным и чудаковатым и это еще больше притягивает к нему людей.

Таким образом, Евгений Онегин – необычный персонаж – у него есть все возможности изменить свою жизнь и привнести много положительного в жизнь своих родных, но он пренебрегает этим ввиду своей несдержанности и неумения заставить себя делать нужные, но неинтересные вещи. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, но, как и любое другое занятие, постоянные развлечения наскучили Онегину и стали причиной его хандры.

Обратим внимание на эпиграф к I главе: «И жить торопится, и чувствовать спешит» - из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег». Эпиграф отмечает существенную сторону личности героя и его юношеские годы.


Без вступления Пушкин сразу дает эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к больному дяде. Автор называет Онегина «молодым повесой», но тут же говорит о нем как о «добром» своем приятеле.

В следующих строфах речь идет об образовании Онегина и круге его интересов.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания. Из дальнейших стихов выясняется, действительно, отсутствие у Онегина систематического образования, однако круг интересов Онегина был весьма широк.

Обращаемся к следующим строкам:

Имел он счастливый талант
С ученым видом знатока
Без принужденья в разговоре
хранить молчанье в важном споре
Коснуться до всего слегка,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм...


Эти строки говорят об отсутствии глубины в образовании Онегина. Но упоминание «нежданных эпиграмм» в то же время характеризует ироническую, язвительную направленность разговоров Онегина. Эпиграмма была нередко проявлением оппозиционных настроений и мыслей.
Исторические анекдоты, которые привлекали Онегина - рассказы о случаях из жизни исторических деятелей - в известной мере свидетельствуют об интересе Онегина к истории.

Как видно, несмотря на всю бессистемность образования Онегина, он не остается в стороне от культурных, исторических и политических интересов. У него широкий круг интересов, причем отбор имен читаемых Онегиным авторов таков, что можно сказать об оппозиционной, критической настроенности молодого Онегина.
Далее обращаемся к строфам, рисующим обычный день Онегина.
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Три дома на вечер зовут...
Пока недремлющий брегет
Покамест в утреннем уборе,
Не прозвонит ему обед.
В изображении обеда обращает на себя внимание перечень блюд сплошь нерусской кухни, характеризующий пристрастие ко всему заграничному.

Далее, читаем строфы, посвященные описанию кабинета Онегина и его туалету. Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света. В XXVI строфе Пушкин, перечисляя предметы одежды Онегина, использует иностранные названия. В иронической форме он дает мотивировку необходимости включения иностранных слов в русский литературный язык:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.

Строфа XXXV заканчивает описание обычного, рядового дня молодого человека петербургского света. Онегин возвращается домой уже поутру,
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден... -
т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка. Начинается трудовой день большого города.
XXXVI строфа как бы обобщает ряд прошедших перед нами картин, указывает, что изображенный день Онегина был для него обычным днем:
Проснется за полдень, и снова
Однообразна и пестра.
До утра жизнь его готова,
И завтра то же, что вчера...
И в этой строфе поэт переходит к освещению внутреннего мира Онегина, ставя вопрос:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди вседневных наслаждений?
Сотни, а может быть и тысячи молодых дворян были довольны этой пустой жизнью. А Онегин?


Евгений не удовлетворен жизнью, он скучает, им овладевает «хандра». Это состояние Онегина выделяет его среди молодежи, удовлетворявшейся описанным существованием. Он - выше, содержательнее обычных молодых людей петербургского общества. В нем живут какие-то большие запросы, и пустая светская жизнь не приносит ему счастья. Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум...


Эта авторская характеристика очень важна. Все эти качества резко выделяют Онегина из той среды, которая его окружала, здесь Пушкин высоко ценит своего героя. Дворянское светское общество было неоднородно, и наряду с массой пустых посредственностей в нем были и люди другого типа. И некоторыми чертами своей личности Онегин близок к ним. Недовольство Онегина окружающим поэт подчеркивает и в XIV! строфе.
Сперва Онегина язык
И к шутке, с желчью пополам,
Меня смущал; но я привык
И к злости мрачных эпиграмм.
К его язвительному спору,


Итак, из I главы романа мы узнали о происхождении Онегина, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружала и формировала его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Выяснили некоторые отрицательные стороны его жизни, которые не могли не наложить отпечатка на его личность: Онегин живет без труда и определенного занятия; он не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа. Начиная с французского воспитания и кончая чтение преимущественно ино странных книг, - все в его жизни лишает Онегина возможности сближения со своим, национальным, русским. У Онегина появляется недовольство жизнью, тоска. Он чувствует бесцельность своего существования.


В дальнейших главах романа образ Онегина развивается, претерпевает некоторые изменения. Автор ставит Онегина в новые ситуации, сталкивает его с новыми людьми, и в этих столкновениях в ряде новых обстоятельств в полной мере раскрывается сущность образа, его со циальный смысл, типическое для части молодежи 20-х годов, отраженное в образе Онегина.
В конце I главы и во II главе рассказывается о жизни Онегина в
деревне.
Два дня ему казались новы
Потом уж наводили сон;
Уединенные поля...
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...
...На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;


«Скука», «хандра» не оставляют Онегина и в новых условиях жизни. Природа не привлекает его, хозяйством он не занимается. Как помещик, Онегин должен вступить в какие-то отношения с крестьянами. Об этом есть в романе только одно сообщение:
В своей глуши мудрец пустынный,
Оброком легким заменил;
Ярем он барщины старинной
и раб судьбу благословил.

Однако это сделано было «чтоб только время проводить». Как отнеслись к «реформе» Онегина окрестные помещики:
...в углу своем надулся,
Другой лукаво улыбнулся,
Увидя в этом страшный вред,
И в голос все решили так,
Его расчетливый сосед:
Что он опаснейший чудак.
Какие взаимоотношения установились между Онегиным и соседями-помещиками? Онегин замкнулся в себе и четко разделял себя и своих соседей.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним».

В I главе Онегин был автором выделен из среды светского столичного дворянства. Во II главе он резко отграничен от обычного круга помещиков, в среду которых попал волею судьбы.
Стоит обратить внимание на дружбу Онегина с Ленским. При всем различии характеров и темпераментов они, тем не менее, заключают в себе и нечто общее: они оба противопоставлены Буяновым, Петушковым, Простаковым, Мизинчиковым, Дуриным. Общее в них - большие запросы к жизни, широкие умственные интересы. Здесь и история, и философские и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
В III главе - первая встреча Онегина с Татьяной. Обратим внимание на диалог двух приятелей, когда они «дорогой самой краткой домой летят во весь опор». Из разговора видно, что Онегин обратил внимание не на Ольгу: «Я выбрал бы другую», т.е. Татьяну. Онегин умеет разбираться в людях, его не привлекла бессодержательная, пустая Ольга. Да и то обстоятельство, что Онегин сразу произвел необыкновенное впечатление на Татьяну, нельзя отнести только за счет ее мечтательного, воспитанного на чтении сентиментальных романов, воображения.


Однако, наряду со всем этим, как бы поднимающим героя, не стоит забывать о его эгоизме и холодности - следствии условий его воспитания и светской жизни.
ВIV главе наше внимание привлечет строфа о первом впечатлении, какое произвело на Онегина полученное письмо: Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...


Эти и последующие строки говорят о том, что душа «модного тирана» не совсем опустошена и не окончательно зачерствела. Однако Онегин не в силах ответить на любовь Татьяны, а «волочиться», «флиртовать» не позволяет ему порядочность. Конечно, проблема Евгения в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность всем строем жизни людей своего круга, он не может с ней порвать и искать смысла жизни в другом, поставить перед собой ка кую-то значительную задачу. Однако смутное сознание того, что не узкий круг «домашних» интересов, а какая-то другая жизнь могла бы дать смысл его существованию, в нем живет.
"Но я не создан для блаженства..." - и Онегин развертывает иронически картину семейной жизни, к которой он неспособен. В этой «проповеди», несмотря на ее обдуманность и некоторую высокомерность, звучит, однако, и какая-то грусть. Онегину жаль Татьяну, но жаль и себя.


Живя в деревенской глуши, скучая и томясь, Онегин проявляет способность уважать полюбившую его провинциальную девушку, не хочет играть серьезным и большим чувством.
Поведение Онегина на именинах Татьяны ничего нового к его образу не добавляет. Однако вновь проявляется пренебрежение Онегина к людям и его эгоизм.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит...
Хотя сердиться ему было не на что, и Ленский, и Ларины к нему расположены. И Онегин не только «стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей», но легкомысленно обижает своего приятеля, ухаживая за Ольгой. В главе VI эпизод вызова и дуэли красноречиво характеризует Онегина.
Приняв «без лишних слов» вызов, Онегин
Наедине с своей душой
И поделом: в разборе строгом,
Был недоволен сам собой.
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом...


И дальше - честные, верные мысли о своей неправоте. Итак, - высокое и благородное представление о людских отношениях и резкое самоосуждение. Неожиданно опять честь оказывается причиной того, что герой сдает свои гуманные, благородные позиции и плывет по течению событий. Но это другая честь, не та, о какой думал Онегин раньше. Это - фальшивая честь, регулируемая «общественным мнением» дворянского общества. И она побеждает Онегина: он, при всем своем презрении к дворянско-светскому кругу, сам является его порождением и не может вырваться за его пределы, порвать с ним. Онегин уступает «общественному мнению» в важном вопросе. Это не мешает ему посмеяться над традициями своего круга в делах некрупного масштаба.

И секундантом он берет с собой француза-лакея:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный.


В картине поединка мы отмечаем выдержку и хладнокровие Онегина, а после убийства Ленского - раскаяние, потрясение, переживаемое им:
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений...
Такова вековая тяжба, раздвоенность сознания, типичная для дворянского интеллигента того времени.


Следующий эпизод «Татьяна в кабинете Онегина» поднимает целый ряд литературных и жизненных ассоциаций, которые говорят о сложности и противоречивости образа героя, об отражении в его личности «духа времени». Снова и снова Татьяна приходит в кабинет Онегина. Она перебирает книги, «жадною душою» «предается» чтению. Отбор Онегиным книг, отметки на полях приоткрывают ей многое в личности героя.

Чудак печальный и опасный,
Теперь яснее - слава богу -
Созданье ада иль небес,
Того, по ком она вздыхать
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модный полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?
Ответа на вопросы нет.


Обратимся к Онегину в VIII главе. В ней новый цикл событий в жиз ни Онегина, открывающийся встречей в Петербурге с Татьяной. Онегин на светском рауте:
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.


Онегин потому оказался лишним, чужим среди светского раута.
Пушкину искренне жаль своего героя, при всем богатстве своей
личности оказавшегося лишним, чужим, не нашедшим своего места в жизни. Глубоко трагична его судьба.


Встреча с Татьяной пробуждает Онегина. Прошли долгие годы, он много пережил, передумал с тех пор, как "читал наставленья» уездной барышне. Евгений поменялся, мировоззрение его стало более серьезным, но герой по-прежнему не доволен жизнью. Наконец, встреча с Татьяной пробуждает в нем неизведанное чувство.
История любви Онегина - это в своем роде повторение истории любви Татьяны, но только роли переменились. Письмо Евгения написанно искренне, со стастью, без светского этикета. Наконец, последнее свиданье, но теперь Онегин слушает отповедь Татьяны. В душе Онегина целая «буря ощущений». Роман за канчивается.

И здесь героя моего,
Читатель, мы теперь оставим,
В минуту, злую для него,
Надолго... навсегда...

Пушкин понимал, что развязка в VIII главе оставляет вопрос о судьбе героя открытым. Он как бы указывал этой развязкой на бесконечное разнообразие вариантов этой судьбы в сложной и противоречивой действительности.