Администрация городского поселения "город советская гавань". Город советская гавань П советская гавань

В рубрике «Малые города» сегодня — конечная станция Байкало-Амурской магистрали. Это Советская Гавань Хабаровского края. Этот город строили и узники ГУЛАГа, и японские военнопленные. А банки с красной икрой там расставляют прямо на тротуарах.

Это и есть самый настоящий край земли. Здесь заканчивается Байкало-Амурская магистраль . И все здесь — советское. Вот — гостиница «Советская». Рядом — ресторан «Советский». После развала СССР власти хотели переименовать город. Но местные жители решили оставить прежнее название — Советская Гавань, в просторечии — Совгавань.

«Зачем менять? Советская Гавань и есть Советская Гавань. Она в советское время строилась. Ее надо помнить», — говорит один местный житель.

«Из-за Императорской Гавани будет не очень красиво, лаконичное название — Импергавань. Не очень красиво. Совгавань лучше», — добавляет другой.

Императорская Гавань — это первое название. Поселок на берегу Императорской бухты построили еще в 19 веке. После революции бухту переименовали.

В Советской Гавани на берег залива не выйти. Набережной нет. Кругом заборы, за ними — грузовой порт, ремонтные предприятия, склады. И почти как все советское — разрушено и заброшено. Суда в гавань заходят редко. Давно обанкротились и оба некогда градообразующих предприятия — судоремонтные заводы.

Лето в Советскую Гавань добирается только в сентябре . И до середины октября здесь будет светить солнце. На центральной городской площади в это время идет бойкая торговля. Рынок — незаконный и стихийный. А товар — икра горбуши и кеты — браконьерский.

Рядом с икрой продают удивительную ягоду — клоповку. Она же — красника. Она же — дымника. Встречается только здесь и на Сахалине. Из этих сочных, сладковато-кислых ягод с очень специфическим запахом варят варенье и сиропы. Нина Яковлевна сама и собирает, и продает клоповку. В этом году ягоды мало, поэтому стоит она дорого — 250 рублей за стаканчик.

Нина, житель Советской Гавани : «У нас в лес зашел — там, где эта ягода, дымом пахнет. Вот ее дымникой и называют».

Для корейских паровых пирожков пян-се главное — размер. Их завезли сюда с Сахалина, а туда — из Кореи. Как и полагается корейской еде, они очень острые. За 29 рублей их предлагают кафе и ларьки Советской Гавани.

Галина, продавец: «Тесто — дрожжевое, на пару сваренное, внутри — мясо с капустой. И сверху — морковочка для украшения и придания вкуса».

К культуре и традициям соседних Кореи и Китая, которые легко приживаются на берегах Татарского пролива, энтузиасты Советской Гавани теперь пытаются добавить и память о культуре орочей. Этот народ издавна населял здешние сопки.

А теперь настоящих орочей осталось всего 8 человек. Остальные же — почти три сотни примкнувших к ним, как говорит глава центра этнической культуры Ина Акунка — имеют смешанные корни: не только орочские, но и русские и украинские. Но тоже хотят получать льготы коренных малочисленных народов.

Ина Акунка, директор Центра этнической культуры Киа Хала : «Сейчас больше бытовуха — то есть где можно рыбы половить, сколько мяса получить… Чуть-чуть страшнее стало».

Ина Фоминична и сама рыбачка. Зимой ходит на охоту. Может и зайца подстрелить, и соболя. Но в городе у нее особая работа: сохранять культуру предков. Киа Хала в переводе на русский — «родной край». В центре проводят фотовыставки, шьют национальные костюмы. Собирают и коллекцию нарядов соседних народов.

Пропагандируя культуру орочей и мечтая привлечь в регион туристов, в Советской Гавани разработали программу с танцами и национальным угощением.

В краеведческом музее Советской Гавани в последнее время тоже взялись за культуру орочей. Здесь строят настоящее стойбище. Директор музея — Наталья Влах. Сама она русская, а музей когда-то создал ее отец.

Всю жизнь Наталья работала учителем, но в прошлом году решила продолжить семейное дело. Весной будущего года планирует построить несколько шалашей и схронов, обустроить место для национальных танцев. Это поможет туристам в Совгавани увидеть и понять, как жили орочи. А в этом шалаше уже воссоздан родильный дом.

Наталья Влах, директор краеведческого музея города Советская Гавань : «В этот период считалось — женщина недостойна находиться со всеми. Это грязный период женщины. Она одна жила и рожала одна. Муж ходил вокруг шалаша и отгонял диких зверей. Выживала — дай бог, выживал ребенок — дай бог. Нет — значит нет».

Советскую Гавань в разные годы строили то заключенные ГУЛАГа, то военнопленные японцы. Эта булыжная дорога к морю построена японскими рабочими. Она и теперь — в отличном состоянии.

Сегодня в Советской Гавани мечтают о потоке туристов — не только из России, но и из соседнего Китая. Край земли хотят превратить в заповедник национальной орочской культуры и традиций Советского Союза.

И еще очень хотят, чтобы здесь снова причаливали большие корабли. Советская Гавань — одна из лучших в мире. Она со всех сторон закрыта от ветра. И такая глубокая, что океанские суда могут причаливать к берегам вплотную. У Советской Гавани только один недостаток — добираться до нее трудно и долго. Почти отовсюду.

В свежем номере «Литературной газеты » (№ 42 (6389) (2012-10-24) прочла статью Виктора Марьясина о Советской Гавани Хабаровского края. Уникальный край! В этом городе я родилась. В феврале 2010 года «Литературная газета» рассказывала об особой роли небольшого портового города Советская Гавань (Хабаровский край) на ключевом геополитическом направлении. Перспективы Советско-Гаванского побережья вокруг уникальной природной гавани, казалось бы, прояснились, когда в ответ на вопрос, нужен ли России модернизированный северный выход в Тихоокеанский бассейн, вышло постановление правительства о создании близ этого города первой в стране портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

У жителей Приамурья появилась надежда, что в недалёком будущем в Татарском проливе распахнутся стратегические ворота с высокоразвитой промышленностью, мощной транспортной сетью и неисчерпаемым рынком сбыта в Азии, Австралии и Америке. А добыча и вывоз природных ресурсов по БАМу разбудят новую жизнь в депрессивных ныне городах и посёлках. Кроме того, высокоскоростная обновлённая магистраль — дополнительная гарантия экономической и военной безопасности для огромного региона…

Но без людей любые планы на этом стратегическом перекрёстке обречены на провал. Между тем в прошлом году родившихся по Советско-Гаванскому району оказалось на две сотни меньше, чем умерших. Ещё несколько сотен в поисках лучшей доли разъехалось по стране и по миру. В целом желающих перебраться отсюда хотя бы в Хабаровск в поисках лучшей доли больше в разы, чем желающих остаться. Тенденция крайне тревожная, поскольку всех здешних жителей чуть более сорока тысяч. В Ванинском районе, куда в отличие от Советско-Гаванского мощные инвесторы уже пришли, чемоданные настроения тоже дают о себе знать, в чём убеждаюсь в беседах с местными жителями. — Такие, как я, преуспели на продаже японских подержанных иномарок, которые с автосервисом кормили в Ванино каждого пятого. Но с подъёмом ввозных пошлин всё рухнуло, — негодует коммерсант Сергей на фоне двух возводимых им в посёлке коттеджей. Прибыль от автобизнеса Сергей вложил в создание крупного торгового центра, но от Ванино не в восторге, хотя мне посёлок очень понравился. Идею заняться политикой решительно отметает: — Лучше свалю куда-нибудь в Индонезию, открою там собственную гостиницу и проведу остаток жизни под пальмами. А вот интеллигентную хозяйку обычной торговой точки, представившуюся Еленой, магнитом тянет в Хабаровск с его культурными центрами. Правда, из Хабаровска в Ванино переезжают квалифицированные молодые специалисты. За хорошим заработком и отдельным жильём. И то и другое предлагает им 34-летний предприниматель Вадим Москвичёв, создавший три промышленно-производственные фирмы и около сотни рабочих мест. Мы откровенно поговорили с ним. У него амбициозные планы и никакого желания куда-то «свалить». В Ванино многое меняется — строится ледовый дворец, дом для сорока молодых семей, целый ряд социальных объектов, в других посёлках района — новые бассейны, школы, дороги, котельные, детсады… И всё же, несмотря на прилагаемые усилия, за последние два года народу в районе убавилось почти на четыре тысячи душ, а это каждый десятый.

Еду в посёлок Токи, где в 2010-м наблюдал выгрузку угля с гигантским облаком пыли. Медсестра поселковой амбулатории Екатерина Овчинникова сравнивает советское прошлое и рыночное настоящее: — Четвёртый пирс, где работает терминал, был излюбленным местом отдыха — с пляжем, ягодами, грибами и лесом, заслонявшим от ветров Токи. Сейчас отдыхать негде, с пирса дует угольной пылью, кругом грязное море, а зимой чёрный снег. — Зато больше рабочих мест… — Да, но те же докеры получают не густо и не могут обеспечить себе достойную жизнь. Анатолий Самородов, глава администрации Токи, от «Даль-- транс-угля» тоже пока не в восторге: — Представители компании обещали помощь посёлку и чистую экологию. Но экология ухудшилась, а посёлок получил от «Дальтрансугля» только несколько миллионов на капитальный ремонт домов и кое-что на текущий ремонт. Невольно сравниваю с американским Эксоном, безвозмездно перечислившим более 20 миллионов долларов на инфраструктуру сопоставимого с Токи Де-Кастри как компенсацию за нефтяной терминал на удалении в десяти километрах от посёлка. Остаётся надеяться, что «Даль-трансуголь» и Ванинский порт, как заверило их руководство, в ближайшее время внедрят безопасные технологии с минимальным ущербом природе. И что наши компании по щедрости догонят американские. С другой стороны, экспортёры платят пошлины и налоги и, строго говоря, спонсировать никого не должны… Что же касается сибирского уголька, то объёмы его экспорта через терминалы около Ванино будут только расти. Начальник станции «Советская Гавань—ород» Виктор Мокров с грустью рассказывает, что желающих получать грузы по рельсам уйма, но практически всё забирают угольщики. На железнодорожной обочине оказались поставщики продовольствия, ширпотреба, вынужденные раз за разом судиться с ОАО РЖД из-за срыва поставок товаров для населения… От того, перенаправит ли РЖД какую-то часть грузопотока на Советскую Гавань, зависят инвестиции в неё крупных компаний. В противном случае свою дорогу проложит Китай. Некоторые столичные либералы предлагают всю территорию вдоль БАМа отдать в концессию зарубежным компаниям. Конечно, японцы или китайцы быстро сделают из БАМа конфетку, но для местных жителей и для всей России такой сценарий означал бы фактическую утрату суверенитета над Дальним Востоком. Уважающие себя страны свою инфраструктуру развивают силами своего национального капитала. Государству пора привести в чувство госмонополии, вернуть из офшоров под российскую юрисдикцию большие и малые компании с отечественной родословной, ведь сегодня практически все крупные компании в Ванино и в Советской Гавани — офшорные. А пока под прессом налогов и энерготарифов владельцы единственной в ПОЭЗ судоремонтной фирмы готовы продать её иностранцам. Другому предприятию такого же профиля краевые чиновники не продлили аренду причалов, дабы переадресовать оные иностранцам.

Любой знаменитый порт за границей — это не только причалы, но и аура местных достопримечательностей. Советская Гавань окружена изумительной заповедной природой, красивейшим приморским ландшафтом, и в районной администрации разработали программу туризма, от рыболовного до горнолыжного, дабы создать условия для полноценного отдыха местным жителям и гостям. Район двумя руками за то, чтобы прибрежная полоса залива наглухо не загораживалась причалами и значительную её часть занимали лесопарковые, туристические территории. Старожилы Советской Гавани ещё не забыли, какого расцвета достиг их район к исходу 80-х, когда в едином ритме работали судоремонтные, рыболовецкие, строительные, транспортные предприятия. И неуклонно росло население. Псевдореформы снесли многое из того, что создавалось десятилетиями. Полностью остановить этот распад не удалось до сих пор. Люди не слепые. Видя творящиеся безобразия, многие опускают руки и уезжают, оголяя Дальний Восток. Тем паче, что официальная пропаганда коренными жителями славян здесь не считает. Статус коренных предоставлен только малым народностям, хотя славяне пришли на Амур с Хабаровым, а по данным археолога Окладникова, осели в Приамурье значительно раньше монголов с тунгусами. То есть приамурские земли для нас такие же исконные, как смоленские и тверские. Эту истину пора усвоить и записать в Конституцию.

Виктор МАРЬЯСИН, ХАБАРОВСК http://www.lgz.ru/article/20070/

Кирмасов Юрий, ученик 10в класса МБОУ СОШ №49 г. Мурманска

Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае был открыт залив, названный Бошняком в честь императора Николая -Императорской Гаванью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Эссе: История города Советская Гавань

Ученик 10 в класса МБОУ СОШ №49 г. Мурманска

2015

Муниципальное образование - Советско-Гаванский муниципальный район входит в состав Хабаровского края как административно-территориальная единица. Расположен на южном берегу залива Советская Гавань, в 866 км от города Хабаровска.

История района начинается с 23 мая 1853 года, когда во время работы Амурской экспедиции, которую возглавлял Г.И. Невельской, была открыта одна из лучших естественных гаваней мира - залив Хаджи. К исследованию Невельского подталкивала острая необходимость оборудования на востоке России гавани, которая могла бы принимать большие суда, а также слабая изученность берегов Татарского пролива: на картах того времени в этом районе не было обозначено значительных бухт или заливов.

Экспедицию к загадочным берегам по поручению Г.И. Невельского возглавил его сподвижник, молодой офицер Константин Николаевич Бошняк. Первопроходцы тронулись в путь в апреле 1853 года, а в мае был открыт залив, названный Бошняком в честь императора Николая -Императорской Гаванью.

«Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана», - с восхищением писал В.А. Римский-Корсаков.

4 августа всё того же знаменательного 1853 года Г.И. Невельской основал «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» - первое русское поселение в заливе Императорская гавань.

В 1907 году Императорская Гавань становится важнейшим лесоторговым центром Востока России, здесь основана и работает австралийская лесная концессия. К 1913 году в гавани существовали три населенных пункта на берегах бухт Маячная и Японская, а также поселок концессии.

В 1922 году Императорская Гавань была переименована в Советскую Гавань. В 1925 году был образован Советский район. С 1930 года по 1948 год входил в состав Приморского края, а в современных границах существует с 1973 года (после выделения п. Ванино из состава района).

В 1926 году выполнены изыскательские работы по прокладке трассы железнодорожного пути.

30-е и 40-е годы прошлого века стали для Советской Гавани временем активного экономического развития и формирования социальной инфраструктуры. В это время строится и приступает к работе первый судоремонтный завод. В июне 1937 года на судоремонтный завод Министерства Морского Флота прибыл первый плавучий док грузоподъемностью 5 тыс. тонн, этот год считается датой рождения завода и морского порта. Построены мелькомбинат, Дальневосточная электростанция специального назначения, морской порт. Сформирована Северная Тихоокеанская флотилия, начато строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, по которой в 1945 году было открыто движение. Работают артель «Красный швейник», предприятия связи, торговли, медицинские учреждения, школы, детские сады и ясли, клубы, библиотеки, вечерний университет. В 1943 году введен в эксплуатацию машиностроительный завод, открывается ремесленное училище.

В 1947 году железнодорожная ветка станция «Город Комсомольск-на-Амуре» - станция «Город Советская Гавань» была введена в эксплуатацию.

В 1948 году город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельсоветов передан из Приморского в Хабаровский край.

В 50-е годы в городе организован стройтрест № 508, вступает в строй колбасный завод, открыто автобусное движение. В 1973 году первую продукцию выпустили рыбокомбинат «Совгаванский» (впоследствии база океанического рыболовства и молокозавод).

С 1975 года судоремонтный завод ММФ стал предприятием малого судостроения - наладил выпуск морских барж, морских буксиров, самоходных плашкоутов и различных маломерных плавучих средств.

В 1984 году начал выпускать продукцию завод КПД-6. 1989 год - создание проектно-строительного объединения «Совгаваньспецстрой».

В начале 90-х в Советской Гавани создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино-Тайрику».

В 1993 году открыли порт, и стал возможен заход в гавань судов под иностранным флагом, приняло первое судно под погрузку ОАО «Терминал».

В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Востокрыба».

В 2000 году - порт Советская Гавань получил статус международного.

В 2001 году открыто сквозное автомобильное движение Советская Гавань – Ванино – Лидога – Хабаровск. Судоремонтные предприятия приступили к выполнению заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного шельфа о. Сахалин.

В 2002 году в связи с разработкой стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом вошел в Клуб городов-стратегов Российской Федерации.

С 2003 по 2005 годы открылся филиал Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода-завод «Паллада», отремонтирована нефтебуровая вышка «Орлан». Возобновил выпуск строительных материалов завод ЖБИ, начато производство строительного камня на базе карьера «Советский».

16 (4) августа 1853 года Г.И. Невельской в одной из лучших в мире естественных гаваней основал Константиновский пост. Его начальником был назначен Н.К.Бошняк. Это было первое русское поселение в заливе Императорская гавань.

В 1859 году высочайшим указом в Императорскую гавань направляется опытный лесоустроитель корпуса лесничих штабс-капитан А.Ф.Будищев с помощниками. Они сделали описание по берегу Татарского пролива и провели первую «Подробную подесятинную таксацию и оценку лесов по таксе» в районе Императорской гавани. Лесная стража состояла из десяти матросов флотского экипажа. Начиная с 1863 разрешается вывозка леса за границу. В 1908-1910 гг. работает В.К. Арсеньев по отысканию кратчайшего пути от Хабаровска до Императорской гавани. Лесничество «Императорской гавань» переименовывается в «Народное».

В 1922 году на побережье Татарского пролива устанавливается советская власть. Императорская гавань переименована в Советскую Гавань. По первой переписи СССР 1926 года в Советской Гавани того времени “обывателей” числится 169 человек (25 частных домов), в государственных учреждениях работают 146 человек, из них: в управлении портом - 4, команде порта - 3, Совторгфлоте - 2, Дальрыбе - 2, таможне - 10. После реорганизации Приморской губернии в 1938 году в Приморский край образован Советский район с центром в поселке Советская Гавань.

В 1941 году поселению был присвоен статус города Советская Гавань. В 1945 году открыто движение поездов Комсо­мольск-на-Амуре – Совгавань-Сортировочная, а в 1948 году в городе приземлил­ся первый гражданский самолет ПО-2.

15 сентября 1948 года город Советская Гавань с прибрежной зоной в составе двух рабочих поселков и пяти сельских советов был передан из Приморского в Хабаровский край.

С 01.01.2006 года вновь муниципальное образование городское поселение «Город Советская Гавань» является административным центром Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - городом краевого значения. Город является ведущим промышленно-транспортным центром Охотоморского района Дальнего Востока России.

Уда­ленность от краевого центра 600 км. Площадь города в границах городской черты составляет 6900 га. Численность населения города с 80-90 гг. прошлого столетия стабильно находится в пределах 30 тысяч человек. Основу экономики города составляют предприятия рыбной, лесной и деревообрабатывающей, строительной отраслей, а также морской торговый порт, судоремонт и транспорт.

Особое значение для города Советская Гавань приобретает новая редакция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В городе планируется построить ТЭЦ, которая необходима для развития морских портов Ванино и Советская Гавань, снабжения города теплом и горячей водой, строительство перегрузочного комплекса железорудных концентра­тов в порту Советская Гавань на мысе Марии на семь миллионов тонн.

Выгодные природные географические условия дают уникальную возможность для создания здесь свободной портовой (экономической) зоны.

) Код ОКАТО: 08418
Основан:
Поселок городского типа с: 1930
Город с: 1941 Город районного подчинения (Советско-Гаванский р-н Хабаровского края)
Центр: Советско-Гаванский р-н Отклонение от московского времени, часы: 7
Географическая широта: 48°58"
Географическая долгота: 140°17"
Высота над уровнем моря, метров: 50
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Советская Гавань

Карта

Советская Гавань: карты

Советская Гавань: фото из космоса (Google Maps)
Советская Гавань: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Советская Гавань. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Заветы Ильича 7 (42) С
2 Октябрьский 10 (32) С
3 Ванино 14 (39) С
4 130 (543) В
5 133 () В
6 187 () ЮВ
7 187 (603) В
8 Смирных (Сахалинская область) 203 (626) СВ
9 206 (677) В
10 Быков (Сахалинская область) 249 () ЮВ
11 250 (306) ЮВ
12 253 (809) СВ
13 261 (431) ЮВ
14 Тымовское (Сахалинская область) 269 (753) СВ

Краткая характеристика

Город расположен на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 866 км к востоку от Хабаровска. Порт. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 69

Информация о городе Советская Гавань на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Рабочий посёлок Советская Гавань с 20.10.1930 г. С 18.01.1941 г. город. Название по расположению на берегу залива Советская Гавань.

Показатели муниципального образования

Показатель 2001
Демография
Число родившихся, на 1000 населения 9
Число умерших, на 1000 населения 16.5
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения -7.5
Уровень жизни населения и социальная сфера
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 3424
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м 24
Число дошкольных учреждений, шт. 8
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек 1.1
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. 7
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек 4.4
Численность врачей, чел. 153
Численность среднего медицинского персонала, чел. 402
Число больничных учреждений, шт. 5
Число больничных коек, тыс. шт. 0.5
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт. 8
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт. 1.3
Экономика, промышленность
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. 820
Строительство
Объём работ выполненных по виду деятельности "Строительство" (до 2004 - объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб. 60.2
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади 1.5
Ввод в действие жилых домов, квартир 13
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест 0
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест 0
Ввод в действие больничных учреждений, коек 0
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену 0
Транспорт
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. 2
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. 1.2
Связь
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт. 6
Торговля и услуги населению
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 459.2
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 15155
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 19.9
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 169.4
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 3367.7
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 10
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 196
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 168
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, % 1.8

Источники данных:

  1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.

Экономика

Рыбная (АО "Морские ресурсы"), судоремонтная (АО "Якорь" и "Северный судоремзавод"), пищевая ("Гаваньхлеб", молокозавод, колбасный завод, пищекомбинат) и деревообрабатывающая промышленность.

Близ Советской Гавани - морской порт Ванино (по грузообороту один из наиболее крупных российских портов на Тихом океане).