«Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина. Анализ Не жалею, не зову, не плачу: история создания, поэтические образы Не жалею не зову не плачу прием

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

К началу 20-х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.

Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и .

Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем». Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.

Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.

В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее. Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».

Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др. Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».

Стих «Не жалею, не зову, не плачу» — образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.

Философские мотивы чаще всего появляются в творчестве поэтов уже в зрелом возрасте. Исключение составляют те, кто рано ушел из жизни. К числу таких можно отнести и Сергея Александровича Есенина , который простился с жизнью в самом расцвете – в неполных 30 лет.

Что заставило молодого человека обратиться к переосмыслению прожитой жизни? Возможно, ощущение собственной ненужности в новом, «железном», мире, ведь в произведениях поэта были только живые герои. Стихотворение , впрочем, как и многие стихи Есенина стало песней, ведь его поэзия песенна уже по своему складу.

Но при всей своей напевности «Не жалею, не зову, не плачу…», об анализе которого пойдет речь, не песня, а именно стихотворение. Только лирическое произведение помогает почувствовать связь творчества Есенина с традициями русской литературы.

В строке «Не жалею, не зову, не плачу…» автор применяет градацию – троекратный повтор отрицания , усиливающий взволнованность поэтической речи. Именно эта строка задает основную тему стихотворения – смиренное принятие своей судьбы. В русской христианской традиции – принимать все, как есть, без сожаления и упреков. Поэтому стихотворение афористично: почти каждая строка содержит размышление, выражающее вековую мудрость всего народа. Например: «Все пройдет, как с белых яблонь дым» .

Вообще, стихотворение представляет широкую цветовую гамму – от «белого дыма» яблонь до золота увядания и меди листьев, от «страны березового ситца» до розового коня. Цветопись – один из характерных признаков поэзии Сергея Есенина. Но на этом восприятие не заканчивается – читатель может услышать «гулкую рань» , в которой проскакал розовый конь.

Конечно, герой не может не испытывать сожаление об уходящей молодости, что выражено в риторических обращениях:

О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!

Эта строка необычна еще и тем, что здесь автору удается видоизменить привычный прием параллелизма . Использование этого приема предполагает создание образов природы для лучшего восприятия состояния героя. Здесь же, наоборот, человеческие чувства представлены образами природы – буйство глаз и половодье чувств.

Чтобы придать стихотворению впечатляющую взволнованность и доверительность как бы беседы с читателем, кроме риторических обращений, автор использует и риторические вопросы:

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

В четвёртой строфе появляется самый значительный образ стихотворения: «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне» . Очевидно, эпитет «розовый» несет символический смысл, ведь смотреть на мир сквозь розовые очки означает быть чересчур романтичным, не видеть очевидного. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что прозрел, стал видеть только суровую реальность?

Вообще, как и многие другие философские произведения, это стихотворение носит исповедальный характер. Во много это достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами, в которых не нужно искать какого-то скрытого подтекста. И хотя герой прощается с уходящей молодостью, создается ощущение его ухода навсегда:

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

В этих строках вновь происходит своеобразное взаимопроникновение образов природы и человека. И непонятно, то ли герой «увядает» в расцвете лет, то ли листья на деревьях не могут вернуть себе прежнего состояния молодости и свежести. А обращение к сердцу, «тронутому холодком» , свидетельствует о разочарованиях героя, какие, очевидно, он уже испытал в своей недолгой жизни.

Последняя строфа просто потрясает своим откровением - она звучит как смиренное признание непреложных законов жизни:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Только умудренный жизненным опытом человек может с таким спокойствием принимать свой уход из этого мира. Откуда в молодом человеке, едва перешагнувшем порог своего 25-летия, такое христианское смирение, можно только догадываться. Сам Есенин утверждал, что «поэту необходимо чаще думать о смерти», чтобы «особенно остро чувствовать жизнь». Поэт, действительно, очень остро чувствовал жизнь, раз так спокойно рассуждал о смерти.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написа­но С.А. Есениным в 1921 году. Жанр его – элегия, стихотворе­ние относится к философской лирике.

Композиционно оно построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрас­ту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отме­чая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрица­нием в первой строфе и двумя отрицаниями далее). Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворе­нии кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический ге­рой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

Последняя строфа завершает развитие мотива и является сво­еобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, ут­верждение разумности жизни, времени и природы.

Таким образом, антитетичность присутствует в каждой стро­фе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина коль­цевую композицию.

Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Про­скакал на розовом коне»).

Здесь искали:

  • анализ стихотворения есенина не жалею не зову не плачу
  • не жалею не зову не плачу анализ
  • анализ стихотворения не жалею не зову не плачу

Сложно найти писателя, который бы ни разу не интересовался философскими вопросами и не пытался найти на них ответы. Правда, чаще всего философская звучит в зрелом возрасте писателей и поэтов, но есть и исключения. Например в свои двадцать шесть написал стихотворение Не жалею, не зову, не плачу, где можно почувствовать грустные ноты и увидеть размышления писателя о скоротечности нашей жизни. Казалось бы в его возрасте писать только о любви, но по каким-то своим причинам Есенина в его молодые годы стали интересовать вопросы предназначения человека, и скоротечность бытия.

Не жалею, не зову, не плачу… краткий анализ

Уже с первых строк стихотворения Не жалею, не зову, не плачу… мы чувствуем некую грусть о том, что время быстро убегает и оно безвозвратно. Уже не будет герой молодым и сердце не забьется по-особенному. Больше не захочется пройтись босиком, как любил это в молодости делать герой стихотворения. Все реже просыпается дух бродяжества, желания становятся скупее и порой, когда оглядываешься назад, кажется что все произошедшее было сном. Автор задается вопросом, неужели его жизнь, приснилась ему. Настолько быстро пролетело время, что жизнь оказалась подобно миражу, сквозь который лирический герой мчится на розовом коне.

Завершая свой стих и его , мы видим благодарность писателя за все, что у него в жизни было. Он говорит, что все тленны и каждому свое время. Однако все должны быть благодарны за то, что мы цветем, живем, а затем умираем.

Казалось бы двадцать шесть, а настолько глубокое стихотворение создал Есенин. Кажется, будто в своем монологе он прощается с нами, подводя итог своей жизни. И самое интересное, его стихотворение стало пророческим, ведь спустя какие-то четыре года, Есенин умирает.

Послушать стихотворение

«Не жалею, не зову, не плачу…» Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Поэт Сергей Есенин нечасто обращался к философской теме в своих лирических произведениях, считая, что рассуждения о жизни и смерти не являются важным аспектом литературного творчества. Тем не менее, в 1921 году он написал удивительно тонкое и возвышенное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в котором анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению.

Это произведение, которое многие литературоведы считают достойным эпиграфом к творчеству поэта, было написано Сергеем Есениным в 26 лет. Казалось бы, нет повода задумываться над жизнью в возрасте, когда большинство людей лишь начинает ощущать ее вкус и прелесть. Однако следует учитывать, что Есенин никогда не принадлежал к большинству, и его духовное развитие намного опережало прожитые годы. Фактически параллельно он прожил несколько жизней – поэта, гражданина, пьяницы и дебошира. Поэтому к моменту написания стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в духовном плане мог претендовать не на ролью молодого человека, который только начинает пожинать первые плоды успеха, а на убеленного сединами старца, которому пришло время подводить жизненные итоги.

Стихотворение начинается со строчки, в которой поэт заявляет, что ни о чем не жалеет. Однако сам же себя и опровергает, так как это произведение пронизано грустью и осознанием того, что у автора нет возможности исправить собственные ошибки и хоть что-нибудь изменить . Он не винит в этом себя либо других, а лишь констатирует факт, что «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Трактовать это фразу можно по-разному. Однако, вероятнее всего, поэт имел ввиду то, что время менять что-то в своей жизни уже прошло. Несмотря на очевидную молодость, к этому моменту Сергей Есенин является уже достаточно известным, состоявшимся поэтому. Он познал вкус славы и боль разочарования. И, пройдя через непростые жизненные испытания, по собственному признанию, «скупее стал в желаньях».

В своем восприятии жизни поэт весьма приблизился к лермонтовскому герою Печорину, в душе которого безразличие и цинизм переплетаются с бессмысленным благородством. «Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», - эта фраза Сергея Есенина красноречиво свидетельствует о том, что поэт разочаровался во многих аспектах жизни, включая творчество, способность восторженно воспринимать окружающий мир и преклоняться перед женщинами . Автор отмечает, что даже дух бродяги, присущий ему с рождения, все реже и реже заставляет своего обладателя совершать поступки, достойные истинного поэта. Оглядываясь на свою недолгую жизнь, Есенин пребывает в некотором недоумении и замешательстве, считая, что она больше напоминает сон либо мираж, сквозь который он «проскакал на розовом коне». И именно это полузабытое ощущение, вернуть которое поэт уже не в силах, заставляет его по-новому смотреть на собственную жизнь, утверждая, что молодость закончилась, а вместе с нею ушло то удивительное ощущение счастья и беззаботности, когда Есенин принадлежал самому себе и был волен поступать так, как считает нужным.

Нет, поэта не гнетут обязательства и условности общества. Более того, он прекрасно осознает, что «все мы в этом мире тленны». И понимание этой простой истины заставляет автора благодарить Создателя за то, что ему даровано было «процвесть и умереть». Последняя фраза стихотворения не только свидетельствует о том, что Есенин благодарен судьбе за все, и, если бы была такая возможность, то свою жизнь он прожил бы точно так же. В финальной строчке стихотворения звучит предчувствие скорой гибели, которое оказалось пророческим. Спустя 4 года он будет найден повешенным в номере ленинградской гостиницы «Англетер», и его смерть до сих пор овеяна тайной.