«Вода, вода, кругом вода…». Викторина о воде для учащихся начальных классов. Сценарий, викторина и презентация на тему "день воды" Вопросы к викторине на тему подземные воды

1. Что в знойный день самым желанным бывает?

Ответ: Вода.

2. Что зимой подо льдом спит, а приходит весна — бежит и шумит?

Ответ: Река.

3. О каком минерале речь: сам воды боится, но из неё и родится.

Ответ: Соль.

4. Зонт изобретали дважды: сначала в Древнем Китае, а позже - в Англии. Чем они отличаются?

Ответ: Китайский предназначался от солнца, а английский - от дождика.

5. Это совсем не море, и вовсе не земля,

Яхты здесь не плавают

Да и ходить нельзя.

Ответ: Болото.

6. Эти звездочки резные на пальто и на шарфе — расчудесные, сквозные, а дыхнешь - вода в руке.

Ответ: Снежинки.

7. Жил в ракушке столько лет

На морских отмелях,

Позже он попал в браслеты,

Бусы, ожерелья.

Ответ: Жемчуг.

8. Как зовут бога морей, который управляет водной стихией трезубцем?

Ответ: Нептун или Посейдон.

Как называется полное безветрие, тишина на море?

Ответ: Штиль.

10. Что в гору не выкатишь,

В решете не унесешь,

В руках не удержишь?

Ответ : Воду.

11. Есть такое море на земле, в котором нельзя утонуть. Почему?

Ответ: Мертвое море. В нем очень высокая плотность воды из-за соли.

12. Кто знает название самой длинной реки на планете?

Ответ: Нил.

13. Назовите самое глубочайшее озеро на планете.

Ответ: Байкал.

14. Назовите самый глубокий из всех океанов на планете.

Ответ: Тихий океан.

15. Кто знает название самой полноводной реки на нашей планете?

Ответ: Амазонка.

16. Самое крупное млекопитающее, живущее в океане?

Ответ: Киты — имеют длину 33 м, весят до 20 тонн. Сердце кита — до 800 кг. В пасти может поместиться два самосвала. Сразу после рождения детеныши начинают плавать, рост их бывает до 8 м. За одно кормление «маленький» китенок поглощает от 20 до 40 литров молока.

17. Самое мелкое место в реке, где возможно её перейти.

Ответ: Брод.

18. За чем так внимательно наблюдает рыбак на поверхности воды?

Ответ: За поплавком.

19. Как будет на латыни вода?

Ответ: Аква.

20. О чем можно сказать: кругом вода, да, к сожалению, с питьем беда.

Ответ: О соленом море.

21. Меня и льют, меня и пьют, я всем нужна, кто такая я?

Ответ: Вода.

22. Не лес, а громко шумит, не конь, а быстро бежит.

Ответ: Река.

23. Если мало меня - мир пропадет,

Если много меня - мир пропадет.

Ответ: Вода.

24. Рыба с человеческим именем?

Ответ: Карп.

25. На дне пруда живет народ,

Ползает задом наперед.

Ответ: Раки.

26. Назовите «цветные» моря.

Ответ: Черное, Белое, Желтое, Красное.

27. Я очень добродушная - нежная, послушная,

Но уж если захочу, то и камни источу.

Ответ: Вода.

28. Я летаю в белой стае и сверкаю на лету,

Чуть коснешься - сразу таю на ладонях и во рту.

"Мать водица - всему царица"

Цели.

1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:

2. Закрепление знаний об источниках питьевой воды.

3. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.

4. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.

Задачи:

    привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

    показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);

    расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

(На фоне музыкальных видеоклипов о природе звучит вступительное слово учителя)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).

Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры. Вас ждут заводи: “Опытная”, “Дегустационная”, “Песенная” и др. Итак, в путь “ручейки”! Быстрой вам воды.

Заводь “Загадочная” (разминка)

(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

    Что бежит без прогону? (Вода)

    Весит за окошком кулек ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

    Без крыльев – летит,
    Без ног – бежит,
    Без паруса – плывет. (Облако)

    В белом бархате деревьев,
    И заборы, и дома,
    А как ветер нападает –
    Этот бархат опадает. (Иней)

    Летит сова по синему небу,
    Крылья распластала,
    Солнышко застлала. (Туча)

    Одеяло белое,
    Не руками сделано,
    Не ткалось и не кроилось –
    С неба на землю свалилось. (Снег)

Заводь “Реки, озера, моря и океаны”

Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны и моря – самые большие водоемы, хранилища воды на Земле. На нашей планете 4 океана и около 90 морей. Реки питаются водой ледников, болот и озер. Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера или из ключей и родников, бьющих из-под земли.

    Сколько на нашей плане океанов? (4)

    Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

    Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)

    Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)

    Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)

    У какого водоема бывают рукава? (Река)

    Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

    В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

    По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

    Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

Знаете ли вы?»

    У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

    У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

    Кто одной ноздрей дышит? (Морж)

    Кто клыками дно пашет? (Морж)

    Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)

    Что такое морская капуста? (Водоросли)

    Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)

    Кто пьет водой? (Лягушка)

    Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)

    Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)

    Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)

    Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)

Физкультминутка Игра “Вода-не вода”

Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) –встать . Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки . В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши .

Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.

Отгадай “Что звучит?”.

Эстафета “Спаси рыбку”

Участвуют 2 команды. Цель: Кто быстрее и больше наполнит ведро с рыбкой. Эстафета длится 5 минут. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду можно набирать большой деревянной ложкой, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.

Заводь “Озерная”

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

А знаете ли вы:

1. Какая вода на вкус? 2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать) 3. Будет ли ложка видна в стакане с молоком 4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? 5. Что произойдёт, если воду вскипятить? 6. Что произойдёт если воду вынести на холод? Запишите свои ответы на листочках, которые я вам раздам.

Весёлые ручейки”

    1. Пройти со стаканом, полным воды, на голове по определённому маршруту, не расплескав воду.

      Выпить воду: А) когда стакан зажимают между мизинцем и указательным пальцем одной руки.
      Б) когда стакан поднимается вверх и с высоты вытянутой руки вода льётся прямо в рот.

  1. Вода и человек”

    1. Человеческий организм состоит из воды на:

А) 20%
Б) 50%
В) 70%

    1. Назовите народные обряды, связанные с водой?

      Назовите методы лечения водой?

      Назовите главные причины нехватки пресной воды на земле

      а) её отсутствие;
      б) её загрязнение;

  1. Охранная”

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота ”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и растрачивают её по пустякам.

Дегустационная” заводь

    Определить вкус воды.

    Рассказать, чем она полезна человеку. (медовая, чесночная, лимонная, минеральная)

Песенная” заводь

Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …

Звуковая” заводь.Отгадай “Что звучит?”.

Дети слушают аудиозапись: звуки дождя, океана, фонтан, ручей. За правильную отгадку команда получает капельку.

Экологические эксперименты.

Учитель проводит опыты с водой, наглядно демонстрируя необходимость охранять воду.

    В емкость с прозрачной водой, воспитатель пипеткой наливает черную тушь, постепенно вся вода окрашивается в черный грязный цвет.

Вывод: Последствия загрязнения воды в одном месте, обязательно скажутся на состоянии воды во всем Мировом океане.

    В емкость с прозрачной водой добавить растительное масло – оно будет плавать на поверхности, если встряхнуть емкость жидкости смешаются, но потом снова расслоятся. Если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Вывод: Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой, наглядная демонстрация способов очистки воды от нефтяных разливов.

    Очистка воды от загрязнений и примесей с помощью фильтров разной степени пропускной способности. В результате загрязненная вода становится чистой.

Вывод: Воду можно и нужно очищать перед использованием в быту, и после использования на производстве. Воду нужно беречь! Это должен помнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок). Вода – источник жизни для всего живого. Воду надо беречь, не загрязнять водоемы!

Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)

1Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,

Остановил потоки.

2Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.

3Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.

4Давно ли с грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.

5Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.

6Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.

7Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.

8Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.

9Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.

Заводь “Загадочная

1. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде (волны)

2. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

11.Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона (море)

12.. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (водопад)

3.Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)

4.Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)

5.Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

6.Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)

7.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)

8Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)

9.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)

10.В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)
13День и ночь кричит а голос не устаёт?
(Водопад)

14Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)

15Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете вы меня.
(Ручеёк)

16Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)

17.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

18.В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

19Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)

20Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)

21Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

22По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

    . “Вода и здоровье”

Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...(Воды)

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.(Речка)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.(Река)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.(Ручеек)

Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся
И скорее на простор
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто-то всюду разбросал.
В зеркалах огромный дом
Отразился кверху дном.
Отразился карагач
И на нем сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком стал он.
И его ботинок сходу
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие-то дела!
Это что за зеркала? (лед)

Елена Николаевна Чернопазова
«Вода, вода, кругом вода…». Викторина о воде для учащихся начальных классов.

Викторина о воде для учащихся начальных классов.

«Вода, вода, кругом вода…»

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира;

развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность;

умение работать в команде.

Ход викторины

1. Организационный момент.

2. Беседа о воде. Сообщения детей.

3. Конкурсы: Загадочный

Название рыб (сообщения детей)

Где используют воду

Сказочная

Конкурс Капитанов

Конструктор

Путаница

Песенный

4. Подведение итогов. Награждение.

1. Организационный момент.

Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.

2. Беседа.

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

(Слайд 3). Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Общая их площадь в 2.5 раза превышает территорию суши.

Сколько всего океанов?

Какие? Перечислите их названия.

Кроме океанов, что ещё нанесено синим цветом?

Какие моря вы знаете?

(Слайд 4).Такой видят космонавты Землю из космоса. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара и слой их имеет среднюю толщину около 4 км. Вода повсюду. И не случайно древние люди представляли себе Землю плавающей в океане на трёх китах - так много воды на планете, что она кажется главным её элементом. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т. д.

А под землёй текут реки?

(Слайд 5).Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Как живут там белые медведи, нерпы, пингвины и др. животные?

(Слайд 6).В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

(Слайд 7). Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

3. Конкурсы

«Загадочный»

На свете нет её сильнее.

На свете нет её буйнее,

В руках её не удержать

И на коне не обогнать.

Летит сова по синему небу

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём.

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

На поверхность с мамой всплыл,

Он позавтракал слегка.

За минуту сразу выпил

10 литров молока.

(Китёнок)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

В огне не горит,

И в воде не тонет.

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось-

С неба на землю свалилось.

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Удивительный ребёнок:

Только вышел из пелёнок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

«Названия рыб»

Команды вспоминают названия рыб.

ОТВЕТЫ: окунь, сиг, налим, карась, судак, корюшка, акула, форель, сом, скат, белуга, угорь, тунец, треска, камбала, лосось и тд. Есть рыбы, опасные для человека: белая акула, пиранья, рыба-фугу, скорпена, маринка, скат-хвостокол. Они доставляют людям неприятности и даже могут стать причиной смерти. Для своей защиты рыбы используют шипы, зубы, яд и даже электрический ток.

Сообщения детей о рыбах, опасных для человека (белая акула, скат, пиранья, рыба-фугу).

Где используют воду?»

Человек может прожить несколько дней без еды, а вот без воды он не обойдётся.

Вопрос: для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?

Для чего нужна вода?

«Сказочная»

Вспомните и назовите сказки о воде и водных обитателях.

«Конкурс Капитанов»

Сказка-загадка «Вода и воздух».

Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?

Ответы детей: Для жизни нужны и воздух, и вода.

«Конструктор»

За 3 минуты необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове ВОДОМЕРКА.

Ответы детей: вода, море, рак, дом, река и т. д.

«Путаница»

Посмотри на эти 7 слов, в которых перепутались буквы.

Вопрос: Какие рыбы в них спрятались?

Ущка щука

Лимна налим

Кьсраа карась

Нукоь окунь

Бовал вобла

Лптвол плотва

«Песенный»

Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

«Жил отважный капитан…»

«Ты -морячка, я -моряк…»

«По синему морю, к зелёной Земле…»

«Море зовёт, волна поёт…»

«Море, море, мир бездонный…»

Урок – викторина «Обобщение изученного материала по теме «Вода»

Материал подготовила : Кравченко Татьяна Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 17 г. Гомеля имени Франсиско де Миранды»

Цель урока : поверить уровень усвоения основных понятий, заложенных в содержании предыдущих тем.
Задачи урока :
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах; о значении воды в природе и хозяйственной деятельности человека;
Развивающие: проверить уровень усвоения основных химических понятий темы «Вода», умение писать уравнения реакций нейтрализации.
Воспитательные: формировать осознание значения воды в жизни человека и охраны водоёмов от загрязнений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы обучения : урок – соревнование (викторина).
Формы деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.
Межпредметные связи : с биологией и физикой.

План урока:
I Организационный этап
II Ориентировочно – мотивационный этап.
III Операционно – познавательный этап
IV Контрольно – корректирующий этап
V Рефлексивный этап.

Ход урока:

I Организационный этап.
Деятельность учителя: подготовка учащихся к совместной деятельности на уроке, создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке – соревновании.
II Ориентировочно – мотивационный этап.
Учитель начинает урок стихотворными строками Л.Н. Чуешова.
Льётся дождь из серой тучи,
Водопад с высокой кручи.
Чайник на огне стоит –
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда получается
ВОДА.
III Операционно – познавательный этап
Учитель организует викторину, в ходе которого учащиеся смогут повторить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах, значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
Для этого создаются две команды, которые заранее придумывают название в соответствии с данной темой и девиз команды. Несколько человек из класса выбираются в команду судей.
В начале соревнования командами исполняется «Гимн химиков ».
Мы рождены разлить все то, что льётся,
Рассыпать то, чего нельзя разлить.
Наш коллектив химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.

Припев:
Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
То следом отправиться сам!

Мы не чета всем физикам – пижонам,
За пояс математиков заткнём,
И по халатам рваным и прожжённым
Мы химиков повсюду узнаём.

Припев.

Пропахли мы аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем взором
И всё на вкус попробовать должны.

Припев.
Материалы для викторины.
1 раунд. «Разминка».
Задание для команд: составить по пять предложений, в которые вложился бы весь материал темы «Вода». За каждое предложение начисляется по 1 баллу.
2 раунд. Конкурс «Домашнее задание»
Вопросы командам предлагается приготовить за неделю до урока. За каждый правильный и полный ответ начисляется по 1 баллу.
Перечень вопросов и ответов на вопросы.
1. Можно ли бегать по поверхности воды?
(Ответ: Можно. Это можно увидеть летом, если посмотреть на поверхность любого пруда или озера. Вес некоторых насекомых очень мал, и поверхность воды выдерживает такое давление.)
2. Какое их свойств воды можно назвать самым важным?
(Ответ: самое важное в мире – это жизнь, а без воды нет жизни)
3. В атмосфере какого металла вода горит ярким пламенем?
(Ответ: вода горит ярким пламенем в атмосфере фтора)
4. Какое влияние на свойства воды оказывает магнитное поле?
(Ответ: магнитное поле изменяет физико – химические свойства воды – величину поверхностного натяжения, электропроводность, плотность).
5. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?
(Ответ: запасов пресной воды становится с каждым годом всё меньше. Пресные водоёмы с каждым годом всё больше загрязняются).
6. При одинаковой ли температуре замерзает кипячёная и некипячёная вода?
(Ответ: кипячёная вода замерзает, когда её температура ниже 7 С, некипячёная - при 0С)
7. Как происходит самоочищение воды?
(Ответ: вода, благодаря растворенному в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий, обладает способностью к самоочищению).
8. Кем и когда был установлен состав воды?
(Ответ: состав воды был установлен А. Лавуазье в 1783 году синтезом из водорода и кислорода).
9. Сколько видов воды может существовать?
(Ответ: может существовать 48 видов воды, в том числе 39 радиоактивных и 9 устойчивых)
10. Может ли быть вода сухой?
(Ответ: недавно учёные сумели приготовить сухую воду. К обычной воде добавили немного тонкого порошка несмачиваемой кремниевой кислоты. Вода сразу становится сухой и сыпучей. Её можно пересыпать, перевозить в пакетах.)
11. Может ли вода помнить? (может)
12. Что такое «лёгкая» вода?
(Ответ: это та самая вода, формулу которой знают все школьники – Н2О. в природе такой воды нет. Её с трудом приготовили учёные в лаборатории).
13. Бывает ли «горячий» лёд?
(Ответ: при сжатии под высоким давлением обычного льда образуются его разновидности. Их всего 7. Одна из них представляет собой лёд, который плавится при морозе – 40С и называется «горячий лёд»)
14. Почему лёд легче воды?
(Ответ: при охлаждении вода расширяется, поэтому лёд легче воды (плотность льда 0,92 г\ дм3)).

3 раунд. Знатоки.
Обе команды выполняют задания на развороте доски. Оцениваются правильность и быстрота выполнения. За каждый правильный ответ начисляется команде по 1 баллу. За быстроту начисляется 1 балл команде, которая первой выполнила задание:
Вода реагирует с:

1 2 3
Примеры формул реагирующих веществ
Продукты реакции

Ответ:
1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ Na + H2O BaO + H2O CO2 + H2O
Продукты реакции Основание + водород Основание Кислота

В это время учитель проводит разминку для зрителей – игра «Угадайка ».
1. Меня частенько просят, ждут. А только появляюсь – и прятаться начнут (дождь).
2. Горя не знаем, а только плачем (облака).
3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а едет, глаз нет, а плачет (туча).
4. В воде не тонет, в огне не горит (лёд).
5. Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

4 раунд. «Угадай»
Участники одной команды должны разгадать сценку другой команды. Сценка отображает понятие темы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
5 раунд. «Художники»
Капитан одной команды читает подготовленное стихотворение. Участник другой команды (на листе бумаги, фломастерами) делает зарисовки и пишет ответ. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Стихотворения:
Эта желтая бумажка
Всё укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда,
Не изменит цвет тогда (индикаторная бумага).

В щелочах я очень желтый,
А в кислотах – очень красный,
А в среде нейтральной
Цвет оранжевый, прекрасный,
Индикатор верный ваш.
Как зовут? (метилоранж)

Красный я не от стыда,
Просто в колбе - … (кислота)
Синим стану – в колбе … (щелочь)
Фиолетовым - … (вода).

Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
А в растворах щелочей
Становлюсь малиновым –
Ярче всех малин!
Кто я? (фенолфталеин)

IV Контрольно – корректирующий этап
Зрительское жюри подводит итоги соревнования, объявляет победителей игры.
V Рефлексивный этап .
«Радуга настроения ».
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял – красный.

Список литературы :
1. Примерное календарно – тематическое планирование «Химия 7-11 классы». – Минск: Аверсэв, 2013.
2. Учебная программа для учреждения общего среднего образования с русским языком обучения «Химия. 7-11 классы». – Минск, 2012
3. Химия: учебник для 7 классов учреждений общего среднего образования/ И.Е. Шиманович. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Нар. Асвета, 2012.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №58 г.ТОМСКА

Конкурсная разработка внеклассного мероприятия:

Экологическая викторина "Вода и её обитатели"

Предназначена для обучающихся 1-4 классов

Разработала:Уртамова

Елена Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 58 г.Томска

Томск-2016

Экологическая викторина "Вода и её обитатели".

Цель: создать условия для знакомства учащихся с различными водными объектами.

Задачи:

Предметные УУД :

развивать умение анализировать услышанную информацию, совершенствовать умения давать характеристику объекту, совершенствовать умение выстраивать последовательность событий.

Метапредметные УУД :

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в группе; умение выражать свои чувства, содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к природе, понимать и принимать нравственные ценности, как доброта, ответственность за животный и растительный мир природы родного края, воспитывать экологическую культуру.

Технологии: информационно-компьютерная технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология, элементы РКМЧП, групповая технология, игровое обучение.

Методы : словесные (беседа, диалог, монолог), наглядные, практические; объяснительно-иллюстративные, поисково-исследовательские;

Приемы: заполнение кроссворда, «верные и неверные утверждения», прем «точка зрения», определение сказки по главному герою, отгадывание главного героя по музыкальному фрагменту.

Формы организации : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат : учащиеся должны иметь представления о водных объектах своего края; научиться отстаивать личную позицию.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка.
Оформление: красочный заголовок мероприятия; мультимедиа презентация «Вода, вода, кругом вода…», книжно-иллюстративная выставка «Чистый голос воды»; запись фрагмента мультфильма «Катерок» (Союзмультфильм, 1970 г.) с песней «Синяя вода» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского, исп. А. Ведищева и детский хор студии «Спутник»); запись мультфильма «Берегите воду» (Экран, 1982 г.) презентация проекта Сороквашиной Светланы.
Ход мероприятия

Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери

-
Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1994 году по предложению Международной ассоциации водопользователей.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
!

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Рыжова Н. Волшебная вода
Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с героем мультфильма «Катерок» маленьким катерком «Чижик». В нашем путешествии мы посетим несколько островов. На каждом из этих островов вы, ребята, будете отвечать на мои вопросы или знакомиться с водными обитателями. Итак, в путь!

Конкурс 1. Загадочный остров
На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах
.

Вопросы к кроссворду:
1.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

(Вода)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото)
3.
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой

Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается...

Как это зеркало называется?

(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак –

Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт.

(Облако)
7.
Говорю я брату:

- Ох, с неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат, -

Твой горох ведь это...

(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

Через край крутых обрывов
Вниз летит с огромной силой.

Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.
Андреева-Доглядная М. Водопад

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Наша планета Земля – планета воды. Более 2/3 поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов, поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ведущий показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

Региональная специфика:

На территории Российской Федерации находится много водоемов, в том числе и озер. Самыми крупными из них являются: озеро , Ладожское озеро, Онежское озеро, Чудское озеро, озеро Ильмень, Хантайское озеро, Сегозеро, Кулундинское озеро и Телецкое озеро. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает и озеро . В озере Байкал содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Самое большое и глубокое пресное озеро планеты - это озеро Байкал . Озеро находится в , на территории и . Площадь озера составляет 31 500 кубических метров. Байкал – это глубокое озеро, по глубине оно стоит на первом месте. Глубина составляет более 1640 метров. На материке Евразия объем воды в озере Байкал больше только в Каспийском море. Байкал тянется на 636 километра, в ширину озеро достигает 80 километра.

Кулундинское озеро расположено неподалеку от города Славгорода в Алтайском крае. Озеро находится на 99 метрах выше уровня моря. Глубина везде примерно одинаковая – 5 метров. Площадь всего озера равна 600 квадратным километрам. Озеро довольно мелкое, но совсем высохнуть ему не дают впадающие в него реки. Это река Кулунда и река Суетка. Подпитывают озеро и ручьи. Летом вода в озере быстро прогревается. Температура обычно равна 26 градусам тепла.

Телецкое озеро площадью равное 230.8 квадратных километров является самым крупным озером Алтая. Озеро названо так по имени племени телеутов. Иногда Телецкое озеро именуют младшим братом озера Байкал . Озеро самое большое на Алтае. Глубина озера составляет 330 метров. В озеро впадает много рек и ручьев. Из озера течет лишь одна река Бия.

В Томской области насчитывается 18,1 тыс. рек, ручьёв и др. водотоков, общей протяжённостью около 95 тыс. км, в том числе - 1620 рек протяжённостью более 10 км (суммарная длина этих рек составляет 57,2 тыс. км). Главной водной артерией является река Обь. Протяжённость Оби в пределах области составляет 1065 км. Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым, Чая, Кеть, Парабель, Васюган, Тым.

Сейчас в России пока нет недостатка пресной воды. Во многих мировых странах проблема недостатка воды стоит очень остро. Нехватка воды в России и в мире ожидается в ближайшем будущем. Исследователями приводятся следующие цифры. К 2050 году пресной воды людям будет предоставляться в четыре раза меньше по сравнению с 20 веком. Ученые выяснили, что к 20 годам 21 века один миллиард человек будет ощущать острую нехватку воды.

Катерок «Чижик» снова отправляется в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).


Конкурс 2. Остров Водных животных
На этом острове есть озеро, в котором живут разные животные. Давайте познакомимся с ними поближе. (Дети отгадывают загадки о животных пресных водоёмов, а ведущий рассказывает о них).
1. В водных зарослях живёт,
Страшный хищник пресных вод,
Рыбу ест, лягушек тоже,
Угадайте, это кто-же?
(Щука)

Щука – самый известный и крупный хищник наших водоёмов. Недаром её зовут «водяным волком». В отличие от настоящих волков щука охотится не стаями, а в одиночку. Она караулит добычу в засаде, спрятавшись среди водных зарослей, а затем неожиданно набрасывается на проплывающую мимо беспечную рыбку. Пасть щуки – очень страшное оружие. Зубы у неё острые и загнуты назад. Морда похожа на крокодилью. Из такого капкана добыче уже не вырваться. Щуку часто называют подводным санитаром, так как она питается не только живой, но и мёртвой рыбой. Щуки – долгожительницы. Некоторые из них доживают до 100 лет.

В водах Оби и ее многочисленных притоках водятся крупная щука и судак, окунь, язь, налим, елец, осетровые, плотва и караси, что привлекает сюда множество рыбаков.

2. Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (Окунь)

На теле окуней отчётливо видны чёрные и белые полоски, за это в народе их называют «матросиками» или «морячками». Плавники и хвост у них красного цвета. Окуни в отличие от щук охотятся стаями. Они загоняют в круг свою добычу, а затем хватают сбившихся в панике в плотный ком мальков. Главная их пища - мелкая рыбёшка и икра; крупные окуни любят раков.

3. Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад.(Рак)

У раков пять пар конечностей. Четыре из них – это ходильные ноги, а пятая пара – клешни. Своими клешнями рак защищается и ловит добычу. Усами он ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, вырытых в стенке берега. В реках с каменистым дном, раки укрываются под камнями, делая под ними углубления. При опасности, а также на зимовку, они закапываются в ил. Живут раки очень долго - не один десяток лет. Всеядны, но кормятся, в основном, мёртвыми животными, попавшими в воду. Раки могут жить только в чистой воде. Если люди будут беречь водоёмы от загрязнений, то в них будут обитать раки.

4. У воды живёт плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки.(Лягушка)

Весной в прудах и болотах слышно, как поют лягушки. В это время проходят лягушачьи свадьбы. Немного позднее на водных растениях можно увидеть икру лягушек, из которой потом появляются головастики – личинки лягушек. Сначала они совсем не похожи на взрослых лягушек. Но постепенно у них вырастают лапки, исчезает хвост, и они становятся лягушатами. Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом для речных птиц, а ещё лягушки украшают реку своим пением – кваканьем.

В Томской области лягушек обнаружили только в пойме Оби и её крупных притоков – Чулыма, Кети, Парабели и др.. В средней тайге (Нарым) отмечена максимальная численность – 422 особей/га на пойменных островах с обилием водоёмов. Южнее, в Колпашевской пойме численность ниже в 13 раз.

5. Есть такой на свете жук –
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет…(Плавунец)

По названию этого жука можно догадаться, что он хороший пловец. Этот жук – хищник. Сам маленький, а питается головастиками и мальками рыб.
6. Кровь пью,
А жизнь даю.(Пиявка)

Пиявок с древности использовали для того, чтобы убрать «излишки» крови и понизить кровяное давление. Сейчас это делают редко. Раньше во многих странах медицинских пиявок вылавливали и специально разводили тоннами. Вспомните Дуремара из сказки про Буратино, который ловил в пруду пиявок и продавал их. Пиявки, живущие в водоёмах, присасываются медленно. Поэтому, во время купания, бояться их не стоит. К тому же медицинские пиявки сейчас встречаются редко, а другие виды пиявок к человеку не присасываются. Кровь жертвы в кишечнике пиявок переваривается долго, поэтому они способны на длительные голодовки. Медицинские пиявки уже более 30 веков спасают человечество от болезней. В наши дни гирудотерапия возвращает себе былую славу, и совершенно обоснованно. широко используется в качестве эффективного метода лечения и в томских санаториях, например, в санатории «Синий утес».

7. Я в пруду живу,
На себе свой дом ношу.(Прудовик)


Прудовые улитки (прудовики) живут в прудах, небольших озерах или в затонах рек, где, особенно в тихий солнечный день, они оживленно ползают по дну или по прибрежной растительности. Также они часто плавают на поверхности водоёма, повиснув на поверхностной водяной плёнке. Питаются растениями. С помощью мускулистого языка, покрытого шипиками, они скоблят стебли и листья подводных растений. В случае опасности прудовики прячутся в раковину.

8. В воде родится,
А воды боится.(Стрекоза)

Летом над водой можно увидеть много летающих стрекоз. Эти насекомые живут на суше, но размножаются в воде. На водные растения в стоячих или медленнотекущих водоёмах они откладывают свои яйца. Из них потом появляются личинки стрекозы – наяды. Они очень опасные хищники. Охотятся на головастиков, мальков рыб, личинок других насекомых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО


Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!

Продолжаем наше путешествие на катерке.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 3: Остров Водных растений


На этом острове есть небольшой, заросший разными водными растениями пруд. Совершим прогулку на пруд.
На берегу пруда топко. Вода стоит у самой поверхности. Здесь заросли различных осок. Это осока острая. Осоку острую некоторые ботаники ещё называют изящной из-за красивых длинных листьев. Листья у неё длинные, тёмно-зелёные и очень острые. Они крепкие и жёсткие – как лезвия. На краях – мелкие зубчики. Такие листья сорвать невозможно – обрежешь руку.

Посмотрим подальше от берега. Там на ровной водной глади можно увидеть красивые водяные белые лилии. Лилии вернее называть кувшинками, потому что плоды у них похожи на маленькие крыночки-кувшинчики. У них круглые кожистые плавающие листья. Лилии – как часы: к вечеру закрывают цветки и окунаются под воду, а утром снова появляются на поверхности и раскрываются. Лилии растут вперемежку с жёлтыми кубышками. У них листья в отличие от листьев лилий не круглые, а с заострённым кончиком. Ни лилии, ни кубышки в букеты рвать не стоит, так как эти растения редкие. К тому же они, в отличие от наземных цветов, в вазе с водой стоять всё равно не будут, а сразу завянут.
Недалеко от берега можно увидеть растение, которое вы наверняка знаете. Это рогоз широколистный. Он хорошо известен по чёрно-коричневым початкам, которые образуются к осени на верхушке стебля. В народе его часто называют камышом, но это неправильно. В одной известной песне есть такие слова: «Шумел камыш, деревья гнулись». Это, скорее всего, о рогозе. Так как камыш шуметь не может, а вот широкие листья и толстые трубчатые стебли рогоза, колышимые ветром, могут издавать шум.

А это камыш озёрный. Он отличается от рогоза – стебли у него без листьев, как трубки, заострённые и закрытые с верхнего конца. На стебле-трубке сбоку как бы прилеплена кисточка тёмно-коричневых сухих плёнчатых цветков. Среди плёнок – тычинки и пестики.

Всю поверхность пруда покрывает тоненькая зелёная плёнка. Это заросли ряски – самого маленького цветущего растения. Ряска представляет собой зелёный лист около 1 см в диаметре, от которого снизу отходит небольшой корешок. Ряска идёт в пищу свиньям, курам и уткам («утиная трава»). Она относится к числу ценнейших кормовых, пищевых и лекарственных растений.

У нас в библиотеке есть много книг о воде, водных растениях и животных. (Ведущий делает обзор книг с выставки «Чистый голос воды»). Все эти книги вы, ребята, можете взять почитать домой.


ЭТО ИНТЕРЕСНО


Тело взрослого человека на 70 процентов состоит из воды. Ещё больше воды в теле ребёнка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Вода есть в каждой клетке нашего организма, во всех тканях и органах. Больше всего воды содержится в крови человека. Меньше всего воды в костях.

Катерок «Чижик» вновь спешит продолжить свой путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 4. Сказочный остров
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.
1. Какая рыба исполняла желания Емели?
(Щука, «По щучьему велению»)
2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду?
(Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина?
(Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу?
(«Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала?
(Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
ЭТО ИНТЕРЕСНО


Вода жизненно необходима всем живым существам на Земле: животным, растениям и человеку. Ребята, а вы любите воду? Для чего вам нужна вода? (Чтобы пить и мыться).
Кроме утоления жажды и мытья воду люди используют и для других целей.
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Вода нужна и в сельском хозяйстве для полива растений и для питья животных.
Реки, озёра и моря используются в качестве транспортных путей, ведь по ним ходят корабли и пароходы.
С помощью воды получают электрическую энергию. Для этого на крупных реках строят плотины и в них размещают гидроэлектростанции (ГЭС). Эти станции производят электроэнергию, которая по проводам поступает к нам в дома.


Нам пора снова отправляться в путь.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Катерок»).

Конкурс 5. Музыкальный остров


Здесь живут сказочные герои, которые любят петь. Отгадайте, кто они. (Звучат фрагменты песен. Нужно отгадать героя и название сказки или мультфильма).
1. Песня лягушки-путешественницы. (В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
2. Песня черепахи Тортилы.
(А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
3. Песня о лягушке-царевне.
(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
4. Песня водяного.
(Мультфильм «Летучий корабль»).
5. Песня Капитошки.
(Мультфильм «Капитошка»).

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –

По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

(Просмотр мультфильма «Берегите воду»).

Ответьте на вопросы:
1. Куда делась вода из реки?
2. Что случилось с рыбами?
3. Что мы должны делать, чтобы такое не случилось на самом деле?
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята? (Всё живое погибнет).
Ребята, давайте будем беречь воду: закрывать краны дома, не мусорить на водоёмах и, конечно же, хвалить и благодарить воду. Ведь как говорится: Без воды и ни туды, и ни сюды!

Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!



Литература
1. Вершинина Т. А., Воронина Т. В., Комогорцева М. В. и др. Подводный мир / Т. А. Вершинина, Т. В. Воронина, М. В. Комогорцева и др. ; художн. А. Н. Сичкарь, Л. В. Корнилова. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. – 72 с. : ил.
2. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителей / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с. : ил.
3. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2007. – 256 с. – (Образование о творчество).
4. Некрасов, И. Б. Капля камень долбит [Текст] / И. Б. Некрасов // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 12. – С. 83-87.
5. Парамонова, В. И. Кладовая природы [Текст] / В. И. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 91-95.
6. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с. : ил.
7. 1000 весёлых загадок для детей. – М. : АСТ, 2008. – 382 с.
8. Шустов С. У воды и под водой / С. Шустов. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2012. – 112 с. : ил. – (Иллюстрированная энциклопедия о природе России).