Автоматические системы управления специальность. Автоматизация технологических процессов и производств (специальность): где работать. Для кого подходит профессия

/ Автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ)

Информационные технологии (ИТ) занимают важное место во всех сферах жизни и деятельности человека. Особое место в многообразии ИТ занимают автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ), основное назначение которых - автоматизация деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации. Поскольку информация является в современном мире важнейшим ресурсом, то и АСОИУ играют определяющую роль в любой сфере деятельности (бухгалтерские, банковские, складские, административно-управленческие автоматизированные системы). Современные АСОИУ опираются на использование локальных и глобальных сетей, обработку графической, видео- и звуковой информации, технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта. Без такого рода систем трудно себе представить современное предприятие, независимо от размера и направления деятельности. Это во многом определяет существующий устойчивый спрос во всех отраслях экономики на специалистов в области проектирования, создания и использования АСОИУ. Этим также объясняется и большой интерес к этому направлению среди молодежи.

Специальность 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» - это специальность для тех, кто любит математику и программирование, хочет свободно владеть современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения, сетевыми технологиями различного масштаба: от локальных до корпоративных и глобальных.

Данная специальность входит в общее направление подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника». Направление «Информатика и вычислительная техника» - это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение:

· ЭВМ, систем и сетей;

· автоматизированных систем обработки информации и управления;

· систем автоматизированного проектирования;

· программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.

Инженер по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности :

Ø проектно-конструкторскую;

Ø производственно-технологическую;

Ø научно-исследовательскую;

Ø организационно-управленческую;

Ø эксплуатационную.

Основные дисциплины На младших курсах студенты изучают математику и физику, дающие базовые фундаментальные знания; информатику, программирование и информационные технологии, развивающие алгоритмическое мышление и навыки создания собственных программ; схемотехнику, дающую базовые знания об архитектуре ЭВМ и операционной системе и понимание того, что происходит внутри компьютера. На старших курсах изучаются технологии программирования, базы данных, сети, экспертные системы, различные среды программирования, методы теории систем и системного анализа, проектирование систем. Студенты получают углубленное образование в области системного анализа, математических методов обработки информации, методов научных исследований, проектирования информационных систем. Именно этот цикл превращает студентов из пользователей ЭВМ в высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать и совершенствовать современные информационные системы.

Все перечисленные дисциплины включают обязательное использование ЭВМ в лабораторных занятиях и самостоятельной работе студентов. По всем циклам дисциплин и особенно в специальных дисциплинах преподаватели, принимавшие участие и руководившие разработкой реальных сложных проектов автоматизированных систем, передают свой практический и теоретический опыт и знания студентам. Постоянно совершенствуется организация и содержание учебного процесса. Ежегодно вводятся новые разделы дисциплин и целые дисциплины, обновляется содержание лабораторных работ, изучается и включается в учебный процесс новое программное обеспечение.

Спрос на выпускников, окончивших эту специальность, увеличивается пропорционально росту компьютерного парка, т.к. уровень информатизации становится одним из существенных факторов развития общества.

Многие студенты факультета активно участвуют в кафедральных научных исследованиях , участвуют в научных конференциях.

Выпускники кафедры, с отличием закончившие обучение, могут поступить в

Каждый абитуриент сталкивается с выбором специальности. Кто-то сталкивается непосредственно при подаче документов, кто-то выбирает заранее, но почти у каждого встает один вопрос: «Что из себя представляет специальность X». В этой статье я постараюсь рассказать, что из себя представляет специальность 27.03.04 «Управление в технических системах» бакалавриата и 27.04.04 «Управление в технических системах» магистратуры. В целом, информация, указанная в описаниях на сайте университета справедлива, однако дополнительное субъективное мнение никому еще не мешало.

Эта статья написана по мотивам собственного обучения и многочисленным встречам с абитуриентами и студентами для обобщения мыслей и в помощь будущим студентам в выборе любимой сферы деятельности.

Сразу оговорюсь, что многие факты и все оценочные суждения могут носить субъективный характер, а автор имеет дипломы по этим специальностям и на момент публикации статьи обучается в аспирантуре по специальности 27.06.01 «Управление в технических системах». Кроме того, все сказанное гарантированно только для кафедры АПУ университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Вопрос 1: Главный вопрос: «Кем я буду?»

Главный вопрос, который задает себе абитуриент при выборе пути дальнейшего образования - «Кем я хочу работать?». Однако, зачастую школьник не может в силу различных причин с уверенностью сказать: «Я хочу программировать контроллеры.» или «Я хочу разрабатывать архитектуры программного обеспечения.». Причины этому вполне объективны и ни в коем случае не могут ставиться в упрек абитуриенту: слабая интеграция среднего и высшего образования не позволяет школьнику осознать и проанализировать тот огромный спектр специальностей, которые предлагаются университетами.

Встречаясь с абитуриентами, я, как правило, слышу фразу «Я хочу быть программистом и буду поступать на программную инженерию.», однако, спустя несколько минут разговора выясняется, что недавно уверенный в своем выборе школьник не только не представляет специфику работы программиста, но и вообще больше любит работать с микроконтроллерами и электрическими схемами или его любовь к математике больше не к алгоритмам, а к исследованию математических выражений.

Так вот, уважаемы абитуриент, если ты думаешь, что игры разрабатывают программисты, то ты, конечно, прав, но работа это не такая веселая: как правило, это будет 40 часов в неделю перед монитором, крайне редкое ощущение удовольствия от ощущения собственноручно законченного проекта (большинство программистов работаю по относительно небольшим «таскам», то есть заданиям, и крайне редко, когда задание включает в себя разработку чего-то цельного). Более того, для типичного программиста монитор - единственное, что он будет видеть в своей профессиональной деятельности. Это, естественно, не плохо и не хорошо, но стоит задуматься: «Уверен ли я в своем выборе?».

Скорее всего, уверенность будет не абсолютной, и стоит рассмотреть другие варианты: работу с «железом», администрирование и разработка компьютерных сетей, управление разработкой или исследование и разработка систем управления техническими процессами. Не буду писать того, в чем не уверен, и оставлю право на дачу консультации соответствующим специалистам, а расскажу только про Управление в технических системах (УТС).

Так кем же я буду, закончив УТС?

Вопрос справедлив и чрезвычайно сложен, что довольно нетипично для технических специальностей. Не будем сильно опираться на формальные стороны, а посмотрим на реальное положение дел. Формально, выпускник УТС должен заниматься разработкой и реализацией систем управления, однако эта формулировка настолько размыта, что даже студенту зачастую непонятно чем он будет заниматься. Причем разработка этих систем лежит в сугубо математической области, а реализация включает в себя как программирование, так и схемотехнику, радиотехнику, а иногда даже химию и биологию.

На мой взгляд, вся сложность в формулировании сферы деятельности выпускников вытекает из того, что исторически специалисты по Теории Управления имеют системные знания, позволяющие работать с объектами любой природы: химическими, механическими или тепловыми: теория управления инвариантна в природе рассматриваемых процессов. Итак, имеем специалиста, который с одной стороны умеет математически разрабатывать законы (алгоритмы) управления практически любыми объектами, а с другой умеет программировать (и контроллеры на низком уровне, и сервера на высоком), составлять и понимать электрические схемы, понимать основы радиотехники и, главное, не бояться новых областей знаний. Получается некий «универсальный солдат».

Фактически, перед выпускником открыто широчайшее поле деятельности, включающее в себя сферы деятельности начиная от классического программирования в кабинете на условном C++ и заканчивая разработкой систем управления ядерными реакторами и космическими кораблями. Причем между этими «крайностями» находятся и такие редкие и прибыльные сферы деятельности, как программирование ПЛИС (программируемые логические интегральные схемы), так и исследовательская деятельность, и «работа в поле» на пусконаладочных работах какого-нибудь завода.

Тяжело ли учиться?

Вопрос, конечно, не делает чести для целеустремленного человека, но вполне имеет право не только на жизнь, но и на второе место по важности. Ведь не зря про сложность медицинского образования ходят легенды? - желание получить профессию должно соответствовать возможностям.

Ответ короткий: Да.

Хотя… Среди студентов других специальностей ходит миф о том, что обучение на АПУ - халява, а студенты там не самые умные. Чтож, любое мнение имеет право на жизнь: попробую его опровергнуть, чтобы не создавать лишних иллюзий по поводу простоты получения диплома УТС.

Представьте себе следующую ситуацию: вам нужно знать все общеобразовательные предметы, уметь программировать, знать профильные технологии и… да в общем-то все… А теперь добавьте к этому умение анализировать ЛЮБУЮ систему вне зависимости от ее природы, и на основе экспертных знаний разработать ее математическое представление, чтобы преобразовать к виду, соответствующему профильным знаниям. Собственно, это и есть основное отличие от большинства остальных специальностей: чтобы быть хорошим специалистом, мало знать (и самостоятельно развиваться) в рамках профильных технологий, но надо уметь работать с новыми областями и находить новые нестандартные решения, в том числе, лежащие в области не профильных знаний.

Сложно, да и не нужно, оспаривать факт того, что средний троечник способен получить диплом, но этот факт справедлив почти для всех кафедр и специальностей, но стать хорошим специалистом в области управления в технических системах не просто сложно, а нужно обладать интеллектом в широком смысле слова: уметь обобщать и создавать новые мысленные конструкции.

В общем, учиться сложно, но интересно при условии наличия желания саморазвиваться.

И да, несколько десятков бессонных ночей в семестр вам гарантированы =).

Что и в каком объеме я буду изучать?

Вот добрались до главного вопроса. При ответе на него стоит выделить общеобразовательные и профильные предметы.

Общеобразовательные предметы

Не совсем корректно их называть общеобразовательными, так как они входят в список предметов общего цикла, однако надо было как-то обозначить предметы, общие для всего факультета, как по программе, так и по перечню преподавателей. Это физика, линейная алгебра, математический анализ, теоретические основы электротехники, история, химия, экология, философия, право, различного рода экономические дисциплины, некоторые дисциплины, связанные с компьютерной техникой и, возможно, какие-то еще про которые я забыл. Вообще, со списком дисциплин можно ознакомиться в учебном плане интересующей специальности и направления, однако есть тонкости и акценты, которые можно узнать только из опыта: своего или чужого.

Общеобразовательные предметы бывают разные по «сложности», зачастую все зависит от удачи конкретной группы и набора преподавателей различной степени лояльности и интересности/понятности. Лично по моему опыту «выделяются» кафедры высшей математики (ВМ-2) и кафедра физики, а некоторые проблемы (скорее организационного характера) могут возникнуть с экономикой, но они, в целом, относительно легко решаются.

Однако, при разговоре об этих предметах, я хочу обратить внимание на важность качественного освоения ВСЕХ дисциплин математического цикла (такова специфика теории управления: широко используется разнообразный математический аппарат), а также важность получения базовых навыков работы с системами различной природы.

Профильные дисциплины

В отличии от предметов общеобразовательных, профильные дисциплины преподают сотрудники родных кафедр. Рассказывать про все, естественно, слишком долго, да и не интересно для целевой аудитории этой статьи, так что ограничимся общим описанием спектра получаемых знаний и специфики.

Все профильные дисциплины, на мой взгляд, обязательны к максимальному изучению или хотя бы четкому пониманию.

Программирование

Первая профильная дисциплина с которой сталкивается студент - программирование.

Первые курсы по программированию (первые 3 семестра) посвящены получению базовых навыков программирования на C++: начиная от синтаксиса и заканчивая основными навыками объектно-ориентированного программирования.

Лично я не могу назвать эти курсы сложными, однако, если в студент не интересовался ранее программированием, они могут у него вызвать некоторые сложности. Причем сложности эти вызваны не сколько трудностью программирования, сколько загруженностью студента на младших курсах.

Вообще к концу 6-го года обучения студент знаком примерно со следующим спектром языков программирования: C/C++, MatLab, Python, Assembler, а также несколькими специальными языками программирования промышленных контроллеров. Но специально изучаются только C++ и Assembler.

Теория управления

С ходу вспоминается три курса посвященных этой области: МОТС (математические основы теории систем) и 2 части ТАУ (теории автоматического управления).

В новых учебных планах МОТС идет на 4 семестре обучения, что на мой взгляд достаточно правильное решение. На этом курсе вы впервые познакомитесь (в процессе обучения) с MatLab (а может, когда вы доучитесь и Python или еще какие-нибудь среды научных расчетов), которые станут вашим главным инструментом в профессиональной деятельности. Не стоит недооценивать важность знаний, получаемых на этом курсе: хоть они и пересекаются с математическими знаниями, они даются в принципиально другом аспекте - аспекте инженерной деятельности.

Два курса теории автоматического управления делят между собой два больших класса систем: линейные и нелинейные (думаю, подробно описывать не стоит). Первая часть ТАУ - один из самых сложных курсов за все обучение в силу огромного количества принципиально новых теоретических знаний, которые необходимо постичь. Вторая часть чуть проще (вы уже что-то знаете и понимаете в этой области), однако не менее важная. К моменту вашего обучения, вероятно, будет новый набор лабораторных работ на реальных объектах (следите за новостями и подписывайтесь на страницу в ВК) .

Самое главное, что нужно знать об этих дисциплинах: все что вы не поймете, аукнется вам при написании ВКР (диплома) и профессиональной деятельности.

Системы управления техническими системами

В этот большой раздел хотелось бы объединить достаточно большой перечень дисциплин, связанных с работой с реальным оборудованием.

На протяжении этих курсов вы получите базовые навыки программирования промышленных контроллеров таких производителей как Siemens, B&R, Mitsubishi Electric, а также основные знания, необходимые для работы с промышленными системами. Не исключено, что эти навыки станут вашим хлебом на многие годы.

Эти курсы можно характеризовать, как наиболее интересные и увлекательные, особенность их - работа с реальным оборудованием на лабораторных стендах или на основе задач из реальной инженерной практики.

Специальные и современные дисциплины

В магистратуре имеется большое количество дисциплин (по ощущениям их - большинство), которые можно описать как специальные (например, нейросетевые системы управления или оптимальные системы управления) и современные, такие как «Современные проблемы теории управления». Эти дисциплины, в основном, являются обзорными в силу чудовищной сложности этих областей современной науки, однако, знания их базовых элементов помогут вам развиться в этой области самостоятельно с значительно меньшими усилиями, чем если бы их не было.

Прочие профильные дисциплины

К прочие профильные дисциплины, такие как системы управления базами данных (основы), системный анализ, системное программирование, теория систем массового обслуживания, математическое моделирование и многие будет долго описывать по отдельности, а с перечнем можно ознакомиться в учебном плане.

Несмотря на то, что я не рассказываю подробно про эти дисциплины, они чрезвычайно важны для полноценного развития специалиста: в своей деятельности вам рано или поздно пригодятся все области знания, основы которых изучаются на этих дисциплинах. А некоторые науки, например, теория систем массового обслуживания поможет понимать процессы, происходящие вокруг вас ежедневно, например, дорожные пробки.

Выпускные квалификационные работы (ВКР)

Что мне хочется выделить отдельно - это выпускные квалификационные работы (дипломы). Фактически, эта огромная работа, позволяющая за короткий промежуток времени использовать в самостоятельной практике большинство знаний, полученных в процессе обучения. Таким образом, качественная работа является залогом вашего становления, как специалиста.

В бакалавриате ВКР носит больше инженерных характер, а студенты нередко разрабатывают и собирают различные лабораторные стенды, например « » или « «, разумеется, не все из них оказываются удачными в плане реализации, однако диплом, содержащий разработку, создание и управление реальным объектом традиционно высоко оценивается комиссией на защите, а автор получает бесценный опыт работы в реальных задачах, сталкиваясь со всеми трудностями (хоть и в миниатюре) разработки объекта и системы управления. Такие дипломы содержат большое количество различных видов деятельности: проектирование самого стенда, разработку электрических схем, сборку стенда, моделирование и идентификацию объекта, разработку систем управления, программирование контроллера.

В магистратуре же ВКР обязательно должно содержать более объемную научную составляющую, поэтому нередко магистрант использует в работе свой объект, созданный в бакалавриате или работает совместно со студентом бакалавриата. В этих работах, как правило, затрагиваются современные аспекты теории управления, такие как интеллектуальные технологии, оптимальное и адаптивное управление и другие современные области.

Заключение

В завершение хочу сказать: поступая в университет надо понимать, что никто не будет заставлять что-то делать: Студент - взрослый человек, несущий за себя полную ответственность. Однако, надо помнить, что любое решение принятое относительно обучения будет иметь долгосрочные последствия начиная с сессии и ВКР и заканчивая проблемами в профессиональной деятельности. Так что, решая устроиться на работу, стоит четко рассчитывать объем времени, который вы должны будете потратить на зарабатывание на хлеб и бензин сегодня и на инвестиции в будущее в виде образования.

Обучение в университете имеет много как позитивных, так и негативных моментов: иногда надо будет учить поверхностные знания, чтобы угодить преподавателю, иногда будут чрезвычайно интересные практические и теоретические работы. Однако надо помнить, что обучение в университете не ограничивается учебным планом, а качественное саморазвитие необходимо получать, участвую в олимпиадах, конкурсах, грантах, научных работах, которые, кстати, в какой-то момент начинают приносить прибыль не только ментального характера.

Не стоит идти в университет, чтобы получить диплом. В университет надо идти, чтобы получить высокооплачиваемое хобби.

Если у вас возникли еще какие-то вопросы по поводу обучения по специальности «Управление в технических системах» в ЛЭТИ, то вы можете задать вопрос в комментариях.

Шифр 1-53 01 02

Описание специальности

Информационные технологии (ИТ) занимают важное место во всех сферах жизни и деятельности человека. Особое место в многообразии ИТ занимают автоматизированные системы обработки информации (АСОИ), основное назначение которых - автоматизация деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации. Поскольку информация является в современном мире важнейшим ресурсом, то и АСОИ играют определяющую роль в любой сфере деятельности (бухгалтерские, банковские, складские, административно-управленческие автоматизированные системы). Современные АСОИ опираются на использование локальных и глобальных сетей, обработку графической, видео- и звуковой информации, технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта. Без такого рода систем трудно себе представить современное предприятие, независимо от размера и направления деятельности. Это во многом определяет существующий устойчивый спрос во всех отраслях экономики на специалистов в области проектирования, создания и использования АСОИ. Этим также объясняется и большой интерес к этому направлению среди молодежи.

«Автоматизированные системы обработки информации» - это специальность для тех, кто любит математику и программирование, хочет свободно владеть современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения, сетевыми технологиями различного масштаба: от локальных до корпоративных и глобальных.

Специальность АСОИ находится на стыке таких научных направлений, как информатика и управление.

Объекты профессиональной деятельности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Предметом изучения является автоматизация обработки информации, управления и процессов принятия решений на основе современных компьютерных технологий в широком спектре человеко-машинных систем: от отдельных автоматизированных рабочих мест до систем управления технологическими, организационно-технологическими и организационными процессами на уровне предприятий, организаций и отраслей.

Студенты данной специальности изучают :

  • Основы общенаучной, общепрофессиональной и системотехнической подготовки.

Дисциплины: высшая математика, теория вероятностей и математическая статистика, вычислительная математика, физика, начертательная геометрия и инженерная графика, теория электрических цепей, электронные приборы, основы алгоритмизации и программирования, основы информационных технологий, математические модели информационных процессов и управления.

  • Методы и средства создания прикладного и системного программного обеспечения систем обработки информации.

Курсы: архитектура ЭВМ, компьютерные информационные технологии, базы и банки данных, системный анализ и исследование операций, объектно-ориентированное программирование и проектирование, системное программное обеспечение, аппаратное и программное обеспечение ЭВМ и сетей, имитационное моделирование систем, проектирование автоматизированных систем, статистические методы обработки данных, анализ многомерных данных.

  • Теория и практика использования современных операционных систем (Windows NT/2000/XP/Vista, UNIX, LINUX, QNX).
  • Языки программирования различных уровней (Assembler Win32, MS Visual C++, MS Visual Basic, Borland Delphi, Borland С++ Builder), системы управления базами данных (MS Access, MS Visual FoxPRO, MS SQL, Oracle).
  • Средства компьютерного моделирования и проектирования (GPSS World, AutoCAD, MathCAD, MATLAB).
  • Методы и средства разработки корпоративных систем (SAP R3, Lotus Notes).

Дополнительно изучаются:

  • на специализации «Автоматизированные системы обработки и отображения информации» - современные системы программирования, интегрированные информационные системы предприятий, программные средства для создания экспертных систем и средства компьютерной графики;
  • на специализации «Системный анализ, принятие решений и управление» - перспективные компьютерные технологии вычислительного эксперимента и методы оптимизации в технических системах; модели, методы и программы оптимального управления в динамических системах; компьютерные технологии анализа и принятия управленческих решений;
  • на специализации «Интернет-технологии» - основы интернет-технологий, технологии интернет-бизнеса, технологии интернет-программирования.

Выпускники специальности АСОИ могут стать востребованными специалистами в области системного проектирования, создания, интегрирования, эксплуатации и администрирования программно-аппаратного обеспечения информационных технологий и автоматизированного управления в любых сферах, включая бизнес, экономику и управленческую деятельность (во всех отраслях народного хозяйства).

Присваиваемая квалификация

Инженер по информационным технологиям - профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Инженер
  • Программист

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусско-Российский университет (проходные баллы в , , , , )
  • Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (проходные баллы в , , ,

Начинающий: 20000 ⃏ в месяц

Опытный: 40000 ⃏ в месяц

Профессионал: 56000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированныеИнженеры по автоматизации систем управления технологическим процессом.

Для кого подходит профессия

Профессия, связанная с техникой и механизмами, не терпит панибратского отношения к труду. Здесь важна ответственность и точность выполнения всех действий. Даже скрупулёзный труд, порой, требует стрессоустойчивости. Ответственность и внимательность специалиста помогут ему не допустить ошибок в работе.

Карьера

Инженер по автоматизации систем управления технологическим процессом имеет три категории. Это определяется наличием высшего образования и стажа работы. Опытный квалифицированный специалист всегда будет востребован на рынке труда.

Обязанности

Чтобы улучшить качество продукции, сделать труд рабочих на производстве безопасным и высокопроизводительным, необходимо автоматизировать системы управления технологическим процессом. Перед этим инженер изучает спектр необходимых работ и проводит исследования. Составляет планы автоматизации и механизации производственных процессов, подъёмно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских операций. Получает на рассмотрение эскизы и технические проекты, чертежи. Участвует в монтажных работах, наладке и сдаче в эксплуатацию средств автоматизации и механизации. Контролирует их обслуживание и следит, чтобы работа соответствовала критериям надёжности и качества. Результаты проделанной работы инженер описывает в отчёте.


Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

» Кафедра «Автоматизированные системы управления» | История

Кафедра «Автоматизированные системы управления» | История

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ), входящая в состав факультета управления, организована в МАДИ (ГТУ) в марте 1981 г за счет выделения из состава кафедры "Промышленная электроника и автоматика" (ПЭиА). С 1972 года на кафедре ПЭиА была начата подготовка инженеров - системотехников по специальности 0646 - автоматизированные системы управления. Учитывая перспективность специальности, Минвуз СССР и ректорат МАДИ вскоре приняли решение о создании самостоятельной выпускающей кафедры по этой специальности.

Первоначально кафедра АСУ насчитывала 19 преподавателей, 13 человек инженерно-лаборантского состава. Перед кафедрой была поставлена задача обеспечить подготовку двух групп дневного обучения по специальности 0646, кроме того, ректорат поручил кафедре преподавание дисциплин цикла "Вычислительная техника и программирование" на всех факультетах МАДИ.

На первом этапе кафедра называлась «Обеспечение АСУ» и ее первым заведующим в 1981 г. стал профессор Ю.Н.Бакаев, специалист в области теории синхронизации, имеющей весьма широкую область применения в автоматизации управления и информатике: от устройств вибрационного типа в строительной технике до цифровых систем мобильной радиосвязи и телевидения. Наиболее известны его работы по теории устойчивости динамических систем с цилиндрическим фазовым пространством. В 1986 году в составе коллектива авторов профессор Ю.Н.Бакаев был удостоен Государственной премии по разделу «Наука».

С 1984 г. по 1986 г. кафедрой АСУ руководил д.т.н., профессор Баясанов Д.Б. С 1987 г. По 1992 г. кафедрой руководила профессор Александриди Т.М. Ее научная деятельность, начиная с 1951 г. и по настоящее время, связана с проблемами создания и применения средств вычислительной техники. Она один из создателей первых отечественных ЭВМ М1 и М2. В дальнейшем в институте автоматики и телемеханики АН СССР ею получены существенные результаты по основам теории и проектирования многоканальных систем цифрового регулирования и управления.

С 1992 г. и по 2017г. кафедрой руководил Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, доктор технических наук, профессор А.Б. Николаев. Направления научных исследований Николаева А.Б. - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами на базе новых информационных и телекоммуникационных технологий, повышение квалификации, подготовка и аттестация кадров для предприятий транспортного комплекса с использованием систем мультимедиа, и технологий дистанционного обучения.

С 2018 года по настоящее время д.т.н., профессор Максимычев Олег Игоревич. Направления научных исследований Максимычева О.И автоматизация и управление технологическими процессами и производствами в строительстве и на транспорте, обеспечение строительных технологий в парадигме информационного моделирования дорог.

Преподавательский состав кафедры (с учетом совместителей) включает 6 профессоров, 28 доцентов, 6 старших преподавателей, 3 ассистентов, из них 6 докторов наук, 28 кандидатов наук. Для ведения ряда специальных дисциплин в качестве совместителей и почасовиков привлечены ведущие специалисты головных предприятий и организаций: АО НИЦЭВТ, Российского НИИ информационных технологий и систем автоматизированного проектирования, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, АО «АтлантикТрансГазСистема» и др.

Кафедра активно работает над решением задач подготовки высококвалифицированных специалистов для автомобильно-дорожной отрасли и других отраслей народного хозяйства нашей страны и ряда зарубежных стран. На кафедре обучается более 100 зарубежных студентов, магистров, аспирантов и соискателей.

Кафедра выпускает инженеров по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» по направлениям «Интегрированные АСУ» и «Интеллектуальные системы», бакалавров техники и технологий «Информатика и вычислительная техника», магистров техники и технологий «Информатика и вычислительная техника».

Студенты изучают разнообразные языки программирования, дисциплины по моделированию и оптимизации сложных систем, теорию управления, организацию ЭВМ и систем, базы и банки данных, принципы построения интеллектуальных систем, экспертные системы, всевозможные пакеты прикладных программ.

Ряд преподавателей кафедры являются действительными академиками Международной академии информационных технологий и других общественных академийУстановлены и поддерживаются научные и деловые контакты со смежными кафедрами МАДИ, с отечественными и зарубежными фирмами («Экономика города», ГУП «МОСГОРТРАНС», институтом Курчатова, ВИНИТИ, 1С, DIRECTUM, консорциумом Кодекс «Техэксперт» и др. Проводятся ежегодные научно-исследовательские и научно-методические конференции, издаются сборники научных трудов сотрудников и аспирантов кафедры.