Презентация на тему "опорно-двигательная система ". Строение опорно-двигательной системы Из чего состоит головной мозг




Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве Защитная создаёт полости тела защиты внутренних органов Формообразующая определяет форму и размеры тела Опорная опорный остов организма Кроветворная красный костный мозг – источник клеток крови Обменная кости – источник Ca, F и других минеральных веществ. Функции


Формообразующая определяет форму и размеры тела. Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов. Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве. Энергетическая превращает химическую энергию в механическую и тепловую. Функции








Шейные позвонки (7) Грудные позвонки (12) Поясничные позвонки (5) Крестцовые позвонки (5) Копчиковые позвонки (4-5) Поперечные отростки позвонков Шейный лордоз Грудной кифоз Поясничный лордоз Крестцовый кифоз Позвоночный канал Тело позвонка Межпозвоночное отверстие Крестцовый канал Позвоночник








Тазовые кости Бедренные кости Большая берцовая кость Малая берцовая кость Предплюсна Плюсна Фаланги 6 Хрящ 4 Суставная головка 1 Суставная впадина 2 Надкостница 3 Суставная сумка 5 Суставная жидкость Пяточная кость Нижняя конечность Надколенник 7



















Функционально мышцы подразделяют на: - произвольные Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. -непроизвольные Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.






Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета. Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления. Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.


















Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения - тонуса.тонуса Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы. Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение.





















Каждая стопа состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору, которые отвечают за работу конкретного органа человека. Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе. На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз. Строение стопы






Клиническая картина При статистическом плоскостопии появляются болевые участки: 1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки. 2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями. 3. Под внутренней и наружной лодыжками. 4. Между головками предплюсневых костей. 5. В мышцах голени (перегрузка). 6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики). 7. В бедре (перенапряжение широкой фасции). 8. В области поясницы (компенсаторное усиление лордоза).


Постоянная головная боль искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз) защемление межпозвонковых дисков деформация стопы (вырастание «болезненной косточки» на большом пальце) нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и боль лодыжек появление изменений в области коленных суставов Последствия плоскостопия


Здоровая стопа – путь к здоровью На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают. Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.


Консервативное лечение В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии - стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее. Оперативное лечение Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.


Самомассаж Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени. Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке; полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.


Как подобрать обувь при плоскостопии Обязательно - кожаный верх. Желательно и кожаная подошва; каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий; хорошее качество кожи; подошва гибкая, никаких платформ; также можно использовать специальные ортопедические стельки и супинаторы (ортезы)

Опорно-двигательная

система человека.

Гигиена ОДС.

МОУ Щаповская СОШ

Структурная часть

опорно-двигательной системы

Активная

Пассивная

Двигательная

обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве

Защитная

создаёт полости тела защиты внутренних органов

Формообразующая

определяет форму и размеры тела

Опорная

опорный остов организма

Кроветворная

красный костный мозг – источник клеток крови

Обменная

кости – источник Ca, F и других минеральных веществ.

  • Формообразующая
  • определяет форму и размеры тела.

  • Защитная
  • создаёт полости тела для защиты внутренних органов.

  • Двигательная
  • обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.

  • Энергетическая
  • превращает химическую энергию в механическую и тепловую.

Рентгенограмма скелета человека

(skeletos)

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых

тканей в организме, служащих

опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от

механических повреждений.

Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

Пояс верхней

конечности

свободной

конечности

Грудная клетка

Позвоночник

Скелет свободной

нижней конечности

Пояс нижней

конечности

Скелет свободной

нижней конечности

Отделы скелета

Лобная кость

Теменная кость

Височная кость

Нижняя челюсть

Скуловая кость

Верхняя челюсть

Клиновидная

Затылочная

Слезная кость

Носовая кость

Решетчатая кость

Шейные позвонки (7)

Грудные позвонки (12)

Поясничные позвонки (5)

Крестцовые позвонки (5)

Копчиковые позвонки

Поперечные отростки позвонков

Шейный лордоз

Грудной кифоз

Поясничный лордоз

Крестцовый кифоз

Позвоночный канал

Тело позвонка

Межпозвоночное отверстие

Крестцовый канал

Позвоночник

Истинные ребра

Грудино-реберные

Хрящевые части

Ложные ребра

Реберная дуга

Колеблющиеся ребра

Грудная клетка

Плечевая кость

Локтевая кость

Лучевая кость

Кости запястья

Фаланги пальцев

Пояс верхней

конечности

Кости пястья

Верхняя конечность

Тазовые кости

Бедренные кости

берцовая кость

берцовая кость

Предплюсна

4 Суставная головка

1 Суставная впадина

2 Надкостница

3 Суставная сумка

5 Суставная жидкость

Пяточная кость

конечность

7 Надколенник

Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих животных:

а) Преобладает мозговой отдел, менее развиты челюсти

Мозговой

б) позвоночник имеет 4 изгиба

Поясничный

Копчик (рудиментарный орган)

Крестцовый

в) грудная клетка расширена вниз и

в стороны

г) большой палец

противопоставлен другим

д) широкий таз - опора внутренним органам

е) массивные кости нижней конечности,

сводчатая стопа

Мышцы человека

Всего в теле человека около 600 скелетных мышц, которые составляют 40% всего веса тела.

У новорожденных и у детей мышцы составляют не более 20-25% веса тела, а в старости их доля уменьшается до 25-30%

от веса тела.

Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Скелетные (соматические) мышцы

Функционально мышцы

подразделяют на:

Произвольные

Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).

Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др.

  • непроизвольные
  • Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже.

    Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.

Основные поверхностные мышцы

Функция мышц зависит от мест их прикрепления

Приведение

Вращение наружу

Отведение

Вращение внутрь

сгибание

разгибание

Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета.

Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления.

Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.

Прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи.

Мимические мышцы

Глазодвигательные мышцы

Эти мышцы обеспечивают движения глазного яблока.

  • Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании.
  • Мышцы языка и гортани нужны для речи.

Мышцы головы

Разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами обеспечивает дыхание.

Диафрагма

Мышцы тазового дна

Поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.

У человека хорошо развиты мышцы, удерживающие тело в разогнутом (вертикальном) положении.

При расслаблении этих мышц тело сгибается под действием силы тяжести.

Работа мышц

Мышцы выполняющие одни и те же движения, называют синергистами,

а противоположное - антагонистами.

Работа мышц антагонистов

Работа мышц

Статическая

Динамическая

Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.

Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.

Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения - тонуса .

Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы.

Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение.

Тонус – состояние длительного удерживаемого незначительного

напряжения мышц.

Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

Атрофия – потеря работоспособности

в результате длительной бездеятельности мышц.

При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц.

Такое состояние носит название мышечного утомления.

Активный отдых - лучшее средство

для снижения утомления

Гиподинамия неблагоприятно

отражается на здоровье людей.

Гигиена ОДС

а- нормальная осанка;

б- кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина);

в- плоская спина;

г- плосковогнутая спина;

д- кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)

Основные типы осанки

Неправильная осанка

Затрудняет

работу лёгких,

сердца, ЖКТ

Уменьшается

ЖЕЛ, снижается

обмен веществ

Появляются

головные боли,

повышается утомляемость

Формирование осанки

Равномерное упражнение и гармоническое развитие всех мышечных групп

Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия)

Режим труда и отдыха

Плоскостопие

КЛАССИФИКАЦИИ

По этиологии

Паралитическое

Рахитическое

Статическое

травматическое

По характеру деформации

Поперечное

Продольное

Сочетание продольного и поперечного

Каждая стопа состоит из 26 костей , соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору , которые отвечают за работу конкретного органа человека.

Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе.

На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз .

Строение стопы

Причины плоскостопия

  • избыточный вес
  • неудобная обувь
  • нерациональные нагрузки
  • травма стопы и голеностопного сустава
  • некоторые врожденные состояния (косолапость)
  • Тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
  • перенесенный в детстве рахит

Уже в начале заболевания,

можно заметить некоторые

симптомы:

  • Быстрая утомляемость при ходьбе.
  • Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.
  • Пастозность стопы, отечность в области лодыжки.

Клиническая картина

При статистическом плоскостопии появляются болевые участки:

1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки.

2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.

3. Под внутренней и наружной лодыжками.

4. Между головками предплюсневых костей.

5. В мышцах голени (перегрузка).

6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).

7. В бедре

(перенапряжение широкой фасции).

8. В области поясницы

(компенсаторное усиление лордоза).

  • постоянная головная боль
  • искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз)
  • защемление межпозвонковых дисков
  • деформация стопы
  • (вырастание «болезненной косточки» на большом пальце)
  • нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и
  • боль лодыжек

  • появление изменений в
  • области коленных суставов

Последствия плоскостопия

Здоровая стопа – путь к здоровью

На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают.

Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.

Консервативное лечение

В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии - стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее.

Оперативное лечение

Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.

Самомассаж

Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени.

Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке;

полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.

Как подобрать обувь при плоскостопии

  • Обязательно - кожаный верх. Желательно и кожаная подошва;
  • каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий;
  • хорошее качество кожи;
  • подошва гибкая, никаких платформ;
  • также можно использовать
  • специальные ортопедические стельки и супинаторы (ортезы)

Источники информации

  • Разумов В.П. Учебник анатомии и физиологии человека.
  • М. «Госуд. медиц. изд-во». – 1933 г.

  • \Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М. «Медицина». – 1975 г.
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: «Просвещение». – 1995 г.
  • Общий курс физиологии человека и животных. Ред. А.Д. Ноздрачев.
  • М.: «Высшая школа», т.1. 1985 г.

  • Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д., Барникот Н. Биология человека. Пер. с английского.
  • М.: «Мир». 1968 г.

  • Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М.: «Просвещение». 1975 г.
  • Домашняя медицинская энциклопедия. Ред. В.И. Покровский.
  • М.: «Медицинская энциклопедия». 1993 г.

  • Биология. Справочные материалы. Ред. Трайтак Д.И. М.: «Просвещение». 1994 г.
  • Беляева Л.Т. и соавторы. Биология. М.: «Просвещение». 1975 г.
  • CD-диск «Мое тело. Анатомия и физиология человека.Интерактивная энциклопедия», (электронное учебное издание), Фирма «Новый диск», Издательский центр «Новый диск», 2006 г.
  • 2 CD-диска «Анатомия. 9 класс. Образовательный комплекс», (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
  • CD-диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
  • www.nature.ru
  • www.ru.wikipedia.org
  • www.cnshb.ru

ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Назовите составные части нервной системы.

головной и спинной мозг

2. Продолжите предложение: Благодаря головному мозгу мы можем...

двигаться, видеть, думать, слышать, говорить, сохранять в памяти всё, что воспринимакм

3. Из чего состоит головной мозг?

из огромного числа нервных клеток

4. Что необходимо для нормальной работы мозга?

большое количество кислорода

5. Назовите главную функцию спинного мозга.

спинной мозг отвечает за разнообразные движения человека


ПОВТОРЕНИЕ

ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

6. Как называется соединение головного и спинного мозга со всеми органами человека.

головной и спинной мозг соединены НЕРВАМИ со всеми органами человека

7. Что вы знаете о нервах?

нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон,

те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).

8. Дополните предложение: В работе нервной системы участвуют ____ пара нервов от спинного мозга и ____ пар нервов, которые связаны с головным мозгом.



КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Костно-мышечная система организма человека обеспечивает

различные движения руками и ногами, головой, телом.

Её называют также

опорно-двигательным аппаратом .

В него входят кости и мышцы.


СКЕЛЕТ – ОПОРА ТЕЛА

Кости образуют скелет – твёрдый каркас (остов) тела. В организме более 200 костей, и именно они позволяют удерживать тело и все его органы в определённом положении.

1 – череп

2 - грудная клетка

3 – кости руки

4 – позвоночник

5 – тазовая кость

6 – кости ноги


Утверждают, что кость твёрже кирпича, прочнее чугуна.

Несмотря на это, мы должны беречь костную систему своего организма.

Если в костях не хватает кальция, фосфора, то они теряют прочность, становятся ломкими. В этом случае увеличивается опасность перелома кости.

Чтобы этого не произошло, нужно правильно питаться.

Правильное питание для укрепления костей

мясо

творог

молоко

фрукты

овощи


Мышцы называют

МЫШЦЫ

гибким скелетом

мягким остовом тела.

Мышцы прикрепляются к костям.

В теле человека около 600 мышц. и каждая из них участвует в выполнении какого–либо движения.

От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Работой мышц управляет

нервная система .

Нервы связывают мышцы

с головным и спинным мозгом.

1 – мышцы руки

2 – мышцы грудной клетки

3 – мышцы спины

4 – большие ягодичные мышцы

5 – мышцы шеи

6 - мышцы ноги


МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

Мышцы состоят из упругой мышечной ткани . Они могут напрягаться и расслабляться. Обычно если одни мышцы сокращаются, то другие в это время расслабляются.

Мышечная ткань состоит из клеток , содержащих тонкие волокна - миофибриллы .

ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

ГЛАДКАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СКЕЛЕТНАЯ

ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ СЕРДЕЧНАЯ


ФУНКЦИИ МЫШЦ

1. Лобная мышца морщит кожу на лбу.

2. Круговая мышца глаза закрывает глаза.

3. Круговая мышца рта сжимает губы.

4. Дельтовидная мышца двигает плечевую кость в разных направлениях.

5. Большая грудная мышца прижимает руку к телу и поворачивает ее.

6. Двуглавая мышца плеча сгибает руку.

7. Наружная косая мышца живота удерживает на месте органы брюшной полости.

8. Четырехглавая мышца бедра разгибает колено во время ходьбы и бега.

9, 10. Икроножная мышца приподнимает пятку и сгибает колено.


Размер и форма мышц различны. От мышц и скелета зависит форма человеческого тела.

1. Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе.

2. Самые крупные мышцы те, на которых ты сидишь - большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

3. Самые сильные мышцы - жевательные, находящиеся в нижней части щеки.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа. Результат запишите в тетради.

2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результат запишите в тетради.

3. Сравните результаты, полученные в первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.

4. Согните руку в локте, а потом выпрямите Объясните, какие мышцы сокращаются (напрягаются), а какие – расслабляются.

ВЫВОД:

короче

толще

При сокращении мышцы становятся ________ и ________, а при расслаблении - _________ и _________.

длиннее

тоньше


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Догадайся, о чём говорит мимика смайликов.

обида

задумчивость

грусть

радость

испуг

удивление


Когда мышцы

активно работают,

организму становится жарко.

Это происходит потому,

что клетки мышц

во время работы

расходуют много кислорода

питательных веществ, вырабатывая тепло.


МЫШЦЫ НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ

Если человек проводит много времени лёжа или сидя, не выполняет разнообразных движений, не тренируется, не делает зарядку,

то его мышцы становятся дряблыми и слабыми.

КАК УКРЕПЛЯТЬ МЫШЦЫ

заниматься утренней зарядкой

заниматься спортом

играть в подвижные игры

заниматься активным

отдыхом на природе

помогать взрослым

следить за правильной осанкой


ОСАНКА ЧЕЛОВЕКА

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Правильная осанка помогает мышцам и суставам, хорошей работе сердца, свободному движению крови по телу.

Правильная осанка – залог вашего здоровья.



ОБОБЩИМ

ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Кости и мышцы составляют опорно-двигательную систему.

  • Они являются опорой нашего тела,
  • защищают внутренние органы от повреждения,
  • позволяют совершать различные движения.

Оцени свою работу!

Старался, у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

У меня

не получилось,





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данная методическая разработка рассчитана на два урока.
Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета».
Тема 2 урока: «Строение скелета».
Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс.

Урок 1

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
  • Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование: таблицы, презентация к уроку.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (приветствие учителя)

2. Объяснение нового материала

1 слайд

Вопрос к классу:

– Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
– Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

2. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

2. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

4. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2 слайд

Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:

Форма костей

3 слайд

Строение трубчатой кости

– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)

Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.

4 слайд

– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.

5 слайд

Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.

– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)

– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

6 слайд

Внутреннее строение костей

– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

– Посмотрите фрагмент фильма.

7 слайд

– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

8 слайд

– Как соединяются между собой кости в скелете?

Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

9 слайд

– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)

Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

– Рассмотрим движение в локтевом суставе.

10 слайд

3. Задания на закрепление материала

– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.

4. Домашнее задание

Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11

Урок 2

Цели урока : изучить строение скелета человека.

Задачи урока:

  • Образовательные : сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
  • Развивающие : развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
  • Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свое здоровье

Оборудование: таблицы, презентация, модель строения черепа.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление и обобщение пройденного материала.
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос

Вопросы к классу:

  • Каковы функции опорно-двигательного аппарата?
  • Назовите, какие бывают кости по форме?
  • Каково внутреннее строение костей?
  • Каков химический состав костей?
  • Назовите типы соединения костей?
  • Назовите части сустава?

3. Объяснение нового материала

11 слайд

Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Записываем в тетрадь:

Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей

12 слайд

Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел черепа: парные – височная, теменная, и непарные – затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.
Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные – нижняя челюсть.

Вопрос к классу.

– Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп? (Защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

13 слайд

Скелет туловища

Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.
Посмотрите фрагмент фильма. И ответьте на вопрос, какая особенность в строении позвоночника смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжках?

14 слайд

– Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной(12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

15 слайд

Рассмотри строение шейных позвонков.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)

Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).

АКСИС (2-й шейный позвонок)

Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка.

16 слайд

– Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).

– Какие функции выполняет грудная клетка? (Защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

17 слайд

Скелет верхней конечности.

Задание классу:

По учебнику назовите основные кости верхней конечности.
Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.
Скелет свободной конечности состоит из: плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

Вопрос классу.

Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? (Плечевой, локтевой).

18 слайд

Скелет нижней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.
Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.
Вопрос к классу.
Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?
(тазобедренный, коленный, голеностопный)

19 слайд

4. Задания на закрепление материала

Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

20 слайд

Правильно соберите скелет человека.

5. Домашнее задание

Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд