Договор 1920. Смотреть что такое "Рижский договор (1920)" в других словарях. Севрский мирный договор. Армяно-турецкая война

Александропольский договор 1920 года - завершил войну между кемалистской Турцией и дашнакской Арменией; подписан 2. XII в Александрополе (ныне - Ленинакан). Поводом к войне послужило нападение дашнакских отрядов на турецкие войска, но её причины были более глубокими: с одной стороны, дашнаки, являясь орудием империалистической политики держав Антанты, занимали агрессивную позицию по отношению к Турции и добивались образования "Великой Армении" с включением в её состав почти половины Малой Азии; с другой стороны, анкарское правительство не ограничивалось задачами национально-освободительной войны, но вместе с тем пыталось воспользоваться авантюристической политикой дашнаков, чтобы захватить территории, заселённые армянским большинством, и лишить армянский народ возможности воссоздать своё государство.

В назревавший между Турцией и Арменией конфликт вмешалось правительство РСФСР, стремившееся предотвратить бедствия, которым неизбежно должен был подвергнуться армянский народ в случае войны с Турцией. В письме от 2. VI 1920, отвечая на обращение Великого национального собрания Турции от 26. IV 1920 по поводу установления советско-турецких отношений, НКИД РСФСР в числе прочих предложений указал на желательность проведения справедливой границы между Турцией и Арменией в соответствии с принципом самоопределения народов и изъявил готовность взять на себя посредничество в этом вопросе. Анкарское правительство телеграммой от 4. VII 1920 года приняло предложение о посредничестве и даже согласилось приостановить военную подготовку против Армении. Тем не менее переговоры, которые НКИД РСФСР вёл летом 1920 года в Москве с делегациями анкарского и дашнакского правительств, показали, что ни то, ни другое правительство не намерено идти на уступки. Дашнакская делегация, хотя и отказалась к этому времени от плана "Великой Армении", всё же выдвигала свои весьма значительные территориальные претензии. В свою очередь турецкая делегация отклонила компромиссные предложения Советского правительства. Глава турецкой делегации Бекир Сами бей (...), принадлежавший к реакционным и враждебным Советской России кругам, возвратившись в Анкару, пытался даже использовать предложения НКИД об исправлении армяно-турецкой границы для того, чтобы настроить анкарское правительство против Советской России.

Севрский договор 1920 (...), признававший дашнакскую Армению и расширивший её границы, ещё больше обострил отношения между анкарским и дашнакским правительствами. Налёт дашнакских частей на турецкие войска у г. Бардиз (к северо-западу от Сарыкамыша) 24. IX 1920 привёл к открытой войне. Дашнаки были быстро разбиты и деморализованы. Уже 29. IX турки взяли Сарыкамыш, 30 X - Карс, 7. XI - Александрополь.

8. XI 1920 года дашнакская Армения обратилась к державам с паническим призывом: "Мы оставлены одни". Антанта, толкнувшая дашнаков на конфликт, ничем им не помогла. НКИД РСФСР нотой от 11. XI 1920 года снова предложил своё посредничество воюющим сторонам, но анкарское правительство вопреки прежним заявлениям не приняло его, а дашнаки, исходя из контрреволюционных соображений, предпочли заключить кабальный мир с Турцией.

В результате и был подписан Александропольский договор. По его условиям территория Армении ограничивалась районами Еревана и оз. Гокча; нахичеванский округ передавался под протекторат Турции; фактически протекторат устанавливался и над остальной частью Армении; вооружённые силы Армении не должны были превышать 1 500 бойцов при 8. орудиях и 20 пулемётах; турецкие военные власти могли "принимать военные меры" на территории Армении; турецкий посланник в Ереване получал право производить "инспекцию и расследование" по вопросам договора; анкарское правительство за это обязывалось предоставить дашнакам вооружённую помощь, "когда того потребует внешняя или внутренняя опасность и когда республика Армении обратится к нему с указанным ходатайством".

Надежда дашнаков на то, что Александропольский договор спасёт их от назревавшей революции, не осуществилась. 29. XI 1920 года, т. е. ещё до подписания Александропольского договора, образовался Революционный комитет Армении, провозгласивший советскую власть. Дашнакское правительство было свергнуто, и тем самым Александропольский договор ни юридически, ни фактически не вступил в действие. Московский договор от 16. III 1921 года, установивший советско-турецкую границу на Кавказе, по существу отменил содержание Александропольского договора. Правда, турецкая дипломатия некоторое время ещё пыталась доказывать, что Александропольский договор остается в силе, пока между Турцией и Арменией не заключён новый договор, а турецкое военное командование задерживало эвакуацию александропольского района, требуя, чтобы Советская Армения "во исполнение Александропольского договора" выдала туркам всё своё вооружение. Однако, после того как правительство РСФСР сделало анкарскому правительству решительное представление, эти проволочки прекратились. В середине мая 1921 года турецкие войска покинули александропольский район. Карсский договор 1921 года (см.) снял с обсуждения вопрос об Александропольском договоре.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Вооружённым конфликтом между Польшей и Советской Россией, Советской Белоруссией, Советской Украиной на территории распавшейся Российской империи(России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши и Украины) явилась советско-польская война в 1919-1921гг. во время Гражданской войны в России. В современной польской историографии имеет название «польско-большевистская война». В конфликте также принимали участие войска Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики. В первой фазе войны они действовали против Польши, затем части УНР поддерживали польские войска. Основные территории, за обладание которыми велась война, до середины 14 века представляли собой различные древнерусские княжества. После периода междоусобных войн и татаро-монгольского нашествия 1240г. они перешли в область влияния Литвы и Польши. В первой половине 14 века Киев, Поднепровье, междуречье Припяти и Западной Двины вошли в состав ВКЛ, а в 1352г. земли Галицко-Волынского княжества были разделены между Польшей и Литвой. В 1569г. , согласно Люблинской унии между Польшей и ВКЛ, украинские земли, до того находившееся в составе ВКЛ, переходят под власть польской короны. В 1772-1795гг. в результате трёх разделов Речи Посполитой, часть земель (Западная Белоруссия и большая часть Западной Украины), переходят под власть российской короны. 29 августа 1918г. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР об отказе от договоров и актов, заключённых правительством бывшей Российской империи, о разделах Польши. После поражения Германии в ноябре 1918г. , когда Польша как независимое государство была восстановлена, встал вопрос о её новых границах. Хотя польские политики и расходились во взглядах на то, какой именно статус должна иметь территория бывшей Речи Посполитой в составе нового государства, они единогласно выступили за польский контроль. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав её плацдармом мировой революции. Основной целью руководства Польши было её восстановление в исторических границах Речи Посполитой 1772г., с установлением контроля над Белоруссией, Украиной, Литвой и геополитическим доминированием в Восточной Европе. С советской стороны, первоначальной целью было установление контроля над западными губерниями бывшей Российской империи (Украиной и Белоруссией) и их советизация. С течением войны целью стала советизация Польши, за ней Германии и переход к мировой революции. Советское руководство считало войну против Польши частью борьбы против всей существовавшей на тот момент Версальской международной системы. Завершением советско-польской войны 1919-1921гг. стал Рижский мирный договор 1921г. – договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, - с другой. Подписан 18 марта 1921г. в Риге. Договор установил границу между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей. К Польше отходили обширные территории, находившееся к востоку от линии Кёрзона, с преобладанием непольского населения – Западная Украина и Зап. Белоруссия Гродненская губерния, Волынская губерния и часть территорий других губерний Российской губернии. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений. Советская сторона согласилась возвратить Польше военные трофеи, все научные и культурные ценности и выплатить де-факто репарации. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.

30.Мирные договоры РСФСР с Литвой и Латвией 1920г. Виленский конфликт в 1920-1930-е гг. Мирный договор 1920 между РСФСР и Литвой был подписан 12 июля в Москве уполномоченными от правительств РСФСР и Литвы. Он был заключён по инициативе Советского правительства, предложившего в августе-сентябре 1919г. прибалтийским странам, в т.ч. и Литве, участвовавшим в антисоветской интервенции, заключить мир. Ещё в 1918г. СНК РСФСР декретом от 22 декабря за подписью Ленина признал независимость Советской Литвы, но утвердиться в ней тогда Советской власти не удалось. Правительство РСФСР, не вмешиваясь во внутренние дела Литвы, пошло на признание государственной самостоятельности, несмотря на её буржуазный характер. По договору 1920г. РСФСР, исходя из принципа права наций на самоопределение, признавала самостоятельность и независимость Литвы и отказывалась «…от всех суверенных прав России над литовским народом и его территорией». Договор фиксировал советско-литовскую границу, по которой г.Вильно и Виленская область входили в состав Литовского государства; предусматривал урегулирование имущественных, финансовых и экономических вопросов между двумя странами и безвозмездную экономическую помощь Литве со стороны Советской России. Стороны взаимно обязывались не допускать пребывания на своих территориях организаций и групп, направленных против другой стороны. Между Литвой и РСФСР устанавливались дипломатические и торговые отношения. Договор способствовал установлению мира в Прибалтике и открывал пути для экономического сотрудничества Советского государства с Литвой и другими странами Европы.

Мирный договор 1920г. между РСФСР и Латвией – подписан в Риге 11 августа уполномоченными от правительств РСФСР и Латвии. Договор был заключён по инициативе правительства РСФСР, обратившегося в августе-сентябре 1919г. к буржуазному правительству Латвии и других прибалтийских стран, находившихся в состоянии войны с Советской Россией, с предложением заключить мир. Правительство Латвии, убедившись в бесполезности дальнейшего участия в антисоветской интервенции, в апреле 1920г. вопреки давлению держав Антанты начало мирные переговоры с РСФСР. Договор провозглашал прекращение состояния войны между обоими государствами. Советская Россия, следуя принципу права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения, признавала независимость, самостоятельность и суверенность латвийского государства. В договоре фиксировалась советско-латвийская граница. Каждая сторона обязалась воспретить пребывание на своей территории войск других держав, находящихся в состоянии войны с другой договаривающейся стороной, а также не допускать образования и пребывания на своей территории каких бы то ни было организаций и групп, имеющих своей целью низвержение правительства другой договаривающейся стороны. Договором предусматривалось урегулирование имущественных, финансовых и экономических вопросов. Советское правительство передавало Латвии государственное имущество, вывезенное в Россию во время 1 мировой войны, освобождало от ответственности по долговым и иным обязательствам, выплачивало золото и предоставляло право рубки леса. Договором предусматривалось также установление дипломатических и консульских отношений. он имел большое значение для установления мира в Прибалтике и прорыва блокады, организованной Антантой вокруг Советской России.

Многие историки трактуют виленский конфликт по своему. Интересное мнение о значении виленского конфликта в польско-литовских отношениях высказал В.Вельгорский. По его мнению, радикализация литовского движения и его акцентрированная враждебность «польскости» были следствием нарастания процесса полонизации как сознательного выбора населением Литвы более развитой польской культуры (не только шляхтой, но и крестьянством и мещанством). Таким образом, конфликт с Польшей нужен был литовской элите как повод для проведения политики жёсткой литуанизации с целью ликвидировать конкурирующую польскую культуру. Есть мнение, что конфликт вокруг Вильно был второстепенным моментом в польско-литовских отношениях. Литва стремилась получить Вильно с целью стать транзитным государством. А.Скшипек изучил политику Польши в Прибалтийском регионе в 1918-1925гг. и отметил, что помимо борьбы за гегемонию в регионе Польши с Советской Россией существовало противостояние интересов Польши и Литвы вследствие виленской проблемы. Он считал, что польско-литовский конфликт сыграл значительную роль в провале планов создания польско-прибалтийского союза. Ю.Охманьский отметил, что польские политики рассматривали литовцев как часть «польского политического народа», что делало конфликт трудноразрешимым.

Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объявляет, что полномочные представители Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и полномочные представители Латвийской Демократической Республики заключили и подписали в Риге 11‑го августа 1920 года мирный договор между Россией с одной, стороны и Латвией — с другой, который от слова до слова гласит так:

Мирный договор между Россией и Латвией

Россия, с одной стороны, и Латвия — с другой, руководимые твердым желанием прекратить возникшую между ними войну и окончательно разрешить все вопросы, вытекающие из прежней принадлежности Латвии к России, решили вступить в мирные переговоры и возможно скорее заключить прочный, почетный и справедливый мир и для сего назначили своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики:

Адольфа Абрамовича Иоффе и

Якова Станиславовича Ганецкого,

Правительство Латвийской Демократической Республики:

Ивана Ивановича Весмана,

Петра Рембертовича Бергис,

Акса Христофоровича Бушевича,

Эдуарда Андреевича Калинина и

Карла Яковлевича Паулука.

Означенные уполномоченные, съехавшись в Москве, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и полном порядке, согласились в нижеследующем:

Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается.

Статья II.

Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.

Статья III.

Государственная граница между Россией и Латвией проходит:

От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в. двух, верстах севернее надписи Старина, далее по р. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф. Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. и Д. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. Шафраново.

К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории.

Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства. Право требования на Российское государственное имущество, которое после 1 августа 1914 года было вывезено с территории Латвии в пределы третьего государства, переходит к Латвийскому государству.

Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории.

К Латвийскому государству переходят все требования Российской казны, лежащие на имуществах, находящихся в пределах Латвийского государства, а равно и все требования на Латвийских граждан, но лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями, подлежащими зачету.

Примечание. Право требования с малоземельных крестьян их долгов бывшему Российскому Крестьянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, и недоимок, равно как и право требования долгов бывшему Российскому Дворянскому Земельному Банку или другим, ныне национализированным российским земельным банкам, лежащих на помещичьих землях, при переходе этих земель к малоземельным или безземельным крестьянам, — к Латвийскому правительству не переходит, но считается уничтоженным. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским правительством Латвийскому правительству, поскольку они находятся и фактическом владении первого. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.

Статья ХI.

1. Российское правительство возвращает за свой счет в Латвию и передает Латвийскому правительству библиотеки, архивы, музеи, художественные произведения, учебные пособия, документы и прочее тому подобное имущество учебных заведений, ученых, правительственных, религиозных, общественных и сословных учреждений, поскольку указанные предметы были вывезены из пределов Латвии во время мировой войны 1914‑1917 гг., и фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждении России.

Что касается архивов, библиотек, музеев, художественных произведений и документов, имеющих для Латвии существенное научное, художественное или историческое значение: и вывезенных из пределов Латвии в Россию до мировой войны 1914‑1917 гг., то Российское правительство соглашается возвратить таковые в Латвию постольку, поскольку выдел их не причинит существенного ущерба Российским архивам, библиотекам, музеям, картинным галереям, в коих они хранятся.

Вопросы, относящиеся к этому выделу, подлежат разрешению особой смешанной комиссии с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон.

2. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству все вывезенные во время мировой войны 1914‑1917 гг. из пределов Латвии в Россию судебные и правительственные дела, судебные и правительственные архивы, в том числе и архивы старших и младших нотариусов, архивы крепостных отделений, архивы духовных ведомств всех вероисповеданий, архивы и планы межевых, землеустроительных, лесных, железнодорожных, шоссейных, почтово-телеграфных и других учреждений; планы, чертежи, карты и вообще все материалы топографического отдела Виленского военного округа, поскольку они относятся к территории Латвийского государства; архивы местных отделений Дворянского и Крестьянского Банков, отделений Государственного Банка и всех других кредитных, кооперативных и взаимного страхования учреждений; равным образом архивы и делопроизводство частных учреждений Латвии, поскольку все означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.

3. Российское правительство возвращает за свой счет и передает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности всякого рода имущественные документы, как-то: купчие и закладные крепости, арендные договоры, всякого рода денежные обязательства и т. д. , в том числе книги, бумаги и документы, необходимые для производства расчетов, и вообще документы, имеющие значение для определения имущественно-правовых отношений латвийских граждан, вывезенные из пределов Латвии в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг., поскольку таковые фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России. В случае невозвращения в течение двух лет со дня ратификации сего договора, таковые документы считаются утерянными.

4. Россия выделяет из деловых архивов и делопроизводств своих центральных и местных учреждений ту часть их, которая имеет прямое отношение к областям, входящим в состав Латвии.

Статья XII.

1. Российское, правительство возвращает в Латвию эвакуированные в Россию во время мировой войны 1914‑1917 гг. имущество общественных, благотворительных, культурно-просветительных учреждений, а также колокола и утварь церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, поскольку означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России.

2. Российское правительство возвращает в Латвию эвакуированные в. Россию после 1 августа 1914 года из Латвийских учреждений коммерческого, земельного к мелкого кредита разных наименований, как-то: банков, обществ взаимного кредита, сберегательных и ссудо-сберегательных касс и товариществ, равно городских и общественных касс и ломбардов, действовавших в пределах Латвии, принадлежащие означенным банкам или заложенные в них ценности, за исключением золота, драгоценных камней и бумажных денег, поскольку таковые ценности находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных и общественных учреждений.

3. В отношении оплаты находящихся в обращении в пределах Латвии российских ценных бумаг правительственных, гарантированных правительством, а равно частных, выпущенных обществами и учреждениями, предприятия которых национализированы Российским правительством, а также в отношении удовлетворения требований Латвийских граждан к Российской казне и к национализированным учреждениям, — Россия обязуется признавать за Латвией, Латвийскими гражданами и учреждениями все те льготы, права и преимущества, которые прямо или косвенно предоставлены ею или будут предоставлены какой-либо третьей стране или ее гражданам, обществам и учреждениям. Если ценные бумаги или имущественные документы не окажутся налицо, то Российское правительство изъявляет согласие при применении сего пункта сей статьи признавать держателями денных бумаг и пр. тех, кто представит доказательство о произведенной во время войны эвакуации принадлежащих им бумаг.

4. В отношении вкладов в сберегательные кассы депозитных, залоговых и других сумм, внесенных в бывшие правительственные и судебные учреждения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, равно в отношении вкладов или сумм разных наименований, внесенных в отделения бывшего Государственного Банка и национализированные или ликвидированные кредитные учреждения и их отделения, поскольку таковые вклады и суммы принадлежат гражданам Латвии, — Российское правительство обязуется признавать за Латвийскими гражданами все те права, которые в свое время были признаны за всеми Российскими гражданами, и разрешает поэтому Латвийским гражданам, не имевшим возможности, в виду оккупации, тогда воспользоваться этими своими правами, воспользоваться ими теперь. При возмещении этих претензий оно будет учитывать в пользу граждан Латвии утрату Российскою денежною единицею части своей покупательной силы с момента окончательной оккупации Латвии — 3 сентября 1917 года — к моменту выплаты возвращенных сумм.

5. В отношении ценностей и имуществ, хранящихся или хранившихся в помещении банков или их сейфах, поскольку таковые ценности и имущества принадлежат гражданам Латвии и находятся или окажутся фактически во владении Российских правительственных или общественных учреждений, соблюдаются положения, изложенные в пункте 4 настоящей статьи. Эти же положения применяются к ценностям и имуществам Латвийских граждан, хранившимся в Латвийских кредитных учреждениях и их сейфах, эвакуированных после 1 августа 1914 года.

Примечание. Означенные в сей статье суммы, ценности и имущество передаются Латвийскому правительству для передачи по принадлежности.

Статья XIII.

Российское правительство возвращает Латвийскому правительству для передачи по принадлежности эвакуированное во время мировой войны 1914‑1917 гг. в Россию имущество Латвийских городов, обществ и частных лиц как юридических, так и физических, поскольку таковое фактически находится или окажется во владении Российских правительственных или общественных учреждений.

Примечание 1. В случае возникновения сомнений, Латвийскими акционерными обществами или товариществами признаются те, большинство акций или паев которых принадлежало Латвийским гражданам до издания Российским правительством соответствующего декрета о национализации промышленности.

Примечание 2. Настоящая статья не относится к капиталам, вкладам да ценностям, находившимся в отделениях Государственного Банка или в частных банках, кредитных учреждениях и сберегательных кассах на территории Латвии.

Статья XXIII.

Настоящий договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента ратификации, поскольку в самом договоре не сказано другое.

Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Москве. Повсюду, где в настоящем договоре в качестве срока упоминается момент ратификация договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами.

В удостоверение сего уполномоченные обеих сторон собственноручно подписали настоящий договор и скрепили его своими печатями.

Подлинный в двух экземплярах.

Составлен в Москве, закончен и подписан в Риге, августа 11 дня тысяча девятьсот двадцатого года.

Подписали:

Я. Ганецкий.

A. Buschewitschu.

После рассмотрения сего договора Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов 7‑го созыва 9 сентября 1920 г. подтвердил его и ратификовал во всем его содержании, обещая, что все в вышеозначенных актах изложенное соблюдаемо будет ненарушимо. В удостоверение чего Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, подписав настоящую ратификационную грамоту, утвердил ее государственной печатью.

Подписал:

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов М. Калинин.

Секретарь В. Ц. И.К. А. Енукидзе.

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943, стр. 733−744

Стороны Великое национальное собрание Турции и правительство РСФСР

Договором была установлена северо-восточная граница Турции, существующая до настоящего времени .

Основные сведения

Договор, подписанный 16 марта 1921 года в Москве представителями правительства Великого национального собрания Турции и правительства РСФСР , был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 года, Великим национальным собранием Турции - 31 июля 1921 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 года в Карсе .

Договор стал вторым международно-правовым актом, подписанным кемалистским правительством Турции, в то время как международно признанным правительством в оккупированной интервентами столице Константинополе (Стамбуле) оставалась администрация султана Мехмеда VI Вахидеддина , подписавшая от имени Османской империи в августе 1920 года Севрский мирный договор , который был отвергнут кемалистами и так и не вступил в силу.

По Московскому договору РСФСР признавала Турцию в границах, провозглашённых Декларацией независимости Турции, более известной как «Национальный турецкий пакт» (тур. Misak-ı Millî , «национальное соглашение» ), принятой оттоманским парламентом 28 января 1920 года.

Договор, принятый без участия Азербайджанской , Армянской и Грузинской ССР , установил северо-восточную границу Турции c этими государствами, закрепив территориальные приобретения Турции по Александропольскому (Гюмрскому) договору , за исключением:

  • города Александрополя и восточной части Александропольского уезда Эриванской губернии , которые Турция обязалась передать Армянской ССР ,
  • северной части Батумской области , которую Турция обязалась передать Грузинской ССР , и
  • Нахичеванского и Шаруро-Даралагёзского уездов Эриванской губернии , которые Турция обязалась передать под протекторат Азербайджанской ССР .

Согласно договору, в составе Турции остались южная часть Батумской области (Артвинский округ), Карсская область , Сурмалинский уезд и западная часть Александропольского уезда Эриванской губернии.

Последовавшее в октябре 1921 года заключение идентичного Московскому Карсского договора между кемалистами и закавказскими ССР, которые в 1922 году вошли в состав ЗСФСР , завершило юридическое оформление межгосударственных границ, существующих и в настоящее время.

Предыстория

1918-1919

28 мая 1919 года армянские власти заявили о намерении аннексировать шесть вилайетов Западной Армении. Подобное заявление представляло собой casus belli для любого турецкого правительства, как и для большей части турецкого общества, а особенно для турецких националистов, которые уже в мае 1919 года заявили о себе в Центральной Анатолии и Западной Армении, а девятью месяцами позднее превратились в доминирующую силу под руководством генерал-лейтенанта османской армии Мустафы Кемаля . Кемаль объединил разрозненные турецкие национальные организации - «общества защиты прав» и сохранившиеся здесь остатки регулярных войск бывшего турецкого Кавказского фронта - в «национальные силы» и возглавил Национальное движение, провозгласившее своей главной целью сохранение суверенитета и целостности Османской империи. 4 - 11 сентября на состоявшемся в городе Сивасе всетурецком конгрессе «обществ защиты прав» был создан исполнительный орган турецких патриотических сил - Представительный комитет во главе с Мустафой Кемалем, выполнявший функции временного правительства Турции. 27 декабря Представительный комитет переехал в Ангору (Анкару) .

1920

Декларация независимости Турции. Начало греко-турецкой войны

В ответ на принятие Национального обета державы Антанты 16 марта оккупировали Стамбул и зону Черноморских проливов, открыв с середины 1920 года боевые действия против Турецкой Республики. Главной ударной силой Антанты в войне против Турции в Западной Анатолии была греческая армия, оккупировавшая район Измира с мая 1919 года, поэтому и война эта в литературе получила название Греко-турецкой войны . Великобритания, Франция и США планировали ограничить активность своих войск зоной проливов, не оказывая существенной поддержки Греции в боевых действиях против Турции. В то же время президент США Вудро Вильсон предложил властям Армянской Республики вступить в войну на стороне Антанты, обещая после победы включить в состав Армении все исторические армянские земли. США также обещали Армении помощь вооружением, обмундированием, продовольствием .

Открытие ещё одного фронта - против Армении - помимо отвлечения сил было чревато для кемалистов осложнением отношений с Советской Россией, считавшей Закавказье сферой своих исключительных интересов, при том что местные большевики вообще продолжали рассматривать Закавказье как часть российского государства .

Тем временем, разгромив на Северном Кавказе остатки Вооружённых Сил Юга России , части 11-й армии РККА РСФСР к середине апреля 1920 года сосредоточились у северной границы Азербайджана .

26 апреля Мустафа Кемаль обратился к председателю СНК РСФСР В. И. Ленину с просьбой о предоставлении Турции военной помощи и предложением установить дипломатические отношения и разработать общую военную стратегию на Кавказе. Эта стратегия касалась преодоления так называемого кавказского барьера, созданного дашнаками, грузинскими меньшевиками и Англией как препятствие для развития отношений между Советской Россией и кемалистами. Дашнакская Армения не позволяла транспортировать грузы в Турцию через свою территорию, а доставка помощи по Чёрному морю затруднялась присутствием кораблей стран Антанты .

Кемаль заявлял, что «Турция обязуется бороться совместно с Советской Россией против империалистических правительств для освобождения всех угнетённых, <…> изъявляет готовность участвовать в борьбе против империалистов на Кавказе и надеется на содействие Советской России для борьбы против напавших на Турцию империалистических врагов» . В письме были изложены основные принципы внешней политики ВНСТ: провозглашение независимости Турции; включение в состав турецкого государства бесспорно турецких территорий; предоставление всем территориям со смешанным населением права определить свою судьбу; передача вопроса о проливах конференции прибрежных черноморских государств; отмена режима капитуляций и экономического контроля со стороны иностранных государств; ликвидация всякого рода сфер иностранного влияния .

Советское правительство решило поддержать кемалистов. Во-первых, идея национально-освободительной борьбы против империализма совпадала с большевистской идеологией, а во-вторых, что ещё более важно, превращение Анатолии в английскую зону влияния было крайне невыгодно для России . По указанию В. И. Ленина 3 июня НКИД направил письмо турецкому правительству. В нём говорилось, что «Советское правительство протягивает руку дружбы всем народам мира, оставаясь неизменно верным своему принципу признания за каждым народом права на самоопределение. Советское правительство с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведёт турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжёлые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы» .

26 апреля 11-я армия РККА перешла северную границу Азербайджана. 28 апреля власть в Азербайджане взял в свои руки Азревком, который провозгласил Азербайджанскую Социалистическую Советскую Республику . К первой половине мая почти на всей территории Азербайджана была установлена советская власть.

11 мая правительство Великого национального собрания Турции направило своего народного комиссара иностранных дел Бекира Сами во главе первой официальной делегации ВНСТ в РСФСР для подготовки общего договора о дружбе и взаимопомощи, которая прибыла в Москву 19 июля. 24 июля состоялась встреча Бекира Сами и его заместителя Юсуфа Кемаля с народным комиссаром иностранных дел РСФСР Г. В. Чичериным и его заместителем Л. М. Караханом.

Обострение отношений между Турцией и Арменией

Тем временем, получив известие о том, что султанское правительство намерено дать согласие на то, чтобы вопрос о границе между Турцией и Республикой Армении был решён арбитражем президента США Вудро Вильсона , Великое национальное собрание Турции сочло это унизительным и неприемлемым для Турции, 7 июня аннулировало все договоры, конвенции, соглашения, акты и официальные постановления, а также концессионные соглашения на продажу или эксплуатацию рудников, заключённые султанским правительством без одобрения ВНСТ, начиная с 16 марта 1920 года, то есть со дня оккупации Стамбула. 9 июня была объявлена мобилизация в восточных вилайетах. Восточная армия под командованием генерал-лейтенанта Кязым-паши Карабекира была выдвинута (через территорию северного Ирана) в направлении Нахичевана.

Кемалистское правительство Турции и Армения фактически находились в состоянии войны с июня 1920 года, когда начались пограничные столкновения, в которых принимали участие с обеих сторон части регулярных войск. От военного конфликта стороны какое-то время удерживала позиция руководства Советской России, считавшего войну Турции против Армении нежелательной и выразившего готовность к посредничеству . За несколько недель до подписания Севрского мирного договора (см. ниже) Армения направила пограничные войска в Ольтинский округ , который формально не принадлежал Турции, но находился под фактическим контролем мусульманских полевых командиров (в основном курдских) и подразделений турецкой армии, остающихся здесь в нарушение условий Мудросского перемирия. Ввод войск начался 19 июня, а к 22 июня армяне взяли под свой контроль бо́льшую часть территории округа, включая города Ольты и Пеняк. С точки зрения турецких националистов, речь шла о вторжении армянских войск на территорию Турции, что было использовано Турцией как основание для ответного удара .

В Москве представители советского руководства, ведя переговоры, с одной стороны, с делегацией Республики Армении во главе с Л. Шантом, а с другой стороны, с кемалистской делегацией во главе с Бекиром Сами и стремясь достичь мирного соглашения между сторонами, выдвинули «принцип этнографической границы, основанной на национальных взаимоотношениях, существовавших до великой войны», и предлагали «произвести взаимное переселение для того, чтобы создать с обеих сторон однородную этнографическую территорию» . Армянская делегация была с этим в принципе согласна. Турецкая делегация, однако, не только отвергла этот принцип, но и не приняла предложение Л. Карахана о проведении встречи с делегацией Л. Шанта для выяснения позиций сторон в вопросе о спорных территориях, мотивируя свой отказ тем, что не имеет подобных полномочий. Бекир Сами настаивал на границах, определённых Брест-Литовским договором, и требовал признания «Национального обета» . Турецкая делегация упорно настаивала на необходимости военного похода против Армении, мотивируя это тем, что если за короткий срок не будет создан сухопутный коридор через Нахичеван с Азербайджаном и находящейся там Красной Армией, то гибель национального движения в Турции будет неизбежной. Бекир Сами требовал хотя бы устного согласия Советской России на занятие турками Сарыкамыша и Шахтахты . Не получив согласия Г. Чичерина, Бекир Сами потребовал встречи с председателем СНК РСФСР В. И. Лениным .

28 июля - 1 августа части РККА, пробившиеся через Зангезур, и войска Восточной армии ВНСТ совместно заняли Нахичеванский уезд . 28 июля здесь была провозглашена Нахичеванская Советская Социалистическая Республика . Коридор Шуша - Герюсы (Горис) - Нахичеван между кемалистской Турцией и советским Азербайджаном был открыт. 10 августа между Арменией и РСФСР был подписан договор о прекращении огня, которым было оформлено временное пребывание советских войск в Зангезуре, Карабахе и Нахичеване. Тем не менее в Нахичевани сохранилось сильное влияние турецких частей .

В Москве 13 августа Политбюро ЦК РКП (б) обсудило предложения Г. В. Чичерина относительно Турции и Армении, а 14 августа В. И. Ленин принял турецкую делегацию. После выяснения с членом Военно-революционного Совета Кавказского фронта Г. К. Орджоникидзе вопроса о целесообразности занятия турками Шахтахты и Сарыкамыша, Г. В. Чичерин сообщил Бекиру Сами, что советское правительство не будет возражать, при условии что турки не продвинутся далее этой линии . К 24 августа был выработан проект Договора о дружбе, определявший основные принципы отношений между двумя странами (непризнание договоров, навязанных сторонам силой, аннулирование заключённых в прошлом договоров между царской Россией и Турцией, передача решения статуса Черноморских проливов на рассмотрение конференции черноморских государств и т. д.). В ст. 3 проекта стороны обязались при взаимном согласии в самый короткий срок принять все необходимые меры для открытия путей сообщения между Россией и Турцией в целях перевозки людей и товаров. В статье 4 говорилось, что РСФСР согласна взять на себя посредничество между Турцией и теми пограничными третьими государствами, которые распространили свою власть на какую-либо территорию, включённую в «Национальный обет», - тем самым советское правительство косвенно признавало право Турции на районы Батума, Карса и Ардагана. В связи с тем, что эти территории находились в составе Армении и Грузии, было решено отложить вопрос об определении северо-восточной границы Турции и окончательное подписание подготовленного договора. Этот проект впоследствии был положен в основу Московского договора «о дружбе и братстве», подписанного 16 марта 1921 года .

В ходе переговоров было также достигнуто соглашение, которое предусматривало предоставление помощи Великому национальному собранию Турции оружием, боеприпасами и золотом, а в случае необходимости - совместными военными действиями. В распоряжение Г. К. Орджоникидзе были немедленно направлены для последующей передачи туркам 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн патронов и 17 600 снарядов. Денежная помощь была согласована в сумме 5 млн золотых рублей .

Севрский мирный договор. Армяно-турецкая война

Тем временем 10 августа во Франции 14 государств (включая султанское правительство Турции и Республику Армения) подписали Севрский мирный договор , который официально оформлял раздел арабских и европейских владений Османской империи . В частности, Турция признавала Армению как «свободное и независимое государство», Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах вилайетов Ван , Битлис , Эрзурум и Трапезунд . Севрский договор был воспринят в Турции как несправедливый и «колониальный», как очевидное проявление неспособности султана Мехмеда VI защищать национальные интересы Турции .

Великое национальное собрание Турции в Ангоре, президиум ВЦИК и СНК РСФСР не признали Севрский мирный договор. Советская Россия стала единственным государством в мире, выразившим открытое несогласие с Севрским договором. Большевики старались не допустить перехода Черноморских проливов под контроль Антанты и создания на землях ликвидированного турецкого государства антисоветского плацдарма. Что касается Закавказья, то правящие круги Армении и Грузии были готовы активно поддержать Антанту в её действиях против Советской России .

Кемалисты не собирались признавать условия Севрского мирного договора, по которым им пришлось бы отдать Армении часть исконно турецкой территории, установленной «Национальным турецким пактом», - более того, в их понимании исконно турецкие земли включали в себя не только Западную Армению, но и по крайней мере половину территории, которую в августе 1920 года контролировала Республика Армения (вся территория к западу от русско-турецкой границы, установленной после войны 1877-1878 годов). Добиться исполнения условий Севрского мирного договора Армения могла бы лишь победой в очередной войне, однако силы сторон были явно неравны. На этот период Армения располагала армией, численность которой не достигала и 30 тысяч человек. Ей противостояла турецкая армия численностью 50 тысяч человек под командованием Кязым-паши Карабекира , остававшаяся на границе с Арменией, несмотря на ожесточённые боевые действия в Западной Анатолии между турками и греческой армией, которая также пыталась закрепить свои территориальные приобретения по Севрскому мирному договору. Помимо регулярных войск, Карабекир мог рассчитывать на многочисленные нерегулярные вооружённые формирования, также готовые воевать против армян. Что касается армянской армии, которую считали наиболее обученной и дисциплинированной в Закавказье, она была морально и физически измотана в результате участия в практически не прекращающихся с 1915 года войнах. Как показали дальнейшие события, Армения не могла рассчитывать и на серьёзную внешнеполитическую поддержку, тогда как кемалисты пользовались дипломатической и военной помощью со стороны Советской России и Азербайджанской ССР .

Руководство Советской России рассматривало северо-восточную границу Турции, установленную в 1878 году Берлинским трактатом , как справедливую и соответствующую международным реалиям. Планы армянского руководства по воссозданию Великой Армении в Москве рассматривались как проявления армянского национализма и осуждались - тем более что ослабленная Армения вряд ли была в состоянии одолеть Турцию, а в реальность американских обещаний помощи большевики не верили. В связи с этим советская дипломатия пыталась удержать Армению от вступления в войну против Турции, но тщетно .

Тем временем 8 сентября в Эрзурум прибыла первая партия советской помощи, о которой договорился ещё Халиль-паша , которого Мустафа Кемаль отправил в Москву с неофициальной миссией до начала работы ВНСТ. По итогам его переговоров с Каменевым Совнарком принял решение тайно выделить Турции миллион золотых рублей. Халиль-паша возвратился в Турцию через Кавказ вместе с советской дипломатической миссией во главе с советником Я. Я. Упмал-Ангарским. Её путь в Анатолию оказался крайне сложным и опасным. Миссия доставила около 500 кг золота в слитках, что составило примерно 125 тысяч золотых турецких лир. Двести килограммов было оставлено для нужд Восточной турецкой армии, а оставшиеся 300 кг были отвезены в Анкару и потрачены в первую очередь на жалование государственным служащим и офицерам. В дальнейшем перевозки вооружения, боеприпасов и снаряжения осуществлялись по морю из Новороссийска и Туапсе в Самсун, Трабзон и Инеболу, откуда они переправлялись во внутренние районы Анатолии .

Первая партия оружия и боеприпасов была доставлена в Трабзон в конце сентября 1920 года. В течение месяца турецкая армия получила 3387 винтовок, 3623 ящика с боеприпасами и примерно 3000 штыков. В основном винтовки были трофейными германскими - такими же, что состояли на вооружении турецкой армии. За все годы войны за независимость, согласно официальным турецким данным, поставки Советской Россией вооружения и боеприпасов составили: винтовок - 37 812 штук, пулемётов - 324, патронов - 44 587 ящиков; орудий - 66 штук, снарядов - 141 173 штук .

После ряда новых пограничных столкновений Армения 24 сентября объявила войну Турции. 28 сентября турецкие войска начали наступление по всему фронту и, обладая значительным превосходством сил на главных направлениях, сумели в течение нескольких дней сломить сопротивление армянских войск и занять Сарыкамыш , Кагызман , Мерденек, выйти к Игдыру . Наступающие турецкие войска опустошали занятые районы и уничтожали мирное армянское население, не успевшее или не захотевшее спасаться бегством. В то же время, как сообщалось, некоторые армянские части начали этнические чистки на территории Карсской области и Эриванской губернии . Через несколько дней турецкое наступление было приостановлено, и вплоть до 28 октября бои велись примерно на этой же линии.

28 октября турецкие войска возобновили общее наступление, взяли под свой контроль южную часть Ардаганского округа и 30 октября овладели Карсом , а 7 ноября заняли Александрополь . Тем временем Грузия заявила о своём нейтралитете. США обещанной помощи Армении так и не оказали. 11 ноября турецкое наступление возобновилось. Армянская армия была фактически уничтожена, а вся территория Армении, кроме районов Эривани и озера Севан , была занята турками. Встал вопрос о сохранении армянского государства и армян как нации.

15 ноября правительство Республики Армения обратилось к Великому национальному собранию Турции с предложением начать мирные переговоры. .

29 ноября армянские большевики по согласованию с ЦК РКП(б) подняли в Караван-сарае восстание против правительства Республики Армения и создали Революционный комитет Армении, который в тот же день провозгласил Армянскую ССР и обратился за помощью к Совнаркому РСФСР. В Армению из Азербайджанской ССР были направлены части 11-й армии РККА , которая 2 декабря заняла Эривань.

Тем временем в ночь с 2 на 3 декабря в г. Александрополе делегация правительства Республики Армения подписала мирный договор с делегацией Великого национального собрания Турции, по которому территория Республики Армения ограничивалась районом Эривани и озера Гокча (Севан). Территория бывшей Карсской области, Александропольского и Сурмалинского уездов Эриванской губернии передавалась Турции. Армения была обязана «отменить обязательную воинскую повинность и иметь армию численностью до 1500 штыков, 20 пулемётов и 8 легких орудий». Турция приобретала право свободного транзита и ведения военных операций на территории Армении, контроль над её железными дорогами и иными путями сообщения. Армения также обязалась отозвать из Европы и Америки свои дипломатические делегации .

10 декабря Совет народных комиссаров Армянской ССР заявил о непризнании Александропольского мирного договора и предложил начать новые переговоры, но турки отказались рассматривать этот вопрос. В этой обстановке СНК РСФСР предложил Великому национальному собранию Турции продолжить переговоры о заключении мирного договора.

Ход переговоров

После подписания 24 августа 1920 года соглашения о сотрудничестве народный комиссар иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерин заявил 27 августа на переговорах в Москве народному комиссару иностранных дел ВНСТ Бекиру Сами, что Турция должна уступить Республике Армения в дополнение к территориям, которые до 1914 года входили в состав Российской империи, также часть областей Вана и Битлиса (с исключением, возможно, Сарыкамыша). Бекир Сами не смог связаться с Анкарой и отправил в Турцию с соответствующим запросом своего заместителя Юсуфа Кемаля. Ответ председателя президиума ВНСТ Мустафы Кемаля был резко отрицательным: Турция не будет уступать ни квадратного дюйма своей территории. Бекир Сами был отстранён от руководства делегацией, и 18 февраля 1921 года в Москву для продолжения переговоров прибыла новая турецкая делегация во главе с Юсуфом Кемалем.

С конца 1920 года и до весны 1921 года в Турции по личному поручению Ленина находились Нестор Лакоба с Ефремом Эшба , содействовавшие подписанию договора .

14 февраля 1921 года Красная Армия начала наступление на Грузию и 25 февраля вошла в Тифлис , где была провозглашена Грузинская ССР . Правительство Грузии переехало в Батум . В начале марта 1920 года турецкие войска заняли Батумскую область и 11 марта вступили в Батум «под аплодисменты населения».

26 февраля глава российской советской делегации народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин открыл Московскую конференцию.

16 марта в Москве без участия представителей Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР был подписан советско-турецкий Договор о «дружбе и братстве».

Со стороны РСФСР договор подписали Чичерин и член ВЦИК

Севрский договор или Севрский мир - одно из соглашений Версальско-Вашингтонской системы. Ее создание ознаменовало окончание Первой мировой. Рассмотрим кратко Севрский мирный договор .

Участники

Севрский мирный договор был подписан с Турцией странами Антанты и государствами, присоединившимися к ним. В числе последних были, в частности, Япония, Румыния, Португалия, Армения, Чехословакия, Польша, Греция, Бельгия, Королевство хорватов, сербов и словенцев и пр.

Подписание Севрского мирного договора состоялось в 1920 г., 10 августа в г. Севр, во Франции. К этому моменту большая часть турецкой территории была занята войсками стран Антанты.

Севрский мирный договор 1920 г. относится к группе соглашений, завершивших Первую мировую и образующих Версальскую систему. С его помощью было официально оформлено разделение Турции, что являлось одной из ключевых империалистических целей государств Антанты.

Подготовка

Вопрос, касающийся раздела Турции, неоднократно обсуждался на конференции. Однако он переплетался с неразрешенными вопросами репараций и территорий Западной Европы. Раздел Турции рассматривался в разных комбинациях; страны Антанты старались удовлетворить, в первую очередь, свои интересы и долго не находили компромисса.

Проект Севрского мирного договора был разработан только в начале 1920 г. на конференции послов от ключевых союзных держав. В апреле того же года Франция и Англия достигли соглашения о разделе азиатских территорий Турции. В начале мая 1920 г. о проекте сообщили представителям султанского правительства и опубликовали его в печати.

Сопротивление Турции

В апреле 1920 г. в Анкаре было сформировано Великое национальное собрание, которое провозгласило себя единственной легитимной властью.

26 апреля Собрание обратилось к СССР с просьбой о помощи в борьбе против империалистических оккупантов. После опубликования проекта соглашения в Турции заявили, что никогда его не признают.

В ответ на сопротивление страны-союзники решили применить военную силу для восстановления на всей территории государства султанской власти. К тому моменту войска Антанты оккупировали не только арабские земли Оттоманской империи, но и ряд ключевых районов непосредственно Турции, в том числе Константинополь, район проливов, а также Измир.

В соответствии с решением Верховного совета стран-союзников, принятому в Булони, греческая армия, получившая английское оружие, при поддержке флота Англии в июне начала наступление на национально-освободительные силы Турции. Султанское правительство к этому моменту фактически властью не обладало. Оно капитулировало перед союзными войсками и подписало соглашение.

Территории, потерянные Турцией

Согласно Севрскому мирному договору, турецкое правительство теряло власть над курдами, арабами, армянами и представителями прочих угнетенных народов. Страны Антанты, в свою очередь, стремились установить свою власть над этими нациями.

По условиям Севрского мирного договора , Оттоманская империя теряла 3/4 территории. Восточную Фракию с Адрианополем, весь Галлиполийский п-ов, европейское побережье Дарданелл и Измир передавали Греции. Турция теряла все земли европейской части своей территории, за исключением узкой полосы около Стамбула - формально этот участок оставался у турецкого правительства. При этом в Севрском мирном договоре говорилось, что если государство будет уклоняться от соблюдения соглашения, союзные страны вправе изменить условия.

Зона проливов номинально оставалась у Турции. Однако правительство должно было ее демилитаризовать и обеспечить доступ на эту территорию специальной "Комиссии проливов". Она должна была контролировать соблюдение Севрского мирного договора в этой зоне. В комиссию входили делегаты разных стран. В соглашении оговаривались права представителей. Так, делегаты США могли вступить в Комиссию с момента, когда примут соответствующее решение. Относительно России, самой Турции и Болгарии в договоре содержалась оговорка о том, что представители этих стран могут стать делегатами с момента как страны войдут в состав Лиги наций.

Комиссия наделялась широкими полномочиями и могла реализовывать их независимо от местного правительства. Эта структура была вправе организовать корпус специальной полиции под руководством иностранных офицеров, использовать вооруженные силы по согласованию с союзными державами. У Комиссии мог быть свой бюджет и флаг.

Статьи Севрского мирного договора , определявшие судьбу проливов, имели явное антисоветское содержание. Страны, которые проводили интервенцию против советской власти, могли теперь беспрепятственно размещать свои корабли в портах зоны проливов.

Определение границ

По Севрскому мирному договору , турецкое правительство теряло контроль над территориями Сирии, Ливана, Месопотамии, Палестины. Над ними устанавливалось мандатное управление. Лишалась Турция и владений на Аравийском п-ве. Кроме того, от правительства требовалось признание королевства Хиджаз.

Границы между Турцией и Арменией должны были устанавливаться по третейскому решению американского президента. Вильсон и его советники предполагали, что станет государством, фактически подконтрольным и зависимым от США. Америка хотела использовать страну в качестве плацдарма для борьбы с Советской Россией.

По договору, отделялся от Турции и Курдистан. Определить границы между странами должна была англо-франко-итальянская комиссия. После этого вопрос об автономии Курдистана передавался на разрешение Совету Лиги наций. Если он признает население "способным к независимости", оно получит автономию.

Согласно договору, Турция отказывалась от своих прав в Египте, признавала протекторат над ним, установленный еще в 1918 г. Теряла она права и в отношении Судана, признавала присоединение Кипра к Британии, провозглашенную еще в 1914 г., а также протекторат Франции над Тунисом и Марокко. Привилегии, которые имел султан в Ливии, аннулировались. Права Турции на о-ва в Эгейском море переходили к Италии.

Фактически султанское государство потеряло суверенитет. По специальному постановлению восстанавливался режим капитуляции, который распространялся и на союзные страны, не использовавшие его до Первой мировой.

Управление финансами

Для контроля над денежной системой Турции формировалась специальная комиссия. В нее входили представители Британии, Франции, Италии, а также самого турецкого правительства с совещательным голосом.

Комиссия получала все ресурсы страны, кроме доходов, даваемых либо уступаемых в качестве гарантийных платежей по Оттоманскому долгу. Эта структура была вправе предпринимать любые меры, которые она сочтет наиболее подходящими для сохранения и увеличения финансовых ресурсов Турции. Комиссия получила полный контроль над экономикой государства. Без ее одобрения парламент Турции не мог обсуждать бюджет. Изменение финансового плана могло осуществляться только с санкции Комиссии.

В раздел договора, касающийся экономического статуса Турции, входили статьи, в соответствии с которыми страна признавала отмененными соглашения, конвенции, договоры, которые были заключены до вступления в силу Севрского мира с Австрией, Болгарией, Венгрией или Германией, а также с Россией либо "всяким правительством или государством, территория которого ранее составляла часть России".

Защита меньшинств

О ней говорилось в 6 части договора. В ее положениях предусматривалось, что основные союзные страны по согласованию с Советом Лиги определят меры, необходимые для обеспечения гарантий выполнения этих постановлений. Турция, в свою очередь, по договору, соглашалась заранее на все решения, которые по этому вопросу будут приняты.

Военная система

О ней говорилось в 5 части Севрского соглашения. В статьях фиксировалась полная демобилизация Численность армии не могла превышать 50 тыс. офицеров и солдат, в том числе 35 тысяч жандармов.

Заключение

Империалистические цели союзных стран фактически не были достигнуты. Турецкое правительство и все население в целом активно сопротивлялись разделу территорий. Разумеется, ни одна страна не хочет терять свой суверенитет.

Договор, по сути, уничтожал Турцию как самостоятельное государство, что было неприемлемо для страны с многовековой историей.

Стоит отметить, что участие России в процессе было сведено к минимуму. В большей степени это было связано с нежеланием Антанты сотрудничать с советским правительством, стремлением получить выход к границам страны. Союзные страны не видели в Советской России партнера, напротив, они считали ее конкурентом, которого нужно устранить.