Одоевский городок в табакерке полная версия. Энциклопедия сказочных героев: "Городок в табакерке". Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Папенька поставил на стол табакерку.

Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка, - сказал он.

Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Что это за городок? - спросил Миша.

Это городок Динь-динь, - отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, - не из другой ли комнаты? И к часам - не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только не надолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городе стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька! папенька, нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

Мудрено, мой друг. Этот городок тебе не по росту.

Ничего, папенька, я такой маленький. Только пустите меня туда, мне так бы хотелось узнать, что там делается…

Право, мой друг, там и без тебя тесно.

Да кто же там живёт?

Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С сими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса. Миша удивился.

Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? - спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел над нею, смотрел, смотрел, думал, думал: отчего звенят колокольчики.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди; видите, зовут меня в гости.

Извольте, с величайшей радостью.

С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.

Позвольте узнать, - сказал Миша, - с кем я имею честь говорить?

Динь, динь, динь, - отвечал незнакомец. - Я - мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь, динь, динь, динь, динь, динь.

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли. Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тисненой бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды, чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.

Я вам очень благодарен за ваше приглашение, - сказал ему Миша, - но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды; там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите…

Динь, динь, динь, - отвечал мальчик, - пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мною.

Миша послушался. В самом деле, с каждым шагом, казалось, своды поднимались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.

Отчего это? - спросил он своего проводника.

Динь, динь, динь, - отвечал проводник смеясь, - издали всегда так кажется; видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели: вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.

Да, это правда, - отвечал Миша, - я до сих пор не подумал об этом и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька, на другом конце комнаты, читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать! Тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит; а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня у окошка, а папенька сидит на другом конце у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что маменька правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке: очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил.

Динь, динь, динь, как смешно! Динь, динь, динь, как смешно! Не уметь нарисовать папеньку с маменькой! Динь, динь, динь, динь, динь!

Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему:

Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите: динь, динь, динь!

Уж у нас поговорка такая, - отвечал мальчик-колокольчик.

Поговорка? - заметил Миша. - А вот папенька говорит, что нехорошо привыкать к поговоркам.

Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал более ни слова.

Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его - оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимется. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.

Нет, теперь уж меня не обмануть, - сказал Миша, - это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинакие.

Ан вот и неправда, - отвечал провожатый, - колокольчики не одинакие. Если бы мы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос, один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще; неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает и можно от него кое-чему научиться.

Миша в свою очередь закусил язычок.

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.

Весело вы живёте, - сказал Миша, - век бы с вами остался; целый день вы ничего не делаете; у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.

Динь, динь, динь! - закричали колокольчики. - Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку. Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно! Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко, и золотые деревья, но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке с музыкой.

Да, - отвечал Миша, - вы говорите правду. Это и со мною случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься - всё не мило. Я долго не понимал, отчего это, а теперь понимаю.

Да сверх того на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.

Какие же дядьки? - спросил Миша.

Дядьки-молоточки, - отвечали колокольчики, - уж какие злые! То и дело, что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже тук-тук бывает, а уж маленьким куда больно достается.

В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шипели между собою: тук, тук, тук! тук, тук, тук! Поднимай, задевай. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, индо бедному Мише жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо поклонился и с добродушием спросил: зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?

А молоточки ему в ответ:

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

Какой это у вас надзиратель? - спросил Миша у колокольчиков.

А это господин Валик, - зазвенели они, - предобрый человек - день и ночь с дивана не сходит. На него мы не можем пожаловаться.

Миша к надзирателю. Смотрит, - он в самом деле лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки, видимо-невидимо, только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом опустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.

Только что Миша к нему подошёл, как надзиратель закричал:

Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры, кто прочь не идёт? Кто мне спать не даёт? Шуры-муры! Шуры-муры!

Это я, - храбро отвечал Миша, - я - Миша…

А что тебе надобно? - спросил надзиратель.

Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу… Шуры-муры, шуры-муры…

Ну, многому же я научился в этом городке! - сказал про себя Миша. - Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает! «Экой злой, - думаю я. - Ведь он не папенька и не маменька. Что ему за дело, что я шалю? Знал бы, сидел в своей комнате». Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит.

Между тем Миша пошёл далее - и остановился. Смотрит - золотой шатёр с жемчужной бахромой, наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна-пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:

Сударыня-царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

Зиц, зиц, зиц, - отвечала царевна, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На всё смотришь - ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!

Мише хотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком - и что же? В одно мгновенье пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались. Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся.

Что во сне видел, Миша? - спросил папенька.

Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются.

Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна-пружинка? - спрашивал Миша. - Так это был сон?

Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи-ка нам по крайней мере, что тебе приснилось?

Да, видите, папенька, - сказал Миша, протирая глазки, - мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал-думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверца в табакерке растворилась… - Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку.

Ну, теперь вижу, - сказал папенька, - что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике.

Сказка про мальчика Мишу, которому папа показал красивую черепаховую табакерку. Папа сказал, что внутри шкатулки находится городок Динь-Динь и мальчику сразу захотелось туда попасть. И вот в табакерке приоткрылась дверца и вышел человечек-колокольчик. Как по волшебству, Миша уменьшился в размере и отправился с колокольчиком изучать устройство табакерки. Там он познакомился с другими мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, царевной Пружинкой, господином Валиком и многое понял об устройстве шкатулки…

Городок в табакерке читать

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», - сказал он.

Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то!

Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Что это за городок? - спросил Миша.

Это городок Динь-Динь, - отвечал папенька и тронул пружинку…

И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям - не из другой ли комнаты? и к часам - не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.

Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…

Право, мой друг, там и без тебя тесно.

Да кто же там живёт?

Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки и валик, и колёса… Миша удивился:

Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? - спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.


«Да отчего же, - подумал Миша, - папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди, видите, зовут меня в гости».

Извольте, с величайшею радостью!

С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.

Позвольте узнать, - сказал Миша, - с кем я имею честь говорить?

Динь-динь-динь, - отвечал незнакомец, - я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли. Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тиснёной бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды - чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.

Я вам очень благодарен за ваше приглашение, - сказал ему Миша, - но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, - там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите.

Динь-динь-динь! - отвечал мальчик. - Пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мной.

Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.

Отчего это? - спросил он своего проводника.

Динь-динь-динь! - отвечал проводник, смеясь.

Издали всегда так кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.

Да, это правда, - отвечал Миша, - я до сих пор не думал об этом, и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты читает книжку.


Только этого мне никак не удалось сделать: тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня, у окошка, а папенька сидит на другом конце, у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что она правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь рисовать папеньку с маменькой! Динь-динь-динь, динь-динь-динь!»

Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему:

Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите «динь-динь-динь»?

Уж у нас поговорка такая, - отвечал мальчик-колокольчик.

Поговорка? - заметил Миша. - А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам.

Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.

Вот перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.


Нет, теперь уж меня не обманут, - сказал Миша. - Это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинаковые.

А вот и неправда, - отвечал провожатый, - колокольчики не одинаковые.

Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться.

Миша, в свою очередь, закусил язычок.

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.

Весело вы живёте, - сказал им Миша, - век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.

Динь-динь-динь! - закричали колокольчики. - Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку?

Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, насмотрелись на них вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы - ни шагу, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкой.

Да, - отвечал Миша, - вы говорите правду. Это и со мной случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту и за другую игрушку примешься - всё не мило. Я долго не понимал; отчего это, а теперь понимаю.

Да, сверх того, на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.

Какие же дядьки? - спросил Миша.

Дядьки-молоточки, - отвечали колокольчики, - уж какие злые! То и дело что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже «тук-тук» бывает, а уж маленьким куда больно достаётся.


В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук, поднимай! Задевай! Тук-тук-тук!». И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук. Мише даже их жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо поклонился им и с добродушием спросил, зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков. А молоточки ему в ответ:

Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Какой это у вас надзиратель? - спросил Миша у колокольчиков.

А это господин Валик, - зазвенели они, - предобрый человек, день и ночь с дивана не сходит; на него мы не можем пожаловаться.

Миша - к надзирателю. Смотрит: он в самом деле лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки видимо-невидимо; только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом спустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.


Только что Миша к нему подошёл, как надзиратель закричал:

Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры! Кто прочь не идёт? Кто мне спать не даёт? Шуры-муры! Шуры-муры!

Это я, - храбро отвечал Миша, - я - Миша…

А что тебе надобно? - спросил надзиратель.

Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

Ну, многому же я научился в этом городке! - сказал про себя Миша. - Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает…

Между тем Миша пошёл далее - и остановился. Смотрит, золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает.


Миша этому очень удивился и сказал ей:

Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

Зиц-зиц-зиц, - отвечала царевна. - Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком - и что же?

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались… Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку, испугался и… проснулся.

Что во сне видел, Миша? - спросил папенька.

Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются.


Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна Пружинка? - спрашивал Миша. - Так это был сон?

Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи же нам по крайней мере, что тебе приснилось!

Да видите, папенька, - сказал Миша, протирая глазки, - мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал, думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверка в табакерку растворилась… - Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку.

Ну, теперь вижу, - сказал папенька, - что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике.

(Илл. О.Ткаченко)

Опубликовано: Мишкой 12.01.2018 10:39 24.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 4626 раз(а)

Другие сказки Одоевского

  • Сказка о четырёх глухих — Одоевский В.Ф.

    Интересная индийская сказка о душевной глухоте человека. Сказка рассказывает, как важно слушать и слышать других людей, а не только самого себя. Произведение начинается с вступления, из которого читатель узнает об особенностях Индии… Сказка о четырёх …

  • Мороз Иванович — Одоевский В.Ф.

    Сказка о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице, которые жили с нянюшкой. Уронила как-то Рукодельница ведро в колодец, полезла за ним и попала в царство Мороза Ивановича. Прожила она у дедушке три дня, выполнила все …

    • Старик из стеклянной горы — Братья Гримм

      Сказка про принцессу, которая провалилась в стеклянную гору, построенную ее отцом – королем. Это случилось, когда к принцесса бежала со своим женихом к вершине горы. Под горой, далеко под землей была пещера, в которой жил …

    • Первая охота — Бианки В.В.

      Щенку надоело по двору бегать, кур гонять, и он решил пойти на настоящую охоту. Он думал, что запросто поймает какую-нибудь птичку. Но у каждой птицы свои секреты выживания: выпь камышом притворится, удод – пестрой тряпочкой, …

    • Зимовье зверей — русская народная сказка

      Зимовье зверей — это сказка о трудолюбивом быке, который в одиночку построил теплый дом и пустил туда замерзающих зверей: барана, свинью, гуся и петуха. Петух согрелся, начал петь песни, но тут его лиса услыхала и …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.

Задачи:

    Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;

    Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;

    Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;

    Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;

    Познакомить с понятием «воспитанность».

    Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.

Хор урока:

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Здравствуйте!Сегодня мы все отправляемся в очень интересный город, но для этого нам следует хорошо поработать.

Учащиеся выразительно или наизусть читают стихотворение одного из поэтов, с чьим творчеством они познакомились при чтении поэтической тетради. Читают сообщения.

Я люблю поэзию за то, что в стихотворениях много олицетворений. Поэты неживые предметы наделяют душой.

В стихотворениях поэты используют рифму

Определение темы и целей урока

Прочитайте сначала нечетные слоги
(слова), потом четные.

Как называется произведение?

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».

О чем вам говорит заголовок? Что же такое табакерка?

У вас в руках шкатулка.

Мы слышим музыку.

Это механическая музыка, ведь она исполняется на инструменте, звуки издает механизм, сделанный из металлических деталей.

А это живая музыка, но очень похожа на механическую.

«Городок в табакерке».

Табакерка – это коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдет не о простой табакерке, а о старинной музыкальной

III. Знаком-ство с творчеством
В. Ф. Одоев-ского

Речевая разминка
Знакомит с творчеством В. Ф. Одоевского.

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург.

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился.

Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В. Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.

Его первый русский сборник – «Сказки и рассказы дедушки Иринея». В сборник рассказов и сказок вошли: «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «О четырех глухих», «Сиротинка», «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» и другие произведения

Текст распечатан на каждого ученика(испл. чтение через решетку, чтение перев. текста и найти пропущенную букву)

IV. Первичное восприятие текста сказки

Первичное восприятие текста сказки.

Вы знаете, что такое табакерка?

В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, так как считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье. Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости,
фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

На что похожа табакерка? Табакерка похожа на шкатулочку. В годы, когда Одоевский сочинял свою сказку, табак был дорогим удовольствием. Позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому и шкатулки для хранения табака обычно были дорогими, богато украшенными.

Табакерка – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и у него есть эстетический вкус.

В XIX – начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа – прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Вот об одной такой музыкальной табакерке и пойдет речь в сказке, которую мы сегодня будем читать. Готовы слушать?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем часть этой сказки.

Вам понравилась эта сказка?

Что именно понравилось?

Что вы думаете о Мише?

Нравится он вам? Чем?

Почему мальчику хотелось попасть в табакерку?

Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке?

Почему так называется эта сказка?

Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

А знаете ли вы значения этих слов?

Читают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Объясняют значения слов:

Бахрома – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.

Табакерка – коробочка для табака.

Пестренькая – окрашенная в несколько цветов.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.

Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окнах в деревянных домах.

Индо – даже.

Опамятоваться – опомниться.

Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы,
открытки).

Тисненая бумага – бумага с выдавленным
рисунком.

Флюгер – это металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.

Шатер – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды.

Авось – может быть.

С сими словами – с этими силами.

Почел долгом – посчитал.

Одинакие – одинаковые.

Досадно – обидно.

Набольший – старший

V. Анализ текста сказки

Проводит повторное чтение с анализом произведения.

Назовите героев сказки.

С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку, результат труда умелого человека.

А теперь давайте послушаем пьесу А. Лядова «Музыкальная шкатулка». Постарайтесь услышать и колокольчики, и валик, и молоточки.

О чем эта сказка? Чему она учит?

Чему научился Миша, исследуя шкатулку? Какие открытия он сделал?

Найдите описание табакерки. Как она выглядит?

Как называется этот «волшебный» городок?

С какой просьбой обратился Миша к папеньке?

Почему Мише очень захотелось попасть в таба-керку?

С кем Миша отправился в городок Динь-Динь?

Как вы думаете, почему папенька именно так назвал этот городок?

Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши при взгляде на табакерку. Предположите, о чем он мог мечтать?

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише. Почему?

Как вы думаете, что ему ответит мальчик-колокольчик. То есть как он ему это объяснит?

В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.

Как выглядит этот городок?

Кто живет в этом городке?

Ребята! А где мы можем видеть предметы ста-
рины?

Читают сказку самостоятельно.

Отвечают на вопросы учителя.

Мы встречаем там фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Встретятся нам валик-надзиратель и дядьки-молоточки, напоминающие унылых господ, злые – колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы. Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца.

Миша сделал открытия:

1. Издали кажется все меньше.

2. У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий.

3. Без учебников и учебы жить неинтересно.

4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя.

VI. Домашнее задание

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы на уроке (смайлики)

беседа по вопросам:

Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что особенно понравилось? Что бы хотели изменить?

Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?

Чем же закончилась эта история?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Владимир Федорович Одоевский – князь,
русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Это литературная (авторская) сказка.

Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся

План к сказке «Городок в табакерке» можно составить используя эти варианты.

«Городок в табакерке» план рассказа

1. Мечта Миши.

2. Как выглядит шкатулочка с музыкой.

3. Сон Миши.

4.Миша с мальчиком-колокольчиком.

5. Нехорошие дядьки-молоточки.

6. Миша увидел надзирателя.

7. Царевна Пружинка.

8.Сломанный механизм.

9.Миша рассказывает сон родителям.

«Городок в табакерке» план сказки

  1. Подарок папы. Чудесная музыкальная табакерка
  2. Мишу интересует как работает табакерка?
  3. Миша засыпает под звуки табакерки
  4. Миша видит мальчика, который зовет его в табакерку.
  5. Миша в табакерке.
  6. Миша говорит с молотками и узнает, что во всем виноват Валик
  7. Миша говорит с Валиком и тот отказывается от всего
  8. Миша находит Пружинку, которая и объясняет ему как работает табакерка
  9. Пружинка лопается и Миша просыпается.

«Городок в табакерке» план

  1. Удивительная табакерка.
  2. Нельзя ли войти в этот городок?
  3. Приглашение принято.
  4. Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое.
  5. Маленькая размолвка.
  6. Очутились на улице.
  7. Встреча с колокольчиками.
  8. Господа — дядьки-молоточки.
  9. Знакомство с надзирателем
  1. Сударыня-царевна.
  2. Миша проснулся.»Городок в табакерке»

«Городок в табакерке» план кратко

1)Чудесная табакерка.

2)Мечта Миши.

3)Приглашение в гости

4)Закон рисования.

5)Встреча с молоточками.

6)Встреча с надзирателем

7)Царевна пружинка.

Одоевский «Городок в табакерке» план

1.Табакерка.

2.Чудесный город.

3.Рассказ колокольчиков.

4.Молоточки.

6.Пружинка.

7.Рассказ о приключениях папеньке и маменьке.

Одоевский В. сказка "Городок в табакерке"

Жанр: волшебная литературная сказка

Главные герои сказки "Городок в табакерке" и их характеристика

  1. Миша, мальчик, очень любознательный, пытливый, которому все на свете интересно, добрый и отзывчивый.
  2. Папа мальчика, добрый и умный, хотел, чтобы мальчик до всего дошел своим умом.
  3. Мальчики-колокольчики, звонкие и веселые, бойкие, насмешники
  4. Дядьки-молоточки, суровые и принципиальные
  5. Надзиратель Валик, ленивый и неповоротливый
  6. Принцесса Пружинка, легкомысленная, ветреная, важная.
План пересказа сказки "Городок в табакерке"
  1. Подарок отца
  2. Чудесная табакерка
  3. Мечты Миши
  4. Приглашение колокольчика
  5. Перспектива
  6. Колокольчики
  7. Молоточек
  8. Валик
  9. Сломанная Пружинка
  10. Пробуждение
Кратчайшее содержание сказки "Городок в табакерке" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Папа дарит мальчику Мише музыкальную табакерку и предлагает разобраться в том, как она работает
  2. Миша видит колокольчика и с ним проникает в городок в табакерке
  3. Он узнает от колокольчиков про молоточки,от молоточков про валик
  4. Миша находит пружинку и останавливает ее, пружинка лопается
  5. Музыка прекращается и мальчик просыпается
  6. Папа предлагает Мише изучать механику.
Главная мысль сказки "Городок в табакерке"
Любое устройство работает благодаря взаимодействию всех его частей, деталей. Каждая деталь в механизме очень важна.

Чему учит сказка "Городок в табакерке"
Эта сказка учит нас внимательности и наблюдательности. Учит анализировать увиденное и делать выводы. Учит пользе учения и знаний.

Отзыв на сказку "Городок в табакерке"
Мне очень понравилась эта сказка, главный герой которой, мальчик Миша, смог самостоятельно понять, как устроена табакерка и почему она играет музыку. Мне нравится наблюдательность мальчика, а также то, что эта сказка не только увлекательная, но и познавательная.

Пословицы к сказке "Городок в табакерке"
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Городок в табакерке"
Однажды папа подарил Мише чудесную табакерку из черепахи. На табакерке был сделал целый город, с домами и деревьями, а из табакерки звучала красивая музыка.
Миша очень захотелось попасть в табакерку, но папа объяснил ему, что он слишком большой, а табакерке живут колокольчики. Он приподнял крышку табакерки и мальчик увидел внутри колокольчики, валики, молоточки, пружинку. Папа велел Мише подумать зачем все это нужно и не трогать пружинку.
Миша долго смотрел на табакерку и вдруг из ворот выбежал мальчик в золотой юбочке и позвал его внутрь.
Миша прошел в ворота, которые ему оказались в пору, и пошел дальше. Но каждые следующие ворота казались меньше предыдущих и Миша боялся, что он не сможет пройти. Но мальчик-колокольчик провел его и попросил обернуться. Миша увидел, что теперь наоборот первые ворота были самыми маленькими.
Наконец Миша очутился на улице города и увидел много колокольчиков разного роста. Они отличались голосом. Миша сказал им, что колокольчики живут весело, но колокольчики пожаловались на скуку и однообразие. К тому же они рассказали мальчику про дядек-молоточков.
Миша увидел молоточков, которые постукивали колокольчики, и спросил их зачем они это делают. Молоточки отправили его к надзирателю-валику.
Миша смотрит, действительно лежит Валик на диване в халате, а как поворачивается, так крючочками молоточки цепляет, те по колокольчикам и стучат.
Спросил Миша, зачем он велит молоточкам по колокольчикам бить, а Валик расшумелся и прогнал Мишу.
Идет мальчик дальше, видит шатер, в шатре царевна-пружинка. То свернется, то развернется, и Валик толкает.
Спросил ее мальчик, зачем он надзирателя в бок толкает, а Пружинка ответила, что иначе бы музыки не было.
Хотел Миша проверить ее слова, прижал пружинку пальчиком, а та вдруг лопнет. Все стихло, сломалось. Испугался Миша и проснулся.
Рассказал Миша свой сон папе, а тот и говорит, что понял он отчего музыка играет, но чтобы лучше понять, механике учиться надо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Городок в табакерке"