Что такое учебно-методическое пособие? Общие требования к оформлению методических рекомендаций Что такое методическое пособие определение

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др.

При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины.

1. Пособие, как правило, разрабатывается по предмету/дисциплине учебных планов, в т. ч. регионального компонента.

2. В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины.

3. Приоритет отдается пособиям:

o с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т. д.);

o входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.

Обязательными элементами являются:

1) титульный лист;

3) введение;

4) основная часть документа;

5) заключение;

6) список использованных источников;

7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов;

8) приложения.

Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:

1. Наименование вышестоящей организации.

2. Наименование организации, где выполнялась работа .

3. Наименование работы: учебно-методическое пособие.

4. Тема (по предмету/дисциплине).

6. Населенный пункт и год выполнения работы.

введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии).

Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.

В основной части приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.

Основная часть должна содержать:

Обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине;

Процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;

Обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.

Список использованных источников (литературы, сайты и др.)должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии » и содержать библиографические сведения о литературных источниках.

В приложения могут быть включены

Иллюстрации вспомогательного характера;

Инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;

Таблицы вспомогательных цифровых данных.

Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической , синтаксической , стилистической грамотности.

Соответствие общедидактическим принципам

Учебно-методическое пособие должно создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению предмета/дисциплины.

Разрабатываемое содержание обучения должно быть ориентировано на образование, воспитание и развитие личности учащегося.

Личностный смысл содержания, в частности, может выражаться в:

Учете возрастных особенностей учащихся, их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания, которое соотносится с реальными проблемами учащихся;

Возможности выбора уровня (базового или профильного) , на котором изучается предмет/дисциплина;

Учете профессиональных устремлений учащихся, их потребностей в самоопределении;

Формулировке требований к подготовке учащихся.

Необходимость преемственности с целями и содержанием обучения.

Соответствие целей, задач и содержания учебно-методического пособия нормативным документам

Учебно-методические материалы пособия должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования/Федеральному государственному стандарту по профессиям НПО и СПО и обеспечивать достижение целей образования.

Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого предмета/дисциплины, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

компенсаторная компетенция совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита знаний по предмету/дисциплине, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым предметом/дисциплиной, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый предмет/ дисциплину в целях продолжения образования и самообразования, в том числе в рамках выбранного профиля. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения предмета/дисциплины, в том числе с использованием новых информационных технологий .

Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; развитие таких личностных качеств, как культура общения , умение работать в сотрудничестве; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению предмета/дисциплины; приобретение опыта творческой деятельности проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого предмета/дисциплины, в том числе в русле выбранного профиля.

Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности

Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления.

Таким образом, важнейшим направлением в обучении является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.). В пособии могут быть предусмотрены специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, поиск дополнительной информации с указанием соответствующих ресурсов Интернета, задания для организации дискуссий, проектной деятельности , в том числе и телекоммуникационной разных типов, включая и международные телекоммуникационные проекты, исследовательской деятельности , задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии.

Ориентация на формирование информационной культуры учащихся

Создаваемое учебно-методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры учащихся. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:

Самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;

Извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);

Переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

Отделять основную информацию от второстепенной;

Критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели

(сжато, полно, выборочно);

Развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;

Создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения

Краткое описание традиционных учебно-методических материалов пособия

Компонент учебно-методических материалов пособия

Требования к компоненту учебно-методических материалов пособия

к компоненту учебно-методических материалов пособия

Учебно-методические материалы для пособия:

1) пособие

Быть развернутой программой работы, построенной с учетом общедидактических принципов и требований к учебному процессу по предмету;

Представлять все компоненты системы (цели, содержание, методы и приемы обучения;

Объединять информационную,

мотивационную, организационно-планирующую, коммуникативную и контролирующую функции;

Организовывать и материально обеспечивать урок/занятие;

Наглядно представлять учащимся изучаемый ими материал, активизировать зрительный и моторный каналы восприятия учащихся, оказывать позитивное эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей учащихся;

Быть адекватным возрасту учащихся по форме и содержанию;

Создавать возможности для уровневой дифференциации и индивидуализации обучения за счет разнообразия привлекаемых материалов;

Выделять материал для обязательного усвоения;

Управлять деятельностью педагога и учащегося, обеспечивая при этом гибкость управления, оставляя простор для их творчества;

Материалы могут содержать дополнительные задания по всем коммуникативным умениям

Качество учебно-методического пособия оценивается экспертами по следующим показателям :

Название критериев оценки

Баллы по критерию

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и

способов, путей их разработки. Ценность (практическая ценность) работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов.

Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России.

Ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании; степень научности и практической значимости; использование современных научных и педагогических подходов, информационных технологий, технологичность пособия (доступность для использования в педагогической практике)

Перспективность и практическая значимость работы (уровень завершенности работы, целевая аудитория). Возможность использования пособия в других учреждениях образования (наличие грифа и «рекомендовано Минобрнауки РФ или МО РБ».

Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы.

Обоснованность и доказательность выводов при защите учебно-методического пособия и ответов на вопросы.

Итого

Оценка при защите учебно-методического пособия предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите учебно-методического пособия при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт).

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Кинешма 2015

Огорельцева М.Г. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Методическое пособие для преподавателей ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России.

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь преподавателям техникума для разработки учебно-методических материалов по преподаваемым дисциплинам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 2015. - 46 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...........................................................................................4

Типы и виды учебных изданий..............................................................................5

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям......................15

Общие требования ......................................................................................15

Требования к содержанию ..........................................................................15

Требования к структуре .............................................................................16

Требования к текстовой части ..................................................................20

Представление отдельных видов текстового материала ......................22

Библиографический список..................................................................................35

Приложения...........................................................................................................36

Пояснительная записка

Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Важной для преподавателей технологического техникума-интерната стала проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.

В свете требований образовательного стандарта преподаватели техникума должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса.

Цель данных методических рекомендаций – оказать преподавателям помощь в разработке учебно-методических материалов, которые являются необходимым условием обеспечения образовательно-воспитательного процесса в техникуме. Дать преподавателям некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, будут полезны и в какой-то мере облегчат его нелегкие искания, предостерегут от многих типичных ошибок. Наряду с этим необходимо познакомить преподавателей с учебно-методическим обеспечением как таковым: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами), требованиями к их разработке.

Любая работа, проделанная преподавателем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди (преподаватели, студенты). Поэтому важным этапом деятельности является ее оформление.

Если преподаватель хочет, чтобы о его опыте узнали коллеги, он должен иметь в виду, что в данном случае он выступает в новом качестве – как автор. Авторская разработка - вещь сугубо индивидуальная, продукт творческой деятельности преподавателя, поэтому его деятельность подчиняется несколько иным закономерностям и требованиям. Необходимо объяснить коллегам четко, что изменяет его опыт в традиционной практике, какова результативность его педагогической деятельности. В чем заключаются его идеи и подходы.

Требования к оформлению методических материалов возрастают, если преподаватель намерен представить их на экспертизу. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому она должна быть предельно ясной и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов. Одна из задач, которая поставлена в данных методических рекомендациях, - дать преподавателям обобщенные и систематизированные представления об организации деятельности создания методических материалов.

Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы.

Типы и виды учебных изданий, определяемые Министерством образования и науки РФ

Система учебных изданий

Обучающие издания

Учебник - это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Единственная возможность стать автором учебника – получить гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, а для этого учебник должен быть создан на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствовать федеральной составляющей дисциплины государственного образовательного стандарта специальности, определяемой дидактическими единицами стандарта.

Учебное пособие - это учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное вышестоящим органом в качестве данного вида издания для определённой категории учебных заведений.

Для получения статуса учебного пособия работа должна пройти соответствующую экспертизу и получить гриф «Допущено» либо «Рекомендовано» к использованию в ГОУ СПО.

Учебное пособие должно соответствовать программе курса (разделу), содержать новый материал, расширяющий содержание основного учебника, отражать новые актуальные проблемы и тенденции и быть предназначено для расширения, углубления и улучшения усвоения знаний.

Отдельная лекция - учебное издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

Тексты лекций - учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций - учебное издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекций - учебное издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Учебно-методические издания

Учебно-методическое пособие - это учебно-методическое издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме доступной и удобной с методической точки зрения для самостоятельного изучения и усвоения учебной дисциплины.

Отличительной чертой учебно- методического пособия является комплексный характер подачи материала, т.е. теория в логическом сочетании с практикой.

Учебно-методическое пособие может содержать, помимо теоретического материала, методические указания, рекомендации, задачи, задания для самопроверки и самоанализа работы студента или образцы их решения и т.п.

Таким образом, если курс лекций имеет методическое сопровождение , т.е. отвечает на вопрос: «Как использовать лекции в учебном процессе?» , - то он может быть отнесён к учебно- методическим пособиям.

То же самое относится к практикуму . Если в него включены эталоны и алгоритмы решения практических задач, упражнений , способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний, то работа является учебно-методическим пособием .

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ.

Методические указания - учебно-методическое издание, содержащее общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы обучающихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, составление докладов и др.).

Чем отличаются методические рекомендации от методических указаний?

Термин «указания» используют в тех случаях, когда в содержании предложен определённый алгоритм действий, которому для получения результата необходимо неукоснительно следовать, т.е. это инструкция, разъясняющая характер и последовательность действий при выполнении студентами конкретной учебной задачи.

В рекомендациях чаще предлагают возможные этапы выполнения задания, описывают особенности проведения отдельных частей работы. При этом студент вправе самостоятельно определить алгоритм выполнения задания.

Виды методических указаний

    методические указания к семинарским занятиям;

    методические указания практическим занятиям;

    методические указания к лабораторным работам;

    методические указания по изучению отдельных разделов (тем) курса и т.д.

Методическая разработка - это совокупность учебных и методических материалов, определяющих содержание, порядок, методы и средства проведения занятий по теме или отдельным учебным вопросам.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям

Методическая разработка может представлять собой

    разработку конкретного урока;

    разработку серии уроков;

    разработку темы учебной дисциплины;

    разработку внеклассного мароприятия;

    разработку общей методики преподавания предметов;

    Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

Методические разработки учебных занятий или тем курса чётко структурированы и в них отражены все компоненты учебного процесса.

Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь преподавателю, мастеру п/о, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков (занятий), и конспекты уроков (занятий).

План урока(занятия) - логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на уроке, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход урока. Важнейшее требование к плану урока - точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход урока.

Конспект урока(занятия) - совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов урока, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе урока. Характеризуется многоадресностью: преподаватели, мастера п/о, администрация и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи преподавателя или полный текст нового материала.

Методические разработки, обобщающие педагогический опыт.

Это наиболее сложный вид методических разработок, требующий опыта научно-исследовательской деятельности, творческого подхода к созданию и оформлению.

Основными признаками передового педагогического опыта являются:

    высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным критериям среднего профессионального образования;

    профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах своей профессиональной деятельности;

    умение анализировать процесс и результат профессионально-педагогического труда;

    самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой;

    рационализаторский подход к делу;

    коррекция в организации труда преподавателя;

    оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени преподавателей и студентов);

    устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;

    возможность повторения и творческого использования другими преподавателями;

    перспективность опыта;

    научная обоснованность опыта (научное истолкование педагогических явлений).

Для оформления методической разработки по обобщению педагогического опыта необходимо этот опыт изучить.

В изучении и обобщении передового педагогического опыта выделяют несколько этапов.

Первый этап - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы преподавателя или педагогического коллектива, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности - с другой. Это противоречие осознаётся, осмысливается, формулируется проблема в терминах, понятиях и категориях педагогической науки.

Второй этап - выявление находок, новинок в работе отдельных преподавателей или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Третий этап - составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта. Для этого формулируется тема и цель, уточняется объект, предмет изучения и обобщения. Намечаются и конкретизируются методы исследования, т.е. определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами. Устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов. Разрабатываются диагностические методики, позволяющие осуществить сбор и анализ информации о педагогическом опыте.

На четвёртом этапе проводится работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала (на основе программы). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, определить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту.

На пятом этапе описанный опыт осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи, характер зависимости между ними, определяется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

Шестой этап - оформление методической разработки. Структура такой разработки не может быть жёстко регламентирована. Однако в ней целесообразно отразить следующие компоненты:

    1. Пояснительная записка (обосновывает причины, по которым автор предлагает организовывать процесс обучения тем или иным образом, характеризует условия создания разработки, определяет область её применения).

      Основная часть (содержание может включать в себя несколько разделов и должно отвечать на вопросы: Что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный результат? Каковы условия применения разработки?).

      Литература.

      Приложения.

Вспомогательные издания

Практикумы - издания, предназначенные для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержат практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала и формированию необходимых компетенций.

Практикумы направлены:

    На закрепление знаний и умений

    На формирование навыков практической работы

    На овладение формами и методами познания

    Отражают основные аспекты учебного курса с более детальным рассмотрением и закреплением

    Могут состоять из:

    Вопросов и заданий

    Дополнительных методических указаний к их выполнению

    Разъяснений наиболее сложных вопросов

К практикумам относятся:

    сборник задач (упражнений);

    лабораторный практикум;

    сборник планов семинарских занятий;

    сборник контрольных заданий (тестов) и др.

Рабочая тетрадь - это методическая разработка для самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работы студентов, позволяющая обобщать, закреплять и систематизировать знания по дисциплине, вырабатывать навыки применения приобретённых знаний, проверять результаты своей работы с установкой на обязательный отчёт.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

    содержанием изучаемой дисциплины, степенью её сложности;

    характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

    исходным уровнем подготовленности аудитории;

    возрастными особенностями слушателей;

    условиями обучения;

    творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования, позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

    совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

    развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

    воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, устанавливающих межпредметные связи, или заданий, требующих умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами:

    изобрази схематично...

    сделай соответствующие обозначения...

    воспроизведи схемы...

    обозначь основные элементы...

    выдели отличительные особенности...

Четвёртый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определённой рабочей программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Распределение заданий в тетради по принципу «от простого к сложному» позволяет студенту определить свой уровень усвоения знаний и умений.

Если после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнаёт, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определённо к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который даёт студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

Раздаточный дидактический материал имеет методическую ценность, если преподаватель подходит к его созданию системно, оформляя методические рекомендации по его использованию в образовательном процессе.

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям

Общие требования

1. Учебно-методические издания должны иметь актуальную направленность:

    содержать элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учётом достижений современной педагогической науки;

    обеспечивать связь изучаемого материала с современной педагогической наукой;

    удовлетворять требованиям образовательных стандартов.

2. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и чётко.

3. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу

4. Учебно-методические издания должны быть рассмотрены цикловой методической комиссией и утверждены заместителем директора по учебной работе и рекомендованы преподавателям для использования.

Требования к содержанию

    Содержание учебно-методического издания должно четко соответствовать теме и цели.

    Содержание учебно-методического издания должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

    Учебно-методическое издание должно учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

    Учебно-методическое издание должно раскрывать вопрос «Как учить».

    Учебно-методическое издание должно содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).

    К учебно-методическому изданию может быть приложена мультимедиа презентация.

Презентация должна отражать:

    актуальность выбранной темы;

    соответствие содержания презентации теме учебно-методического издания;

    соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

    правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

    иллюстрационный материал презентации;

    читаемость и дизайн текста;

    цветовое решение презентации;

    оптимальность количества слайдов;

    эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к учебно-методическому изданию в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах техникума.

Требования к структуре

Общая структура:

1. Обложка

2. Титульный лист

3. Оборотная сторона титульного листа

4. Содержание

5. Перечень условных обозначений (при необходимости);

6. Введение

7. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и

подпункты)

8. Заключение 

9. Словарь /если требуется/

10. Библиографический список

11. Список электронных ресурсов

12. Приложение

Обложка не является обязательным элементом.

Титульный лист является первой страницей издания, заполняется по строго определенным правилам и включает в себя:

    полное наименование образовательного учреждения - в верхней части;

    название темы, вид материала (методическая разработка, описание опыта, программа и др.) - в средней части;

    место и год описания работы – в нижней части

Заглавие отражает объект учебно-методического издания (наименование). Название печатается прописными (заглавными буквами).

Подзаголовок – это вид документа или вид издания. Печатается строчными буквами, кроме первой прописной. Допускается сначала указывать вид документа (методические указания, учебно-методическое пособие, методическая разработка или другие), а затем учебную дисциплину или курс, которому она принадлежит. Также могут приводиться и другие необходимые, по мнению автора, данные.

Обратная сторона титульного листа по порядку содержит: фамилию, и инициалы автора(ов), название работы, место издания, год издания, количество страниц.

Ниже приводится краткое содержание работы (аннотация), состоящее из трех-пяти предложений, где указывается, какой проблеме посвящается учебно-методическое издание, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезно. Далее указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии. Также ниже приводится фамилия и инициалы рецензента(ов) (если есть рецензия).

Пример оформления титульного листа и обратной стороны титульного листа приведены в Приложении 1 .

После титульного листа помещается содержание.

Содержание

Понятие «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Содержание включает также перечень приложений.

Оглавление может быть помещено вначале учебно-методического издания – после титульного листа, или в конце учебно-методического издания– после списка литературы. ( Приложение 2 ).

Введение (предисловие, пояснительная записка - не более 0,1% от объема разработки).

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1) актуальность и значимость данного учебно-методического издания;

2) степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3) учебно-практическая или научная ценность;

4) объяснение того, какое место занимает данное издание (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5) особое внимание во введении уделяется учебной цели работы, то есть объяснению того, какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемым учебно-методическим изданием.

Во введении также может быть в кратком виде представлена логическая структура учебно-методического издания или общий принцип работы с ним.

Основная часть.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть учебно-методического издания.

Заключение (1-2 страницы) учебно-методического издания представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов.

Словарь (если требуется) - указываются специальные слова (характерные какому- либо виду деятельности) и их значение, которые автор использует при написании учебно-методического издания, с целью разъяснения их значения читателям.

Библиографический список составляет одну из существенных частей и отражает самостоятельную творческую работу автора. В нём указывается весь перечень литературы (печатные, периодические), используемый автором для написания учебно-методического издания. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники.

Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению 3.

Список электронных ресурсов - указывается перечень электронных источников (Интернет - адреса, виде, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).

Приложение (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения материала. Приложения оформляются на отдельных листах.

Рецензия

Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются заместителем директора по учебной работе техникума. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями техникумов, колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды учебно-методических изданий в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями техникума.

Рецензия должна содержать: наименование темы и автора учебно-методического издания; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в рецензируемой работе; обязательную характеристику содержания с точки зрения его актуальности; перечень положительных сторон и основных недостатков, оценка реальной значимости учебно-методического издания; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или обучающихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к учебно-методическому изданию.

Требования к текстовой части

    Текст работы выполняется на ПК.

    Все страницы текста должны соответствовать единому формату А4 или А5. Объём учебно-методического издания должен превышать 15 листов.

    Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: формат А4 - левое - 3,0 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2,0 см, нижнее – 2,0 см в текстовом редакторе Word шрифтом №12 Times New Roman , межстрочным интервалом 1,15 или 1,5, выравнивание по ширине страницы.

    Нумерация страниц: страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту; титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвёртой) странице.

    Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

    Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

    Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, параграфы, пункты, подпункты) должны быть однотипными.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

    ставятся точки после заголовков, названий таблиц и приложений;

    формат А3 может быть использован только при оформлении приложений.

Оформление приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать:

    материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера;

    характеристики материалов и инструментов, применяемых при выполнении работы;

    анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы);

    протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки и т.д.;

    таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений

    Приложения помещают в конце методической разработки.

    Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.

    Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией.

    Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится.

    Приложения должны иметь общую с остальной частью учебно-методического издания сквозную нумерацию страниц.

    На все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки.

    В приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: ______________________________________________________

код и название дисциплины

Рассмотрено на заседании ЦМК

___________________________

название комиссии

Председатель ЦМК:

_______ / __________________ /

подпись ФИО

Разработал преподаватель:

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК ___________________________

Протокол №_____ от «___»_______________20__ г.

Председатель ЦМК ________ / ФИО /

ФИО автора. «Название работы». Методическая разработка открытого урока по дисциплине « »

Аннотация (3-4 предложения)

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка классного часа

Разработал классный

руководитель группы ____

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по ВР

_______ / ________________ /

«____»_______________20__ г.

Аннотация (3-4 предложения)

.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 20__ .

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение................................................................................................................

Приложение 3

Примеры оформления источников

Иоффе, И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии: учебник для ССУЗов/ И.Л. Иоффе. – Л.: Химия, 1991. – 352 с.

Баранов, Д.А. Процессы и аппараты: учебник для ССУЗов/ Д.А. Баранов, А.М. Кутепов. – 2-е изд., стереотип. – М. A CADEMIA , 2005. – 304 с.

Скобли, А.И. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: учебник для ВУЗов / А.И. Скобло, И.А. Трегубова, Ю.К. Молоканов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1982. – 584 с.

Монтаж технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов: уч. пособие для техникумов/ И.С. Гольденберг, Л.Я. Бызер, В.М. Ашмян и др. – М.: Химия, 1967. – 380 с.

Под редакцией

Расчет и конструирование машин и аппаратов химических производств. Примеры и задачи: уч. пособие для ВТУЗов/ Под общ. ред. М.Ф. Михалёва. – Л.: Машиностроение; Ленинградское отд., 1984. –

302 с.

Многотомное издание

Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т./ В.И. Анурьев; под ред. И.Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.

Отдельный том в многотомном издании

Нефтяное оборудование. В 6 т. Т.4. Оборудование и аппаратура для переработки нефти: каталог-справочник / Ред тома Д.Д. Абакумовский, Ф.П. Смуров. – М.: Гос. научно-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной лит-ры, 1959. – 294 с.

Сборник статей

Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений: межвузовский научный сборник/Отв. ред Л.И. Высоцкий. – Саратов: СГТУ, 2002. – 98 с.

Стандарт. Под заголовком

СТБ 5.3.-2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг химической чистки и крашения. – Введ. 01.11.03. – Минск: БелГИСС; Госстандарт Беларуси, 2003 – 20 с.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док.

Правила

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением: утв. Госгортехнадзором СССР 27.11.87: обязат. для всех м-в, ведомств, предприятий и орг. – М.: Металлургия, 1989. – 154 с. – В надзаг.: Гос. комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в пр-ти и горному надзору (Госгортехнадзор СССР).

Статья из журнала

Макаров, В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. - № 12. – С. 2 – 5.

Статья из газеты

Белый, С. Электроэнергетика Беларуси: настоящее и будущее / С. Белый // Рэспуб ліка. – 2005. - № 126. – с.6.

Тезисы докладов и материалы конференций

Современные методы проектирования машин. Расчет, конструирование и технология изготовления: сборник трудов первой Международной конференции, Минск, 11-13 декабря 2002 г. / Под общ. ред. П.А. Витязя. – Минск: Технопринт, 2002. – 123 с.

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Подготовил а

методист ГБОУ СПО «КМК»

Другова Е.Н.

г. Кисловодск 2012 г.

Методическая разработка

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

    разработку конкретного занятия;

    разработку серии занятий;

    разработку темы программы;

    разработку общей методики преподавания дисциплин;

    разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

    методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;

    методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;

Схема методической разработки может включать:

    перечень используемого оборудования и материалов;

    описание хода проведения мероприятия;

    методические советы по его организации и подведению итогов;

    список использованной литературы;

    приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки)

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

    тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки;

    внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

    Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

    Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

    Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

    Количество и объем разделов не лимитируется.

Методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Типовая структура методического пособия включает:

    введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу студентов, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;

    теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;

    практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;

    дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.