Уважаемый господин М. «Уважаемый господин М.» Герман Кох Уважаемый господин м

Господин М. сидит напротив большой банки с солеными огурцами, которые он последовательно ест, один за другим.

Его лицо ничего не выражает, ни радости, ни неприязни. Со стороны довольно сложно понять причину, по которой он ест огурцы: возможно это буквально патологическая склонность к обжорству, возможно, не менее патологическая жадность, а возможно и отсутствие в квартире какой-либо другой еды.

Будь господин М. не один - его поведение точно бы напугало несуществующих домочадцев. Ведь крайне малое количество людей начинает своё утро со столь сильной тяги к солёным огурцам.

Часы показывали 5.48, а лицо М. - всё то же безразличие, что и раньше.

Скорее всего, М. начал поедать эту банку ещё вчера, потому что, даже несмотря на его практически болезненное рвение, осилить её за раз он, скорее всего, был бы не в состоянии.

Банка почти опустела.

Господин М. успокоился только тогда, когда в ней остался всего один огурец.

Он тяжело вздохнул. Будто бы именно огурцы и были тяготой, такой своеобразной работой на не менее своеобразной каменоломне, где М. вынужден проводить всё своё время, исключая только то, что он тратит на сон и на дорогу домой.

С некой торжественностью он выпрямил спину и потянулся за последним огурцом в банке.
И вот, всё было кончено.
Вернее – только огурцы.
М. встал со своей табуретки.

У табуретки шаталась ножка, что делало её фактором риска, катализатором, способствующим падению любого неподготовленного человека с последующим ударом головой о холодильник.
Однако, к М, довольно редко заходил кто-то неподготовленный, а все подготовленные, после знакомства с табуреткой и последующего удара головой о холодильник, предпочитали в дальнейшем избегать любого сидения в доме господина М., потому как всё оно, за одним исключением, после предыдущего инцидента вызывало практически панический страх последующего удара головой о какой-то совершенно непригодный для подобных действий предмет. Более того, большая часть мебели в доме М. действительно выглядела довольно обветшало.
Исключение создавал только пластмассовый садовый стул красного цвета, который М. однажды купил по скидке в супермаркете, находясь при этом в состоянии, крайне далеком от бодрого расположения духа и трезвости ума.
Хотя вообще, М. не покупал ничего, что могло бы хоть как-то облегчить его быт, а если ему вдруг что и доставалось – он упорно продолжал этим не пользоваться. Стул, к примеру, стоял в углу комнаты, рядом с давно сломавшимся телевизором. Его краснота очень сильно контрастировала с довольно блеклым убранством комнаты, поэтому М., в основном, и занимался тем, что яростно его ненавидел.
Не сумев справиться со своим неумением принимать новое, он, так же, не смог смириться и с фактом беспричинной и немотивированной траты денег, более того – М. был не способен выбросить даже сломанную вещь. Так что очень новый и очень красный стул находился в совершенно безвыходном положении.
Когда М. садился на своё кресло с деревянными подлокотниками – ему не доводилось скучать, ведь он всегда мог полностью сконцентрироваться на том, чтобы ненавидеть стоящий прямо перед ним стул, который так коварно и легко нарушил всё устройство его жизни.

У М. ушло почти две недели на то, чтобы научиться вставать с табуретки без последствий.
Первые дни он действительно не мог удержаться, даже если попытка подъема не заканчивалась падением – она, как минимум, приводила к потере равновесия.
После всё нормализовалось, М. научился. Сейчас его навыкам балансирования на шатающейся табуретке позавидовал бы даже очень завзятый акробат. Скорее всего – будь у неё хоть две, хоть три шатающиеся ножки – М. бы все-равно справился.
Наверное, могло показаться, что причиной, по которой М. очутился на собственной кухне в столь ранний час служила исключительно своеобразность его характера. Однако, даже она не была в состоянии так сильно изменить привычный распорядок дня.
Дело в том, что в очень ранний час, приблизительно в четыре часа тридцать семь с половиной минут, у господина М. состоялась беседа с господином следователем, который пытался узнать некоторые факты о произошедшем ночью совершенно малоприятном событии.
Малоприятное событие не было вовремя замечено жильцами многоквартирного дома, как не было замечено и господином М.
Дело в том, что ночью все жители подъезда №5, кроме господина Д., который установил себе новую железную дверь, потратив на неё все свои сбережения и господина М., - начали всеми возможными способами связываться с правоохранительными органами.
Входные двери квартир жителей подъезда №5 были аккуратно вскрыты, а ценное имущество – аккуратно из них вынесено.
И если квартиру господина Д. злоумышленники попросту не сумели вскрыть – то квартира господина М. была взломана так же, как и все остальные.

Однако, из всех жильцов только он не написал заявления. Именно о причинах активного нежелания господина М. обращаться в правоохранительные органы с ним и беседовал господин следователь.

Но, не дождавшись никаких приемлемых ответов, господин следователь попросту счёл господина М. весьма странным и не сознательным, однако, совершенно ни в чём не виноватым гражданином, после чего удалился заниматься своими и без того многочисленными и очень важными делами.

После изнурительного разговора, сумев кое-как наконец закрыть взломанную дверь, господин М. и направился есть свои огурцы.
Возможно, он был бы рад съесть и что-нибудь ещё, но, увы, в холодильнике не оказалось ничего кроме них.

М. казалось, что нужно съесть всё, что нужно как-то отметить этот день в календаре своей жизни, изменить что-то в привычном расписании.

Когда М. вернулся в комнату – уже поднималось солнце, заливая светом его совершенно не богатый быт.

Сев на свое кресло с деревянными ручками, М. наконец-то расслабился, на его лице появилась улыбка.

Ведь те самые воры, что забрали столько ценностей у жильцов дома, не взяли в его квартире ничего, кроме ненавистного красного стула.

Улыбка на лице М. расплывалась всё шире, а солнце поднималось всё выше и выше.

М. был точно уверен – сегодня будет хороший день.
Как и завтра.
Как и все те, что будут потом.

12:00 / 19.09.2017

Герман Кох. Уважаемый господин М.
СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2017

Владислав Толстов кратко формулирует, в чем заключается суть этого романа в обзоре «Навстречу московской книжной ярмарке: читаем книги о книгах и писателях» («БайкалИНФОРМ» ): «“Уважаемый господин М.” — остроумное постмодернистское упражнение на вечную тему “таланты и поклонники”. Некий рассказчик (повествование от первого лица) обнаруживает, что по соседству поселился известный писатель М., пытается со скуки завязать с ним знакомство, не получается, и он начинает следить за своим соседом. Выясняет, что М. вовсе не такой, каким его представляют поклонники его творчества. Что он нелюдимый, заносчивый и вдобавок ему есть что скрывать, как выясняется. Когда-то славу писателю М. принесла книга о любовной связи учителя и школьницы (очевидный намек на “Лолиту” Набокова), и теперь поклонник пытается разгадать, что в этой истории правда, а что вымысел. Язвительный, саморазоблачительный и изысканный роман о взаимоотношениях читателей и писателей, явно придуманный не на пустом месте. Похоже, писателя Германа Коха тоже достали его поклонники и он нарочно придумал сюжет, в котором его поклонникам есть чем заняться».

Книжный блогер Олеся Скопинская в материале «Скандинавские боги, московские сыщики и карлики смерти» (сайт «Литературно» ) выражается более расплывчато: «Герман Кох усыпляет бдительность, и заявленная в начале интрига тонет в деталях обыденной жизни стареющего писателя. И все же сюжет по-настоящему увлекает, с самой завязки и до самого финала теряешься в догадках: кто истинная жертва? Кох направляет по следам крушения морали и семейных ценностей, не скупится на безжалостную сатиру писательской братии и современного общества. Тема забвения пронизывает весь роман, потому Кох оставляет героев в полутонах. Они словно ускользают, их психологические портреты слаборазличимы. И чем ближе мы к развязке, тем сильнее отдаляемся от них. А значит остаемся в неведении, пока Кох не раскроет все карты».

Наталья Кочеткова в статье «А убийца — садовник» («Лента.ru» ) выделяет главные сюжетные линии романа Германа Коха: «Итак, жил да был престарелый писатель М., автор нескольких проходных романов и двух бестселлеров. Второй бестселлер был способом разобраться с женой, которая его бросила, и содержал много подробностей из личной жизни бывших супругов. В основу первого же легла реальная история, которая в какой-то момент заполнила первые полосы всех голландских газет: ученик подозревается в убийстве учителя. Учитель истории соблазнил старшекурсницу. После недолгого романа с преподавателем девушка предпочла ему своего одноклассника. Известно, что учитель в конце декабря приехал к подросткам в загородный дом, где они проводили рождественские каникулы. Больше его не видели. Логично предположить, что подросток избавился от соперника. Но улик нет. Да и вообще в финале оказывается, что все гораздо сложнее и неожиданнее.

Собственно, неторопливое рассказывание истории любовного треугольника и есть одна из сюжетных линий романа. Вторая — своего рода пародия на шпионский детектив: сосед сверху следит за писателем и его семьей: второй, молодой, женой и их маленькой дочкой. Шпионит активно: приходит на встречи с писателем, подсаживается к ним за столик в кафе, подкарауливает у загородного дома и специально попадается на глаза. Попутно размышляя об уродливости человеческой жизни и мерзости человеческих отношений, что уже стало своего рода визитной карточкой Германа Коха: что заставило совсем юную девушку лечь в постель со стариком, что она чувствует, когда ходит с мужем на издательские вечеринки и другие мэтры от литературы ощупывают ее взглядом и не только, что она скажет своей маленькой дочери, когда писатель умрет. В какой-то момент эти две линии пересекаются довольно оригинальным способом » .

Сергей Морозов в обзоре «Лучшие книги уходящего лета» (газета «Мир новостей» ) подходит к роману Германа Коха как к «литературе о литературе» и об искусстве в целом: «Кох скептично глядит на мир литературы, развеивает последние иллюзии относительно нравственных достоинств литературной общественности и ее высокого призвания. Однако наряду с размышлениями о творчестве мало-помалу начинает выстраиваться параллельный сюжет, связанный с самым популярным романом М.

Классическая тема “поэзия и правда” получает у Коха неожиданное развитие. Ко второй половине книга о писателе трансформируется в захватывающее детективное повествование. Что на самом деле случилось с героями громкого бестселлера М., основанного на реальных событиях? Как далеко должен зайти автор ради того, чтобы обеспечить успех своего самого удачного детища? Реальность не соответствует требованиям искусства? Что ж, тем хуже для реальности».

Константин Мильчин в рецензии «Книга на выходные: “Уважаемый господин М.” Германа Коха» («ТАСС» ) без восторга отзывается о главном герое книги, да и сам роман начинающим читателям Коха по большому счету не рекомендует: «Герой, который находится где-то внизу, но смотрит на мир неизменно сверху вниз, удивительно мерзок. Критикуя мир, Кох одновременно критикует и самого критика. Причем сам он — жизнерадостный человек, насколько могут быть жизнерадостными довольно меланхоличные голландцы. Он не похож на тот образ едкого брюзги, который выжигает ядом все пространство вокруг себя, а ведь именно этот образ формируется у преданного читателя, когда он раз за разом сталкивается с прозой Коха. “Уважаемый господин М.” вещь для писателя во многом экспериментальная, он отходит от непрерывного монолога, от субъективного рассказчика, от пыток читателя недостатком информации. Наверное, зря. “Господин М.” всем хорош, но если вы первый раз собираетесь читать Коха, то лучше начать с “Ужина”».

Герман Кох вошел в десятку самых читаемых писателей Европы; его роман «Ужин» был переведен на тридцать семь языков, разошелся тиражом в полтора миллиона экземпляров и был экранизирован в его родной Голландии, а голливудская экранизация, предполагавшаяся как режиссерский дебют Кейт Бланшетт, выходит на экраны в 2017 году (в ролях Ричард Гир, Лора Линни, Стив Куган, Ребекка Холл, Хлоя Севиньи).

В новом романе «Уважаемый господин М.» Герман Кох с характерным блеском и безжалостным вниманием к деталям исследует свои привычные темы: любовь и дружба, ревность и зависть. Итак, познакомьтесь с господином М. Он знаменитый в прошлом писатель. Много лет назад он прославился романом, основанным на реальном происшествии – таинственном исчезновении учителя истории после скандального романа с одной из учениц. Теперь же о господине М. все забыли – кроме соседа снизу, который не спускает с него глаз и явно что-то знает о той давней загадке…

Впервые на русском!

Произведение относится к жанру Зарубежные детективы. Оно было опубликовано в 2014 году издательством Азбука-Аттикус. Книга входит в серию "Азбука - бестселлер". На нашем сайте можно скачать книгу "Уважаемый господин М." в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Константин Мильчин рассказывает о новой книге голландского писателя Германа Коха, который всего за пару лет стал звездой мирового уровня. Главное в этом романе - фигура самого автора, считает он.

Странный человек следит за писателем. Вот писатель идет на презентацию своей книги. Вот писатель целуется с женой. Вот писатель садится в такси. Странный человек - сосед писателя. У него с ним болезненные отношения охотника и жертвы, причем кто из них какую играет роль - до конца не понятно. Иногда странный человек просто следит за писателем. Иногда провоцирует встречи, например, включая громкую музыку. Вместо писателя приходит жена, а странный человек еще долго вдыхает оставшийся после нее запах.

Сразу стоит сказать, что этот роман не стоит считать обычной книгой о маньяке. Тут все гораздо сложнее. Вообще, фокус направлен не на сюжет, который даст по ходу книги несколько лихих зигзагов, это тут не главное. Хотя следить за ним одно удовольствие.

В этой книге главное - фигура рассказчика, самого автора, голландца Германа Коха, который всего пару лет назад был даже в Нидерландах не особо известен, а потом вдруг стал звездой мирового уровня, и стал ей абсолютно заслужено. Метод Германа Коха можно обозначить как поток сознания, что приближает его к модернистам и, скажем, к Джойсу, а можно - как литературный стендап, что приближает его к современным комикам. Наверное, положение между современной массовой культурой и литературной традицией довольно точно характеризует Коха.

Он очень умелый и продуманный писатель, одни его романы получше, другие похуже, но он никогда не падает ниже вполне достойного уровня, и его всегда можно читать взахлеб. При том что, в общем-то, он всегда одинаковый. Это нескончаемый монолог рассказчика, который смотрит на мир со смесью презрения и зависти. В прославившем его "Ужине" герой-неудачник встречался со своим успешным братом-политиком и раскрывал миру глаза на его фальшь, а заодно на фальшь самого мира и каждого читателя по отдельности. В "Домике с бассейном" отставной врач поливал язвительными помоями весь мир. В "Звезде Одессы" главный герой всеми силами атаковал мещанство и повседневность.

Атака на мир, атака на средний класс, атака на каждого человека по отдельности и на все человечество, вместе взятое. Атака на бесконечную ложь, на снобизм, на ханжество, на страхи, на гордость и на предубеждения - вот метод Коха. Достается даже ему самому: "Черных дыр не существует. Как и творческого тупика писателя. Это пошлые отговорки писателей, лишенных таланта. Слышал ли кто-нибудь о плотнике, у которого кризис с молотком? О плотнике, который после укладки паркетного пола не знает, какой пол он будет укладывать потом?"

И этот герой, который находится где-то внизу, но смотрит на мир неизменно сверху вниз, удивительно мерзок. Критикуя мир, Кох одновременно критикует и самого критика. Причем сам он - жизнерадостный человек, насколько могут быть жизнерадостными довольно меланхоличные голландцы. Он не похож на тот образ едкого брюзги, который выжигает ядом все пространство вокруг себя, а ведь именно этот образ формируется у преданного читателя, когда он раз за разом сталкивается с прозой Коха. "Уважаемый господин М." вещь для писателя во многом экспериментальная, он отходит от непрерывного монолога, от субъективного рассказчика, от пыток читателя недостатком информации. Наверное, зря. "Господин М." всем хорош, но если вы первый раз собираетесь читать Коха, то лучше начать с "Ужина".

Уважаемый господин М. - описание и краткое содержание, автор Кох Герман, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки ParaKnig.me

Герман Кох вошел в десятку самых читаемых писателей Европы; его роман «Ужин» был переведен на тридцать семь языков, разошелся тиражом в полтора миллиона экземпляров и был экранизирован в его родной Голландии, а голливудская экранизация, предполагавшаяся как режиссерский дебют Кейт Бланшетт, выходит на экраны в 2017 году (в ролях Ричард Гир, Лора Линни, Стив Куган, Ребекка Холл, Хлоя Севиньи).

В новом романе «Уважаемый господин М.» Герман Кох с характерным блеском и безжалостным вниманием к деталям исследует свои привычные темы: любовь и дружба, ревность и зависть. Итак, познакомьтесь с господином М. Он знаменитый в прошлом писатель. Много лет назад он прославился романом, основанным на реальном происшествии – таинственном исчезновении учителя истории после скандального романа с одной из учениц. Теперь же о господине М. все забыли – кроме соседа снизу, который не спускает с него глаз и явно что-то знает о той давней загадке…

Впервые на русском!