Фгос - что такое? требования образовательного стандарта. Фгос: что нового? фгос ориентирован на личность государство Задание для самостоятельной работы

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

ФГОС - это совокупность трёх систем требований:

  • требований к результату образования;
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • требований к условиям реализации стандарта (финансы, кадры, информационное сопровождение, материально-техническая база и пр.)

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что здесь целью выступает не предметный, а личностный результат. Т.е. важна сама личность ребёнка и её развитие в процессе обучения, а не сумма знаний, умений и навыков, накопленная за годы обучения в школе.

Переступив порог школы, первоклассник попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый статус - становится учеником. Под влиянием этого меняются отношение и требования к нему со стороны взрослых, иными становятся его собственное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, уклад и ритм жизни, а главное, на смену игре - ведущей деятельности дошкольного возраста - приходит учебная деятельность.

И отличительной чертой новых ФГОС НОО является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, т.е. формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, главным становится - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Первоклассник должен органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми “затратами” приобрести новый статус - статус ученика, постепенно овладеть умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития.

В исследованиях Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б. показано, что одним из важнейших компонентов учебной деятельности является учебная задача. В основе учебной задачи лежит учебная проблема, представляющая собой теоретическое разрешение противоречий. Учебная задача решается с помощью учебных действий - следующего компонента учебной деятельности. Учебные действия направлены на поиск и выделение общих способов решения, какого-либо класса задач.

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в коллектив. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя. Их результатом являются изменения самого познающего субъекта. С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы. Трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса.

Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Здесь же можно отметить, что неотъемлемой частью новых ФГОС НОО являются универсальные учебные действия (УУД). Под УДД понимают «общеучебные умения», «надпредметные действия», «общие способы деятельности» и.т.п.

Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность). Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Исследования показывают, что к шести-семи годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе представления как о члене общества ("я в глазах постороннего взрослого"), осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. В исследованиях Божович Л.И. новообразование, возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, а именно у первоклассников представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это становится возможным к концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка. Он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве и дать отчет в своем отношении к окружающему. Иначе говоря, у ребенка проявляется осознание своего социального Я.

Изменение внешней позиции влечёт за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится не важным, второстепенным, а то, что связано с учёбой становится приоритетным, более ценным.

Какие же требования к результатам учащихся, устанавливают новые ФГОС НОО?

В рамках новых ФГОС требования к результатам обучения сформулированы в 3 компонентах:

  • личностных, которые включают способность и готовность учащихся к саморазвитию, их ценностно-смысловые установки, сформированность мотивации к обучению и познанию, индивидуально-личностные позиции учащихся, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметных, которые включают освоение УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями;
  • предметных, которые включают освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования и к системе . Из новых подходов к организации учебного процесса можно выделить конструирование, решение проектных задач, которые являются своего рода стартом для проектной деятельности в дальнейшем обучении. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным, притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры, у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм. Первоклассники же, взаимодействуя в группах, уже понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, распределять обязанности, вырабатывать общую стратегию решения задачи, осуществлять взаимопомощь.

Первоклассник приходит в школу с первыми этическими нормами поведения, моральными переживаниями, с первоначальным представлением чувства долга и ответственности. Эти знания еще до конца неосознаваемы ребенком и непосредственно спаяны с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой, пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственное формирование ребенка тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Выготским Л.С. внутренними этическими инстанциями. Эльконин Д.Б. связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Возникновение чувства долга во взаимоотношениях с другими людьми (взрослыми, сверстниками) и формирование чувства долга в качестве мотива деятельности имеет важнейшее значение деятельности с правилами, какой является школьное обучение.

Что же предлагают новые ФГОС НОО для духовно-нравственного развития личности обучающихся?

Новые стандарты предлагают реализацию в образовательном учреждении внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и др.), и формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Все описанные новообразования в развитии личности первоклассника - возникновение у него опосредствованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки - создают предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизни. Именно эти новообразования свидетельствуют о том, что ребенок перешагнул на следующую стадию развития. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что первоклассник становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

Кроме отношения к самому себе, к сверстникам, к учению в целом, для первоклассника, поступающего в школу приоритетным становятся отношения с учителем и здесь важна именно его «оценка», «его отношение» и поддержка.

Как оценивается работа школьников в условиях новых ФГОС НОО?

В условиях реализации новых стандартов на каждого ученика заводится портфолио - комплексный портрет, состоящий из оценки знаний, учитывающий все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия учащегося в творческих, интеллектуальных, спортивных внеурочных мероприятиях. Здесь же фиксируются результаты наблюдений, психологического тестирования и.т.д.

К основным результатам НОО стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, которая обеспечивает возможность продолжения обучения в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - познавательный, волевой, мотивационно-смысловой, эмоциональный, саморегуляции.

Исходя из вышеперечисленных аспектов главной задачей реализации основной образовательной программы НОО является создание комфортной развивающей среды -

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Все эти условия важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего сам, должен стремиться к новой школьной жизни, “серьезным” занятиям, “ответственным “ поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких людей к учению как к важной содержательной деятельности. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний - все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием для первоклассников.

Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, наличие успеха или неуспеха в его учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания.

Функции образовательного стандарта II поколения: обеспечение реализации ключевых целей и задач социально-экономического развития страны; обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования» ; стабилизирующая и регламентирующая роль стандартов: обеспечение единства образовательного пространства страны, которое в условиях перехода к многообразию типов и видов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране.

Стандарт II поколения – это институт для реализации конституции РФ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: создание социально педагогической среды для формирования человеческого потенциала России

Структура ФГОС Требования к результатам освоения Основной Образовательной Программы (далее ООП) Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП

Требования к результатам освоения ООП личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению метапредметные Метапредметные понятия и УУД Умения, специфические для данной предметной области

Требования к условиям реализации ООП Психолого. Педаго гические Информа ционно. Методичес кие Результат (создание образовательной среды) Кадровые Обеспечивают Условия Материальнотехнические Финансо вые Возможность (развитие личности, формирование социальных ценностей, индивидуальный процесс образования)

Отличительные особенности ФГОС (по результатам деятельности рабочей группы) 1. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий Индивидуализация каждого ребенка, независимо от его психо-соматических способностей

Отличительные особенности ФГОС 2. Основная цель – развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира 3. Инновационный характер в струкруре стандартов – это требование к условиям осуществления образования

Отличительные особенности ФГОС 4. Изменения в учебных планах: - Изменения в образовательных областях (Филология, Математика и информатика, Общественнонаучные предметы, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Естественно -научные предметы, Искусство, Технология, Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности) появление части, формируемой участниками образовательного процесса (обязательная - внеурочная деятельность) - разработка индивидуальных учебных планов

Отличительные особенности ФГОС 5. Изменение в требованиях к результатам Стандарт 2004 г. знать уметь использовать Стандарт II поколения ЗУН личностные метапредметные УУД

Отличительные особенности ФГОС 6. Изменения в учебных программах по предметам Предметные программы должны содержать следующие разделы пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Отличительные особенности ФГОС 7. Изменения в образовательных технологиях Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационнокоммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами (цитатами).
Аргумент 1. Стандарт направлен на обеспечение

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья и т.п.
Аргумент 2. В соответствии со ФГОС на ступени основного общего образования осуществляется:
  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся и др.
Аргумент 3. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Аргумент 4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты направлены на:

  • самоопределение : внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
  • смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
  • ценностную и морально-этическую ориентацию : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Для справки:
Децентрация (в психологии развития) [лат. de - от + centrum - центр] - преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

Задание для самостоятельной работы:

Еще раз обратите свое внимание на текст ФГОС. Вам предлагается классифицировать предложенный перечень личностных результатов в соответствии с указанными выше типологическими признаками. И на это есть веская причина.
В частности, как показывает практика, у большинства педагогов личностные результаты ассоциируются с морально-нравственными установками и характеристиками учащихся. И это очень серьезное заблуждение... Поскольку значительная часть личностных результатов характеризует личностную позицию школьника (самоопределение: кто я?) и его осмысленное отношение к выбранной позиции (смыслообразование: зачем мне надо учиться в школе, заниматься самообразованием, повышать свой уровень культуры...?).
Поскольку наш тренинг ориентирован на осмысленное и даже рефлексивное прочтение ФГОС, нам видится такое уточнение весьма значительным, поскольку вся деятельность педагога по сути своей должна быть ориентирована на осознание школьником социальной роли учащегося (не потребителя знаний, а исследователя!), повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, на вовлечение школьников в процесс оценивания результатов продуктивной деятельности. А в результате этого как раз и формируются личностные качества, ориентированные на самоопределение и смыслообразование...

Итак, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать :

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС как инструмент формирования современной личности.

Макеева Татьяна Владимировна, учитель начальных классов.
МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования». Московская область г. Серпухов.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Вспомним, когда мы учились, главной задачей школы считалось дать хорошие, прочные знания.
Сегодня же мы нацелены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, это в свою очередь, порождает спрос на информацию, образование, культуру. Все большее число людей участвуют не столько в производительном труде, сколько в сфере услуг. В их деятельности все в большей степени лежит решение информационных проблем. Человеку просто необходимо научиться грамотно вести целенаправленный поиск и отбор нужной информации. При этом большое значение имеет:
способность правильно сформулировать проблему;
умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения этой проблемы;
умение определить, какой информации не хватает и где ее искать;
умение найти недостающую информацию;
умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
умение использовать отобранную информацию.
Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Поэтому сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Теперь перед образовательной системой стоит новая непростая задача – формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.
Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД.
УУД включают в себя:
- личностные умения – позволяют сделать обучения более осмысленными;
- социальные – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативные – формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Уже в 1 классе необходимо начинать учить детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях без отметочного обучения учить детей оценивать качество своей работы. Учить обсуждать работу в паре, в группе, корректировать оценку. Если эта работа будет проходить в системе, то на основе системно – деятельностного подхода дети научатся объективнее оценивают свою деятельность.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
В своей работе учителю необходимо стремиться к тому, чтобы никогда не давать ученикам знания в готовом виде. Надо учить их сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий.
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Таким образом, нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором деятельность детей организована так, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования? Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
инициативный
искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
любознательный
умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща
В заключении хочу сказать, что одним из главных критериев успешного внедрения ФГОС является характер педагога, его желание и готовность к изменениям. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то его первые, уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС будут являться хорошим стартом для дальнейшего развития личности современного педагога. Ведь, как говорил Конфуций «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. К метапредметным результатамобучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями.

Обобщенный результат освоения обучающимися начальной школы программы развития универсальных учебных действий может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста являются: словесно логическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.