Администрация городского поселения "город советская гавань". Город советская гавань П советская гавань
В рубрике «Малые города» сегодня — конечная станция Байкало-Амурской магистрали. Это Советская Гавань Хабаровского края. Этот город строили и узники ГУЛАГа, и японские военнопленные. А банки с красной икрой там расставляют прямо на тротуарах.
Это и есть самый настоящий край земли. Здесь заканчивается Байкало-Амурская магистраль . И все здесь — советское. Вот — гостиница «Советская». Рядом — ресторан «Советский». После развала СССР власти хотели переименовать город. Но местные жители решили оставить прежнее название — Советская Гавань, в просторечии — Совгавань.
«Зачем менять? Советская Гавань и есть Советская Гавань. Она в советское время строилась. Ее надо помнить», — говорит один местный житель.
«Из-за Императорской Гавани будет не очень красиво, лаконичное название — Импергавань. Не очень красиво. Совгавань лучше», — добавляет другой.
Императорская Гавань — это первое название. Поселок на берегу Императорской бухты построили еще в 19 веке. После революции бухту переименовали.
В Советской Гавани на берег залива не выйти. Набережной нет. Кругом заборы, за ними — грузовой порт, ремонтные предприятия, склады. И почти как все советское — разрушено и заброшено. Суда в гавань заходят редко. Давно обанкротились и оба некогда градообразующих предприятия — судоремонтные заводы.
Лето в Советскую Гавань добирается только в сентябре . И до середины октября здесь будет светить солнце. На центральной городской площади в это время идет бойкая торговля. Рынок — незаконный и стихийный. А товар — икра горбуши и кеты — браконьерский.
Рядом с икрой продают удивительную ягоду — клоповку. Она же — красника. Она же — дымника. Встречается только здесь и на Сахалине. Из этих сочных, сладковато-кислых ягод с очень специфическим запахом варят варенье и сиропы. Нина Яковлевна сама и собирает, и продает клоповку. В этом году ягоды мало, поэтому стоит она дорого — 250 рублей за стаканчик.
Нина, житель Советской Гавани : «У нас в лес зашел — там, где эта ягода, дымом пахнет. Вот ее дымникой и называют».
Для корейских паровых пирожков пян-се главное — размер. Их завезли сюда с Сахалина, а туда — из Кореи. Как и полагается корейской еде, они очень острые. За 29 рублей их предлагают кафе и ларьки Советской Гавани.
Галина, продавец: «Тесто — дрожжевое, на пару сваренное, внутри — мясо с капустой. И сверху — морковочка для украшения и придания вкуса».
К культуре и традициям соседних Кореи и Китая, которые легко приживаются на берегах Татарского пролива, энтузиасты Советской Гавани теперь пытаются добавить и память о культуре орочей. Этот народ издавна населял здешние сопки.
А теперь настоящих орочей осталось всего 8 человек. Остальные же — почти три сотни примкнувших к ним, как говорит глава центра этнической культуры Ина Акунка — имеют смешанные корни: не только орочские, но и русские и украинские. Но тоже хотят получать льготы коренных малочисленных народов.
Ина Акунка, директор Центра этнической культуры Киа Хала : «Сейчас больше бытовуха — то есть где можно рыбы половить, сколько мяса получить… Чуть-чуть страшнее стало».
Ина Фоминична и сама рыбачка. Зимой ходит на охоту. Может и зайца подстрелить, и соболя. Но в городе у нее особая работа: сохранять культуру предков. Киа Хала в переводе на русский — «родной край». В центре проводят фотовыставки, шьют национальные костюмы. Собирают и коллекцию нарядов соседних народов.
Пропагандируя культуру орочей и мечтая привлечь в регион туристов, в Советской Гавани разработали программу с танцами и национальным угощением.
В краеведческом музее Советской Гавани в последнее время тоже взялись за культуру орочей. Здесь строят настоящее стойбище. Директор музея — Наталья Влах. Сама она русская, а музей когда-то создал ее отец.
Всю жизнь Наталья работала учителем, но в прошлом году решила продолжить семейное дело. Весной будущего года планирует построить несколько шалашей и схронов, обустроить место для национальных танцев. Это поможет туристам в Совгавани увидеть и понять, как жили орочи. А в этом шалаше уже воссоздан родильный дом.
Наталья Влах, директор краеведческого музея города Советская Гавань : «В этот период считалось — женщина недостойна находиться со всеми. Это грязный период женщины. Она одна жила и рожала одна. Муж ходил вокруг шалаша и отгонял диких зверей. Выживала — дай бог, выживал ребенок — дай бог. Нет — значит нет».
Советскую Гавань в разные годы строили то заключенные ГУЛАГа, то военнопленные японцы. Эта булыжная дорога к морю построена японскими рабочими. Она и теперь — в отличном состоянии.
Сегодня в Советской Гавани мечтают о потоке туристов — не только из России, но и из соседнего Китая. Край земли хотят превратить в заповедник национальной орочской культуры и традиций Советского Союза.
И еще очень хотят, чтобы здесь снова причаливали большие корабли. Советская Гавань — одна из лучших в мире. Она со всех сторон закрыта от ветра. И такая глубокая, что океанские суда могут причаливать к берегам вплотную. У Советской Гавани только один недостаток — добираться до нее трудно и долго. Почти отовсюду.
В свежем номере «Литературной газеты » (№ 42 (6389) (2012-10-24) прочла статью Виктора Марьясина о Советской Гавани Хабаровского края. Уникальный край! В этом городе я родилась. В феврале 2010 года «Литературная газета» рассказывала об особой роли небольшого портового города Советская Гавань (Хабаровский край) на ключевом геополитическом направлении. Перспективы Советско-Гаванского побережья вокруг уникальной природной гавани, казалось бы, прояснились, когда в ответ на вопрос, нужен ли России модернизированный северный выход в Тихоокеанский бассейн, вышло постановление правительства о создании близ этого города первой в стране портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).
У жителей Приамурья появилась надежда, что в недалёком будущем в Татарском проливе распахнутся стратегические ворота с высокоразвитой промышленностью, мощной транспортной сетью и неисчерпаемым рынком сбыта в Азии, Австралии и Америке. А добыча и вывоз природных ресурсов по БАМу разбудят новую жизнь в депрессивных ныне городах и посёлках. Кроме того, высокоскоростная обновлённая магистраль — дополнительная гарантия экономической и военной безопасности для огромного региона…
Но без людей любые планы на этом стратегическом перекрёстке обречены на провал. Между тем в прошлом году родившихся по Советско-Гаванскому району оказалось на две сотни меньше, чем умерших. Ещё несколько сотен в поисках лучшей доли разъехалось по стране и по миру. В целом желающих перебраться отсюда хотя бы в Хабаровск в поисках лучшей доли больше в разы, чем желающих остаться. Тенденция крайне тревожная, поскольку всех здешних жителей чуть более сорока тысяч. В Ванинском районе, куда в отличие от Советско-Гаванского мощные инвесторы уже пришли, чемоданные настроения тоже дают о себе знать, в чём убеждаюсь в беседах с местными жителями. — Такие, как я, преуспели на продаже японских подержанных иномарок, которые с автосервисом кормили в Ванино каждого пятого. Но с подъёмом ввозных пошлин всё рухнуло, — негодует коммерсант Сергей на фоне двух возводимых им в посёлке коттеджей. Прибыль от автобизнеса Сергей вложил в создание крупного торгового центра, но от Ванино не в восторге, хотя мне посёлок очень понравился. Идею заняться политикой решительно отметает: — Лучше свалю куда-нибудь в Индонезию, открою там собственную гостиницу и проведу остаток жизни под пальмами. А вот интеллигентную хозяйку обычной торговой точки, представившуюся Еленой, магнитом тянет в Хабаровск с его культурными центрами. Правда, из Хабаровска в Ванино переезжают квалифицированные молодые специалисты. За хорошим заработком и отдельным жильём. И то и другое предлагает им 34-летний предприниматель Вадим Москвичёв, создавший три промышленно-производственные фирмы и около сотни рабочих мест. Мы откровенно поговорили с ним. У него амбициозные планы и никакого желания куда-то «свалить». В Ванино многое меняется — строится ледовый дворец, дом для сорока молодых семей, целый ряд социальных объектов, в других посёлках района — новые бассейны, школы, дороги, котельные, детсады… И всё же, несмотря на прилагаемые усилия, за последние два года народу в районе убавилось почти на четыре тысячи душ, а это каждый десятый.
Еду в посёлок Токи, где в 2010-м наблюдал выгрузку угля с гигантским облаком пыли. Медсестра поселковой амбулатории Екатерина Овчинникова сравнивает советское прошлое и рыночное настоящее: — Четвёртый пирс, где работает терминал, был излюбленным местом отдыха — с пляжем, ягодами, грибами и лесом, заслонявшим от ветров Токи. Сейчас отдыхать негде, с пирса дует угольной пылью, кругом грязное море, а зимой чёрный снег. — Зато больше рабочих мест… — Да, но те же докеры получают не густо и не могут обеспечить себе достойную жизнь. Анатолий Самородов, глава администрации Токи, от «Даль-- транс-угля» тоже пока не в восторге: — Представители компании обещали помощь посёлку и чистую экологию. Но экология ухудшилась, а посёлок получил от «Дальтрансугля» только несколько миллионов на капитальный ремонт домов и кое-что на текущий ремонт. Невольно сравниваю с американским Эксоном, безвозмездно перечислившим более 20 миллионов долларов на инфраструктуру сопоставимого с Токи Де-Кастри как компенсацию за нефтяной терминал на удалении в десяти километрах от посёлка. Остаётся надеяться, что «Даль-трансуголь» и Ванинский порт, как заверило их руководство, в ближайшее время внедрят безопасные технологии с минимальным ущербом природе. И что наши компании по щедрости догонят американские. С другой стороны, экспортёры платят пошлины и налоги и, строго говоря, спонсировать никого не должны… Что же касается сибирского уголька, то объёмы его экспорта через терминалы около Ванино будут только расти. Начальник станции «Советская Гавань—ород» Виктор Мокров с грустью рассказывает, что желающих получать грузы по рельсам уйма, но практически всё забирают угольщики. На железнодорожной обочине оказались поставщики продовольствия, ширпотреба, вынужденные раз за разом судиться с ОАО РЖД из-за срыва поставок товаров для населения… От того, перенаправит ли РЖД какую-то часть грузопотока на Советскую Гавань, зависят инвестиции в неё крупных компаний. В противном случае свою дорогу проложит Китай. Некоторые столичные либералы предлагают всю территорию вдоль БАМа отдать в концессию зарубежным компаниям. Конечно, японцы или китайцы быстро сделают из БАМа конфетку, но для местных жителей и для всей России такой сценарий означал бы фактическую утрату суверенитета над Дальним Востоком. Уважающие себя страны свою инфраструктуру развивают силами своего национального капитала. Государству пора привести в чувство госмонополии, вернуть из офшоров под российскую юрисдикцию большие и малые компании с отечественной родословной, ведь сегодня практически все крупные компании в Ванино и в Советской Гавани — офшорные. А пока под прессом налогов и энерготарифов владельцы единственной в ПОЭЗ судоремонтной фирмы готовы продать её иностранцам. Другому предприятию такого же профиля краевые чиновники не продлили аренду причалов, дабы переадресовать оные иностранцам.
Любой знаменитый порт за границей — это не только причалы, но и аура местных достопримечательностей. Советская Гавань окружена изумительной заповедной природой, красивейшим приморским ландшафтом, и в районной администрации разработали программу туризма, от рыболовного до горнолыжного, дабы создать условия для полноценного отдыха местным жителям и гостям. Район двумя руками за то, чтобы прибрежная полоса залива наглухо не загораживалась причалами и значительную её часть занимали лесопарковые, туристические территории. Старожилы Советской Гавани ещё не забыли, какого расцвета достиг их район к исходу 80-х, когда в едином ритме работали судоремонтные, рыболовецкие, строительные, транспортные предприятия. И неуклонно росло население. Псевдореформы снесли многое из того, что создавалось десятилетиями. Полностью остановить этот распад не удалось до сих пор. Люди не слепые. Видя творящиеся безобразия, многие опускают руки и уезжают, оголяя Дальний Восток. Тем паче, что официальная пропаганда коренными жителями славян здесь не считает. Статус коренных предоставлен только малым народностям, хотя славяне пришли на Амур с Хабаровым, а по данным археолога Окладникова, осели в Приамурье значительно раньше монголов с тунгусами. То есть приамурские земли для нас такие же исконные, как смоленские и тверские. Эту истину пора усвоить и записать в Конституцию.
Виктор МАРЬЯСИН, ХАБАРОВСК http://www.lgz.ru/article/20070/
Кирмасов Юрий, ученик 10в класса МБОУ СОШ №49 г. Мурманска
Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае был открыт залив, названный Бошняком в честь императора Николая -Императорской Гаванью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе: История города Советская Гавань
Ученик 10 в класса МБОУ СОШ №49 г. Мурманска
2015
Муниципальное образование - Советско-Гаванский муниципальный район входит в состав Хабаровского края как административно-территориальная единица. Расположен на южном берегу залива Советская Гавань, в 866 км от города Хабаровска.
История района начинается с 23 мая 1853 года, когда во время работы Амурской экспедиции, которую возглавлял Г.И. Невельской, была открыта одна из лучших естественных гаваней мира - залив Хаджи. К исследованию Невельского подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани, которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было обозначено значительных бухт или заливов.
Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае был открыт залив, названный Бошняком в честь императора Николая -Императорской Гаванью.
«Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана», - с восхищением писал В.А. Римский-Корсаков.
4 августа всё того же знаменательного 1853 года Г.И. Невельской основал «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» - первое русское поселение в заливе Императорская гавань.
В 1907 году Императорская Гавань становится важнейшим лесоторговым центром Востока России, здесь основана и работает австралийская лесная концессия. К 1913 году в гавани существовали три населенных пункта на берегах бухт Маячная и Японская, а также поселок концессии.
В 1922 году Императорская Гавань была переименована в Советскую Гавань. В 1925 году был образован Советский район. С 1930 года по 1948 год входил в состав Приморского края, а в современных границах существует с 1973 года (после выделения п. Ванино из состава района).
В 1926 году выполнены изыскательские работы по прокладке трассы железнодорожного пути.
30-е и 40-е годы прошлого века стали для Советской Гавани временем активного экономического развития и формирования социальной инфраструктуры. В это время строится и приступает к работе первый судоремонтный завод. В июне 1937 года на судоремонтный завод Министерства Морского Флота прибыл первый плавучий док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, этот год считается датой рождения завода и морского порта. Построены мелькомбинат, Дальневосточная электростанция специального назначения, морской порт. Сформирована Северная Тихоокеанская флотилия, начато строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, по которой в 1945 году было открыто движение. Работают артель «Красный швейник», предприятия связи, торговли, медицинские учреждения, школы, детские сады и ясли, клубы, библиотеки, вечерний университет. В 1943 году введен в эксплуатацию машиностроительный завод, открывается ремесленное училище.
В 1947 году железнодорожная ветка станция «Город Комсомольск-на-Амуре» - станция «Город Советская Гавань» была введена в эксплуатацию.
В 1948 году город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельсоветов передан из Приморского в Хабаровский край.
В 50-е годы в городе организован стройтрест № 508, вступает в строй колбасный завод, открыто автобусное движение. В 1973 году первую продукцию выпустили рыбокомбинат «Совгаванский» (впоследствии база океанического рыболовства и молокозавод).
С 1975 года судоремонтный завод ММФ стал предприятием малого судостроения - наладил выпуск морских барж, морских буксиров, самоходных плашкоутов и различных маломерных плавучих средств.
В 1984 году начал выпускать продукцию завод КПД-6. 1989 год - создание проектно-строительного объединения «Совгаваньспецстрой».
В начале 90-х в Советской Гавани создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино-Тайрику».
В 1993 году открыли порт, и стал возможен заход в гавань судов под иностранным флагом, приняло первое судно под погрузку ОАО «Терминал».
В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Востокрыба».
В 2000 году - порт Советская Гавань получил статус международного.
В 2001 году открыто сквозное автомобильное движение Советская Гавань – Ванино – Лидога – Хабаровск. Судоремонтные предприятия приступили к выполнению заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного шельфа о. Сахалин.
В 2002 году в связи с разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом вошел в Клуб городов-стратегов Российской Федерации.
С 2003 по 2005 годы открылся филиал Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода-завод «Паллада», отремонтирована нефтебуровая вышка «Орлан». Возобновил выпуск строительных материалов завод ЖБИ, начато производство строительного камня на базе карьера «Советский».
16 (4) августа 1853 года Г.И. Невельской в одной из лучших в мире естественных гаваней основал Константиновский пост. Его начальником был назначен Н.К.Бошняк. Это было первое русское поселение в заливе Императорская гавань.
В 1859 году высочайшим указом в Императорскую гавань направляется опытный лесоустроитель корпуса лесничих штабс-капитан А.Ф.Будищев с помощниками. Они сделали описание по берегу Татарского пролива и провели первую «Подробную подесятинную таксацию и оценку лесов по таксе» в районе Императорской гавани. Лесная стража состояла из десяти матросов флотского экипажа. Начиная с 1863 разрешается вывозка леса за границу. В 1908-1910 гг. работает В.К. Арсеньев по отысканию кратчайшего пути от Хабаровска до Императорской гавани. Лесничество «Императорской гавань» переименовывается в «Народное».
В 1922 году на побережье Татарского пролива устанавливается советская власть. Императорская гавань переименована в Советскую Гавань. По первой переписи СССР 1926 года в Советской Гавани того времени “обывателей” числится 169 человек (25 частных домов), в государственных учреждениях работают 146 человек, из них: в управлении портом - 4, команде порта - 3, Совторгфлоте - 2, Дальрыбе - 2, таможне - 10. После реорганизации Приморской губернии в 1938 году в Приморский край образован Советский район с центром в поселке Советская Гавань.
В 1941 году поселению был присвоен статус города Советская Гавань. В 1945 году открыто движение поездов Комсомольск-на-Амуре – Совгавань-Сортировочная, а в 1948 году в городе приземлился первый гражданский самолет ПО-2.
15 сентября 1948 года город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельских советов был передан из Приморского в Хабаровский край.
С 01.01.2006 года вновь муниципальное образование городское поселение «Город Советская Гавань» является административным центром Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - городом краевого значения. Город является ведущим промышленно-транспортным центром Охотоморского района Дальнего Востока России.
Удаленность от краевого центра 600 км. Площадь города в границах городской черты составляет 6900 га. Численность населения города с 80-90 гг. прошлого столетия стабильно находится в пределах 30 тысяч человек. Основу экономики города составляют предприятия рыбной, лесной и деревообрабатывающей, строительной отраслей, а также морской торговый порт, судоремонт и транспорт.
Особое значение для города Советская Гавань приобретает новая редакция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В городе планируется построить ТЭЦ, которая необходима для развития морских портов Ванино и Советская Гавань, снабжения города теплом и горячей водой, строительство перегрузочного комплекса железорудных концентратов в порту Советская Гавань на мысе Марии на семь миллионов тонн.
Выгодные природные географические условия дают уникальную возможность для создания здесь свободной портовой (экономической) зоны.
) Код ОКАТО:
08418
Основан:
Поселок городского типа с:
1930
Город с:
1941
Город районного подчинения (Советско-Гаванский р-н Хабаровского края)
Центр:
Советско-Гаванский р-н
Отклонение от московского времени, часы:
7
Географическая широта:
48°58"
Географическая долгота:
140°17"
Высота над уровнем моря, метров:
50
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Советская Гавань
Карта
Советская Гавань: карты |
Советская Гавань: фото из космоса (Google Maps)
Советская Гавань: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Советская Гавань. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) |
|||
1 | Заветы Ильича | 7 (42) | С |
2 | Октябрьский | 10 (32) | С |
3 | Ванино | 14 (39) | С |
4 | 130 (543) | В | |
5 | 133 () | В | |
6 | 187 () | ЮВ | |
7 | 187 (603) | В | |
8 | Смирных (Сахалинская область) | 203 (626) | СВ |
9 | 206 (677) | В | |
10 | Быков (Сахалинская область) | 249 () | ЮВ |
11 | 250 (306) | ЮВ | |
12 | 253 (809) | СВ | |
13 | 261 (431) | ЮВ | |
14 | Тымовское (Сахалинская область) | 269 (753) | СВ |
Краткая характеристика
Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 866 км к востоку от Хабаровска. Порт. Ж.д. станция.
Территория (кв. км): 69
Информация о городе Советская Гавань на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Рабочий посёлок Советская Гавань с 20.10.1930 г. С 18.01.1941 г. город. Название по расположению на берегу залива Советская Гавань.
Показатели муниципального образования
Показатель | 2001 |
Демография | |
Число родившихся, на 1000 населения | 9 |
Число умерших, на 1000 населения | 16.5 |
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения | -7.5 |
Уровень жизни населения и социальная сфера | |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. | 3424 |
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м | 24 |
Число дошкольных учреждений, шт. | 8 |
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек | 1.1 |
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. | 7 |
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек | 4.4 |
Численность врачей, чел. | 153 |
Численность среднего медицинского персонала, чел. | 402 |
Число больничных учреждений, шт. | 5 |
Число больничных коек, тыс. шт. | 0.5 |
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт. | 8 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт. | 1.3 |
Экономика, промышленность | |
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. | 820 |
Строительство | |
Объём работ выполненных по виду деятельности "Строительство" (до 2004 - объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб. | 60.2 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади | 1.5 |
Ввод в действие жилых домов, квартир | 13 |
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест | 0 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест | 0 |
Ввод в действие больничных учреждений, коек | 0 |
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену | 0 |
Транспорт | |
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. | 2 |
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. | 1.2 |
Связь | |
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт. | 6 |
Торговля и услуги населению | |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 459.2 |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. | 15155 |
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 19.9 |
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 169.4 |
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. | 3367.7 |
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 10 |
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. | 196 |
Инвестиции | |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 168 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, % | 1.8 |
Источники данных:
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.
Экономика
Рыбная (АО "Морские ресурсы"), судоремонтная (АО "Якорь" и "Северный судоремзавод"), пищевая ("Гаваньхлеб", молокозавод, колбасный завод, пищекомбинат) и деревообрабатывающая промышленность.
Близ Советской Гавани - морской порт Ванино (по грузообороту один из наиболее крупных российских портов на Тихом океане).